Рис. 1: А – план Тульского кремля (1 – башня Ивановских ворот, 2 – Никитская башня, 3 – башня Одоевских ворот, 4 – Спасская башня, 5 – башня Пятницких ворот, 6 – Наугольная башня, 7 – башня Водяных ворот, 8 – башня «На погребу», 9 – Ивановская башня, 10 – Успенский собор, 11 – Богоявленский собор, 12 – торговые ряды XIX в., 13 – музей «Тульский кремль», 14 – коллектор и трасса ливневой канализации); Б – профиль фундамента и основания Спасской башни в шурфе 6; В – профиль фундамента и основания стены кремля между Никитской и Одоевской башнями в шурфе 18 Рис. 2: A – план-схема участка ливневой канализации в районе башни Водяных ворот (1 – котлован коллектора на месте раскопа – труба-футляр, 3 – башня Водяных ворот, 4 – стены кремля, 5 – проезд в башне); Б – разрез свайного крепления фундамента башни Водяных ворот (1 – современная дневная поверхность, 2 – слой погребенной почвы в раскопе 2, 3 – уровень материка в раскопе 2, 4 – бурый переотложенный суглинок, 5 – синевато-серая переотложенная глина, 6 – слой фундамента (реконструкция), 7 – границы трубы-футляра); В – образцы извлеченных свай Рис. 3. Участки свайного крепления фундамента башни Водяных ворот: 1 – план первых трех рядов с внутренней стороны, 2 – третий ряд свай с внутренней стороны, 3 – последний ряд свай под фундаментом (А) и крайний ряд свай в котловане (Б) с внешней стороны, 4 – последние четыре ряда свай по северо-восточной (А) и юго-западной (Б) стенкам с внешней стороны Литература и источники 1 . Г. Тула. Тульский кремль. Комплексный эскизный проект планировки и благоустройства инженерных сетей кремля, создания музея городского народного зодчества и быта. М., 1977. 2 . Екимов Ю. Г. Отчет об археологических исследованиях экспедиции объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» на территории Тульского кремля в 2000 году. Тула, 2001. Архив ИА РАН. Р-1. 3 . Кирпичников А. Н. Каменные крепости новгородской земли. Л., 1984. 4 . Коробков Н. М. Стена Белого города//Историко-археологический сборник. М., 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Николо-Молокша. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца , Тихона Амафунтского Год постройки:1793. Ссылки:   Адрес: Ярославская обл., Большесельский р-н, с. Николо-Молокша Координаты: 57.533798, 38.854934 Проезд: Проезд - см. проезд до Герцино, далее по той же трассе, через Высоково, мимо дер. Березино (родина крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой, у дороги справа мемориальный камень с памятной табличкой), далее до дер. Починки (в деревню не заезжать!), далее влево в сторону дер. Щукино, не доезжая ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд - см. проезд до Герцино, далее по той же трассе, через Высоково, мимо дер. Березино (родина крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой, у дороги справа мемориальный камень с памятной табличкой), далее до дер. Починки (в деревню не заезжать!), далее влево в сторону дер. Щукино, не доезжая деревни метров 200 свернуть вправо на полевую дорогу, ехать до соединения с полевой дорогой Починки - Никола, свернуть налево. От Починок и от Щукино храм на холме прекрасно виден. По полевым дорогам проехать можно в любое время года только на полном приводе. Остальным можно оставить машину на свертке у дер. Щукино или Починки, далее пешком полевыми дорогами около одного километра. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь села Никольскаго, что на Молокше. Существует с 1793 года. Престолов в ней три: 1, Усекновения Главы Иоанна Предтечи; 2, Святителя и Чудотворца Николая; 3, Тихона Амафунтского Чудотворца. Приход состоит из 17 селений. Храм находится в т.н. " Юхотской вотчине " Шереметевых, построен на месте деревянного храма. Здание продольно-осевой композиции с двусветным бесстолпным четвериком и пониженным алтарем. Храмовый объем с крышей крутого барочного ската завершен пятью главами на граненых барабанах. Боковые барабаны расставлены на углах четверика. Трехчастное деление фасадов подчеркнуто пилястрами и лопатками. В композиции здания использована форма граненого алтаря, сомкнутый свод - с центральным световым барабаном. Некоторые элементы украшения фасадов (наличники окон, сандрики и т.п.), а также выверенность форм и соотношений объемов в композиции здания позволяют предположить причастность к проектированию храма К.И. Бланка или учеников его архитектурной школы.

