Священник убежден, что в современном быстроменяющемся мире такая форма проповеди, как фильм, позволяет быстрее достучаться до сердец и умов современников. В конце фильма, который снят по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, есть глубоко осмысленные слова владыки, которые, по убеждению отца Марка, могут стать для всех нас жизненным ориентиром: «Праведники во веки живут». И то, что память поднимает нас над временем, мы отчетливо видим на примерах жизни отца Константина Голубева и отца Сергия Махаева и многих сотен новомучеников – явленных и неявленных. «Светит еще свет Господень» Будущий священномученик Сергий Махаев стал настоятелем Богоявленского собора в трагическом 1937 году. О времени его пребывания в Ногинске известно совсем немного. Отец Сергий поселился на самом краю города – в поселке Жуковка, по адресу: Клязьминская, 15, в семье Архипа Богачева. Машина террора набирала свои обороты. Были арестованы и заключены в тюрьмы, томились в ссылках множество священнослужителей. Именно им и их семьям, многие из которых жили в глубокой нищете, и помогал священник. Письма с просьбой об оказании помощи приходили на адрес прихожанки Богоявленского собора Анастасии Ивановны Кулевой. Последние из «верных» не питали иллюзий в отношении своей дальнейшей судьбы. Многие из них, как заметил отец Илия Максимов, мечтали о мученическом венце… Дом, в котором жил в 1937 году в Ногинске отец Сергий Махаев Но кто-то и отступал. В августе 1937 года были арестованы все члены церковной двадцатки. Чтобы избежать закрытия храма (за послереволюционные годы отец Сергий накопил богатый багаж знаний по «отстаиванию» церквей), настоятель организовал создание новой двадцатки – некоторые из вновь избранных, испугавшись, заявили о выходе из нее. Это в последующем послужило поводом для обвинения в том, что священник якобы оказывал давление на верующих и, кроме того, ввел в церковный совет «антисоветски настроенных лиц». 22 ноября 1937 года отец Сергий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму Ногинска. В те годы уже многие верующие были расстреляны или томились в заточении. И никто не писал писем в защиту будущего священномученика. Но и следственные дела в 1937 году уже «стряпались, как пирожки». Стояли жесткие планы по уничтожению остатков «классовых врагов». 22 ноября отец Сергий был допрошен. Он отрицал всякую вину, хотя, собственно, признания уже не требовалось…

http://pravoslavie.ru/128825.html

Принимать все испытания Не было ни суда, ни следствия — только желание покуражиться и отомстить кому-то из тех, кто ассоциировался с бывшей властью… 27 июля, 2014 Не было ни суда, ни следствия — только желание покуражиться и отомстить кому-то из тех, кто ассоциировался с бывшей властью… В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирениии враждующих. Митрополит Владимир (Богоявленский) — первый иерарх Православной Церкви, который после революционных событий 1917 г. принял мученическую смерть за Христа. В течение 74 лет его мощи находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 г., после определения точного места его захоронения, состоялось обретение мощей священномученика. Останки страстотерпца были перенесены в Дальние пещеры Лавры, где находятся и поныне. С тех пор ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм. Там они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры. 8 мая 2012 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о проведении торжеств по случаю 20-летия обретения честных мощей священномученика Владимира (Богоявленского) († 1918) и 20-летия установления дня памяти Собора новомучеников и исповедников, от безбожной власти в ХХ в. за Христа пострадавших. Погожим весенним днем 1858 г. несколько девяти-десятилетних мальчуганов шли к родному селу Малая Моршка Тамбовской губернии. Они возвращались домой из бурсы, то есть Тамбовского духовного училища, на пасхальные каникулы. Завидев родное село, они закричали с торжеством: «Воду прошед, яко сушу, и тамбовского зла избежав!..». На самом деле в церковном песнопении поется «египетского зла избежав». А одним из этих ребят был Василий Богоявленский, сын священника Никифора в Малой Моршке, будущий митрополит Киевский и священномученик Владимир.

http://pravmir.ru/prinimat-vse-ispytaniy...

