В 1723 году св. Синод приговорил: сочинить увещание с таким рассуждением, что годового артуса и богоявленской воды хранение для благочестия не нужно, ибо благословенные хлебы можно получать на каждой литургии и вода освящается часто; в строении золотых и серебряных на иконы окладов, подсвечников и лампад особенного славе Божией и благочестию приплода никакого нет, а вместо этих незавещанных, но самопроизвольных строений из монастырской и церковной казны должно усердное иметь попечение о строении странноприимниц. Велено было отобрать в церковную казну привески у образов и употреблять их на церковные потребности. Часовни были разоряемы, крестные ходы отменены. Излишняя ревность возбуждала ропот в людях и несуеверных, боявшихся переступления должных границ в стремлении очищать общество от суеверий. Сенат счел своею обязанностию вмешаться в дело в отсутствие государя. В июле 1722 года господа Сенат призвали синодального обер-секретаря и говорили ему, что от разоренных часовен разбросаны кресты и главы и валяются без призору, отчего происходит большой соблазн; также и крестных ходов отменять не следует; если синодальным персонам ходить самим нет времени, то можно определить кого-нибудь из свободных. Мера преследования юродивых могла найти полное оправдание в следующем случае. В 1723 году по доношению коломенского инквизитора в Синод был представлен юродивый Василий Босой. Выслушав расспросные речи, Синод приговорил отослать его в Юстиц-коллегию, ибо юродивый показал, что юродствовал притворно, в городе Белёве убил священника за то, что тот не хотел его исповедовать; в Орле столкнул с моста младенца за то, что тот дразнил его; в вотчине Ромодановских, в селе Просвирякове, волшебством разлучил крестьянина с женою; ходя по селам, девичья полу людей волшебством превратил на растление человек с двадцать; будучи в Калуге, волшебству научил десять человек; чтоб не чувствовать холода, ходя зимою в одной рубашке, босиком, весною рвал малую крапиву, потом в горшке без воды выжимал сок и мазался, учил двоеперстному сложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

3) ветковцы принимали приходивших к ним православных то перекрещиванием, то хождением вокруг купели и миропомазанием; 4) диакон Александр в 1706 г. отделился от ветковцев на Керженце тем, что отвергал нужду миропомазания над переходящими в раскол и говорил: «как рукою ограждаем себя крестообразно, так и кадить следует крестообразно». Так составился толк диаковщины, иначе кадильников 444 ; 5) беглый священник Стефан, вместе с таким же попом, Козмой, первый поселенец Ветки, толковал, что хлеб пасхальный и богоявленская вода то же, что евхаристия, и потому нет нужды домогаться евхаристии. Последователи его назвались стефанщиной 445 . В беспоповщине скоро появились свои толки: 1) беглый дьячок Данила Викулин, с 1694 года основатель выгорецкого скита, кроме мысли об антихристе, общей беспоповцам, проповедовал: а) не вступать с православными в общение ни в пище, ни в питие; иначе это будет замирщение – осквернение; впрочем, можно свободно покупать пищу на торгу; б) на кресте Христовом не надобно делать надписи: I. Н. Ц. I., а