Еще Петр не окончил этой речи, как Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. Верующие из обрезанных, которые пришли с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников: потому что слышали, как они разными языками славили величие Божие. Тогда Петр сказал: «кто же может запретить креститься водою тем; которые, так же как и мы, получили Святого Духа?» И, таким образом, не обрезывая их в Иудейство, велел им креститься во имя Господа. После этого, просили Петра побыть там несколько дней. Дошел слух до Апостолов и братии, бывших в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И, когда Петр пришел в Иерусалим; обрезанные стали упрекать его, зачем он ходил к людям необрезанным, и ел с ними. Петр же начал им, по порядку, пересказывать: «в городе Иоппии я молился, и видел видение: сходило с неба какое-то вместилище, как бы, большое полотно, и спустилось ко мне. Всмотревшись, я увидал в нем четвероногих земных зверей, гадов и птиц. И услышал голос: – встань, Петр, заколи и ешь – Я отвечал: – нет, Господи! ничто скверное и нечистое никогда не входило мне в уста. – И опять мне с неба сказано: – что Бог очистил, того не считай скверным. – Это было до трех раз: и опять поднято все на небо. Тотчас же после этого, явились перед домом, где я был, три человека из Кесарии. Дух повелел мне идти с ними без всякого сомнения. Со мною пошли и эти шесть братьев; и мы пришли в дом того человека. Он пересказал нам, как видел Ангела, который сказал ему: – пошли в Иоппию, и призови Симона Петра, который скажет, как спастись тебе со всем домом. – Когда начал я говорить; Дух Святый сошел на них, так же, как и на нас в начале. Тогда я вспомнил, как Господь говорил: – Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. – Итак, ежели Бог дал им такой же дар, как и нам, верующим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог противиться Богу?» Выслушавши это, они успокоились, и, прославляя Бога, говорили: «так, видно и язычникам дал Бог покаяние, для достижения вечной жизни». 2. Обращение язычников в Антиохии, и имя христиан (Деян. 11:20–30)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

З 10, 11 и далее : благословение и проклятие, сладкая вода и горькая и т. д. 4 7 : «покоритесь Богу; противостаньте диаволу» и др. Наконец, к приёмам оживления речи надо отнести и частые обращения (?), иногда сопровождаемые частицами: ιδε (?), δο (5 4 , 3 4 , 3 5 ), αγε νν (4 13 , 5 1 ). VII Художественность Послания сказывается в необычайной конкретности изложения. Постоянные примеры и бытовые сценки, иллюстрирующие общую мысль, многочисленные образы и сравнения, исторические примеры, удачно подобранные цитаты, наконец даже отдельные словечки, исполненные энергии и художественной силы, – всё это, вместе взятое, заставляет невольно согласиться с одним из экзегетов, сказавшим, что в Послании – всё идеально. Автор, например, говорит о лицеприятии; но голый факт развертывается у него в тонко-подмеченную картинку церковной жизни: на молитвенное собрание, в синагогу, входит какой-нибудь захожий христианин. И вот, видя мужа с золотым перстнем на руке и в блестящей одежде (что указывает на богатство его и, может быть, на некоторую знатность), лицеприятные местные христиане благосклонно смотрят на него и угодливо указывают вошедшему удобное место: «Тебе удобнее сесть здесь». При входе же христианина бедного, в грязной одежде, они даже не удостаивают его взглядом, а только небрежно говорят: «Ты стань там», или: «Садись у подножия ног моих» (2 2–3 ). Или вот другая сценка, ниже, очевидно, схваченная с натуры. Тут показывается в наглядном примере внутренняя фальшь веры без дел. Брат и сестра наги, а какой-нибудь верующий скажет им: «Идите с миром, грейтесь», и не даст им необходимой пищи и одежды (2 15–16 ). Или вот ещё метко схваченное изображение торговцев, самоуверенно рассчитывающих на земное, как будто в их власти и время, и жизнь, и достижение намеченных целей. «Ну-ка, – обращается к ним Иаков, – послушайте, вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль», – вы, которые не знаете, что случится завтра...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

