Тело матушки, облаченное в монашеское одеяние, привезли в обитель накануне престольного праздника монастыря – дня празднования Казанской иконе Божией Матери. На отпевание и похороны игумении Евпраксии прибыли девять священнослужителей во главе с Архиепископом Сиднейским, Австралийским и Ново-Зеландским Иларионом. Трогательно совершалась заупокойная служба. Крест, который несли во главе погребальной процессии, казался невесомым и знаменовал победу. Многие люди признавались позже, что в тот момент они чувствовали не скорбь, а скорее Пасхальную радость. Сороковой день со дня кончины матушки выпал на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день также празднуется память пророка Михея. Это особенно знаменательно, ведь именно иконой пророка Михея благословили матушку в день ее возведения в сан игумении, и потому она всегда считала пророка Михея своим защитником и покровителем. Матушка предчувствовала свою скорую кончину. Незадолго до смерти она сказала одному из прихожан, что не доживет до следующего праздника (приближалась летняя «Казанская»), и положила в Евангелие новую красивую – белую с золотой отделкой – закладку, отметив как свое завещание сестрам и Церкви 4-ю главу из Послания к Ефесянам святого Апостола Павла: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Ефес. 4, 1–6 ).                Сразу по кончине игумении Евпраксии небесное ее предстательство было явлено и осиротевшим сестрам обители, и людям, живущим далеко от монастыря, но глубоко почитающим матушку. Еще до похорон матушки одна из сестер, делая прощальный земной поклон, совсем забыла о сильно болевшем опухшем сломанном пальце и… получила исцеление у гроба почившей игумении. Опухоль прошла, и боль уже не повторяется. Еще одна сестра получила исцеление правой руки, которая целый год сильно болела от артрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Служба известна в значительном числе списков, ок. 20 из них восходят к XV в. (приведенный Яблонским перечень включает более 165 списков и признан самим исследователем неполным, см.: Яблонский. 1908. Примеч. 3. С. 148-150). Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде была составлена П. Л. в рамках цикла вместе с новой версией сказания («Воспоминание знамения…», см. выше) и Похвальным словом иконе «Знамение» (см. выше), вероятно в 1-й приезд в Новгород. Долгое время старшим списком Службы считался список в составе пергаменной служебной Минеи на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. (см.: Яблонский. 1908. С. 151; Дмитриев. 1973. С. 123; Янковска. Проблема атрибуции. 1979. С. 198). Однако исследование рукописи показало, что текст Службы является поздней вставкой ( Гордиенко. 2010. С. 123, 125; Карбасова, Левшина, Шибаев. 2019. С. 186-187). На данный момент старший список Службы, включающий 6-ю песнь канона после икоса «Воспоминание знамения…», содержится в рукописи-автографе: РНБ. Соф. 429. Л. 152-186, примерно 40-е гг. XV в. Это позволяет датировать его работу над Знаменским циклом временем до нач. 40-х гг. XV в. Служба иконе, как правило, сочетается со Службой св. Иакову Персянину, включает 2 канона, к-рые имеют в надписании имя П. Л.: «творение священноинока Пахомиа Логофета» (РНБ. Соф. 191. Л. 252 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 151). В рукописи РНБ. Кир.-Бел. 302/559. Л. 347 имеется запись, указывающая, что П. Л. принадлежат как каноны, так и стихирная часть Службы: «въ тои же день празнуемъ знамение пречестнаго образа в Великом Новград, стихиры и канон Пахомиевы» (цит. по: Яблонский. 1908. С. 152). Однако Служба иконе «Знамение» существовала скорее всего до П. Л., о чем свидетельствует запись в рукописи ГИМ. Увар. 761. Л. 231 об., в к-рой указано о праздновании иконе 27 нояб. с отсылкой к концу рукописи, где помещены тропарь и кондак празднику (песнопения отсутствуют, вероятно, были утрачены). На основе этих данных исследователи предполагают, что П.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

и. В. и. (размер 134,5 ´ 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й пол. XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте - с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери . Как и на Тихвинской иконе, на В. и. правая ножка Младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно В. и. украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 г. из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. одежды Богоматери и Младенца были серебряные с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали 2 чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне младенца было 3 драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в т. ч. вотивные 1758 и 1759), на одной из к-рых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно вел. кнг. Елены Иоанновны). В архивных документах 1701 и 1781 гг. перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на В. и., в т. ч. у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца - 33 нитки бисера. В 1866 г. оклад демонтировали, оставив только басменную серебряную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году худож. В. Васильев провел реставрационную расчистку В. и. С началом первой мировой войны, рус. правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных правосл.

