" Достойно причащаться " апреля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию во Владимирском соборе Кронштадта " Каждый день Страстной седмицы называется великим, потому что великие события происходили в эту неделю, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня за Божественной литургией мы слушали евангельское чтение о том, как Христос провел ночь со среды на четверг. Сначала ученики спросили у Него, где Он велит отмечать Пасху. Господь хотел отметить ветхозаветную Пасху в последний раз - и установить уже Свою Пасху. Он, как агнец Божий, шел на эту Пасху. " Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими " (Мф. 26:18). Иудеи праздновали Пасху так: готовили ягненка и за трапезой вспоминали избавление евреев из плена египетского. По преданию, дом, в котором состоялась Тайная вечеря, принадлежал праведному Иосифу Аримафейскому. Ученики собрались, и Спаситель установил Таинство Евхаристии - то, ради чего приходил на землю. Он пришел, чтобы воссоединить всех нас с собой. Как соединить, посредством чего? Посредством Своих Тела и Крови. Господь дал нам Свою Кровь, чтобы мы были с Ним единокровными. Когда мы причащаемся, становимся родными, близкими Ему. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем " (Ин. 6:56). Видите, какое теснейшее, благодатное соединение? Ради этого Христос и пришел на землю - чтобы соединиться с нами " . " Но, прежде чем это Таинство установить, Господь опять показал нам пример смирения, - продолжил архипастырь. - По иудейскому обычаю, младший оказывал уважение пришедшим на трапезу - омывал им ноги и руки. Но Христос сам омыл всем ученикам ноги. Он по смирению пришел на землю, оставив небо, воплотился в нашем теле, а потом показал величайшее смирение, омыв ноги ученикам. Мы не должны гордиться, в сердце надо постоянно хранить смирение. А смирение - это служение ближнему. Господь пришел, чтобы послужить нам, и когда мы приходим в храм, Он нам служит: причащает, исцеляет нас. И нам надо так же поступать, выходя из храма. Какие бы ни занимали высочайшие должности, мы должны служить другим людям. Чем выше должность, тем выше служение. Наша задача - служить Богу и ближнему. Господь говорит ученикам и всем нам: " Как Я поступаю, так и вы поступайте: не спорьте, кто из вас больший, а кто меньший, как Я вам служу, так и вы служите друг другу " . В этом смирении заключается наше достоинство " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

е. фарисейским), от коих не получили пользы державшиеся оного. Мы имеем жертвенник от которого питаться не имеют права служащие сени. Поскольку тела тех животных, которых кровь первосвященник вносит для очищения греха во святилище, сожигаются за станом. Посему и Иисус, дабы освятить народ своею кровию, пострадал за вратами. Будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву славы, т. е. плоды уст прославляющих имя Его ( Евр.11:9–15 ). Подражайте мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и преподанное мною держите, так как я преподал вам. Ибо я от Господа самого принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите сие есть тело мое, за вы ломимое, сие творите в мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в моей крови, сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. (1Кор,11:1–2, 23–25). Таким образом Иудейское Богослужение, как ограниченное, и несовершенное, должно было уступить место Христианскому всеобщему и совершеннейшему, священство Левитское, по чину Ааронову, должно было замениться священством Христовым, по чину Мелхиседекову; жертвенник закона, обагряемый тысячью кровавых жертв – престолом благодати, повседневно окропляемым и освящаемым единою бескровною жертвою, служение сени служением истине, проповедание письмени убивающего возвещением глаголов живота вечного, бездушные гусли, кимвалы и органы ветхозав. служения духоносным пением, обряды плотские порабощающие – обрядами духовными и таинствами священными, возсозидающими растленное естество и приводящими нас не в соприкосновение только, но в ближайшее соединение с самим Господом. ядый мою плоть, вещает сам Он, и пияй мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Живу не ктому аз, свидетельствует о себе Апостол Павел, но живет во мне Христос, а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего Мене и предавшего себе по Мне ( Гал.2:20 ), Честная нам и великая обетования даровашася, взывает Апостол Петр, да сих ради будете Божественного причастницы естества ( 2Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