Нельзя, наконец, не сказать о признании государством теологии наукой и об успешном начале работы диссертационного совета по теологии и экспертного совета при Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Борьба за это велась также больше десяти лет. Не случайно первым кандидатом теологии, получившим государственный диплом, стал наш профессор — декан богословского факультета протоиерей Павел Хондзинский. Все это — направления, на которых ПСТГУ подобно ледоколу пробивал дорогу через преграды советского атеистического наследия — Сердце Московского епархиального дома — Соборная палата, где ровно век назад принималось судьбоносное для Церкви решение о воссоздании Патриаршества. В эксплуатацию здание в Лиховом переулке ПСТГУ запустил всего год назад, но за это время оно успело зарекомендовать себя уютным культурно-просветительским центром, а проходящие здесь концерты и тематические вечера удовлетворяют самым взыскательным вкусам московской публики. Отдельный веб-ресурс концертного зала и лектория в Соборной палате снабжен удобным и понятным интерфейсом, там просто и легко приобретать билеты на самые интересные мероприятия. Особенно, по-моему, это важно потому, что в этом районе Москвы таких общедоступных площадок мало... — Ну, может быть, и не так уж мало, все же это исторический центр. Но вот церковных культурно-просветительских центров в Москве, за исключением Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя вообще нет. Мы пока только еще наполняем содержанием эту функцию ПСТГУ. Но уже сейчас в Соборной палате ежедневно проходят концерты, лекции, презентации книг и исследований, научные конференции. В соседних помещениях заседает богословско-пастырский семинар. Мы рассматриваем эту деятельность как возвращение Московскому епархиальному дому его первоначального назначения. Создатель дома — священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) — задумывал его именно как просветительский центр, особенно нужный и важный на фоне резко возраставшей тогда популярности революционных идей и усиливавшейся революционной пропаганды. В первые годы в этом здании трудились такие замечательные проповедники, как священномученики Иоанн Восторгов и Иоанн Артоболевский, священномученик, будущий епископ Петр (Зверев)... Мы обязаны и стараемся продолжать заложенные предшественниками традиции и надеемся, что со временем главное здание ПСТГУ — Епархиальный дом — действительно станет научно-богословским, культурным, миссионерским центром, любимым и доступным для всех желающих глубже узнать жизнь Православия. Все это посильно именно церковному университету.

http://patriarchia.ru/db/text/5067074.ht...

29 сентября 1908 года будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) освятил новый храм, а последний готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 году освящал епископ Трифон (Туркестанов). Так в бедном Дорогомилове сопротивлялись безбожию и революции. О том свидетельствуют и традиции. Еще в старом храме в 1890 году был учрежден крестный ход в память спасения царской семьи при крушении поезда под станцией Борки. О том просили прихожане, чтобы память об этом чуде не иссякала. Продолжил дорогомиловские традиции и новый храм. Дорогомилово, в отличие от левобережной Пресни, не приняло революцию 1905 года и не участвовало в ней, прислушавшись к призыву митрополита Владимира, осудившего насилие и кровопролитие. Более того, 16 октября 1905 года в Богоявленском соборе совершили молебствие о прекращении смуты и междоусобиц: это случилось ровно за день до опубликования знаменитого Манифеста 17 октября. Иначе как чудом это назвать нельзя. В грозном 1914 году Богоявленский храм посетила Боголюбская икона из часовни, ранее побывавшая в стенах старого храма, когда перед ней молились об избавлении от грозившей холерной эпидемии. Теперь ее встречали с крестным ходом и отнесли к Дорогомиловской заставе, где при огромном стечении народа был отслужен молебен о даровании победы над врагами. Молились в Дорогомилове и накануне открытия Всероссийского Поместного Собора в 1917 году, возобновившем патриаршество. Были в храме и собственно церковные традиции. На Великий пост в нем всегда было много причастников, а на престольный праздник прихожанам раздавали крещенскую воду, разлитую в маленькие металлические сосуды. Духовенство храма участвовало в просвещении народа, действительно оттягивая людей от революции. По воскресеньям здесь проводили беседы о ветхозаветных и евангельских событиях, о русской истории, объясняли закон Божий, рассказывали о праздниках и житиях святых, о священных древностях Москвы… Как важно это было для неграмотных! Еще здесь было разрешено общее народное пение известных молитв. До 800 человек приходили в храм вместе петь молитвы. А хор Богоявленского собора ставили в один ряд со знаменитым хором Чудовского монастыря.

