– По разъяснению «Руков. для сел. паст.» (см. 1873, 14) возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет», следует произносить священнику, а не диакону (см. Уст., 7 и 9 гл.) и, насколько нам известно, на праздничной утрене (с великим славословием, полиелеем и бдением) указанное возглашение в приходских церквах обыкновенно произносится иереем. – При этом возгласе воздеяния рук не полагается (Ц.В. 1897, 45). – Вседневное (читаемое) славословие Уставом полагается только в седмичные дни, и притом в те из них, в которые не бывает праздника с бдением или полиелеем, или великим славословием и в которые не случится отдание праздника. Впрочем, если праздник святому с бдением или полиелеем случится в Сырные понед., втор, и четверток, а равно если отдание Сретения случится в Сырные вторн. и четвер., то славословие тоже читается. Точно так же не поётся славословие в понед., вторн., среду, четвер. и пяток всех седмиц Вел. поста, какое бы празднование ни случилось в эти дни. Но если Сретение или храмовой праздник случится в седмичные дни Сырной недели, то полагается великое (поемое) славословие; великое же славословие полагается Уставом в субботы: Сырную, 5-й седм. Вел. поста, Лазареву и Страстную (см. Уст., 30 янв., 2 и 24 фвр., 27, 28 и проч. хр. гл.). – В славословии, которое поётся, слова: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», поются 3 раза, а в читаемом славословии они произносятся только один раз, вместо же следующих 2-х присовокупляется: «Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим», «Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Кроме того, в читаемом славословии молитва: «Сподоби Господи», находится в конце его, а в поемом славословии – в середине; оканчивается великое славословие пением: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», 3-ды, затем – «Слава» и «И ныне» и – «Святый Безсмертный помилуй нас», «таже высочайшим гласом: Святый Боже» (и проч.), 1-ды; вседневное славословие заканчивается молитвословием: «Господи, милость Твоя во век» и проч. (см. Часосл. и Ирмол.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

3-я часть: к аноны по Уставу (т.е. канон Богородице и святого, перенесенного с периода от Лазаревой субботы до Антипасхи). По Трисвятом: кондак святым, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни (см. выше). Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной. По «Бог Господь…» (поется «Бог Господь…» вместо «Аллилуиа»): тропарь мучеников дважды, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Кафисмы 3 по Уставу. П о 1-й и по 2-й кафисме – нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению (возглас – «Яко Твоя держава…») и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей (схема этой части утрени от полиелея до канона – такая же, как на обычной полиелейной утрене). Канон: а) в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…». б) в тех песнях, где есть трипеснец: каноны святых со ирмосом на 6 и Триоди на 8 (+ добавочный тропарь Триоди, который в счет «на 8» не входит). Катавасия – Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди (ирмос – 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия – 2-го трипесца). Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В помощь певцам, не обладающим подобными качествами, в практике старого знаменного распева установлено пение «на подобен»  60]. Так рассуждает о преимуществах знаменной мелодии Разумовский. Но в отношении пения как средства «облегчения» с ним трудно согласиться: пение «на подобен» требует от певца еще большей опытности и знаний. Таким облегчением скорее может служить знание крюковой семиографии. Д.Аллеманов совершенно справедливо отмечает, что пение на подобен «в наши дни трудно дается даже хорошо организованным хорам»  255]. По мнению Металлова, крюковое письмо «неотделимо от текста, которому оно служит обычным сопровождением» [В.Металлов, «Русская семиография», М., 1912, с.10]. Отражение текста в знаменной мелодии нельзя рассматривать как простое формальное отражение одних только слов: мелодия отражает не слова, а мысли, идеи, заключающиеся в этих словах. Одно и то же слово, и даже целое предложение, может быть передано по-разному, в зависимости от мыслей, содержащихся в смежных строках или от общей идеи данного песнопения в целом. Существуют песнопения, текст которых имеет очень большое сходство, а мелодии у них различные. Взять, к примеру, стихиру Лазаревой субботы (утреня, стиховня, «слава») «Велие и преславное» и стихиру с такими же начальными словами на стиховне Рождества Христова. Обе они – второго гласа. Первая имеет 9 строк, а вторая – 13. Сходство между ними есть, но тождества нет, ибо идеи обеих стихир не одинаковы: в одной дана идея пророческого (будущего) поклонения Божественному Мертвецу, а в другой – уничижение в Воплощении (мысль более высокая). По характеру своему оба эти песнопения -печальные, с некоторым оттенком духовного умиления, но печаль не одинакова, поэтому и колорит различный (см. пример 2). Примеров подобного рода можно привести очень много. Большой знаменный распев – это не киевский или малый знаменный, где, зная одно песнопение данного гласа, можно петь все остальные того же гласа: здесь у каждого песнопения своя мелодия. Здесь, как замечает Металлов, «каждое песнопение представляет собой отдельное художественное целое известного архитектурного строения и известного характера гласа»  36]. Знаменный распев не знает песнопений, мелодия которых расходилась бы с текстом. Рожденный текстом (а не приспособленный к нему), он верно служит своему «родителю» – тексту, как преданный сын, в жилах которого течет отеческая кровь. Но отцовство немыслимо без сыновства, равно как и сыновство – без отцовства. Созданный святыми песнописцами для церковного богослужения и ими же точно отраженный в знаменной мелодии и уставно распределенный, текст также тяготеет к знаменному распеву. Это тяготение хорошо понимают те, кто сердцем (а не умом только) воспринимает тайны Горнего мира, кто жаждет «единого на потребу» так же, как жаждали его святые подвижники – песнорачители, создавшие наше церковное пение. А если это так, то в тексте надо искать и «ключ уразумения».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

