Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Икона Божией Матери «Утешения» или «Отрады»   Чудотворная афонская икона Божией Матери «Утешения» или «Отрады»   Все это нам было представлено для поклоне­ния после утрени. Обязательный отец Филарет много нам услужил, и мы ему признательны, он такой скромный и приветливый. Литургия совер­шилась в параклисе Божией Матери «Утешения» или «Отрады». Чудотворная афонская икона «Отрады» здесь находится при правом клиросе, в стенной нише.   Лице Богоматери выражает сострада­тельную любовь и чувство удовольствия: взор Ее дышит кротостью и милосердием; на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лице младенчествующего Бога не таково: оно грозно, движение гнева заметно во всех чертах; взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе вот что рассказывают.   Бог весть когда и какой именно порой шайка разбойников подступила к Святой Горе Афонской с намерением на рассвете дня, как только растворится порта (дверь) одного из луч­ших монастырей, а именно Ватопедского, вор­ваться внутрь, избить монашествующих и раз­грабить богатство монастырское.   Разбойники, выступив ввечеру на берег, скрылись до утра в прилежащих монастырю кустарниках. Но Назирательница всей Святой   Афонской Горы Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться вар­варскому замыслу безбожников. На следующий день, по отходе утрени, когда все братия разо­шлись по своим келлиям на временный отдых, настоятель того монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утреннего прави­ла; только вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы:   - Не отверзайте сегодня обители, но взой­дите на стены монастырские и разжените раз­бойников.   Смутившийся игумен устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, и ему открылось ужасное чудо. Он видит, что лик Богоматери оживился, равно как и держимого Ею Младенца Иисуса.   Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Нее лице Свое и сказал:

http://isihazm.ru/?id=1699

Покров Богоматери: от чего защищает Она мир? Ее воздетые руки — не защита людей от гнева, а повторение дела Христа 14 октября, 2017 Ее воздетые руки — не защита людей от гнева, а повторение дела Христа Иисус простился на горе Елеон с учениками, благословляя – и стал возноситься, не опуская рук с благословляющим жестом. И Церковь в лице Богоматери повторяет этот жест — рассказывает Ольга Шульчева-Джарман. От чего защищает Она мир? Простирает Богоматерь руки над миром – от чего защищает Она мир? От гнева Сына ли? Неужели как громоотвод от молнии Зевса-Громовержца стоит Она там, одинокая? Неужели наши грехи, как любят говорить благочестивые люди, так прогневили Бога, что Его справедливое правосудие должно обрушиться на нас – и обрушатся неминуемо, если снимет Свой Покров Богородица? Получается, что дряхлый, ветхий мир победил. Он состарил подвиг Христа. Все, что сделал Человек Иисус Христос, утратило силу. Мир прирос грешками и грешищами. Уже милость Божия, излившаяся на Кресте, воссиявшая в Воскресении – эта всеобъемлющая милость Божия, о которой гововрит Христос и апостолы, эта милость состарилась, одряхлела с миром. Ей нужно обновление. И вот Мать Христа принимает на Себя удар. Она оказывается милостивее, добрее, щедрее Бога, Своего Сына. Христос Бог не может помиловать – и тогда приходит Мать, держа в руках полотно и простирая его над миром. Христос Бог обессилел, взирая на мир два тысячелетия – но у Матери хватит терпения и на тысячелетия тысячелетий. И Сын-Судия, Сын-Царь после Воскресения и Вознесения стал так же далек от Своего народа, от христиан, от всех людей земли, наконец, что требуется обновление Его дела, Его спасительного ходатайства – и Заступницей становится Мать. Что за чушь? – спросите вы. Нет, это не чушь, это вполне традиционное для языческих религий Средиземноморья явление. Старое божество отступает назад, к людям приближается божество или посредник божественного свойства другой генерации. К нему-то и обращены все мольбы, он-то (или она – богиня-посредница) и предстательствует о бедных людях, которые бояться гнева и суда (очень часто – праведного гнева и праведного суда) главного бога. Это повторение дела Христа

http://pravmir.ru/pokrov-bogomateri-ot-c...

