" Любовь и смирение " апреля 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе " Много раз в году мы совершаем Таинство Евхаристии, но основание ему положено в сегодняшний день, Великий четверг, когда Господь собрал Своих ближайших учеников на Тайную вечерю, - сказал владыка в проповеди. - Вечеря была пасхальной: все иудеи в тот день совершали пасху в память избавления от египетского плена. Господь собрал учеников в тесный круг, решив им открыть великую тайну, которую никто еще не знал - ни ангелы, ни люди. Каким путем человек может соединяться с Богом? Только в Таинстве Евхаристии. Он взял хлеб и чашу, вознес молитву Отцу, возблагодарил Его и сказал: " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов " (Мф. 26:26-28); " сие творите в Мое воспоминание " (Лк. 22:19). Только через причащение Тела и Крови Господних мы можем наследовать жизнь вечную. Кто не причащается Богу, тот не может войти в Царствие Божие. Поэтому с тех пор христиане стараются быть ближе к Нему и как можно чаще причащаться " . " Некоторые считают себя недостойными и редко причащаются, - продолжил архипастырь. - Да, об этом сказано в Писании: кто недостойно причащается, тот причащается во осуждение, болезнь и смерть (1 Кор. 11:23-30). А что значит " достойно причащаться " ? Это значит жить в любви с Богом и друг со другом. И еще - смиряться. Если мы любим и смиряемся, то причащаемся достойно. А если не любим никого, кроме себя, не смиряемся, а гордимся, страдаем другими нераскаянными грехами, то причащаемся недостойно, в грех. Поэтому мы читаем молитвы перед причащением и после, осознаем, что не идеальны, нам не хватает ни смирения, ни любви к ближнему, и просим у Бога прощения, что не дорабатываем до того уровня, который Он завещал христианам в любви к Богу и друг ко другу. Мы можем отличаться от других людей только любовью " . " Образец смирения Господь нам показал, когда омыл ученикам ноги. Он показал смирение уже тем, что сошел с неба на землю, приобщился к нашим плоти и крови. Вот было высочайшее смирение! Но и омыв ноги ученикам, Христос тоже проявил смирение, показал, как мы должны служить друг другу. Надо не ждать, когда кто-то придет нам ноги омывать, а самим служить людям. Так Господь Своей жизнью показал пример, как мы должны любить, как служить друг другу. Если будем исполнять это, станем достойными Его учениками и достойными причастниками Его Тела и Крови " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Миссия пророка " июля 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме апостолов Петра и Павла Сестрорецка " Об Иоанне Крестителе пророчествовали уже в Ветхом Завете, - сказал владыка в проповеди. - Пророк Исаия говорил то, что затем повторил сам Иоанн: " Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему " (Ис. 40:3). Пророк Малахия также упоминал о нем: " Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною " (Мал. 3:1). Отец Иоанна, старец Захария, вновь обретя способность говорить - ангел снял с него немоту, - тоже пророчествовал о нем: " И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира " (Лк. 1:76-79). Действительно, миссия Иоанна была велика. В те времена Иудея была под римским владычеством, иудеев преследовали, заставляли платить дань. Им это было не по душе: как же так, они - богоизбранный народ, а какие-то язычники римляне над ними властвуют. Их вера поколебалась. Появились политические " партии " - фарисеи, саддукеи, которые враждовали, кто-то даже не веровал в вечную жизнь. Они пытались регулировать жизнь внешнюю, а о духовной никто не заботился. Учение было искажено, в том числе понятие о Мессии. Иудеи считали Его политическим лидером, который освободит их от римского ига, и они станут первыми среди народов земли. Их неправильное восприятие надо было изменить - такая миссия была возложена на Предтечу. Выйдя на Иордан, он стал объяснять, что Христос будет духовным вождем: " Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3:11). И у многих представление о Мессии изменилось. Иоанн говорил об Иисусе: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Такая миссия была у пророка " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Молитва и пост " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Троице-Измайловском соборе " Мы совершили канон в честь великомученика Феодора Тирона, - сказал владыка в проповеди. - Этого святого всегда вспоминают в первую седмицу Великого поста, поскольку он участвовал в одном известном событии. После смерти святого императора Константина Великого на константинопольском престоле оказался отступник Юлиан. Он насаждал язычество в Византийской империи, смеялся над христианами, снимал их с должностей, отнимал у них имущество, не разрешал их детям поступать в высшие учебные заведения. Стараясь ослабить Христову веру, он изгонял епископов и поддерживал еретиков. Зная, как христиане относятся к Великому посту, он решил посмеяться над ними и велел на рынках Константинополя окропить продукты языческой кровью, чтобы их осквернить. Но Господь послал великомученика Феодора Тирона, который должен был предупредить христиан, чтобы они ничего не покупали на рынке в те дни, а питались пшеницей. Тогда в домах у всех была пшеница, люди могли спокойно варить коливо, как мы сейчас варим кашу. Христиане так и поступили. Видя, что ничего не получилось, на базарах волнуются продавцы продуктов, ведь христиане не покупали ничего, император разрешил снова торговать без языческой крови " . " Небо внимательно наблюдает за нашим постом, - продолжил архипастырь. - Если нам трудно - Бог помогает. Мы помним, как иудеи упрекали Христа: " Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни " (Мк. 2:18-20). Господь говорил ученикам, что бесовские силы изгоняются только постом и молитвой. Ученики знали, что пост - великая сила. Поэтому враг рода человеческого всячески старается отрывать людей от поста. У нас постятся максимум десять процентов населения. Потому что бесы разоружили людей, отняли у них оружие, которым является пост.