Затем читается Евангелие (Ин. 5, 2–4): Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Дьякон возглашает ектению, в которой возносятся прошения об освящении воды. Обычно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды. По прочтении молитв священник, взяв честной Крест, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поются тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды) и «Твоих даров…» Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и весь храм. Об использовании святой воды Многие держат дома емкости со святой водой, но не все знают, как следует хранить такую воду и в каких случаях использовать. Емкости с такой водой следует поставить рядом с другими освященными предметами, желательно возле домашнего иконостаса. Не следует хранить святую воду рядом со скоромными продуктами и в холодильнике. Святая вода может испортиться, если хранить ее в открытых или не герметично закрытых емкостях. Если это произошло, выливать воду в раковину или канализацию нельзя – только в природный источник – в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, проточную воду. Принято пить Богоявленскую воду натощак, но при особой нужде в помощи Божией – во время серьезных болезней и нападении злых сил – принимать ее можно и нужно в любое время. Пить крещенскую святую воду можно ежедневно, в небольших количествах, с молитвой. Воду малого освящения можно пить в течение дня. Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина. Заключение Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело его освящаются, мысли озаряются на угождение Богу и он более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Когда к Спасителю принесли расслабленного, то Он увидел веру тех, которые принесли больного, и по вере и просьбам их исцелил больного. Этим Спаситель показал, что Он принимает молитву человека за других, потому что видит в этом дружбу, любовь. Значит, и мы можем с верой молиться не только за себя, а и за других больных и бедствующих людей, и Господь может им помочь. Что случилось, когда Иисус Христос был в Капернауме? Что сделали друзья больного? Кто молился о выздоровлении? Что Спаситель сказал больному? Что подумали враги Иисуса Христа о словах Его? Что Он отвечал им? Что случилось с больным? Как приняли это чудо люди, видевшие его? Почему Спаситель сначала простил грехи больного, а потом исцелил его? Чему это научает нас? Как Иисус Христос смотрел на молитву одного человека за другого? Чему это нас научает? Исцеление расслабленного в Иерусалиме при Овечьей купальне (Ин. 5:1–14) В Иерусалиме были городские ворота, которые назывались Овечьими, потому что чрез них прогоняли овец в город на продажу. Около этих ворот был пруд или купальня. В нее иногда сходил Ангел и волновал воду; и кто из больных первый после Ангела окунался в воду, тот получал исцеление от болезни, какая бы она ни была. Тут всегда было много всяких больных – слепых, хромых, расслабленных, ожидавших чудесного волнения воды. Один раз Иисус Христос пришел в Иерусалим и зашел к этим больным. Здесь он увидел расслабленного, который был болен уже 38 лет. Иисус спросил его: «хочешь ли быть здоровым?» – «Хочу, Господи, – отвечал больной, – но у меня нет человека, который опустил бы меня в купальню, когда заволнуется вода». Иисус говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Потом Иисус Христос встретил его в храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Дети! Спаситель говорит исцеленному, чтобы он больше не грешил; иначе он может захворать еще больше. Так и мы должны стараться не грешить, чтобы с нами не было болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но здесь не так: когда Спаситель говорит: «для чего Ты Меня оставил?», – то здесь нет ни ропота, ни притворства и преувеличения. Этими словами Он выражает то, что было в действительности! Он не казался только оставленным, но на самом деле был оставлен Богом. Бог действительно отвратил от Него на этот раз милостивое лицо Свое и предал Его всем ужасам ада и суда. «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель (рус.: «как черепок») крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси» ( Пс.21:15–16 ). Вот слова, которые пророческий дух влагает в уста