Неразбавленное вино пили только пьяницы. Также оно было символом гнева Божия. В псалме 74 говорится: «к чаша въ рц гдни, нерастворена исполнь и оуклони се въ баче не истощис, вси земли». В переводе Юнгерова: «Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором, и наклоняет ее то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощаются: выпьют все грешники земли». (Также см. «Основные понятия», с. 2226.) Вопрос для обсуждения. Можно ли назвать вино коварным? Почему? «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» ( Прит.23:2934 ). Обратим внимание на эти слова — «как змей, оно укусит». Вот почему, наверное, алкоголь стали называть на Руси «зелёным змием». С другой стороны, само вино — это бездушное вещество, и оно не может быть коварным. Коварным является, скорее всего, сам человек, который лукавит сам перед собой, говоря: «Я выпью только одну рюмочку», зная, что после этой рюмочки он будет уже другим человеком и будет пить дальше, забыв обо всем. Часть третья. Как относиться к пьяницам? Вопрос для обсуждения. Как относиться к пьющему родственнику или близкому человеку? Вспомним Ноя. Как отнеслись к факту его опьянения старшие сыновья? Они прикрыли наготу отца и проявили к нему уважение. Так надо поступать каждый раз с пьяным? Мы говорили, что Ной опьянел случайно, на зная действия вина. Такие грехи (по неведению) Господь прощает легче, чем сознательные. В таком случае мы должны относиться с уважением к человеку. Надо помолиться за такого человека. Обычно молятся в таких случаях Божией Матери пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша», муч. Вонифатию. Мы надеемся, что человек, который опьянел случайно, увидит себя в таком состоянии и скажет: «Нет! Больше никогда не буду брать вино в рот».

http://azbyka.ru/zdorovie/uroki-trezvost...

О, если бы тоже самое водворилось и в нашем граде! А что скажем о нашем нравственном состоянии? Грех получил у нас как будто права гражданства, он не производит в известной части общества никакого отталкивающего впечатления; выставить себя напоказ в осквернении греховной скверны, значит выставить себя знатоком жизни, даже героем. И в избранном обществе такие грехи иногда вменяют герою в великие нравственные доблести. Не видим ли, как со дня на день умножается роскошь в ущерб благосостоянию другого, усиливается страсть к чувственным наслаждениям, уменьшается скромность целомудрия в словах и действиях, как все помыслы и желания устремляются тоже к тому, чтобы доставить великое довольство и наслаждение плоти и чувствам, как бы не было у нас вовсе души, как бы не было нам ничего известно о царстве Божием, о блаженстве в дому Отца небесного, о возмездии Его за наши грехопадения. Поэтому-то нет почти между нами радости о своей жизни, мире и здравии, ослабела она в нас до последней крайности, оттого-то так много ныне самоубийств и успехи науки не только не превратили землю из юдоли плача в рай сладости, а напротив увеличили скорость существования, так что небытие предпочитается многими бытию. Не будем и дальше перечислять недуги нашего времени, достаточно и того, что мы сказали, дабы видеть, что мы не боимся Господа, не трепещем перед Ним, а поэтому, подобно древнему Израилю, несем на себе гнев Божий, Его кару, за отпадение от Бога, за грехи, которые приняли слишком большие размеры. Бог напоминает нам о Себе, а этого ничем нельзя достигнуть лучше, как отказавши нам в тех именно дарах, которые нисходят свыше от Отца небесного. Обратимся же и мы подобно древнему Израилю с искренним раскаянием и смирением ко Господу, да льются из глаз наших день и ночь без промежутка слезы о наших грехах и невежиствиях, будем искать оправдание у Него в своем нравственном падении, говоря словами пророка: хотя беззакония наши свидетельствуют против нас; но ты, Господи, твори с нами ради имени твоего: надежда наша, Спаситель наш во время скорби! Для чего Ты как чужой в нашей земле, как прохожий зашел переночевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Пост – дело любви. Неделя 5-я Великого поста В нашей жизни мы найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. 4 апреля, 2014 В нашей жизни мы найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. Две недели отделяют нас от Пасхи, и евангельское чтение этого воскресного дня напоминает нам беседу Христа с учениками, в которой Он говорит о предстоящих страданиях и Воскресении: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33–34). Тогда апостолы не поняли смысла этих слов: одни «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10,32), другие просили Его дать им сесть «одному по правую сторону, а другому по левую» (Мк. 10,37), когда наступит Его «слава». И Христос еще раз говорит им, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Эта беседа происходила на пути в Иерусалим, и «Иисус шел впереди их» (Мк. 10,32). Христос всегда идет впереди, и мы должны следовать за Ним. Во время поста мы много раз слышали Его призывы: «Иди за Мною» (Ин. 1,43), «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Образец следования за Христом мы видим в жизни преподобной Марии Египетской, память которой Церковь совершает в этот воскресный день. Великая подвижница подает нам пример искреннего обращения человека от греховного состояния к праведной жизни. Проводя блудную жизнь в Александрии, она, «чтобы больше предаваться разврату», отправилась в Иерусалим, но у храма Гроба Господня с ней произошло чудо. Сила Божия не допустила ее к святыне, вследствие чего вчерашняя блудница внезапно осознала свое греховное падение. Только молитва перед иконой Божией Матери дала ей возможность войти в храм и поклониться Кресту Христову. С чувством глубокого покаяния она уходит в пустыню, 47 лет проводит там в подвигах внутренней борьбы со страстями и достигает великой святости.

