Так как песнь Богородицы является одной из библейских песней, то она, во-первых, опускается тогда, когда вообще библейские песни не используются (период от Лазаревой субботы до Светлой субботы). Во-вторых, в те дни, когда опускаются только песни, связанные с 9-й песнью канона (песнь Богородицы и Захарии), а вся 9-я песнь поется с особыми праздничными припевами (на двунадесятые праздники и их отдания, а также 1 и 30 января), или хотя бы первый канон на 9-й песни имеет особый припев (Недели 3-я, 4-я, 5-я и 6-я по Пасхе). Глава 21 – о пении антифонов 120 на литургии. Здесь указаны три вида антифонов и говорится о том, что праздничные антифоны поются на Пасху и всю Светлую седмицу, а также на Господские двунадесятые праздники. Вседневные антифоны поются в дни памяти святых, которым Устав не указывает петь «Блаженны». В остальных случаях в большинство дней года поются антифоны изобразительные. Глава 22 – о каждении. Подробно указан порядок каждения всего храма. Глава 23 – о том, когда отверзается завеса и царские врата. Главы 24 и 25 – о возжигании светильников на службах суточного круга. Главы 26–46 – некоторые правила монастырской жизни. Хотя для монашествующих эти главы могут иметь некоторую актуальность, все же к приходской богослужебной практике они почти не имеют отношения. Глава 47 – знаки месяцеслова. Глава 48 – месяцеслов. Это самая большая по объему глава Типикона, здесь представлены особенности всех неподвижных праздников годичного круга. Месяцеслов Типикона, как и церковный год, начинается 1 сентября, когда Православная Церковь празднует начало индикта (нового лета), и оканчивается августом. Многие праздники, кроме основных уставных статей, имеют еще так называемые Марковы главы, которые указывают особенности в случае совпадения данного праздника с воскресным днем, а также различными днями и праздниками подвижного круга богослужения. Эти главы, согласно преданию, составлены монахом Марком (отсюда и название) и обозначаются буквами «Мр». Легко догадаться, что наибольшее число Марковых глав имеет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как этот праздник может случиться в различные дни Великого поста, в том числе и на Страстной седмице, а также на Пасху и в первые три дня Светлой седмицы. Ни в одном из этих случаев праздник не переносится на другой день (тем более не отменяется), но совершается с особенностями, которые и указаны в соответствующих Марковых главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Митрополит Иларион: Ему нужно сосредоточиться не на себе, не на своих грехах и своем покаянии, а на Христе, потому что все богослужения Страстной седмицы, особенно последних трех дней, исключительно посвящены воспоминанию страданий и смерти Спасителя — там практически отсутствуют покаянные мотивы. Предполагается, что весь Великий пост был временем покаяния, когда человек должен был заниматься собой, своей душой, менять свой образ жизни, а сама Страстная седмица вводит в празднование Пасхи — Воскресения Христова, и неразрывно связана с Воскресением Христовым. Уже начиная с Лазаревой субботы, мы вступаем в совершенно иную тематику. С этого дня начинается финишная прямая, которая ведет нас к Пасхе. И. Семенов: Выходит, Великий пост оканчивается еще раньше — в пятницу шестой седмицы, потому что Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим — это уже не Великий пост? Митрополит Иларион: Это уже не Великий пост. По уставу ослабляется пост в эти дни. В Лазареву субботу, по уставу, те, у кого есть такая возможность, могут вкушать икру. И. Семенов: Не кабачковую, а рыбную? Митрополит Иларион: Да, рыбную. В праздник Входа Господня в Иерусалим можно вкушать рыбу. А потом снова наступает строгий пост Страстной седмицы. Но, как я уже сказал, это не покаянный пост, а пост, связанный с воспоминанием Страстей Христовых. И. Семенов: Почему смена облачений с темных на белые происходит в Великую Субботу, когда, с точки зрения событий священной истории, Спаситель Своим телом еще находится во гробе? С чем это связано? Митрополит Иларион: Это связано с двумя моментами. Во-первых, в наше время эта служба совершается в Великую Субботу утром. В древней Церкви она совершалась в тот же день вечером. После нее люди не расходились, они оставались в храме, слушали чтение Деяний апостольских, и уже потом, глубокой ночью, как это и сейчас происходит, начиналось пасхальное богослужение. Богослужение Великой Субботы было посвящено не только погребению Спасителя — с него уже начиналось празднование Воскресения Христова. Этот перелом происходит прямо во время службы: когда служба начинается, еще преобладает тема погребения Спасителя, и священнослужители в темных облачениях. А потом, после чтения Апостола, звучат слова: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки…». И в этот момент весь алтарь переоблачается в белое, и открываются Царские врата, и читается Евангелие о Воскресении Христовом. Это поистине потрясающий момент для тех людей, которые участвовали во всех богослужениях Страстной седмицы. Именно в этот момент начинает звучать весть о Воскресении Христовом. Когда в Великую Субботу люди приходят освящать куличи, атмосфера в церкви уже праздничая, она уже пасхальная.

