Одно время я занимался войной 1812 года. В частности Бородинским сражением. Этой темой 40 лет занимался покойный академик Иванов. Поле это он прошел вдоль и поперек сначала с войсками русскими, потом французскими. Говоря о сражении этом, Николай Иванович всегда утверждал, что только предстательство Смоленской иконы Божией Матери спасло наше государство и нашу армию от поражения. Об этом мало кто говорит. Еще меньше кто знает, что она была украдена в советское время на рубеже 33-38 годов. Никто не знает теперь, где она. Есть список. Сама икона более 100 лет находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и там сейчас мы можем видеть один из величайших списков этой иконы. Это не шедевр, нельзя так об иконе, но это наивысшая красота духовного и божественного мира. Спустя столетия Смоленск вернулся под руку Москвы, после 1515 икона была перенесена в Смоленск, и с этого года каждый год совершается праздник иконе. 15 лет тому назад была принесена десница княгини Елизаветы Федоровны, крестный ход прошелся по всей нашей русской земле от Владивостока до Бреста. Эта икона все время находилась с мощами, возглавляла шествие. Надеюсь, когда потребуется, этот величайший образ займет свое место с войсками русской армии. Меня недавно спросили, зачем столько икон Богородицы, как это они так появляются. Это же просто! Если икона была явлена в Казани, то она Казанская. А есть Владимирская, которую спасал Андрей Боголюбский. Принес ее во Владимир, а потом она торжественно вошла в Москву и стала её охранять. А есть Донская, связанная с Куликовским полем. А есть Корсунская, которая связана с битвой на Курской дуге. Таких много. Божия Матерь нас любит, никогда не оставит, если мы будем соответствовать тому, что ей необходимо показать. Вернусь к учебникам. Они не отвечают на главные вопросы. Как можно не сказать о Сергии Радонежском, его воинах Ослябе и Пересвете, которые заложили фундамент русского государства, освободили. А Федор Ушаков, память которого недавно праздновали? А Серафим Саровский, как без него можно говорить об истории? А современные люди? Архимандрит Кирилл Павлов, например.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

Этот монастырь и город, который при нем основался, получил название Боголюбова, потому что это место возлюбила Богоматерь. Здесь стояла взятая из Вышгорода Чудотворная Икона Богоматери до тех пор, пока не была выстроена Владимирская Успенская златоверхая церковь. Часто бывал князь Андрей в Боголюбовом монастырь. Здесь он был замучен, когда, потеряв своего 20 летнего сына Глеба, удалился в монастырь, чтобы уединенной молитвой облегчить свою скорбь. После смерти князя Андрея все сокровища Боголюбова были разграблены, осталась только одна Икона Божией Матери, написанная в память явления князю Богоматери и названная Боголюбскою. Икону Богоматери Боголюбской всегда уважали. В 1432 г. Великий Московский князь Василий Васильевич выпросил себе список с этой Иконы и поставил его во храме Сретения во Дворце. В 1680 г. Царь Феодор Алексеевич приложил к Иконе Богоматери Боголюбской золотой крест, который никогда с нее не снимается. В 1771 г., когда во Владимире была сильная моровая язва, жители города вследствие чудесных явлений, бывших некоторым благочестивым христианам, просили позволения принести из Боголюбова монастыря Чудотворную Икону Богоматери. Но по настоянию врача Каппеля, лютеранина, доказывавшего, что от большого стечения народа язва еще боле усилится, Преосвященный отказал гражданам. Владимирцы же твердо верили в помощь Богоматери и настаивали на своем. Наконец Преосвященный исполнил их просьбу и 22 октября чудотворную Икону внесли в город, обнесли кругом с крестным ходом в сопровождении множества народа. Все усердно молились, твердо надеясь на помощь Богоматери и не обманулись. Очевидцы говорят, что ни в монастыре Боголюбове, ни селе, прилегающем к нему, моровой язвы не было. Даже заразившиеся, с трудом дойдя до Боголюбова монастыря навстречу Богоматери, получили исцеление. И во Владимире в этом же году в ноябрь чума прекратилась. Замечательно, что тот же неверующий врач Каппель, на другой день по внесении св. Иконы в город, обходя свой квартал, к своему удивленно увидел, что даже те, которые были безнадежны, получили облегчение.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