http://sobory.ru/article/?object=09069

5) Семейный клуб трезвости при Храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Москва, Ленинградский проспект, д. 73. Проезд до станции метро «Сокол». Тел. 8–916-093–75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи 5 раз в неделю. 6) Семейный клуб трезвости при Храме Девяти мучеников Кизических. Москва, Б. Девятинский пер, д. 15. Проезд до станции метро «Краснопресненская» или «Смоленская». Тел. 8–909-692–98-01; 8–916-093–75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи и молебны 1 раз в неделю. Московская область 1) Братство трезвости в честь иконы «Неупиваемая Чаша», Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое, Храм свт. Николая Чудотворца. Проезд до станции «Лобня» (Савеловское направление), далее автобусами 23 или 50 до села Озерецкое. Тел. 8–905-749–68-48. Акафист и занятия 1 раз в неделю. Регулярно 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Есть возможность постоянного проживания страждущих при приходе для прохождения курса реабилитации. 2) Православный Клуб трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Московская обл, г. Клин, Храм Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе «Демьяново», пр. Танеева, д. 15, стр.7. Проезд до станции «Клин» (Ленинградское направление) далее автобусами N25, 17, 18, 30, 40,47 до остановки «Сквер Чайковского», далее по указателю «Усадьба Демьяново». Тел. 8- 963–770-29–61, 8–903-687–35-99. Акафисты и занятия 2 раза в неделю. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. 3) Приходское братство трезвости «Треэвение» при храме Архангела Михаила города Талдома. Московская обл, г. Тапдом, пл. Карла Маркса, д. 8. Проезд до станции «Талдом» (Савеловское направление). Тел. 8–926-111–50-80, 8–916-077–90-89. Акафист и встречи братства еженедельно. По мере необходимости проводится 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.

http://azbyka.ru/zdorovie/spisok-obshhes...

Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26; 2-й этаж, кабинет 205; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Круглый стол Начало: 14:30. 4.9.5. Круглый стол «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве» Ведущая: Боброва Лидия Сергеевна, преподаватель отделения реставрации и деревообработки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26. Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26; 4-й этаж, кабинет 403; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Круглый стол Начало: 14:30. 4.9.6. Круглый стол «Александро-Невское братство: история и современность» Ведущая: Данные уточняются. Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26; аудитория уточняется; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Круглый стол Начало: 14:30. 4.9.7. Проектная образовательная игра для студентов-первокурсников «Александр Невский как историческая личность» Ведущий: Данные уточняются. Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26; аудитория уточняется; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Образовательная игра Начало: 14:30. 4.9.8. Концерт «Духовная музыка». Выступление хора храма святого благословенного Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России. Постановщик: Николай Дуденков, студент Московской государственной консерватории имени П.И Чайковского, регент хора. Куратор: Боброва Лидия Сергеевна, преподаватель отделения реставрации и деревообработки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26. Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26; 5-й этаж, актовый зал; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Концерт Начало: 17:30. 4.10. Секция «Культурные проекты и патриотическое воспитание. Межрегиональное взаимодействие на примере деятельности общественных организаций». Литературно-музыкальная композиция «Благодарные москвичи – потомкам защитников земли Русской»