" Жертва Христу " августа 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Пантелеимона на улице Пестеля " Евангельское чтение сегодняшнего дня начиналось словами Господа: " Сие заповедаю вам, да любите друг друга " (Ин. 15:17), - сказал владыка в проповеди. - Кто же исполнил эту заповедь? Святые, и один из них - покровитель нашего храма великомученик и целитель Пантелеимон. Мы берем с него пример, как исполнять заповеди Божии, и в первую очередь - заповедь любви. Господь не дал нам непосильные и даже трудные для исполнения заповеди. Любить друг друга - что может быть легче? Это ненавидеть тяжело, а любить легко, ведь Христос недаром говорит: " Иго Мое благо, и бремя Мое легко " (Мф. 11:30). Но хоть заповеди и легки, надо их исполнять, это дар Божий: Господь нам указывает, как правильно жить, чтобы наследовать Царствие Небесное. Бог есть любовь, и любя Бога, мы словно возвращаемся в рай, которые прародители наши некогда потеряли. Вернуться туда можно, только имея любовь. Если любви нет, даже подвиг мученичества не поможет. Апостол Павел недаром говорил: " Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13:3). Как узнать, есть у нас любовь или нет? По нескольким признакам. Если исполняем заповеди Божии - значит, любовь у нас есть. Второй признак - радость. Испытываем ли мы радость, какую имел преподобный Серафим Саровский? Он каждого человека приветствовал словами: " Радость моя, Христос воскресе! " Это свидетельство присутствия благодати, любви к Богу. Если мы любим друг друга - это тоже показатель любви к Нему: невозможно Его любить, а к людям при этом быть равнодушными или испытывать ненависть " . " Есть и другие признаки, их много, - продолжил архипастырь. - Например, к чему наше сердце привязано - к Богу или к земным сокровищам. Если хочется в храм ходить, значит, любим Бога, а если нас туда заставляют идти - значит, не любим. Через эти признаки можно увидеть, как в зеркале, кто мы есть на самом деле.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Именно ложь становится самым смертоносным оружием» Призывая человека бороться за свои права и свободы, дьявол делает то же самое, что и в Эдемском саду 11.12.2020 1277 Время на чтение 3 минуты В понедельник, 7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука совершил Божественную литургию в Свято-Екатерининском храме Мелитополя, сообщает сайт Запорожской епархии УПЦ МП. «Так уж повелось испокон веков, – сказал владыка, – что ценность жизни неразрывно связана с такой ценностью, как свобода. О ценности свободы для человека и о том, как легко она может превратиться во вседозволенность и распущенность нам хорошо известно. Этому нас научили Адам и Ева. Наши прародители захотели быть свободными и жить без всяких обязательств. Они отказались от свободы, которой наделил их Бог, и поплатились за это. Не так ли происходит и сейчас? Современный человек требует для себя все новых и новых свобод. Но для чего? Только для своего тела, забывая о том, что Бог дал свободу душе человека. Только душа способна воспользоваться предоставленной ей свободой, чтобы победить смерть, победить пространство и время. Когда человек меняет свободу для души на свободу для тела, он превращается в потребителя удовольствий, то есть, становится их рабом. Такому не свобода нужна, а распущенность, а это совсем не одно и то же. И когда апостол Павел говорит своим ученикам о необходимости быть во всеоружии Божьем, его слова в равной степени касаются и нас. " Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять " ». «Только будучи во всеоружии Божьем мы можем противостоять самому распространенному виду оружия современного мира – лжи, - подчеркнул архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/11/im...

Затем прозвучало слово митрополита Волоколамского Илариона: «Ваши Высокопреосвященства, дорогие собратья архипастыри, уважаемый Александр Дмитриевич, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я очень рад, что в этот день, когда исполнилось 30 лет моего служения в священном сане, мы собрались в сем святом храме, где по благословению Святейшего Патриарха я несу свое пастырское служение, чтобы вместе совершить Божественную литургию и у престола Божия прославить Подателя всех благ Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который каждому из нас подает все необходимое для спасения. Сегодня в евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, обращенные к Его апостолам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Кажется, трудно подобрать более подходящую цитату из Священного Писания для служения председателя Отдела внешних церковных связей, которому приходится руководствоваться этим заветом Господа Иисуса Христа фактически на ежедневной основе. Мне радостно, что из пятидесяти лет моей жизни тридцать я предстою престолу Божию в священном сане. Это большая привилегия, большая честь, большая радость и, конечно, огромная ответственность, потому что со священников Господь спросит не так, как с обычных людей Он спросит за каждое их слово, за каждое их дело. Священническое служение превышает человеческие силы, но неслучайно Господь Своим ученикам сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11) . И мы, священнослужители, чувствуем помощь Святого Духа в нашем служении изо дня в день. Так случилось, что свой монашеский постриг я принял тоже 30 лет назад в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе. По благословению Святейшего Патриарха в связи с этой датой я посетил обитель, с которой продолжаю чувствовать живую связь. Может быть, неслучайно именно в Свято-Духовой обители произошел мой постриг, и в ней же 30 лет назад совершилось мое рукоположение, потому что помощь Святого Духа в служении я ощущал на всех моих путях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4940426...

