Как и в ветхозаветные, в апостольские времена любая миссия не могла стоять вне Церкви, как Церкви Ветхого Завета, так и Церкви Христа, обымающей собой эпоху от Пятидесятницы до настоящего времени. « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). По этой причине миссия обречена на провал, если проповедник начинает проповедовать по собственной «правде» и пониманию, а не по истине, исходящей от Церкви. « По внутреннему характеру своего содержания миссия Православной Церкви является продолжением миссии спасительного служения Господа Иисуса Христа, который заповедал своим ученикам просвещение всех народов мира светом Евангелия и Святым Крещением: " Как посла Меня Отец, так и Я посылаю вас… " (Ин. 20:21) , " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам " » (Мф. 28:19-20) . Миссионерское действование может быть достаточно эффективным в плане призыва. Но все наши усилия могут потерять значимость, если не « возрастит Бог» (1 Кор. 3:6). Сектанты в большинстве случаев действуют на человека методами обработки сознания, что и позволяет им удерживать своих жертв в сектах. Православный принцип обращения к вере построен на сугубой добровольности. Данное обстоятельство подразумевает, что завершающая фаза обращения или воцерковления должна зависеть как от усилий человека, так и, решающим образом, от расположения Бога, Который, одному Ему ведомыми путями, ведет человека ко спасению: « Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16, 13).   « Богословское утешение» катехизаторам Новозаветные Писания, следуя традиции, заложенной в Ветхом Завете, не обходят стороной вопрос воздаяния за благовестнические труды. За правильное, можно сказать, жертвенное исполнение этого долга проповеди ближним проповедник не оставится без должной награды от Всевышнего: « …Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:15). Катехизаторское, по сути, возвращение заблудшего человека к истине во Христе определяет благую участь проповедника даже в вечности : « Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19-20). По слову апостола, не должно оставаться учительное служение без особой чести и в земной жизни : « Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

http://bogoslov.ru/article/3390465

Приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия к участникам Научно-богословской конференции «Русское, византийское, вселенское» 6 июня 2005 г. 16:35 Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 850-летию перенесения чудотворной Владимирской иконы Матери Божией из древнего Вышгорода в богоспасаемый град Владимир. Владимирская икона занимает в ряду чтимых образов Пресвятой Богородицы особое место. С этой великой святыней связаны драматичные события истории нашего народа. Пред нею возносилась молитва об избавлении от нашествий иноплеменников, о преодолении междоусобиц, о даровании мужества и крепости христолюбивому воинству, о ниспослании Отечеству нашему мира и благополучия. Заступлением Пречистой Богородицы Москва была спасена от нашествия Тамерлана. Ее молитвенным предстательством совершилось избавление Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение ордынского ига. По молитвам Божией Матери из пределов Московского государства был изгнан крымский хан Мехмет-Гирей. История Владимирской иконы неразрывно связана и с важнейшими событиями в жизни Русской Церкви. Перед этим образом на протяжении столетий совершались интронизации ее Предстоятелей. И ныне Пречистая Богородица сохраняет наше Отечество Своим благодатным омофором. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «Она — скорое утешение скорбящих и плачущих. Она — Предстательница кающихся. Она — благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу. Она — теплейшая Ходатаица за них пред Богом». Тысячи людей коленопреклоненно молились пред Ее Владимирской иконой в дни, когда над Россией вновь нависла угроза братоубийственной смуты. Эта молитва была услышана, и горькая чаша кровопролития миновала наш народ. «Тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих», — говорит Господь (Втор. 4. 9). Конференция, посвященная истории Владимирского чудотворного образа Пресвятой Богородицы, не случайно называется «Русское, византийское, вселенское». Пусть труды ее участников помогут показать значение почитания Божией Матери и Ее чудотворной иконы в формировании исторического облика России, уяснить незримые нити, которые связывают наш народ посредством этого образа с Полнотой Вселенского Православия, с непрерывностью его духовной и культурной традиции. Желаю всем участникам конференции помощи Всемилостивого Господа и Его Пречистой Матери, благословенных успехов в трудах. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/21571.html

