б) сотрудничество в научных исследованиях; преподаватели школ будут получать содействие в своей исследовательской деятельности и смогут разрабатывать общие исследовательские программы; —777— в) организация научных конференций и семинаров. Время от времени школы могут организовывать общие конференции по вопросам всеправославного и всехристианского значения. Также будут организовываться специальные семинары, в которых будут принимать участие учёные специалисты и аспиранты. Эти конференции и семинары будут организовываться поочерёдно обеими школами. г) обмен научными изданиями, журналами и книгами. 2) Последипломного обучения: а) обе школы имеют возможность принимать своих выпускников в аспирантуру; обладатели степени Master будут допускаться к написанию диссертации; б) со стороны Афинской богословской школы в Священный Синод будет подано предложение об обеспечении стипендиями русских студентов-аспирантов. В свою очередь, Московская духовная академия обеспечит подобные условия для греческих студентов-аспирантов; в) на ежегодные греческие конференции аспирантов будут приглашаться и студенты-аспиранты из России. Московская духовная академия берет на себя организацию подобной конференции в Москве. Богословский факультет Афинского университета исследует возможность для русских аспирантов посещать летние занятия по греческому языку в Афинском университете. Греческие студенты-аспиранты выразили желание, чтобы им в России предоставлялись аналогичные возможности. 3) Базового богословского образования: а) будет исследована возможность обмена студентами в рамках программ «Эразм» и «Сократ» (Erasmus, Socrates). Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений Декан Богословского факультета Афинского университета профессор Константин В. Скутерис —778— 2. Особые труды преподавателей Академии и Семинарии В течение года продолжалась многосторонняя работа руководства духовных школ, их профессоров и преподавателей, включавшая в себя наряду с учебными нагрузками различные сферы церковного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Вся жизнь Марка Харитоновича в Московских духовных школах была связана с пением – он преподавал церковное пение, вся его жизнь была связана с этим академическим храмом, когда он открылся, ибо здесь он управлял хором. И сейчас множество священников и диаконов, которые служат по всей земле Российской, помнят своего преподавателя и благодарны ему за те навыки в церковном пении, которые он им передал. Марк Харитонович был преподавателем, который слушал дореволюционных профессоров и явился воистину переходным мостом, связывающим эпоху современную с эпохой дореволюционной духовной школы». После чина отпевания и последнего целования гроб с телом почившего наставника в сопровождении заведующего Иконописной школой при Академии игумена Луки (Головкова), группы учащихся, родных и близких покойного был пронесён по аллее ака- —492— демического сада и установлен на закрытый катафалк, стоявший на дороге против северной стороны Успенского собора. Отсюда траурный кортеж направился на новое Сергиево-Посадское городское кладбище, где после совершения игуменом Лукой заупокойной литии останки новопреставленного раба Божия Марка обрели место своего последнего пристанища и вечного о Господе упокоения. В праздничной палате в восточной части Царских Чертогов была устроена поминальная трапеза, на которой все собравшиеся помянули Марка Харитоновича добрым словом. Вечная память новопреставленному рабу Божию Марку, честному, усердному и многолетнему труженику Московских духовных школ! Совет Московской духовной академии и семинарии 1178 См.: Повесть временных лет/Подготовка текста, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. СПб., 1996. С. 49. 1181 Речь почётного профессора Богословского факультета Афинского университета К. В. Скутериса при вручении ему диплома doctor honoris causa Московской духовной академии 21 апреля 2005 г. Перевод с новогреческого языка выполнен аспиранткой Богословского факультета Афинского университета Е. В. Жуковой под редакцией В. А. Шленова. 1182 Plat. Tim. 28с:3–5. TLG 0059/31. τν μν ον ποιητν κα πατρα τοδε το παντς ερεν τε ργον κα ερντα ες πντας δνατον λγειν... Рус. пер. цит. по: Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 469 (здесь и далее ссылки на источники выполнены редакцией журнала).