http://pravmir.ru/post-delo-lyubvi-nedel...

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, ко торый Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. XVIII, 1-8). Поэтому и святая Церковь Православная старается приучить к настойчивой молитве, предлагая свои продолжительные Богослужения, на утомительность которых многие ропщут. Таким образом, как говорит притча, надо вопиять ко Господу день и ночь. Не следует приходить в отчаяние, если Господь медлит исполнить нашу просьбу. " Прося того, что достойно Бога, — пишет святитель Василий Великий, — не переставай просить, пока не получишь. На сие наводя мысль, Господь сказал притчу о выпросившем в полночь хлебы своею неотступностью. Хотя пройдет месяц и год, и трехлетие; и большое число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро " . " Нашим да будет всегдашним делом, — поучает другой великий святитель, Иоанн Златоуст, — прилежать молитвам и не унывать при медленности услышания, но являть терпеливо благодушие. Будем приучать себя к тому, чтобы прилепиться к молитве и молиться днем и ночью, особенно ночью, когда никто не докучает делами, когда улегаются помыслы, когда вокруг все безмолвствует и ум имеет полную свободу возноситься к Врачу душ. Всякое место и всякое время пригодно для такого делания. Если ты имеешь ум очищенный от нечестивых страстей, то будь ты на торжище, будь в дороге, будь дома, будь в судилище, будь в монастыре, будь на море, и где ты ни будь, везде, призвав Бога, можешь получить просимое " . Известней когда-то в С.-Петербурге духовник о. А. Колоколов говорил иногда своим духовным детям: " Вы ищете помощи Божией Матери? Так идите в Казанский собор и, стоя как бы воочию перед иконой, говорите: " Владычице, помоги! Я не отступлю, но буду просить, умолять, насколько сил хватит моих. Я приду к Тебе и завтра, и послезавтра и многие годы буду просить и молить, пока не получу просимое! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Осипов Национальная идея: православие в жизни Источник:  Русская неделя – Часто слышим " Москва – третий Рим " , " Россия под покровом Божией Матери " , и это, с одной стороны, вызывает гордость, с другой стороны, выглядит как самовозношение: мы – арийская нация, а весь мир ничто. Как правильно найти границу в этом вопросе? – Где бы ни было возношение, там неправда. Что значит " мы находимся под покровом Божией Матери " ? Значит ли это, что мы можем делать все, что угодно, а Божья Матерь нас покрывает? Это говорят люди, которые приняли православие, ничего о нем не знают и свои мирские, страстные начала вводят в сознание окружающих. Слышишь от таких: " Если служить молебен об исцелении от пьянства, то только перед иконой Божией Матери " Неупиваемая чаша " и ни перед какой другой. Если молиться перед Владимирской иконой, то не будет никакого толку " . Значит, начинают молиться не Божией Матери, а иконе. Это очень опасно, можно превратиться в язычников. Иконы – образы того, в кого мы верим, перед кем молимся. Различных образов Божией Матери порядка семисот. Так же, как и наших с вами фотографий может быть сколько угодно. Это язычники думали, что рисованные и скульптурные изображения – боги, за что христианство их обличало. Или " Москва – третий Рим " . Это была идея инока одного из псковских монастырей старца Филофея, жившего в начале 16 века, но там была другая мысль: Рим отпал от Православия, православная Византия пала, – где еще то государство, в котором Православие являлось бы государственной религией и которое имело бы все возможности существовать в Православии, распространять его и жить им? Да, это – Россия, да, это – Москва. Такая была идея, но сказать, что она актуальна на веки вечные, – это все равно что сказать: " А наши предки Рим спасли " . И еще в отношении покрова Божией Матери, он не безусловный. Народ иудейский был избранным, но они отвергли Христа, и их избранничество было отнято. Никто не может быть избранным на веки вечные, все зависит от нашей с вами свободы. Будет ли покрывать Божья Матерь человека, который хулит Бога?