52) В некоторых местах на каждой литургии, по входе с Евангелием, поётся «Со святыми упокой», а после воззвания: «Господи, спаси благочестивые», диакон читает синодик (помянник) и поётся «вечная память» (сн. ниже, о поминов. усопших). Обычай на литургии по малом входе возглашать «вечную память» усопшим есть обычай местный, не оправдываемый общей практикой Церкви Русской и не находящий для себя основания в существующих чинопоследованиях литургий. К тому же нужно заметить, что он привносит в существующий чин литургии такую прибавку, которая не находится в прямой связи ни с воззванием: «Господи, спаси благочестивыя», ни с заключением возгласа иерея: «Яко свят еси, Боже наш». Воззвание: «Господи, спаси благочестивые», имеет отношение к живым, а не к умершим, а потому при архиерейском служении, после сего воззвания, и поминаются живые, – подробно перечисляются все те, которые разумеются под благочестивыми (см. Чиновн.); заключение же возгласа иерея: «Яко свят еси, Боже наш», громогласно произносимое диаконом, также относится к живым – к предстоящему в храме народу: произнося заключение этого возгласа (т.е., «и во веки веков») и в то же время обводя орарем предстоящих, диакон тем самым приглашает последних начать пение ангельской песни (Кур. Е.В. 1887, 21). Во всяком случае следование этому обычаю там, где его не имеется, самовольно не должно быть допускаемо. 53) Вместо «Святый Боже», 6 янв., 25 дек., в субботы Лазареву, и (Страстную, во все дни Пасхи и в Пятидесятницу поётся – «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа», а в 3-ю нед. Вел. поста и 14 сент. – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». – Положенная в Служебнике молитва «Трисвятого пения» читается в том же виде и когда вместо «Трисвятого» поётся «Елицы…», или: «Кресту Твоему…»; при этом священник, говоря о «Трисвятой песне», должен разуметь тройное повторение песнопения, заменяющего на этих службах обычное «Трисвятое», и читать сам трижды «Елицы…», или «Кресту Твоему…» (Ц.В. 1890, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– Диакон совершает каждение по всей церкви по 8-й песни канона (Уст., гл. 22), когда певцы поют: «Честнейшую херувим». Если диакон не участвует в служении, то это каждение совершается иереем (сн. 845 стр., 20 прим.). 38) Перед малой ектеньей, «по 9-й песни, аще убо несть неделя», поётся «Достойно есть» (Служеб.), «в предпразднства же и попразднства, Достойно есть не поется, но абие ектениа» («Послед. у.в.п.»); не поётся «Достойно есть» и в праздники с бдением и полиелеем (Часосл.). Об отмене пения «Достойно есть» в праздники с великим славословием указаний в Уставе не имеется. – См. на 590 стр. печатного оригинала о Страстной седмице. 39) После этого возгласа в воскресные дни (за исключением дня Пасхи, Пятидесятницы и тех воскресных дней, в которые случится 6 янв., 6 авг., 14 сент. и 25 дек.), а также в субботы Лазареву и Великую, «возглашает диакон: Свят Господь Бог наш», и стихи: 1) «Яко свят Господ Бог наш», 2) «Над всеми людьми Бог наш» (см. 2 гл. Уст.); на каждое возглашение диакона (т.е., 3-ды) певцы поют (на глас стихир «на хвалитех») «Свят Господь Бог наш», (см. Обих. нотн. пен.). 40) Светилен или екзапостиларий поётся только после 9-й песни; он обыкновенно поётся на глас стихир на «хвалитех». – Когда приходится петь светильни из Октоиха и Минеи, то в каком порядке они должны следовать и какой после них поётся богородичен, – подробные указания относительно этого находятся в 16-й гл. Устава: «о светильнях на утрени, по 9-й песни, после Достойна, како глаголются в седмице». – Если на утрене, вместо «Бог Господь», поётся «Аллилуиа», то поются «светильни троичны гласа» (см. Уст., 9 гл., 14 сент., 26 мрт., 1–3 дек. и пр.; текст их см. в Триоди Постной, Октоихе, 58 гл. Уст.). – См. 590, 605 и 614 стр. печатного оригинала. 41) Это суть «хвалитные» псалмы: 148–150 (см. их в последов. утр. в Часосл. и в Ирмол.). Они поются на прилучившийся глас, т.е., на тот же глас, как и стихиры на «хвалитех», и притом – попеременно обоими ликами, почему пред их стихами и напечатаны буквы: а, б, а, б, и т.д. (см. Ирмол.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» В нашей церкви служба сегодня вечером закончилась в 19.00 примерно, а уборку я делала почти целый день, и до начала службы( 17.00) не успела, а закончила  только в 18 часов примерно. Я недавно воцерковляться начала, ещё не всё понимаю. Это грех , надо ли будет испведаться перед причастием, если уже вчера в четверг была на исповеди? 2 Ответа Когда нужно закончить уборку в Чистый четверг? Чистый четверг — это народное название Великого Четверга, совершенно не отражающее духовного наполнения этого дня. Этот день имеет важные богослужебные особенности, одна из которых — воспоминание Тайной вечери. В этот день христианин должен быть в храме, причащаясь за Божественной литургией. Вторая богослужебная особенность — воспоминание крестных страданий Спасителя в виде чтения 12 Евангелий, повествующих об этих событиях. Литургия совершается утром, чтение 12-ти Евангелий совершается вечером. Грандиозная уборка и посещение бани с таким богослужебным графиком невозможно. Поэтому ответ на Ваш вопрос — в Чистый четверг не занимаются уборкой, для генеральной уборки лучше выбрать дни до Великого Четверга, а еще лучше — до Лазаревой субботы, которая предшествует Вербному воскресенью. А на Страстной Седмице, по возможности, максимально участвовать в богослужениях. Если затруднительно участвовать в службах Страстной Седмицы ежедневно, то домашние дела стоит закончить до Великого Четверга.  В нашей церкви служба сегодня вечером закончилась в 19.00 примерно, а уборку я делала почти целый день, и до начала службы( 17.00) не успела, а закончила  только в 18 часов примерно. Старайтесь выбирать для уборки более подходящее время не в ущерб важным службам. Уборка в доме не важней покаяния и молитвы. Это грех , надо ли будет испведаться перед причастием, если уже вчера в четверг была на исповеди? Исповедоваться надо всякий раз, когда совесть обличает в грехе. Дело вовсе не в том, во сколько Вы убираетесь, а в том, что всему свое место и время. Если Вы будете убираться дома в тот момент, когда Вы должны быть по графику на работе, разве это правильно? Вы не можете находиться в двух местах одновременно, поэтому нужно что-то выбирать. Поскольку службы Страстной седмицы бывают только раз в году и каждая из них по своему уникальна, то без особой необходимости не стоит их пропускать. Вот и все, не нужно усложнять. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kogda-nuzhno-zak...

