В специальной раке справа от главного алтаря Собора хранится нетленная десница святого Апостола Андрея Первозванного, покровителя военно-морского флота России. Каждый год в сопровождении священников Собора святыня привозится на флоты России для молитвенного поклонения. На солее справа от алтаря под торжественной сенью покоятся мощи особо почитаемого на Руси святого - святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Святитель Алексий известен чудом исцеления Тайдулы, ослепшей матери золотоордынского хана Джанибека, а также великими трудами по объединению разрозненных русских княжеств вокруг Москвы, центра Православия. В Никольском (левом) приделе Собора, в иконостасе, находится одна из самых любимых икон прихожан - древний образ святителя Николая Чудотворца. Перед солеей обособленно расположена почитаемая икона Божией Матери " Тихвинская " . Здесь же, возле Распятия Господа, находится могила Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). На левой стене Никольского придела между двумя окнами - старинный образ Божией Матери " Нечаянная радость " . На колонне Никольского придела расположены иконы " Неупиваемая Чаша " , образ Покрова Пресвятой Богородицы, икона явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому и образ сорока Севастийских мучеников. В Благовещенском (правом) приделе Собора находится могила Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Слева от неё - почитаемый образ Божией Матери " Взыскание погибших " . На колонне Благовещенского придела расположены: икона праздника Богоявления (Крещения Господня), в честь которого освящён Собор, образ святых Царственных Страстотерпцев - семьи Николая II, икона Божией Матери " Боголюбская " , а также образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Из брошюры: Богоявленский Кафедральный Собор в Елохове. История и Святыни. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01857

Вообще замечательно, что Московская Иверская икона есть, быть может, единственная в мире святыня, которая никогда не бывает заперта, никогда не остается без присутствия людей. Казалось бы, ночью, особенно в зимнее время, народа могло бы не быть у Иверской часовни. А между тем на чугунном помосте лестницы и на ближайших панелях стоит и ходит народ, ожидая возвращения иконы. [...] Побыв какие-нибудь полчаса в часовне, икона опять увозится. Желание принять ее у себя так велико у москвичей, что они не останавливаются перед ночными часами... И так изо дня в день лик Богоматери объезжает град Богоматери... Ведь Москва при начале ее могущества была митрополитом Петром и Великим Князем Иоанном Калитой посвящена Богоматери и называлась «домом Богоматери " » (Сказание о чудотворных иконах Богоматери и Ее милостях роду человеческому. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993. С. 160–161). В 1918 и 1922 гг. часовня дважды подвергалась ограблению неизвестными злоумышленниками при попущении, а может быть, и при соучастии властей. В том же 1922 г. все оставшиеся ценности были уже изъяты большевиками, а сама часовня передана обновленцам. Часовня была снесена в 1929 г., а чудотворная икона перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она находится до сих пор. Часовня восстановлена и передана Церкви в 1995 г. В ней находится Иверская икона Божией Матери, специально для этого написанная на Св. Афонской Горе. Об Иверской иконе Божией Матери см.: Маевский В. А. Иверская Богоматерь на Афоне, в Москве и Белграде. Белград. 1932; Мерзлюкин А. С. История Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Париж. 1967; Запарина Л. С. Непридуманные рассказы. М. «Трим». 1995. С. 275–283. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери в Варварской башне Китай-города. Еще в XVII в. на наружной стене Варварских ворот Китай-города, выходивших на Соляную площадь, была установлена Боголюбско-Московская икона Божией Матери (на этом образе, написанном в конце XVII в., Царице Небесной молитвенно предстоят св. блгв.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Закрыть «Больше нет левых и правых, а есть глобалисты и патриоты» В столице России прошло первое заседание Московского отделения «Русского Собрания» 04.06.2016 935 Время на чтение 4 минуты 2 июня, накануне празднования дня Владимирской иконы Божией Матери, состоялось первое заседание Московского отделения общественной организации «Русское Собрание», сообщает Центральный совет Московского отделения «Русского Собрания». Заседание прошло на улице Сретенка, которая своим название как раз обязано Владимирской иконе Божией Матери. По церковному преданию, Владимирская икона Богоматери была написана евангелистом Лукой на доске стола, который находился в доме Иосифа, Богородицы и Господа нашего Иисуса Христа. Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а затем в женский монастырь под Киевом, в Вышгород. Уехав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, по которому она и была названа. Во время нашествия Тамерлана, при Василии I, чтимая икона была перенесена в Москву как защитница города. Сама улица получила название в XVII веке по Сретенскому монастырю, который находится на этой улице (ныне эта часть Сретенки называется Большая Лубянка). Монастырь же получил своё название в честь избавления Москвы от завоевания войсками Тамерлана в 1395 году. Ожидая нашествие, великий князь Василий Дмитриевич распорядился перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 26 августа (8 сентября) 1395 года москвичи вышли сретать (встречать) икону. На месте встречи иконы в 1397 году был заложен монастырь, названный Сретенским. Старые названия улицы — Устретенская (начало XVI века) и Стретинская улица. Как показал итог встречи членов центрального совета Московского отделения «Русского Собрания», промыслительным стало многое и даже само место, в котором прошло заседание, причем предварительно планировались два других места, а это стало третьим и окончательным, в его названии присутствует слово СССР , а внутреннее убранство оформлено фотообоями с изображениями времен и фигур Московского царства при Иване Грозном.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/04/bo...

Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Слыша эти расссказы, благочестивый князь отправился в монастырь, где стояла эта чудная икона. Со слезами пал он пред св. образом, говоря:  О Пречистая Госпоже, Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего, аще хощеши, можеши ми помощница быти и в Ростовской земли, идеже тщимся шеествовати, и тамо посети нас Владычице!  — Долго молился Андрей пред св. иконою и вышел из храма, твердо решив переселиться в северную Русь, веруя и надеясь на заступление Царицы Небесной. Тайно от всех, даже не сказав отцу, с семейством, священником, диаконом и немногими придворными Андрей Георгиевич весною в 1155 г. выехал из Вышгорода. Вместо всяких сокровищ взял он с собою эту чудотворную Греческую Икону Богоматери. Этот монастырь и город, который при нем основался, получил название Боголюбова, потому что это место возлюбила Богоматерь. Здесь стояла взятая из Вышгорода Чудотворная Икона Богоматери до тех пор, пока не была выстроена Владимирская Успенская златоверхая церковь. Часто бывал князь Андрей в Боголюбовом монастырь. Здесь он был замучен, когда, потеряв своего 20 летнего сына Глеба, удалился в монастырь, чтобы уединенной молитвой облегчить свою скорбь. После смерти князя Андрея все сокровища Боголюбова были разграблены, осталась только одна Икона Божией Матери, написанная в память явления князю Богоматери и названная Боголюбскою. Икону Богоматери Боголюбской всегда уважали. В 1432 г. Великий Московский князь Василий Васильевич выпросил себе список с этой Иконы и поставил его во храме Сретения во Дворце. В 1680 г. Царь Феодор Алексеевич приложил к Иконе Богоматери Боголюбской золотой крест, который никогда с нее не снимается.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Закрыть Богоматерь Владимирская Путь от «украинского» Вышгорода к «москальскому» Суздалю 10.09.2016 340 Время на чтение 8 минут Сегодня во всех храмах на Украине отмечается память Владимирской иконы Божией Матери. Даже в церквях, захваченных никем не признанным, но национально-сознательным «киевским патриархатом». И это несмотря на то, что Владимир на Клязьме, в честь которого названа икона - «первая столица клятой Москальщины», а освятивший чудотворным образом великокняжеский Владимирский престол Андрей Боголюбский - « первый клятый москаль ». Все три чествования Владимирской Богоматери в православном календаре связаны со спасением Москвы: в 1395 году - от войск Тимура; в 1480 году - от Золотой орды хана Ахмата; в 1521 году - от крымского хана Мехмед Гирея. Пред Владимирской иконой совершались избрание и поставление первого предстоятеля автокефальной Русской Церкви митрополита Ионы (1448 г.), первого Патриарха Московского и всея Руси святителя Иова (1589 г.). И ведь народ до сих пор чтит этот образ и на Украине (где вряд ли найдётся епархия без прихода Владимирской иконы), и в Белоруссии, и в Молдавии, и в Казахстане, и в Прибалтике! В краях, казалось бы, «веками угнетённых» тем самым Царством, зерно которого было брошено под Владимиром на Клязьме и взошло на берегах Угры, зовущейся с той поры Поясом Богородицы. А сложилось так потому, что все эти идеологические мифы - об «извечной европейскости свободолюбивых укров и белорусских литвинов», об «азиатской природе тюрьмы народов» - наносное, навязанное в последнюю сотню лет нашей многовековой истории. Память же поколений, хранимая в православных сообществах, удерживает историческую правду. Правду без прикрас и умолчаний. Путь от «украинского» Вышгорода к «москальскому» Суздалю Андрей Боголюбский, князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский, великий князь Владимирский... Это он перевёз чудотворный образ из своей «украинской» вотчины Вышгорода под «москальский» Суздаль. По понятиям украинских неонацистов, князь Андрей - «монголо-татарский угро-финн», лишь по недоразумению имевший своими отцом и дедом «чистокровных украинцев» Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха. Да, «воевал» Киев, мать городов русских (заметьте: не украинских). Однако украинские историки, начиная с Грушевского, упорно игнорируют тот факт, что под знамёна князя Андрея собралась рать из 11 княжеств, большая часть которых располагалась на территории нынешней Украины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Святой Андрей сам участвовал в литературном и литургическом творчестве (50). Он принимал участие в создании «Службы Покрову», в составлении Владимирского летописного свода 1177 г., завершенного после смерти князя его духовником, священником Николаем. Ко времени княжения святого Андрея Боголюбского относится и создание окончательной редакции «Сказания о Борисе и Глебе», вошедшего в «Успенский сборник», древнейшую русскую Четью-Минею, принадлежавшую первоначально одному из храмов г. Владимира (51). Князь был глубоким почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса висел над его постелью В ночь на 30 июня 1174 г. святой князь Андрей Боголюбский погиб в Боголюбове от рук изменников. Младший любимый сын святого Андрея, святой благоверный князь Глеб, умер в 20-летнем возрасте незадолго до гибели отца. Старшие его сыновья, помощники и сподвижники, погибли в сражениях. Единственный сын, переживший отца, Юрий, женился (в 1180-х годах) на святой благоверной Тамаре, царице Грузинской. В 1395 г. 26 августа была перенесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно избавившая столицу от нашествия Тамерлана. Москвичи встречали ее на Кучковом поле (там был затем построен Сретенский монастырь), где когда-то была усадьба боярина Степана Кучки, на дочери которого женился в 1139 г. князь Андрей. В 1475 г. Митрополит Московский Филипп I и великий князь Иоанн III начали строительство Успенского собора в Московском Кремле, «храм великий весьма в меру храма Пресвятой Богородицы, что во Владимире, которую создал благоверный князь Андрей Боголюбский Юрьевич, внук Мономахов». XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский Тринадцатое столетие было переломным в истории Европы и христианства. Произошли события, изменившие ход мировой истории, затронувшие все стороны духовной, социальной и государственной жизни народов. Западный мистик аббат Иоахим Флорский, или Фиорский (1202), провозгласил наступающий век «веком Иоанна», идущим на смену «веку Петра», ожидались великие изменения в отношениях Восточной и Западной Церквей, стран Востока и Запада (51 а). В те годы в Русской Церкви прозвучала огненная проповедь преподобного Авраамия Смоленского (1221), одного из наиболее ярких представителей русского эсхатологизма. Очевидец княжеских усобиц, современник покаянного «Слова о полку Игореве» преподобный Авраамий со всей силой своего пророческого дарования обращал к людям великий призыв: «Кайтесь, ибо время близко!»