http://pravenc.ru/text/158626.html

После того как волшебную силу мироточивой иконы испытали на себе красноселы, в Здемирово потянулись сначала жители окрестных деревень, а затем и костромичи. Первыми об иконе узнали в костромской общественной организации “Совет матерей”. К иконе, ища утешения у Божией Матери, стали приезжать помолиться за алкоголиков их близкие. Результат оказался ошеломляющим. Спустя всего несколько дней болезнь исчезала. К чудесной иконе Ирину Самойлову привело отчаяние. Ее сын “сидел на игле” больше десяти лет. В беде женщине помочь уже ничего не могло. Бессильными оказались и психологи, и столичные врачи. Узнав в “Совете матерей” об иконе в Красносельском районе, женщина направилась туда. Помолившись, она вернулась в Кострому. Сына она застала в ванной. Доведенный болезнью до отчаяния, парень пытался вскрыть себе вены. Руки его были изрезаны от локтя до запястья. Обомлевшая женщина не могла отвести взгляда от этого жуткого зрелища. Она не сразу поняла, что ее напугало больше всего. Лишь потом, взяв себя в руки, она обнаружила удивительную вещь: какие-то силы не дали ее сыну убить себя. Кровь из вскрытых вен не текла, а тут же свертывалась прямо в ранах. Это открытие стало шоком для обоих. Потрясенный молодой человек уже на следующее утро отправился в Здемирово и сам стал молиться спасительной иконе: С этого случая минуло уже три года, а сын Ирины Самойловой и сегодня даже не курит. Помолиться у чудесного образа приезжают даже те, кто в силу профессии привык быть материалистом. Отец Алексей вспомнил, как несколько дней подряд в Здемирово приезжала женщина-врач. Ее сын оказался на больничной койке и три дня пролежал в бессознательном состоянии. Все эти дни его мать провела в молитвах. На четвертые сутки она позвонила в Здемирово и сообщила, что ее сын пришел в сознание и его уже перевели в общую палату. “Я не знаю, что помогло нам больше – медицина или Божия Матерь, – сообщила счастливая мать. – Но мне кажется, что, если бы я не поехала в Здемирово, все могло бы закончиться печально”. Целительный путь

http://azbyka.ru/zdorovie/chasha-vmesto-...

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый. Иконка моя.Тихвинская. Фото сделано 21.03.2018. Серебро, размер 6 на 4. На обратной стороне клеймо MF И.О 186 какой то. Проба 84 и герб Москвы. Дополнительное фото реверса высылаю. Интересует, что это за иконка и для чего она была сделана? Ответов: 2. Последний ответ: Скорее всего это была архиерейская панагия. Добавлено на опознание: 2018-03-20 17:22:56 Владелец: Ng777 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите определить название образа Божией Матери. Икона 19 века, вторая половина. Ответов: 4. Последний ответ: Спаси вас Господи. Добавлено на опознание: 2018-03-19 13:26:55 Владелец: relikviya1903 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-19 13:25:03 Владелец: relikviya1903 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-19 12:49:42 Владелец: Dassen Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста определить кто изображён на иконе [Добавлено 2018-03-19 17:17:08]: Помогите пожалуйста определить кто изображён на иконе Ответов: 2. Последний ответ: Здравствуйте! Я так понимаю это подокладная икона?Могу сказать точно , что на иконе изображен великомученик Пантелеймон целитель. Добавлено на опознание: 2018-03-19 12:48:43 Владелец: Dassen Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо за информацию. Добавлено на опознание: 2018-03-16 10:44:50 Владелец: Arrows Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона осталась от дальней родственницы. Я думаю это какая-то католическая икона. Так как родственники поляки. Хотелось бы узнать о этой иконе подробнее Ответов: 2. Последний ответ: поделитесь с нами результатами. Добавлено на опознание: 2018-03-15 11:25:50 Владелец: andrey682412 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2018-03-15 12:31:06]: Иконе около 200 лет [Добавлено 2018-03-15 12:47:34]: Помогите узнать что за икона [Добавлено 2018-03-16 10:12:03]: нижний снимок сделан в левом нижнем углу иконы, надпись и рисунок расположен вверх ногами к основному рисунку

