На гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря», выполненной мастером Акимом (монограмма АК) в 1643-1676 гг. в Киеве (ДМКДУ), а также предположительно на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение И. вместе с др. святыми из Киево-Печерского патерика помещено в правой части композиции в одном из цветков древа. На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) И. представлен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» в левой части иконы (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 3-м ряду 2-м слева (между преподобными Матфеем и Дамианом), с надписью на нимбе: «прп(д) uepeмia». Он изображен старцем (вполоборота вправо) с впалыми щеками, голова покрыта клобуком, руки в молении. Единолично И. представлен на иконе 40-х гг. XIX в. письма иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки И. в Ближних пещерах. Сохранилась икона кон. XIX в. с изображением преподобных Дамиана, Матфея и И. (НКПИКЗ). В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, написан в левой группе чудотворцев Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 9-м ряду крайним слева, оглавно, в куколе. Так, на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, Иркутский обл. художественный музей) он облачен в высокий клобук, борода с проседью, наименован прозорливым («пр(д) Uepeмiu прозо»). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И. имеет характерные черты внешности. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен в правой части (за прп. Феодосием) в 6-м ряду 3-м справа, средовек с небольшой русой бородой, в куколе, с поднятой в молении рукой (надпись: «Iepeмiй»). Его образ присутствует на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в.

http://pravenc.ru/text/293632.html

Архим. Леонид (Кавелин) относил М. к Печерским святым, к-рые «почивают открыто или видимо в Антониевых пещерах»; он также предполагал, что М. умер «в нашествие Батыево в 1239 г.» ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13), 1239 г. датировал кончину М. и архиеп. Сергий (Спасский) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 293). Но по достоверным историческим сведениям Смоленск Батыем не осаждался; пострадали только некоторые местности Смоленского княжества. Вероятно, кончина М. относилась церковными авторами XIX в. к 1239 г. из-за параллельно существовавшего почитания св. Меркурия Смоленского, по позднейшей «Повести о Меркурии Смоленском» (списки не ранее XVI в.) воина, погибшего при защите Смоленской земли от монголо-татарского войска. В «Словаре историческом о русских святых» указано, что память М. «совершается в Киево-Печерской лавре 27 августа» (СИСПРЦ. 1836. С. 181); архиеп. Филарет (Гумилевский), однако, отмечал, что особого дня памяти М. не имел, его память празднуется одновременно с памятью всех святых, почивающих в Антониевых (Ближних) пещерах, в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня ( Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 527); митр. Евгений (Болховитинов) и еп. Димитрий (Самбикин) указывали день его памяти 24 нояб., она праздновалась одновременно с днем памяти мч. Меркурия Смоленского и прп. Меркурия Киево-Печерского, почивающего в Дальних пещерах (Описание Киево-Печерской лавры. С. 109; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 128). Празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня было установлено в 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

Иконография " Явление Пресвятой Богородицы в Царьграде, повелевшей воздвигнуть Церковь во имя Ее в Киеве " . Роспись на наружной стене Успенского собора Киево-Печерской лавры. Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV века , где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 1840-х годов (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской церкви - и строителей, и иконописцев. В киево-печерской иконографии XVIII-XIX веков получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только четыре мастера-зодчие, как на живописном образе первой половины XIX века мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 года, композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к первому изданию 1661 года . В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах первой половины XVIII века). На гравюрах внизу имеется два небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, которые встречают их у входа в пещеру. Икона " Святые 12 греков, строители Успенского собора Киево-Печерского монастыря " . Рядом со св. мощами двенадцати греческих мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 1840-х годов и росписи XIX века (поновлены в XX веке) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая двухчастная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская церковь.

http://drevo-info.ru/articles/13678996.h...

Пантелеимона мон-ря на Афоне в Издательский отдел Московской Патриархии. В этой службе «Собору всех святых Безсребреников» (МП. Ноябрь. Ч. 1. С. 22-34) в дополнение к Б., перечисленным в молитвах проскомидии, таинства Елеосвящения и в последовании малого освящения воды, в славнике на «Господи, воззвах» и в каноне упоминаются все 3 двоицы мучеников Космы и Дамиана, а также: апостол и евангелист Лука, I в., пам. 18 окт.; сщмч. Антипа , еп. Пергамский, I в., пам. 11 апр.; сщмч. Харалампий , еп. Магнисийский, † 202 г., пам. 10 февр.; сщмч. Власий , еп. Севастийский, † ок. 316 г., пам. 11 февр.; свт. Спиридон , еп. Тримифунтский, † ок. 348 г., пам. 12 дек.; свт. Модест , архиеп. Иерусалимский, † ок. 633/34 г., пам. 18 дек.; вмч. Артемий , антиохийский, † 362 г., пам. 20 окт. Ап. Лука был врачом, священномученики Харалампий, Власий, святители Спиридон и Модест обладали особыми дарами исцелений. Сщмч. Антипа и вмч. Артемий прославились целебными дарами после преставления: к помощи сщмч. Антипы прибегали на месте его мучения и помазуясь миром от мощей, особенно при зубной боли; вмч. Артемий подавал исцеления почитающим его мощи. Б.-исцелители врачевали не только людей, но и животных: этим прославились Б. Трифон, Власий, Харалампий, Спиридон, Модест - они являются покровителями животных (бессловесной твари) и избавителями от нашествия вредных насекомых. Среди рус. святых именование «безмездника» усвоено прп. Агапиту, врачу безмездному , Киево-Печерскому, в Ближних пещерах почивающему († ок. 1095, пам. 1 июня). Подвиг Б.-исцелителей несли также прп. Прохор лебедник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1107, пам. 10 февр.), прп. Дамиан пресвитер , целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1071, пам. 5 окт.), Ипатий целебник (XIV в., пам. 31 марта), исп. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский († 1961, пам. 29 мая). Термин «Б.» («безмездник»), употребляемый по отношению к св. целебникам, имеет, т. о., многосмысловое значение. Основной духовный смысл выражен в общем тропаре Б.: «Святии безсребреницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам».