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Молиться о ближних " июля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Смольном соборе " Святая Церковь собрала нас в храм, чтобы мы могли - кто-то исповедоваться и причаститься, кто-то - просто помолиться воскресшему Господу, - сказал владыка в проповеди. - Господь нам каждый раз, когда мы бываем в храме, говорит Свое слово через Евангелие. Сегодня Он в пример нам, всем православным верующим, показал веру язычника, чтобы мы ко всем людям относились с уважением. Бывает, что люди, которые и Бога-то не знают, не исповедуют Его, лучше, милосерднее, чем мы, вроде бы имеющие веру. На примере этого сотника, воина, язычника нам показали, какая бывает вера - она удивляет даже самого Бога! Сотник обратился к Господу Иисусу Христу, о котором слышал, что этот чудотворец - Мессия, Сын Божий. У сотника болела душа за его слугу, он решил обратиться ко Господу, подошел и рассказал, что у него болеет слуга. Господь говорит: " Я приду и исцелю его " . И тут сотник показывает смирение: " Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает " (Мф. 8:5-9). Вот какая вера была у сотника в то, что перед ним - Бог, который повелевает болезнями и стихиями, готов исцелить от любых болезней и скорбей. Господь, видя веру сотника, в тот же час исцеляет его слугу " . " Сотник показал не только смирение, но и милосердие, - продолжил архипастырь. - Как он заботится о своем подчиненном! Это нам тоже урок: мы считаем, что подчиненные должны о нас заботиться, а надо наоборот - мы сами должны о них заботиться, молиться за них. Господь часто исцеляет не по молитве самих болящих, а по молитве их родных и близких. Вот почему, когда мы приходим в храм и пишем записки, мы поступаем так, как написано в Евангелии, - молимся за болящих сродников. Ко Христу часто обращались не сами болящие, а, например, друзья: помните, как несколько человек спустили через крышу к ногам Господа своего расслабленного товарища (Лк. 5:18-19)? Господь по их вере исцелил этого больного. Мы помним, как мать-хананеянка просила за свою дочь (Мф. 15:21-28). Из этих и других эпизодов мы понимаем, что наша молитва друг за друга бывает Богом услышана. Господь слышит наши молитвы и - конечно, если это входит в Его Промысл, - помогает человеку выздороветь. Поэтому мы никогда не должны забывать молиться и заботиться о ближних " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Мы прославляем преподобного Сергия как одного из родоначальников и возобновителей русского монашества. Но монашество началось с Самого Господа Иисуса Христа, Который явил высочайший пример монашеского жития: Он был полноценным Человеком, во всем подобным нам кроме греха, — как говорят Святые отцы, но не вступал в брак, не заводил семью, у Него не было детей. И когда однажды Он изложил ученикам Свое учение о браке, то апостолы сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться»(Мф.19.10). На что Сын Божий ответил: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Мф.19,11-12). В монашеской традиции Господь Иисус Христос всегда воспринимался как подлинный идеал монашеского жития и девственнического подвига. Именно этому идеалу подражали те, кто решил пойти по стопам Спасителя, отрекшись от мирской жизни. И первым был святой апостол Павел, который говорил: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1 Кор. 7,7-8), имея в виду, что он не вступал в брак, вел одинокую жизнь, и все свои силы отдавал апостольским трудам. И после апостола Павла были в Церкви девственники и девственницы, а также вдовцы и вдовицы, которые не вступали во второй брак — те, кто решил посвятить всю свою жизнь Богу. И в IV веке эта группа лиц в Церкви оформилась в монашеское движение: они стали уходить из городов в пустыни и создавать монашеские общины, которые впоследствии стали монастырями. И очень редко случалось, что монастырь, который был кем-то основан, потом увядал и угасал. Как правило, в каждом монастыре, коль скоро он был основан, монашеская жизнь передавалась из поколения в поколение. Так и в этой святой обители, которая была основана преподобным Сергием в дремучих радонежских лесах. Со временем в обитель Живоначальной Троицы к преподобному стали приходить ученики, и с тех пор этот поток людей, ищущих жития постнического, никогда не оскудевает: в течение многих веков из поколения в поколение сюда приходили и приходят те, кто решил во всем подражать Господу Иисусу Христу, в том числе и в выборе одинокого образа жизни.