http://pravicon.com/unknown/19

2006. С. 286). Обе иконы являются такими повторениями. Высказанную, хотя и с оговорками, версию, что оригиналом для иконы Семена Хромого мог быть образ, ныне находящийся в ЦМиАР ( Алфёрова. 2008. С. 231), трудно считать убедительной, поскольку обе иконы разнятся в деталях. Так, на иконе из ЦМиАР воспроизведен более редкий для икон Madre della Consolazione вариант изображения левой стопы Богомладенца - она не симметрична правой стопе, а параллельна лузге иконы; линия каймы мафория по правой стороне в 2 местах (на уровне плеча и ближе к застежке) не имеет логичного продолжения, в районе сгиба на левой руке она значительно упрощена, а по нижнему краю словно обрезана; в орнаменте совмещены греч. и слав. буквы. На иконе Семена Хромого обе стопы Младенца обращены вперед, но возникла путаница с пальцами (из-за чего обе ноги анатомически читаются как правые); мастер не смог верно передать продолжение каймы мафория на стыке с прозрачной тканью слева, но справился с ее линией почти по всему объему сложной драпировки, в т. ч. по низу. В то же время общие черты икон могут свидетельствовать о том, что иконописцы имели перед собой рус. протограф, переработанный с итало-критского образца, а возможно, и сверялись с самим образцом. Напр., не имеет аналогов такая уникальная деталь иконографии обеих рус. икон, как направление взгляда Богомладенца - не на молящегося, не на Мать, а в сторону от Нее. Вторым важным моментом является надпись в свитке Христа. На всех известных итало-критских иконах цитируется текст Евангелия от Луки (Лк 4.18): «ΠΝ(ΕΥΜ)Α Κ(ΥΡΙΟ)Υ Ε/ΠΕΜΕ ΟΥ/ΕΝΕΚ(ΕΝ)/ΕΧΡΙΣΕ...» («Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня») (напр., на иконе Николаоса Зафуриса 2-й пол. XV в. (Музей изобразительных искусств, Сплит)). С ним ничего общего не имеет надпись на рус. иконах: «              » - по варианту иконы из ЦМиАР (в 3 строчки) и с ошибкой на иконе С. Хромого (в слове «  »; в 6 строчек); лит. источник надписи не выявлен, близкий по содержанию гимнографический текст встречается в тропарях воскресных, «по непорочных», строки к-рых обращены к Божией Матери: «Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

Впрочем, наблюдается и другое. Ждет прихожанин в очереди 15 минут, по сторонам смотрит. Вот и подошел ожидаемый момент. Однако он почему-то не прикладывается к иконе. Он читает молитву-тропарь. Остальные очередники вынуждены ждать, дорогу-то заслонили. Люди немножко напряженно молчат: скажешь сейчас слово, прервешь молитву, спровоцируешь неуместный в храме спор. Вот мы теперь не в храме, подумаем: ведь можно просто занять очередь, отойти и неспешно прочесть молитву, вернуться на свое место и никого не задерживать. Чем плохое решение? Неужели если христианин произнесет молитву Божией Матери на 15 минут раньше, чем приложится к иконе, – то его усердие не будет принято небом? Зеркало заднего вида Кто-то из очереди заранее подготовился. Стоит с книжечкой в руках, молитву и канон к Богородице совершает. Такому ждать не утомительно. Время не так заметно за молитвой. Бывает еще, что дорога освободилась, человек подходит к иконе, прикладывается, но не убирается восвояси. Делает пару шагов в сторону и вновь открывает книжечку. Понятно: очередь быстро подошла, не успел Божией Матери канон закончить. Никого задерживать не стал, приложился и в сторонке молится, сколько время и силы позволяют. Вот это здорово! По трем причинам сразу. Во-первых, молитва не откладывается на последний момент, когда прикладываться пора. Человек начинает молиться сразу, еще на подходе. Вообще заметим, что церковные люди давно знают замечательный способ, как бороться с томительным ожиданием в очереди. Пустое время ожидания в любой очереди (хоть на автобусной остановке) можно наполнить молитвой. Если нет с собой молитвослова, можно молиться краткими словами: «Господи Иисусе, помилуй нас грешных! Пресвятая Богородице, помогай нам!» Или своими словами можно помолиться. И тогда чудесным образом пустое время ожидания начинает работать на нас. Во-вторых, здорово, что человек понимает: молиться перед иконой можно и в полуметре от нее, и в пяти метрах от нее это тоже молитва перед иконой. Разве нет? В-третьих, здорово, что у человека работает «зеркало заднего вида». Он понимает, что за ним люди, не стоит их задерживать без особой нужды. Сплошь и рядом происходит одно и то же: кто-то терпеливо выстаивает очередь, прикладывается к иконе и замирает в молитве минут на пять.

http://pravmir.ru/ratsionalizatorskoe-pr...

