Иконография Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 107 об.), где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 40-х гг. XIX в. (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской ц.- и строителей, и иконописцев. Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) В киево-печерской иконографии XVIII-XIX вв. получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только 4 мастера-зодчие, как на живописном образе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г., композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к 1-му изданию 1661 г. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах 1-й пол. XVIII в.). На гравюрах внизу имеется 2 небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, к-рые встречают их у входа в пещеру. Рядом со св. мощами 12 греч. мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 40-х гг. XIX в. и росписи XIX в. (поновлены в XX в.) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая 2-частная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская ц.

http://pravenc.ru/text/171474.html

На единоличной погрудной иконе кон. XX в. (возможно, воспроизводит иконографию образа 40-х гг. XIX в.) возле места затвора с мощами Д. в Дальних пещерах акцент сделан на его изображении как подвижника и постника: большие глаза, впалые щеки, тонкий нос, седая окладистая борода на еще молодом лице, голова покрыта куколем, вверху вокруг нимба надпись: «С. прдб. Дiohuciй Щепа затворникъ». В соответствии с текстом патерика и иконографической традицией он представлен с высоко поднятым кадилом, левая рука с четками прижата к груди. Образ Д. присутствует в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). Оплечное изображение преподобного нередко помещено в 6-м ряду 2-м слева, напр. на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ, иконографически близка к листу 1513 из собр. Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Стб. 624) - Д. представлен старцем с небольшой округлой бородой с проседью, в куколе, голова слегка склонена влево; так же на тоновой литографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) имеется оглавное изображение Д. (в правой группе, в 7-м ряду 2-м слева) как средовека, без куколя, с волнистыми волосами, без индивидуальных особенностей (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). На иконе «Собор Киево-Печерских святых» 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавное изображение Д. находится тоже в 6-м ряду 2-м слева, в небольшом повороте влево, лик молодого подвижника индивидуализирован (Киево-Печерский патерик. С. 33. Кат. 61). На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко, опубл.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. святой представлен (очевидно, ошибочно) в левой части иконы, в 7-м ряду 2-м слева, среди иноков, мощи к-рых почивают в Ближних пещерах. Он изображен погрудно, вполоборота от центра, в куколе, с молодым округлым лицом и небольшой русой бородкой, на нимбе надпись: «Дiohuciй». На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), Д. изображен в верхнем ряду 3-м слева.