Полный месяцеслов Востока. Том II Святой Восток Том I   Содержание План Общие замечания о перенесениях памятей святых Указатель Номера и годы Часть I. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Дополнение опущенных памятей Часть II. Заметки Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Часть III Приложение 1 1) Святые, дни памятей коих или самые памяти не показаны в месяцесловах и синаксарях. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия. 3) Иконы Богоматери чудотворной на Афоне. Из книги: Выший покров над Афоном. Другие иконы в Восточной церкви. 4) Иконы Богоматери, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование. Приложение 2 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Приложение 3 Ненаименованные святые События Приложение 4 Сравнительный календарь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Откябрь Ноябрь Декабрь Указатель 1 Праздники Господни Праздники Пресвятой Богородицы Святые Святые ненаименованные Указатель 2 Святые безымянные Особые события Указатель 3 Указатель 4 Святые безымянные Праздники и события Указатель 5 Прибавление Римские и греческие императоры На Востоке На Западе На Востоке Византийские епископы и патриархи константинопольские Патриархи александрийские Патриархи антиохийские Патриархи иерусалимские Папы римские Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи Цари Митрополиты Патриархи Императоры в Петербурге Дополнения Часть II. Заметки В части III. Приложению 1 К приложению 4     План Второй том Полного Месяцеслова Востока разделяется на три части: первую часть составляет самый месяцеслов Востока, вторую разные сведения о праздниках и святых Востока, которые мы называем заметками по их характеру; третья часть состоит из приложений и указателей. Часть первая . В первой части или месяцеслове святые в каждый день делятся на пять отделов:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье. Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: " идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана " . Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 6. Жизнь Богоматери по Вознесении Христовом Сион — имя, часто упоминаемое в приложении к той «горнице», в которой, по-видимому, соединялись ученики Христовы по распятии Его, представляет южную из возвышенностей, на которых лежит Иерусалим. Царь Давид укрепил его, выбрал местом постоянного жилища, устроил новую Скинию, в которую перенес Кивот Завета. Евреи считали Сион горой Божией, святой, и, хотя впоследствии храм Иерусалимский, заменивший Скинию, был воздвигнут на горе Мориа, но Сион продолжал считаться священным. Доселе на Сионской возвышенности указывают заветную «горницу Сионскую», явившуюся первым храмом священных событий. Тут Господь воскресший дважды являлся ученикам при затворенных дверях, тут был избран, по вознесении Его, на место предателя Иуды новый апостол Матфей; в той же горнице были собраны верующие, когда в день Пятидесятницы сошел на них Св. Дух. По преданию, около этой горницы находился дом св. Иоанна Богослова, где, по воле Господа, жила Пресвятая Богородица. Сюда приходили к Ней ученики Христовы, и вместе говорили они о всем пережитом за последнее время. Она рассказывала им о детстве и юности Христа, вместе вспоминали они дни страданий и смерти Его, и должно было казаться верующим, видевшим в своей среде Богоматерь, что Ее устами говорит сам Христос. Господь перед вознесением повелел апостолам пребывать в Иерусалиме, и 120 человек христиан проводили все свое время в неперестающей молитве, готовясь принять обещанного Утешителя. До смерти Христа мы не видим Богоматери среди Его учеников, — Она стояла как бы в стороне, — теперь же Она стала как бы средоточием молодой христианской общины. В день «пятидесятый» Богоматерь находилась вместе с апостолами и другими верующими. В третий час дня произошел шум как бы от бури, наполнивший весь дом, и в виде разделяющихся огненных языков на каждого из христиан сошел Св. Дух. Получив теперь обетованного Утешителя и Вдохновителя, апостолы, во исполнение слова Христа «шедше, научите вся языки», — разошлись с проповедью по вселенной, причем время от времени возвращались в Иерусалим. Богоматерь же пребывала с усыновленным Ей апостолом Иоанном, и любимый ученик Христов служил Ей с нежностью сына и бесконечной преданностью. Только раз, получив с апостолом Петром поручение — сходить в Иерусалим, чтобы призвать Св. Духа на новопросвещенных, он расстался с Богоматерью, но потом уже не покидал Ее в Иерусалиме до самого конца дней Ее.