(к истории раннего Слова святителя Филарета в Великий пяток 1806 года) У всякого погружающегося в изучение богословского наследия святителя Филарета рано или поздно возникает вопрос: откуда «все сие» у сына коломенского диакона, обучавшегося в старой русской духовной школе, схоластические недостатки которой давно уже и строго осуждены XX веком? Что в русской жизни породило этот свойственный, скорее, церкви греческой тип «святого философа-богослова»? Кто был его духовным водителем и старцем? Где тот достойный его предшественник, например на заветы которого мог бы он опереться, начиная собственный путь? И первый, к кому обращается мысль в поисках ответа на эти и подобные вопросы, будет, конечно же, не кто иной, как митрополит Платон, так проницательно и скоро оценивший своего юного ученика. Сопоставление личностей двух великих иерархов не ново. Еще до революции на эту тему написаны были статьи А. А. Беляева «Платон и Филарет» 1 и В.П. Виноградова «Платон и Филарет, Митрополиты Московские: сравнительная характеристика их нравственного облика» 2 . Обе, хотя в них и не затрагивались богословские вопросы, ясно свидетельствуют, что уже ближайшим потомкам очевидна была из ряда вон выходящая значимость обоих святителей, и нельзя не согласиться с мнением В.П. Виноградова , что «Платон и Филарет учитель и ученик, это как бы два великих солнца, пред которыми все другие деятели церковной истории нового времени только лишь звезды... Куда бы вы не обратили свой взор в современном строе русской церковной жизни, всюду и везде вы встретитесь с делом жизни Платона или Филарета, или обоих вместе... Попробуйте разобрать по ее составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, наличный церковный строй и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета. дело Платона и Филарета лежит всюду краеугольным камнем» 3 . Этой же теме 35 лет назад посвятил свой доклад на филаретовском вечере в Троице-Сергиевой Лавре Патриарх Алексий I. Отметив сходство «направления духовной жизни» обоих святителей, он закончил свое выступление пожеланием, чтобы написано было сочинение, «в котором бы раскрылись… узы духовного родства, положившие печать на их церковную деятельность и на все дела жизни их» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Л. Анисов XII глава В Тверь, на кафедру, 33-летний архиепископ Платон смог прибыть не сразу. Задержали дела в Синоде и при дворе. В июне 1773 года в Гатчине Екатерина встречала невесту Павла Петровича – Гессен-Дармштадтскую принцессу Вильгельмину. Тогда же впервые наследник русского престола увидел свою избранницу. Архиепископ Платон был избран в законоучители невесте великого князя Павла Петровича. Того пожелали принцесса и ее мать, читавшие в немецком переводе его «Богословие». Хотя архиепископ Платон по тогдашним обстоятельствам и уклонялся от этой должности, но должен был уступить просьбе наследника Павла Петровича и убеждениям матери Вильгельмины 100 . – Я не польстилась бы на все царства мира, – сказала она ему, – когда бы не уверена была, что дочь моя спасется и в этом законе, как христианском, если только пребудет добродетельною. Но более всего владыку Платона склонило к принятию решения то обстоятельство, что он видел искреннее расположение к православной вере в принцессе. Архиепископ Тверской взялся подготавливать ее, родившуюся в лютеранском исповедании, к принятию Православия. 15 августа 1773 года владыка торжественно совершил священный обряд присоединения невесты наследника к Греко-Российской Церкви, приобщив принцессу Вильгельмину (после миропомазания она была наречена Наталией Алексеевной) Святых Христовых Таин и сказав ей приветственную речь. Почтительная к своему наставнику принцесса избрала его своим духовником и с той поры почитала его своим другом 101 . Бракосочетание наследника престола, состоявшееся в воскресенье 29 сентября 1773 года, было окончанием его богословского учения, и законоучитель за свои уроки, продолжавшиеся десять лет, награжден был пенсионом в 1000 рублей. Вслед за тем он отправился в свою епархию, которой до того времени управлял из Петербурга и редко из Твери – во время коротких наездов. Забегая вперед, скажем, Тверскую кафедру архиепископ Платон занимал четыре с небольшим года. И в этот период большую часть времени он жил в Петербурге, посещая тверскую паству только в периоды отпусков. Их он имел два: первый – в 1771 году, а второй – в 1774–1775 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

