«Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4). В Библии мы видим не только Бога, но и человека. Это Откровение Бога, но Бог открывает нам и Свое отношение к человеку. Бог открывается человеку, является ему, говорит и общается с ним и при этом показывает людям тайный смысл их существования и конечную цель жизни. Мы видим, как Бог нисходит к человеку и открывается ему, и видим, как человек встречает Бога — не просто внимает Его голосу, но и отвечает. Мы слышим в Библии не только голос Бога, но и ответствующий голос человека — в словах молитвы, благодарения, хвалы, трепета и любви, печали и раскаяния, восторга, надежды и отчаяния. Завет заключают двое — Бог и человек, и оба они участвуют в тайне истинной Бого–человеческой встречи, о которой повествует история Завета. В тайну Слова Божия входит и отклик человека. Это не монолог Бога — скорее, диалог, где говорят и Бог и человек. Молитвы и взывания благочестивого псалмопевца — тоже «Слово Божие.» Бог хочет, ждет, требует от человека ответа и отклика. Для этого Он открывается человеку и говорит с ним. Он ждет, что человек обратится к Нему. Он заключает Завет с сынами человеческими. Однако это нисхождение к человеку не умаляет Божиего всемогущества и трансцендентности. Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6:16). Но этот свет «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). В этом и тайна и «парадокс» Откровения. Откровение — это история Завета. Записанное Откровение — то есть Священное Писание — это прежде всего история . Закон и пророки, псалмы и пророчества — все включено и вплетено в живую историческую ткань. Откровение — это не только речения Бога, но прежде всего Божии деяния . Можно сказать, что Откровение есть путь Бога в истории. Откровение достигло вершины, когда Сам Бог навсегда вошел в историю, когда Слово Божие воплотилось и вочеловечилось. С другой стороны, Книга Откровения есть также книга о судьбах человечества. Она рассказывает прежде всего о сотворении, падении и спасении человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Для себя я заключаю - заслуженно. Кое-что знаю о природе оного Дождя. Лучше в этой всей " грязи " не копаться целенаправленно и не знать. Это только отягчает сердце и ум и удаляет от Христа - благодатного смиренного Бого-человечества. Это не созидает любовь, но осуждение. Оно вам надо? Закрыли и закрыли. " Да не смущаются сердца ваша, т.к. всему тому надлежит быть " (всему тому - это куда большего масштаба явлениям межчеловеческой розни). Ольга 19 февраля 2014, 13:22 Тоже хотела напомнить про мемориал в Вене. Действительно величественный и красивый, в самом центре. Насчет опроса " Дождя " тоже не увидела в нем крамолы, равно как и " очеловечивания " фашизма и порицания Сталина. Это был просто вопрос. Что уже и вопрос задать нельзя? А то, что 54% ответило так, как ответило, свидетельствует только о глупости респондентов и о том, как мало они знают о тех событиях, о которых пытаются рассуждать, и более ни о чем. В общем закрытие " Дождя " и " Эха Москвы " по этой причине не поддерживаю. Лариса Воронина 3 февраля 2014, 14:44 /единственный памятник павшим советским воинам за пределами бывшего СССР стоит в Нетании/ Согласна с К. - почему не говорится об огромном и великолепном мемориале в Вене? Он занимает целую площадь, окружен фонтанами и вообще выглядит очень достойно. В Будапеште - да, вывезли все куда-то за город, а хорошие с художественной точки зрения памятники переделали. Угорщина... Василий Н. 2 февраля 2014, 22:07 Елена: Василию Н.- Сам по себе этот опрос предполагает человечность фашистов и бесчеловечность советского командования. Из чего это следует? К 2 февраля 2014, 17:40 Памятник советским солдатам ( точнее большой мемориал) стоит, например в центре Вены, рядом с домом Бетховена. И вообще, статья - в огороде бузина, а в Киеве дядька... Александр 1 февраля 2014, 16:48 Марине: ИМХО - от англоязычного сокращения In My Humble Opinion (IMHO), буквально: " По моему скромному разумению " Марина 1 февраля 2014, 10:04 Что такое " ИМХО " ? Иногда встречаю это слово или это не слово? Чудо 21 века!?

