Кроме тех мер, о которых шла речь выше, в записке выдвигались справедливые требования об упразднении практики перемещения епископов с кафедры на кафедру, уравнении всех епархий и кафедр, упразднении наград духовенству. Авторы записки настаивали на том, чтобы в приходском управлении присутствовало соборное начало, а настоятель опирался на мнение паствы. Кроме того, предлагалась выборность епископата и духовенства. Таким образом, эти требования были весьма радикальны. Предложения епархиальных архиереев Во второй половине 1905 года стали присылать свои записки епархиальные епископы. Эти записки были изданы в трех томах; затем вышел дополнительный том с записками, которые пришли позже. Все епископы, в той или иной форме, высказывались за предлагаемый перечень реформ. В частности, практически единогласно они высказались за созыв Поместного Собора. Все епископы высказывали неудовлетворенность тем, что происходит в Церкви в настоящее время. По некоторым деталям созыва Поместного Собора архиереи разошлись во мнениях. 6 архиереев, в том числе Антоний (Храповицкий) , Агафангел (Преображенский), Ермоген (Долганом), выступили против участия в Соборе приходского духовенства и мирян. 23 архиерея, в том числе митрополит Антоний (Вадковский) ; будущий кандидат в патриархи, епископ Арсений (Стадницкий) ; будущий глава одной из юрисдикции «зарубежников» Евлогий (Георгиевский); будущий священномученик Владимир (Богоявленский) и Сергий (Страгородский) , выступали за то, чтобы представители приходского духовенства и мирян имели право участвовать в Соборе с правом решающего голоса. Большинство архиереев, то есть больше тридцати человек, высказались за то, чтобы представители приходского духовенства и мирян участвовали в Соборах с правом совещательного голоса. Обратите внимание: расхождения епископов во мнениях касались лишь принципов работы Собора. А они, как видим, были за два века основательно забыты. Опыт церковный в этом отношении, опыт предшествующих веков, мог дать очень серьезную пищу для размышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 апреля 2005 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священномученик Василий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Сергий Кудрявцев Священномученик Сергий Кудрявцев Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года к собору святых новомучеников и исповедников Российских был причислен и протоиерей Сергий Кудрявцев, много лет служивший в храме Рождества Богородицы с. Анискино. Будущий священномученик Сергий Дмитриевич Кудрявцев родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне г.о. Щелково Московской области). Он был вторым ребенком псаломщика фряновской Иоанно-Предтеченской церкви Дмитрия Феодоровича Кудрявцева. В семье Кудрявцевых кроме Сергея было еще трое детей: сыновья Николай (также священномученик) и Алексей и дочь Мария, которая, кстати, впоследствии вышла замуж за выпускника Перервинского духовного училища Михаила Михайловича Никологорского, будущего Фряновского священномученика, о котором у нас речь еще впереди. После неоконченного обучения в Московской духовной семинарии в 1908 году Сергий был рукоположен во диакона к Богородице-Рождественской церкви села Анискина Богородского уезда. Когда в 1911 году решался вопрос об иерейской хиротонии диакона Сергия Кудрявцева, член Московской духовной консистории протоиерей Сергий Модестов записал в его характеристике: «Поведения весьма хорошего». Сам диакон Сергий в своей «наипочтительнейшей докладной» на имя будущего священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) со смирением писал: «Безусловно нашлись бы кандидаты более достойные меня, а именно, окончившие полный курс духовных семинарий, каковой бы кандидат и был бы более пригоден по нашему фабричному народу» и даже отказывался от своего ходатайства быть 2-м священником в селе Анискине. С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией о. Сергий был направлен на фронт, по всей видимости, полковым священником 19 июня 1911 года диакон Сергий был рукоположен во иерея и определен на место второго священника в тот же храм села Анискина, в котором служил диаконом.

http://pravoslavie.ru/154245.html

ЖМП 3 март 2022 /  22 марта 2022 г. 13:00 Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Возделывая ниву Господню» СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ 1 Священномученика Владимира Киевского иногда называют первомучеником ХХ века. Подобно тому как в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире вера Христова из Киева распространилась по всей Руси, так и в 1918 году с убийства митрополита Владимира Киевского начался смиренный и в то же время торжественный путь мученичества и исповедничества за веру Христову в ХХ веке. В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира в лике священномучеников и обретения его мощей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. О жизни и подвиге святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .  PDF-bepcuя. Начало жизненного пути и учеба в Киевской духовной академии Будущий иерарх родился 2 (14) января 1848 года в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии 2 . Никифор Сергеевич Богоявленский, отец будущего митрополита, был настоятелем местной Никольской церкви. В крещении младенца нарекли Василием.  Мальчику было всего восемь лет, когда его отец умер. Через год после этого, в 1858 году, Василий поступил в Первое Тамбовское духовное училище, которое окончил в числе лучших выпускников, и в 1864 году был без экзаменов принят в Тамбовскую духовную семинарию. В 1870 году Василий Богоявленский окончил ее четвертым по разрядному списку, что дало ему возможность поступить в Киевскую духовную академию. Стремясь как можно лучше подготовиться к пастырскому служению, Богоявленский избрал для обучения церковно-практическое отделение, на котором преподавались пастырское богословие, гомилетика и история проповедничества, церковная археология и литургика, церковное право, теория словесности и история русской литературы с обзором важнейших произведений иностранных авторов, а также русский, славянский, латинский и немецкий языки 3 .