http://pravoslavie.ru/135816.html

Свое отлучение Толстой переживает гораздо сильнее, чем показывает, чем позволяет ему это показывать его самолюбие. Так, Лев Львович, который, по-видимому, из всей семьи тоньше других понимал сложную психологию своего отца, приоткрывает завесу над тем, что глубоко таилось в душе Толстого, но что он тщательно скрывал от всех. “Тетя Мария, – говорит он, – не могла простить своему брату дерзкого описания литургии и Святых тайн в одной из глав ’’Воскресения”. Она считала этот поступок моего отца несправедливым и недобрым и была глубоко уязвлена этим. Уверяют, что именно эта глава и была причиной отлучения Толстого от Церкви Св.Синодом 22 февраля 1901 г. Это событие, я помню, произвело болезненное действие на чувствительную душу моего отца, хотя в своем ответе Синоду он показал себя спокойным и слегка равнодушным... Тем не менее он это переживал больше, чем многие могли бы это подумать. Моя тетка Мария переживала этот случай так остро, что вскоре заболела. Позднее она отказывалась разговаривать на эту тему”. О причинах, вызвавших кризис Толстого, Лев Львович высказывает следующие предположения: “После бегства из Ясной Поляны мой отец поехал прямо к своей сестре, которая была единственным живым существом, знавшим его в детстве и юности. Мне сдается, что он был побуждаем отправиться в Шамординский монастырь по двум сильным чувствам: одно из них, несомненно, было желанием перед смертью, близость которой он предвидел, повидаться с единственной своей сестрой; второе – это уйти туда, где хорошие люди были способны найти действительное успокоение в своей вере” 61 . Вся жизнь Толстого прошла в скитаниях по бесплодным пустыням отвлеченного разума в напрасных поисках истины, и теперь, в последние минуты, он надеялся почерпнуть из этого благодатного источника той “живой воды”, которой жаждала истомившаяся, мятущаяся его душа. Но не сбылись эти последние надежды. Еще 30 октября вечером в Шамордине Л.Н. Толстой “жаловался на некоторую слабость и недомогание, но, тем не менее, 31-го рано утром, несмотря на дурную погоду, в сопровождении своей дочери и ее подруги В.М. Феоктистовой, приехавших к нему накануне, и Д.П.Маковицкого, который его сопровождал все время, уехал на лошадях в Козельск (18 верст), оттуда по Рязанско-Уральской железной дороге по направлению на Богоявленск, чтобы далее следовать в Ростов-на-Дону... Ввиду лихорадочного состояния Льва Николаевича решено было оставить поезд и высадиться на ближайшей большой станции. Этой станцией оказалось Астапово”. (Выписка из “Протокола” за подписью врачей. “Новое время”. (1910.12 ноября. 12454).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Согласно новой редакции устава Херсонско-Одесской епархии от 30 авг. 1917 г., вступившей в силу 1 янв. 1918 г. (Херсонские ЕВ. 1917. 23. С. 264), в Н. в. входили приходы Херсонского у., разделенного на 11 благочиннических округов: Херсонский (храмы Херсона и окрестных хуторов); Николаевский (храмы Николаева и хуторов Водопойная и Мешково); Бериславский (храмы Берислава и сел Меловое, Качкаровка, Дудчино (ныне Дудчаны), Ново-Каменка, Тягинка, Бизюков Пропасной во имя свт. Григория, просветителя Армении, монастырь, церковь при Ивановской экономии Фальц-Фейна); Богоявленский (храмы поселков Богоявленск и Воскресенск, сел Ново-Александровка, Балабановка, Заселье, Калиновка, Константиновка, Покровск, Вавиловка, Баловное, Матвеевка, Терновка, Николаевка); Станиславский (храмы мест. Станислав и сел Александровка (Штыхово), Белозерка, Киселёвы Хутора, Кисляковка, Никольское, Садовая (Фалеевка), Ново-Ивановка (Касперовка), Царев Дар, Широкая Балка, Фёдоровка (Кеппена)); Ново-Воронцовский (храмы мест. Ново-Воронцовки и сел Грушевка, Золотая Балка, Ивановка (Воронова), Костромка (2 церкви), Марьинское (2 церкви), Ново-Архангельское, Каменка, Оскоровка, Фирсовка); Широковский (храмы мест. Широкое и мест. Кривой Рог, сел Авдотьевка, Александродар, Долгинцево, Михайловка, Михайло-Заводск, Николаевка 1-я, Ново-Николаевка, Ново-Покровское, Нов. Кривой Рог, Андреевка, Ново-Курское); Велико-Александровский (храмы сел Б. Александровка, Архангельское, Блакитная, Давидов Брод, Заградовка, Ивановка, М. Александровка (2 церкви), Ново-Дмитровка, Староселье, Шестерня (2 церкви), Сергеевка, Трифоновка); Висунский (храмы поселков Висунск и Березнеговатое, мест. Владимировка, сел Ивано-Петровское, Ново-Севастополь, Калужское, Любомирка, Мураховка, Ново-Владимировка, Ново-Петровка, Васильевка (Отбедово), Снегирёвка, Явкино (2 церкви), Галагановка, Ново-Павловка, Малеевка); Новобугский (храмы мест. Нов. Буг и пос. Ново-Владимировка, сел Анновка 1-я, Горожина (ныне Горожено), Балацкое, Николаевка 2-я, Юрьевка, Пески, Полтавка (2 церкви), Привольное, Троицкое (Софоново), Ульяновка, Дрентелево, Ингулка); Новоодесский (храмы мест. Нов. Одесса и сел Воронцовка, Гурьевка, Дымовка, Кандыбино, Касперовка, Касперо-Николаевка, Ново-Петровское, Остаповка, Пересадовка, Себино, Сухой Еланец).