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта) После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы, который раньше принадлежал Ее предкам и около которого находился дом Ее родителей. Она подолгу молилась там, где Господь Иисус Христос часто проводил ночи в молитве и откуда повели Его на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквах, устрояемых апостолами в разных странах. И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земного странствования, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Богоматерь обрадовалась этой вести, так как это открывало Ей возможность снова видеться со Своим Сыном. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ею ап. Иоанну о том, что вскоре покинет этот мир, а потом уведомила об этом и своих близких. Ее родственник апостол Иаков (сын Иосифа от первого брака, называемый в Евангелиях “братом Господним ”), будучи епископом города Иерусалима, позаботился о том, чтобы прощание с Пресвятой Девой и ее похороны прошли достойным образом. К началу третьего дня дом Девы Марии наполнился Ее родственниками и близкими, которые не могли сдержать своих слез, предвидя скорую разлуку. К этому дню Промыслом Божиим из разных стран собрались апостолы, которые захотели попрощаться с Ней. Богоматерь в утешение плакавших обещала, что, предстоя Престолу Божию, Она будет молиться за них, а также за всех верующих, рассеянных по разным странам мира. Прощаясь со всеми, Она просила раздать бедным Свое небольшое имущество, а тело погрести в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее родители, праведные Иоаким и Анна.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы Подготовка текста, перевод и комментарии В. П. Гребенюка Сказание «О чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы» – одно из произведений Владимиро-Суздальской Руси XII в., которое следует рассматривать в контексте начинаний Андрея Боголюбского, предпринятых для установления почитания Богоматери во Владимире: постройки соборов – Успенского, Рождества Богородицы, Покрова на Нерли, установление праздника Покрова пресвятой Богородицы. Β рукописях указанному произведению предшествует, как правило, «Сказание ο победе над волжскими болгарами» 1164 г., которое некоторые исследователи приписывают самому Андрею Боголюбскому, а другие рассматривают эти два произведения как одно целое. По стилю они существенно отличаются: «Сказание ο победе над волжскими болгарами» более тесно связано с литературной традицией, книжным каноном, в нем присутствуют библейские параллели и реминисценции, тогда как «Сказание ο чудесах Владимирской иконы Богородицы» выделяется простым разговорным языком, диалоги героев выразительны, текст наполнен бытовыми реалиями XII века, а в описании чудес не наблюдается зависимости от литературного канона. Создавалось «Сказание», несомненно, на основе записей клира Успенского собора (здесь не один раз упоминаются поп Микула, поп Нестор, поп Лазарь). Инициатива создания «Сказания» исходила, вероятнее всего, от самого князя Андрея Боголюбского, видевшего в иконе Богоматери державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси. Сам Андрей был свидетелем более половины чудес, записанных в сказании, а одно из них, носящее глубоко интимный характер (о переживаниях, связанных с болезнью его жены), несомненно, могло быть услышано и записано только от него самого. Трудно предположить, чтобы κ моменту создания «Сказания» было уже известно ο победе над болгарами в 1164 г., происшедшей также при покровительстве Богоматери через ее икону, иначе это чудо, несомненно, попало бы в «Сказание». Однако «Сказание» заканчивается чудом ο Золотых воротах, когда пали только что построенные Золотые ворота и придавили жителей Владимира, собравшихся посмотреть на их красоту. Постройкой Золотых ворот (1163 г.) и походом на болгар (1164 г.) определяется время создания «Сказания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском кафедральном соборе Источник Благодати Твоея новое знамение дати восхотев, Петрову граду источник чудес отверзла ecu, Богомати, в иконе Твоей, да верующии вразумляются, труждающиися и скорбящии обретают готовое прибежище и заступление и прославляют Бога, даровавшего таковая (12 Кондак Акафиста). Величественный и знаменитый по своему богатству и благолепию Исаакиевский Кафедральный Собор пресветло красуется, яко зарею солнечною, чудотворною иконою Владычицы Богородицы. С пришествием в сей храм Святой Иконы, в нем открылся неистощимый источник исцелений