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий января 1848-†25 января/7 февраля 1918 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 25 января/7 февраля (преставление) и в воскресенье после этого дня (Собор новомучеников) Священномученик Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) родился в селе Малые Морошки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника (отец его, так же как и он, впоследствии принял мученическую кончину). В 1874 г. будущий Святитель окончил Киевскую Духовную академию. Вскоре он становится преподавателем Тамбовской семинарии. С 1882 г. – священник в г. Козлове. В 1886 г., по смерти жены, его постригают в мантию. Вскоре он уже архимандрит и настоятель Троицкого Козловского, а затем Новгородского Антониева монастырей. 13 июня 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. С 1891 г. по 1898 г. занимает архиерейские кафедры Самарскую и Ставропольскую, Карталинскую и Кахетинскую. С 1898 г. по 1912 г. Святитель является митрополитом Московским и Коломенским. Именно он подписывает постановление Святейшего Синода об открытии мощей святых Серафима Саровского , Питирима Тамбовского, Иоасафа Белгородского . Будучи духовным наставником и руководителем святой великой княгини Елисаветы Федоровны, митрополит Владимир содействует ей в открытии в Москве Марфо-Мариинской обители. С 1912 г. по 1915 г. он – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Затем, за открытое неприятие деятельности Распутина, переведен на митрополичью кафедру в Киев. Современники часто называли святителя Владимира “митрополитом Всероссийским” (как архиерея, занимавшего все главные митрополичьи престолы страны). В 1917–1918 гг. митрополит Владимир был Почетным Председателем Собора Российской Православной Церкви, Председателем соборного отдела “О церковной дисциплине”. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. он возглавил чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона. 25 января (7 февраля) 1918 г. священномученик Владимир был после пыток выведен из митрополичьего дома за пределы Киевской Лавры и расстрелян неподалеку от монастырских стен. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К тому времени Святейший был старейшим архиереем Русской Церкви, получившим епископское посвящение в 1913 году. Его хиротонию возглавлял прибывший в Россию на празднование 300-летия Дома Романовых Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV (Хаддад; 1859-1928). Патриарх Григорий IV был знаком с духовным наставником о. Алексия (Симанского) - архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким; 1862-1936), который и пригласил в Новгород высокого гостя. Вместе с Патриархом в хиротонии принял участие архиепископ Арсений и епископы: Никон (Рождественский; 1851-1918), Евсевий (Гроздов; 1866-1929), Иоанникий (Дьяков) и Вениамин (Казанский; 1873-1922). Не имея возможности проследить хиротонию Антиохийского Патриарха и решая задачу исследования хиротонии русских архиереев, обратим внимание на двух архипастырей, принимавших участие в таинстве: архиепископа Арсения и епископа Вениамина. Митрополит Арсений и священномученик Вениамин Будущий митрополит, владыка Арсений на Поместном Соборе 1917-1918 годов был одним из трех кандидатов на Российский Патриарший престол, а владыка Вениамин (Казанский) весной 1917 года свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии был избран архиепископом Петроградским и Ладожским, в том же году получив и сан митрополита. Спустя пять лет, обвиненный в сопротивлении изъятию церковных ценностей, владыка оказался под арестом; его предали суду и в августе 1922 года - расстреляли. Лишь в 1990 году его «дело» пересмотрели и прекратили - «за отсутствием состава преступления». А два года спустя митрополит Вениамин был причислен к лику святых как священномученик, став небесным покровителем Санкт-Петербурга. Епископская хиротония владыки Арсения состоялась в феврале 1899 года в храме Христа Спасителя. Будучи тогда ректором Московской Духовной академии, владыка получил титул епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Священномученик Владимир В тот период времени митрополитом Московским был владыка Владимир (Богоявленский; 1848-1918), который и возглавил хиротонию архимандрита Арсения. В дальнейшем, после смерти в ноябре 1912 года митрополита Антония (Вадковского; 1846-1912), митрополит Владимир возглавил Санкт-Петербургскую/Петроградскую кафедру, пробыв в Северной столице в течение трех лет и в ноябре 1915 года получив в управление Киевскую кафедру. Убитый в январе 1918 года рядом с Киево-Печерской Лаврой, владыка Владимир стал одной из первых жертв антицерковных гонений. В 1992 году он был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ как священномученик. Провиденциально, что канонизирован сщмч. Владимир был в то же время, что и сщмч. Вениамин, чью епископскую хиротонию в 1910 году возглавлял митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