должно писать: Царь славы Ic. Хс. Таким образом явился толк поморцев, даниловцев 446 ; 2) другой беглый дьячок Феодосий в 1706 г. отделился от выгорецкого скита и составил в новгородской области толк феодосиян, которые, отличаясь самой исступленной ненавистью к православию, толковали: а) титла, написанного Пилатом, I. Н. Ц. I., как титла евангельского, не следует отвергать; б) пищу, покупаемую на торгах, должно очищать молитвами и поклонами; в) поклонение иконам не своего толка – осквернение; г) молитва за Государей – нечистота; д) брачное сожитие – тоже 447 ; 3) Козма, безграмотный мужик, был благоразумен в том отношении, что запрещал перекрещивать, но отвергал брак и евхаристию и говорил, что нет святыни на земле, остается прибегать ко Спасу: пусть спасает, как знает. Отселе образовалась козминщина, нетовщина или спасово согласие 448 ; 4) стефановцы вслед за диаконом Стефаном учили гнушаться браком и быть в наружном девстве; если же родятся дети, бросать их в лесу на снедение зверям, как умилостивительную жертву 449 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Специальность этих полков состояла в том, что каждый из них должен был ежегодно приготовить и выпустить 250 человек унтер-офицеров – учителей по фронтовому образованию нижних чинов в армейских полках. Дисциплина была в этих полках строгая, взыскания по службе – жестокие. Таковы были требования тогдашнего духа времени. До какого совершенства зато было доведено фронтовое образование в этих полках, так нельзя было надивиться! Главное внимание обращалось тогда на ружейные приемы и маршировку. И вот, какие молодцы-артисты вырабатывались по этим предметам. Например: вызывается какой-нибудь служивый лихач промаршировать (один из таковых и самый образцовый служил потом у меня, во вверенной мне церкви Екатерининского богаделенного дома в качестве помощника церковного старосты, а в настоящее время отошел ad patros), но как? Одевался в полную парадную форму. На кивер (тогдашний головной убор) ставят ему стакан с водой, он начинает маршировать в так называемые тогда три приема, и вода в стакане, не говорю о том, что не проливается, но даже почти не колыхнется. Это факт. Или смотришь, бывало, как целая рота, так называемая выпуская, в 250 человек делает без команды все ружейные приемы, и до того отчетливо и согласно, что, пораженный подобным искусством, посторонний зритель только, бывало, в удивлении скажет: «Заведенная машина только так может делать, а не люди». Да уж, признаться сказать, чего и стоило бедным солдатикам достигать такого совершенства! Каждый из учебных полков представлял собой как бы отдельный мир в миниатюре или отдельный городок. Чего только в этих полках не было! Были отличные хоры музыки, прекрасные хоры певчих. В нашем 2-м полку хор певчих, после Чудовских, кажется, был первым в Москве. Были в этих полках знаменитые портные, сапожники, кузнецы, слесари, столяры, золотых дел мастера и проч. и проч. Одним словом, как говорится, чего хочешь – того просишь: в люди не ходили ни за чем. Спросят: откуда же брался этот ремесленный ученый люд? Из мастеровой команды, которая в Москве и причислена к учебному полку.