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГУРИДИС САВВА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Савва Агуридис ( 1921 - 2009 ), известный библеист , профессор Нового Завета богословских факультетов Фессалоникийского и Афинского университетов. Родился в Афинах в 1921 году. В 1943 окончил богословский факультет Афинского университета . В 1954 стал магистром в Университете Дьюка, штат Каролина в США, а затем в Афинском университете. Работал в Христианском союзе молодежи (Χριστιανικ Αδελφτης Νων) и в международной общественной службе по реабилитации эмигрантов. В 1956 г. определен доцентом на кафедру Нового Завета, в последствии — почетным профессором. С 1956 по 1968 г. являлся штатным профессором богословского факультета университета Салоник, а затем Афин. В 1985 году после долговременного преподавания в университете ушел на пенсию. Состоял членом Studiorum Novi Testamenti Societas, дважды был заместителем председателя Объединенных библейских обществ, председателем Движения граждан против расизма, в течение многих лет занимал должность председателя Образовательного и Благотворительного фонда «Хлеб Жизни» и являлся одним из членов Общества православных библеистов и членом Правительственной комиссии по биоэтике. В 1996 году избран почетным магистром Университета Крайовы (Румыния). Провел множество богословских и экуменических конгрессов, участвовал во многих съездах по своей специальности, а также во всеобщих встречах центрального комитета Всемирного совета Церквей . Скончался 15 февраля 2009 года. Труды Автор множества трудов, среди которых — «Исагогика Нового Завета» (1971), «Апокрифы и псевдоэпиграфы Ветхого Завета», 1 том (1974) и 2 том (1985), «Евангелист Иоанн» (1984), Комментарии: к Нагорной Проповеди (1980), к Первому посланию к Коринфянам (1997), на Евангелие от Матфея (1991), История религии Израиля (1995) и др. Профессор Савва Агуридис также работал над переводами на греческий язык трудов выдающихся зарубежных коллег по Новому Завету и богословию в рамках фонда «Хлеб Жизни». Использованные материалы Редакция текста от: 24.02.2009 22:32:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12310.html

Студенты записываются в эту школу (факультет) одни из действительной любви к науке, а другие или потому, что вынуждены к этому какимилибо внешними побуждениями, или из желания пользоваться стипендиями из оставленных некоторыми благочестивыми людьми по завещанию капиталов; эти последние записываются в богословскую школу, а слушают лекции чаще всего в других школах (факультетах). Отсюда понятно, почему плоды богословской школы нашего университета не соответствуют надеждам Церкви и нуждам нации». 231 Некоторые русские ученые причину захудалого состояния богословского факультета в Афинах ищут в самом характере и направлении богословской науки здесь. Так, известный знаток Православного Востока нашего времени профессор А. А. Дмитриевский говорит: «Богословский факультет названного университета зачах, так сказать, с момента своего рождения на свет и в состоянии такового прозябания продолжает существовать до сего дня (1892 г.), бедный профессорами и слушателями; потому что он пришелся не по вкусу греческому юношеству (!), а это произошло оттого, что тамошние дидаскалы черпали свою мудрость не в творениях великих христианских богословов и философов, а в многотомных произведениях западных богословских мыслителей и в аудиториях германских и английских университетов». 232 Таким образом, по словам почтенного ученого, следует, что факультет не процветал оттого, что у профессоров его ум зашел за разум по причине излишнего увлечения западной наукой, а студенты не хотятде слушать таких помутившихся рассудком профессоров. Но на самом деле ничего такого не было. На причину захудалости факультета отчасти указывает вышеупомянутый доклад Германа. Эта причина много проще и не выходит из ряда обыкновенных. Ее вполне удовлетворительно разъясняет один очень внимательный наблюдатель именно афинской жизни. Он пишет: «Богословский факультет в Афинах находится совсем в забросе и не может никакими силами выпросить себе денег у правительства на открытие новых кафедр. Нужно выпрашивать, вымаливать денег у парламентского большинства, но оно спокойно готово тратить миллионы на жалованье чиновникам, но ни гроша не дает для Церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