" Земное и небесное " мая 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Вознесенском храме Колпина В канун праздника  Вознесения Господня , 16 мая,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил Всенощное бдение в  Вознесенском храме Колпина .  Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Серафим Сологуб - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, иерей Алексий Рудометов - наперсным крестом, клирик храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре диакон Вячеслав Семенов - камилавкой. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью. " В течение сорока дней наши жаждущие души наслаждались духовным благодатным общением с воскресшим Господом, - сказал владыка. - Пришло время, и Господь должен был покинуть землю. Накануне Своих страданий Он говорил ученикам: " Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16:7). Ученикам, конечно, хотелось, чтобы Господь с ними оставался всегда, но это не входило в божественный план спасения людей. Они хотели, чтобы Господь стал царем земным, но Господь - Царь Небесный. Ученики не представляли себе Небесное Царствие. Но когда поняли, что Господь не станет земным царем, стали задумываться о том, что же это за Царство, и сорок дней по Воскресении Господь учил их тайнам Царствия Божия. До последней минуты Своего пребывания на земле Он продолжал их учить. И перед самым Вознесением сказал: теперь ожидайте - скоро придет Утешитель, все вам расскажет, вы вспомните, о чем Я вам говорил, облечетесь в силу, которая поможет вам благовествовать о Царствии Божием. Ученики не могли бы выйти на проповедь, если бы не были наделены свыше благодатной силой Святого Духа. Этой благодати они ожидали в Сионской горнице " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И вот пред правдою Бога Отца ходатайствует милосердие Бога Сына о помиловании преступника под условие удовлетворения за его вину, за вину всего рода человеческого Им Самим, Сыном Божиим. ВОПРОС: Что такое «брачный пир», сделанный царем для сына своего? ОТВЕТ: Это – Божественная Литургия, на которой предлагается верным не телец закланный, но Сам Агнец Божий, закланный в жертву ради спасения нас, грешных, да напитаемся Его пречистым Телом и Кровью, да соединимся с Ним теснейшим соединением, да будем плотию от плоти Его и кости от костей Его. Вот брак царского Сына – соединение христианских душ со Христом в таинстве причащения! Вот пир – вкушение Плоти и Крови Его! Божественный, святейший, нетленный, небесный и обоготворяющий пир! Мы сами, совершители страшной, небесной бескровной жертвы, в брачной ли одежде чистоты и бесстрастия душевного, являемся всегда в храм и служим в нем? Увы, часто и у нас нет брачной одежды и благоговейных помышлений и мыслей сердечных, и мы входим нередко в нечистом рубище страстей, а не в брачном одеянии. ВОПРОС: Нужна ли смелость при исповедании веры? ОТВЕТ: «Кто постыдится Меня и Моих слов, – говорит Господь, – в роде сем прелюбодейном и грешном; того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Здесь говорится о необходимости дерзновения или смелости и мужества при исповедании Христа, Сына Божия, о непощадении жизни своей для Христа и о последовании Его воле, потому что если кто здесь почтет за стыд следовать Ему, исполнять заповеди Его или постыдится следовать постановлениям Церкви Его, ради угождения миру, плоти и диаволу, – того не признает своим и Сын Божий во Второе пришествие Свое и на Страшном Суде Своем. Страшное слово, братия и сестры! ВОПРОС: Кто лукавый раб и ленивый? ОТВЕТ: И что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял и собирает там, где не расточил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

" Исцелить душу " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери " Поздравляю вас с престольным праздником и с памятью святителя Григория Паламы, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня, в Неделю вторую Великого поста, нам преподаются для назидания евангельские примеры, чтобы мы так же устраивали свою жизнь. Все деяния Спасителя на земле были продиктованы любовью к роду человеческому. Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает, как Господь находился в Капернауме у кого-то в доме и беседовал о вечной жизни. В это время четверо друзей пытались поднести к Нему расслабленного на носилках. Дом был плотно окружен людьми, и они не могли войти в дверь. Тогда они решили спустить его через крышу: разобрали кровлю, опустили носилки и положили больного к ногам Спасителя. Обычно, прежде чем совершить чудо, Господь спрашивал, верует человек в Него или нет, и если верует, исцелял. Но здесь Господь не спрашивал, потому что видел их веру на деле. Вера без дел мертва, а когда показана делами, это живая вера. Когда приход наполняется народом, у народа живая вера. Вот и Господь увидел, что эти люди имеют веру, и сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои " (Мк. 2:5). Рядом были книжники и фарисеи, они возмутились: какое Он имеет право прощать грехи? Господь прочитал их мысли и спросил: " Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2:9-11). Больной встал, и это было невероятное чудо " . " Господь показал нам для назидания, как важна была вера людей, сострадавших этому человеку, - продолжил архипастырь. - Мы помним другую историю расслабленного, у Силоамской купели: тот человек лежал 38 лет, и у него не было никого, кто бы ему помог (Ин. 5:5-7). А этому человеку повезло, у него были друзья, наверное, он тоже помогал им, когда был здоров.