http://pravoslavie.ru/31770.html

Поэтому вера и суеверия несовместимы — нельзя служить двум господам, свободе и рабству…Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечей, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи — можно взять на себя чужие грехи: так и будет человек ходить по храму, тыкая свечей во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо. Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» — и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освещают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды…Вода — это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и её хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает». Опасно ли всё это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/внуку сделали!!! Как быть?!». Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» — это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» ( Еккл.12:13 ) — не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое — нежелание видеть корень проблемы в себе…Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью — ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи — вот, хотят нас со свету сжить…Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине. — Как не обращать внимания на суеверия и не бояться их? : «Совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера — лучшее лекарство от болезни страха».

http://sueverie.net/vera-i-sueveriya.htm...

К чему это дурное греховное стремление – взять воду первым? Иордань отличается от Силоамской купели, как Новый Завет от Ветхого, – и мнение о «первой силе святыни» есть дикое антихристианское суеверие. Всещедрый Христос всем изливает равную благодать. Сила Иорданской воды не меняется в зависимости от того, возьмут ее позже или раньше, – лишь бы подходили к ней благоговейно. Можно сказать и больше: здесь «последние становятся первыми». Несомненно, великая святыня принесет больше всего пользы, утешит души и уврачует тела тех, кто смиренно выждет время и придет за ней с молитвой, не оскорбляя и не тесня по пути своих братьев и сестер о Господе. Благочестивый человек готовит себя к принятию дара Божия, чтобы быть достойным его. Такого не увидишь среди тех, кто с утра занимает очередь за «водичкой» и больше ничего знать не хочет. Он участвует в богослужении, предшествовавшем освящению воды, вместе с другими верующими идет крестным ходом на Иордань с пением радостных праздничных молитв. Он не станет прежде других рваться к святыне: или подождет с христианским терпением, или вернется к Иордани в другое время, когда вокруг не будет толпы. Ему не нужно набирать «великую агиасму» ведрами и канистрами: он знает, что благодатная сила святыни не зависит от количества. А когда наконец он принесет Богоявленскую воду в свой дом, то поставит ее на почетное место, у святых икон. Он не станет добавлять ее в пищу и питье, как делают невежды-суеверы (безумие подливать в земную пищу воду, освященную Духом!), нет, он приступит к ней как к драгоценному Небесному лекарству, после поста и молитвы. Такому Господь непременно ниспошлет благодать Свою: в час болезни или горя, испытания или искушения несколько капель «великой агиасмы» излечат душевные раны и телесные недуги христианина. Среди толпящихся сейчас у Иордани есть такие, что появляются в храме только на Крещение – «за водичкой» (да еще, может быть, на Пасху, «посвятить куличи »). Да услышат они о себе горькую правду: они еще не христиане, они далеки от вечной жизни и надежды на Царство Небесное. Цепляться только за внешность таинственных проявлений Духа, не проникаясь учением Христовым, – это отрыжка мертвого материализма, это кощунственное шаманство над святыми вещами. И даже в зримых проявлениях духовности эти «посетители Крещения» не понимают того, что Богоявленская вода – сила великая, но не величайшая. Можно спасти свою душу и не употребляя «великой агиасмы», но, по слову Самого Господа, без причастия Тела и Крови Христовых не спасется никто. А это величайшее Таинство совершается в наших храмах ежедневно. Каждый может, очистив свою душу покаянием, в любой день приступить к Животворящим Тайнам, во здравие и освящение души и тела, в жизнь вечную. Но знают ли об этом те несчастные, которые все надежды возлагают на «водичку» и так рьяно стремятся только к ней?

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

Часовому пришлось пережить сложную внутреннюю борьбу между официальным долгом службы, животным ощущением самосохранения и истинно человеческим чувством сострадания к ближнему. Христианское милосердие берёт верх, и, слыша стоны утопающего, солдат оставляет свой пост и бросается на помощь человеку в ледяной воде. При этом Постников отчётливо сознаёт своё положение: «солдат он был умный и исправный, с рассудком ясным, и отлично понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и “расстрел”» (VIII, 157) . Совершив свой подвижнический выбор, солдат как бы вновь “окрестился Духом святым”, стал истинно сыном Божиим. Этот самоотверженный “святой порыв любви и не менее святое терпение смиренного героя” (VIII, 173) –  мученика, претерпевшего за свой христианский подвиг тяжкие страдания, соотносится с подвигом Спасителя человечества. Скромный герой в рассказе Лескова также стал спасителем, погрузившись в ледяную купель –  “окрестившись во Иордане” в ночь Богоявления.  “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утвержденне. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”, – воспевается в богоявленском тропаре. Крещенская вода смывает всю нечистоту, очищает тело, освящает душу новокрещённого: “Во Христа креститеся, во Христа облекотеся”… Человек (это слово акцентировано в названии лесковского рассказа) не только принял “образ-подобие” Божие, но свершил именно божеское  дело жертвенной любви, исполнил своё высшее предназначение, выполнил Божий завет. Это недвусмысленно  заявлено в авторской позиции и в общей христианской концепции произведения: “я, может быть, дерзнул бы дозволить себе предположение, что, вероятно, и Сам Бог был доволен поведением созданной Им смирной дyшu”(VIII, 173). И об этом неприметном сыне Своём  Господь мог бы изречь слова, сошедшие с небес при крещении Иисуса Христа: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3: 17) .

http://radonezh.ru/analytics/dobro-bez-n...