24 февраля 1872 года при отношении за 625 Санкт-Петербургская духовная консистория препроводила в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет акафист в честь Тихвинской иконы Божией Матери, составленный Николаем Васильевичем Елагиным . По поручению Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета рассматривавший рукопись архимандрит Геласий 9 марта доносил комитету: «В этом акафисте, по принятому обычаю, помещено 13 кондаков и 12 икосов, и в каждом икосе, тоже по принятому обычаю, содержится по 13 молитвенных обращений к Божией Матери, начинающихся словом «радуйся», за исключением, впрочем, 6-го икоса, в котором составитель отступил от принятого обычая и вместо 13-ти молитвенных обращений поместил только 11. В своих молитвенных обращениях к Божией Матери составитель пользуется готовыми выражениями, заимствованными частью из Священного Писания , частью – из богослужебных книг, частью – из акафиста Божией Матери, но этим материалом он не воспользовался настоящим образом и допустил немало погрешностей в отношении верности мысли, определенности выражений и точности изложения. Например, в кондаке 1 сказано: «Радуйся, Дщи Бога и Отца». «Дщи» – неуместно, потому что далее следует «Радуйся, Мати Сына Божия». Обращая затем внимание на общий ход течения мыслей в тех же икосах, трудно найти в них строго логическую связь между исторической частью, обыкновенно помещаемой в начале каждого икоса и заимствованной из сказания о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, и следующими за ней обращениями к Богоматери. Для примера можно указать хоть на икос 9. В начале этого икоса составитель, указавши на особенный способ благопромышления Божией Матери о спасении иноков Тихвинской обители, именно от огненного очищения (посредством пожара) обители, от уязвления врага невидимого (от вкравшихся в иноках обители некоторых пороков), в обращениях к Божией Матери он говорит о том, между прочим, как Пресвятая Дева искала Возлюбленного Сына Своего, как Она нашла Его в доме Отца Его, как слагала все глаголы о Сыне Своем в сердце Своем, как прежде всех признала в Сыне Своем Бога и проч. Такую неточность можно встретить в каждом икосе, что, очевидно, не может благотворно действовать на ум и чувства молящихся. Таким образом, рассмотренный акафист составлен не совсем удовлетворительно и заключает в себе много недостатков».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Кондак, глас 8-й Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда, и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная. 16/29 июля Иконы Божией Матери Чирская (Псковская) Тропарь, глас 4-й Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4-й Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. 18/31 июля, 2/15 июля Иконы Божией Матери Калужская Тропарь, глас 4-й Заступнице от враг иноплеменных необоримая Калужския земли и избавительнице от смертоносныя язвы, Милостивая! Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, и спаси души наша. Кондак, глас 6-й Не имамы песней, ниже Словес, како достойно восхвалити Тя, Мати Христа Бога нашего, явления ради чудотворныя иконы Твоея земли Калужстей, токмо можем вопити Тебе: не отврати милости Твоея от нас и низпосли ю всем притекающим к цельбоносней иконе Твоей. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» Тропарь, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Другой тропарь, глас 4-й Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Гребневская

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

Примечание: О диаконах. В начале литургии, после великой ектеньи диакон становится лицом к иконе Спасителя и стоит до конца первого антифона, с окончанием которого приходит на свое место, т.е. пред царские врата, где произносит малую ектенью. После возгласа становится к иконе Божией Матери и стоит во время пения второго антифона и «Единородный Сыне». По сем опять на показанном месте произносит малую ектенью, после которой уходит в алтарь южной дверью и, по поклоне священнику, открывает царские врата. При двух диаконах, второй выходит из северных дверей и, по уходе первого южной дверью, всё делает так, как показано выше при одном диаконе, но возвращается в алтарь северной дверью. 12 При трех диаконах, когда первый кончает великую ектенью, т.е. при последнем ее прошении: «Пресвятую, Пречистую», второй диакон выходит южными, а третий северными дверями одновременно, становятся по сторонам первого диакона и, по окончании ектений, кланяются ему, а он – им, и уходит в алтарь южной дверью, а диаконы становятся: второй – к иконе Спасителя, а третий – к иконе Божией Матери. И стоят до конца антифона. По окончании антифона оба сходятся пред Царскими вратами и второй говорит ектенью, после коей снова отходят к иконам. По втором антифоне снова сходятся, и ектенью говорит третий диакон, после коей оба уходят в алтарь своими дверьми. При трех диаконах между ними следующим образом распределяются: Ектении: великая – первого диакона, первая малая – второго диакона, вторая малая – третьего диакона, чтение Апостола – второго диакона, Евангелие – первого диакона, ектенья сугубая – второго диакона, об оглашенных – третьего диакона. Возглашения: «Елицы оглашеннии» – первого диакона, «Оглашеннии изыдите» – третьего диакона, второе «Елицы» – второго диакона, «Исполним молитву нашу» – второго диакона, «Вся святыя помянувше» – третьего диакона, «Прости приимше» – первого диакона. Каждения: на часах – второй и третий диаконы вместе, они же на входе пред евангелием, на Апостоле (или, как правило, на аллилуарии) – первый диакон,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010