Нужно, однако, заметить, что и это училище лишь в малой мере удовлетворяет широкой потребности, ощущаемой в Константинопольском патриархате — иметь более или менее образованных пастырей Церкви… .    Немного пользы извлекает Константинопольский патриархат и от учебных заведений, находящихся в Греческом королевстве. Несмотря на то, что Эллада уже давно освобождена от турецкого ига, на которое обыкновенно ссылаются греки в извинение своего малого духовного развития, эта страна весьма мало делает для религиозно-умственного подъема не только греков, подчиненных Турции, но и для своих соотечественников. Первое место между учреждениями, которые должны быть полезны для насаждения и развития богословской науки в Греческом королевстве, занимает богословский факультет, открытый при Афинском университете в 1837 г. Но, к сожалению, этот факультет не оправдывает даже и самых малых надежд, возлагаемых на него. Афинский университет организован несколько иначе, чем наши университеты. Курсы в этом университете делятся на две части: на курсы общие, обязательные для всех студентов без исключения, и на курсы специальные, приноровленные к потребностям каждого факультета в отдельности. Курсы общие составляют следующие науки: всеобщая история, элементарная математика, естественная история, экспериментальная физика, элементарная химия, фармацевтическая (?) химия (6 наук). 226 Обязательность для всех студентов слушать общие курсы мы считаем прекрасным правилом. Но, увы, в Афинском университете эти курсы могут приносить для студентов вообще, а для богословов в частности, неисчислимый вред. Дело в том, что профессора Афинского университета стяжали себе нелестную славу безбожников и нигилистов. Уже в 1840 г. один из профессоров университета счел долгом в актовой речи защитить коллегию профессоров от упрека в проповедовании безбожия и повел дело так искусно, что больше оправдывал безбожие, чем опровергал его, и при этом смелой рукой касался почти всех догматов христианской веры. В числе гостей на акте были и члены Афинского синода, которые молча слушали оратора, склонив свои головы, чтобы не подать повода к беспорядкам в многочисленном собрании. 227 А вот другой факт, тоже характеристический, относящийся к недавнему прошлому (к 1895 г.). Один афинский студент окончил жизнь самоубийством. Устроились гражданские похороны. Перед раскрытой могилой выступил с речью товарищ покойного и в потрясающих чертах описал, чему их учат в университете те профессора, которые присутствовали тут же. «Вера — ничто, отечество — ничто, душа — ничто, любовь к родителям — ничто. Он не самоубийца, — говорил оратор о трагически погибшем юноше, — он убит, и убит теми, кто научил нас презирать веру и все». Смелого студента, конечно, исключили, а профессора… остались. 228 Чему могут учиться у таких профессоров студенты богословского факультета, обязательно слушая у них общие курсы, мы не можем себе представить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Епископ Ириней передал гостям приглашения принять участие в торжествах по случаю 90-летия православного богословского факультета Белградского университета, которые пройдут 15-16 декабря 2010 года в Белграде. Болонский процесс и система богословского образования Сербской Православной Церкви 29 ноября делегация посетила богословский факультет Афинского университета. В зале совещаний Общего собрания факультета прошла встреча с профессором Константином Деликонстантисом, профессором архимандритом Николаем (Иоаннидисом), который также является директором Высшей богословской академии в Афинах, и архимандритом Григорием (Папатомасом). Участники встречи обсудили современное положение богословского образования в Элладской Православной Церкви и особенности государственно-церковного взаимодействия в области образования. Особое внимание было уделено проблеме внедрения норм Болонского процесса в систему высшего образования Греции. Состоялся обмен мнениями о путях решении задач, стоящих перед духовным образованием Русской и Элладской Православных Церквей, и о возможном сотрудничестве двух Церквей в сфере образования. Гости осмотрели здание факультета, посетили библиотеку и ознакомились с новыми научными изданиями. Во время встречи со студентами глава делегации архимандрит Кирилл (Говорун) рассказал о реформе духовного образования, осуществляемой в Русской Православной Церкви. 30 ноября делегация посетила богословский факультет Фессалоникийского университета, где провела встречу с председателем богословского отделения факультета профессором Димитрием Таймакисом и профессором Никосом Майорусом. Профессор Н. Майорус, являющийся координатором программы Tuning в Греции, подробно рассказал о тех европейских программах, в которых участвует богословский факультет Фессалоникийского университета. Болонский процесс и система богословского образования Элладской Православной Церкви 1 декабря делегация духовных академий Русской Православной Церкви посетила богословские факультеты Софийского и Великотырновского университетов.

