Патриаршее слово в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе Ростова-на-Дону 14 октября 2009 г. 01:27 В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил праздничную утреню в кафедральном соборе Ростова-на-Дону. После богослужения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, Владыка архиепископ Пантелеимон, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! С глубокой радостью прибыл я на юг России, в главный город русского Юга Ростов-на-Дону с тем, чтобы помолиться вместе с вами. Несколько дней тому назад я имел возможность посетить Ростов Великий в связи с 300-летием блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского. Два города России имеют одинаковое название, и оба они связаны с именем святителя Димитрия. Ростов Великий играл важную роль в истории Средневековой Руси. Ростов-на-Дону имеет очень важное значение для современной жизни России. Мое пребывание в Ростовской епархии совпало с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в связи явлением чуда Богоматери. В древнем Константинополе жители обратились к Царице Небесной в самый страшный момент своей жизни, когда враг стоял у стен города, и мало было надежды на спасение. Горячая молитва горожан во Влахернском храме, и не только в нем одном, к Царице Небесной отобразилась великим чудом. Враг отошел от стен города, не причинив никакого ущерба. Это событие запечатлено в празднике Покрова. Покров, омофор Царицы Небесной есть символ защиты, покровительства Божией Матери над теми, кто с верой обращается к Ней в молитве. Все Церковные праздники имеют назидательное значение. Вспоминая молитвенный подвиг жителей древнего Константинополя, зная, как силой Богоматери пришло избавление, точно зная, что это не миф или легенда, а исторический факт, мы воспринимаем этот исторический факт как великое доказательство присутствия Царицы Небесной в нашей жизни. На Руси Божия Матерь всегда почиталась особо. Земля наша воспринималась древними русичами, да и в более позднее время, как Удел Пречистой Богоматери. Удивительно, что в самом Константинополе праздник Покрова сегодня не празднуется так ярко и так торжественно, как на Руси. Русские люди пропустили через свое сердце и сознание то, что некогда случилось в Византии, ощутили тот исторический пример, насколько близка Царица Небесная каждому из них.

http://patriarchia.ru/db/text/813897.htm...

Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1: Приидите, вси людие,/верою сошедшеся,/прославим Владычицу Богородицу, Заступницу рода нашего,/и, обстояще честную икону, любезно облобызаим ю, глаголюще:/радуйся, Пречистая Дево,/радуйся, Мати Господа Вышняго,/радуйся, покрове и спасение душ наших. Радуйся, Афонская Горо,/Слава бо Господня на тебе возсия./Яко бо многосветлая звезда, прииде от востока к западу,/в столпе огненне явися икона Богоматере,/озаряющи Афон своим пришествием. Якоже Моисею в Синаи купина явися иногда,/огнем убо опаляема, и невредима пребывши,/тако и Всенепорочныя священный образ огнем одевается и неопалим пребывает,/освящая взирающия с верою на него. Грядите радостно, иноков афонских лицы,/почерпите благодать неоскудную от иконы Богоматере, огнем блистающияся,/и приимите с верою и любовию:/яко во стену и ограждение обителем вашим преславно даруется,/да покрыет вас от всех враг видимых и невидимых. Слава, и ныне, глас 5: Приидите, людие,/чудотворному и всечестному поклонимся Божия Матере образу,/егоже дарова обители Иверстей яко стража неусыпна и необорима:/ограждает бо святую обитель и вся живущия на Афоне своим Покровом/и дарует обильныя дары исцелений/от неистощимаго источника святыя иконы всем, тую почитающим./Темже воспевающе, воззовем Первообразней:/радуйся, мирови помоще и утешение душ наших. Прокимен дне. На стиховне стихиры, глас 2: Вместилище чистое Света Пречистаго, Богородице,/славим Тя и поем, раби Твои,/яко явлением пречестныя Твоея иконы нас освящаеши. Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой,/Ты и кивот святыни Твоея. Слава Тебе, Христе Царю,/Слава многому о нас милосердию,/ибо даровал еси икону Твоея Пречистыя Матере,/благодати токи нам неоскудно изливающую. Стих: Клятся Господь Давиду истиною/и не отвержется ея. Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/осеняеми иконы Богоматере пришествием,/с верою приемлюще в ней стража нам неотступна, и возопиим Богородице:/покрый нас от всякаго зла и спаси души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 30 августа 2024 года 17. Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона. Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская» . В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня праздника вечером) совершается служба Погребения Божией Матери (А) . В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирона (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б) . А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1го часа. Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению . Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского) : «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с XV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь , осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери. …Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3й день праздника» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