http://patriarchia.ru/db/text/3625531.ht...

петь в повечерии пятка, а недельного в повечерии недели (подразумевается – в том случае, если ранее сего срока канон недельного святаго не пропет). С понедельника 2 седм. Великого поста начинается совместное пение канона пр. Богородицы и канонов тех святых, кототые прилучатся в период времени от Лазаревой субботы до недели Антипасхи. В Типиконе об этом сказано так: „Да будет ведомо, яко от сего понедельника 2 седмицы поста поются на повечериях каноны Минеи имущих прилучитися святых от субботы Лазаревы до недели Фомины с каноны богородичными. Прежде канон Богородицы, таже Минеи. По 3 песни кондак и седален Минеи. По 6 седален Богородицы“ (послед. понед. 2 седм. постов, л. 321) 810 . На основании этого и вышеизложенных указаний Типикона, в тех храмах, в которых накануне недели отправляется вечерня с повечерием, на 2 седм. могут быть пропеты каноны: в понедельник пр. Богородицы и 1-й 811 , во вторник пр. Богородицы и 2-й, в среду – пр. Богородицы и 3-й, в четверток – пр. Богородицы и 4-й, в пяток 5-й 812 и покойный настоящего гласа, в субботу – пр. Богородицы и недельного святаго, в неделю – пр. Богородицы и 6-й. Надобно, однако, знать, что ни то, ни другое распределение канонов не может быть признано окончательным, пот. что в Типиконе встречаются указания, исполнение которых неминуемо должно сопровождаться отступлением от изложенного порядка, а именно: 1), если в Лазареву субботу будет 26 марта, день празднования архангелу Гавриилу, то пение канонов следует начинать не с 1, а со 2, потому что, как мы знаем из предыдущего, канон его, равно как и стихиры, в этом случае положено петь на одном из повечерий 6 седм. Великого поста. Если же 26 марта будет в неделю Ваий, то даже с 3, потому что 25 марта в Минее нет канона святаго, а канон 26 марта и в этом случае надобно петь на одном из повечерий 6 седм. Наконец, если 26 марта будет „во един от дней Страстныя седмицы или Светлыя“; то хотя чтение канонов начнется с 1-го; но из числа следующих за ним один очередной канон, именно тот, который положен на 26 марта, придется опустить, потому что и при этом условии канон арханг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Протоиерей Александр ЧИКИРОВ Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия Да, панихиду можно заказать заранее, договорившись со священником или подав записку на панихиду за свечным ящиком. В некоторых храмах, особенно сельских, службы совершаются только в воскресные и праздничные дни. Соответственно, такие требы, как панихида или молебен, совершаются только в эти дни. А если день памяти усопшего (9 дней, 40 дней или годовщина) выпадает в середине недели, то панихиду заказывают в воскресенье или в ближайшую праздничную службу. Конечно, многое зависит от того, есть ли у вас контакт со священником того храма, где вы собираетесь заказать панихиду. Безусловно, лучше прийти заранее и лично рассказать ему о вашем близком, чтобы можно было назначить удобное время для совместной молитвы на панихиде. Важно понимать, что сам по себе обряд без нашего личного в нем участия не приносит пользу ни нам, ни душе усопшего. Панихиды служат не только в храме, священник может отслужить и на кладбище, и дома у родственников умершего. Но чаще всего заказывают такое поминовение в церкви, чтобы после литургии все могли помолиться об усопшем. Можно ли служить панихиду в воскресенье? Протоиерей Александр ЧИКИРОВ Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия Панихиду можно служить практически в любой воскресный день. Исключение составляют праздники Рождества Христова и Пасха. По церковному уставу панихиды не совершаются с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, с Лазаревой субботы до Радоницы (т. е. с субботы перед Вербным воскресением и до 9 дня после Пасхи). Панихиду служит священник. Это заупокойное богослужение состоит из молитв о прощении согрешений умершего и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид все, кто молится об усопшем, обычно держат в руках зажженные свечи. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти, в день его рождения, тезоименитства (день памяти святого, в честь которого назван человек), в годовщину смерти. Но можно заказывать панихиду, а также подавать записки на поминание в алтаре за литургией и в другие дни. Конечно, личное участие любящих усопшего в такой молитве очень важно.