http://mospat.ru/ru/news/48331/

Немалая ответственность ложится на священника, если он этого не объяснил своим прихожанам, если не посоветовал им сразу же после смерти своего родственника горячо помолиться Богу за его душу. Если же родственники будут молиться за своего покойника, то их молитвы подкрепят духовные крылья души покойного и она, духовно усилившись, легче дойдет до своего вечного жилища, определенного ей Богом. 5. О духовном врачевстве и клятвах безумных 5.1. О епетимиях Церковь получила от Самого Господа власть определять епитимии (епитимия – слово греческое и означает «наказание» или «запрещение») для тех, которые каются, а также связывать их запрещениями на некоторое время, тогда же, когда получила от Него власть прощать грехи. Господь не только сказал Своим апостолам, а через них и наследникам их, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе, но и: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе ( Мф.18:18 ), и не только – кому простите грехи, тому простятся, но, вместе с тем, и: на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ). Апостолы, при необходимости, употребляли данную им от Господа власть. Так, святой апостол Павел, услышав о преступлении кровосмесителя в Коринфе и желая его от этого греха освободить, осудил его на тяжкую епитимию, потребовав отлучить его от общины церковной: предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен ( 1Кор.5:1–5 ). Когда впоследствии епитимия совершила свое спасительное действие и преступник покаялся, то он простил его, и призвал Коринфян снова принять кающегося в церковную общину ( 2Кор.2:6–8 ). Еще с апостольских времен Святая Церковь употребляла епитимии для тех, которые должны были покаяться. В первые века христианства для кающихся существовали и явные епитимии, на которые их осуждали. Эти епитимии разделялись, в зависимости от тяжести грехов, на четыре вида или на четыре подразделения. Первые были предназначены для тех грешников, которые должны были у дверей церковных плакать и молить тех, кто заходит в церковь , чтобы за них молились Богу, ибо им не дозволено присутствовать при богослужении. Вторые могли уже присутствовать в притворе церковном и здесь слушать святую службу, но только до тех пор, пока совершалась литургия оглашенных. Третьи могли войти в храм и выстаивать всю литургию, но только при дверях храма. Наконец, четвертые стояли в храме вместе с верными и полностью слушали Божественную службу, но не могли причащаться вместе с верными («Догматическое богословие» Макария. Пер. архиепископа Митрофана Шевича. Карловац, 1896, II, с. 276). Позже, с течением времени, Святая Церковь отложила такое явное осуждение и теперь кающиеся не подвергаются таким строгим епитимиям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Никому не велел он входить к себе в келлию и пребывал один с глубоким вниманием на безмолвной молитве, как и всегда имел благой сей обычай, в последние же дни наипаче, так что и самые ученики изумлялись его крайнему подвигу. При наступлении вечера, велел Пафнутий священнику прочесть правило к исповеди и совершил пред ним покаяние; потом пошел на всенощное бдение и говорил ученикам: «уже не услышу в другой раз всенощной». С большим вниманием оставался он до конца бдения, также и на другой день присутствовал при божественной литургии, и сделался причастником Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего. Возвращаясь из церкви, ведомый учениками, спросил он их о дне, в который приключилась ему болезнь. Ему отвечали: «в четверток»; и он сказал: «в тот же день будет мне конец», и, помолчав немного, чтобы покрыть сию речь, присовокупил: «или опять будет пост», вкусил немного пищи, но для того, чтобы исполнить желание учеников. Самодержец всея Руси, Великий Князь Иоанн Васильевич и сын его благоверный Князь Иоанн и преосвященный Митрополит Геронтий 15 , и от всех пределов князья и бояре, услышав, что изнемогает Святой, многую милостыню к нему посылали, прося от него молитв и благословения и прощения. Блаженный Пафнутий всем преподавал мир и благословение, но ничего не велел принимать от приношений, а все возвращать