http://religare.ru/2_44995.html

Там, где есть духовная жизнь, где сердца устремлены Горé, там есть все источники духовных утешений, вся полнота духовной радости, ибо там всегда пребывает Божия Матерь. Православный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение: «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ... Если кто унывает, скорбит и в таком состоянии пребывает долго, тот забывает, перестает чувствовать, что с ним пребывает Царица Небесная. Если бы человек всегда помнил, что Она с ним, то печаль бы его быстро обращалась в радость и слезы становились бы слезами утешения. Называя Божью Матерь нашей Радостью, православный христианин обязан и сам быть радостью для других, для ближних – приносить им благодатный мир и утешение делами любви и христианского милосердия. Если же он не может почему-либо принести радость другим делом, то, по крайней мере, он многое может сделать им добрым словом. Ласковое, успокоительное, сердечное слово – это слово ангельское, это архангельский глас. Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться к тому, чтобы наш разум и наше сердце всегда были исполнены мысли и чувства, что у нас есть Небесная Заступница, наше Утешение и Радость! А стремясь к этому, будем усердно просить Ее, чтобы Она помогла нам быть достойными Ее близости! «Радуйся, Радосте наша!» Аминь. Вторая половина проповеди на тему «Радость», если ее произносить в день явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамения» Курской 8/21 сентября. П равославный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без Ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также, прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение «Нечаянная Радость, «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Австралии в каждом доме пытались угостить Батюшка рассказал, что в ходе паломничества люди иногда делились с ним чудесами по молитвам перед Курской иконой, но он их не запомнил. «Я эти рассказы не записывал, потому то считал, что это нормально – Господь совершил чудо для этих людей», – признается он. Но все его повествование состоит из «обыкновенных чудес», которые, может быть, происходят в жизни каждый день, и их можно даже не заметить. Но они от этого не перестают быть чудесами. Ну, разве не чудо, например, как отец Георгий сопровождал тогдашнего Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия (Устинова) вместе с иконой в полете из США в Австралию? Лететь предстояло больше 10 часов, владыка занял место в первом классе, а ему пришлось сесть в обычный «эконом» и положить святыню на полку над головой – другого места для нее просто не было. Однако в самом начале пути стюардесса сказала, что есть свободное место прямо рядом с владыкой, и предложила отцу Георгию пересесть. «Всю дорогу я летел в очень удобном большом кресле, и там хватило места для иконы. Казалось бы, это мелочь, но такое тоже случается», – рассказывает священник. Протоиерей Георгий Ларин с семьей Естественно, Австралия, где Ларин жил почти 20 лет, для него стояла особняком в той поездке. Вместе с иконой он посетил все крупные города, включая Сидней, Брисбен, Перт, Аделаиду. «Конечно, у меня было особенное чувство оттого, что возвращаюсь в страну, где провел юность. Все было очень утешительно, люди встречали очень радушно», – вспоминает батюшка. По его словам, во время поездок с иконой по домам хозяйки неизменно старались угостить. «Было очень трудно, но приходилось соглашаться. Одна женщина даже обиделась, что я у других угощался, а у нее отказываюсь», – улыбается отец Георгий. Самая запоминающаяся встреча, по его словам, состоялась в Аделаиде, где в то время жил врач Петр Калиновский, написавший известную книгу «Переход» – по рассказам пациентов, видевших, что происходит «по ту сторону жизни». «При встрече я рассказал Калиновскому, что мой тесть – историк Юрий Владимирович Изместьев – прочитав его книгу, с удивлением узнал, что тот когда-то был атеистом, – вспоминает отец Георгий. – Но Калиновский сказал мне: Да, батюшка, я был атеистом, а сейчас не просто верю, а знаю, что Бог есть. Я испытал это на собственном опыте”».