http://pravenc.ru/text/178325.html

Кенотаф прп. Антония Печерского в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Кенотаф прп. Антония Печерского в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Считается, что в Успенском соборе у юж. стены в серебряной раке хранилась глава св. равноап. кн. Владимира, мощи к-рого были обретены в 1632-1636 г. митр. Петром (Могилой) во время разборки руин Десятинной церкви (не все исследователи отождествляют обнаруженные останки с мощами кн. Владимира). Взяв из гроба главу, митр. Петр перенес ее в Златоверхий мон-рь арх. Михаила, а затем в Успенский собор лавры. Незадолго до начала Великой Отечественной войны глава была отправлена в Ленинград для создания скульптурной реконструкции по методу М. М. Герасимова и исчезла во время блокады города. Однако сохранилась нижняя челюсть, подаренная в 1638 г. митр. Петром царю Михаилу Феодоровичу. Впосл. эта святыня находилась в Успенском соборе Московского Кремля. В 1988 г. из фондов Музеев Московского Кремля Церкви был передан ковчег с частью мощей равноап. кн. Владимира, к-рый находился в Ростове-на-Дону, а в 2005 г. был доставлен в К.-П. л.; хранится в ц. во имя Всех преподобных Печерских. Кенотаф прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Кенотаф прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. С 1717 г. в К.-П. л. находится частица мощей (указательный перст) первомч. архидиак. Стефана. Святыня была принесена из Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря свт. Пахомием, архиеп. Романским, проживавшим на покое в Китаевской пуст. К.-П. л. Для этой святыни в 1830 г. изготовили кипарисовую раку, на серебряной крышке к-рой помещено рельефное в рост изображение первомученика; она находилась в Стефаниевском приделе (упом. с 1638) Успенского собора. Позже (до 1898) для перста, видимо, соорудили серебряную раку (Путеводитель по св. местам Киево-Печерской лавры. К., 1898. С. 55); в 1912 г. была изготовлена еще одна серебряная рака. Впосл. ее обнаружили в завалах взорванного Успенского собора (к 2013 в фондах НКПИКЗ). В 1990 г. обители был передан вынутый из раки ковчежец с перстом первомч. Стефана. Тогда же для святыни построили деревянную резную раку, к-рую поместили в Крестовоздвиженской ц.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Пантелеимона мон-ря на Афоне в Издательский отдел Московской Патриархии. В этой службе «Собору всех святых Безсребреников» (МП. Ноябрь. Ч. 1. С. 22-34) в дополнение к Б., перечисленным в молитвах проскомидии, таинства Елеосвящения и в последовании малого освящения воды, в славнике на «Господи, воззвах» и в каноне упоминаются все 3 двоицы мучеников Космы и Дамиана, а также: апостол и евангелист Лука, I в., пам. 18 окт.; сщмч. Антипа , еп. Пергамский, I в., пам. 11 апр.; сщмч. Харалампий , еп. Магнисийский, † 202 г., пам. 10 февр.; сщмч. Власий , еп. Севастийский, † ок. 316 г., пам. 11 февр.; свт. Спиридон , еп. Тримифунтский, † ок. 348 г., пам. 12 дек.; свт. Модест , архиеп. Иерусалимский, † ок. 633/34 г., пам. 18 дек.; вмч. Артемий , антиохийский, † 362 г., пам. 20 окт. Ап. Лука был врачом, священномученики Харалампий, Власий, святители Спиридон и Модест обладали особыми дарами исцелений. Сщмч. Антипа и вмч. Артемий прославились целебными дарами после преставления: к помощи сщмч. Антипы прибегали на месте его мучения и помазуясь миром от мощей, особенно при зубной боли; вмч. Артемий подавал исцеления почитающим его мощи. Б.-исцелители врачевали не только людей, но и животных: этим прославились Б. Трифон, Власий, Харалампий, Спиридон, Модест - они являются покровителями животных (бессловесной твари) и избавителями от нашествия вредных насекомых. Среди рус. святых именование «безмездника» усвоено прп. Агапиту, врачу безмездному , Киево-Печерскому, в Ближних пещерах почивающему († ок. 1095, пам. 1 июня). Подвиг Б.-исцелителей несли также прп. Прохор лебедник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1107, пам. 10 февр.), прп. Дамиан пресвитер , целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1071, пам. 5 окт.), Ипатий целебник (XIV в., пам. 31 марта), исп. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский († 1961, пам. 29 мая). Термин «Б.» («безмездник»), употребляемый по отношению к св. целебникам, имеет, т. о., многосмысловое значение. Основной духовный смысл выражен в общем тропаре Б.: «Святии безсребреницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам».

http://pravenc.ru/text/149067.html

Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание М. введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. День памяти М., как и мн. др. св. отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.] Описание Киево-печерской лавры. К., 18473. С. 111, 294; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 9; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 305. М. В. П. Иконография Описание облика М. представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Э. Ш.), схима на плечах, риза преподобническая, испод празелень» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 316 - «левыя страны», 23-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 174. 374; То же в рукописи клинцовского иконописца И. Г. Кулакова - РНБ. Титов. 4765, кон. XVIII в.; см.: Там же. С. 260. Примеч. 3). В Дальних пещерах, над ракой с мощами преподобного, находится написанная маслом на металлической пластине икона М., к-рая была создана наряду с др. единоличными образами святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, после 1842 г. (с прописями кон. XX в.) в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками). Полуфигура святого представлена в легком повороте вправо; М. показан мужем средних лет с рыжеватой бородой средней длины; облачен в мантию, на голове округлой формы клобук с наметкой; кисть правой руки - у груди, левой он придерживает за корешок внизу книгу. Этой иконе близок образ святого, представленный на большом живописном полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданном в мастерской Киево-Печерской лавры и находящемся при нижнем входе в Дальние пещеры: М. изображен в развороте вправо со слегка склоненной головой, в молитвенном сосредоточении, что подчеркивают четки в левой прижатой к груди руке; длинная без проседи каштановая борода незначительно сужается книзу; на голове клобук округлой формы. В нимбе надпись: «  ()      ».