http://pravoslavie.ru/701.html

По окончании академии остался работать в системе духовных школ. Работал смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге (1896–1904). В 1901 году был возведен в сан архимандрита. Был ректором Калужской Духовной семинарии (1904–1909), затем Олонецкой (1909–11). В 1911 году в Санкт-Петербурге был рукоположен во епископа Рыльского, викария Курской епархии. В его архиерейской хиротонии принимали участие митрополит Московский и Коломенский, священномученик Владимир (Богоявленский) и  святитель Тихон (Беллавин) , архиепископ Ярославский, будущий Патриарх. С 1913 года и вплоть до мученической кончины Преосвященный Никодим был епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Владыка Никодим был талантливым историком и духовным писателем. Еще до революции он был известен своими церковно-историческими и агиографическими трудами. Известно, что во время своего служения в Санкт-Петербурге, святитель Никодим встречался со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским и получил от него благословение на свои писательские труды. Перу владыки принадлежат многочисленные монографии и научные статьи, в том числе фундаментальные исследования о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли — «Архангельский Патерик» и «Олонецкий Патерик», жития преподобных Иова Ущельского и Трифона Печенегского. Также владыка стал одним из главных составителей многотомного «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». Им были написаны несколько сборников житий святых Санкт-Петербургской и Вологодской епархии, а также жизнеописания подвижников Соловецкого монастыря . Допрос за допросом Расстрелу епископа Никодима предшествовали несколько арестов — по всей видимости, красные власти Белгорода попросту не могли согласовать свои действия и владыку поочередно задерживали разные ведомства. В первый раз владыка был арестован прямо на вокзале чекистом Набоковым и на собственной архиерейской карете доставили в помещение местной чрезвычайки. По всей видимости, состоялся допрос, после которого владыку отпустили. Владыка возвратился в свои покои в Свято-Троицкий монастырь.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ni...

7. Напечатать жития их, а также творения святых митрополитов Владимира и Вениамина и Великой княгини Елисаветы для назидания и наставления в благочестии чад церковных. 8. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления сих новомучеников пастве всероссийской. 9. Сообщить имена их Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в свои святцы Предстательством и молитвами прославленных новомучеников Российских да укрепит Господь веру нашу и паствы церковной, Честною Его Кровию искупленной, и да будет чадам Церкви кровь новомучеников сих семенем веры, произрастающим в жизнь Вечную. Аминь. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий января 1848–†25 января/7 февраля 1918 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 25 января/7 февраля (преставление) и в воскресенье после этого дня (Собор новомучеников) Священномученик Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) родился в селе Малые Морошки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника (отец его, так же как и он, впоследствии принял мученическую кончину). В 1874 г. будущий Святитель окончил Киевскую Духовную академию. Вскоре он становится преподавателем Тамбовской семинарии. С 1882 г. — священник в г. Козлове. В 1886 г., по смерти жены, его постригают в мантию. Вскоре он уже архимандрит и настоятель Троицкого Козловского, а затем Новгородского Антониева монастырей. 13 июня 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. С 1891 г. по 1898 г. занимает архиерейские кафедры Самарскую и Ставропольскую, Карталин­скую и Кахетинскую. С 1898 г. по 1912 г. Святитель является митрополитом Московским и Коломенским. Именно он подписывает постановление Святейшего Синода об открытии мощей святых Серафима Саровского, Питирима Тамбовского, Иоасафа Белгородского. Будучи духовным наставником и руководителем святой великой княгини Елисаветы Федоровны, митрополит Владимир содействует ей в открытии в Москве Марфо-Мариин­ской обители. С 1912 г. по 1915 г.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Не так уж много существует монастырских ансамблей, которые были бы выстроены в единой стилистике. Обыкновенно монастыри отстраивались постепенно, век за веком, благодаря чему в их облике присутствует, как правило, известная эклектичность. Не то с Зосимовой пустынью. Она возводилась на рубеже XIX-XX веков, и весь облик её ярко иллюстрирует " псевдорусские течения " в отечественном зодчестве. Первый каменный храм, освящённый в честь Смоленской иконы Божией Матери, появился в Зосимовой пустыни в 1889 году. Он был перестроен из каменной часовни над могилой схимонаха Зосимы и лишь условно мог считаться удобным для совершения богослужений. Обстоятельства позволили приступить к постройке нового собора лишь в 1894 году. 1 мая архимандрит Павел (Глебов) заложил первый камень в фундамент будущего сооружения. Собор поставили на том же месте, что и прежний, - то есть над могилой старца Зосимы. Освящение соборного храма состоялось летом 1900 года. Средний храм освятили 8 июля, в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный придел - 9 июля, во имя Архангела Рафаила и прочих Сил Небесных, южный - во имя преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. Ради торжественного события Зосимову пустынь посетил в эти дни митрополит Московский Владимир (Богоявленский; будущий митрополит Киевский, священномученик). Он и совершил освящение главного престола соборного храма. Для монастыря освящение каменного собора стало настоящим праздником, да и не только для монастыря. " Стечение народа было многочисленное, - сообщал об этом событии священномученик Серафим (Чичагов). - Кроме окрестных жителей было намало приезжих из Москвы, Александрова, Киржача и Сергиевского Посада. Ясная и тёплая погода вполне благоприятствовала торжеству " . " Общая площадь постройки, - описывал всё тот же Серафим, Смоленский собор, - 157 квадратных сажен (сажень - 2,16 метра), длина 14 сажен, ширина 11 сажен, высота с крестом 12 сажен, кровля четырёхскатная. Кроме средней главы имеются ещё четыре: над западным, северным и южным входами и над алтарём - все с золочеными крестами. Пол храма и ступени папертей мозаичные " .