http://patriarchia.ru/db/text/1333914.ht...

Официальный веб-сайт «кирико-матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции 740 (на греческом, английском и частично на русском и сербском языках): «ΓΝΗΣΙΑ ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑ» http://ww.churchgoc.org/   227 Καραμτσος-Гαμβρουλας Σταρος. Η ’αγωνα ’εν τω κπω Гεθσημαν … Σ. 111–112; Lardas D. George. Op. cit.– Р. 45; Ambrose, bishop of Memhoni. The Old Calendar Greek Church … P. 21. 229 Lardas D. George. Op. cit.– Р. 34; Ambrose, bishop of Memhoni. The Old Calendar Greek Church … P. 22. 230 Род. в 1860 г. Доктор богословия Афинского университета. В сане пресвитера нес послушание проповедника в нескольких епархиях Элладской Церкви. В 1907 г. рукоположен во епископа Димитриадского (Μητροπολτης Δημητριδος Γερμανς Μαυρομμτης/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс].– 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007.). 231 Род. в 1870 г. В 1901 г. окончил богословскую школу на острове Халки, после чего был рукоположен во диакона и пресвитера. Некоторое время нес послушание Генерального Секретаря Константинопольской Патриархии. В 1908 г. рукоположен во епископа Имврийского. В 1912–1924 гг. митрополит Пелагонисский, а с 1924 г. митрополит Флоринский (Ambrose, bishop of Methoni. Blessed Metropolitan Chrysostomos. A Short Life/The Old Calendar Orthodox Church of Greece.– Etna, California: CTOS, 1994.– Р. 94–96.). 232 Lardas D. George. Op. cit.– Р. 33; Ambrose, bishop of Memhoni. The Old Calendar Greek Church … P. 22; Καραμτσος-Гαμβρουλας Σταρος. Η ’αγωνα ’εν τω κπω Гεθσημαν … Σ. 115–116. 238 Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. Ιστορικ κα κανονικ… Σ. 241; Lardas D. George. Op. cit.– Р. 34. 243 Род. в 1864 г. Окончил факультет теологии Афинского университета. Будучи священником, являлся духовником королевы Греции Ольги. (Επσκοπος Κυκλδων Γερμανς Βαρυκπουλος/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007.) 244 Род.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады (Лиапис Иоаннис) Дата рождения: 10 марта 1938 г. Дата хиротонии: 4 октября 1981 г. Дата пострига: 3 декабря 1967 г. Страна: Греция Биография: Родился 10 марта 1938 г. в местечке Инофита в Беотии. Окончил философский и богословский факультеты Афинского университета в 1967 г.; аспирантуры Грацского (Австрия), Регенсбургского и Мюнхенского университетов. Некоторое время работал в Афинском археологическом обществе. 3 декабря 1967 г. принял монашеский постриг с именем Иероним и был рукоположен во диакона, а спустя 10 месяцев — во иерея, возведен в сан архимандрита. Протосингел Фивейской и Левадийской митрополии (1967-78), настоятель монастырей Преображенского Сагмата (1971-77) и преподобного Луки (1977-81), Генеральный секретарь Священного Синода Элладской Церкви (1978-81). Архиерейская хиротония состоялась 4 октября 1981 г. Состоял членом Синодальных комиссий: стипендиальной, по церковному образованию, по церковной собственности, по связям Церкви и государства. Исполнял обязанности помощника главного редактора радиостанции Элладской Церкви. До избрания на Архиепископский престол возглавлял Фивейскую и Левадийскую митрополию Элладской Церкви. В 1998 г. выдвигал свою кандидатуру на выборах Предстоятеля Элладской Церкви, но с разницей в несколько голосов уступил будущему Архиепископу Христодулу . 7 февраля 2008 г., после кончины Архиепископа Афинского Христодула, в Благовещенском кафедральном соборе Афин, состоялись выборы нового Предстоятеля Элладской Церкви. Во втором туре голосования Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады был избран митрополит Иероним, получивший 45 из 74 голосов митрополитов-выборщиков. Интронизация нового Предстоятеля Элладской Православной Церкви состоялась 16 февраля. Автор многих статей, исследований и трудов по богословской, социальной и исторической тематике. За книгу «Средневековые памятники Эвбеи» в 1970 г. был награжден премией Афинской академии наук. Почетный доктор медицинского факультета университета Крайова (Румыния) и президент Греческого кардиологического общества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245736...