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Риза на этой иконе сребро-позлащенная, 84 пробы, весом 3 ф. 70 зол., а таковой же крест, весом 40 зол. Эта икона со крестом пожертвована купчихою г. Славянска. г-жею Вышемирскою, и находится на жертвеннике в Трапезной церкви. Икона Благовещения Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, находящегося в Успенском соборе Московского кремля. На сей иконе предвечный Младенец изображен в персях Приснодевы, воплотившимся в минуту благовествования. Святая икона сия принесена в дар обители московским купцом Василием Гавриловичем Рыбаковым. Она помещается в соборном храме на левом столбе, близ солеи. Икона Боголюбской Божьей Матери, сооруженная на средства обители в 1889 году марта 7 дня, писана во Владимире. Святая икона сия есть точная копия с чудотворного образа Богоматери, находящегося в Боголюбском монастыре. Лик Божией Матери на сей иконе умиленный и испрашивающий милости у Господа щедрот нижеследующими словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже мой! Молю Тя, да пребудет божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоей да снисходит всегда на место сие, Мною избранное». Крест сребро-позлащенный, с таковою же ручкою и распятием, заключает в себе частицы мощей св. угодников Божиих. Весу в этом кресте 38 золотников. Он дан в благословение бывшему игумену, а впоследствии архимандриту этого монастыря, о. Арсению и братии, в гор. Харькове, епископом Иннокентием Борисовым , когда, о. Арсений и эта братия следовали из Глинской пустыни в Святогорскую, тогда восстановлявшуюся, – 16 апреля 1844 года. Крест серебряный, позлащенный. 84 пробы, с чеканными изображениями: Распятия, Воскресения, Снятия со креста, Положения во гроб и Сошествия во ад; имеет на серебряном своем подножии изображения: Распятия, Божией Матери, Св. Николая и Преп. Сергия Радонежского. Весу в этом кресте 5 ф. 13 золотн.; оценен же он в 150 руб. сер. Это дар кн. А. Б. Голицына, кроме подножия, сделанного самим монастырем. Крест напрестольный, заключавший прежде свят. мощи. Ковчег, сребро-позлащенный на престол соборной Успенской церкви, заключает в себе частицы Животворящего Креста Господня и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в.//ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ сер. XII в.; с его помощью связана защита Вел. Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, к-рый, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины. Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды ( Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери. Сер. XII в. (собор Св. Софии в Вел. Новгороде)