http://pravenc.ru/text/2565630.html

34 Более точные даты жизни и деятельности, основанные на архивных документах и современных исследованиях, см. в конце изд.: «Основные даты жизни, деятельности и мученического подвига Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра (Полянского) , митрополита Крутицкого». 35 Лесков Н. С. Соборяне//Соб. соч. в 11 т. М.: Изд-во Художественной Литературы, 1957. Т. 4. С. 186. 37 Аксиос – достоин (греч.). Этим возгласом клир и народ выражают свое согласие с поставлением нового служителя Церкви. 38 Б. Зайцев писал о Патриархе Тихоне: «Навсегда врезалось лицо его – с крупным толстовским носом, серыми, простыми глазами, пепельною бородой, обыкновенное хорошее “мужицкое» лицо. Огромной серьезностью, но и спокойствием, и добротой веяло от него. Он благословлял проходивших и неотразимо вызывал в памяти образ Николая Угодника, деревенского русского святого» (Зайцев Б. Венец Патриарха//Перезвоны. Литературно-художественный журнал. 1926. 17. С. 12). 39 Сейчас известны три варианта даты рождения будущего священномученика митрополита Петра Крутицкого: 26 июня, 28 июня и 20 июля 1862 г. Согласно Метрическому свидетельству, выписанному 15 марта 1883 г., «В метрич[еской] кн[иге] Коротоякского у[езда], с. Сторожевого, Богоявленск[ой] ц[еркви] за 1862 г. значится: рожден 20 июля, 29 крещен Петр. Род[ители] его: свящ[енник] Федор Евграфович Полянский и закон[ная] жена его Мария Александровна, оба правосл[авного] вероисповед[ания]. Восприемники были: свящ[енник] Василий Андреев Расторгуев и г. Старого Оскола купца Василия Стефановича Чиркина жена Анна Александровна. Таинство крещ[ения] сов[ершил] свящ[енник] Вас[илий] Расторгуев с причтом». (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3118 Л. 3). Согласно же Аттестату воспитанника Воронежской духовной семинарии: « Петр Полянский , сын умерш[его] свящ[енника] Воронеж[ской] еп[архии], Коротоякского у., с. Сторожевого Федора Полянского, род[ился] 26 июня 1862 г., по ок[ончании] курса в Костром[ском] д[уховном] у[чилище] поступил в июне 1879 г. в Воронеж[скую] д[уховную] с[еминарию], окон[чил] в июле 1885 г. по 1-му разряду» (Там же. Л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Николаев. Церковь Богоявления Господня в Богоявленске. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 1790 и 1806. Год утраты:1944 (взорвана немцами) Адрес: Украина, Николаевская обл., г. Николаев, территория бывшего села Богоявленск Изменить описание объекта Николаев. Богоявленская церковь в Богоявленске Считается, что уже в XVIII в. в Витовке (предшествующее название Богоявленска) существовал храм Богоявления Господня. Доказательством тому может служить свидетельство архиепископа Гавриила (Розанова), который в хронологическом описании храмов Херсонской и Таврической епархий указал, что Богоявленский храм был одним из старейших в епархии, поскольку в храме им выявлена метрическая книга за 1773 г. (некоторые современные исследователи высказывают сомнение по поводу принадлежности упомянутой книги данному храму). Об особом почитании местными жителями праздника Богоявления Господнего свидетельствует легенда об основании Богоявленска, зафиксированная местными краеведами в 1980-х годах. В ней рассказывается, что людям невозможно стало жить на этих землях из-за отсутствия питьевой воды, они решили покинуть это место, но встретили мужчину, который их остановил и, ударив посохом по земле, открыл источник с кристально чистой водой, а потом люди поняли, что это Бог. Тогда в честь его явления построили церковь Богоявления, село назвали Богоявленским, реку – Бог, а балку, где забил ключ – ключевой. Других сведений о первом храм не сохранилось, невозможно даже определить место его расположения. Можно с большой долей вероятности утверждать, что новое название поселения – Богоявленское была связана именно с названием храма, который уже располагался в населенном пункте. В ордере к М.Л. Фалеева от 24 августа 1789 г. Потемкин приказывал: «Фабера дачу именовать Спасское, а Витовку Богоявленское. Новозаводимую верфь на Ингул Николаев». В ходе строительства в Николаеве и Богоявленске М.Л. Фалеев выполнял установку князя возводить здания в соответствии с генеральным планом. Для этого архитектором И.Е. Старовым создан генеральный план Богоявленска. Согласно ему на площади в центре поселения должна находиться каменная церковь, от церковной площади лучами в разные стороны отходили улицы (этот принцип планирования частично сохранился). Новая церковь имела бы удобное местоположение, была равноудалена от концов поселения и находилась в его центре. Кроме того, от нее было недалеко и до резиденции Г.А. Потемкина, который был очень религиозным человеком.

