Мы научились говорить о Христе, но от нас не должно исходить то, что ударит по Нему И мир скажет: «Вот так поступают ваши христиане» 23 декабря, 2018 И мир скажет: «Вот так поступают ваши христиане» «Я себе задаю вопрос: а что ты делаешь ради Христа не просто как условно воспитанный человек, имеющий некоторое образование, а именно как христианин? И если все свести к сухому остатку – окажется очень мало» – проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 30-ю по Пятидесятнице. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Лк. 17: 12–19 Протоиерей Александр Абрамов Самый поверхностный слой этой притчи выглядит так, что она о благодарности. О том, что Бог нечто вам дал и исцелил, а вы не возвращаетесь воздать Ему славу. И такое сплошь и рядом происходит. Я очень хорошо помню по нашему храму, как одна семейная пара, длительно бывшая бездетной, приходила к иконе Божией Матери Феодоровской. Мы несколько лет служили молебны. И вот Бог дал им дитя – а они тут же исчезли. И пришли совсем недавно, метеором, на одну из служб. Я их спрашиваю: «Что же вы не приходите?» – «Ну, вот сейчас у нас ребенок появился, очень много забот и трудностей». – «Но позвольте: когда не было детей, у вас было намного больше трудностей, страданий, мучений. А сейчас у вас есть ребенок, ваша семья полна. Несомненно, с медицинской точки зрения никаких бы детей у вас не было. Но дал вам Бог. Что же вы?» – «Ну, мы как-нибудь придем…» Итак, это, конечно, о благодарности. Но не только; на самом деле это повествование о значительно более важных вещах, чем просто о благодарности. Оно о том, что христианин может и должен делать именно как христианин. Вот, например, мы с вами, я так надеюсь, никого не убиваем. Но ведь так мы поступаем не потому, что христиане, а просто потому, что нам не с руки убивать, нам претит это, нам страшно, в нас живет какое-то нравственное чувство. Но нравственное чувство «не убивать» является общим для человеческого рода. Что же удивительного в том, что мы не убиваем, что тут особенного, христианского?

http://pravmir.ru/myi-nauchilis-govorit-...

Мы снова у Храма Св. Гроба Господня. Посмотрим отсюда на прочие достопримечательности Иерусалима. По левую сторону «Св. ворот» находится двухэтажное здание колокольни с церковью во имя Сорока мучеников. В этой церкви – гробница Иерусалимских патриархов. С этой церковью соединяется другая: во имя Мироносиц. Сохранилось предание, что эта церковь построена на том самом месте, где Мария Магдалина увидела Господа по Его воскресении и услышала от Него слова: «Не прикасайся ко мне, ибо Я еще не взошед к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Вот смежная церковь Св. Иакова. Св. Иаков был первым епископом Св. Града, и в церкви во имя его сохраняется его кафедра; здесь же – икона Богоматери, писанная, по преданию, св. Евангелистом Лукой. Можно представить себе то невыразимое чувство благоговения, с которым поклонник подходить к этой иконе Богоматери – древней и писанная рукой того, кто описал и земную жизнь Ея Божественного Сына! С южной стороны площадки храма, о которой мы говорили в III главе книжки, находится так называемое «Геосиманское подворье», и в церкви его – плащаница Божией Матери. Монастырь греческий, под именем Авраамиева, переносит нас в глубочайшую древность, в ту седую старину, когда жил и действовал патриарх Авраам: Здесь он готов был принести в жертву Иегова своего единородного сына Исаака, но был удержан ангелом. Тут же помещаются и многие другие церкви и обители. Они принадлежат разным народам, и каждая, по месту или по находящимся в ней предметам, связана с каким-либо священным преданием. Заслуживает полного нашего внимания так называемая «Святогробская обитель» с ее громадными постройками, в которых живут черноризцы, греки имеются помещения для богомольцев. Эти старые обители вызывают у посетителя чувство глубокой благодарности: в то время, когда не было еще всех тех удобств, какими ныне обставляется путешествие в Иерусалим и пребывание в нем; когда постоянные смуты и беспокойства угрожали пришедшему помолиться даже опасностями, – в это время большая греческая обитель одна стояла на страже интересов прибывающих в Иерусалим и исполняла то, что в настоящее время исполняют многие другие учреждения. Нужно и вообще заметить, что православные греки оказали в этом случай много услуг, и по справедливости им принадлежит наибольшее число монастырей и храмов в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На древних же иконах в лике Божией Матери, несомненно, отражается то, что это необыкновенно возвышенный и смиренный человек, что эта Дева действительно родила Бога и Она воистину, как говорим мы в молитве, сущая Богородица — истинная, действительная Богородица. В ликах святых, в особенности когда черты лица сохранены для нас Преданием — не всегда, к сожалению, так бывает, — отражается Божественная благодать, которая присутствовала в сердцах этих людей. Иконописец даже старается написать лик святого именно так, чтобы незамеченное окружающими при жизни угодника Божия было выявлено в иконе. Может быть, из-за какой-нибудь болезни, которая искажала его внешность, из-за старости или, может быть, из-за того, что подвижник умело скрывал свою внутреннюю жизнь, не все видели пребывавшую внутри человека святость, обильно действовавшую в нем благодать. А иконописец изображает святого так, чтобы мы увидели то, что не видели современники святого при его жизни, а это возможно благодаря особому иконописному стилю, душевной и духовной чуткости иконописца, его мастерству. «Прииди и виждь», — сказал Филипп Нафанаилу. «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (ст. 47–51). Есть поговорка — очень мудрая, как и большинство всех русских поговорок: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Знакомясь с человеком, мы прежде всего смотрим на него и только потом начинаем с ним общаться, беседовать, он нам о себе что-то рассказывает, и мы узнаем его ближе. Бывают очень чуткие люди, которые с первого взгляда узнают характер другого человека и больше верят своему первому впечатлению, поскольку потом человек, прибегая к своей мудрости, опытности, иногда, может быть, хитрости, создает другое мнение о себе, изменяя то, первое, впечатление.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им. Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство, вот, что пишет о язычниках апостол Павел: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…Они заменили истину Божию ложью, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:23-35 ). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, чтобы предупредить евреев о том, что ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников осталось довольно мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть и сейчас. Например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас в России, где христианству вот уже более 1000 лет, кое-кто пытается возродить древнее славянское язычество. Почитание в православии святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, не материалу, из которого она сделана, а тем, кто на ней изображен: Богу, Богородице и святым. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Во-вторых священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме, скинии, золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства, в римских катакомбах, местах собраний первых христиан, были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией, с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески были найдены при раскопках.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov

Но у нас есть свои руководители, за которыми мы и следуем, так как они, а не Толстой, указывают путь, истину и жизнь ( Ин. 14:6 ). Они учат, что хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор. 7:1 ) и что не выдающий замуж своей девицы поступает лучше выдающего (см. 1 Кор. 7:38). Однако не все вмещают слово сие, но кому дано ( Мф. 19:11 ); каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор. 7:7 ). Сообразно с этим, тем, которые могут вместить, христианство предлагает подвиг полного целомудрия, а кому не дано вместить – оно предлагает и подвиг более слабый – брак, но все же подвиг христианский. А посему выдающий замуж свою девицу, по словам апостола Павла, поступает хорошо, то есть нравственно, по-христиански; если и женишься, не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор. 7:38, 28 ). Конечно, истинное девство выше брака; но следует ли, говорит святой Кирилл Иерусалимский , из-за того, что мы имеем золото, отнимать цену у серебра? Да не будет этого!.. Екатерина Чепыжова «Господь все устроит» Сейчас многие стремятся обвенчаться. Кто-то не мыслит брака без христианского Таинства, кто-то надеется получить что-то вроде «гарантии», чувствуя, что совместная жизнь и гражданская регистрация отношений еще ничего «не гарантируют», кто-то следует традиции или моде. Есть и те, кто приступает к Таинству после постигших семью тяжелых испытаний. В таких случаях решение венчаться обычно более обдуманное и сокровенное – хотя бы с одной стороны. Однажды я случайно оказалась свидетельницей Венчания в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Я зашла в храм приложиться к древней чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Шло Венчание. Мужчина и женщина лет сорока, оба в неяркой одежде, стояли перед священником, в стороне расположились родственники. Казалось бы, обстановка была самой скромной, но такая торжественная радость тихим сиянием праздника исходила от брачующихся, что когда луч солнца, упавший из окна алтаря, осенил их головы, этот образ запомнился мне на долгие годы.

http://azbyka.ru/semya/otvety-sovremenni...