http://pravoslavie.ru/135949.html

Правильный способ каждения : Священнослужащий, держа кадило тремя перстами правой руки у верхней части цепочек, под завершающей цепочки крышечкой (по другой практике, взяв кадило за оба кольца указательным пальцем), возносит его перед иконой или другим священным предметом. При втором взмахе кадила, кадящий наклоняет главу, совершая поклон, и при третьем взмахе — выпрямляется. Так триады, перед иконой иди другой святыней совершается каждение. Подобным образом совершается каждение клиросов и народа. Благоговейные священнослужители обращают внимание на то, чтобы кадило не поднималось слишком высоко. Так при каждении престола и сосудов, стоящих на престоле, чтобы действия каждения было поднесением фимиама к святыне. Предплечье должно быть наименее подвижно. Старые священнослужители, обучая молодых, рекомендовали подкладывать под руку Служебник, чтобы тем самым связать слишком широкое движение предплечья. Очень помогает для плавности каждения делать легкое движение руки сгибая ее только в локте так, как будто в пальцах находится некий предмет, совершающий вертикальное движение вверх и вниз по плоскости. Диакон при каждении с иереем или архиереем предходит ему со свечей в руках. Кадящему архиерею, кроме диакона со свечей, предходят также иподиаконы с дикирием и трикирием. Каждение бывает разных видов: иногда кадят только известную часть храма или известный предмет, как, например, аналой с иконой, или крестом, или Евангелием. Полное каждение всего храма из алтаря начинается так: сначала кадят со всех четырех сторон престол, потом горнее место, жертвенник (если на жертвеннике уготованы св. Дары, то сначала жертвенник) и весь алтарь. Затем кадящий исходит северными дверьми на амвон, кадит царские врата, затем иконы южной стороны иконостаса, начиная от иконы Спасителя, потом иконы северной стороны иконостаса, начиная с иконы Божией Матери, затем правый и левый лики, или клиросы, и всех предстоящих в храме. Далее, обходя храм с южной стороны, кадит иконы всего храма, затем входит в притвор, кадит «красные врата», выйдя из притвора, идет к алтарю северной стороной, кадя все иконы храма на этой стороне, и возвращается опять к царским вратам, кадит царские врата, икону Спасителя, икону Божией Матери и входит в алтарь южной дверью, после чего, став перед престолом, кадит его спереди. Если царские врата открыты, то выходит на амвон и возвращается в алтарь через царские врата.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Но какое слово может выразить неутешную скорбь и горькие слезы еще неустроенных учениц отца Илариона в то время, когда их души и сердца были проникнуты одним общим скорбным чувством с часу на час ожидаемой потери своего отца-наставника? Беззащитные и бесприютные, в нем одном, после Бога и Богоматери, они имели опору и покровителя, и потому скорбь их теперь была невыразима! Почувствовав приближение кончины, угодник Божий окружавшим его одр боголюбивым сестрам указывал на свою келейную Владимирскую икону Божией Матери, поручая их заступлению Царицы Небесной. Видя же их общую глубокую скорбь, он то утешал их пророчественным обещанием, что «будет на этом месте обитель, как лавра цветущая», быв вполне уверен, что Господь согреет сердце преданных ему троекуровских помещиков, которые и участок земли отведут для общины; то обращался к ним с кротким, исполненным отеческой любви увещанием: «Что вы скорбите? - говорил он.- Ведь телом только разлучаюсь с вами, а молитвенный дух мой пребудет вечно в этом благословенном месте». «Не плачьте и не скорбите, ведь кто любит меня, будет и вас любить». Всем же дал такое общее завещание: «Во время скорби, болезни или каких недоумений отслужите молебен пред Владимирской иконой Царицы Небесной с акафистом - я и сам пред Ее иконой молился. Потом и меня, грешного, помяните, отправивши панихиду». Действительно, отец Иларион особенно чествовал Владимирскую икону Божией Матери. В келье его пред Ее священным ликом горела неугасимая лампада. Живой он предстоял в неустанной молитве к Владычице и заповедал своему келейнику и по исходе души своей из тела отслужить Ей молебен. С каждым днем, даже с каждым часом заметно ослабевал святой старец. Уже и вовсе перестал принимать посетителей, никто не входил к нему, кроме духовника и близких учениц, да и с теми говорил он более знаками. Последнюю исповедь перед кончиной по желанию самого старца принял от него губинский священник отец Никандр Андреев, пользовавшийся особенным его расположением. За три дня до кончины угодник Божий пожелал святой воды из Тюшевского колодца, от чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Село Тюшевка[ 6 ] от Троекурова находится в 40 верстах, но это неблизкое расстояние не воспрепятствовало окружавшим старца преданным ему особам исполнить последнее его желание. Соседняя помещица А.В. Шил-ская, пользовавшаяся расположением и духовными советами отца Илариона, поспешила послать за водой, которая и была принесена. Старец в это время лежал на диванчике, лицом к стене. Обернувшись, он перекрестился, проглотил две ложки святой воды, третью отстранил своей рукой и поблагодарил Шил-скую за любовь, после того он уже ничего не вкушал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

Пришло время славной древности Российской! Какие были молитвенники на Русской земле! И Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас. Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 г. Вот, что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: " Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: " Вот попов привезли, сейчас они нам помогут... " . Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом " в небе появилась Мадонна " (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским! " . И еще один факт. Киев – матерь городов русских – был освобожден нашими войсками 22 октября – в день празднования Казанской иконы Божией Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь наша; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда Христианство, Православную Веру! Вся истинная сила и все истинное счастье Русского народа – в Православной Вере!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=827

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010