Эта гипотеза способна дать ответы на некоторые вопросы. Во-первых, ею объясняется сходство чинов водоосвящения в Таинстве Крещения и в Чине Агиасмы. Во-вторых, понятно, почему освящение воды совершается накануне праздника вечером . Оглашенных хотелось крестить в Агиасме. Но крещение в полночь по ряду причин было сочтено неудобным. Поэтому крещение совершалось во время, удобное по естественным причинам, похожее по внешним факторам на время Крещения Спасителя (т.е. темное) и максимально приближенное к полночи. Таким образом, крещение совершали вечером, а воду освящали перед этим – т.е. сразу после вечерни и вечерней Литургии сочельника. В-третьих, становится понятным необходимость второго водоосвящения в самый день праздника . Из крещальной купели черпать воду неудобно. К тому же если брать ее до крещения, то можно большую часть воды разобрать, и тогда будет не в чем крестить. А после крещения брать воду из баптистерия, по-видимому, вовсе не считалось возможным, потому что по тогдашним представлениям вода после крещения представляла из себя некую субстанцию, не одинаковую с собственно Богоявленской водой. Можно несколько утрированно описать «механику» нового рождения в Таинстве Крещения по представлениям того времени. При погружении в Крещальную купель крещаемый избавлялся от диавола, под действием сил которого он находился до Крещения. То есть диавол как бы «тонул» в Агиасме, и, поднимаясь из купели, христианин был свободен от его власти. Вода омывала и уничтожала (как бы вбирала в себя) грехи крещаемого и ту бесовскую силу, которая обитала в нем (до Крещения человек пребывал во власти диавола – Крещение освобождало его от этой власти). Быть может, именно поэтому позднейшие византийские и древнерусские правила повелевают крестить каждого следующего крещаемого в новой воде , а правила Древней Церкви предписывали крещение в воде проточной. Таким образом, после крещения оглашенных вода была непригодна к употреблению, т.к. «потенциал святости» ее был как бы реализован в совершенном Таинстве, и, хотя она оставалась святыней (святость не исчерпать), но уже какого-то иного качества (но не меры!). Нам не известны прецеденты использования воды после Таинства Крещения как святыни в быту. Поэтому для общего употребления требовался иной Чин Агиасмы, который и совершался в самый день праздника. Кроме того, вышеприведенная гипотеза объясняет сохранившееся в части рукописей Типикона Великой Церкви указание благословлять воду дважды в разных местах храма (подобное указание присутствует и в других источниках ).

http://bogoslov.ru/article/2365164

Вот они и полезли наружу. Что касается второго вопроса, про войну... Я действительно не апокалиптик, но война может быть, я это вижу, я это понимаю. Посему все, кто не хочет войны, и кто не заинтересован в том, чтобы люди убивали друг друга массово, пусть умножат молитву. Пусть попытаются простить, забыть, отдать долги, помочь кому-то. Умножением добродетелей погашается рознь мира сего. Всё может быть. На наших глазах может разыграться страшная бойня с нашим участием и с нашими жертвами. Я это прекрасно понимаю. Я только не хочу об этом постоянно говорить. И я хотел бы, чтобы мы взывали к Богу часто: «Не оставь нас, помилуй нас, защити нас, научи нас творить волю Твою! Яко Ты еси Бог наш». Я думаю, что на этом пути и есть исцеление от болезней. Исцеление мира в обращении к Богу. Забвение Бога - это болезнь мира, заканчивающаяся, в конце концов, войной и всяким безобразием. Нельзя жить автономно, нужно жить открыто к Богу. Я принимаю ваши слова со всей степенью серьёзности, тревоги, ответственности, и говорю вам от сердца к сердцу - это может быть. Но, чтобы этого не было, потому что мы этого не хотим, и никто нормальный этого не хочет, нам нужно умножить молитву и доброделание. Не проходите мимо просящих, не пропускайте воскресных дней, добавьте к вечерним молитвам лишний поклон, умоляйте Господа защитить своих - своих Господь всегда покроет. Он умеет сохранять своих. Дай Бог, только, чтобы мы были своими. - Благословите, отец Андрей. Скажите пожалуйста, почему на Крещение освящают воду два раза, и при этом, говорят, что вода богоявленская и крещенская - суть одно и то же. И второй вопрос. Несколько лет назад по радио я слушала интервью с митрополитом Питиримом Нечаевым, он тогда сказал, что в Крещенскую ночь освящается вся вода, вся водная стихия: и моря, и океаны, и ледники. Меня тогда это очень поразило. А недавно прочитала в одной книжке, батюшка пишет, что крещенская вода, по своим свойствам, ничем не отличается от любой другой святой воды. И лживо мнение, что 19 января Господь освящает всю воду на земле.

