Николо-Кузнецкий храм : оригинал иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм Воскресения в Сокольниках : иконы Божией Матери «Страстная», «Целительница», «Иверская», «Грузинская» и «Боголюбская». Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате : иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Казанская» и «Ахтырская». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке : иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Коневская», икона свт. Спиридона Тримифунтского. Ильинский храм : оригинал иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Спасо-Преображенский храм на Большой Ордынке : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона св. Лонгина Сотника. Знаменский (Петропавловский) храм : «Московская-Боголюбская» икона Божией Матери. Петропавловский храм в Лефортово : благ. кн. Михаил Тверской и преп. Нил Сорский (частицы мощей), «Почаевская» икона Божией Матери, икона св. Иоанна Предтечи. Храм Св. Иоанна Воина на Большой Якиманке : иконы «Господь Вседержитель» и свт. Николая (с ворот Кремля). Успенский храм «в Гончарах» : икона Божией Матери «Троеручица». Знаменский храм в Аксиньино: «Казанская» икона Божией Матери. Рождественский храм в Измайлове : «Иерусалимская» и «Владимирская» иконы Божией Матери. Благовещенский храм в Федосьино : «Феодоровская» икона Божией Матери. Рождество-Богородицкий храм в Крылатском : «Рудненская» икона Божией Матери. Сергиевский храм в Бусиново : «Молченская» икона Божией Матери. Покровский храм в Медведкове : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Успенский храм в Косино: оригинал «Косинской» («Моденской») иконы Божией Матери. Владимирский храм в Патриарших Палатах : оригинал иконы Божией Матери «Серафимово Умиление» (келейный образ преп. Серафима Саровского). Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» : икона «Свт. Николай в житии». Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Свято-Данилов монастырь : благ. кн. Даниил Московский (XIII в.) (часть мощей), преп. исп. Георгий Даниловский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Троеручица» и «Владимирская», икона преп. Иоанна Кассиана Римлянина .

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Лик Пресв. Богородицы. Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1958 г. Фрагмент В то же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии к-рого свидетельствует отсутствие золотого фона на Б. и. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в т. ч. накладных звезд на одежде Богоматери. Эти данные согласуются с летописными известиями о богато украшенных иконах, поставленных кн. Андреем в дворцовой церкви Боголюбова. По мнению Стерлиговой, для Б. и. могла предназначаться золотая «городчатая» коруна с жемчугом и драгоценными камнями (кон. XII - 1-я треть XIII в.; ГММК), позднее входившая в состав убора одноименной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля. Остатки серебряной басмы XVI в. на Б. и., зафиксированные на фотографии нач. XX в. (опубл. Н. П. Кондаковым), также могут считаться свидетельством почитания и поновления иконы. В 1820 г. жители Владимира украсили Б. и. сплошным серебряным окладом, к-рый во 2-й пол. XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского мон-ря в правом нижнем углу; текст на свитке в руках Богоматери на окладе XIX в. был следующим: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное». В 60-х гг. XIX в. икону поновлял иконописец И. И. Шорохов, в 1900 г. образ был «исправлен» на средства А. А. Шишкиной. В этот период на икону под оклад была надета срачица, отверстия для ликов и рук были закрыты слюдой. В авг. 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова , В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря , к-рые констатировали ее плохую сохранность. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Б. и. проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) в 1946 (Ф. А. Модоров), 1956 (Н. А. Баранов) и 1958-1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова). В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта и живописи, реставрационные тонировки, изображение лика Богоматери указывает на близость иконы к образцам столичной визант. живописи XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греч. иконописец или рус. мастер, хорошо знакомый с совр. ему визант. искусством.