За отступления от всех слов закона проклят ты будешь в городе и... на поле... при входе твоем и... при выходе твоем... Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться. Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца 607 . Ты будешь... притесняем и мучим во все дни. И сойдешь сума от того, что будут видеть глаза твои... Господь даст тебе... трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души... и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят... утром ты скажешь: »О, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «О, если бы наступило утро!» 608 Карающий Божий жезл всегда поднят над непослушными закону Божию и постоянно виден был в исторической жизни как израильского народа, так и народов языческих. От еврейской скинии завета – места явления Бога Израилю часто исходил страшный огонь. Он поедал и поражал нечестивых сынов Израиля тысячами. Явление Бога Израилю на горе Синай, объятой огнем и дымом, и слышание всем народом голоса Божия, изрекавшего заповеди Закона, были столь страшны, что израильтяне умоляли Моисея пересказывать своими устами волю Божию. «Пусть Бог не говорит с нами, чтобы нам не умереть», – трепетно восклицали они. И отвечал им пророк: »Бог пришел, чтобы... страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили " 609 . Непосредственная близость к человеку Бога – вечного пламени и огня поядающего 610 – не может не вызывать трепета человеческого. По этой причине пророки Божии Моисей и Илия во время богоявлений им в страхе закрывали лица свои, один – своей одеждой, другой – милотью 611 . Или вспомним ряд чудесных исторических фактов, каковы: потопление в Чермном море фараона и его войска, поражение ангелом Божиим в одну ночь ста восьмидесяти пяти тысяч войска ассирийского царя Сеннахирима 612 и то, как было связано неподвижными узами 613 войско царя Птоломея Филопатора. Эти и другие подобные события потрясали и продолжают потрясать души лиц, читающих о них в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Знает об этом Царь, пред которым я и говорю свободно. Я не верю, чтобы все это оставалось ему неизвестным: потому что это не в углу происходило. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? знаю, что веришь». Агриппа сказал: «ты немного не убедил меня сделаться христианином». Павел на это заметил: «молил бы я Бога, чтобы, мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз». После этого, Царь, правитель, Вереника и члены совета, переговоривши между собою, решили, что, так как Павел не сделал ничего, достойного смерти или уз, то его можно бы было и освободить, если бы он не потребовал суда у Кесаря. 5. Путешествие святого Павла в Рим (Деян. 27; 28) Фест отправил Павла с некоторыми другими узниками в Италию морем. Время года было позднее; прошло уже и осеннее равноденствие, когда корабль с трудом достиг острова Крит. Павел предсказывал, что дальнейшее плавание сопряжено будет с большим бедствием не только для груза и корабля, но и для самой жизни плывущих. Но сотник более доверял начальнику корабля и кормчему, нежели словам Павловым. Захотели переменить пристань. Но, когда вышли в море, поднялась буря, которая до такой степени усилилась, что принуждены были выкинуть груз, побросать вещи, какие были с людьми, и отдать корабль на произвол ветров. Долго не видно было ни солнца, ни звезд; буря не утихала; все отчаялись в своем спасении; давно уже никто не прикасался к пище. Наконец, Павел, ставши посреди, сказал: «государи мои! лучше бы было вам послушаться меня, и не выходить из Крита; тогда не было бы этих затруднений и потерь. Впрочем, убеждаю вас ободриться; ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Потому что Ангел Бога, которому я служу, явился мне в эту ночь, и сказал: – не бойся, Павел! тебе надобно предстать перед Кесарем; и вот, Бог дарует тебе всех, плывущих с тобою. – Итак, ободритесь: я верю Богу. Должно быть, нас выбросит на какой-нибудь остров». Действительно, и корабельщики, вымеривая глубину, стали догадываться, что приближаются к какой-то земле. При наступлении дня, Павел уговаривал всех принять пищу; он говорил: «вот уже четырнадцатый день, как вы не едите. Поешьте чего-нибудь – это послужит к сохранению вашей жизни; впрочем, волос с головы не пропадет ни у одного из вас». Сказавши это, он взял хлеб, возблагодарил Бога пред всеми, и, разломивши, начал