http://pravenc.ru/text/149067.html

На единоличной погрудной иконе кон. XX в. (возможно, воспроизводит иконографию образа 40-х гг. XIX в.) возле места затвора с мощами Д. в Дальних пещерах акцент сделан на его изображении как подвижника и постника: большие глаза, впалые щеки, тонкий нос, седая окладистая борода на еще молодом лице, голова покрыта куколем, вверху вокруг нимба надпись: «С. прдб. Дiohuciй Щепа затворникъ». В соответствии с текстом патерика и иконографической традицией он представлен с высоко поднятым кадилом, левая рука с четками прижата к груди. Образ Д. присутствует в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). Оплечное изображение преподобного нередко помещено в 6-м ряду 2-м слева, напр. на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ, иконографически близка к листу 1513 из собр. Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Стб. 624) - Д. представлен старцем с небольшой округлой бородой с проседью, в куколе, голова слегка склонена влево; так же на тоновой литографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) имеется оглавное изображение Д. (в правой группе, в 7-м ряду 2-м слева) как средовека, без куколя, с волнистыми волосами, без индивидуальных особенностей (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). На иконе «Собор Киево-Печерских святых» 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавное изображение Д. находится тоже в 6-м ряду 2-м слева, в небольшом повороте влево, лик молодого подвижника индивидуализирован (Киево-Печерский патерик. С. 33. Кат. 61). На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко, опубл.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. святой представлен (очевидно, ошибочно) в левой части иконы, в 7-м ряду 2-м слева, среди иноков, мощи к-рых почивают в Ближних пещерах. Он изображен погрудно, вполоборота от центра, в куколе, с молодым округлым лицом и небольшой русой бородкой, на нимбе надпись: «Дiohuciй». На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), Д. изображен в верхнем ряду 3-м слева.

http://pravenc.ru/text/178325.html

Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей ЛаврыКиевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства. Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731 - 1745 гг. С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры. К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами. Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры. Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром . Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм). Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г. Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г. Карта-схема Киево-Печерской лавры Редакция текста от: 27.03.2024 17:50:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/225.html

Работа проводится в Ближних или Антониевых пещерах лавры, где покоятся мощи печерских подвижников 29 ноября. ПРАВМИР. На Украине началась опись имущества в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Проверку проводят представители Киево-Печерского заповедника и Министерства культуры Украины, сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви. Работа проводится в Ближних или Антониевых пещерах лавры, где покоятся мощи печерских подвижников. Там же находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Как сообщили в УПЦ, членов комиссии, которые проверяют наличие мощей, сопровождают монахи, надзиратели пещер и члены Духовного собора обители. По просьбе наместника обители, митрополита Павла, проверку алтарных помещений лаврских храмов проводят мужчины, поскольку женщинам запрещается находиться в церковном алтаре. В УПЦ сообщили, что такая проверка происходит впервые за 30-летнюю историю возрожденной Киево-Печерской лавры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 16 июня, 2010 11 июля, 2013 10 декабря, 2015 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 16 июня, 2010 11 июля, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/na-ukraine-nachalas-op...