I. Paбcmbo и свобода I В дни тяжёлой войны с озверевшей Германией настойчиво заговорили у нас о засилье немцев во всех уголках русской культуры. Заговорили и о засилье немцев в русском богословии. Недавно заговорили, а теперь это уже мода. Началось, кажется, с газеты Киев (1914 Неметчина в духовных академиях). Скоро отозвался проф. Бронзов – один из почтенных представителей современного богословия, специалист, можно сказать, столп и утверждение нравственно-богословской кафедры – статьями в Церковном Вестнике (1914 Гипноз бесчестных и позорных варваров и в «органе» Колокол В плену у немцев (1915 г. и 2632). Напомнил о себе, также в Церковном вестнике (1914 статьёй Немецкое влияние в Богословской науке П. Никольский . Не умедлил откликнуться всюду известный и всюду поспевающий прот. П.Я. Светлов, богослов – борец на четыре фронта, в том же Церковном Вестнике 1915 писанием Вопрос о неметчине в русском богословии. Проф. прот. А.М. Клитин, обиженный Московской Академией, лучше сказать, Синодом, отказавшим ему в степени доктора богословия, нашёл своевременным прочитать реферат «в собрании Русского Братства законоучителей в покоях Его Высокопреосвященства Назария, Архиепископа Херсонского и Одесского, и в присутствии Преосвященного Алексия, Епископа Николаевского», реферат на тему Немецкое направление Православного Русского Богословия и предал его тиснению на собственный кошт – в виде брошюры под тем же заглавием. В одной из академий была произнесена, за обеденным столом, речь с проклятиями прошлому русского богословия и с упованиями на его будущее. Что-то подобное было и в других академиях. Статья проф. Бронзова В плену у немцев (Колокол 1915 и 2632) богата фактическими указаниями из истории нравственного богословия. «В 18 веке образцами для русских богословов-моралистов были: Баумейстер, Брейтгаупт, Цуфендорф, Буддей, Миллер, Шуберт, Гергард, Голлазий, Квенштедт и другие. Феофан Прокопович руководствовался Гергардом, Квенштедтом, Голлазием. Платон Левшин писал под влиянием Квенштедта. Феофилакт Горский следовал Шуберту, Миллеру, Буддею, Брейтгаупту. Мефодий Смирнов воспроизводил Брейтгаупта, Голлазия. Иннокентий Пензенский следовал Буддею, Мозгейму, Рамбаху. Платон Казанский стоял под влиянием Рейбергера. Иннокентий Херсонский зависел от Буддея, Рейнгарда. Иоанн Смоленский передавал Штапфа. Паисий Пылаев – Гиршера. Платон Фивейский копировал Штапфа. Филарет Филаретов следовал Де-Ветте. Система Солярского написана под влиянием Риглера, Штапфа, Шрейбера. Лучшая русская система «научная», принадлежащая незабвенному о И.Л. Янышеву, носит яснейшие следы влияния на неё немцев. Вуттке, Хр. Пальмера, Биттнера, Мартенсена. Проф. М. А. Олесницкий был проникнут глубоким расположением к немцам»...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 26.11.1787, Сергиевский посад Московской губ.- 17.09.1856, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Род. в семье священника Успенской ц. при Троице-Сергиевой лавре с. Клементьева (с 1782 в составе Сергиевского посада) Стефана Алексеева († 17 мая 1806), служившего в Клементьеве с нояб. 1786 г., и его супруги Ксении Григорьевой († 10 янв. 1831). Крещен 4 дек. 1787 г., восприемниками были дед Н., священник Покровской ц. с. Заболотья Переславской епархии Григорий Иванов, и Екатерина Фёдорова, жена диакона Сергиевской ц. в Рогожской слободе Михаила Григорьева - брата матери Н. 2 сент. 1797 г. С. Алексеев подал прошение в семинарскую контору Свято-Троицкой лавры о принятии 9-летнего сына «по фамилии Клементьевского» для обучения «свободным наукам» на свое содержание. К тому времени Николай умел читать и писать, знал лат. алфавит (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 2), был принят во 2-й класс («фару») Троицкой семинарии при ректоре архим. Августине (Виноградском) и префекте архим. Моисее (Близнецове-Платонове) . Прошел полный курс за 8 лет и 4 месяца, учился географии, истории, поэзии, риторике, философии, богословию, лат. и франц. языкам, много внимания уделял рус. истории, греч. и евр. языкам. Преподавателями греч. языка Клементьевского были Павел Аничков и выпускники Московской Славяно-греко-латинской академии , которые по ее окончании стажировались в греч. мон-рях,- С. Я. Ершов-Платонов и Н. Платонов. Клементьевский находился в товарищеских отношениях с М. М. Богдановым (впосл. экзарх Грузии Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) ), Г. П. Постниковым (впосл. митр. С.-Петербургский Григорий ), П. И. Подлипским (впосл. архиеп. Черниговский Павел ), особенно был дружен с К. Л. Богословским-Платоновым (впосл. архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл ), с к-рым одновременно поступил в семинарию. Письма архиеп. Кирилла к Н. (21 дек. 1831 - 11 мая 1840) вместе с письмами др. лиц включены в сборник, составленный самим Н. и переданный им незадолго до кончины в б-ку Александро-Невской лавры (РНБ ОР. Ф. 15. А-39. Л. 78-92). Н. любил вспоминать, как в сент. 1801 г. при посещении лавры после коронации имп. Александром I Павловичем он в числе лучших учеников класса поэзии вместе с Богословским и Богдановым декламировал сочиненный по этому случаю «разговор» в стихах, за что получил в награду от государя 20 р.