1134 Мало, очень мало! Любопытный вопрос: поступают ли и сколько поступают в Афинский богословский факультет Греков, подчиненных турецкой власти, и в частности из Константинопольского патриархата, – но для решения его мы не располагаем данными. Тем не менее мы считаем невероятными чтобы из числа 2.518 слушателей (в течение 1837–77 г.), прибывших учиться сюда и принадлежащих к поданным турецкой власти, совсем не было таких лиц, которые записались бы на богословский факультет. Но во всяком случае, по уверению А.А. Дмитриевского , воспитанники Халкинской школы на богословский факультет в Афинах нейдут. Он говорит: «часть воспитанников Халкинской школы по окончании курса, (разумеются, не имеющие свящ. сана), снимая с себя риски и камилавки, именуемые скуфами, подстригают себе волосы и поступают на все факультеты Афинского университета, кроме факультета богословского». 1135 Впрочем, оставляем это известие на ответственности нашего востоковеда… Историки греческой церкви, когда сообщают сведения о богословском афинском факультете, то непременно при этом упоминают о Ризариевской школе или гимназии, находящейся в Афинах. Что это за школа, и какое отношение —69— она имеет к богословской науке и духовным интересами? Ризариевская гимназия, по мысли ее основателей – Греков, братьев Ризариев, должна была сделаться чем-то в роде духовной семинарии в Афинах. Обладая большим капиталом и желая помочь духовному образованию в греческом королевстве, они, по завещанию, отказали свои богатства на устроение школы в Афинах, которая должна была обучать и воспитывать юношей, имеющих в виду сделаться впоследствии священниками в Греции. Некоторые из воспитанников должны были и содержание получать от школы же, в качестве пансионеров. Ризариевская школа открыта в 1844 году. 1136 Имеет 6 классов, в которых проходятся следующая науки: 1) Греческий и латинский языки, 2) История и география, 3) математика, 4) физика, 5) элементарная философия, 6) французский язык, 7) христианская нравственность, 8) катехизис, 9) свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С начала XX в. в греческой историографии формируется обобщающая концепция. Она не только примиряет все периоды греческой истории, подчеркивая их положительные стороны, но и ставит в один ряд всех деятелей, в той или иной мере способствовавших национальному возрождению 242 . Несмотря на то, что во многом взгляды этих исторических персонажей прямо противоречили друг другу, концепция постепенно получала все более широкое распространение 243 . Она стала официальной доктриной греческого государства, стремившегося к примирению различных точек зрения, и была поддержана такими известными учеными, как А. Вакалопулос 244 , К. Димарас 245 , Н. Своронос и П. Китромилидис. Особо следует отметить многотомный коллективный труд «История греческой нации» 246 – значительное научное явление в греческой историографии XX в. В первые сто лет существования богословского отделения Афинского университета все преподаватели, получавшие сюда назначение, имели за плечами аспирантуры различных немецких университетов 247 . Там они изучали схоластику и западные догматические системы, что накладывало неизгладимый отпечаток на их богословие 248 . Панайотису Христу принадлежат замечательные слова: «Греческое богословие с самого момента своего переформирования в начале XIX в. оказалось в трагической ситуации. Его сердце было погружено в православие, ум устремлен к протестантизму, а метод основан на схоластике. Поэтому оно не смогло найти своей самобытности и самостоятельности» 249 . «Это было время богословия руководств, панегириков... брошюр и популяризаторских толкований» 250 , серьезные труды практически отсутствовали. Самый характерный представитель новогреческого школьного богословия первой половины XX в. – Христос Андруцос (1869–1935). Один из известнейших ученых своего времени, он с 1911 по 1935 г. был профессором богословского факультета Афинского университета, где возглавил кафедру догматики. Его главный труд, «Догматика Восточной Православной Церкви» (1-е изд. – 1907), безусловно, был продуктом своего времени. Андруцос подходил к догматам исключительно с рациональными критериями и полагал, что они «носят не эмпирический, а идеологический характер» 251 . Даже современники и соратники Андруцоса Д. Баланос 252 и П. Брациотис 253 обвиняли его в приверженности католическим моделям. X. Яннарас говорил уже не об отдельных заимствованиях, а о переносе западного образа мысли на восточную почву 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

