Содействие церкви успехам русского гражданского права и порядка 583 Очередь беседы с почтившими своим присутствием годичный праздник нашей академии дошла до меня в таком год, который сам настойчиво подсказывает мне предмет этой беседы. В нынешнем году, следуя показанию нашей древней летописи, русский народ праздновал 900-летие своего крещения. О чем вспоминали мы, празднуя годовщину этого события? О том, как св. Владимир, блюститель гражданского порядка в Русской земле, положил в ней основания порядка церковного. Историк отечественной Церкви, начиная с этого события, повествует, как с той поры гражданская, государственная власть на Руси содействовала успехам русской Церкви. Я имею честь преподавать с духовно-академической кафедры гражданскую историю России как вспомогательный предмет к изучению истории русской Церкви. О чем всего лучше обратиться мне к вам с беседой, как по о том, чем платила русская Церковь за это содействие, что сделала она для устроения гражданского порядка в Русской земле? Надеюсь, я никого не введу в недоумение этим вопросом, не заставлю думать, будто я хочу говорить о вмешательств Церкви в гражданские, политические дела. Известно, что воздержание от такого вмешательства – историческая особенность и политическое правило православной Церкви: Божия Богови, Кесарево Кесарева. Церковь действует на особом поприще, отличном от поля деятельности государства. У нее своя территория – это верующая совесть, своя политика – оборона этой совести от греховных влечений. Но, воспитывая верующего для грядущего града, она постепенно обновляет и перестраивает и град, зде пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития под действием Церкви – таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ. Церковный историк редко находит случай и повод бросить взгляд на эту работу, глубоко сокрытую под покровом явлений, далеких от главного предмета его наблюдений. Он наблюдает верующего в кругу его религиозных обязанностей и отношений и выпускает его из вида, как скоро он выходит из непосредственного действия Церкви и, как гражданин, погружается в бурливый поток гражданских интересов и отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

протоиерей Александр Сорокин XI. Пастырские послания апостола Павла § 53. Общее введение Пастырскими принято называть три послания ап. Павла, персонально обращенные к тем, в ком апостол видел своих преемников в деле пастырского руководства основанными им христианскими общинами: два послания к Тимофею и одно к Титу. Хотя название «пастырские» закрепилось за ними довольно поздно (с начала XVIII века 1025 ), оно довольно точно выражает их главную и общую тематическую особенность. Здесь уже не идет речи о благовествовании и апостольской проповеди как о миссионерстве – апостола заботит сохранение общин в верности проповеданному Евангелию, прежде всего в связи с широким географическим распространением Церкви и невозможностью личного апостольского присутствия. Немаловажную роль играет и осознание неизбежной близкой кончины апостола, как на это, например, указывает 2Тим. 4, 6–8 : 6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Залог пребывания в верности проповеданному Слову видится ап. Павлом в персональной ответственности им же поставленных лидеров общины – епископов, пресвитеров, иначе говоря, тех, кого сейчас мы называем общим термином «пастыри». Так на смену «ловцам человеков», которыми были рыбаки-апостолы, приходят пастыри стада уловленных, блюстители (по-греч. «епископы») Церкви: «Если новозаветным символом миссионерства является рыбак, то символом заботы о тех, кто уловлен миссионерами, является пастырь (пастух)» 1026 . Такими пастырями апостол поставил своих ближайших помощников – Тита и Тимофея. Заботой о сохранении проповеданного Слова и основанных общин объясняется и такая общая характерная содержательная особенность Пастырских посланий, как обращение к чему-то уже сказанному, уже учрежденному и опробованному. Возникает ощущение нового этапа в жизни Христианской Церкви 1027 : нужно бережно хранить, блюсти и назидать в том, что уже начинает восприниматься как сокровищница первоначального Предания. Показательно, как очевидно изменяется роль Тита и Тимофея: если в первые годы они были неотлучными спутниками ап. Павла, периодически выполняя его разовые поручения к той или иной общине (например, к фессалоникийцам, см. 1Фес. 3, 2. 6 , или к коринфянам, см. 1Кор. 4, 17 ), то в Пастырских посланиях они выглядят как постоянные блюстители («епископы») проповеданного Предания и установленного порядка в конкретных христианских общинах (на Крите и в Ефесе).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