http://foma.ru/panihida.html

85 «…Вставку из Евангелиста Луки о раскаявшемся разбойнике по-прежнему читать после 38 ст главы XXVII-oй Евангелиста Матфея, но вместе с сим в повествовании Евангелиста Матфея о крестных страданиях Христа пропускать ст 44 гл XXVII, читающийся так: “Тожде же и разбойника, распятая с Ним, поношаста Ему», для чего в последующих изданиях богослужебного Евангелия делать в сем месте Евангелия от Матфея соответствующие указания» (цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. [М., 2001]. С. 338). 86 Подробнее о назначаемых Уставом «отступках» см. следующий параграф нашей книги «Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия». 87 В частности, Типикон в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня) говорит: «Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дне. И утренний Апостол, и Евангелие ряд, под зачалом». В последней фразе разумеются те рядовые чтения, которые попадают на день самого праздника, но переносятся на предыдущий день. 88 Типикон не дает указаний насчет понедельника, но очевидно, что рядовое седмичное чтение не может быть перенесено на воскресенье, потому более логично перенести его на вторник. 90 Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сыропустная, Недели 1-я и 3-я Великого поста, Лазарева суббота, Страстная и Светлая седмицы, Недели 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я по Пасхе, Неделя Всех святых, Преполовение Пятидесятницы, отдание Преполовения, отдание Пасхи и другие. 93 В указателе рядовых чтений (1-е приложение богослужебного Евангелия) седмицы по Пятидесятнице предваряют недели, то есть сначала идет Троицкая седмица (это 1-я седмица по Пятидесятнице), затем – 1-я Неделя по Пятидесятнице (Всех святых) и так далее. 94 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48. 95 В этом случае в субботы и недели пред Воздвижением и по Воздвижении рядовые чтения не повторяются, а читаются только специальные чтения этих дней (например, в субботу пред Воздвижением читаются только зачала субботы пред Воздвижением и святого).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

13 В конце 1-го часа, т.е. после молитвы «Христе свете истинный...», положено петь «Взбранной Воеводе...», но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как исключение, поется кондак «Дева днесь...» (там же. с. 789). 14 В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на «Слава, и ныне» поется стихира праздника, а в пятницу вечером на «Слава» поется стихира праздника, а на «И ныне» – догматик гласа (отдание его) «Типикон, 7, сентября). 17 «Подобает ведати, яко аще случится Отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляется восследование святого Петра и поется, егда хощет екклесиарх» (Тип., 25 ноября). 19 Примечание: Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а службы попразднства – под 26 марта. 21 Примечание: Совпадение Благовещения с Великим Пятком было в 1950 году. Подробные уставные указания можно найти в Богослужебных указаниях на 1950 г., вып. II. Изд. Моек. Патр., с. 6–46. 24 Примечание: В день Благовещения, случившийся в св. Четыредесятницу, разрешается рыба (Тип., 26 марта), но в Страстную седмицу, начиная с понедельника, рыба не разрешается (см. К. Никольский . Цит. соч., с. 566). 26 2 Примечание: В 20 и 48 главах Типикона не содержатся указания, чтобы в отдание праздника Благовещения, случившегося в седмичные дни, св. Четыредесятницы (кроме Лазаревой субботы, Вербного воскресенья, Страстной и Светлой седмиц) на 9-й песни канона петь припевы праздника. А это значит, что следует петь «Честнейшую…» (см. также Церковный календарь, 1981 г., с. 16). И тем более в среду 4-й седмицы прямо сказано, что в отдание праздника поем «Честнейшую…». Но в субботы 3-ю и 5-ю Великого поста в отдание праздника поются запевы, вместо «Честнейшую…» (Типикон, 26 марта и Марковы главы; В. Розанов . Цит. Соч., с. 626). 