1056. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему (Пс. 39:2–4). 1057. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18:7, 8). 1058. …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8:28). 1059. …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13). 1060. Слово 4, гл. 6–8. 1061. Святого Григория Синаита глав зело полезных, гл. 117. Добротолюбие. Ч. 1. 1062. Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, главы 4, 5 и 18. 1063. Если же останетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). 1064. Слово 7, гл. 14. 1065. Исх. 3:21–22. 1066. Слово 31. Здесь употреблено слово «делание», потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом «подвиг» телесные труды. Преподобный Варсонофий Отв. 210. Исаака Сирского. Слово 56. 1067. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл.1. 1068. Добротолюбие. Ч. 1, деятельных и Богословских глав 43. 1069. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1070. 2 Пет. 1:4. 1071. …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:5–6). 1072. «Он (Господь) освободил нас Св. Крещением, подав нам прощение грехов, и Дал нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно к злому; ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают, и увлекают, как и сказано (в Писании), что каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22). Преподобного аввы Дорофея поучение 1 об отвержении мира. — «Самовластия и самопроизволения нашего не отнимает Крещение: оно доставляет нам свободу, при которой диавол уже не насилует нас, когда мы не соизволяем ему. Нам предоставляется по крещении на произвол, или пребывать в заповедях Христа, Владыки и Бога, в Которого мы крестились, и ходить по пути повелений Его, или снова возвратиться лукавыми деяниями к супостату и врагу нашему, диаволу». Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 109. Добротолюбие. Ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

107 Цаган-Нур – название ряда мелких озер в Забайкалье, в Селенгинском районе. Название происходит от бурятского саган – " белый», нуур – «озеро»: «белое озеро». Такие озера имеют берега с белыми выцветами солей. 108 Возможно, что название улуса в тексте Добросердова существенно искажено, и имеется в виду Ашахайский улус – малочисленное бурятское поселение в Аларской думе, расположенное недалеко от Голумети на реке Иреть. По данным переписи 1897 г., его население составляло всего 80 человек, очевидно, что в то время, когда в улусе побывал Добросердов, он был еще более малочисленным. 109 Возможно, имеется в виду «тайлаган», или «тайлган» – родовое жертвоприношение в традициях западных бурят. 110 «Христианское чтение» – богословский ежемесячный журнал при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основан митр. Григорием (Постниковым) в 1821 г. Это был первый орган русской церковной печати. В журнале публиковались богословские, церковно-исторические труды (в основном профессоров Академии), переводы и толкования древних богослужебных текстов и творений отцов Церкви, а также мемуары духовенства. С 1875 г. «Христианское чтение» служило прибавлением к «Церковному вестнику». В 1917 г. издание было закрыто и возобновлено лишь в 1991 г. 111 Очевидно, Добросердов имеет в виду Агищхойский улус, о котором он писал чуть выше. Наличие разночтений в самом тексте подтверждает догадку о том, что название улуса у Добросердова приводится не совсем верно, и, скорее всего, имеется в виду Ашахайский улус. 112 Имеется в виду библейская Марфа, одна из сестер Лазаря, вместе с Марией принимавшая у себя Иисуса. Обе сестры с одинаковою радостью встретили Христа, но различно выразили свою радость. Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение. Марфа же тем временем заботилась и усиленно хлопотала об угощении Его. Показалось ли Марфе, что она не успеет быстро справиться одна в своих хлопотах, или же ей показалось, что сестра ее не с таким усердием принимает Иисуса Христа, как следовало бы – только Марфа подошла к Спасителю и сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Господь же Иисус Христос сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лук.10:40–42 ). Таким образом, Иисус Христос дал наставление о том, что забота о спасении души выше всех других, суетных забот.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