и небесных утешений для всех с верою прибегающих к Заступнице Усердной. Пресвятая Богородица воистину неусыпающая в молитвах о роде христианском. Она, еще, будучи на земле, молилась за людей и по успении Своем предстоит престолу Всевышнего, изливая на род христианский бесчисленные благодеяния. Христиане с первых времен поручали себя покрову Матери Господа. Особенный покров Царицы Небесной распростерт над нашим отечеством, с самого начала его исторического бытия, Она, Небесная Заступница, дарует обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать от неистощимого источника святых икон Ее. По особенной благодати Божией Россия получила множество чудотворных икон, которыми укрепляется вера русских в предстательство Богоматери. В каждом городе, во многих селениях, в многочисленных храмах Руси православной находятся чудотворные иконы Владычицы. Бесконечное разнообразие чудотворных икон Пресвятой Богородицы есть памятник бесчисленных Ее благодеяний к роду человеческому. Дивную картину для благоговейного взора представляют самые явления чудотворных икон, великое утешение проливают сказания о бесчисленных чудесах, явленных от икон Богоматери. «Чудотворность является в иконах, – говорит знаменитый Святитель нашей церкви Филарет, – или ради молитв и совершенной веры избранных Богом, чтобы утешить и наградить их благотворными чудодействиями, или по вере некоторых человек начинающейся, чтобы ее подкрепить, или наконец по вере только предусматриваемой, чтобы ее возбудить, и расположенных на добро – к добру подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовная сила, привлекающая благодатную и чудодейственную силу». Но вера, привлекая чудо, и сама возвышается чудом. Сказания о чудотворных иконах Богоматери в России укрепляют веру в необоримую Заступницу земли Русской, расширяют любовь к Ней, поддерживают упование на Ее заступление пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Около восьми столетий местом пребывания Смоленской святыни, чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, был Успенский кафедральный собор. Сначала древний храм, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году и достроенный его внуком князем Ростиславом. Затем сменивший его ныне существующий собор, строительство которого продолжалось с перерывами и переделками почти сто лет - с 1677 по 1772 год. Однако культ иконы, ставшей Покровительницей и Заступницей Смоленска, не мог не найти отражения в строительстве храмов во имя чудотворного образа. Тем более что город стал обладателем еще одной реликвии - иконы Богоматери Одигитрии, подаренной Смоленску царем Борисом Годуновым на освящение крепостной стены в 1602 году. Во второй половине XVIII века в Смоленске было уже две Одигитриевские церкви. О первой известной в Смоленске Одигитриевской церкви сообщает Н.В.  Трофимовский: " на этом месте, именно на верхнем рынке, стояла деревянная церковь еще в 1655 г., когда Божия Матерь (древняя икона Богоматери Одигитрии Смоленской - В.А.), по присоединении Смоленска к России, возвращена была из Ярославля в Смоленск " . Поскольку мономахов Успенский собор пострадал от взрыва, а большинство православных храмов Смоленска во время осады 1609-1611 годов и польского владычества было разрушено или обращено в костелы, древняя чудотворная икона некоторое время находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же, по сообщению Трофимовского, царь Алексей Михайлович в обеспечение духовенства этой церкви причислил к ней 1000-й полк стрельцов и грамотой своей определил жалованье двум причтам, положенным при церкви. Грамота эта с царской печатью, " написанная на столбце " , хранилась в Смоленском губернском архиве до 1812 года. По свидетельству священника Никифора Мурзакевича, в 1764 году " Вместо деревянной каменная церковь Одигитрии Богородицы устроена с приделом Иоанна Воина и колокольнею иждивением прихожан " . Построена она была в стиле европейского барокко и представляла собой сложившийся в Смоленске ко второй половине XVIII века тип одноглавого храма - восьмерик на четверике, с примыкающими с запада трапезной и колокольней. Последняя, в отличие от большинства смоленских храмов, отличалась высотой и массивностью. Колокольня и часть западного фасада Одигитриевской церкви, открывающиеся в перспективе улицы Козловская Гора (ныне восточный участок улицы Ленина), запечатлены на городских открытках конца XIX - начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=35035

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010