профессор Христос Яннарас (10.04.1935) Догматическое богословие Религиозно-философские труды Священное Писание Ветхого Завета Философия Аудиокниги профессор Христос Яннарас Известный греческий философ, богослов,  профессор афинского Института политических наук и международных исследований. Биография Греч. Χρστος Γιανναρς родился в 1935 г. В юности получил надлежащее образование. В возрасте 19-ти лет предался глубокому изучению богословия: в период с 1954 по 1958 гг. изучал теологию в Афинском университете. В это же время примкнул к членству братства «Зои». В 60-х гг., желая внутреннего реформирования братства, но не видя возможности осуществления желаемых реформ, Х. Яннарас принял решение покинуть ряды «Зои». В 1964 г. он перебрался на Запад с целью дальнейшего образования. С 1965 по 1967 г. изучал философию в университете города Бонна. В период с 1968 по 1970 трудился над докторской диссертацией в Париже, защита которой, впоследствии, состоялась в Сорбонне. После этого он работал в Париже, в Женеве, в должности профессора теологии, в продолжении четырех лет, а затем на Крите, на философском факультете местного университета. За годы своей философской и богословской деятельности Х. Яннарас заслужил признание в научном мире; вот лишь некоторый перечень его достижений — профессор философии афинского Института политических наук и международных исследований, член Международной академии религиозных исследований, обладатель звания почётного доктора Белградского университета, обладатель степени доктора философских наук университета «Сорбонна», а также духовной школы Университета Аристотеля в Салониках. Многие исследователи, и среди них российские, отзываются о Х. Яннарасе как о большом православном мыслителе, однако в действительности далеко не все его взгляды, мысли и выражения отвечают жестким требованиям ортодоксальности. Например, утверждение о том, что в результате грехопадения прародителей «природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя» нельзя назвать догматически точным, так как каждый человек обладает не одной дробной частью человеческой природы, а природой в полноте (в противном случае следовало бы признать, что все мы — не люди, а недочеловеки, не единосущны Христу, Который, как известно, — Совершенный Бог и Совершенный Человек). Ряд критиков видят в его творчестве очертания чрезмерных экуменических устремлений (в данном случае имеется в виду экуменизм как движение, направленное на соединение Церквей не на основе Православия, а на основе некоего компромиссного консенсуса). В богословских работах Х. Яннараса содержится множество светлых мыслей и идей. Но всё же их следует читать с рассуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

Повторяю, мы абсолютно уверены, что ни один из иерархов Элладской Церкви не принадлежит к масонству. Но даже если бы принадлежал, то масоны, вместо того чтобы гордиться этим, должны были бы стыдиться. Далее в своей статье г-н Дзазопулос говорит о суждении, высказанном относительно масонства в докладной записке богословского факультета Афинского университета, поданной в Священный Синод в 1963 году и делает следующий вывод: «Странно в данном случае то, что хотя Священный Синод и обратился с просьбой к богословскому факультету дать соответствующее заключение, дабы на основании его 58 , как сказано в письме Синода, обозначить позицию Церкви, однако совершенно не принял это заключение к сведению, по взял за руководство мнение одного единственного человека, оказавшегося в меньшинстве» (стр. 51). Но в том не виноваты ни Священный Синод, ни «оказавшийся в меньшинстве» человек. Виновато большинство преподавателей богословского факультета, не сумевших обосновать свои взгляды так, чтобы они были приняты. Кроме того, никто и не может заставить Священный Синод следовать мнению богословского факультета. Если бы было так, то Церковью управляла бы не иерархия, но собрание мирян, преподавателей богословского факультета. Богословские школы лишь высказывают своё мнение иерархии, но судить и принимать решение может только священноначалие Церкви. И не надо забывать того, что в числе иерархов, осудивших масонство, были люди, имеющие очень серьёзное богословское образование (как, например, архиепископ Афинский Хризостом, Кассандрийский митрополит Ириней, Кифирский Дорофей (впоследствии Афинский архиепископ), Мессинийский Поликарп, Фессалиотидский Иезекииль и другие), по уровню ничуть не ниже образования университетских профессоров. Далее в статье приводятся отрывки публикаций профессора Баланоса, вероятно, для того чтобы убедительнее звучали те богохульные и оскорбительные высказывания в адрес христианства, которые были написаны в слове на кончину патриарха Василия, прокомментированном нами выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Что сие было так, доказывает настоящий диплом, заверенный не только печатями