31 Если праздник Успения придется в среду или пятницу – разрешается на трапезе только рыба, во все другие дни – мирянам разрешение «на вся», монахам – на рыбу. 32 Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Примечание: Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на «Господи, воззвах...», литии и на стиховне поются стихиры праздника и Недели ваий. После прокимна: «Господь воцарися...» – читается восемь паремий: 5 – Благовещения и 3 – ваий. На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) в ваий (один раз). Точно так же и на «Бог Господь...». После полиелея – величание Благовещения, прокимен и Евангелие ваий, после освящения ваий – стихира ваий. Канон Благовещения и ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо «Честнейшую...» – припев праздника Благовещения, к тропарям же канона ваий обычный припев: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». На литургии (св. Иоанна Златоуста ) поются изобразительны. Входной стих: «Благовестите день от дне...». Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и ваий. Задостойник – ваий. Причастен Благовещения и ваий. 74 См. Типикон. Подготовительные Недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав. архиеп. Антоний. Постная и Цветная Триодь, Богослужебная заметка. Русский инок, 1914, 7, с. 416; В. Розанов . Богослужебный Устав 1902 г., с. 420–429. 75 По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом – святого (Типикон, последование службы Недели о мытаре и фарисее). 77 Если в воскресенье случится святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: «На реках Вавилонских...», а затем воскресные тропари (см. В. Розанов . Цит. соч., с. 402; А. Неаполитанский. Церковный Устав в таблицах. Владимир на Клязьме, 1891, с. 44). 80 К тропарям заупокойного канона припевы. 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Ко 2-му тропарю: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (см. Октоих, гл. 1-й, в субботу утра). 81 1. Если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января) или Обретение главы Иоанна Крестителя (24 февраля), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

104) ; в) Евангелие императорской Публичной библиотеки, так называемое Милятино, писанное в 1215 или 1230 г. священником Лазаревской церкви Домкою ; г) Евангелие Новгородской Софийской библиотеки, Пантелеймоново, писанное до 1250 г. священником Предтеченской церкви Максимом ; д) еще три Евангелия без записей: Румянцевского музеума, императорской Публичной библиотеки и московского Архангельского собора, писанные до 1250 г. Чтобы дать более близкое понятие об этих Евангелиях, остановимся для примера на одном из них, писанном священником Максимом. Оно содержит в себе чтения на весь церковный год, от недели Пасхи до вечера Великой Субботы, приспособительно к счету недель греческому. В частности, здесь содержатся: а) Евангелия от Пасхи до Пятидесятницы; б) от недели всех святых до 17-й включительно; в) от недели первой по новому ряду недель, начинающемуся после 17-й, до недели сыропустной; г) Евангелия суббот и недель великопостных; д) Евангелия Страстной седмицы, утренние и литургийные, от понедельника до четверга, двенадцать Евангелий на Страсти Господни, Евангелия Великого Пятка на часах и на литургии (наше вечернее), Евангелия Великой Субботы, утреннее и вечернее (наше литургийное). После этого следуют е) одиннадцать Евангелий утренних воскресных и ж) месяцеслов с сентября по 2-е февраля (остальное отрезано) с указанием святых не на все числа, мало отличный от настоящего , равно как и самые Евангелия на некоторые числа. Евангелия по месяцеслову иногда те же, какие и у нас ныне, иногда другие, а по неделям и дням, за исключением весьма редких и самых незначительных отступлений, те же самые. Из сличения рассмотренного нами Евангелия с нынешним нашим и с греческими кодексами IX и X вв. оказывается, что, отступая по местам в порядке и назначении чтений от нашего, оно сходится с древними греческими, а отступая от греческих, сходится с нашим . 