http://pravoslavie.ru/76315.html

Что рассказал Моисей евреям, когда пришел в Египет? Почему евреи поверили, что Моисея послал Господь? О чем Моисей просил царя? Что Господь повелел делать евреям пред последним наказанием египтян? Какое было последнее наказание египтян? Что сделал царь египетский после последнего наказания? Какой праздник установил Господь для евреев? 29. Выход из Египта (Исх. 13, 14, 15) Евреи поспешно вышли из Египта со своими семействами, имуществом и стадами. Как только вышли они, перед ними в воздухе появился столб; днем он был как бы из облака и защищал их от солнечного жара; а ночью столб был огненный, чтобы освещать евреям дорогу в темноте. Столб этот двигался перед евреями и указывал им дорогу в землю Ханаанскую. Как только ушли евреи, египтянам стало жаль, что они отпустили их. Они должны были теперь сами делать все работы. И вот египтяне задумали догнать евреев и поворотить их назад в Египет. Царь египетский собрал войско и на лошадях отправился догонять евреев. Евреи в это время дошли до Чермного или Красного моря. Они очень ругались, услыша, что за ними гонятся египтяне. Моисей сказал им: «не бойтесь»; а сам молился Богу. И Бог услышал его молитву. Наступила ночь, и Господь повелел Моисею поднять палку и протянуть руку к морю, как только Моисей сделал это, поднялся очень сильный ветер, вода в море расступилась на две стороны, евреи пошли по сухому дну; вода же стеною стояла справа и слева от них. Египтяне погнались за ними следом; но они были еще посреди моря, когда евреи уже перешли на другой берег. Моисей снова протянул свою палку над морем; вода опять возвратилась в свое место и потопила всех египтян; не осталось никого из них. Евреи же, перейдя поблагодарили и прославили Бога за то, что Он избавил их от египтян. Дети! видите, как всемогущий Господь по молитвам Моисея избавил евреев от большой беды, прямо можно сказать, от смерти. И нас Господь может всегда спасти, в какой бы беде мы ни были; только нужно молиться Богу о спасении. Для чего Господь послал евреям столб? Что задумали египтяне после ухода евреев из Египта? Что велел Господь сделать Моисею для спасения евреев? Как погибли египтяне? Что сделали евреи после чудесного перехода через море? Чему научает нас спасение евреев от египтян? †30. Песнь евреев по переходе через Чермное море (Исх. 15)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе. Последование святого Крещения Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства. Как уже упоминалось, чрезвычайно важна роль восприемника (крестного), который называется крестным отцом «по рождению от Святого Духа» и, таким образом, становится близким родственником (вторая степень родства) физическим родителям младенца. В его обязанности входит постоянно напоминать своему крестнику содержание данных Богу при Крещении обетов, истин христианской веры и образа жизни, который должен быть присущ христианину. Конечная цель восприемника — воспитать крестника в Православной вере, в духе и силе благочестия. Вещество Таинства и освящение воды Начинается одна из самых важных частей чина Крещения — освящение воды для совершения Таинства. Вещество Таинства — вода — является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования. Об этом говорит то, что даже в сокращенном «страха ради смертнаго» чине Крещения, где опускаются такие существенные части чинопоследования, как запрещение злых духов и пение Символа веры, молитва на освящение воды всегда должна сохраняться. Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще всякой освященной на молебнах воды не допускается. Только при Крещении младенцев мирянами «страха ради смертного» может использоваться как освященная прежде, так и простая вода. Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года — в подогретой. Вода должна быть чистая, без примеси чего-либо и без запаха. Купель или, в крайнем случае, другой сосуд, использованный для совершения Таинства, употреблять впоследствии для других целей категорически запрещено. После Крещения вода из купели должна выливаться в сухой колодец на территории храма. В случае его отсутствия — в чистое, непопираемое ногами место — под дерево, под храм, либо в реку. Недопустимо хранение воды для Крещения в купели по нескольку дней.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2...