http://pravenc.ru/text/149497.html

По принесении благодарственных молений Господу Богу и Его Преблагословенной Матери за толикую неизреченную милость, Князь Андрей призвал изографа, приказал ему написать «со мнозим благоговеинством», как сказано в рукописном житии, образ Богоматери в таком виде, в каком Она соблаговолила явиться ему. Изограф написал икону и Андрей назвал ее Боголюбовскою 5 , по которой и самая обитель, устроенная им, названа Боголюбовскою; да и сам Князь с того времени стал именоваться Боголюбским. Боголюбовская икона Богоматери издревле считалась чудотворною. Это видно из того, что во Владимирской епархии есть храмы, посвященные Её имени. В Московском Высокопетровском монастыре есть также соборная церковь во имя Боголюбовской иконы Божией Матери, построенная царем Петром I, в 1690 г., над гробами его предков Нарышкиных, убиенных от стрельцов 6 . Боголюбовская икона ежегодно приносится во Владимир 21 мая, по следующему обстоятельству: в 1771 г. свирепствовала во многих местах России моровая язва, и особенно в Москве; из Москвы она перешла во Владимир в конце сентября того же года. Народ стал умирать в большом количестве; никакие человеческие средства и усилия не могли спасать от жестокой смерти; оставалось прибегнуть к помощи Божией и, Владимирские жители обратились с просьбою к Преосвященному Иерониму, Епископу Владимирскому, дабы чудотворная икона Боголюбовская Божией Матери принесена была во Владимир. Преосвященный позволил. Когда принесли икону и обошли с нею, 22 числа октября, вокруг города с крестным ходом, – язва прекратилась. В память такового события, по желанию граждан, оным Преосвященным установлено, в 1772 г., ежегодно приносить Боголюбовскую икону во Владимир 21 мая, где она и пребывает до 16 июня 7 . К 18 июня, икона возвращается в Боголюбов монастырь, потому что этого числа, в день св. мученика Леонтия, совершается празднество в честь Боголюбовской иконы, установленное самим св. Князем Андреем, но случаю основания им Боголюбовской обители в 1158 г. 8 2. Икона Владимирская Божией Матери 9

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Значительно увеличился и приход Покровского собора. Храм был уже не в состоянии вместить всех молящихся, поэтому в конце 30-х годов прошлого века для него заказали новый проект в господствующей тогда классической архитектуре: луковичное пятиглавие опиралось на прочные стены, которые в плане образовывали куб. Особенностью этого сооружения были многочисленные люкарны - круглые окна, украшавшие не только стены собора, но и колокольню, на уровне второго яруса которой были устроены часы. В 1904 году на средства прихожан Покровский собор несколько перестроили, расширив северную и южную стороны порталов. После проведённого ремонта обновлённый храм имел три престола: главный - Покрова Божией Матери и придельные - великомученика Георгия и Боголюбской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Кафедральный Покровский собор отличался богатым внутренним убранством, дорогой утварью и иконами в серебряных окладах. Именно в таком окладе и пребывала главная храмовая святыня - икона Боголюбской Божией Матери большого размера, московского рисунка, писанная в 1772 году Михаилом Фитусовым в память чудесного прекращения чумы. В соборе также бережно хранились два Евангелия 1681-1735 годов, напрестольный крест 1701 года и копия жалованной грамоты царя Фёдора Алексеевича 1681 года. Покровский собор играл важную роль в жизни города. Являясь кафедральным, он был тем местом, где объявлялись указы и воззвания. Нетрудно предположить, что с его кафедры впервые прозвучал Манифест об отмене крепостного права, с соборной трибуны прихожанам зачитали в марте 1917 года Манифест об отречении императора Николая II от престола, да и многое другое зачитывалось в стенах этого старинного храма. С 1924 года собор значился в списках памятников церковной истории, что, впрочем, не помешало президиуму Мичуринского горсовета вынести 14 мая 1936 года постановление " О закрытии и сносе здания собора " . К выполнению постановления приступили немедленно, выстроив впоследствии из церковного кирпича кинотеатр " Октябрь " . На месте же некогда великолепного церковного здания долгое время были руины. Лишь в 1950 году бывшую Соборную площадь привели в порядок, залив асфальтом и поставив на церковных задворках памятник И.В. Мичурину. По материалам книги: Белых М. " Сказание о Козловских храмах " , Липецк, 2001 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38562

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

Невредимым храм простоял до революции. В 1927 г. были разрушены ограда и пристройки XVII-XIX вв. В 1933 г. церковь закрыли, передав Метрострою, именно на этом месте закладывалась первая линия метро. Весной 1935 года храм был снесен. Древние иконы школы Андрея Рублева определили в Третьяковскую галерею. Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы. Гребневская икона Богоматери известна со времен Дмитрия Донского. В 1380 году, когда великий князь возвращался с победой после Куликовской битвы, жители древнего казачьего городка Гребня, что стоял на реке Чири, впадающей в Дон, поднесли ему в дар местный, прославленный чудесами образ Божией Матери - в честь его славной победы над полчищами Мамая. Благоверный князь принял святыню с трепетом, увез ее в Москву и с благоговением поместил в кремлевский Успенский собор. Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. " Гребневская летопись " , составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость. В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская. Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III " впал во гнев на Великий Новгород " за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников " к латинству " , он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, " что на Бору " (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.