1300. 1 Кор. 3. 18. 1301.  Никто не обольщай самого себя! если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3. 18). 1302. 1 Кор. 1. 24, 30. «Без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Всяк мудрец без Христа безумен есть, всяк праведник — грешен, всяк чистый нечист есть… Что наше собственное? Не мощь, растление, тьма, злость, грехи» (Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 11). 1303. Здесь указывается на некоторые религиозные партии, обращавшие на себя внимание северной столицы в 1823 и 1824 годах. 1304. Преподобного аввы Дорофея. Поучение 5. 1305. Святой Иоанн Златоустый, 7-я молитва на сон грядущим, 2-й половины прошение 4. 1306.  Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2. 10). 1307. Ин. 8. 32. 1308. Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду (Пс. 118. 131). 1309. За все благодарите (1 Фес. 5. 18). 1310. Евр. 4. 3. 1311. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 1312. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4. 16). 1313. Ответ 2. 1314.  Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 1315.  …если только с Ним страдаем, чтоб с Ним и прославиться (ср.: Рим. 8. 17). 1316. 1 Кор. 10. 4; Ответ 342. 1317.  Мы осуждены справедливо: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23. 41–42). 1318. Святой Исаак Сирский. Слово 41. 1319. Текст творения святителя Игнатия «Слово о человеке» печатается по: «Богословские труды». Сб. 29. М., 1989. С. 284–320. 1320. Так, например, вещество, из которого составлена Земля, доступно для наших чувств. Но кора Земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие, и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования. 1321. Рим. 1. 20. 1322.  В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2. 3). 1323. Преподобный Макарий Великий. Беседа 49, 4. —  Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2. 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф. 3, 14-16). Впереди, еще в рамках апостольского века, будут «болезни и труды» св. Иоанна Богослова, в писаниях которого, тоже, кстати, связанных с Ефесом, христология получит еще большее развитие (см. § 45. 4). Так создается новозаветная база, на которой вырастут христологические вероопределения Вселенских соборов и святых отцов, учивших о предвечности и надмирности Иисуса Христа как воплотившегося Сына Божия и о Его единстве с Отцом и Святым Духом. Во многом христологические идеи Еф. созвучны, развивают или повторяют христологию Кол. Среди первых по значимости текстов обратим внимание на Еф. 1, 19-23, где много параллелей с христологическим гимном Кол. 1, 15-20 (см. § 38. 5). 19 ... как безмерно величие могущества Его [т. е. Бога, Отца славы — А.С.] в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Вновь, как и в Кол., о несравненном превосходстве Христа говорится с использованием ангельской терминологии, связанной как с иудаизмом, так и с зарождающимся гностицизмом, который пытался осилить и вместить в себя и некоторые симпатичные ему идеи все того же иудаизма, например, ангелологию. Екклезиология Надмирное, надвременное, сверхангельское превосходство Христа — не отвлеченное умозрительное богословское положение, а «взор снизу» к той вершине, на которой «одесную» (ст. 20) Отца славы восседает Христос, с Которым в свою очередь неразрывно связана Церковь. Так тело связано с главой. Глава же — то, что наверху не только пространственно, но и в смысле первостепенного значения как источника жизнеспособности тела. Можно сказать, что богословие Церкви (екклезиология), разработанное в предыдущих посланиях, прежде всего, в 1 Кор., где о Церкви тоже говорится как о Теле Христовом, но в чисто человеческом, так сказать, «горизонтальном» смысле — как о многообразии служений в органическом единстве, — здесь восполняется измерением «вертикальным» и, шире, вселенским и даже космическим. Церковь — единство, в которое призвано и которым наполнено «все» (см. Еф. 4, 10), вся тварь, «все небесное и земное» (Еф. 1, 10; ср. 3, 15). Это «полнота Наполняющего все во всем» (ст. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