Университета и факультета, но также ректора и декана подписями. Ректор К. Дилиянис (подпись) Декан П. Павлидис (подпись) Секретарь Г. Канелидис (подпись)». Чем в ту пору был университетский диплом для сорокалетнего уроженца Восточной Фракии, показывают сведения, почерпнутые из архива Национального университета и других источников. В 1837–1887 годах, то есть за пятьдесят лет, на богословский факультет Афинского университета было зачислено в общей сложности лишь 392 студента. Одновременно с Нектарием Кефаласом там обучалось: в 1881/1882-м учебном году – пятнадцать студентов первого года обучения, в 1882/1883-м – шесть, в 1883/1884-м – семь и в 1884/1885-м – пять. По окончании университетского курса студенты большей часью не являлись на дипломные испытания, но получали свидетельство с указанием срока обучения, прилежания, поведения и перечислением прослушанных дисциплин, а некоторые, если и приходили экзаменоваться, то удостаивались, как правило, низкой оценки и звания «окончивших». С 1837 (год основания факультета) по 1856 год не выдано ни одного диплома; при этом за пятьдесят лет, с 1837 и по 1887 год, курс богословского факультета прослушали 72 студента (лиценциатов и «окончивших»). Первый диплом был вручен в 1857 году русскому, уроженцу Киева И. Ницискому 65 , второй в 1863 году – греку К. Несторидису. В 1882/1883-м учебном году получили диплом семь студентов, в 1883/1884-м – шесть, в 1884/1884-м – трое. С 1863 по 1907 год на богословском факультете выданы лишь дипломы лиценциата, равнозначные магистерскому диплому других факультетов. В результате дипломных испытаний 1885/1886-го, которые прошел и сам иеродиакон Нектарий, диплом лиценциата получили только семь студентов при трех «окончивших». От юности питавший любовь к знаниям, святой Нектарий в университете, если не раньше, начал изучать французский язык, которым со временем вполне овладел, о чем свидетельствуют тексты некоторых его писем и целый ряд франкоязычных книг из библиотеки, завещанной им Свято-Троицкому монастырю на Эгине 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Иероним (1967-1973) — сын моряка, родился на острове Тинос в 1905 году. Воспитывался своей благочестивой матерью, которая, оставшись вдовой (ее муж умер за шесть месяцев до рождения ребенка), всецело посвятила себя сыну. После отличного окончания Ризарьевской школы он в 1924 году поступил на Богословский факультет Афинского университета, по окончании его получил диплом с отличием. Затем учился в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде, где встретился с римокатолическим, реформатским, старокатолическим и англиканским исповеданиями и ознакомился с методикой европейского научного богословия. На родине его научное образование завершилось получением степени доктора богословия в 1940 году на Богословском факультете Афинского университета. В том же году был рукоположен Архиепископом Афинским Хрисанфом во священника (в диакона рукоположен в 1939 году), назначен секретарем Священного Синода и издателем официального органа Греческой Церкви «Екклисия». От этих должностей он был отстранен оккупационным правительством в ноябре 1941 года. Еще до начала греко-итальянской войны он разработал проект создания организации церковного содействия борющемуся народу, что и предложил на усмотрение Архиепископа Хрисанфа. Последний поручил ему создать организацию Заботы о воине, которая потом превратилась в Национальную Организацию Христианской солидарности. В годы оккупации он содействовал открытию столовых, оказывал духовную и материальную помощь больным, бедным, сиротам. После освобождения Греции от оккупантов Иероним оказал услуги своему отечеству и Церкви, организовав «Дема епатрисму» («Союз возвращения на родину»). Возглавлял также движение по восстановлению разрушенных храмов. В 1947 году Иероним, будучи протоиереем, был приглашен к королевскому двору и с тех пор его связала дружба с королем Павлом. В дальнейшем он воспитывал короля Константина. В 1950-1956 годах Иероним был Генеральным секретарем Комиссии Освобождения Кипра, возглавляемой Афинским Архиепископом Спиридоном. В 1959 году назначен штатным профессором Канонического права и Пастырского богословия в Салоникском университете, сохранив вместе с тем должность дворцового протоиерея. С 1952 года являлся членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей и других его комитетов, активным экуменическим деятелем, что особенно отличало его от предшественника — Архиепископа Хризостома.

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010