Между тем духовенство элладское, со стороны образования, находилось в жалком положении. He все духовные умели и писать, не говоря уже о других знаниях. В правление Каподистрии приняты были некоторые меры к улучшению положения духовенства с этой стороны; но частью по продолжавшимся еще смутным обстоятельствам политическим, а главное потому, что еще не составилось высшее церковное управление в освобожденной стране, меры эти не имели ожидаемого успеха. Собственно для духовного образования открыта была в 1880 г. семинария на острове Паросе, в монастыре Живоносного Источника. Целью этой школы было главным образом приготовить служителей Церкви. Но это заведение впоследствии было совершенно забыто правительством; назначенные на содержание его доходы были расхищены, и таким образом оно прекратило свое существование в 1832 году. По прибытии в Грецию королевского правительства и учреждении синода обращено было внимание и на образование духовенства. Лучшей и благотворнейшей мерой для этой цели долженствовало быть предположенное новым правительством основание богословского факультета и духовной семииарии, которая должна была быть соединена с ним. Открытие афинского университета и богословского при нем факультета последовало в 1837 г. Первыми профессорами богословского факультета назначены были: иеромонах Феоклид Фармакид, бывший вместе и секретарем синода, мирянин Кондогони и архимандрит Мисаил Апостолид. Уже самый выбор этих профессоров мало мог внушать доверия к учрежденному при Афинском университете богословскому факультету. Один из них, Фармакид, усвоил себе протестантские идеи, отвергал авторитет вселенских соборов и апостольских правил, не признавал монашества, почитания икон и т. д. Вообще богословский факультет Афинского уиниверситета был построен по образцу немецких университетов, не только по внешнему своему виду, но и по внутреннему. He удивительно поэтому, что он не только не мог охранять православие от лютеранских и кальвинистических мнений, рассееваемых западными миссионерами, но даже еще сам поддерживал эти мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

156 В 1923 году каноничность англиканской иерархии признали Кипрская и Иерусалимская Православные Церкви. 157 Булгаков Сергий, протоиерей. Из дневника//Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк-Москва, 1979. 130. С. 267. 161 Заявление Священного Синода РПЦ МП о ситуации в Эстонии//Информационный бюллетень. 2000. 11. С. 10. 162 Σωφρνιος Г Μιχαηλδης, ερομναχος. Μελτιος Μεταξκης... Σ. 158; Ветошников Константин. Указ. Соч. С. 53. 171 Петлюченко Виктор, священник. История Элладской Церкви в ΧIΧ и первой половине XX столетия: курсовое сочинение. Загорск, 1969. С. 161. 172 Родился в 1868 году. Образование получал в Константинопольской Духовной Семинарии, Патриаршей Богословской Школе Честного Креста в Иерусалиме, Смирнской Евангельской Школе, богословском факультете Афинского Университета, Духовных Академиях Киева и Санкт-Петербурга, В 1895 году назначен преподавателем Иерусалимской Богословской Школы Честного Креста, которую возглавил в 1899 году, В 1900 году был рукоположен во диакона и пресвитера. В 1909 году вступил в клир Александрийского Патриархата. В 1910 году удостоен титула почётного доктора богословского факультета Афинского Университета. В 1911–1914 годы являлся ректором Афинской Духовной Семинарии «Ризарион». В 1914 году, после присвоения учёного звания профессора, он получил назначение на преподавание в Афинский Университет. Архиепископом Афинским и всея Эллады избран 8 марта 1923 года. Автор двух проектов нового Церковного Устава (1923 и 1932 годов). Член Афинской Академии Наук. Автор более 500 научных исследований в области богословия, апологетики, гражданской и церковной истории. Скончался в 1938 году. 173 λευθριος Гκοντζδης. Τ κνημα τν μητροπολιτν κατ τς κκλησας τς λλδος (Γ.Ο.Χ.) θναι, 1999. Σ. 10; Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. στορικ κα κανονικ Σ. 76, 95–99. 