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Филарет, святитель, митрополит Московский и Коломенский (Дроздов Василий Михайлович) † 1867; память 19 ноября/2 декабря, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых Родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона (впоследствии священника). До девяти лет воспитанием ребёнка занимались его благочестивые родители. В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до её закрытия в 1799 году, после чего перешёл в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина ; † 1812). Личность митрополита Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета. В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 года по 1803 год. 21 ноября 1803 года, по окончании семинарии, после проведённого лично митрополитом Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и древнееврейского языков в той же лаврской семинарии. 30 августа 1806 года перемещён на высший класс пиитический и назначен проповедником при лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своём любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но Василий не сразу согласился. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении в монашество. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым; 1824, впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь праведного Филарета Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преосвященный Вениамин – уроженец Курской губернии, сын священника о. Николая Платонова; в мире носил имя Василия. Образование Василий Николаевич Платонов получил в Курской духовной семинарии и Киевской духовной академии, где в июне 1845 г. окончил курс учения по первому разряду и в январе 1846 г. удостоен степени магистра. Службу Василий Николаевич начал с должности помощника ректора по учебной части, т. е. преподавателя богословских наук в родной ему семинарии – Курской, назначенный на эту должность определением Духовно-учебного Управления от 24/29 сентября 1845 г. Будучи профессором семинарии Курской, Василий Николаевич, вследствие прошения своего, в июне 1848 г. был пострижен в монашество, с именем Вениамина, а в августе месяце того же года инок Вениамин рукоположен был сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. В декабре месяце 1851 г., профессор Курской духовной семинарии иеромонах Вениамин Платонов , определением Св. Синода, перемещен был в Литовскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора по классу логики, психологии и латинского языка. Здесь о. Вениамин, в январе I860 г., по определению Св. Синода, за отлично-усердную службу, возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. В декабре 1859 г., о. архимандрит Вениамин перемещен Св. Синодом на должность инспектора и профессора богословских наук в Казанскую духовную академию, а в марте месяце 1864 г. – на должность ректора и профессора богословских наук в Харьковскую духовную семинарию и назначен настоятелем Старо-Харьковского Преображенского монастыря; в то же время, на основании устава духовных консисторий, он должен был вступить в исполнение обязанностей члена Харьковской духовной консистории. Должность настоятеля монастыря и члена консистории о. Вениамин в 1867 году должен был оставить, по силе требований нового устава духовных семинарий, высочайше утвержденного 14 мая 1867 года; но в должности ректора и преподавателя Харьковской семинарии он пробыл по июнь месяц 1872 г. 24 июня 1872 г. высочайше утвержден был всеподданнейший доклад Св. Синода о бытии ректору Харьковской духовной семинарии, архимандриту Вениамину епископом Сумским, виварием Харьковской епархии и 30 июля, того же года, о. архимандрит Вениамин хиротонисан был во епископа. Епископом Сумским Преосвященный состоял до 9 апреля 1883 г., когда состоялось высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Св. Синода о бытии ему епископом Кинешемским, виварием Костромской епархии. – За служебные отличия Преосвященный имеет ордена: св. Владимира 2-й и З-й степени, св. Анны 1-й ст., 2-й ст. с императорской короной и 3-й ст.; кресты имеет: магистерский, наперсный, жалуемый Св. Синодом пресвитерам и наперсный в память войны 1853–1856 гг. Орден св. Владимира 2-й степени Преосвященный получил за свою отлично-усердную пятидесятилетнюю службу пред своим юбилейным торжеством. Отроду Преосвященному 78 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Скачать epub pdf Декабрь Феодор (Поздеевский), еп. Речь, произнесенная Ректором Московской Духовной Академии епископом Феодором в Преображенском храме Спасо-Вифанского монастыря в день торжественного поминовения приснопамятного митрополита Платона по поводу столетия со дня его кончины//Богословский вестник 1912. Т. 4. 