160 Верь до абсурда (лат.) 161 См.: Мф. 8:22—26. 162 «Ревность есть необходимое условие и непременная сторона любви… она признается лишь необходимым выражением, или, точнее сказать, лишь необходимою стороною сильной любви» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 469, 481). 163 «Положи меня (говорит любовь), как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песнь Песней. 8:6—7). 164 Точнее, «огонь поедающий» (Ис. 30, 27). «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24). 165 «Многообразие религиозного опыта» — название трактата У. Джемса (рус. пер.: М., 1910). 166 Мф. 23:13—16, 25—27, 33. 167 «Кафолический, — по определению П. А. Флоренского, — есть всеединый» (Флоренский П. А. Понятие церкви в Священном Писании//Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 128—130). — 52 133 О понимании С. Н. Булгаковым социологии см. в параграфе «Социологизм и историзм» в седьмой главе «Философии хозяйства» (М., 1990. С. 201—207). См. также: Булгаков С. Н. Христианская социология//Вестник РХД, 1991. 161. С. 5—59. 168 Слова православной молитвы, которую читает дьякон за литургией верных перед «Верую». См.: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 86. «Три голоса громче других слышатся в Европе, — писал А. С. Хомяков в 1858 г. — «Повинуйтесь и веруйте моим декретам» — это говорит Рим. «Будьте свободны и постарайтесь создать себе какое–нибудь верование», — говорит протестантство. А церковь < Православия. — В. С. > взывает к своим: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа» (Хомяков А. С. Сущность западного христианства. Montreal, 1974. С. 205) 169 На Эфесском соборе 449 г. под председательством александрийского епископа Диоскора было осуждено учение папы Льва I о двух природах в одном лице («дифизитство») и отлучен константинопольский епископ Флавиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

19 и 21, причём замечательно, что иудеи про Храм Иерусалимский говорили οκοδομθη, так что Христос хотел подчеркнуть, что Он не говорит о простой стройке Храма-помещения, но имеет в виду нечто более важное), то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» ( Ин.2:21–22 ). Таким образом, иудеи действительно исполнили то, о чём говорил Иисус Христос, действительно разрушили его убиением Иисуса Христа, отчего разодралась завеса и окончился Ветхий Завет , и тем самым способствовали воздвижению (буквально пробуждению, ибо таково первое значение глагола γερω; а этим указуется на Церковь , как на Существо) нового, общего для язычников и иудеев, общего даже для всей твари, универсального, единого и святого Храма – Храма Нового Завета, и в этом Храме «истинные поклонники» «поклоняются Отцу уже в духе и истине» ( Ин.4:4 ), как и предсказывал Господь Самарянке. Поистине сбылись Его пророческие слова: «Спасение – от иудеев» ( Ин.4:226 ), на что и указывал Апостол Языков: «Итак, спрашиваю, – говорит последний, – неужели они (иудеи) преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» ( Рим.11:11 ). «Они теперь непослушны для помилования вас (язычников)...» ( Рим.11:31 ). Это толкование Ин.2:19 делается особенно убедительным при сличении его с «Посланием к Евреям» и контролировании его «Посланием к Евреям» (особенно важна глава 10) 722 . Но не имея места и времени входить в этот вопрос, отметим ещё только следующее. По мнению Пфлейдерера 723 724 , истинный смысл разбираемых слов Спасителя сохранён только у Марка, в обвинении лжесвидетелей, приписывавших Христу слова: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой нерукотворенный» ( Мк.14:58 ). Правильно или неправильно Пфлейдерер полагает, будто Христос сказал свою фразу именно в такой форме – это иное дело, но несомненно, что смысл слов действительно таков и подсказывается самою разницею глаголов οκοδομεν (про Храм Иерусалима) и γερειν 725 (про «Храм Тела»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1. Симон–архиерей и вождь 1Макк. 13:33–42 Симон возобновил укрепленные места Иудеи и сложил в них большие запасы продовольствия; потом отправил к законному государю Сирии, Димитрию Никатору, послов с дарами и с просьбою освободить Иудею от даней. Димитрий соизволил на эту просьбу, чтобы иметь в Иудеях союзников противу Трифона. Итак, спустя 446 лет после упразднения престола Иудейского и после разрушения Иерусалима и храма Соломонова, в шестом году сорок пятой седьмины Данииловой, иго языческое снято было с Израиля, и этот год положил начало новому летосчислению Иудейскому от Симона Архиерея, военачальника и вождя Иудеев. 