XVII b. для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – патриарх Филарет. Жертвовали на монастырь и другие московские патриархи. В 1610 году была воздвигнута каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова, которую освятил патриарх Гермоген – будущий священномученик. В начале XVII b. к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церкви, звонница с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского – в нижнем ее ярусе, и церковь в честь святителей Михаила, Петра и Ионы – над Святыми вратами обители. Особенно благоукрасился монастырь при игумене Герасиме. С 1642 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно из другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесен каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрел вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловые и две – надвратные. В 1672 году Богоявленский собор был расписан на средства боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни Смоленской иконы Божией Матери, чудесно сохранившейся во время пожара 1775 года, после чего и началось ее особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленская часовня». В конце XVIII b. и в первой половине XIX b. Богоявленский монастырь переживал упадок. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года сюда были помещены все присутственные места города, которые находились здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена Духовная семинария. Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошенному и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Светлую Пасху праздновал ограбленный храм, два священника которого были арестованы, а третий болен. Арестованные предстали перед судом за то, что не разъяснили пастве смысл изъятия и пытались укрыть часть церковного имущества. Настоятель, отец Николай Михайловский, обвинялся и в том, что зачитывал с амвона послание патриарха Тихона по поводу изъятия. Но учитывая то, что священники пытались успокоить толпу, их освободили. Вот какие испытания выпали на долю верных. После изъятия прихожане подали прошение о разрешении отреставрировать старинные иконы, оставшиеся без риз. В 1930 году, словно в утешение, в Богоявленский собор была перенесена Казанская икона Богоматери из закрытого собора на Красной площади – та самая, что была с воинством Минина и Пожарского в 1612 году. Далее версии ученых расходятся: одни считают, что после закрытия и сноса Богоявленского собора икона пропала или затерялась где-то в музейных запасниках. Другие полагают, что она была перенесена в елоховский Богоявленский собор вместе с кафедрой первосвятителя. После смерти святителя Тихона в 1925 году местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Владимир (Полянский), а его заместителем до 1936 года – митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), исполнявший обязанности местоблюстителя после ареста митрополита Владимира. Поскольку к тому времени Успенский собор в Кремле закрыли, а храм Христа Спасителя захватили обновленцы, кафедра местоблюстителя была перенесена в Богоявленский храм в Дорогомилово. Почему митрополит Сергий выбрал этот храм? Историк Татьяна Крылова объясняет это так: он строился по образу храма Христа Спасителя, был вторым после него по величине и размерам, так что вполне подходил для этой миссии. К тому же у него сложилась твердая паства, крестьянского происхождения, любившая свой храм, не запятнанная участием в революциях и не склонявшаяся к обновленцам. Считается, что официально кафедра была перенесена в 1931 году после разрушения храма Христа Спасителя, и на следующий год ключарем Богоявленского собора был назначен будущий священномученик протоиерей Александр Лебедев, соблюдавший все тонкости богослужения и произносивший великолепные проповеди. Другие называют более раннюю дату – вторую половину 1920-х годов, поскольку уже тогда в дорогомиловском храме стали совершаться архиерейские богослужения.

http://pravoslavie.ru/701.html

Патриарх Кирилл совершит освящение Князь-Владимирского храма нового здания Свято-Тихоновского университета 8 июля, 2015. Новостная служба Освящение начнется 26 июля 2015 года в 8:00. 8 июля. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл совершит великое освящение Князь-Владимирского храма и Божественную литургию в главном здании ПСТГУ – «Епархиальном доме» (Лихов переулок, дом 6) 26 июля 2015 года Освящение начнется 26 июля 2015 года в 8:00, — сообщается на сайте ПСТГУ . Билет можно будет получить Московский епархиальный дом построен по инициативе и благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901–1902 гг. по проекту известного зодчего Петра Виноградова (1858–1910). Здание включало в себя административные, лекционные помещения, Соборную палату (так она стала называться в ходе Поместного Собора 1917–1918 гг.) и Князь-Владимирский храм. Росписью и убранством храма занимался иконописец и реставратор Василий Гурьянов (1867–1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи. Закладка домового Князь-Владимирского храма состоялась 14 июня 1901 г., он был освящен 30 декабря 1902 г. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев; †1929), будущий воронежский архиепископ-священномученик. С 1907 г. настоятелем храма и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме стал протоиерей Иоанн Восторгов (†1918), также будущий священномученик. По материалам Вестника Московской Патриархии Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