В богослужебной практике книга О. фактически используется на протяжении всего года, за исключением периода от Лазаревой до Великой субботы и нек-рых отдельных дней, оговоренных богослужебным уставом. Однако в периоды Великого поста и Пятидесятницы объем песнопений О. за богослужением существенно сужается за счет гимнографии Постной и Цветной Триодей. Устав о пении О. и соединении песнопений О. со службами годового богослужебного круга приведен в слав. Типиконе в главах 1-5, 7, 9, 11-13, 15, 16 и 48 (Месяцеслов) основной части и в храмовых главах, согласно к-рым, в частности, пение О. безусловно упраздняется в двунадесятые Господские праздники; в двунадесятые же Богородичные праздники, а также в периоды пред- и попразднства всех двунадесятых праздников и в дни памяти святого с полиелеем и выше О. не поется в случае совпадения праздника с будним днем (хотя в последних случаях отдельные песнопения О., как то: догматик, богородичен тропаря и богородичный канон на повечерии - могут исполняться). О. выполняет неск. богослужебных функций. Во-первых, он является собранием воскресных песнопений, входящих в число самых известных гимнографических текстов правосл. традиции, имеющих высокую художественную ценность и обладающих бесспорным духовным авторитетом. Во-вторых, О. назначает песнопения на каждый будний день, причем статус этой функции существенно ниже первого, поскольку пение будничного О. нередко сокращается или совсем отменяется в пользу песнопений подвижного или неподвижного годовых кругов богослужения. В-третьих, О. является коллекцией вспомогательных песнопений (богородичнов, крестобогородичнов, светильнов, «троичных» гимнов, заупокойных канонов и др.) и мелодико-метрических моделей (т. е. содержит самоподобные песнопения для канонов (ирмосы), тропарей, стихир, седальнов и кондаков) для гимнографии других богослужебных сборников. В книжной певч. культуре песнопения О. представлены как в специальных певч. книгах, содержащих произведения исключительно О. (см., напр., Октай - слав. нотированный сборник песнопений О., и Анастасиматарий - греческий нотированный сборник песнопений воскресного О.), так и в жанровых певч. сборниках (таких, как Ирмологий и Стихирарь).