После крестного хода с чудотворною иконою почти все, даже самые безнадежные, больные выздоровели, и из сотни больных умерло лишь двое-трое, а затем вскоре моровая язва и окончательно прекратилась во Владимире. Между тем, моровая язва продолжала свирепствовать в Москве, унося в могилу каждый день по нескольку человек. Жители первопрестольного града в страхе прибегали к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их об избавлении от праведного гнева Божия. Когда слух о чудотворениях Боголюбской иконы Божией Матери во Владимире дошел до Москвы, то и здесь стали притекать с мольбою к этой иконе, слезно прося Заступницу усердную, Матерь Господа вышняго, об избавлении рода христианского от губительной болезни. По вере и усердию молящихся, болезнь и здесь начала ослабевать. С того времени и в Москве прославилась Боголюбская икона Божией Матери и доселе с благоговением чтится всеми набожными горожанами. II. Как часто ныне истощаются иные в домогательстве помощи человеческой, а не вспомнят о Боге «Помощнике в скорбех» ( Пс.45:2 )! Сколь многие из нас стараются найти себе облегчение в нужде и болезнях у людей, а не помыслят, что есть усердная за всех Заступница, Матерь Бога нашего. Правда, Она помогает в бедах и скорбях не всегда, а только тогда, когда мы заслуживаем Ея помощи и ходатайства пред Богом. а) Итак спросим себя: когда и в каких случаях можем надеяться получить, чего просим, у небесной Матери нашей? Всегда, когда просим Ее с живою, непоколебимою верою, с детскою любовию и покорностию, с твердым и несомненным упованием, с искренним желанием употребить все, подаваемое Ею по воле Божией, во благо и спасение души своей; особенно же, когда сами с искренним усердием и любовию к Ней стараемся быть истинными детьми Ея, истинными последователями Божественного Сына Ея, Господа Иисуса Христа; когда, подражая Ей, стараемся благоугождать Господу исполнением святых и животворных Его заповедей, служа Ему с благоговением и страхом – верою и чистотою, воздержанием и терпением, любовию и милосердием к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная. В 1924 г. Покровская церковь была закрыта. В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря. В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из керамических плиток. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов. В мире больше нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью. Удивительно также то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

http://sobory.ru/article/?object=02168

О реставрационных ошибках не принято говорить, но нельзя не отметить: после поступления этого шедевра во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году реставратор Ф.А. Модоров провел укрепление красочного слоя методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. А его коллегам из мастерских ВХНРЦ, где икона находилась на реставрации с 1956 по 1976 годы, потребовалось разработать специальную методику для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. — Методы укрепления красочного слоя иконы, которые применяли наши первые реставраторы в 20-е годы, мы сегодня не приемлем, но  иных тогда не было, — говорит директор ВХНРЦ им И.Э.Грабаря Алексей Владимиров. А вот как прокомментировал ситуацию секретарь Владимиро-Суздальской епархии и заслуженный художник России архимандрит Иннокентий (Яковлев): — Помню, как после последней реставрации сотрудники ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря сказали: «Состояние иконы Боголюбской Божией Матери можно сравнить с состоянием тяжелого хронического больного». Первый киот, в котором она находилась, делал музей. На второй, со сверхновыми капсулами, рекомендованными учеными, собирала средства епархия. У государства денег не было. Да, положение с температурно-влажностным режимом Успенского собора Княгининского монастыря трудное. Этот храм ниже земли и поэтому вбирает постоянно в себя воду, а бутовый фундамент проводит ее внутрь. Саркофаг у иконы не был герметичным. Из помещения церкви влага проникала и внутрь витрины. Боголюбскую Богородицу надо спасать всем вместе! Мы глубоко переживаем за ее состояние. Дерево, в отличие от холста, реагирует на климатические колебания медленно. И нынешние серьезные изменения иконы, как утверждают московские реставраторы, — накопившийся эффект. — Одной витрины мало, нужно помещение со специальным климатом, и специальным осушителем, — поясняет Александр Скворцов. О том, вернется ли икона когда-нибудь в стены монастыря, увидят ли ее снова паломники, туристы, гости Владимира, речи в ближайшие годы идти не может. Сначала необходимо разработать и утвердить методику реставрации, и все это процессы, требующие времени.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-ka...