1 Макк. 13:43–53; 14:4–14, 25– 49 В это время Симон завоевал Газу, изгнал из нея язычников, очистил ее от памятников и остатков идолослужения и, поселивши в ней Иудеев, верных закону, обратил ее в крепость. На следующий год Сирийские воины и вероотступники, принужденные голодом к сдаче, очистили крепость Иерусалимскую. Симон вошел в нее с пением хвалебных песней Богу, при звуке музыкальных орудий, с пальмовыми ветвями. Укрепивши для своего местопребывания гору храма, которая рядом с крепостью, он поселил сына своего, Иоанна, на пределах Азота в укрепленном городе Газарах, и поставил его начальником всех войск. Чтобы иметь удобную пристань на Средиземном море, овладел Иоппиею (нынешнею Яффою) и открыл ее для торговли со всеми островами морскими. Всеми мерами заботясь о безопасности своего отечества, Симон ободрил свой народ и доставил ему такое благоденствие, какого не знавала Иудея с древних времен. Все спокойно обрабатывали землю свою, которая щедро вознаграждала труды земледельца. Старцы садились на улицах побеседовать о благополучном своем состоянии, и юноши появились в богатых одеждах, добытых от неприятелей. Каждый свободно располагался под виноградом своим или под тению смоковниц своих, и никто не тревожил их. Симон истребил беззаконников и злодеев, был верным чтителем закона; украсил святилище и обогатил его утварью и сосудами. Иудейский народ, не зная, чем выразить свою благодарность Симону и всему дому его за все его благодеяния и подвиги, общим советом определил начертать на медных досках все его заслуги. Эти доски были выставлены на горе Сионе на столбе. На них, между прочим, вырезано было, что Иудеи и священники судили благоприличным Симону быть у них вождем и архиереем на век, пока не восстанет верный пророк. Эти слова народного определения показывали, что пророков, доказавших свое Божественное посольство сверхъестественными знамениями, уже давно не являлось ,– и что тем сильнее была уверенность в пришествии Мессии, и тем живее ожидание видеть Его, или, по крайней мере, слышать провозвестника Его 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1Фес.4:7 ), предоставив свои тела в жертву святую ( Рим.12:1 ), будучи святы в поступках ( 1Петр.1:15:16 ) и непорочны ( Еф.1:4 ). Если Святый Дух даёт силы и помощь во всех жизненных функциях, то все функции должны быть чистыми; весь человек должен стремиться к богоуподоблению. «Сам Дух ходатайствует за верующих воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26:27 ), потому что верующие – сыны Божии, и Бог послал в сердца их Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! ( Гал.4:6 , ср. Рим.8:15 ). Поэтому и ложь есть ложь Духу Святому ( Деян.5:3 ). V Тело по преимуществу, само Тело, τ σμα не было бы таковым, если бы исключало из себя какое-нибудь частное тело. Потому-то оно и стоит над всеми отдельными телами, что несёт в себе всякое частное совершенство отдельного тела и, следовательно, не исключает из себя последнего. Но в то же время, будучи Телом совершенным, оно всегда и везде и при всяких условиях остаётся само собою. Всё для него, но оно – выше всего, не нарушая своего самотождества. Универсальность в смысле unum versum alios – таково третье и последнее существенное свойство Церкви 681 . Церковь есть полнота Христова, плирома Христа ( Еф.1:23 б). Но всё чрез Слово начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ); Христом – все, имы Им ( 1Кор.8:6 ), ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит ( Кол.1:16–17 ). Полнота Христова – полнота всех энергий, которыми создано всё бытие. Если сейчас Церковь – не всё актуально, то она – всё в потенции, ибо исполнена полнотою Христа. Ведь Господу Иисусу Христу всё предано в руки Отцем Его ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ; Ин.3:5, 13:3 ); Отец всё покорил под ноги Сыну ( 1Кор.15:27 ; Еф.1:22 ; Евр.2:5:8 ), так что что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну ( Ин.16:15 ). А от Бога – всё ( 1Кор.11, 12, 8:6 ); всё из Него, Им и к нему ( Рим.11:36 ), ибо Он всё создал Иисусом Христом ( Еф.3:9 ); Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010