http://pravenc.ru/text/2578269.html

1–22; Belting H. The Image and its Public in the Middle Ages. Form and Function of Early Paintings of the Passion. N.Y. 1990 p. 29–40. 823 Dufrenne S. Images du décor de la Prothèse//REB 26 (1968), p. 297–310; Simi -Lazar D. Le Christ de Pitié vivant. L’example de Kaleni//Зограф 20 (1989), p. 81–94; Velmans T. Le décordusanctuaire de l’église de Calendzikh: Queques schémas rares: la Vierge entre Pierre et Paul, la Procession des anges et le Christ de Pitié//Cah. Arch. XXXVT. (1988), p. 137–162; Mersmann W. Schmerzensmann//RBK IV (1972), col. 87–95f; Hamann- MacLean R. Grundlegung zu einer Geschichte der mittelalterlichen Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Giessen, 1976. S. 62–68; Mapkoeu M. Прилог ymuцaja канона велике суботе на иконографщу сликарства//ЗРВИ XXXVII (1998), р. 167–183; И. М. Две представе мртвог Христа у српском зидном сликарству века//ЗРВИ XXXVII (1998), р. 185–198. 824 Нами были предложены различные варианты интерпретации данной иконографии, особенно в контексте сочетания ее с образом Спаса Нерукотворного в композиции, получившей в XVI в. название «Нерыдай Мене, Мати». Доклад на эту тему был прочитан в 1994 г. на «Лазаревских чтениях» в МГУ. Его основные выводы изложены в изд.: Εικνες της Κριτικς τχνης (Απ το Χνδακα ως τη Μσχα κα την Αγα Πετροπολη). Εισαγωγ Μ. Χατζηδκης. Ηρακλεον, 1993, σ. 376–382. 825 Выдающаяся по своей полноте и глубине работа Д. Палласа, посвященная истории и ритуалам страстных служб, является также основополагающей по иконографии Akra Tapeinosis: Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi... S. 197–289. Автор, исследуя литургический статус иконы, достаточно точно предположил ее историческое происхождение, которое верно связал с влиянием страстных реликвий. 826 Датировка текста и ее связь с греческим протографом отмечена: Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Пг., 1917, т. Ш/1, с. 215. Впервые на важность этого текста для реконструкции богослужения Страстных Пятницы и Субботы в Великой Церкви обратил внимание В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 вопр. А где в Триоди Цветной упомянутые нами трипеснцы? Дело в том, что на протяжении всей книги мы их не найдем. А обнаружим их только в приложении, где говорится, что в прежних (т.е. дореформенных) триодях они предназначены были для пения на блаженнах литургии, а по нынешнему современному уставу они должны употребляться на повечериях. А поскольку повечерия на приходах не совершаются, то и трипеснцы практически выпадают из богослужения. 2 вопр. Почему она называется “Цветная”? Это название осталось от того деления, согласно которому Постная Триодь заканчивалась св. Четыредесятницей, в канун Лазаревой субботы, а все дальнейшие богослужения «носили» разные цвета (имеются в виду богослужебные облачения): от Недели ваий, Страстной седмицы и всего последующего пасхального цикла, отчего и получили название Триоди Цветной. Итак, в Цветной Триоди находятся все необходимые нам в дальнейшем молитвословия пасхальных богослужений и иных, следующих за ними. 3. Когда петь упомянутые нами пасхальные последования? В те же самые соответствующие богослужениям суточного круга промежутки времени, которые мы с вами обсуждали на 7ом занятии. Только вместо третьего, шестого, девятого часов, а также повечерия и полунощницы вы поете, так называемый, пасхальный час. Хотя более точно его лучше называть “вместочасием”. А вместо Утрени и Вечерни (или утренних и вечерних молитв) вы пока можете совершать соответственно утром — пасхальный канон, а вечером – петь пасхальные стихиры. Найти их можно в той же Триоди или в молитвословах. Итак, радуяся и торжествуя во Христе, упражняйтесь в означенных нами пениях и песнех духовных, поминая, что ПАСХА НАША – ХРИСТОС! Не прощаюсь с вами. До скорой встречи! Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 237  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек

http://azbyka.ru/video/18-pashalnye-moli...

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы ). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение ). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей . Великий покаянный канон Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста). Страстная седмица С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота ). Пасхальное богослужение

http://pravenc.ru/text/165231.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010