http://pravenc.ru/text/199925.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Знамение (Знамение Новгородская) " Описания иконы Описание иконы Знамение Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед Собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI–XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под с[...] Икона Знамение - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне. В храмах круглосуточно молились люди, церковное пение сливалось с плачем молящихся. Архиепископ Новгородский Иоанн три дня и три ночи молился перед алтарём соборной церкви. На третьи сутки архиепископ услышал голос, повелевавший ему для спасения города взять из Спасского храма на Ильинской улице икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городс[...]

http://pravicon.com/icon-117

Алатырь. Церковь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " . Церковь. Действует.   Престолы: " Нечаянная Радость " иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно не ранее 2002. Адрес: Россия, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Тельмана, 58 (на городском кладбище) Координаты: 54.825821, 46.572289 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История строительства церкви на территории городского кладбища начинается с 2002 года. Тогда было благословлено начало строительства, и был поставлен крест на месте будущего алтаря.В первые годы были построены мастерские для рабочих и строителей, дом для священника. А для совершения панихид и отпеваний была построена часовня, которая строилась 2 года мастеровыми людьми села Сойгино и города Алатыря. 8 мая 2005 года викарный Епископ Алатырский и Чувашский Савватий освятил её в честь новомучеников и исповедников Российских. Этому событию предшествовал крестный ход от церкви Рождества Пресвятой Богородицы, освящение иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и водружение трехметрового дубового Распятия. Все иконы храма Божией Матери «Нечаянная радость», кроме икон праздничного чина иконостаса написаны Ольгой Норкиной. Всего лишь за 3 месяца, с мая 2010 года, были написаны образы Архангелов Михаила и Гавриила, святых: равноапостольного  князя Владимира, благоверного князя Андрея Боголюбского, преподобных Сергия  Радонежского и Серафима Саровского. Все они соединились в иконостасе как собиратели Земли Русской и предстоят пред иконой Божией Матери «Державная», которая находится в храме как главная алтарная икона. Над созданием резных икон часовни, трехметрового дубового Распятия и икон храма трудился педагог художественной школы Алатыря Александр Шлягин. Им были созданы образы «Нерукотворного Спаса», Божией Матери, первоверховных апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, икона «Не рыдай мене, Мати». Во внешнем украшении храма Божией Матери «Нечаянная радость» не последнее место занимают керамические иконы и керамические детали иконостаса, выполненные в мастерской московских художников Перовых Антона и Ольги. Все мозаичные работы для храма выполнены московскими мастерами – Алексеем Мальцевым, Анастасией Денеш и Игорем Максимовым. Иконостас нового храма создавался два года. Художественное оформление иконостаса выполнено в московской мастерской церковного искусства «Киноварь» А. Лавданского. Основной фон иконостаса – это возрожденное художественное литьё, напоминающее древнерусскую кольчугу. Все чины иконостаса и иконы обрамляет деревянная резьба.  Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22765

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010