страждущего Христа в том самом псалме, начальными словами которого воскликнул Спаситель. Похожи ли они на слова человека, перед которым солнце благодати скрылось только по-видимому, и в малой степени? Не есть ли это скорее вопль души, которая действительно предана всем ужасам ада и суда и которая несет гнев Божий, клятву греха? «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Так взывал Спаситель не в чувстве упрека или ропота. Его вопль есть страдальческий вопль души, которая в борьбе против ада и дьявола крепко, однако, держится Бога, которой сатана говорит: отрекись от Бога и умри, но она отвечает: «Боже Мой, Боже Мой!» Оставленный Богом, Он не оставляет Своего Бога. Хотя Ты, Боже Мой – как бы так говорит Он – и закрыл от Меня Твое небо и низринул Меня в ад, но Я нигде не оставлю Тебя. И в аду Ты, Бог Мой, и Я не хочу быть ничьим другим, как вечно Твоим, Боже Мой! Благоговейно преклоняюсь я пред Крестом Господним и с недоумением смотрю на тайну этих слов, которую не может постигнуть никакой ум и выразить никакой язык человека. Быть оставленному Богом – кто может понять эти слова? – восклицал некогда один из христианских богословов, когда он долгое время углублялся своей мыслью, желая уяснить себе это крестное слово. Но это непостижимое таинство, друзья мои, есть, несомненно, великое таинство нашего блаженства. Ибо, почему Тебя, о, Иисусе мой, оставил на Кресте Твоем, Бог Твой, когда Ты не сделал ни одного греха, когда никакой лести, никакого обмана не было на устах Твоих, как не потому, чтобы через Тебя искуплены были от клятвы греха мы – грешники? «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но у Него есть другая, еще большая жажда, чем жажда телесная. Когда повстречался Он там, у источника близ города Сихаря, с женой-самарянкой, сказал ей: «дай Мне пить», – то сделал это с той целью, чтобы в ней самой возбудить жажду живой воды, которую Он для нее приготовил. «Если бы ты знала дар Божий, – сказал Он ей, – и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Ин.4:7–10 ). «Он жаждет нашей жажды», – говорит поэтому один из отцов Церкви. Что другое могло заставить Его из небесной Своей славы, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира»( Ин.17:5 ), снизойти в этот мир греха и смерти, в эту юдоль бед и скорбей, голода и жажды, поругания и уничижения, как не жажда Его души нашей жажды и блаженного утоления ее живой водой? О, не будь так жесток! Дай Ему то, чего Он так страстно желает, и на что Он имеет полное право, так дорого стоившее Ему. Дай Ему твое сердце, дабы Он наполнил его всей полнотой Своего мира и благодати. Для чего так часто становишься ты на дороге самому себе и вечному спасению души своей, для чего пренебрегаешь призывом жаждущей души твоего Спасителя? Горе тому, кто вместо хорошего напитка подает Ему уксус. Горе тебе, если Он ищет у тебя винограда, а находит терние. И что будет, если бесплодно пройдет для тебя время Его ищущей любви и не окажется там никакого Лазаря, который омочив конец перста своего в воде, охладил бы твой язык и облегчил твою жажду? Но еще есть время, еще продолжает Он жаждать спасения твоей души, еще просит Он с Креста Своего: «примирись с Богом» ( 2Кор.5:20 ). «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22:17 ). «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ). О, привлекай же, Христе Боже, к Себе всех, которые еще далеко от Тебя, Источника живой воды, блуждают в пустыне мира, дабы жаждущая любовь Твоя пробудила жажду и их душ, и дабы они нашли в Тебе жизнь и полное удовлетворение! Помоги нам, верующим в Тебя, чтобы мы всегда приходили черпать из Твоей полноты, пока мы некогда не придем к Тебе для вечного созерцания, когда не будем мы уже более ни алкать, ни жаждать, когда Ты Сам будешь пасти нас и водить к источнику живой воды. 6. Совершилось!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Перейдя через Чермное море, евреи воспели Господу следующую победную и благодарственную песнь. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, Коня и всадника его (т.