http://sobory.ru/article/?object=34824

Резолюция на прошение из Московской Духовной Консистории: " Согласно прошению священника, церковного старосты Боголюбской церкви... дозволить им на доброхотные пожертвования построить новую тёплую деревянную церковь во имя Сошествия Св. Духа, отдельно от существующей, но в достаточном от неё расстоянии на церковной земле... чтобы построение было произведено во всём согласно с одобренным планом под надзором техника, имеющего на то законное право и под наблюдением местного благочинного " . Согласно документам известно, что в 1874 году была построена деревянная церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Далее на следующий год, в 1875 г., с разрешения и благословения была построена тёплая деревянная церковь, посвящённая Св. Духу. Ныне существующая в Новой Деревне церковь Сретения Господня и есть тот тёплый второй храм при Пушкинской станции, названный при освящении во имя Святого Духа. В 1922 году храм по разрешению Председателя ВЦИК М.И. Калинина перевезли в Новую Деревню, о чём сообщает охранная доска на фасаде церкви. Так, почти 70 лет в советский период и продолжала действовать эта небольшая церквушка на окраине Пушкино, закрытая от глаз людских городским кладбищем. В 1993 году были позолочены кресты и звёзды на куполе. Возникает вопрос, почему раньше был храм посвящён Св. Духу, а сейчас он называется Сретений Господня. Такие переименования допускаются и были в истории, - говорит настоятель храма Сретения Господня протоирей Иоанн Пеньтковский. В воспоминаниях односельчан, родственники которых участвовали в перевозе церкви, происходило это зимой, на санях; возможно, к празднику Сретения Господня. Даже местные иконы " Сошествия Святого Духа " и " Сретения Господне " на иконостасе нашего храма (нижний ряд иконостаса) написаны одним мастером-иконописцем и отличается от письма других икон. Когда мы входим в храм и хотим узнать, в честь кого он освящён - это легко можно определить, взглянув на вторую икону справа от царских врат, икона справа от Спасителя и укажет на название храма. В нашем городе, возможно по ошибке, верующие поставили икону Сретения Господня вместо иконы Святого Духа, но так или иначе всё это не без промысла Божия. В 1981 году был освящён приставной Престол во имя Святого Духа, поэтому мы празднуем престольный праздник и на второй день Святой Троицы в День Святого Духа.

http://sobory.ru/article/?object=03747

В обители пять храмов: соборный, в честь Боголюбской иконы Богоматери, соборная церковь во имя Св. Сергия Радонежского, храм во имя Св. митрополита Московского Петра , церковь в честь Толгской иконы Божией Матери и Покровский храм в колокольне. В монастыре находятся следующие замечательные иконы: Боголюбская икона Богоматери, Влахернская икона Божией Матери и Толгский образ Царицы Небесной. Управляет обителью архимандрит. Греческий Николаевский монастырь. Необщежительная Греческая обитель помещается на Никольской улице. Впервые она упоминается в летописях под 1890 годом. Исторически обитель становится известной со времен Иоанна Грозного. Раньше этот монастырь назывался «Николою Старым» и «Большими Главами». При царе Алексее Михайловиче обитель получила разрешение совершать богослужения на греческом языке, так как монастырь этот еще Грозным подарен был инокам Хилендарского Афонского монастыря и в нем жили греческие монахи. В Греческой обители пребывала три года икона Иверской Божией Матери до перенесения ее в часовню. Хотя монастырь этот в 1892 году и причислен к синодальному ведомству, но остается по-прежнему приписным в непосредственной зависимости от Афонского Иверского монастыря. Храмов два, и оба каменные: соборный двухэтажный, в честь Св. Николая Чудотворца и Успения Богокатери, и во имя Свв. Константина и Елены. Особенным торжеством в монастыре отличаются дня: вторник Светлой седмицы, 9 и 21 мая, 15 августа, 17 сентября, 30 ноября и 6 декабря. В четверг на Страстной неделе совершается елеосвящение, а в первый день Св. Пасхи по веточному обычаю за вечерней читается Евангелие на разных языках. Управляет обителью архимандрит. Данилов монастырь. На южной окраине Москвы, в 4 верстах от Кремля, вот уже 640 лет существует один из известнейших русских монастырей – Данилов. Обитель не славится обширными соборами, высокими колокольнями и многочисленностью братии, но зато известна каждому грамотному человеку как ковчег, хранящий умственную святыню русской земли. Здесь похоронены дорогие останки знаменитых представителей литературы, поэзии, музыки, бывших в то же время и истинными христианами. Достаточно назвать имена Гоголя, Языкова, Венелина, Хомякова, кн. Черкасского, Рубинштейна и Самарина, чтобы понять, какое сокровище русской мысля, русской славы вмещает в своих стенах Даниловская обитель!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Одно время я занимался войной 1812 года. В частности Бородинским сражением. Этой темой 40 лет занимался покойный академик Иванов. Поле это он прошел вдоль и поперек сначала с войсками русскими, потом французскими. Говоря о сражении этом, Николай Иванович всегда утверждал, что только предстательство Смоленской иконы Божией Матери спасло наше государство и нашу армию от поражения. Об этом мало кто говорит. Еще меньше кто знает, что она была украдена в советское время на рубеже 33-38 годов. Никто не знает теперь, где она. Есть список. Сама икона более 100 лет находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и там сейчас мы можем видеть один из величайших списков этой иконы. Это не шедевр, нельзя так об иконе, но это наивысшая красота духовного и божественного мира. Спустя столетия Смоленск вернулся под руку Москвы, после 1515 икона была перенесена в Смоленск, и с этого года каждый год совершается праздник иконе. 15 лет тому назад была принесена десница княгини Елизаветы Федоровны, крестный ход прошелся по всей нашей русской земле от Владивостока до Бреста. Эта икона все время находилась с мощами, возглавляла шествие. Надеюсь, когда потребуется, этот величайший образ займет свое место с войсками русской армии. Меня недавно спросили, зачем столько икон Богородицы, как это они так появляются. Это же просто! Если икона была явлена в Казани, то она Казанская. А есть Владимирская, которую спасал Андрей Боголюбский. Принес ее во Владимир, а потом она торжественно вошла в Москву и стала её охранять. А есть Донская, связанная с Куликовским полем. А есть Корсунская, которая связана с битвой на Курской дуге. Таких много. Божия Матерь нас любит, никогда не оставит, если мы будем соответствовать тому, что ей необходимо показать. Вернусь к учебникам. Они не отвечают на главные вопросы. Как можно не сказать о Сергии Радонежском, его воинах Ослябе и Пересвете, которые заложили фундамент русского государства, освободили. А Федор Ушаков, память которого недавно праздновали? А Серафим Саровский, как без него можно говорить об истории? А современные люди? Архимандрит Кирилл Павлов, например.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