есть. Тогда все ободрились, и также приняли пищу. Вскоре, приметили берег какой-то земли; но, не успевши пристать к нему, попали на мель. Нос корабля врезался в косу; а корма разбивалась стремлением волн. Воины согласились, было, умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплывши, не убежал: но сотник, чтобы спасти Павла, удержал их от этого; а велел спасаться всем, как кто может. И, кто вплавь, кто на корабельной доске, спаслись все на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Значение ума в возникновении чувства страха Божия, как видно из вышесказанного, состоит в осознании страшной близости Бога к человеку и непосредственного участия Его в направлении и конечных судьбах человеческой личности и общественной жизни. Как зеркальная гладь воды в ясный день отражает в себе солнце и согревается солнечным теплом, так человеческое сердце, пронизываемое мыслями о Боге Вседержителе, Судии и Мздовоздаятеле, отражает свой ответ на них чувством смирения. За смирением следует сердечный страх Господень 628 , чистый, пребывающий вовек 629 . 2 Чувство страха Божия в первоначальном выражении представляет собой боязнь наказания от Бога в настоящей и загробной жизни 630 . Апостол Павел назвал эту форму богобоязненности рабским страхом 631 . Моисеев закон возбуждает именно этот страх позволением воздавать друг другу злом за зло и неумолимыми определениями смерти за нарушение заповедей закона 632 . Так как чувство страха Божия не только естественно, но и благодатно, то смягчение в человеке сердечной рабской боязни Бога по страху наказаний совершается Духом Святым. По мере опытов послушания и верности воле Божией Святой Дух дает человеку особое сердце, чтобы боялись Бога 633 , и рабский страх его претворяет в сыновний. Об этом апостол Павел говорит: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления». Святой Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии...«, и Им мы взываем: »Авва, Отче " 634 . Сын боится своего отца по любви к нему, страшится огорчить его. Подобным образом усыновленные Богу через Господа Спасителя во Святом Духе боятся оскорбить Божию любовь. Сыновний страх пред Богом – дар от Господа и поставляет на стезях любви 635 . В любви нет страха рабского, так как дал нам Бог духа не боязни 636 . Совершенная любовь изгоняет (рабский) страх, потому что в страхе (таком) есть мучение; боящийся не совершен в любви 637 . Случайные личные грехи немощи вызывают в любящем Бога печаль и страх, насыщенный любовью. Этот страх не имеет в себе ничего рабского, но выражает сильную боязнь человека разлучиться с любимым Господом по причине грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется ( Иоил. 2:28–32 ). Израильтяне! выслушайте, что я скажу: Иисуса Назарея, Которого Бог прославил между вами знамениями и чудесами, как вы и сами знаете, Который, впрочем, был предан по Божию предопределению, вы убили, пригвоздивши ко кресту. Но Бог воскресил Его. Это воскресение предвидел Давид, когда говорил: не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления ( Пс. 15:10 ). Так как сам Давид и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня: то, конечно, он говорил это не о себе; но, как пророк, говорил о воскресении Христа, Который обещан был ему из его потомства. И этому воскресению Иисуса – все мы свидетели. Он-то, бывши вознесен на небеса десницей Божией, и, принявши от Отца, обещанного Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. И (опять) Давид не восшел на небеса; значит, так же, не о себе сказал и это: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Того Самого Иисуса, Которого вы распяли». Эти слова привели в умиление слышавших; так, что они сказали Петру и прочим Апостолам: «братия! и что же нам делать?» Петр сказал им: «покайтесь; и каждый из вас пусть крестится, во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов: тогда получите дар Святого Духа. Потому что обещание дано и вам, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». Много и другого он говорил им, и убеждал спасаться из среды развращенных современников и соотечественников. И, действительно, некоторые послушались его увещания, и крестились. Таким образом, в тот день к ста двадцати верующих присоединилось около трех тысяч человек. И они