12. С. 661–667 (2-я пагин.) —661— В нарочитый день и час молитвы о великом святителе русской церкви на нас, служителях Слова, лежит долг почтить словом этого изящнейшего и великого служителя Слова. А посему, хотя вы, быть может, и утомлены уже настоящим служением и молитвой, всё же прошу вас потерпеть и ещё – ради того, кто дал нам самую возможность быть здесь и молиться. Обычно воля усопшего считается священной и налагает на живых нравственный долг выполнять всё, что завещано этой волей, хотя бы это касалось и вещей второстепенной важности. Прекрасный урок такого послушания воле завещателя явил нам на сих днях Святейший Синод русской церкви, уступив желанию почившего недавно первоиерарха русской церкви – митрополита Антония, быть погребену не в том обычном месте погребения, которое приличествовало его сану, а на братском кладбище, в ряду обычных могил и в простом деревянном гробе. Вот почему и мы, собравшись теперь в нарочитый день памяти усопшего 100 лет назад митрополита Платона, прежде всего, должны припомнить его волю и те предсмертные завещания, кои теперь лежат и на нас нравственным долгом пред его памятью. Обычно воля человеческая и завещания пишутся чернильной тростью. Но есть, братие, и еще способ писания завещания и воли, более прочный и —662— более сохранный – это на скрижалях сердца своего, начертание в духовном облике, своем, в тех нравственных, высоких, духовных чертах, кои входят в общую сокровищницу духовного богатства народов, как вечный памятник и живая, воплощенная воля умершего, налагающая на нас тоже определенный нравственный долг. И если бы воля, написанная на хартии или на камне, была утеряна или разрушена годами, то воля, раскрывшаяся в духовно-нравственном облике усопшего, не может уже поддаться времени и уничтожению. Итак, припомним, что говорит нам воля почившего иерарха, написанная им самим обычным писалом человеческим. Вот тут, на бронзовой скрижали у гробницы святителя, его собственной рукой написано:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Введение в святоотеческое богословие – Нью-Йорк, 1982 – С 187//Архимандрит Платон Догматическое учение о творении и христианское отношение к природе//ЖМП – 1989, 2 С 65 2 Архимандрит Платон. Указ. соч. – С. 65. 3 Послание к Автолику Кн. 2, 4. 4 Булгаков С. Агнец Божий. – Париж, 1933. С. 147. 5 Архимандрит Петр (ныне епископ Американской Автокефальной Церкви). Замечания о Символе веры. Никео-Цареградский Символ веры//ЖМП. – 1969, 1. – С. 76 6 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1983. С. 352. 7 Святитель Василий. Против Евномия//Епископ Сильвестр. Опыт православно-догматического богословия. Т. 3. – С. 34. 8 Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 4 — С. 368. 9 Свт. Григорий Богослов. Слово 34. 10 Святитель Василий Великий Послание к Амфилохию о Святом Духе Гл. 8, 16 11 Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви ?. 1. – С. 6 12 Ломоносов ?. В. Явление Венеры на Феснце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук мая 26 дня 1761 года – СПб., 1761//ЖМП. — 1990, 6, С. 74. 13 Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. – С. 100. 14 Малиновский ? П. Догматическое богословие Т. 2 – Ставрополь-Губернский, 1903 – С. 93. 15 Успенский Л. А. Праздник и иконы Пятидесятницы//ЖМП – 1957, 6 С 52—27 16 Богословские труды Вып. 14 – С 89 17 Богословские труды. Вып. 14. – С. 90; ЖМП. — 1657, 6. – С. 54. 18 Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского всея России чудотворца//ЖМП. — 1973, 9. С. 77—78. 19 Архиепископ Иннокентий (Борисов). Собрание сочинений. Т. 10. – 1877. – С. 78. 20 Троицкий С. В., профессор. Христианская философия брака. – Париж. – С. 109—110. 21 Троицкий С. В. Указ. соч. – С. 42. 22 Там же. – С. 43—44. 23 Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2 24 Блж Феодорит На Книгу Бытия. – Вопр. 4.//Митрополит Макарий. Православное догматическое богословие Т. 1. 25 Свт. Григорий Богослов. Слово 39-е на святые светы явлений Господних//Творения. Т. 1. — С 535.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Скачать epub pdf Ноябрь Антоний (Храповицкий), еп. Библейское учение об Ипостасном Слове Божием//Богословский вестник 1904. Т. 3. 