2) Псалтири. Два списка таких Псалтирей XII–XIII вв. находятся в Новгородской Софийской библиотеке . В них, кроме собственно псалмов, помещены к концу девять песней церковных, некоторые молитвы и каноны, например на исход души и под.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Юлии Маковейчук Богослужение: онлайн-трансляция 1 мин., 01.05.2021 Пасхальное богослужение – главное богослужение года. Все христиане стремятся на нем побывать. А для тех, кто не сможет быть в храме, многие храмы и монастыри запустили онлайн-трансляции богослужений. Вы можете посмотреть трансляцию богослужения онлайн и на сайте журнала " Фома " . Конечно, просмотр трансляции не заменяет нашего присутствия, но помогает нам помнить о том, что сейчас происходит в храме. В такой ситуации особенно важная домашняя молитва. Прошедшие трансляции богослужений: Прямая трансляция со Святой земли. 1. Великий Четверг. Храм св. Тавифы в Яффо, Последование Страстей Господних (чтение 12-ти Евангелий) 16.00 2. Великая Пятница. Погребение Плащаницы 16.00 3. Богослужение Великой субботы 8.00 Великий Четверг. Храм св. мчц. Татианы, Последование Страстей Господних (чтение 12-ти Евангелий) 18.00 Трансляция Богослужения Великой Пятницы в храме святой мученицы Татианы при МГУ 17.04.2020 Трансляция Богослужения Великой Субботы в храме святой мученицы Татианы при МГУ 18.04.2020 Трансляция со Святой Земли из храма св мчц Тавифы в Яффо Богослужение Лазаревой субботы Литургия в день Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля в 7.30 Вечернее богослужение в храме святой мученицы Татианы при МГУ, 6 апреля в 17.00 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/bogosluzhenie-onlajn.html

Вечернее богослужение в Сретенском монастыре накануне Лазаревой субботы Воскрешение праведного Лазаря      21 марта/3 апреля 2015 г. Пятница 6-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 1:30:28 мин. Размер 65.2 Mb ) 3 апреля 2015 г. скрыть способы оплаты Комментарии Дарья 19 апреля 2019, 18:42 Спаси Бог братья за службу! Смогла в Вифании побывать. Болею до храма не дойти. Помощи Божьей! Любовь Беликова 7 апреля 2017, 18:59 СПАСИ ГОСПОДИ,БЛАГОДАРЮ БОГА ЗА ТО,ЧТО ПОЗВОЛИЛ МНЕ ГРЕШНОЙ СЛУШАТЬ И МОЛИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ВАМИ НА ЛИТУРГИИ.ВАС ЖЕ БРАТИЯ, ЗА ВАШИ МОЛИТВЫ И ТРУДЫ.ХРАНИ И ПОМОГАЙ БОГ.С ПРАЗДНИКОМ СОБОРА АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА И ВОСКРЕСШЕГО ЛАЗАРЯ.МОЛЮ БОГА,ЧТОБЫ ГОСПОДЬ МИЛОСТИВЫЙ ПРОСТИЛ ВЕСЬ МОЙ РОД, ВСЕХ ТЕХ.КТО ДОСТОИН ЭТОЙ МИЛОСТИ.МОИХ РОДИТЕЛЕЙ АНАТОЛИЯ И НАДЕЖДЫ НЕ РАСКАЯВШИХСЯ ЗДЕСЬ НА ЗЕМЛЕ И ВСЕХ СРОДНИКОВ ПО ПЛОТИ.ДАЛ ИМ ПО МОИМ И ВНУКОВ МОЛИТВАМ, И УДОСТОИЛ ИХ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО.ПРОШУ ПРОСТИТЬ МЕНЯ,ЧТО НЕ МОГУ ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ В ХРАМ ВАШ,ТАК КАК ЖИВУ НА ОБЕЗУМЕВШЕЙ УКРАИНЕ И НЕ ДОТУМКАЮ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ.ПОМИЛУЙ МЯ БОЖЕ ПОМИЛУЙ МЯ. Olga Puric Erastov 3 апреля 2015, 22:59 как хорошо,что даёте возможность нам послушать эти замечательные службы! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/78393.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010