http://sobory.ru/article/?object=06900

Будущий митрополит родился 1 (14) января 1848 г. в с. Малая Моршка Тамбовской губернии в семье священника. Рано остался сиротой. В 1874 г. окончил Киевскую духовную семинарию, преподавал, служил священником, а после смерти жены и ребенка от туберкулеза в 1886 г. принял монашеский постриг. Самарский епископ, экзарх Грузии, митрополит Московской и Петербургских кафедр. Служа в Грузии, владыка открыл свыше 100 храмов и 300 приходских школ. Народную любовь заслужил подвижнической заботой и благотворительностью во время эпидемии холеры и голода в 1891 г. – архиерей бесстрашно служил на холерных кладбищах. Священномученик Владимир (Богоявленский) в сане иеромонаха (3-й слева, сидит) Возглавляя Московскую кафедру РПЦ с 1898 по 1912 гг., выступил одним из организаторов антиалкогольного движения, ходатайствовал о канонизации преподобного Серафима Саровского, благоверной княгини Анны Кашинской, священномученика Патриарха Ермогена. Бескомпромиссность и прямолинейность владыки по отношению к влиятельным столичным кланам, неудачная попытка убедить императора Николая удалить от двора и семьи Григория Распутина кончилась немилостью и почетной ссылкой члена Священного Синода на Киевскую кафедру (с конца 1915 г.). Троице-Сергиеву Лавру посетил император Николай II. Святитель Владимир встречает Государя с супругой. 14 июня 1912 года В 1917 г. признал Временное правительство, но подал в отставку с поста в Священном Синоде (уволен Временным правительством с 15 апреля 1917 г.) с оставлением на Киевской кафедре. Был избран членом Предпоместного совета (12 мая 1917 г.), почетным председателем Поместного собора РПЦ 1917–1918 гг., затем – председателем отдела о церковной дисциплине. 21 ноября 1917 г. возглавил торжественный чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона в Большом Успенском соборе Москвы. Архипастырь резко отрицательно оценил решение (от 12 апреля 1917 г.) «Украинского Киевского епархиального съезда» о курсе на создание «независимой Украинской церкви» в автономной Украине. Между тем, движение за автокефалию и украинизацию Церкви, создание Украинской православной церкви (УПЦ) развивалось. Его координационным органом стала Временная Всеукраинская православная церковная рада (ВВПЦР), активисты которой предложили митрополиту (не поддавшемуся на уговоры) стать либо «патриархом» УПЦ, либо покинуть Киев.

http://pravmir.ru/bolshe-vyi-mitropolita...