177 λευθριος Гκοντζδης. Τ κνημα τν μητροπολιτν... Σ. 10; Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 108–110. Читать далее Источник: Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008)/А.В. Слесарев. - Москва : Изд. Крутицкого подворья Общ-во любителей церковной истории, 2009. - 520 с. (Материалы по истории церкви. Кн. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свое время каноник д-р Дж. Дуглас (которого Глубоковский признавал «лучшим знатоком православия») характеризовал Глубоковского как одного из лидеров «самой строго консервативной школы новейшего православного богословия» 3333 . Своими выступлениями и статьями по вопросам межцерковного соединения Глубоковский вполне подтвердил такую характеристику. В 1933 г. в издательстве YMCA вышел сборник «Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании». В него вошли статьи о. С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева , А. В. Карташева , о. В. В. Зеньковского , архиепископа Гелиопольского Геннадия, митрополита Буковины Нектария (Колтарчука), профессора Богословского факультета Афинского университета Г. Аливизатоса, декана Богословского факультета Софийского университета протопресвитера С. Цанкова. С большинством участников сборника Николай Никанорович был хорошо знаком; тем не менее, в сборнике не было статьи самого Глубоковского – наиболее авторитетного эксперта в области межцерковных отношений и профессора, принимавшего довольно близкое участие в научной и церковно-общественной жизни Свято-Сергиевского Православного Богословского Института. Факт этот обращает на себя внимание. Еще в очерке «Православие по его существу» (1913 г.) Глубоковский утверждал: «...По своему внутреннему упованию Православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а собственно в качестве целого по сравнению с частями (...). По таким своим качествам православие не вытесняет другие исповедания, захватывая у них принадлежащие места, но лишь срастворяет их в себе постольку, поскольку наравне с ними само поглощается в божественном океане возрождающей, спасающей и животворящей благодати Христовой» 3334 . Глубоковский исходил из того, что вопрос о христианском междуцерковном единении принадлежит к самой сущности православия, в котором сохраняемая истина «тождественна с божественным Христовым Евангелием и как таковая есть, безусловно, полная и всеобъемлющая для всех христианских общин в целом мире» 3335 . Поэтому в православии «эссенциально» присутствует потребность к стремлению действительно объединить в себе и через себя всяческие христианские разделения и вероисповедные отражения. Определяя пути достижения реального единения, Глубоковский столь же резко высказывался против различных вероисповедных обособлений, ослабляющих христианскую энергию и являющихся «соблазном для внешних», когда «светлая несшитая риза Христа раздирается на куски от взаимной полемики и прозелитических покушений» 3336 , когда члены одного вероисповедания всеми средствами стремятся перетянуть членов другого вероисповедания на свою сторону (полностью отклоняя подобные проявления в православии, как «эссенциально» чуждые).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Если до революции 1821 г. в Греции богословие на высшем уровне преподавали, по крайней мере, сорок преподавателей, то после обретения независимости высшие учебные заведения были понижены в статусе и получили название «гимназии». Единственным богословским учебным заведением высшего уровня стал богословский факультет Афинского университета (с 1837 г.) – колыбель греческого школьного богословия, где оно постепенно оформилось в научную дисциплину. Организация первого после освобождения от османского владычества греческого университета была связана с деятельностью баварцев из свиты короля Оттона. В образовательной сфере у них был свой идеал и образец – их собственное национальное государство 234 . Богословский факультет поделили на кафедры и отделения, ориентируясь на структуру университетских факультетов в Германии с их схоластической направленностью. Взгляд на богословие как на самостоятельную рациональную науку вполне соответствовал духу эпохи. Влияние