http://pravoslavie.ru/68064.html

Ф. Жансон в своей книге «La foi d’un incroyant» пишет: «Вселенная – машина для выработки богов… человек может воплотить Бога и осуществить его». Более пессимистичный Хайдеггер считает, что человек – «бессильное божество», но все же божество. Человек всегда мыслит себя в отношениях с Абсолютом. Понять человека – значит расшифровать это отношение. Можно сказать, что и для верующих, и для атеистов равно проблема человека – это проблема бого–человечества. Бог есть архетип и высший идеал человеческого «я». Рудольф Штейнер, основатель антропософии, полагал, что в молитве Господней человек обращается к собственной божественной сущности, которая именно есть его собственный Бог Отец. Разумеется, человеческая личность носит в себе нечто от Абсолюта, его aseitas, в своем роде она существует в себе и для себя. Эта идея является стержнем философской системы Сартра. Итак, Бог и человек похожи друг на друга: ни греческие поэты, ни скептик Ксенофан, ни Фейербах, ни Фрейд никогда не отрицали этого. Главное – установить, кто кого создал… В атеистическом воззрении есть одна важная методологическая особенность: атеисты отождествляют Бога и человека, не останавливаясь перед непомерностью такого утверждения. И приходится признать, что в этом отношении они более последовательны, нежели христиане в их восприятии утверждений – не меньшего масштаба – Библии и святоотеческих творений. Мысль отцов обращена к отношению между Богом и Его творением. Библейское понятие «подобия» обуславливает Откровение. Если Бог–Слово есть то Слово, с Которым Отец обращается к человеку, Своему чаду, то, значит, существует некоторое соответствие, сообразность между Логосом Божественным и логосом человеческим. В этом – онтологическая основа всякого человеческого познания. Законы природы установлены Божественным Зодчим. Бог – Творец и Художник Вселенной, и человек подобен Ему, он, в своем роде, также творец и художник. Святой Григорий Палама учит: «Бог, трансцендентный всему, непостижимый, невыразимый, нисходит до того, что становится доступным нашему разуму». Более того, по утверждению Климента Александрийского , «человек подобен Богу, потому что Бог подобен человеку» 67 . Бог изваял человека, взирая в Своей Премудрости на небесное человечество Христа 68 . Оно–то и должно «все небесное и земное соединить под главою Христом», – «тайна сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей 69 ». Создание человека по образу Божию имело целью Воплощение в любом случае, потому что оно предполагает наивысшую степень общности Бога и человека. Это замечательно выражено в иконе Богоматери с Младенцем Eleousa, Умиление. Как Бог рождается в человеке (Рождество), так и человек рождается в Боге (Вознесение).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

И после многих тех благодатных даров, когда были они испытаны и когда взысканы были с них плод и воздаяние вольной любви их ко Господу, оказались они служителями [Бога] из-за почитания Его в большой любви. 3,3 Но под конец отвратились они [от Бога] в идолослужении, блуде и всяком нечестии, как и у Иезекииля Дух Святой порицает их, сколько благодеяний оказал Он им, и они не явили ничего достойного оказанных им благодеяний, и к ним обращено слово, глаголющее: «Я нашел тебя в пустыне нагой и непристойной, и омыл тебя от крови черноты твоей, и украсил тебя украшением, и положил на руки твои запястья, и берилл на чело твое, и диадему на главу, лучший хлеб и мед и масло вкушала ты, и стала ты знаменитой во всех народах; но затем ты ушла, обратившись к блуду своему вслед за любовниками своими» 4146 4147 . Ведь нарядом ее, и пропитанием, и украшением были все те благодеяния, «и законоположение, и [бого]служение» 4148 , и священство, и пророчество, и все то установление прежнего Завета. 3,4 И сколько времени и лет долготерпел им Бог, ожидая обращения их и плода воздаяния за те многие несказанные [Его им] благодеяния, и, несмотря на грехи их, не отступала от них благодать Духа, но и пророчество было у них, и священство, и все законное служение, пока напоследок, когда по многому человеколюбию Бог и Отец послал Сына Своего единородного во спасение их, не приложили они ко всем беззакониям своим [еще] и убийство единородного Сына; и тогда наконец, сосчитав и исчислив множество беззаконий их и найдя их превзошедшими [меру], и сочтя их недостойными спасения, поскольку не обратились они бесчувственным сердцем своим к Нему и не ощутили множества благодеяний, Он вконец оставил их, лишив всего и рассеяв среди народов 4149 . 3,5 Итак, Он лишил сборище их всякого благолепия, и украшения, и славы (то есть пророчества, священства, святилища, царей) и по причине нечувствия их оставил его в древней нечистоте и бесчестии, забрав от него данные дары, и дарования, и благодеяния из-за великого неведения его и стремления к худшему, и, сочтя скопище недостойным украшения и оных даров, отнял от него «царство», как говорит Господь, и дал «народу, приносящему плоды его» 4150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

«Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4). В Библии мы видим не только Бога, но и человека. Это Откровение Бога, но Бог открывает нам и Свое отношение к человеку. Бог открывается человеку, является ему, говорит и общается с ним и при этом показывает людям тайный смысл их существования и конечную цель жизни. Мы видим, как Бог нисходит к человеку и открывается ему, и видим, как человек встречает Бога — не просто внимает Его голосу, но и отвечает. Мы слышим в Библии не только голос Бога, но и ответствующий голос человека — в словах молитвы, благодарения, хвалы, трепета и любви, печали и раскаяния, восторга, надежды и отчаяния. Завет заключают двое — Бог и человек, и оба они участвуют в тайне истинной Бого-человеческой встречи, о которой повествует история Завета. В тайну Слова Божия входит и отклик человека. Это не монолог Бога — скорее, диалог, где говорят и Бог и человек. Молитвы и взывания благочестивого псалмопевца — тоже «Слово Божие.» Бог хочет, ждет, требует от человека ответа и отклика. Для этого Он открывается человеку и говорит с ним. Он ждет, что человек обратится к Нему. Он заключает Завет с сынами человеческими. Однако это нисхождение к человеку не умаляет Божиего всемогущества и трансцендентности. Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6:16). Но этот свет «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). В этом и тайна и «парадокс» Откровения. Откровение — это история Завета. Записанное Откровение — то есть Священное Писание — это прежде всего история. Закон и пророки, псалмы и пророчества — все включено и вплетено в живую историческую ткань. Откровение — это не только речения Бога, но прежде всего Божии деяния. Можно сказать, что Откровение есть путь Бога в истории. Откровение достигло вершины, когда Сам Бог навсегда вошел в историю, когда Слово Божие воплотилось и вочеловечилось. С другой стороны, Книга Откровения есть также книга о судьбах человечества. Она рассказывает прежде всего о сотворении, падении и спасении человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3033...

24. См. Noll M., Hatch N., Marsden G. The Search for Christian America. Crossway Books, Westchester, 1983. P.110-111. 25. Мы признательны американскому историку Ричарду Бэттсу, обратившему наше внимание на это факт. 26. В данном случае мы ведем речь не о принципах международного права и их трактовке различными сторонами, а об общекультурной " легитимности " тех или иных действий. 27. Справедливости ради следует отметить, что обращение к ветхозаветной символике есть не столько исключительная особенность американского протестантизма, сколько характерная черта протестантизма вообще: " С мировоззренческой точки зрения самое важное в реформации западной церкви то, что протестанты фактически отвергли духовно-историческую новизну Нового Завета с Бого-человеком в пользу Ветхого Завета, или завета Бога с народом (народом Израиля) " . - Максименко В.И. Идеологема civil society и гражданская культура//Pro et Contra. Зима 1999. С.117. 28. Bellah R. The Broken Covenant. P.45. Отметим, что это - не специфически американский процесс: в одном из своих рассказов Честертон описывает редактора, который, выбрасывая отвергнутую им статью, прежде - и совершенно автоматически - меняет слово Бог на слово обстоятельства. - Ред. 29. В определенном смысле можно говорить, что данный способ есть модель распространения американской культуры в целом: американцы создают все " лучшее " , чтобы потом утвердить его и в других странах. Вполне эксплицитно это проявляется прежде всего на " бытовом " уровне, уровне массовой культуры: попавший за рубеж средний американец привычно ищет " Макдональдс " - чтобы быстро и качественно перекусить - отсутствие такого ресторана в глазах среднего американца есть признак отсталости страны, то есть ее " неамериканскости " . Точно так же американцы всегда считают производимые у себя препараты не просто лучшими в мире, но единственно возможными средствами лечения, и искренне недоумевают и теряются, когда, оказавшись за рубежом и обращаясь к окружающим по-английски, не встречают понимания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