Часовня Богоявленскаго монастыря, на Никольской. Освящена 11 февраля 1873 года. Часовня у стены Китай-города, в Никольском тупике, близ церкви Троицы, что в Полях. Поставлена на месте 6ывшего здесь храма Преподобного Сергия. Христа Спасителя, на Москварецкой улице, близ Москварецкого моста. Принадлежит Давыдовой Вознесенской пустыни Серпуховского уезда. Иверской Божией Матери. Находится при внешней стороне Воскресенских ворот. Икона привезена в Москву 13 октября 1652 года, а поставлена на нынешнем месте 19 мая 1669 года. Часовня построена в 1791 году. Принадлежит Николо-Перервинскому монастырю. Сергия Радонежского. Построена в 1863 году, при Ильинских воротах. Принадлежит Гефсиманскому скиту Троице­Сергиевой Лавры. Боголюбской Божией Матери. Находится внутри Варварской башни Китай-города. Икона была при Варварских воротах еще в XVIII веке, а часовня устроена в 1880 году. Состоит в ведении Православного Миссионерского Общества и приписана к Покровскому монастырю. Александра Невского, у Охотного ряда, на Моисеевской площади. Построена по проекту архитектора Д. Н. Чичагова Обществом Поощрения Трудолюбия В. И. Ч. О. в память воинов, на брани убиенных во время Русско-Турецкой войны 1877–1878 годов. Освящена 28 ноября 1883 года. На месте нынешней часовни в древности стоял Моисеевский женский монастырь, упраздненный в 1764 году. Монастырская церковь разобрана в 1789 году. Плевненский памятник, на Ильинской площади. Сооружен в виде часовни в 1887 году воинским чинам гренадерского корпуса, который принимал главное участие во взятии Плевны 28 ноября 1877 года. Саввы Сербского , при церкви Кира и Иоанна, на Солянке. Принадлежит подворью сербского митрополита. Часовня при церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях. Солянка, Подколокольный переулок. Принадлежит подворью папы Александрийского. Николая Чудотворца, у Каменного моста, на углу Софийской набережной и Всехсвятской улицы. Часовня на этом месте существовала с начала XVIII века и принадлежала Донецкому монастырю. В 1764 году монастырь был упразднен, а часовня около 1777 года была отдана во владение новооснованной тогда Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери. Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему», и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его». Что же касается Силуамской иконы Божией Матери, то ничего не известно ни о месте, где она находится, ни о том поводе, откуда произошло такое ее наименование. Икона «Предвозвестительница» Образ Богоматери, именуемый «Предвозвестительница», в настоящее время находится на Афонской горе, в Костамонитской обители, и прославился следующим образом. Однажды 1 августа, накануне дня праздника обители, которая была посвящена св. первомученику архидьякону Стефану, екклисиарх Агафон, в схиме Захария, был охвачен великой скорбью: приближался праздник обители, а ее припасы настолько оскудели, что не было даже масла, чтобы возжечь в столь торжественный день церковные лампады! Когда наступила ночь, Агафон обратился с горячей слезной молитвой к Божией Матери. Он столь усердно молился пред Ее святым образом, что, изнемогая от труда и скорби, здесь же сел в братское седалище, стоявшее перед иконой, и тотчас же заснул. Во сне он услышал голос, исходивший от св. иконы Богоматери и повелевавший ему не скорбеть и не сокрушаться, так как сосуд церковный полон елея, а кладовые хранят в себе все необходимое для поддержания существования обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

В ходе проверки состояния иконы «Богоматерь Боголюбовская» специалист Владимиро-Суздальского музея-заповедника обнаружила на ней белые пятна. Комиссия из московских специалистов по реставрации темперной живописи и музея-заповедника провела вскрытие климатической витрины, в которой хранится икона. В результате обследования были зафиксированы три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей… Очередная серьезная проблема с ее сохранностью возникла после передачи иконы по просьбе церкви в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. Среди главных причин обострения «болезни» святыни специалисты назвали замену в храме полов из керамической плитки полированным цветным гранитом. В результате этого был нарушен воздухообмен. Решение реставраторов было однозначным — вернуть икону из действующего храма в фонды музея-заповедника. И 4 июня 2009 года памятник был определен в отдельное помещение в Палатах музея и хранился в горизонтальном положении при температуре воздуха +18 – +19 градусов по Цельсию и влажности 49-50 процентов. А в феврале 2010 года 9 столичных специалистов в области реставрации иконописи окончательно определились с судьбой святыни – «Богоматерь Боголюбовская» останется во Владимире. А приезжать сюда и работать вахтовым методом будут московские реставраторы. С томографом и сканером Реставрация продолжилась шесть лет. Ее назвали революционной, а труд художника-реставратора – подвигом. Чтобы понять масштабы прогресса, произошедшего в этой сфере за последнее столетие, необходимо вернуться в прошлое. Так, после поступления «Боголюбовской Божьей Матери» во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году реставратор Ф. А. Модоров провел укрепление красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. А его коллегам из мастерских Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, где икона находилась на реставрации 18 лет — с 1956 по 1976 год, потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. Ставили задачу спасти древнейшую икону, а обрели подлинный образ

http://pravmir.ru/otkryilsya-lik-bogolyu...