1973 2. Из поучений и примеров достоподражательной жизни преподобного Аввы Евфимия Великого//Журнал Московской Патриархии. 1973. 7. С. 73-77; 8. С. 75-76; 1974. 8. С. 50-52. - Автор не указан. 1976 3. Сингулярность, направление времени и развитие Вселенной//Философские проблемы астрономии XX века. М., «Наука», 1976. 4. Житие преподобной Марии Египетской//Журнал Московской Патриархии. 1976. 3. С. 40-47. - Автор не указан. 1978 5. Статьи о святых//Настольная книга священнослужителя. Т. 2. Месяцеслов. Сентябрь-февраль. М., 1978. Свт. Иоанн IV Постник, патриарх Константинопольский. С. 15-16; преп. Афанасий Серпуховской. С. 63-66; св. князь Феодор Черный. С. 87-91; св. князь Игорь Черниговский. С. 91-93; преп. Иосиф Волоцкий. С. 193-201; свт. Иларион, митрополит Киевский. С. 206-209; св. князь Александр Невский. С. 317-322; свт. Геннадий, архиепископ Новгородский. С. 359-362; свт. Филипп, митрополит Московский. С. 477-481. - Автор не указан. 1979 6. Статьи о святых, иконах и праздниках//Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов Март-август. М., 1979. Св. князь Василько Ростовский. С. 23-26; Албазинская икона Божией Матери. С. 49-св. князь Ростислав Киевский. С. 70-73; Феодоровская икона Божией Матери. С. 73-76; св. князь Довмонт Псковский. С. 341-344; Положение Ризы Божией Матери. С. 498-502; свт. Фотий, митрополит Киевский. С. 502-504; свт. Анатолий, патриарх Константинопольский. С. 509-510; св. князь Андрей Боголюбский. С. 514-519; Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. С. 522-528; Явление Казанской иконы Божией Матери. С. 535-539; св. равноап. княгиня Ольга С. 553-563; св. варяги-мученики. С. 567-570; св. равноап. князь Владимир. С. 576-583; память святых отцов шести Вселенских Соборов С. 587-591. - Автор не указан. 1985 7. Die russische theologische Wissenschaft//Die russische Orthodoxe Kirche. Berlin-New York, 1985. (Die Kirche der Welt. Bd. 19). - Автор не указан. - Русский вариант (с дополнениями и послесловием автора): Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. См. ниже 170.

http://bogoslov.ru/person/249099

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010