35 Человек поставлен перед бездной бытия или небытия. И он не может овладеть этой бездной лишь своими собственными силами, он нуждается в помощи свыше. Это есть дело богочеловеческое. И если в нашу эпоху подвергается опасности самое существование человеческого образа, если человек раз­лагается, то именно потому, что он возложился исключитель­но на себя и на свои силы. Человек проходит сейчас мо­жет быть самый опасный период своего существования. Но я не думаю, что судьба человека была совершенно безысход­ной. Это безысходность лишь посюсторонняя, а не потусторон­няя. Мы ведь верим, что история мира будет продолжаться не бесконечно, мир кончится, история кончится. Но это зна­чит, что мы не верим в возможность окончательного исхо­да в этом мире, на этой земле, в этом нашем времени. Этим утверждается посюсторонняя безысходность. Сознание этой безысходности не должно мешать творческому делу человека и осуществлению ими правды еще по сю сторону, ибо творческие дела человека влияют, на самый конец. Конец есть дело бого-человеческое. И последнее слово, принадле­жащее Богу, будет включать в себе и слово человеческое. Абсолютный и окончательный пессимизм потому уже не выдерживает критики, что всякий суд над бессмыслицей и злом мировой и человеческой жизни предполагает существо­вание высшего Смысла, всякий суд и суждение о низшей жиз­ни предполагает существование Бога. В этом смысле мож­но было бы сказать, что существование, зла, опознанного, как зло, доказывает существование Бога. Николай Бердяев. 36 Что такое человек? (Theodor Haecker. Was ist der Mensch?). Журнал " Путь " ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? (Theodor Haecker, Was ist der Mensch?  B i Jacob Hegner in Leipzig). Проблема человека стоит в центре нашей умственной эпохи, она является основой для христианской мысли и христианской жизни, но также для мысли философской и для жизни социаль­ной. Этой волнующей теме посвящена небольшая книжка Теодо­ра Геккера, который считается самым интересным католическим писателем современной Германии. Он приобрел из­вестность своей книгой «Vergil: Vater des Abendlands». Как и вся почти современная немецкая христианская мысль, католи­ческая и протестантская, Теодор Геккер представляет собой резкую, раздраженную реакцию против германского духа, против наиболее значительных традиций германской мистики и германской философии, начиная с Мейстера Экхардта и до Мак­са Шелера. Католик Геккер выставляет против немецкой мысли те же обвинения, что и протестантская диалектическая теология:  учение о становящемся Боге, пантеизм, отрицание пропасти между Творцом и творением, помешательство на творчестве, слишком большей динамизм. Обличая «немецкую ересь о ста­новящемся Боге», Т. Геккер смешивает два разных явления — учение германского идеализма, главным образом Фихте и Гегеля, о становящемся Боге, которое может быть истолковано в том смысле, что не Бог творить мир, а мир  творит Бо­-

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

Образ Божий в человеке есть живой мост между небом и землею, приемник Божественного откровения. Любовь Божия к человеку, силою которой сотворено тварное бытие, выражается в общении Бога с человеком, в откровении , и любовь человека к Богу, которая вложена в него чрез образ Божий, выражается в искании этого откровения. В откровении человек, который предназначен быть тварным богом по благодати, приобщается к ведению Бога и общению с Ним, и становится богочеловеком в этом богочеловеческом общении. Познавая Бога, он познает и самого себя в глубинах своего духа, совершается встреча образа с Первообразом. Что же есть откровение Бога в человеке в простейшем смысле слова? Бог говорит человеку, и человек причащается божественной жизни : боговдохновенное слово и таинственная его сила – как два пути откровения Бога в человеке. Откровение прежде всего есть диалог Бога и человека. Бог говорит человеку на его, человеческом, языке, и человек внемлет слову Бога, и вопрошает Бога своей человеческой мыслию. Слово Божие является и человеческим, внятным для человека, бого-человеческим: Логос Божий есть и логос человеческий (подобно тому, как имя Иисус есть собственное имя Богочеловека). Это тожество в различии есть основной факт и предусловие откровения. И далее, человек, не совлекаясь человечности своей, оставаясь собою самим, способен испытывать касание Божества, приобщаться божественной жизни, pati Deum, иметь таинство жизнеобщения с Божеством, подобно тому, как обе жизни, Божеская и человеческая были одно в жизни Господа Иисуса, и как Дух Божий, сходящий на апостолов и других людей, пребывая в них, Себя соединял с их человеческим, а чрез это уже богочеловеческим духом. Humanum сарах divini. Откровение не может быть просто голосом Трансцендентного в имманентном, в человеческой отрешенности от него: при этом условии голос этот просто не звучит, не касается имманентного, до него не доходит. Оно необходимо есть и единство Трансцендентного и имманентного, и это живое богочеловеческое единство есть образ Божий в человеке, который означает существование и предвечного образа человека в Боге, единство Софии божественной и тварной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