10 октября. Четверг. Великолепная ясная погода. Целый день на воздухе. Хочу изолироваться от газет, но не удается: их читают вслух, и все же невольно прислушиваешься. Читал Буасье, лежа на балконе. 11 октября. Пятница. Радостный день: получил 4 письма: 2 от Л[изы], одно от Мини и одно от С. К. Богоявленского с описанием заседания в ОИДР, пропустить которое мне так было жаль. 12 октября. Суббота. Стали топить в санатории, но очень немного. 13 октября. Воскресенье. Бархатный звучный колокол разбудил меня в 7-м часу. Был у заутрени и затем у обедни. Заутреня в полутемном храме; едва мерцают свечи и лампады. Совсем нет народа. За обедней, наоборот, много народа и поет хор. Дождь, туман, тоскливо. 14 октября. Понедельник. Опять дождь и туман, тяжелый, нависший. И на душе как-то тяжело. Точно крест на всем поставлен. Не знаю, продолжать ли эти однообразные унылые санаторные записи или бросить. То, что хотелось бы написать, не напишешь, а то, что записываешь – однообразно. Грустно было по своим. Неужели мне уже надоел отдых? 15 октября. Вторник. Туман продолжается. Весь день – полутьма. Гулял, читал Буасье. Письмо от Л[изы] и повестка в Ученый совет на обсуждение вопроса об учреждении Исторического института. Дело очень желательное и полезное, и надо пожелать в этом успеха Д. Б. Рязанову 892 . 16 октября. Среда. Морозный, а после обеда ясный день. Много гулял и много читал Буасье. Вечером в зале читали Чехова. Слушал с большим наслаждением. 17 октября. Четверг. День, как и предыдущий. Мороз. Читал 2-й том Буасье. Вечером опять читали Чехова. 18 октября. Пятница. Морозный мрачный день. Сильный северный ветер. За недостатком керосина, перестала действовать машина, обслуживающая электричество, водопровод и отопление. С обеда прекратилась вода. Об отоплении и думать нечего. Вечером не зажигалось электричество. Мы ужинали в громадной зале при одной свечке, поставленной на стул, помещенный на столе. После ужина сидели в темноте и слушали пение одной из больных, очень недурно исполнявшей русские романсы. Ко всем бедам отнеслись философски. Никто не впадал в уныние и не капризничал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

За сковороду сели все вместе. Грибы похрустывали, вилки постукивали, глаза поблескивали. Всего съесть так и не удалось. Бабка Акулина к концу сковороды раздобрела так, что наотрез отказалась от денег и за обед, и за все остальное. – Слушай-ка, что я тебе сейчас скажуу, не надо мне этих денег, вот как не на-до! – Тогда мы вас с дедом сфотографируем и пришлем карточки. В огороде под моросящим дождиком и дед и бабка сделали каменные тупые лица и застыли. Но я напомнил про грибы в масле и в этот момент нажал на затвор. Получились на карточке живые, веселые люди, совсем как в жизни. В это время под окнами избы забуксовал «газик»-вездеход. Мы решились, и он повез нас из села Санникова по дороге, которую нельзя себе представить, не побывав на ней. Начало смеркаться. Дождь моросил с короткими перерывами. Глухо шумела листва деревьев. По дороге брела старушка с палкой выше себя, точь-в-точь старинная богомолка. Сообща мы втащили ее в автомобиль. – Далеко ли по такой погоде, что за нужда? – Как же не нужда, – уже не нараспев, как бабка Акулина, а, напротив, бойкой скороговоркой заговорила новая пассажирка. – Иду в Богоявленскую слободу, в Мстеру. – Богу, что ли, молиться? – И то ему. Да вы не зубоскальте. Как была с весны великая сушь, собрали мне наши бабы по трешнице: «Иди, слышь, Прасковья, моли дождя». Пришла я в Мстеру, помолилась, усердно помолилась… – Ну и как? – Али не видишь, залило все. Вторую неделю хлещет. Вот как, смейтесь над старухой-то! – А теперь зачем? – А теперь бабы мне снова собрали уж по пятерке: «Ты, слышь, намолила, ты и размаливай». Пока не размолишь, в деревню не приходи». Иду вот… Нелегко старухе, а иду… Но размолить дождя старушке не удалось. До глубокой осени лилась с неба вода, нельзя было на поля ни выйти и ни въехать. Иные уборочные машины потом вырубали из замерзшей уже земли. По морозу же собирали остатки урожая. Но это все было гораздо позже. А пока, посмеиваясь над богомолкой, мы въезжали в большой, прославившийся своими ремеслами поселок Мстеру, в домах которого зажигался свет. Дни тридцать пятый – тридцать восьмой