д. С. 195]. В 1909 г. Св. Синод рекомендовал епархиальным архиереям поддерживать миссионерскую работу братств и предоставить им широкое поле деятельности. Было рекомендовано из-за разбросанности братств по империи не связывать их деятельность общими правилами, а предоставить организацию этого живого творческого делания на усмотрение епархии. Там, где уже существовали епархиальные братства, Св. Синод разрешил архиереям поручать им исполнять обязанности епархиальных миссионерских советов 218 . Таким образом, в тех епархиях, где прочно, на всех уровнях поднялось братское движение, руководящая роль в миссионерском делании всей епархии была предоставлена братчикам. Успешная деятельность братств во многом зависела от правящего архиерея. В таких епархиях, как Киевская (под руководством митр. Флавиана (Городецкого), Харьковская (под руководством архиеп. Арсения (Брянцева), Черниговская (под руководством еп. Василия (Богоявленского), объединение приходских и уездных братств происходило через епархиальные братства: в Киеве — Свято-Владимирское братство, в Харькове — братство Озерянской Божией Матери, в Чернигове — братство св. Михаила, князя Черниговского. Благодаря этому были созданы сильные и крепкие организации с более широкими задачами и возможностями, сплотившие значительную часть прихожан общими добрыми делами. Количество братств резко возросло в начале XX в. в ответ на революцию 1905 г. и начало Первой мировой войны. Особую роль стало играть миссионерское братство во имя Воскресения Христова, открывшееся в Москве 4 января 1909 г. Оно находилось под руководством митрополита Московского. Главным его организатором был прот. Иоанн Восторгов, будущий священномученик. Уже в 1909 г., в первый год своего существования, братство бесплатно распространило более 200 тыс. листков под названием «Московский благовест», до 30 названий брошюр противосектантского и противоалкогольного содержания и др. изданий, всего до 300 тыс. экземпляров С. 299]. В 1914 г. в составе братства числилось 450 членов 16.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Крупнейшим противораскольническим обществом стало учрежденное в 1872 г. в Москве братство св. Петра митрополита. Для борьбы со старообрядчеством различных толков оно издавало журнал «Братское слово», организовывало специальные школы как для взрослых, так и для детей в местах компактного проживания староверов. Например, в 1909 г. в с. Гуслице 216 на содержании братства было 5 школ С. 282]. Для спасения и воспитания беспризорных и брошенных детей в 1904 г. было основано Московское епархиальное братство свт. Алексия при Чудовом монастыре. Его возглавил московский митр. Владимир (Богоявленский, 1898—1912), будущий киевский священномученик. Под руководством святителя действовали также Московское епархиальное общество борьбы с пьянством, Варваринское миссионерское общество трезвости, Новоспасское братство трезвости и церковного пения, братство Святителей Московских, на встречах которого люди обсуждали волновавшие их церковно-общественные вопросы. Для борьбы с сектами открылся Златоустовский религиозно-философский кружок учащейся молодежи. Харьковским братством Озерянской Божией Матери в помещении городской думы устраивались также научно-богословские чтения. Некоторые из его отделений проводили подобные чтения в своих уездных городах С. 278]. Главным братством в Прибалтике можно назвать Прибалтийское братство во имя Христа Спасителя и Покрова Божией Матери 217 . Перечислим основные направления его деятельности: строительство, восстановление и содержание храмов и молитвенных домов; содержание церковного вещевого склада (откуда бедные приходы получали безвозмездно колокола, иконы, облачения и т. п.); учреждение братских школ (к 1892 г. — 8 школ) и училищ; попечение о школах (в 1892 г. — 45 школ); издание литературы, в том числе на эстонском и латышском языках. К 1902 г. братство имело 11 отделений, его деятельность распространялась по всей Рижской епархии С. 99]. Благодаря значительной его помощи возник Пюхтицкий женский монастырь. Из братств западных епархий самым древним и значительным являлось Виленское Свято-Духовское братство (возникло еще в XVI в.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010