к пославшим, ибо не хотел более слышать ни о чем мирском и говорил ученикам: «я и сам более других требую в час сей молитвы, ибо уже собираюсь идти в путь долгий, которым никогда не ходил; имеющий же веру к Богу и Пречистой Богородице, может и по моем отшествии творить милостыню». Посему пребывал в глубоком безмолвии, упражняясь непрестанно в молитве, и часто повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» – из псалтири же читал только избранные псалмы, которые приспособлены были к настоящему его положению, и стихи из параклиса к Пресвятой Богородице: «Не ввери мя человеческому предстательству», и «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю Мати Дево». Ум его весь устремлен был к Богу и радовала его надежда восприятия будущих благ; посему исторгались из уст его и из сердца, молебные стихи сии; он готовился в вечную жизнь, ни о чем не скорбя, по обычаю тех, которые оставляют временную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но почему мы особенно и более всего должны просить Бога и в Церкви и дома о мире? Потому что он есть начало всякого блага и верный руководитель к нашему спасению. По сей причине и Христос повелел Апостолам при входе в домы неверных возвещать мир, как некое знамение благих. Входяще же в домы, научал Он их, глаголите: мир вам; ибо где нет мира, там все излишне и бесполезно. По сей также причине Он, разлучаясь с учениками своими, сказал им: мир оставляю вам, мир мои даю вам: ибо мир есть напутствие для тех, которые имели обтещи красными ногами своими всю вселенную. Мир есть такое благо, что творцы оного именуются сынами Божиими и совершенно справедливо: потому что и Сын Божий для того и пришел на землю, чтобы примирить небесная с земными, Бога с человеком и человека с самим собою. Если же миротворцы суть сыны Божии, то творцы распрей что иное суть, как не сыны диавола? Они терзают тело Христово более, нежели воины, раздроблявшие его копием или Иудеи, прободавшие гвоздьми. То зло было гораздо меньше настоящего. Ибо члены тела Христова, раздробленные воинами и Иудеями, вскоре паки совокупились, а эти члены, самовольно отторгнувшись от тела, если здесь не совокупятся, то не совокупятся никогда и во веки останутся вне исполнения Христова. Посему когда ты намереваешься вооружиться против брата своего, то помысли, что ты вооружаешься против членов Христовых и удержись от гнева и ярости твоей. Не говори, что брат твой человек ничтожный и недостойный никакого сожаленья. Вспомни, что сказал Господь о самом последнем Христианине, а брат твой Христианин. Тако несть воля пред Отцем моим, иже на небесех, да погибнешь един от малых сих. И в другом месте: Ангели их видят лице Отца моего, иже на небесех. Бог для него соделался рабом и предал себя на смерть, а ты почитаешь его ничтожным. Итак, ты вооружаешься не против брата ничтожного, но против Бога, великого, приявшего брата твоего под свой всесильный покров. Надеешься ли победить и Бога? Но не позабудь злополучную судьбу Фараона, глаголавшего: и кто есть Бог, егоже послушаю? и в след за сим со всевоинством погрязшего в мори чермном.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34-35). Вложи и ты в свое сердце сии Божественные словеса Спасителя, как преемник апостолов и благовестник Его Святого Евангелия. Помни, что архипастырское делание — это крестоношение. Но да не смущается сердце твое и да не устрашается (Ин. 14:27). Верь, что Подавший труды, щедро подаст и силы для их совершения. Ты вырос в верующей семье, и твои родители воспитали тебя в страхе Божием и привили любовь к молитве и богослужению. В своем слове при наречении ты засвидетельствовал о том духовном опыте, который приобрел, посещая в детстве лаврские богослужения. Благодать Божия коснулась твоего сердца и, как сам ты свидетельствовал, по молитвам преподобного Сергия не только ты, но и твои братья сподобились послужить Господу в священном сане. Совершая пастырское делание в Ростовской области, ты с усердием исполнял возложенные на тебя Священноначалием послушания, трудился в созидании и восстановлении храмов, исполнял обязанности благочинного. Ты стремился