31-е Положение пояса пресв. Богородицы Кроме ризы пресв. Богородицы сохранился между христианами в честный пояс ее, который во успении Божией Матери ею самою вверен был ав. Фоме, потом, как пишет Никифор Каллист, передаваем был между верующими, так же как и риза ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс Богородицы перенесен из Иерусалима, а по мнению иных из Зилы, в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатию, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивою Пульхериею, сестрою Феодосия Младшего (408–450). В IV в. Иосиф Студит написал канон на день положения пояса, с акростихом или краегранесием: «крепостию мя твоею опояши чистая Дева». В Х веке честный пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва философа I (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс пресв. Богородицы. Царица объявила о сем видении императору в патриарху: тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены и были благодарственные молитвы Господу Богу и пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь преблагословенные девы Богородицы: положение честнаго пояса пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь , приняв от греческой сие благочестивое установление, совершает также празднество в похвалу преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном ее поясе и залог благословения и утверждения православных царств. В песнопениях богослужебных в этот день Церковь прославляет пояс Богоматери, как кивот освящения верующим, священное ограждение, источник исцелений. Апостол и евангелие на Литургии в день Положения пояса Богородицы те же, что и в день положения ризы ее. И вообще песнопения в честь пояса Богородицы во многом очень сходны с песнопениями в честь ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа на всеблаженное Успение Всенепорочной Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Святого Григория Паламы, ариепископа Фессалоникийского Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию и необходимостию. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого слуха и, таким образом, напитало ваши души; но и потому, что мне весьма потребно, совместно с похвалами в церкви, излагать величие Приснодевы и Богоматери. И как желание, будучи сугубым против обыкновенного, побуждает и склоняет, так и неизбежная необходимость вынуждает; хотя слово не может постигнуть того, что выше всяких слов, подобно тому, как глаз не может, пристально взирать на солнце. А поелику несвойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями. Если честна смерть преподобных ( Пс. 115:6 ), и память праведнаго с похвалами ( Притч. 10:7 ): то насколько более – память Святейшей святых, чрез Которую – всякое освященние святым, – память Приснодевы и Богоматери, каковую (память) нам прилично сотворить с величайшими благохвалениями? Мы ныне празднично и творим святое успение или преставление, чрез которое умаленная на краткое время пред ангелами, превзошла без сравнения ангелов и архангелов, и сущие над ними премирные Силы Своей близостью к Богу, и от века предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами. Ибо ради Нее были предречения богодухновенных пророков, чудотворения, предуказавшие на великое чудо вселенной – Сию Приснодеву и Богоматерь; установления Духа, разнообразно прообразовавшая будущую действительность; обетования о рождении Имеющей родить бессеменно Рождаемого от Бога Отца предвечно… Царь всяческих возжелал таинственной красоты Приснодевы, как предрек Давид, и в Нее вселилась воплотившаяся Сила Всевышнего не чрез мрак и огонь, как богодухновенному Моисею, и не посредством бури и облаков, как пророку Илии явила Свое присутствие; а непосредственно, без всякой завесы Сила Вышнего осенила всепречистое и девственное чрево.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В настоящее время в нашей церковной практике употребляются две иконографии Сошествия Святого Духа на Апостолов: с Богоматерью во главе апостольского круга и традиционная иконография – без Нее. Это сосуществование двух иконографий одного и того же праздника одними признается нормальным и даже безразличным, другими же оспаривается и даже отрицается. Для одних отсутствие Высшей из всех находившихся в Сионской горнице, – Богоматери – представляется, как ущербление исторической истины и более того, полноты самого события Пятидесятницы. Другими же, присутствие Богоматери воспринимается, как несоответствие содержанию праздника. Поскольку оба эти иконографические варианта имеют своей отправной точкой событие, происшедшее в Сионской горнице на десятый день после Вознесения Господня и различие их заключается лишь в присутствии или отсутствии Пресвятой Богородицы, то возникает вопрос: чем обусловлено это различие в содержании того и другого варианта? Одно и то же ли они выражают? Поскольку наше время отмечено особым интересом к Церкви, поисками ее сущности, обостренным ощущением нужды в ней, иконографические темы экклезиологического характера приобретают особую актуальность. Среди них, может быть, главная тема – Пятидесятница. Поэтому содержание ее, в наше время особенно не может быть безразличным. Отсюда потребность осмыслить значение того и другого варианта иконы. Настоящая работа, не претендуя на исчерпывающее исследование иконы Сошествия Святого Духа, является попыткой разобраться в этих вопросах. Главными аргументами в пользу изображения Пресвятой Богородицы на иконах Сошествия Святого Духа являются текст Деяний Апостольских ( Деян.1:13–14 ) и текст Синаксария Вознесения, из которых явствует присутствие Богоматери в момент Сошествия Святого Духа. К этому добавляется древнейшее, дошедшее до нас, изображение Пятидесятницы, иллюстрация сирийского Евангелия Равулы VI века, где среди апостолов изображена Богоматерь, (иллюстр. 1), а также наличие изображений Пятидесятницы с Богоматерью в русских иконах и в Сийском иконописном Подлиннике XVIII века 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Икона Божьей Матери «Всецарица»: надежда для больных раком Икона Богоматери «Всецарица». Перед ней собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. 30 августа, 2019 Икона Богоматери «Всецарица». Перед ней собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. 31 августа Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери «Всецарица», через которую многим страдающим от онкологических болезней была явлена чудесная помощь и исцеление. Чудотворный образ Богородицы «Всецарица» (греч. «Пантанасса») хранится в Ватопедском монастыре Афона, слева от царских врат в соборном храме. По Преданию, икона была написана в XVII веке и стала благословением известного на Святой Горе старца Иосифа Исихаста своим ученикам. На образе изображена Богородица в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На Ее руках Богомладенец со свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Правой рукой Богородица указывает на Сына как на Спасителя всех людей. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву. В Москве образу Пресвятой Богородицы «Всецарица» можно поклониться в Алексеевском монастыре (храм Всех Святых), в Новоспасском монастыре и в храме святой мученицы Татьяны при МГУ. С этим образом связано множество чудесных случаев. В России он известен как икона, перед которой молятся онкобольные. Первые исцеления стали происходить в Детском онкологическом центре на Каширке. Чудесный образ, через который многим страдающим явлена чудесная помощь, сейчас находится в храме Всех Святых в Красном Селе (ныне Алексеевский монастырь). Но образ «Всецарицы» регулярно привозят обратно в Онкологический центр для служения молебнов. Икона Божьей Матери «Всецарица» Икона Богоматери «Всецарица», перед которой собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. На их лицах – особый след, который приносит с собой лечение. Это и особенная бледность, которую ни с чем не спутаешь, и редкие ломкие волосы, и взгляд, усталый и устремленный за те горизонты, за которые обычные люди заглядывать боятся.