11. С. 387–394 (2-я пагин.) —387— Все христиане знают, что под Словом в первой главе четвёртого Евангелия разумеется Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, но немногие из них могут восстановить связь этого наименования с ветхозаветными прообразами и пророчествами, с коими связаны все вообще эпитеты, уподобления и образы Апостола Иоанна, как в Евангелии, так и в Посланиях его, так и в Откровении. Эта связь, остаётся неизвестной не только для обычных читателей св. Библии, но и для большинства учёных толкователей, как немецких, так и русских, обыкновенно заимствующих у них, а между тем только через восстановление помянутой связи возможно уяснить истинный смысл евангельского понятия о Слове, и о таком восстановлении её мы и постараемся в этой статейке. Протестантские богословы, а за ними и русские, изучая Библию отдельными отрывками, настолько потеряли возможность восстановлять её внутреннее единство, что гораздо охотнее отыскивают последнее между св. Евангелием и языческой философией, в данном случае – Платоновой. Попытки связать пасхальное зачало Евангелия с учением этого философа о Логосе или Разуме, или даже вывести первое из последнего, создали за границей уже целую, довольно нелепую литературу, которая нашла своё отражение в докторской диссертации кн. Трубецкого: „Учение о Логосе“, где автор, или – точнее – переведённые им с немецкого авторы, стараются установить такую точку зрения, будто учение Платона о Логосе отразилось весьма сильно на иудейской апокрифической литературе, а эта послед- —388— няя – на Евангелии; зависимость же этой литературы и Иоаннова Пролога от псалмопевцев и Соломона, живших задолго до Платона, г. Трубецкой вовсе не отмечает, или, точнее выражаясь, не знает о ней. В 1902 году в „Миссионерском Обозрении“ появилась критическая статья Старобельского, который между прочим доказывал, что в иудейской литературе, как библейской, так и апокрифической, под словом – Мемра никогда не разумелось Платоновское понятие, обозначающее Разум, ибо иудейский термин обозначает только слово, глагол и ничего более, разум же или познание определяется словом яда: точно так же и евангельский Логос обозначает вопреки многим богословам только слово, глагол, а вовсе не разум.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письма высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Киевского и Галицкого к Кириллу, архиеп. Подольскому Источник Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37     Высокопреосвященный Кирилл Богословский-Платонов , архиепископ подольский, с которым Высокопреосвященнейший Филарет Амфитеатров находился в дружеских отношениях и вел переписку, был родом из радонежского уезда московской губернии. Первоначальное образование он получил в свято-троицкой семинарии. Одна из фамилий «Богословский» ему дана была при поступлении в семинарию, в честь храмового праздника на его родине, в селе Могильцах, а другая «Платонов», дана была ему потому, что он, по смерти своего отца, поступил в число воспитанников преосвященнейшего митрополита Платона на его содержание. Таких сирот, воспитывавшихся на счет митрополита Платона, обыкновенно называли «платониками». Митрополит Платон обращал особенное внимание на своих воспитанников. Кириллу (до монашества Константину) Богословскому было 18 лет, когда он вступил в число платоников. Константин Богословский-Платонов из келии платоников вынес дружбу, которая сохранилась до конца жизни, – с покойным преосвященным Моисеем, бывшим экзархом Грузии, которого он называл единственным другом, и с которым они, начиная с повторительного курса риторики, были первыми в классе. В 1808 г. по указу Св. Синода Константин Богословский-Платонов назначен был в с.-петербургскую духовную академию. Здесь он получил высшее образование, окончив в 1814 г. курс магистром богословских наук. Как лучший из воспитанников, Константин Богословский-Платонов при той же академии оставлен был бакалавром на кафедре церковной истории, и на 27 году своей жизни, по всегдашнему влечению своего сердца, изъявил желание поступить в монашество, и был пострижен с именем Кирилл. В 1817 году он был назначен в должность ректора полтавской семинарии, и вместе с тем произведен был в архимандрита Лубенского монастыря. В 1819 году Кирилл назначен был в ректора московской академии и настоятеля московского Новоспасского монастыря, а в 1824 г. сентября 28 назначен в епископа Дмитровского и викария митрополии московской на 37 году своей жизни. Чрез два года после того 26 марта 1827 г., он Высочайше был назначен во епископа вятского и слободского. 24 января 1832 г. Кирилл назначен был архиепископом в Каменец-Подольск. В 1840 г., уже больной, он был вызван в С.-Петербург на чреду служения и там скончался 23 марта 1841 г. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010