«Во Иордааааане крещающуся Тебе, Господи!..» Сияющий шприц погружается в вену реки. И коматозный мир – хрипит, дергается, раз, другой, снова вдох, еще, разлепляет веки, отворяет взор горе, сначала мутный, но начинающий наполняться светом разума, светом жизни, все больше и больше. …Ну а потом, как водится, шум, визг, суета, смех, фотовспышки щелкают – из районной газеты корреспондент, полез народ в иордань. Вон ребятишек маленьких волокут – ох, Господи… Батюшка, как бывший медик, страдальчески морщится. Вон скачет по горке вниз к реке микроавтобус – сельская администрация прибыла, для них заранее армейская палатка огромная раскинута, походная печка дымит, эти целый корпоратив тут устроят. Пора уходить. Путь от речки до храма вроде и недалек, сотни две метров, а скоро не дойти, народ окружил: – Батюшка, с праздником! – Батюшка, благословите и нас! – А какая вода сильнее, крещенская или богоявленская? – А моя сноха говорит, зачем ходите, в двенадцать ночи вода сама по всей земле освятится? – А в проруби все грехи смываются? А я не успел первый залезть… – Зачем первый-то? – Ты чо, придурошный. Ты после всех полезь – так все ихние грехи на себя соберешь… – А как в хате сейчас водой кропить, справа налево или слева направо? Батюшка благословляет, поздравляет, пересказывает недавно услышанный анекдот о том, что если квартиру покропить святой водой и всё грешное уйдет, то самим-то где жить будет? Пару раз позирует назойливому корреспонденту, потихоньку продвигается в сторону храма. И нам недалеко… …Про что народная загадка: «Кланяется-кланяется, придет домой – растянется?» Про топор? Как бы не так: про нашего брата-попа. Валится батюшка на тахту, раздеваться не стал: все равно опять вставать скоро. Засыпает мгновенно, как в курящуюся прорубь падает. И снится батюшке: несказанный свет, любимые люди, далекая обретенная родина, которая вроде и его родной поселок, где детство прошло, а вроде и не он. Снится река – великая река жизни, которая есть путь, и никогда не сходится в тупик, делает повороты, за далью даль, где-то ревет шиверой или водопадом, где-то мерно колышется на мели – и продолжает течь дальше, и никакими дамбами ее не перегородить, не поставить преграды. А над рекой – райский, яркий, разноцветный гомон, веселие птиц и водворение сиринов. И батюшка вздыхает и улыбается во сне: ну, раз сирины водворились – значит, все в порядке. Значит, и нам уж недалеко, Богу содействующу! Скоро, скоро.

http://pravmir.ru/zharkiy-led-kipyashhay...

Возникновение православного чина Раннее свидетельство о чине  богоявленского водоосвящения на православном Востоке принадлежит паломнику из  Равеннского экзархата (византийская провинция в Италии) Антонину родом из города  Плаценции ( совр.  Пьяченца), который имел, вероятно, священнический (или даже епископский) сан. Оно относится примерно к 570 году и описывает практику Иерусалимской Церкви. В Иерусалиме 6 января праздновали Рождество Христово по крайней мере до середины V века, но ко временам Антонина и здесь уже произошло закрепление этого праздника за 25 декаб­ря, а 6 января оказалось посвящено Крещению. Антонин пишет об освящении воды на Иордане следующее: «Богоявление я провел на Иордане, где происходят вот какие чудеса в ту ночь на том месте, где Господь был крещен (там есть обелиск, окруженный решеткой, а на том месте, где вода возвращается в свое русло, в воде установлен деревянный крест; и с обеих сторон [обелиска] к воде спускаются ступени из мрамора). В ночь на Богоявление совершается великое бдение, [в котором участвует] множество народа; утреня бывает [в час] четвертого или пятого [пения] петухов. Когда утреня закончится и забрезжит рассвет, служители выходят [из храма] на улицу, и священник, поддерживаемый диаконом, входит в реку; и в тот самый момент, когда он начинает благословлять воду, тогда [течение] Иордана с шумом меняется на обратное, и, пока совершается Крещение, вода стоит 10 . А все судовладельцы из Александрии посылают туда в тот день своих людей с кувшинами, наполненными ароматами и бальзамом, и когда освящается источник, до начала [собственно] Крещения, все они выливают свои кувшины в реку и [тотчас] набирают в них благословенную воду, и так [судовладельцы] получают воду, используемую для окропления своих судов перед выходом в плавание. Когда же завершится Крещение, все сходят в реку ради [принятия] благословения, обернувшись холстами ткани (а многие и другими предметами [одежды]), чтобы когда-то, когда их будут погребать, использовали [эти холсты]. Вода же по окончании Крещения возвращается на свое место» (гл. 11).

http://patriarchia.ru/db/text/5888183.ht...