823 Ср. у преп. Нила, который в одном из своих посланий говорит: «Если желаешь войти в Царство Небесное, снискивай скорбь ( τ ν θλψν π σπασα ), ибо не снискавший скорбь не войдет в [это Царство], потому что узки врата, [ведущие в Него]» (PG. T. 79. Col. 525). 824 Стефан свободно парафразирует 1 Пет. 3:15. 825 Стефан изменяет слова этой молитвы, изменяя и их смысл: они обращаются не к Отцу, а непосредственно к подвижнику. 826 Здесь выражается довольно распространенное в святоотеческой письменности мнение (опирающееся на Лк. 20:34—36), что жизнь аскетическая тождественна «жизни ангельской» (или она является «равноангельской»). Например, св. Мефодий выражает это мнение так: «Крыльям девства свойственно, по [самой] их природе, не тяготеть к земле, но возносить душу горе, в чистый эфир, к жизни, сходной с жизнью Ангелов ( τον των αγγελλον … βον )» (Me-fAoe " O/ympe. Le Banquet/Ed. par H. Musurillo et V. - H. Debidour//Sources chretiennes. 95. Paris, 1963. P. 204). Преп. Макарий также говорит о подвижниках, удостоившихся стяжать благодать Святого Духа: «Иногда они становятся как нетелесные Ангелы и, будучи [еще] вместе с телом, [ощущают] столь же великую легкость и окрыленность» (Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. S. 180). 827 Примечательно, что преп. Максим Исповедник в своем «Толковании на Молитву Господню» также сочетает оба эти места из двух Евангелий, бого-словствуя следующим образом: «Подражая таким образом Ангелам небесным, мы всегда будем служителями Бога и на земле явим равноангельское житие, а поэтому наравне с Ангелами будем обладать умом, полностью безучастным к тому, что ниже Бога. Живя подобным образом, мы по молитве обретем, как хлеб насущный, животворящий и насыщающий души наши для сохранения крепости дарованных нам благ, [Само] Слово, изрекшее: Я хлеб, смедммм, дающмм жмзнь жмру (ср. Ин. 6:33). Это Слово становится всем, соразмерно нам, насыщающимся добродетелью и мудростью, и воплощается различным образом, как только Оно Само ведает, ради каждого из спасаемых» (Творения преподобного Максима Исповедника. Т. I. С. 196).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

Следствие ипостасного соединения двух естеств во Иисусе Христе по отношению к Пресв. Деве, Матери Его, состоит в том, что Она есть, воистину, Богородица (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 40; Простр. Хр. Катех. о чл. III). Ибо Она родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее, воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое, так что и в воплощении от Нее был, и, по воплощении, неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Иначе: Она родила Господа Иисуса, не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако же, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, и соделалось собственным Божескому Лицу Его. Посему Слово Божье научает нас исповедовать Пресв. Деву Богородицею. 1. Еще Пророк предсказать, что Дева во чреве приимет, и родит Бога с нами – Еммануила, т.е. Бога, воспринявшего в единство Своей Ипостаси наше естество ( Ис. 7:14 ; снес. Мф. 1:23 ). И Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве и родит Сына, который наречется Сьн Божий ( Лк. 1:31, 35 ). Если же Пресв. Дева, как говорили эти провозвестники, и зачнет и родит Бога во плоти или Сына Божия: то Она справедливо будет и именоваться Богородицею. 2. Действительно, едва только Она обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Мф. 1:18 ), и когда еще носила во утробе Своей предвечного Младенца, благочестивая Елисавета, при свидании с Нею, торжественно исповедала Ее Матерью Господа, или, что то же, Богородицею. И бысть, – повествует Евангелист, – яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея; и исполнися Духа Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне ( Лк. 1:41–43 )? И важно здесь особенно то, что праведная Елисавета нарекла преблагословенную Деву Матерью Господа не сама от себя, а исполнившись Духа Свята, и след. по Его внушении, – нарекла еще прежде рождения от Нее Бого-младенца (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010