http://pravenc.ru/text/2563960.html

В Ближних пещерах рядом с окошком у места затвора М. находится икона с его поясным изображением. Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся изображения М., выполненные в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя образы М. и прп. Иеремии Прозорливого представлены в ряду 34 Киево-Печерских святых на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010; художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий), М. входит в группу святых XI в. В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. под рук. И. С. Ижакевича учеником лаврской иконописной школы Ф. З. Коновалюком, парные образы М. и Иеремии Прозорливого помещены на откосе одного из окон в зап. части храма. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) , на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) образ М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Киево-Печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (К., 1638. Л. 18) среди мощей святых, почивающих в Ближних пещерах, упоминает имя еще одного М.: также «…чудотворный монах, который имел дар пророчества». На последующих планах Ближних пещер имя этого святого не встречается; его церковное почитание неизвестно. Однако существование 2 преподобных с именем Матфей нашло отражение и утвердилось в иконографии Собора Киево-Печерских святых, известной как минимум c кон. XVII - нач. XVIII в. Каждый из преподобных занял свое неизменное для классической схемы этой иконографии место в соответствующем ряду «пятериц» святых. Немаловажным является то, что в иерархии изображений образу 2-го М. отведено более важное место, нежели первому. Он показан в 4-м снизу ряду, замыкающим «пятерицу» с преподобными Кукшей, Илией Муромцем, Марком Гробокопателем и Григорием Чудотворцем. Как правило, в нимбе указано только имя («    » - напр., на гравюре Белецкого, 1756, РГБ; на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ). Вариант извода - на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР): последним в ряду изображен прп. Лука, перед ним М., образ прп. Григория отсутствует, остальные без изменений. В кон. XIX в. встречаются примеры замены образа М. образом др. святого, напр., на литографии 1893 г. (ГЛМ) вместо М. представлен прп. Савва.

http://pravenc.ru/text/2562634.html

Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. говорится: «Надсед, брада кругла, доле Николиной, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 37-й). На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И. изображается, как правило, в левой группе предстоящих, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, покоящихся в Ближних (Антониевых) пещерах, 3-м слева в предпоследнем ряду; облачен в монашеские одежды, голова покрыта куколем. Средовеком со склоненной вправо головой он показан на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ). У него темные усы и широкая борода без проседи; надпись на нимбе («  ()      ») ошибочно содержит букву «к». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) он изображен оглавно, надпись: «      ». В образе старца с короткой седой бородой, сосредоточенного на молитве, И. представлен на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание - Святые образы. 2006. С. 387). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И.- молодой подвижник в правой части композиции, за прп. Феодосием Киево-Печерским, изображен ближним к центру в 7-м ряду, погрудно, левая рука простерта в молении («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Композиция «Собор Киево-Печерских святых» была также распространена в тиражной графике: напр., Д. А. Ровинскому было известно о существовании не менее 15 гравюр этой иконографии. Образ И. встречается на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). В виде средовека с непокрытой головой И. изображен на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), помещен в 7-м ряду, 2-м слева. На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) И.- старец, убеленный сединами. Вместе с нек-рыми киево-печерскими иноками святой мог быть изображен в иконографии «Собор русских святых», напр. на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). Поясной образ И. помещен 4-м слева во 2-м ряду в левой части композиции, между преподобными Феодором и Прохором Киево-Печерскими. Здесь И.- средовек в монашеском облачении, схима на плечах, правая рука у груди в молении, левая простерта вниз. У него короткие волосы, высокий лоб и борода средней длины.

http://pravenc.ru/text/674808.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010