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-vseca...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2015-09-23 13:41:55 Владелец: Swedaria Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона - семейная реликвия. В начале 20 века, по рассказам, была разделена между братьями при разделе другого имущества. Хотелось узнать какая эта икона Богородицы и, если возможно, что было изображено на второй иконе. [Добавлено 2015-09-24 11:54:23]: БОГОМАТЕРЬ АГИОСОРИТИССА [Добавлено 2015-09-24 11:54:31]: БОГОМАТЕРЬ АГИОСОРИТИССА [Добавлено 2015-09-24 11:54:42]: БОГОМАТЕРЬ АГИОСОРИТИССА Ответов: 2. Последний ответ: спасибо за информацию! Добавлено на опознание: 2015-09-14 09:59:28 Владелец: Romzess Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Осталась от деда, отец говорит сверху был крест(отломился) недостающей части нету к сожалению. Хочу узнать немного об этой иконе. расскажите о ней что сможете, заранее спасибо. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Святитель Николай Можайский " . Меднолитая пластика. 18 век. В навершии был образ Спаса Нерукотворного. Если не ошиблась, то вот такая же иконка в каталоге " Меднолит " : [...] Добавлено на опознание: 2015-09-02 15:47:52 Владелец: babanya Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: найдена где-то в 77-79 годах в Запорожской области. Ответов: 1. Последний ответ: Похоже на Казанскую икону Божьей Матери Добавлено на опознание: 2015-09-01 14:15:10 Владелец: nat Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона осталась от бабушки. Хотелось бы узнать чей лик изображен на иконе Ответов: 3. Последний ответ: Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов. Фрагмент иконы «Распятие Иисуса Христа» с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом Добавлено на опознание: 2015-08-15 16:31:49 Владелец: Dedushkaau Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона нарисована на цельном куске дерева. Пролежала на чердаке у близкой знакомой. По слухам ей около 400 лет но точно ничего сказать не может.