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. помещено в цветке «древа» в правой части композиции. В «Акафистах», изданных в типографии лавры (К., 1693. Л. 212б), Е. с крестообразно сложенными на груди руками представлен в числе 8 преподобных Ближних пещер. На Печерской иконе Божией Матери со святыми Киево-Печерского патерика (1724) письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (ГВСМЗ) Е. изображен в правой части среди святых Дальних пещер, в 6-м ряду слева, вместе с прп. Никоном Сухим, в виде средовека с небольшой округлой бородой, в коричневом клобуке, правая рука на груди, левая в молении; надпись на нимбе: «прп Ebcmpamiй». В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» Е. представлен, как правило, как средовек, в левой группе святых, за прп. Антонием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних пещерах. Его изображение помещено, напр., в 3-м ряду 5-м слева на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ), 4-м слева на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), 2-м слева на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), 5-м слева на тонолитографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - оглавно, без куколя, волосы на прямой пробор. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оплечный образ Е.- 3-й справа в 3-м ряду, с непокрытой головой, короткими прядями волос и маленькой округлой бородкой, черты лица индивидуализированы. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен дважды: в левой части композиции, за прп. Антонием, в верхнем ряду крайним справа - как средовек и в правой части, за прп. Феодосием, в 4-м ряду крайним справа - как старец в монашеском облачении и куколе (надпись: «Evcmpamiй»). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (худож. К. А. Горбунов). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) фигура Е. расположена в нижней части композиции, в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на совр. списках образа.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Никольская ц. 1689–1700 гг. Фотография. 2004 г. Никольская ц. 1689–1700 гг. Фотография. 2004 г. Территория Больничного мон-ря оставалась застроенной деревянными сооружениями, но его Никольская ц. в 1689-1700 гг. была заменена каменной. От 1-го каменного сооружения сохранилась лишь подвальная часть и фрагменты западной. Здание, вероятно, пострадало от пожара 1703 г., но вскоре было возобновлено. Композиционное решение повторяло распространенный в это время тип одноярусного 3-частного храма. При Мазепе началась подготовка к возведению каменной колокольни. Ее строительство поручили архит. Аксамитову, к-рый успел заложить фундамент (выявлен в 2002), и вскоре умер. В одном из документов сообщалось: «Суммы всей на колокольню от изменника Мазепы может быть 4000 рублей, за которую всякую материю - камение, известь и кирпич к делу приспособлено, за делание фундамента каменного плочено мастеру Оксамитову и с ним бывшим работникам задатки дано; якое, когда вскоре помер, дело зачатое заваковало, а остаток денег в пожар сгорел» ( Щербина В. I . Гoлobhi бyдibлi Печерськоï лаври//Hobi cmyдiï з icmopiï Києва. К., 1926. С. 84; ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 40. Л. 5). Деревянная колокольня, вероятно, была разобрана, а пригодная для строительства древесина была использована для возведения др. сооружений или для фортификационных работ. Крестовоздвиженская ц. на Ближних пещерах. 1691–1695 гг. Фотография. 2008 г. Крестовоздвиженская ц. на Ближних пещерах. 1691–1695 гг. Фотография. 2008 г. На Дальних пещерах в 1696 г. деревянный храм Рождества Богородицы был заменен каменным в барочных формах, построенным на средства киевского полковника Константина Мокиевского. На Ближних пещерах появилась каменная Крестовоздвиженская ц. (1691-1695), деньги на строительство выделил полтавский полковник П. С. Герцик. Церковь повторяла в камне распространенный на Украине тип деревянного 3-частного храма. Ее венчали 3 грушевидных, близко поставленных купола на 8-гранных барабанах. Фасады решены лаконично, к западному примыкала теплая трапезная, построенная немного позднее и имевшая на фасадах др. архитектурный декор.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В Ближних пещерах рядом с окошком у места затвора М. находится икона с его поясным изображением. Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся изображения М., выполненные в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя образы М. и прп. Иеремии Прозорливого представлены в ряду 34 Киево-Печерских святых на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010; художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий), М. входит в группу святых XI в. В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. под рук. И. С. Ижакевича учеником лаврской иконописной школы Ф. З. Коновалюком, парные образы М. и Иеремии Прозорливого помещены на откосе одного из окон в зап. части храма. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) , на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) образ М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Киево-Печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (К., 1638. Л. 18) среди мощей святых, почивающих в Ближних пещерах, упоминает имя еще одного М.: также «…чудотворный монах, который имел дар пророчества». На последующих планах Ближних пещер имя этого святого не встречается; его церковное почитание неизвестно. Однако существование 2 преподобных с именем Матфей нашло отражение и утвердилось в иконографии Собора Киево-Печерских святых, известной как минимум c кон. XVII - нач. XVIII в. Каждый из преподобных занял свое неизменное для классической схемы этой иконографии место в соответствующем ряду «пятериц» святых. Немаловажным является то, что в иерархии изображений образу 2-го М. отведено более важное место, нежели первому. Он показан в 4-м снизу ряду, замыкающим «пятерицу» с преподобными Кукшей, Илией Муромцем, Марком Гробокопателем и Григорием Чудотворцем. Как правило, в нимбе указано только имя («    » - напр., на гравюре Белецкого, 1756, РГБ; на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ). Вариант извода - на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР): последним в ряду изображен прп. Лука, перед ним М., образ прп. Григория отсутствует, остальные без изменений. В кон. XIX в. встречаются примеры замены образа М. образом др. святого, напр., на литографии 1893 г. (ГЛМ) вместо М. представлен прп. Савва.

http://pravenc.ru/text/2562634.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010