Университет получает в свое пользование и еще одно здание в Лиховом переулке — небольшой соседний четырехэтажный дом 4. Сейчас здесь развернут штаб строительства, размещается инженерно-технический персонал фирм-застройщиков. В дальнейшем же в этих помещениях разместятся административные и учебные подразделения ПСТГУ. Историческая справка Московский епархиальный дом построен по инициативе и благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901–1902 гг. по проекту известного зодчего Петра Виноградова (1858–1910). Здание включало в себя административные, лекционные помещения, Соборную палату (так она стала называться в ходе Поместного Собора 1917–1918 гг.) и Князь-Владимирский храм. Росписью и убранством храма занимался иконописец и реставратор Василий Гурьянов (1867–1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи. Закладка домового Князь-Владимирского храма состоялась 14 июня 1901 г., он был освящен 30 декабря 1902 г. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев; †1929), будущий воронежский архиепископ-священномученик. С 1907 г. настоятелем храма и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме стал протоиерей Иоанн Восторгов (†1918), также будущий священномученик. " Пример оставил по себе потомкам отменныя храбрости, кроткаго правосудия, щедролюбия к требующим и теплаго усердия к истинному Богу. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами умеренныя и кроткия старости. По всем делам геройства от защищеннаго, расширеннаго и прославленнаго своего народа справедливо приобрел проименование Великого, имя Святого — от основанной, снабденной и украшенной Российской церкви " . Михаил Ломоносов. Древняя российская история 6 июля 2015 г. 13:50 HTML-koд для сайта или блога: Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории За два года полномасштабных восстановительных работ зданию полностью возвращен исторический облик. У главного западного фасада выросла колокольня, завершены общестроительные работы, во всех исторических помещениях заканчивается отделка интерьеров. Преподаватели, выпускники и студенты факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) расписывают Князь-Владимирский храм. Его великое освящение намечено на 26 июля. В недалеком будущем учебные аудитории в обоих боковых крыльях главного здания займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ.

http://e-vestnik.ru/analytics/moskovskiy...

Архив Пн В день памяти священномученика Ермогена состоялось первое богослужение в воссоздаваемом Николо-Гостинодворском храме Казани 3 марта 2018 г. 14:12 2 марта 2018 года, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил праздничный молебен в Николо-Гостинодворском храме Казани, где в священническом сане нес свое служение будущий Первосвятитель Русской Церкви. Главе Татарстанской митрополии сослужили первый проректор Казанской православной духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), наместник архиерейского подворья священномученика Кирилла, митрополита Казанского, архимандрит Игнатий (Григорьев), настоятель Богоявленского собора Казани протоиерей Алексий Державин, игумен Никодим (Шушмарченко). Богослужебные песнопения исполнял малый студенческий хор Казанской духовной семинарии. На богослужении присутствовали руководитель Исполнительного комитета города Казани Денис Калинкин, попечители храма, представители мэрии города и подрядных организаций, задействованных в проекте восстановления храмового комплекса. По окончании молебна правящий архиерей обратился к собравшимся с приветственным словом, поблагодарив всех, кто вносит свой вклад в возрождение святыни. «Дорогие отцы и братья! Мы с вами стоим сегодня в особенном храме. Именно здесь служил священником святитель Ермоген, ставший впоследствии митрополитом, а затем — всероссийским Патриархом. Он стоял за православную веру до самой своей смерти. Никольский храм был утрачен в 1923 году и сегодня мы с вами впервые с того времени совершаем богослужение в этом святом месте. Есть люди, которым нужны доказательства чудес Божиих, так вот такое чудо и свершается сегодня на наших глазах», — сказал архиерей. Глава митрополии выразил признательность президенту РТ Рустаму Минниханову, распоряжением которого храм был передан Казанской епархии. Также владыка поблагодарил руководство города — мэра Казани Ильсура Метшина и руководителя Исполкома Дениса Калинкина — за оказываемую помощь. По словам архипастыря, это является еще одним подтверждением доброго соработничества Церкви и государства в Татарстане, а также примером взаимопонимания и уважительного отношения друг к другу представителей разных религий, которые вместе живут на татарстанской земле.

http://patriarchia.ru/db/text/5156021.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010