I. Церковь и государство Любовь к врагам, – это первая основная заповедь христианства. И, конечно, церковь , которая считает себя толковательницей великих истин Евангелия, которая пытается водворить правду на земле, не может действовать насилием. Вера, – это дело совести каждого человека, это частное дело, касающееся лишь самого верующего. Никакая власть на земле не может проникать в тайники души человека и указывать, как он должен верить. Вера, лишенная искренности, вера по принуждению будет одним лишь лицемерием. И, однако, к такому именно лицемерию долгие годы наше правительство принуждало русских граждан. Православие было признано господствующей, государственной верой в России; правительство взяло на себя задачу охранять чистоту и неприкосновенность этой господствующей веры и до самого последнего времени строго следило за тем, чтобы никто из русских граждан не смел отступать от православия. Каждый православный, таким образом, в делах веры попадал в тяжелую кабалу, от которой не мог освободиться; он не мог сам разрешать своих сомнений, а должен был верить по указке. И кто по своему внутреннему убеждению не согласен был с учением православной церкви, кто в поисках истины и правды уклонялся в сторону, и открыто осмеливался об этом заявлять, подвергался со стороны властей жестоким гонениям и преследованиям. Таких отступников, вплоть до наших дней, лишали прав, гноили в тюрьмах, ссылали в Сибирь и т. д., и т. д. А церковь , которая заявляла себя носительницей вечной истины, которая по смыслу христианского учения могла действовать только путем убеждений, проповеди и словом, своим молчанием освящала все эти насилия. И что же? He церковь у нас сделалась блюстительницей чистоты и неприкосновенности веры, а полиция. Наравне со всеми русскими гражданами, господствующая церковь была подчинена полицейским властям. С того времени, когда в духовный регламент (закон) императора Петра Великого, учреждавший Правительствующий Синод, была внесена статья, повелевавшая духовнику доводить до сведения властей, если на исповеди будет выяснено что-нибудь противоправительственное, – православное духовенство из служителей Христа превратилось в подневольных чиновников русского правительства. Евангелие, порицавшее несправедливость и насилие в жизни, угнетение обездоленных и оскорбление слабых, учило о равенстве богатых и бедных, оно проповедовало свободу, а между тем церковь, вопреки христианскому учению, стала горячей и неуклонной защитницей существующего порядка, – она оправдывала все происходившие насилия, к ним нередко она сама побуждала. Она стала проповедывать приниженность человека, подчинение своему подневольному положению, она сделалась главным врагом свободы… Церкви не зачем было заботиться о своем преуспевании, не зачем было разрешать сомнения верующих, – успех ее и так был обеспечен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

X. Учреждение Святейшего Синода при Петре I В рассуждениях Высочайше учрежденного комитета по вопросу о новом порядке разрешения жалоб на решения святейшего Синода с определенностью высказана мысль, что святейший Синод, со времени его учреждения, испытывал те или другие изменения в его положении и правах. В суждениях означенного комитета буквально заявлялось: «нельзя безусловно признать, что значение Синода осталось тем же доныне, каким было при его основателе». Довольно указать на то, что Синод при Петре I составлял, как и Сенат, установление, решением которого должны были довольствоваться потому, что оно не могло быть обжаловано. Это, однако продолжалось только до царствования императрицы Екатерины II. При этом упомянутый комитет, утверждаясь на основном законе государства (ст. 42 Зак. Осн. ч. 1 т. Св. Зак. 1857г.), полагал, что «Государю Императору, как Верховному блюстителю всякого в отечественной церкви благочиния, принадлежит верховная и окончательная власть в отмену или изменение существующего порядка церковного управления и суда, установлять порядок другой, более соответствующий благочинию церковному. На сем основании, признав коллегиальное управление русской церковью более для нее