е. фараона или египетского царя) ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он мой Бог , и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, И избранные военачальники его потонули в Черном море. Пучины покрыли их; Они пошли в глубину, как камень. Враг сказал: «погонюсь, настигну, разделю добычу; Насытится ими душа моя; Обнажу меч мой, истребит их рука моя». Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море; Они погрузились, как свинец в великих водах 3 . Путешествие евреев к Синайской горе (Исх.16, 17) Отдохнувши на берегу моря, евреи пошли дальше. Страна , по которой они должны были идти, была пустынная; ничего в ней не росло, не было воды, был один песок да камни; никто не жил в этой земле. Пища, которую евреи взяли с собой из Египта, вся вышла, в пустыне же ничего нельзя было достать. Евреи подумали, что они умрут с голода, и стали сердиться на Моисея . Моисей помолился Богу, и Господь сказал, что с следующего утра будет у евреев пища. И в самом деле, утром евреи увидели, что вся земля около них покрыта какими-то белыми крупинками, как бы мелким градом. Господь сказал, чтобы евреи брали эту крупу себе в пищу. По вкусу она была похожа на муку с медом. Евреи назвали эту пищу манной. С этого дня Господь каждое утро посылал евреям манну в пищу. Один раз евреи долго шли и нигде не находили ни речки, ни ручейка; очень хотелось им пить, а пить было нечего. Моисей помолился Богу и Господь велел ему ударить своей палкой об каменную гору. Как только Моисей сделал это, из камня потекла вода и евреи напились. Один раз на евреев напали враги. Тогда опять Моисей помолился Богу и Господь помог евреям; они победили своих врагов и прогнали их. Дети! видите, как милосердный Господь заботился об евреях, как добрый отец заботится о Своих детях; Господь дал им пищу, питье, защитил их от врагов. И нам Господь даст пищу и питье, и спасет нас от врагов наших, если мы будем молиться Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Примечание. В этот день, церковь наша с воспоминанием об освящении от ангела воды в купели Силоамской соединяет воспоминание учения Иисуса Христа о воде живой, т. е. о Святом Духе ( Ин.7:38 ), и при этом молится Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. На этом основании в нашем отечестве и приурочен ко дню Преполовения благочестивый церковно-народный обычай освящать воду на реках, в колодцах, – и эта вода, подобно воде Богоявленской, считается весьма важным освятительным средством в домашнем употреблении. В связи с этим обычаем, без сомнения, находится и другой, по которому наши поселяне в сопровождении священников совершают особые крестные ходы на поля, причем обыкновенно над нивами, засеянными хлебом, читаются установленные молитвы и священник окропляет нивы святою водою. Прим. ред. «Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра». Прекрасное и сильное выражение мысли о всеобщем призвании в новозаветную церковь , не обусловливаемом ни богатством, ни властью, ни происхождением, словом, никакими внешними преимуществами. «Дары Святого Духа даются верующим туне ( Мф.10:8 ), так как Господу не нужны блага человека ( Пс.15:2 ). Или как в др. месте, уже Новозаветное Писание прекрасно говорит, что Бог «алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» ( Лк.1:53 ). Приемлемые человеком, они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощенного человеческого организма, т. е. укрепляющее и питающее» (Комм. СПб. проф. – 845 с.). Ис.55:2 . Для чего вам отвеши­вать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня вниматель­но и вкушайте бла­го­, и душа ваша да насладит­ся туком. 2–3 стихи выражают одну и туже мысль – о превосходстве вечных, небесных благ пред суетными и призрачными земными, – которая, сначала выражается в вопросительно-отрицательной (2 ст.), а затем, в категорически-положительной форме (3 ст.). «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб... что не насыщает?» Сопоставляя данный здесь пророческий образе известной речью Спасителя о «хлебе жизни» ( Ин.6 гл.), мы получаем право сказать, что пророк противополагает чувственные и обманчивые земные удовольствия высшим духовным благам, в центре которых стоит забота о вечном, небесном спасении. Дополнительным комментарием к этому месту может служить также сравнительное рассуждение Апостола Павла о ветхозаветной и новозаветной праведности: «ибо когда вы были рабами греха... какой плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» ( Рим.6:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