http://sobory.ru/article/?object=44083

17. Буддийский храм (Приморский проспект, 91) построен для нужд открытой в Санкт-Петербурге в 1901 г. миссии далай-ламы Тибета и буддийской общины города (Санкт-Петербург. Энциклопедия. Изд. 2. СПб.; М., 2006. С. 116; Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2005. С. 619). 18. Константин Михайлович Сомов (1848–1910-е гг.), брат бабушки мемуаристки Веры Михайловны Картавцевой, урожденной Сомовой. 19. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии. Основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского в 12 км от Оптиной пустыни, в 20 верстах от уездного города на реке Выссе. Закрыта в начале 1920-х гг., возобновлена в 1990 г.Оптина Введенская пустынь, близ г. Козельска Калужской губ., основана в XV в. или ранее, упразднена в 1724 г., восстановлена в 1726 г., закрыта в в 1918 г., восстановлена в 1987 г.; в XIX в. являлась центром особой практики духовного наставничества в Русской Церкви — старчества. 20. Станислав (Антон) Ильич Раковский, в 1909–1910 гг. белевский уездный врач (Памятная книжка Тульской губернии на 1909 г. Отд. 2. Тула, 1909. С. 128, 129; Памятная книжка Тульской губернии на 1910 г. Отд. 2. Тула 1910. С. 123, 124). 21. Станция Веженка в начале XX в. Рязанско-Уральской железной дороги по направлению Смоленск — Богоявленск. В настоящее время разъезд в Белевском районе Тульской области. 22. В октябре 1916 г. Святейший Синод постановил послать архимандрита Петра для миссионерской службы в Северо-Американскую епархию, но поездка не состоялась. О. Петр был направлен на фронт проповедником, где пробыл до Февральской революции 1917 г., хатем приехал в Москву, в Белев он не вернулся. 23. Евдоким (Мещерский; 1 апреля 1869 г.— 22 октября 1935 г.), с 1 августа 1909 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии, в 1912 г. временно управлял Тульской епархией, с 29 июля 1914 г. архиепископ Алеутский и Северо-Американский, с 1918 г. архиепископ Нижегородский, 16 августа 1922 г. уклонился в обновленчество (Обновленческий раскол. М., 2002. С. 746–750; История иерархии Русской Православной Церкви. С. 501, 502).

http://pravoslavie.ru/36921.html

Из приведенных выше таблиц усматривается, что некоторые братства заняты, вместе с распространением книг, раздачей икон, крестов и проч. предметов религиозного почитания, а потому при книжных складах они устраивают склады икон, крестов и др. Для южных и западных братств эти заботы являются делом первостепенной важности, ибо замечено, что у нас на юге и западе распространяются между православными иконы и священные картины неправославного письма, большею частью еврейского издания, из Вены 57 . С устройством складов братства должны вырабатывать и способы наиболее успешного распространения книг и икон в народе. В этом отношении обращает на себя внимание способ распространения, практикуемый советом Холмского св. Богородицкого братства. Этот способ определен был исключительно при посредстве книгонош 58 , которые, происходя из крестьян и мещан, ближе стоят к народу, а потому удобнее могут проникать к нему в хижины и успешнее заниматься делом распространения книг. В некоторых местах установился обычай раздавать брошюры чрез церковных старост лицам, покупающим свечи, причем замечено, что скорее расходятся те книги и брошюры, с содержанием коих священники предварительно познакомили своих прихожан за внебогослужебными собеседованиями. III. Братства, устроившие центральные и окружные книжные склады (а также склады икон, крестов и проч.) и библиотеки (к 1 января 1891 года). Местонахождение Наименование Общее число всех библиотек Общее число всех складов и их отделений Александро-Невское 2) Вологодская Всемилостивого Спаса 3) Волынская Владимиро-Васильевское Кирилло-Мефодиевское Крестовоздвиженское Св. Владимирское Богоявленск.Св. Николаев. Св. Митрофана и Тихона 9) Донская Аксайско-Богородичное 10) id. Иоанно-Богословское 11) Екатеринбургская Св. Симеона Св. Владимира Успения Божьей Матери 14) Казанская Св. Гурия Иоанно-Богословское Св. Георгия Преп. Пафнутия 18) Кишиневская Св. Владимирское 19) Киевская Св. Владимирское Св. Георгиевское 21) Костромская Федоров. Сергиевское Александровское Кинешемское 24) Литовская Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010