Шариковы захоронены именно 1 июля, в день празднования Боголюбской иконы Божией матери, поскольку и кладбище именуется Боголюбским самим Михаилом Семеновичем. Над его входом была когда-то расположена икона Боголюбской иконы Божией матери, стояли деревянные врата, на двух гектарах земли было порядка 600 захоронений. Кладбище существовало примерно 40 лет (как удалось установить, с 1892 по 1932 год). Времена не выбирают, в них живут и умирают – На недавней презентации в связи с обретением останков ещё одного священника, отца Сергия, настоятеля Боголюбской церкви с 1907 по 1914 год, Вы поделились планами создать место памяти выдающихся предков и построить храм Святого Духа. – Считаю, что именно на месте бывшего Боголюбского кладбища, варварски разрушенного в начале XX века, была бы уместна реализация того самого проекта, о котором я говорил. Во-первых, потому что там покоится Михаил Семёнович, главный строитель храма Святого Духа, входившего в Боголюбский комплекс; во-вторых, потому что этот погост принадлежал Боголюбскому приходу; в-третьих, традиционно храмы в честь сошествия Святого Духа на апостолов строились на кладбищах. Словом, есть все предпосылки, чтобы построить на этом месте храм. Тем более что планируемая дорога теперь по кладбищу не пройдет – депутат Сергей Гуржин добился этого, и сейчас мы ведём переговоры с Лесным хозяйством Московской области, а по Лесному кодексу на землях Лесфонда разрешается возводить церкви, не меняя статус земель. Есть люди, готовые на начальном этапе вложиться в реализацию этого проекта. – Место для будущего храма уже определили? – Тут всё удачно сложилось. Прямо по границам кладбища лес засох, его сам же Лесной фонд и вырубил, и образовалась поляна. Напомню, что в 2019-м мы будем праздновать 105-летие каменного храма Святого Духа. Он был освящен в 1914 году. Тогда епископ Трифон Туркестанов преподнес Михаилу Шарикову, как строителю храма, икону Божией Матери «Скоропослушница», привезённую с Афона. Эту икону внук Михаила Семёновича Александр Алексеевич Лукьянюк обещает передать вновь сооруженному храму. То есть преемственность здесь будет непосредственная.

http://pravoslavie.ru/114536.html

В 2000 году на ж/д станции Покров (дер. Перепечино) была восстановлена и начала действовать часовня в честь святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Божьим промыслом часовня была открыта в воскресенье 16 июля – накануне злодейского убийства в Екатеринбурге семьи последнего Российского Императора Николая II. Вскоре, 25 августа, состоялось освящение часовни Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Шел пятый день после завершения юбилейного Архиерейского собора в Москве, на котором были прославлены в лике святых более тысячи Новомучеников и исповедников Российских. В их число вошли святые Царственные страстотерпцы – Царь Николай, Царица Александра, Наследник Престола цесаревич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Часовня на станции Покров стала первым в России святым местом, освященным в честь Царственных мучеников. С первых дней после её открытия каждый день в часовне читается Акафист Царственным страстотерпцам. За минувшие годы в часовне появились не только иконы Царственных мучеников, сегодня здесь можно увидеть целый ряд икон русских святых: благоверного князя Андрея Боголюбского (с частицей мощей) и благоверного князя Александра Невского, святителя Афанасия, епископа Ковровского (с частицей мощей), святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, святой блаженной Матроны Московской. Восстановлением часовни на станции Покров занималась Галина Николаевна Фомичева, жительница деревни Перепечино, журналист по профессии. Предлагаем вашему вниманию подготовленную ею публикацию, повествующую о восстановлении часовни. Царская часовня в деревне Перепечино Кто и когда построил часовню в деревне Перепечино, стоящую напротив здания вокзала железнодорожной станции Покров, местным краеведам установить не удалось. Престольным праздником здесь всегда был и остается день памяти пророка Божия Илии 2-го августа. Служить в часовню до её закрытия приезжали священники из Свято-Покровского храма г. Покрова. В часовне, или в здании вокзала, где проходило богослужение в зимнее время, была большая напольная икона Покрова Божией Матери. После закрытия часовни примерно в 1926 году эта икона хранилась в семье Василия Федоровича Филиппова, а затем была отдана в село Марково. Об этом рассказывала его дочь Александра Васильевна Перехожева.

http://sobory.ru/article/?object=04415

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010