постоянно находились в общении с Апостолами, слушали их учение, и участвовали с ними в преломлении хлеба, и в молитвах. Никто не смел им делать зла; всех останавливал какой-то страх. Между тем, Апостолы совершали в Иерусалиме много чудес и знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И вот что прочел он в послании Римлянам: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Римл. 13, 13–14). Вот Божий ответ, который получил Августин, а после этого вскоре удостоился он стать пресвитером. Затем стал он епископом, и в этом сане подвизался 35 лет, ведя беспорочную жизнь. Он жил как истинный монах, как отшельник, тяжко постился, всегда молился, был затворником в келии своей, питался вместе с сослужителями своими, священниками и диаконами, общей пищей. За 35 лет своего архиерейского служения он написал огромное количество богословских трудов, которые легли в основу богословия для других великих Отцов Церкви. Не только Латинская Церковь, но и Церковь Православная чтит его, как великого Учителя Церкви. Богословские труды и поучения его полны необыкновенной мудрости и глубокого знания. Я показал вам сердца двух преподобных, ранее весьма порочных жен и сердца четырех великих Отцов Церкви и учителей Церкви, прежде бывших развращенными и ведших нечистую жизнь. Какие выводы сделаем мы из этого повествования для себя? Мы скажем, что сердце человеческое, даже чистое сердце часто бывает покрыто грязной корой, а мы, грешные люди, привыкли осуждать каждого человека, сердце которого кажется нам покрытым грязной корой. И если бы мы были современниками этих великих отцов Церкви, мы осудили бы их, осудили бы жестоко. А Господь видит не только грязную кору сердца человеческого. Он видит то, что внутри сердца, что сокрыто глубоко в сердце: Он ведает, на что способно сердце, временно покрытое грязной корой. Он видит под корою грязи величайшего святого, видит великие духовные достоинства. И Он хранит Своих Святых во все то время, когда сердце их остается покрыто грязной корой. Запомните это и никогда не смейте осуждать людей, которые даже явно грешными представляются вам, даже несомненно порочными. Подумайте о том, что внутри сердца их сокрытых сил, их духовных способностей мы не знаем, а потому удержите злой язык свой, горящий желанием произнести осуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

И таинство Евхаристии не прекратится до второго пришествия; «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, – пишет ап. Павел, – смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Будучи полнотою святого бытия, Тело Христово вселенско или всемирно, всевременно и всеобразно, т. е. не исключает из себя никакого богозданного многообразия космоса. Мало того, оно не только не исключает его, но оно положительно требует такого многообразия, ибо в нём раскрывается бесконечное богатство освящающих сил Господа. Как член Церкви, каждый верующий не механически, но органически входит в церковное единство, т. е. имеет в нём своё собственное, никем не заменимое, никем не устранимое место, свою собственную функцию, которую ему одному только дано от Бога отправлять по истине. Его индивидуальность не только не уничтожается, но освящается, находит себе высшую санкцию в Церкви. Тело Христово – не беспорядочная масса однородных частей, но стройное единство разнородных, взаимно-восполняющих, взаимно-нужных органов. Есть много различных даров духовных, служений и действий, но источником их является Триединое Божество ( 1Кор.12:4–6 ). Каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:7–10 ). Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос ( 1Кор.12:12 ). Тело же не из одного члена, но из многих ( 1Кор.12:14 ). Ни один орган не может считать себя не принадлежащим к Телу на том основании, что он индивидуален ( 1Кор.4:15–16 ), потому что разнообразие требуется для совершенства Тела: если всё тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело – одно ( 1Кор.12:17:19–20 ). Каждый член нужен всем остальным, и его кажущаяся невидность может скрывать за собою его большую важность ( 1Кор.12:21–24 ), почему требует и большего попечения со стороны других органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