со всею силою утверждает свое апостольское достоинство, ссылала не только «на знамения, чудеса и силы» (ibid. 12) которые были явны для всех, но и на «видения и откровения Господни» (12:1), которые были известны только лично ему и даны Господом лично ему, но о которых, однако, он говорит для той высокой цели, замечая: «я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» (12:11) Не был ли смиренным св. Иоанн Богослов? Во всех случаях, когда выделялась его личность в среде апп., или когда Христос выделял его среди них, он, по смирению, называет себя «другими учеником» ( Ин.1:35 –39; 20:8 ), или так на себя указывает: «которого любил Иисус» ( Ин.13:23; 21:22 ). А когда нужно было утвердить Божественным словом против еретиков докетов истину действительного вочеловечения и смерти Христа, то он приводит в свидетельство ее исключительный факт личной апостольской чести пред другими апостолами, факт своего пребывания у креста Христова в то время, как все другие апостолы, оставив Христа, разбежались, и говорит о том не для того чтобы тем подчеркнуть свое личное достоинство, чтобы личным свидельством удостоверить факт непребития у умершего Христа голений и прободения его ребра, откуда «тотчас истекла кровь и вода. И видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (19:34–35). И св. ап. Петр, как бы не был, смирен, но если бы в словах Христа к нему, приводимых ев. Мф., заключался догмат апостольского приматства в Церкви, то он не мог ни в коем случае умолчать о том в своей проповеди вообще, ибо дело касалось, повторяем, почти существа Церкви, спасения человечества, как это представляет Католическая Церковь , выводя приматство папы, как sine qua поп существования Истинной Церкви на земле, из якобы верховной власти ап. Петра. Допускать возможность умолчания ап. Петром догмата о своем приматстве ради личного смирения – равносильно в данном случае вменять ему в вину разделение Церкви и последствия его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Можно ли пить святую воду из грязной реки? Освящается ли вода в кране и что делать, если крещенская вода начинает портиться 19 января, 2016 Освящается ли вода в кране и что делать, если крещенская вода начинает портиться О правильном отношении к крещенской воде – протоиерей Владимир Пучков, главный редактор газеты «Православная Виннитчина». И в наши дни поражающую самоотверженность проявляют люди в своем стремлении соприкоснуться со святыней. Широко известные слова чинопоследования о том, что на Крещение «днесь освящается вод естество», многие воспринимают буквально – любая вода для них становится святой. И нередко можно видеть, как из речек и других водоемов, особенно из тех, где был совершен Великий чин освящения воды , люди буквально из-под ног черпают грязную воду крышками, пьют ее и собирают в банки. Да, освященная вода – церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, – вызывает благоговейное отношение. Но стоит ли пить такую воду, если даже вид ее вызывает сомнения в пригодности для употребления вовнутрь? Воде возвращается ее первозданная целостность Освящение – не сообщение воде неких особых свойств. При освящении вода возвращается в то первозданное состояние, в каком она была, когда мира еще не коснулось тление, до грехопадения Адама. Воде просто возвращается ее первозданная целостность. По этой причине, кстати, она и не портится. И вот это и важно, что человек, потребляя освященную воду, с этой первозданной целостностью соприкасается. Это главное. Вопрос другой – для чего это происходит? Ведь ничто не случается просто так, само по себе. Освящение воды совершается для человека, чтобы он этой водой мог пользоваться. А поэтому можно утверждать, что любая вода, непригодная для использования человеком, не освящается. Иначе надо было бы полагать, что и фекальные воды в канализации освящаются. Что само по себе абсурд. – Однако во многих городах освящают водопроводную воду на водоканале. И эта же вода потом попадает в канализацию. – В Типиконе о Богоявленской воде сказано так:

http://pravmir.ru/mozhno-li-pit-svyatuyu...