полезным, нежели управление единоличное-патриаршее, Петр I учредил святейший Синод. На том же основании признав, что на Синод надлежало бы допустить жалобы, верховная власть дозволила приносить жалобы на решения Синода, хотя это было не согласно с Духовным Регламентом, по которому жалобы на Синод не допускались». Такое признание Высочайше учрежденного комитета по столь важному предмету подает повод и указывает нить к рассуждению об изменениях, какие испытывал святейший Синод за время своего существования и каких можно желать и ожидать в будущем. Учреждение святейшего Синода последовало среди общей, предпринятой Петром Великим государственной реформы и вслед за совершившимися преобразованиями в государственной сфере. Руководящей нитью во всех предначертаниях великого преобразователя было стремление возвысить русское государства, устроив его организацию на началах последовательного проведения идеи государства и правящей ми власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Архив Пн Конференция «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право» открылась в Санкт-Петербургской духовной академии 15 марта 2022 г. 12:54 14 марта 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылась Всероссийская с международным участием научно-богословская конференция «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право», посвященная 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Участников и гостей приветствовал ректор академии епископ Петергофский Силуан : «Епископское служение — самое видное среди всех церковных служений. Еще священномученик Игнатий Богоносец в " Послании к смирнянам " сказал, что там, где епископ, должен быть и народ. Где находится Христос — там кафолическая Церковь. С давних времен епископ — это блюститель порядка, учитель веры, хранитель канонов и церковных традиций. Меняются эпохи, вместе с ними меняются и акценты епископского служения. В XX веке экклесиология как раздел богословского знания приобретает особую значимость и проблемность. Разное видение форм служения Церкви становится предметом жарких споров. Епископское служение также подлежит всестороннему осмыслению, особенно сейчас в свете вызовов, с которыми Церковь Христова столкнулась в начале XXI века. Одним из значимых моментов для академии является предстоятельство Святейшего Патриарха Кирилла. Сегодня, в день его 46-летнего архиерейского рукоположения, мы благодарственно вспоминаем его многолетние ректорские и преподавательские труды, проведенные здесь». Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий огласил приветствие Святейшего Патриарха Кирилла. К присутствующим обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий : «Отрадно, что форум приурочен к 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла и проводится в месте, где прошли важные этапы жизни и служения Его Святейшества. Как первоепископ Русской Церкви он является примером апостольского служения. Именно при нем более чем в три раза стало больше епархий и епископов нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5908671.ht...

диакон Андрей Псарев Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым. 1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“». 2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши». 3 Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря. Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб. 4 Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина. По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели». 5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому , ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Концерт прошел под девизом " Русь святая, храни веру православную " . Фото священника Игоря Палкина 26 июля 2013 г. 12:29 Вера Христова – наш общий духовный и культурный фундамент Праздничным аккордом на Красной площади при полном аншлаге вчера завершилась московская часть юбилейных торжеств Без четверти десять вечернее небо над Васильевским спуском расцвело разноцветной радугой фейерверка. Под бессмертный хор «Славься!» Михаила Глинки Москва салютовала юбилею Крещения Руси, салютовала Святейшему Патриарху Кириллу, салютовала предстоятелям Поместных Церквей и почетным гостям, салютовала вере Христовой и смиренно принявшему ее больше тысячи лет назад народу. Юбилейный концерт, не лишенный традиционного для подобных поводов пафоса высокой политики, вышел, тем не