со смирением и кротостью принимать выпавшие на твою долю тяготы и лишения. Вседержитель не оставил тебя и, видя твою твердую веру в Его Премудрый Промысл, избрал послужить Ему в ином — архиерейском достоинстве, чтобы ты право правил слово Христовой истины . Отныне твоему попечению вверяется Шадринская епархия, выделенная из состава Курганской митрополии. Ранее трудами Преосвященного Константина было немало сделано для должного устроения в ней церковной жизни. Тебе следует употребить все данные Богом таланты на проповедь Евангелия, дабы впоследствии дать ответ Господину жатвы о понесенных трудах и сподобиться услышать Его любящее слово: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Первоочередным твоим деланием в сане епископа является возношение молитв ко Господу за клир и за паству, за народ и страну, и прежде всего — за Божественной литургией, которая есть Таинство Таинств. Старайся эту молитву возносить ко Господу, чаще служи Божественную литургию и причащайся Святых Христовых Таин, дабы вместе едиными усты и единым сердцем со своим народом прославлять Спасителя. Всегда помни, что молитва — краеугольный камень всего твоего служения, без нее не начинай ни единого дела, ибо тебе надлежит охранять чистоту православной веры, неукоснительно следовать соблюдению церковных канонов, отеческим гласом воодушевлять на труды духовенство и мирян, личным примером являть образец благочестия и подлинной евангельской любви.

http://patriarchia.ru/db/text/4154071.ht...

Обязанности Горского с возложением на него ректорства значительно осложнились. Чтобы облегчить свое положение и сосредоточить все силы и внимание на новом служении, он оставил должность академического библиотекаря, которую занимал в течение 20 лет. Также Горский был вынужден отказаться от прямого участия в продолжавшемся описании синодальных рукописей, и был освобожден от этого официальным порядком. Между последними двумя событиями, назначением в ректоры и увольнением от описания рукописей, в жизни Горского произошло еще одно: митрополит Филарет сделал последнюю попытку склонить его к принятию монашества. В середине января 1863 года святитель поручил наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву) переговорить с Горским о принятии им настоятельства в Московском Богоявленском монастыре со вступлением в монашество, сохранением должности ректора Академии и обещанием скорого возведения в сан епископа. От такого предложения Горский пришел в смущение, и вот какие мысли он оставил в специальной записке, написанной по этому поводу: «Нужно ли изменение звания для настоящего моего служения? Кажется, нет. Или хотят перевести на другое поприще действования? Но разве Академия мало открывает дела усердию? Разве неполезно для Церкви служение воспитателя высшего духовного училища? Разве Церковь не должна иметь в Академии для себя опору, пользуясь добросовестными трудами ученой опытности ее членов? Конечно, я не могу тем похвалиться, чтоб обещать доброго делателя на этом поприще служения. Но может быть что-нибудь и даст Бог совершить, когда поглубже войду в настоящее мое положение, поближе познакомлюсь с областию моей новой науки. Разве изменят мне силы? Чувствую уже, что за такие труды надлежало бы приниматься гораздо ранее моих настоящих лет» 302 . Но на этом испытания отца Александра не закончились. 7 февраля 1862 года в Москве за Божественной литургией протоиерей Горский сослужил митрополиту Филарету. Здесь он вновь услышал повторение того желания святителя относительно монашества, которое ему было высказано через архимандрита Антония в лавре. Желая знать на то волю Божью, отец Александр тут же помолился и раскрыл книгу Нового Завета. Ему открылось Евангелие от Марка: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня ( Мк. 9: 35–37 ). В этих словах Священного Писания Горский усмотрел о себе определение воли Божьей: «Не желать высшего положения в обществе, но быть последним из всех и слугой всех» 303 . Так окончательно был решен вопрос относительно принятия монашеского пострига и дальнейшего возвышения отца Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010