http://pravicon.com/unknown/98

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мохнатинская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в. Давшее название М. и. небольшое с. Мохнатин Черниговского у. и губ., прежде - деревня с приходом в с. Рудня (позже Редьковка Черниговского у.), находилось в 22 верстах от Любеча по дороге из Чернигова. В храме Рудни находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери, прославление которой пришлось на 1687 г., а история неразрывно связана с М. и. Время появления чудотворного образа в Мохнатине неизвестно, описания 653 чудес от М. и. были зафиксированы в церковной летописи «Чуда Пресвятой Богородицы Мохнатинской деючиися от образа ея чудовнаго» и охватывали период с 1691 по 1781 г. В кон. XIX в. было опубликовано описание 12 наиболее показательных чудес. Первое датировано 1 окт. 1691 г., когда в день Покрова Пресв. Богородицы получила исцеление «жителька» с. Мохнатин Анна Кондратова Носка. Наиболее часто по молитве к М. и. получали исцеление: страдающие от болезней ног (чудо 1-е; 19-е - Максим Дейнеченко из Рудни Клюсовской Стародубского у.); бесноватые (чудо 15-е - Василий Пашнихонок из с. Сытой Буды); глухие (чудо 41-е - Феодора Прищепиха из с. Пекуровка Городнянского у.); расслабленные (чудо 51-е - Иван Панченко из с. Кривец Стародубского у.); слепые и слепорожденные (чудо 54-е - Терентий Осипович из г. Могилёва; чудо 607-е - сын свящ. Конона Якевича, викария Благовещенской ц. г. Чернигова); роженицы (чудо 616-е - жена Иоанна Доброницкого); тяжелобольные, которых считали уже «полумертвыми» (чудо 293-е - пан Красовский, есаул Черниговский; чудо 329-е - Феодор, сын пана Василия Солонины из Козельца; чудо 615-е - Василий, сын Стефана Тернавского; чудо 620-е - Яков Лизогуб) ( П. С. 1893. 2. С. 177-179). Народное предание о М. и. было записано местным свящ. Лопуцким 31 мая 1851 г.: «По дороге от Чернигова к Любечу были церкви только в с. Рудне и Донжике, деревня Мохнатин принадлежала приходом к селу Рудне. Из бывших в Рудне двух священников - священник Филипп Петров, узнав, что вельможа Полуботок (в 1706 - 1722 черниговский полковник, в 1722 - 1723 наказной гетман Левобережной Украины.- И. З.) в с. Рудне (ныне Редьковка) начал строить новую большую деревянную церковь, купил у него старую малую церковь с. Рудни, в к-рой находился и явленный чудотворный образ Богоматери. Эту церковь священник Петров перевез в Мохнатин, который отделил от Рудни и сделал, с разрешения Архипастыря Лазаря Барановича, самостоятельным приходом. Чудотворного же Образа Богоматери вельможа Полуботок первоначально отдать не желал, и он поставлен был в новой церкви с. Рудни. Впоследствии дивные сонные видения заставили священника Петрова усиленно просить вельможу Полуботка отдать в Мохнатинскую церковь чудотворный образ Богоматери» ( П. С. 1893. 2. С. 53).

http://pravenc.ru/text/2564250.html

Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства 14 октября, 2020 Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Что такое Покров Пресвятой Богородицы? Какая история у этого праздника? Есть ли специальные молитвы и акафисты? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! История Покрова Божией Матери 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери . Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoy-bogo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010