- Вы в Бога верите? – первым делом спросил я его. - А то как же! – улыбнулся беззубой улыбкой огородник и достал крестик из-под намокшей от жары майки. - А картошка у вас растет? - Разве это растет? – нахмурился мужичок. – Жук, мерзавец, ее жрет. Ползаю, руками снимаю эту полосатую гадость. Химия не помогает. У соседа одни стебли остались! Пенсионер Юрий Валентинович Успенский сразу согласился провести эксперимент на своей картошке. Разделили огород на два сектора. Один с молитвой про Отца, Сына и Святого Духа окропили новым составом. Второй трогать не стали. Я пообещал приехать через два дня – зафиксировать результат. На том и расстались. Человек я, можно сказать, неверующий. Но то, что я увидел на огороде у дяди Юры, заставило меня примкнуть к сочувствующим. «Святой» сектор был почти без жуков! А рядом на атеистическом секторе они прямо полосатыми гроздьями свисали с остатков листьев. Дядя Юра ослепительно улыбался: – Действительно, чудо! Я по двести рублей покупал японское средство, и то на один день хватало». Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением, как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, – говорил затворник Григорий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели». Крещенскую воду или всякую воду с малого освящения по утрам, после прочтения утренних молитв, испивает православный человек и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. Святой водой запивают лекарства. Богоявленская (крещенская) вода употребляется внутрь натощак, но в исключительных, критических случаях – в любое время. В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, т.е. через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и прочем. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали и наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно обращаться.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Так, например, как мы видели, по мнению науки, все произошло из первобытного хаоса. Но откуда произошел самый хаос? Для человеческого ума этот вопрос неразрешим. И только Библия разрешает его удовлетворительным образом, указывая, что первобытное вещество или этот хаос вызван к существованию живой самобытной, существовавшей от вечности Личностью , Богом, вызван из небытия, сотворен из ничего; «Бог сотворил все из ничего» ( 2Мак.7:28 ). В библейском выражении: «в начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), словом «сотворил» переведено еврейское слово «bara », что точнее обозначает именно создание чего-либо из ничего. В дальнейшем описании творения мира еврейский текст употребляет и другое слово " asa », которое обозначает творение, точнее формирование чего-либо уже из готового материала, например, в повествовании о создании тверди ( Быт.1:7 ), светил небесных ( Быт.1:16 ) и др. Далее в науке говорится, что первобытный хаос, побывавший в покое, вдруг пришел в движение, подобное вращению шара вокруг своей оси. Кто же привел в движение спокойный доселе хаос? откуда получился толчок для этого движения? Для науки этот вопрос опять совершенно неразрешим. Библия же указывает, что первобытное вещество приведено в движение всемогущим Богом: «и сказал Бог: да будет " … Неразрешимую для науки загадку представляет и вопрос о происхождении жизни на земле, о появлении живых организмов среди существовавшей доселе неорганической, мертвой материи. Еще в недавнее время в науке существовало учение о самозарождениии, т.е. о том, что жизнь на земле создана силами самой неодушевленной природы, сама зародилась из неорганической материи. В последнее время виднейшими учеными доказана несостоятельность этого учения; теперь наука утверждает, что жизнь на земле могла произойти только от жизни, от живого источника. Но откуда же мог явиться этот живой источник жизни, если на земле первоначально существовала только неорганическая, мертвая материя? Наука сама по себе бессильна решить этот вопрос. Между тем Библия удачно разрешает этот вопрос о происхождении жизни, объединяя обе вышеприведенные теории. По Библии источником всего вообще сотворенного является Бог («сотворил Бог небо и землю»); в частности, одушевляющая сила на земле – души животных и человека произошли непосредственно от Бога, почему при описании сотворения их употреблено вышеуказанное еврейское слово «Еага» ( Быт.1:21 , Быт1:27 ), указывающее, что в данном случае творение душ произошло не из существующего уже материала, а из ничего, т.е. непосредственно от Бога. Но вместе с тем Библия повествует: «сказал Бог: да произрастит земля зелень и произвела земля зелень. и сказал Бог да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и сказал Бог: да произведет земля душу живую... скотов и гадов, и зверей земных» ( Быт.1:11 , Быт.1:12 , Быт.1:20 Быт.1:24 ). Из этих слов Библии явствует, что и земля, и вода по велению Божию участвуют в какой-то неведомой степени в произведении живых организмов на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И думаю проехать в Ростовскую усадьбу? С Богом, хорошо. Прошу вас, батюшка, благословите хотя заочно нас? На людях Божиих благословение Его. Очень мне хочется приехать помолиться? Принять сиё тебе мученье: ужель душе во огорченье? Тоска тяготит мою душу? Божией Матери Акафист почаще читайте. Не оставьте меня, батюшка, в ваших св. молитвах? Усерднее молитесь Господу Богу, с уважением к Нему. 491. Т. М. 1849 года 3 Сент. Батюшка! Прошу вашего благословения? Господь благословит людей Своих миром. Не оставьте во св. молитвах? Слушайся Прологов. Я очень упала духом от сильной тоски? Богоявленская вода, молитва Иисусова, Псалтирь. Так, что ничего думать не умею? Евангелие да Апостол научит. К тому же расстроена моими мужичками? Книжка: о должности Христианина. Не оставьте меня, ради Господа, вашим наставлением? Со умилением и уважением молиться Господу Богу. Давно желала вам объяснить: приходили мысли недоверчивости к вам? Да, сударыня, ведь, это и правда: давненько уже поговаривают, что я сумасшедший. Вчера мальчик мой просился к в