Откр.13:11:15 . «И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон... И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Объясн. Здесь говорится об «образе» (по-славянски – иконе) зверя, т.е. говорится об изображении диавола, который пред кончиной мира будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: ст.2:6. Употреблённым здесь названием «образ», «икона» не унижается достоинство наших святых икон или образов так же, как применением к капищу языческого бога Молоха названия «скиния» не унижена та священная скиния, которая сделана была Моисеем по повелению Божию и по образу, Господом показанному: Деян.7:43 ; срав. ст.44 ( Исх.25:9 ), или как применением названия «чаша» к трапезе бесовской не унижена чаша Господня: 1Кор.10:21 . Поэтому приравнивающие образ зверя к святым образам Господа и святым Его страшно богохульствуют, ибо какая совместимость образа зверя – диавола с образом истинного Бога, Матери Божией и угодников Божиих? Отсюда со всей ясностью исполняются слова святого апостола Петра, сказавшего, что «невежды» и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания: 2Пет.3:16 . Втор.4:28 . «И будете там служить (другим) богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют». Объясн. В этом месте говорится о языческих кумирах, или идолах, которые у язычников не только назывались «богами», но и совсем признавались ими за настоящих богов: Пс.95:5 ; Прем.13:10:14:8 ; Ис.44:17 ; Дан.14:3–6 , так что и при чествовании их честь прямо относилась к самой вещи или фигуре идола или кумира: Прем.14:15 ; Ис.44:15:17 . Иконы же отнюдь не признаются богами и суть только как бы портреты святых личностей: Исх.37:7 ; 3Цар.6:29 ; отсюда при правильном христианском чествовании святых икон, честь и поклонение относится не к вещи, но чрез изображение относится к самому лицу изображённому: Исх.30:6–8 ; Лев.16:2 ; Догм. 7 вселенск. собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

После литии сотрудник Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области иерей Евфимий Добрянский произнёс проповедь, в которой отметил: «Апостол Пётр говорит: " Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире " (1 Пет. 5: 8–9). Мы когда-то пришли в резиденцию к владыке Иоанну, в том числе отец Александр Захаров, представители Братства Иоанна Чурикова, Владимир Алексеевич Михайлов (который возглавил Православный клуб " Бодрствование " , действующий ныне при храме во имя иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на заводе АТИ). Мы говорили с владыкой Иоанном о том, что как-то надо в Санкт-Петербурге поднимать дело трезвости. Мы просили владыку дать нам священников-трезвенников, чтобы они нас окормляли. На это владыка Иоанн сказал нам: " Из священнослужителей-трезвенников у нас только я и отец Александр " . Вот такое было тогда от владыки Иоанна благословение. Дай Бог нам, дорогие мои, и сегодня утверждать трезвость. Его благословение никто не отменял. Сейчас уже стало много священников трезвенников, а слова апостола Петра актуальные всегда. Дай Бог нам всем постоянно находиться в трезвении. Александро-Невская Лавра – это место упокоения священников, святителей, они нас вдохновляют своим примером, мы вспоминаем их, живём и радуемся. Дай Бог нам всем трезвиться, радоваться не только телесно, но и духовно. Без духовной трезвости одна телесная трезвость ничего не даст. Господь сказал: " Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего " (Иоан 15: 5). Помоги нам всем Господи пребывать в трезвости, чтобы обрести радость совершенную!» Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В. А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была совершена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/30/vs...