менее, добрым, понятным и по-московски человечным . Ветераны, дружинники и Георгиевцы Репортер «ЦВ» оказался возле сцены ровно за час до начала торжества. Здесь было пока еще малолюдно. Несмотря на единственный для публики вход через Воскресенские ворота (напомним, посетить концерт можно было бесплатно), не заметил я толкучки и у рамок металлоискателей – возможно, из-за наконец-то достаточного количества досмотрового персонала возле них. В глаза бросилось огромное число дружинников – создалось впечатление, что числом те в несколько раз превосходят полицейских (вероятно, львиная доля блюстителей порядка работала в штатском). Главная площадь страны, ставшая в последние десятилетия еще и огромным концертным залом под открытым небом, знает несколько вариантов размещения сценических подмостков. Их выстраивали и вдоль ГУМа, и у Исторического музея, и на Васильевском спуске «лицом» к Москве-реке, и даже перед Мавзолеем. На этот раз организаторы выбрали, пожалуй, наиболее органичный вариант компоновки – в нижнем торце площади, так что купола и кресты Покровского собора смотрелись естественной и очень красивой декорацией. Вплоть до начальных аккордов Государственного Гимна в первый сектор перед сценой пройти можно было совершенно свободно. Как признавались многие зрители, сюда они зашли случайно, просто гуляя по центру города. Среди «целевых» же посетителей преобладали организованные группки районных Советов ветеранов. Многие пришли с флагами, и набор стягов получился весьма разнородным: наряду с российским триколором, тут виднелись имперский штандарт молодежного движения «Георгиевцы!», знамя Московского студенческого союза и даже большие фотопортреты правящего тандема. С началом концерта в переднем секторе стало тесновато, и полицейские его перекрыли. Об удобстве припозднившихся зрителей позаботились заранее: помимо двух гигантских экранов в кулисах, еще один транслировал происходившее на сцене прямо в центре площади. К середине концерта та оказалась забита до отказа.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynyy_k...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Спутники Дамасской дороги Одна из самых известных книг владыки Иоанна (Шаховского). «Спутники дамасской дороги» — это рассказ о незаметных деятелях апостольской Церкви, о людях «второго плана», если так можно выразиться. Но для Бога «второго плана» нет. «Человечество знает великих своих деятелей и помнит больших преступников своей истории. Жизнь тех и других одинаково бывает поучением и указанием. Драгоценный материал духовного ведения, для всех людей и народов, представляет собою повесть Деяний Апостольских, и, в этой повести, весть о людях незаметных, ничем не выдвинувшихся, но живших рядом с апостолами. В этом вся их особенность и значительность: они жили около апостолов. Они шли с ними по Дамасской и другим дорогам. Мы называем их общим именем «Спутники Дамасской дороги». Образы этих сотрудников и свидетелей 1-го века христианства, учеников Истины, вырастают в глубоко значительные и несомненно данные нам для духовного умудрения.» Архиепископ Иоанн (Шаховской, 1902-1989) Спутники Дамасской Дороги О незаметных деятелях Апостольского времени Размышления на книгу Деяний Святых Апостолов Содержание: Заметки на Деяния.   Начало распространения Христианства, главы 1-8. Достопочтенный Феофил (гл. 1). Размышления. Насмехающиеся (2:13). Хромой от чрева матери (гл. 3). Ученики Учеников. Юноши, Хоронившие Ананию (5:6-10). Служители Темницы (5:22-27).   Апостол Павел, Первые христиане из язычников, главы 9-12. Спутники Дамасской Дороги (9 гл.). Спускавшие Апостола в корзине (9:25). Эней (9 гл.). Служанка именем Рода (12:13-15). Казненные воины темницы (12:18-24). Власт, постельник Ирода (12:19-22).   Путешествия апостола Павла, главы 13-20. Манаил (гл. 13). «Набожные и почетные женщины». «Муж, не Владевший ногами», в Листре (14:8-10). Народ в Листре (14:8-18). «Некоторые Иудеи из Антиохии и Иконии» (14:19-20). Лидия из Фиатир (16:14-15, 40). Одержимая служанка (16:16-23). Темничный страж (16:22-34). Городские служители (16:38). Иасон (17:5). Городские начальники» (17:6-9). Верийские Благомысленные (17:10). Встречавшие (17:17). Аполлос, Акила и Прискилла (18:24-28). Некоторые ученики (18:18). Иуст, Крисп и другие (18:7-11). Сосфен (18:17). Власть учеников (19:30). Блюститель порядка (19:35-40). Тиранн (19:9-10). Сыновья Скевы (19:11-20). Юноша Евтих. Свидетельство Духа (20:23). Спор с Духом (гл. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Святейший Патриарх Кирилл освящает соборный храм Богородицкого мужского монастыря в Казани ЖМП 8 август 2021 /  6 сентября 2021 г. 13:45 Ковчег для Заступницы усердной В КАЗАНИ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ОСВЯТИЛ СОБОРНЫЙ ХРАМ БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника.  PDF-bepcuя. Древний список и исторический оклад Главное событие праздника обретения Казанской иконы в этом году существенно повлияло на распорядок традиционного крестного хода из Благовещенского собора Казанского кремля в Богородицкий монастырь. На этот раз шествие не венчало богослужение, а предваряло его, ведь так называемый Ватиканский (хронологически самый ранний из всех ныне известных) список Казанского образа Пречистой Девы 21 июля воцарился под специально изготовленной сенью в воссозданном соборе, чин освящения которого и возглавил Предстоятель. И тут автору этих строк вспомнилось, как минувшей осенью в самом конце разговора с возглавлявшим Татарстанскую митрополию митрополитом Феофаном (Ашурковым) , уже при выключенном диктофоне, немного помолчав, мой собеседник негромко произнес: «Мне хочется верить, что после освящения собора, когда мы его достроим, обретется и явленная Казанская икона Божией Матери. Ведь следственное дело после ее пропажи не было закрыто, а блюстителей порядка в те далекие годы устроили ничем не подтвержденные слова преступников о полном уничтожении иконы. Я думаю, образ цел и Сама Богородица ждет, когда для него будет восстановлен величественный ковчег».

http://e-vestnik.ru/church/kovcheg_dlya_...

фото Андрея Брагина 20 ноября 2013 г. 09:50 Пункт обвинения: воссоздание икон Иконы изъять, священника осудить, общину выставить на улицу. Такое развитие событий нельзя исключить и это не 1918-й и не 1937-й, а… 2013-й год. Место действия — Средний Урал. Абсурдное уголовное дело по факту ненадлежащей реставрации Никольского храма-памятника в селе Быньги (Нижнетагильская епархия) сплошь соткано из противоречий. Несмотря на тянущееся уже три с лишним месяца следствие, обвиняемые до сих пор не названы. Полиция Свердловской области изъяла в качестве вещественных доказательств не являющиеся предметом охраны иконы и всерьез настаивает на правомочности договора охраны, заключенного в 1949 году. А государственные структуры, по статусу призванные заботиться о сохранности объектов культурного наследия, отказываются принимать какоелибо участие в судьбе храма-памятника. Иконы-вещдоки Полиция нагрянула в Екатеринбургское художественное училище им. Шадра в разгар летних каникул. Учебный процесс блюстителей порядка не интересовал. Узнав у руководства, где находятся поступившие весной из храма Святителя Николая в Быньгах (Невьянское благочиние Нижнетагильской епархии) на реставрацию иконы, правоохранители внимательно осмотрели, пересчитали и объявили их вещественными доказательствами. После составления описи «вещдоки» перекочевали в один из оборудованных сигнализацией учебных кабинетов и были опечатаны. Там они до настоящего момента и находятся. Быньги — небольшое, основанное старообрядцами село в трех километрах от центра городского округа Невьянска. Некогда богатейшая столица «царства заводчиков Демидовых» Невьянск, как и весь Тагильский регион, последние годы находится в глубочайшей депрессии. Помимо славного промышленного прошлого известен Невьянск и оригинальным направлением в русской иконописи, которому он «подарил» собственное имя. Вполне естественно, что в очень многих старых храмах Нижнетагильской епархии есть иконы именно невьянской иконописной школы. Есть-то они есть, но их состояние в силу причин естественного старения оставляет желать лучшего. Поэтому когда в середине 2000-х годов настоятелю Никольского храма в Быньгах священнику Виктору Зырянову меценаты предложили привести иконы в порядок, тот с радостью согласился. Тем более предлагалась вполне разумная схема: за реставрацию икон берутся квалифицированные преподаватели единственного профильного учебного заведения на Среднем Урале — Екатеринбургского художественного училища им. Шадра, привлекающие к процессу своих лучших студентов. Начать решили с иконостасов северного и южного приделов.

http://e-vestnik.ru/society/nikolskiy_hr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010