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Крест - наша сила " сентября 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы Киришей " Это воскресенье в церковном календаре именуется Неделей перед Воздвижением, - сказал владыка в проповеди. - Великие праздники, например, Рождество Христово, Богоявление, имеют довольно большое количество дней предпразднства и попразднства. И у праздника Воздвижения Креста Господня тоже есть предпразднство и попразднство, особое внимание уделяется субботе и воскресенью до Воздвижения. Так задолго Святая Церковь готовит нас к этому великому празднику. Поэтому и апостольское, и евангельское чтения в этот день были посвящены уже Кресту Господню. Апостол Павел в Послании к галатам говорит, что ничем не хочет хвалиться, " разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира " (Гал. 6:14). Для иудеев это был соблазн, но апостол Павел был уверен, что в мире ничего нет ценнее Креста Господня. Что такое крест в те времена? Орудие смерти, на котором распинали самых плохих людей. Но орудие смерти Господа стало средством спасения всех людей. Крест заложен в основу Церкви: как через древо познания добра и зла мы оказались в аду, так крестным древом мы спасены. На вере в это строится Церковь. Это дерево приносит плоды Господу, дает побеги " . " Кто же мы на этом древе? - продолжил архипастырь. - Мы - маленькие листочки. И состояние этих листочков говорит о состоянии нашей души. Посмотрите: пока листочек на дереве - он зеленый, напитан влагой. Но стоит ему оторваться от древа - поначалу он радостно, летит, упиваясь свободой, а дальше падает на землю и засыхает. Так происходит и с душой. Пока мы находимся на древе Святой Церкви, благоухаем, а стоит грехами оторвать листок - свою душу - от веры, мы вянем. Может быть, нам нравится эта " свобода " , этот полет, но летим-то мы в бездну! Хорошо бы вовремя одуматься и до бездны не долететь, потому что если мы ее коснемся, будет поздно. Нельзя от Церкви куда-то отходить, потому что тогда одна дорога - к бесам, в ад. А если находимся на древе, у нас есть надежда на спасение. Об этом говорит Евангелие - что Христос пришел в мир не погубить его, а спасти: " Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него " (Ин. 3:17). Вот задача Господа - спасти всех нас. Если мы живем в соответствии со своей верой, делаем добрые дела - спасаемся. А если просто верим, что Бог есть, ничего не происходит. Большинство людей верит, что " что-то там есть " , но вера нужна действенная, показывающая, что мы живем по заповедям Божиим, исполняем слова нашего Спасителя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Любить ближних " марта 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском соборе Кронштадта " Поздравляю вас с Неделей мясопустной, о Страшном Суде, - сказал владыка в проповеди. - В Евангелии сказано: " Как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого " (Мф. 24:37). А что было во дни Ноя? Полное нечестие, забвение Бога, везде и повсюду разврат! Только Ной один по-настоящему веровал в Бога, жил благочестиво, и Господь спас его от потопа. Так будет и ко дню Второго пришествия Сына Человеческого, Сына Божия. Когда народ окончательно развратится, потеряет веру в истинного Бога, окончательно охладеет любовь у людей - тогда и придет Господь судить. Как будет судить - мы слышали сегодня в евангельском чтении. Суд будет простой, но страшный для тех, кто никогда Бога не любил, людей не любил, а только себя любил одного. Остальных Господь заранее предупредил, по каким принципам будет судить - просто по человеческим. Если любите друг друга, помогаете друг другу, окажетесь в числе овец, по правую сторону. Если в вас ничего человеческого не осталось, если вы не будете замечать людей вокруг - встанете по левую сторону. И пойдете в огонь вечный. Это ужасно, и мы должны задуматься, что делать, чтобы не оказаться по левую сторону, а быть среди овец Господних " .   " Все понимают, что не так просто любить друг друга, но надо это делать, - продолжил архипастырь. - Вокруг нас много нуждающихся в нашей любви, просто во внимании, добром слове. А почему мы не любим людей? Потому что не любим Бога. А почему не любим Бога? Потому что просто в Него не веруем. А ведь Господь - в каждом из нас: во всех, кто сегодня причастился, - частичка Его Тела и Крови. Значит, в каждом есть Христос, и все мы - братья и сестры. У нас один Господь, поэтому мы должны за каждым человеком видеть Христа и любить, как Его, каждого человека. Если наше сердце будет полно любви, будем любовью делиться. Раньше люди часто спрашивали друг друга: " Чем тебе помочь? " Сегодня этого не услышишь: все мы ждем, чтобы нам кто-то помог, нас кто-то любил, а сами никого любить не собираемся. Это неправильно, надо спрашивать окружающих, чем им помочь. И помогать, чем можем: если денег у тебя нет, помоги кому-нибудь убрать, полы помой. Этим мы окажем любовь ближнему, но чтобы так помогать, нужно иметь сердце любвеобильное, милосердное " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010