Приплыли туда, но встретили трудности, т. к. тамошние монахи на мою просьбу ответили: «Почему мы должны открывать киот?» А я говорю: «Смотрите, мы приехали из Северной Америки и хотим увезти туда что-то святое, поэтому сделайте нам одолжение, дайте нам приложить к Иконе нашу Икону». Они открыли киот, поставили Икону и оставили ее в продолжение всей службы, на которой и мы присутствовали. Через три недели после моего возвращения в Канаду, в одну ночь та убогая квартира, где я жил, наполнилась благоуханием, и я проснулся, и не знал, откуда исходит это благоухание. Один человек жил в моем доме, тот самый с которым мы ездили в Грецию. Я спросил его: «Что это за благоухание, ощущаемое нами?» Он ответил: «Я думаю, что это благоухание от мощей». У меня, действительно, хранились некоторые мощи... На следующий день, когда мы стояли на утренних молитвах, я заметил масло на руке Пречистой, и я сказал моему другу, чтобы он, когда доливает масло в лампаду Божией Матери, был внимательнее, так как я решил, что он пролил масло на Икону. Я вытер жидкость и тут же почувствовал, что благоухание исходит от Иконы. Так мы продолжали вытирать Икону целую неделю, но жидкость все текла и текла. Потом положили что-то похожее на полотенце перед Иконой, потому что текло и текло и мы уже не знали, что делать с этой удивительной жидкостью. И после я сказал: «Так как это явление не прекращается, давай отнесем Икону и покажем ее Архиепископу» (в то время Архиеп. Виталий Монреальский и Канадский, ныне Митрополит, первоиерарх РПЦЗ). Так мы и сделали. Архиерей вышел к нам и сказал: «Дайте мыло, полотенце...». И он с мылом помыл Икону. И когда помыл Икону и поставил опять, миро начало течь снова. Тогда он опустился на колени и сказал: «Знаете, это великое чудо». Как раз в ноябре месяце 1997 г. будет 15 лет, как эта Икона источает Миро, и я думаю, что дело тут не только лишь в истечении Мира, но также и в том, что Икона намного возвысила духовность нашей Церкви, и целое поколение верующих молилось перед ней, когда они были маленькими детьми, и теперь они уже молодые люди, которые все время были в общении с этой Иконой. Поэтому похоже, что эта Икона воспитала целое поколение.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Слава бесконечно благому Богу! Прежде над мертвецами долго и безутешно рыдали и даже повелевалось прямо над мертвыми источать слезы. « Сын мой! — говорит премудрый сын Сирахов, — над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач… горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его…» А ныне вместо надгробного рыдания мы поем песнь «Аллилуйя», или «Хвалите Бога», восхваляя божественную премудрость, которая сделала смерть переходом к бессмертию. Дорогие братия и сестры! Граждане неба и звания небесного причастники, мы видим на иконе всечестного и славного Успения Богоматери, как Она мирно почивает: какое спокойствие, отражение небесной радости на Ее лике! Это точно сон, краткий переход от земли на небо. Попытаемся же и сами добрыми делами и презрением к пороку сделать смерть свою мирным сном. Пока будет царствовать в нас грех, до того времени будет страшна нам смерть, потому что, действительно, смерть грешников люта. Грех есть причина смерти, «ибо возмездие за грех — смерть», — говорит святой апостол. Будем посильно побеждать в себе грех как причину смерти. Побеждать его вначале очень трудно, а потом будет легко и сладостно, так как по мере увеличения страданий, причиняемых борьбой со грехом, умножается Христом и утешение наше, и Господь, сказавший, что иго Его благо и бремя легко, верно сделает легкими и животворными и труды подвижников. При этом, что достается трудом, то дороже ценится и тем больше бывает услаждения. Мы для трудов и созданы, а не для неги и бездействия. Да, небесная слава, конца не имеющая, без сомнения, и стоит посильных трудов целой жизни. Это несравненное блаженство, это Царство славы даром не дается. «Царство Небесное, — сказал Господь, — силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Не от того ли мы так ленимся побеждать в себе страсти и дурные наклонности, что в нас слаба вера в жизнь будущего века? Но она так же несомненна, как и наша настоящая жизнь. Разве Господь, Который дал нам начало жизни здесь — на земле, не даст нам полной, совершенной жизни на небе? Да, это неизбежно должно быть и этому труднее не быть, чем быть. В этом уверяет нас слово Божие: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». Дорогие братия и сестры! Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякой: для праведников — блаженная, а для ожесточенных грешников — мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящей и будущей жизнью, и мы не знаем, далеко или близко она от нас. Будем твердо веровать в Господа и исполнять Его святые заповеди, а также усердно молиться Божией Матери, чтобы быть всегда готовыми перейти эту грозную границу между двумя жизнями. Аминь. Проповеди периода пения Постной Триоди В Неделю о мытаре и фарисее

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Те со страхом убедились, что священные лица на иконе Богоматери изменили своё положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Ее спасительный Промысл, иноки поднялись на стены. Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные бежали и затем уплыли прочь. Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Отрада и Утешение») и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание об удивительном происшествии. В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада, а также зажигается большая свеча. В приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери. (обратно) 148 «Элеовритисса» («Елеоточивая») — чудотворная икона Пресвятой Богородицы прославилась и получила своё название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители случился недостаток масла — оставался всего один сосуд, и дохиар (заведующий хозяйством) не стал давать братии масла. Но игумен, твёрдо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, приказал ему елей выдавать. Однажды, войдя в дохиарную (кладовую), он подумал, что масло кончилось. Но что же оказалось? Сосуд был наполнен маслом до краев, так что оно переливалось через край горлышка. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. (обратно) 149 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:1–2). (обратно) 150 На самом деле ближе всего к границе с миром расположены Хиландар и Эсфимген. (обратно) 151 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: " не ешь от него " , проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010