В Крещенский сочельник во всех православных храмах прошли всенощные бдения. По традиции верующих окропляли святой водой. Говорят, что крещенская вода может долго храниться, и не теряет свежести даже через несколько лет. Ей приписывают и целебные свойства. Феноменом богоявленской воды занимаются ученые всего мира уже давно и до сих пор не могут найти разгадку этой тайны. Еще наши предки заметили, что вода из проруби, взятая в крещенскую ночь, обладает необычными свойствами. Она может годами стоять и не потерять своей свежести. Лечить болезни и заживлять раны. Христианская религия объясняет это чудо божественным вмешательством - Господь являет людям свой дар, чтобы они укрепились в вере. Обычная водопроводная вода может сохранять свежесть 3-4 дня. Это зависит от многих факторов – времени года, температуры воздуха, источника, откуда она была взята. Химики лаборатории Мурманскводоканала постоянно проводят исследования, осуществляя контроль над качеством воды. В их ведении все пять источников, которые снабжают Мурманск. Заборы для анализа по некоторым параметрам берутся ежечасно. Пропустить изменения свойств воды здесь просто невозможно. И такой случай все же был зарегистрирован сразу после Крещения. Как рассказала инженер-химик ГОУТП " Мурманскводоканал " Вероника Порунова: " Вода действительно приобрела какие-то нехарактерные для неё свойства - она очистилась и показатели, которые у нас имели достаточно хорошее значение, снизились " . Крещенская вода остается пригодной к употреблению годами, не теряя кристальной чистоты. Современная наука дает несколько объяснений этому явлению. Одни ученые полагают, что виной всему нейронные потоки из космоса, другие - особенности магнитного поля Земли. Но это лишь гипотезы, неопровержимых доказательств пока не найдено. Ведущий инженер Центра лабораторного анализа и технологических исследований по Мурманской области Татьяна Поликарпова говорит: " Вода - это самое сложное вещество, которое существует на Земле, потому это очень сложное химическое соединение, потому что может растворять в себе всё " . О феномене крещенской воды написано немало статей и докладов. За тысячи лет скопились сотни случаев чудесного излечения от недугов, с помощью живительной влаги. Каждый может верить или не верить в чудеса крещенской воды. Но ученые сходятся в одном – в ночь с 18 на 19 января она меняет свои свойства. Почему это происходит пока остается загадкой. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/36332.html

Так переходит мир из одного тысячелетия к другому. Однако ж, он существует не сам собой. Должен быть Кто-то, Который поставил эти тела в такое между собой соотношение, что они могут поддерживать и носить друг друга, что в них господствует порядок, который даёт нам возможность наперёд узнавать и высчитывать их пути и их течение. Посмотрим на нашу планету, которую мы называем Землей, и обратим сперва наше внимание на одушевлённую материю. И здесь же получается нами впечатление личной творческой силы. Первое, о чём нельзя не упомянуть здесь, это то, что в свойстве воды, которую мы ежедневно видим перед своими глазами, заключается доказательство того, что мир сотворён Личным Духом. Все вы с детства, со школьной скамьи знаете, что тёплые тела расширяются, а холодные – сжимаются. Это положение, несомненно, верно. Но есть одно из него – и на это я прошу обратить особенное ваше внимание – одно исключение, и именно следующее: вода, если её теплота понижается до четырёх градусов, не делается тяжелее, не сжимается более, но следующие градусы принимают свойство теплоты. Представьте себе, чем холоднее делалась бы вода, тем гуще. Когда наступает зима и вода замерзает, тогда, несомненно, холодная вода опустилась бы на дно, превратилась бы в лёд и замёрзли бы все озёра, ручьи и реки, так что никакое творение не могло бы жить в воде. Но так как вода, имеющая четыре градуса, есть самая тяжёлая, тяжелее, чем та, которая имеет три, два, один, нуль градусов, то вода от четырёх градусов опускается вниз, вследствие чего в реках и прудах всегда остаётся такая вода, в которой могут жить рыбы. Можно ли думать, что всё это делается само собой, что это произошло не от Творца, Который знал, что в воде должны жить творения и что это исключение из общего закона нужно для того, чтобы они могли жить. Посмотрим на органический мир, ближайшим образом на мир растений. Возьмите большое зерно, например, боб. Если вы разрежете этот боб, то вы найдёте в нём зародыш, состоящий из двух листочков, этот зародыш обещает в будущем растение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010