…И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить… Умудренному годами старцу было открыто, что с книги судеб человеческих, лежащей на престоле Господнем, снята первая печать. И первый всадник вошел в мир. Филарет страшился за судьбу Церкви, надежду и опору которой он видел в семинариях и академиях. Сознавал, что невозможно оградить будущих пастырей от всех опасных искушений, а все же из осторожности подчас бывал излишне строг и подозрителен. Ему по сердцу была осмотрительность протоиерея Петра Делицына, публиковавшего в академическом издании труды отцов церкви в максимально приближенном к первоисточнику виде. Жертвуя чистотою языка и плавностью речи, переводчик не посягал на смысл дорогого православного наследия. Вот, кстати, почему профессор Никита Гиляров-Платонов до своего ухода из академии не показывал подлинного текста своих лекций по патрологии митрополиту (он там не только излагал жития отцов церкви, но и критически рассматривал их писания). Нельзя покушаться на цельность православного богословия, хотя бы и называли его иные «казенным» или «школярским», был убежден святитель. Сие не мертвая буква предания, но постоянный живой опыт Церкви, в одном литургическом служении сохраняющей все богатство и глубину веры и знания. В то же время Филарет не был рабом буквы. Еще мудрый митрополит Платон призывал его с Андреем Казанцевым остерегаться впадения в пустую схоластику, когда боговдохновенное учение превращается в ученый комментарий к текстам. При всех ошибках двух врагов — князя Александра Николаевича и отца Фотия — одно их объединяло: стремление лично стяжать благодать Святого Духа. Сие, в свою очередь, есть другая линия богословского умозрения, когда содержание веры раскрывается в самом опыте жизни, когда человек в одиночку восходит к Богу. А между тем начатая четверть века назад отцом Фотием борьба против мистицизма обернулась (при явной поддержке протасовского Синода) обмелением духовного направления в церковной жизни. Допускалось, а равно и одобрялось аккуратное исполнение обрядов, и лишь сердце и духовный разум побуждали священников выходить за узкие рамки выполнения треб.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

И Я пройду в эту ночь по земле египетской и поражу всякого первенца у Египтян, от человека до скота, а когда у вас увижу кровь на домах, пройду мимо вас и не дам губителю войти в дома ваши для поражения. В последующее время этот день празднуйте во все роды, и в продолжение семи дней ешьте пресные хлебы». Все это установление о Пасхе было предъизображением будущего избавления рода человеческого от рабства греху и диаволу. Агнец Пасхальный знаменовал Искупителя Сына Божия, Которого бытие не измеряется числом лет, а представляет само в себе один беспредельный год вечности, и Который не имеет в Себе греха: и Его-то кровь, которою мы знаменуемся в таинствах, спасает нас от вечной смерти. Все, что Бог заповедал Моисею и Аарону касательно Пасхального Агнца, было пересказано чрез старейшин Израилевых всему народу. В каждом семействе был отделен и в свое время приготовлен Агнец. У всех Евреев двери были помазаны кровью и заперты, никто не выходил из них до утра. В полночь Ангел погубляющий прошел по Египту и поразил всех первенцев у Египтян, от первенца фараона до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных из скота. Не было дома, где бы не было мертвеца. По всему Египту разносились вопли горести и ужаса. Фараон призвал Моисея и Аарона и повелел им вывести весь народ еврейский со всем скотом их. И Египтяне до такой степени понуждали его выйти, что он не успел заквасить теста для хлебов на дорогу, и понес его пресным, и уже в дороге напек себе опресноков. Впрочем, Египтяне не отказали Евреям в золотых и серебряных вещах и в одеждах, которые, по наставлению Моисееву, Евреи выпросили у Египтян, и получили как плату за долговременные и тягостные труды свои в пользу своих притеснителей. Когда Израильтяне выходили, Египтяне хоронили первенцев, которых поразил у них Господь. Впрочем, страх и горести скоро уступили место сожалению, зачем они отпустили Израильтян, которые работали на них. Фараон обрадовался, когда услыхал, что они направили путь к Чермному морю и сказал: «они заблудились; пустыня преградит им дорогу».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010