протестантского и католического мировоззрения в греческих землях в этот период было существенным. Кроме того, позитивизм и рационализм проникали в Грецию вместе с идеологией Просвещения. В первые несколько десятилетий на богословском факультете числилось всего три преподавателя. Феоклит Фармакидис 235 , исполнявший обязанности секретаря Священного Синода, никогда лично не преподавал, Михаил Апостолидис очень редко проводил занятия со студентами, поскольку был также занят делами церковного управления, а позднее стал митрополитом Афинским. Весь груз ответственности лег на двадцатипятилетнего Константина Кондогониса (1812–1878). Кондогонис, фактически сформировавший характер богословского университетского образования в Греции, родился в Триесте, а высшее образование получил в Германии. Он написал несколько книг по патрологии, еврейской археологии и церковной истории, которые, однако, как и все греческое богословие этого периода, не имели существенной ценности. По словам X. Яннараса, такие работы «не интересовали даже самих их авторов» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

140 Σωφρνιος Γ. Μιχαηλδης, ιερομναχος. Ο Μελτιος Μεταξκης ς Μητροπολτης Κιτου/Εκκλησιαστικς Κρυκας. Θεολογικ Επετηρδα της Ιερς Μητροπλεως Κιτιου.– Λρνακα, 1989.– Τμоς .– Σ. 154. 151 Николаев К. Н. Положение Православной Церкви после войны/Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14–11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии.– Белград, 1939.– С. 430; Буевский А. Указ. соч.– С. 31. 154 В 1923 г. каноничность англиканской иерархии признали Кипрская и Иерусалимская Православные Церкви. 159 Заявление Священного Синода РПЦ МП о ситуации в Эстонии/Информационный бюллетень.– М.: ОВЦС МП.– 2000.– 11.– С. 10. 161 Σωφρνιος Γ. Μιχαηλδης, ιερομναχος. Ο Μελτιος Μεταξκης … Σ. 158; Ветошников Константин. Указ. соч.– С. 53. 172 Петлюченко Виктор, священник. История Элладской Церкви в XIX u nepboй половине ХХ столетия: курсовое сочинение.– Загорск, 1969.– С. 161. 174 Род. в 1868 г. Образование получал в Константинопольской Духовной Семинарии, Патриаршей Богословской Школе Честного Креста в Иерусалиме, Смирнской Евангельской Школе, богословском факультете Афинского Университета, Духовных Академиях Киева и Санкт-Петербурга. В 1895 г. назначен преподавателем Иерусалимской Богословской Школы Честного Креста, которую возглавил в 1899 г. В 1900 г. был рукоположен во диакона и пресвитера. В 1909 г. вступил в клир Александрийского Патриархата. В 1910 г. удостоен титула почетного доктора богословского факультета Афинского Университета. В 1911–1914 гг. являлся ректором Афинской Духовной Семинарии «Ризарион». В 1914 г., после присвоения ученого звания профессора, он получил назначение на преподавание в Афинский Университет. Архиепископом Афинским и всея Эллады избран 8 марта 1923 г. Автор двух проектов нового Церковного Устава (1923 г. и 1932 г.). Член Афинской Академии Наук. Автор более 500 научных исследований в области богословия, апологетики, гражданской и церковной истории. Скончался в 1938 г. (θανασπουλος Φ. Ιωννης. ρχιεπσκοπος ’Аθηνων κα πσης Ελλδος Χρυσστομος Παπαδπουλος. (1868–1938)/Δπτυχα της Εκκλησας της Ελλδος. 1998.– ’Αθηναι: ’Еκδσις Αποστολικης Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, 1997.– Σ. θ-λ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Болгарии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Софийского и Великотырновского университетов . Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Греции. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов . Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня портал публикует статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования в Сербской Православной Церкви. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Белградского университета. Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня портал публикует статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Прешовского университета .

http://bogoslov.ru/person/261580

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010