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Наконец окончились сорок лет странствования евреев, и они подошли к земле Ханаанской. У самой земли Ханаанской Моисей передал управление народом еврейским Иисусу Навину, а сам взошел на высокую гору, посмотрел на землю Ханаанскую, и умер на этой горе. Дети! видите, как правосудный Господь наказал евреев за то, что они не надеялись на Бога. Когда же они захотели взять землю Ханаанскую без благословения Бога, против воли Божией, они не могли сделать этого. Так и нас Господь накажет, если мы не будем надеяться на Него и будем делать что-либо против воли Божией. Наказав евреев, милосердный Господь продолжал помогать им: давал им манну, воду, мясо. Так, если Господь и нас накажет за грехи, мы не должны забывать милосердия Божия и должны молиться к Господу о помиловании и помощи. Что сделали евреи, когда подошли к земле Ханаанской? Что сказали евреям разведчики? Что делали евреи после этого известия? Как Господь наказал евреев? Как евреи самовольно хотели взять землю Ханаанскую? Как Господь помогал евреям во время странствования по пустыне? Для чего Господь повелел Моисею сделать медного змея? Кому Моисей пред своею смертью передал управление народом еврейским? Как умер Моисей? Чему научает нас наказание Богом евреев за непослушание? Чему научает нас помощь Божия евреям в пустыне? Вступление евреев в землю Ханаанскую После смерти Моисея Господь сказал Иисусу Навину, что, если он будет исполнять все повеления Господни, то Бог будет всегда с ним и будет во всем помогать ему. Затем Господь повелел Иисусу Навину вести евреев в землю Ханаанскую. Чтобы войти в эту землю, евреям нужно было перейти широкую реку Иордан. По повелению Божию священники взяли ковчег завета, пошли впереди и только что вступили в реку, как вода в реке расступилась и весь народ перешел по сухому дну на другой берег. Первый город, который евреям нужно было взять, назывался Иерихон. Он был окружен высокими и крепкими стенами, и евреям нельзя было взять его. Тогда по повелению Божию священники стали обносить ковчег завета вокруг города шесть дней по одному разу; народ провожал священников; в седьмой день должны были обнести ковчег завета семь раз, и затем все евреи должны были сразу закричать громким голосом. Когда евреи это сделали, то стены города упали сами, и евреи взяли город. Потом Иисус Навин стал забирать всю землю Ханаанскую, и Господь везде помогал ему. Через шесть лет евреи завоевали всю землю; Иисус Навин разделил ее на 12 частей, и раздал их двенадцати коленам народа еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

§ 38. В иных местах, особенно в пределах юго-западного края России, есть священники, которые совсем не освящают воды в купели для крещения, по обыкновенному чину, но вместо этого, после молитвы: Владыко, Господи Боже наш... берут стакан или менее готовой, заранее освященной воды, вливают ее в приготовленную в купели воду, и затем крещают детей, по обычаю. Это положительно не имеет никакого основания ни в уставе, ни в практике церкви. Тем неосновательнее еще при этом поступают те из священников, которые для влияния в купель употребляют не только Богоявленскую воду, но и обыкновенную, освящаемую, так называемым, «малым водосвятием». Ибо если даже св. вода Богоявленская сама по себе не вполне годится для крещения (как мы видели, смотр. выше, отд. II, § 15), то что же сказать об обыкновенной воде малого водоосвящения, да еще подливаемой по каплям? И потому обычай этот, как чуждый всякого смысла, должен быть оставлен безусловно, и священники, держащиеся его, должны быть преследуемы, как нарушители благочиния церковного, по закону. § 39. В древних церковных правилах постановляется, что мужчину должен воспринимать от купели, во время его крещения, диакон, а женщину – диаконисса (Постанов. Ап., кн. III, гл. 16), т. е., говоря иначе: младенца мужеского пола должен воспринимать мужчина, я младенца женского пола – женщина. Но как у нас вообще принято ставить при крещении по два восприемника, т. е. мужчину и женщину вместе, то для исполнения этого правила церковного священники должны всегда устроить дело так, чтобы в случае крещения младенца мужеского пола он был первоначально выносим для этого восприемницей, которая и должна держать его на руках своих во все время оглашения и помазания елеем до крещения; потом, после крещения, дитя передается на руки восприемника, и он держит его уже до конца крещения, по обычаю. Также точно надобно поступать и при крещении младенца женского пола, т. е. для крещения должен выносить его мужчина, и потом, по крещении священник должен вручить его восприемнице и т. д. (См. ниже о Миропомазании, Отделение I, § 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010