22. И аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе. 22. И был я уничижен, и без разумения был, как скот, пред Тобою. III. 23. И аз выну с Тобою, удержал-еси руку десную мою. 23. И (вот) я всегда с Тобою, (то) Ты удержал правую руку мою. 24. И советом Твоим наставил-мя-еси, и со славою приял-мя-еси. 24. И советом Твоим (на путь) наставил меня, и со славою принял меня. 25. Что бо ми есть на небеси?! И от Тебе – что восхотех на земли?! 25. Ибо – что есть для меня на небе?! И от Тебя (– когда Ты есть) – чего хотеть мне на земле?! 26. Исчезе сердце мое и плоть моя, БОЖЕ сердца моего, и часть моя, БОЖЕ, – во век! 26. Покинуло меня сердце мое и плоть моя (утратил я самоощущение), Боже сердца моего, и – часть моя, Боже, во век! 27. Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут! потребил-еси всякаго любодеющаго от Тебе! 27. Ибо – вот: удаляющие себя от Тебя погибнут! Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя (изменяющего Тебе в любви)! 28. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя, во вратех дщере Сиони! 28. Для меня же прилепляться к Богу – (истинное) благо, на Господа возлагать надежду свою, возвещать мне все хвалы Твои – во вратах дщери Сионовой! Примечания к Псалму LXXII-мy Содержание: О написании сего псалма сказано нечто в псалме 49. Настоящий псалом содержит увещание к немощным верным, дабы не соблазнялись они, видя нечестивых в мире сем благоденствующих и процветающих. Сие увещание весьма полезно и нужно, наипаче когда праведные люди претерпевают гонение, а нечестивые приятным миром и спокойствием наслаждаются. Ст. 1–2. Пророк, прежде нежели произнес сии слова, много боролся с противными мыслями и, как храбрый подвижник, часто выходил на сражение, пока, наконец, по многотрудных подвигах, одержал совершенную победу, и не только сам дознал, но и другим доказал, что Бог к рабам Своим милостив, и спасения их верный хранитель, тогда как для закоснелых нечестивцев – каратель... Так он, как бы вышед из преисподних, благодарным сердцем исповедует, какую одержал победу... При этом он как бы говорит: когда я проповедую, что Бог есть благ ко Израилю, то не такого Израильтянина разумею, который, внешним только довольствуясь исповеданием Бога, носит ложное Израиля имя, но разумею духовных сынов Авраама, которые чистым сердцем прилеплены к Богу...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

9 . Что-то скверное есть во мне и встает на дыбы в гордыне греха. Пусть падет оно; пусть будет оно уничтожено. Если оно падет, тогда то, что прежде было падшим, восстанет. Мой «внутренний человек» ( Рим.7:22 ) некогда лежал поверженный, а «внешний человек» ( 2Кор.4:16 ) стоял во весь рост. До того, как я уверовал в Иисуса, все доброе во мне находилось в униженном положении, а злое – торжествовало. После Его пришествия все злое во мне рухнуло, и исполнилось сказанное: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса…» ( 2Кор.4:10 ) и «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ) и прочее. 10 . Падение всех этих пороков есть благо. Об этом падении сказано: «Где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:28 ). Слово «труп» происходит от глагола «падать». Такое падение есть благо, ибо Иисус и пришел, прежде всего, для этого; Он не смог бы ничего восстановить, если бы прежде не было падения. Так пусть же Он сперва придет и разрушит все злое во мне, а когда зло будет разрушено и умерщвлено во мне, пусть то, что есть во мне доброго, восстанет и обретет жизнь, чтобы достичь нам Царствия Небесного во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 17. Евангелие от Луки 2:33–38. Вновь на отрывок, начинающийся со слов: «Иосиф и Матерь Его дивились сказанному о Нем», до того места, где написано об Анне. 1 . Лука, который написал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:34 ),и ясно передал нам, что Иисус был сыном Девы и не был зачат человеческим семенем, также утверждает, что Иосиф был Его отцом, когда говорит: «Отец 7 же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Почему тогда св. Лука называет Иосифа отцом, если он им не был? Тот, кого устроит простое объяснение, скажет: «Святый Дух почтил Иосифа, назвав его отцом, потому что он растил Иисуса». Однако тот, кто ищет более глубокое объяснение, может сказать, что родословная Господа идет от Давида к Иосифу. Каким бы наименование Иосифа отцом Спасителя ни казалось бессмысленным, он назван «отцом» Господа, чтобы дать ему место в родословной. Поэтому Его отец и Мать «дивились сказанному о Нем» – как ангелом и многочисленным воинством небесным, так и пастухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Братья, ныне ближе к нам спасение, чем когда мы уверовали. Ночь проходит, день приблизился. Итак отложим дела тьмы и облечемся в доспехи света. Как днем будем вести себя благопристойно: ни разгула и пьянства, ни разврата и непотребства, ни ссор и ревности; но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти. Изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлении. Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. Ядый не ядущаго да не укоряет, и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият. Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит, или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его. Немощного же в вере принимайте не входя в споры о мнениях. Один верит что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, пусть не презирает того, кто не ест; и кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест: ибо Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Рим 13:11Б–14:4 Аллилуия, глас 6: Аллилуия, глас 6 Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний. Стих: Возвещати заутру милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний. Стих: Возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. Пс 91:2, 3 Евангелие от Матфея, зачало 17: Евангелие от Матфея, зачало 17 Рече Господь: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый. Яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, Иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут. Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Глава V. О том, что как грешники во зло употребляют закон, который добр, так и праведные во благо употребляют смерть, которая зло    Когда апостол хотел показать, сколько вреда может принести грех при отсутствии божественной благодати, то не усомнился даже закон, которым воспрещается грех, назвать силой греха. «Жало смерти, — говорит он, — грех; а сила греха — закон» (1Кор. XV:56). И это совершенно справедливо. Ибо через запрещение усиливается стремление к недозволенному действию, когда не настолько любят правду, чтобы любовью к ней побеждалось желание грешить. А чтобы истинная правда была любима и чтобы привлекала к себе, для этого нужно содействие божественной благодати. Но чтобы закон, названный силой греха, не был признан вследствие этого злом, то в другом месте, рассматривая того же рода вопрос, он говорит: «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак: но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим. VII:12-13). «Крайне» сказал он потому, что присоединяется еще и упорство, когда при усилении стремления ко греху презирается и сам закон.    Почему мы решили остановиться на этом? Потому, что как закон не есть зло, хотя он усиливает вожделение грешащих, так и смерть не есть добро, хотя она увеличивает славу претерпевающих ее; когда или тот нарушается вследствие бесчестья и делает упорствующими, или когда эта претерпевается за истину и делает мучениками. Поэтому, хотя закон и добр, потому что он есть воспрещение греха, а смерть зла, потому что есть воздаяние за грех; но как несправедливо злые используют не только злое, но и доброе, так праведные во благо используют не только доброе, но и злое. И выходит, что злые во зло используют и закон, хотя он — добро, а добрые ко благу умирают, хотя смерть есть зло. Глава VI. О зле всеобщей смерти, которым разрушается союз души и тела    Поэтому, что касается телесной смерти, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы перенесены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. (В этих лучах вы видите также землю. Но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч; а этих лучей в нем бесконечно много. По тожеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира.) Так и душа святая, соединяясь с Богом как с духовным Солнцем, видит чрез посредство своего духовного Солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся. Продавая книги, не радуйся о прибыли денежной, а радуйся о назидании, которое получат купившие; получивши же денег, хорошо часть от них отдавать нищим. Поступив так, ты сделал бы очень благоразумно: сделал бы вместе и духовную и телесную милость. А ведь неложно обещание Владыки: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5,7 ]. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека [ Пс. 117,8 ], то есть благо надеяться христианину, и особенно пастырю-проповеднику, на слово Божие, нежели на слово человеческое (то есть на произведения ума человеческого, хоть бы и образцовые); иначе: надобно больше всего читать слово Божие, а образцовые произведения людей настолько, насколько они помогают нам правильно уразумевать слово Божие и учат нас христианской жизни и православным догматам. Смотри, имей всегда полное уважение в сердце к тому, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно... [ Флп. 4,8 ], несмотря на разварение сердца диавольским огненным дыханием, производящим в сердце лукавое пренебрежение к истине и отвержение ее, признание ее за ложь. О молитве. О значении злых духов в духовной жизни человека, и особенно в молитве: препятствия, ими поставляемые; о значении Ангелов добрых: их необходимость для отгнания демонов, их старания, помощь. Не бойся, что тебя пересилит сатана. Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире [ 1Ин. 4,4 ], то есть сатаны. Помни слова Спасителя в молитве Господней: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго [ Мф. 6,13 ], и далее – что? Яко Твое есть Царство и сила (а не диавола) и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Люди, не пришедшие в разум Христа, всю жизнь свою проводят в заботах и печалях о многом; а тот, кто хочет мирно жить и на земле небесных благ вкусить, пусть удерживает свой ум от всех лукавых помышлений. Ибо в том и совершенство жизни во Христе, когда душа ни о чем земном не помышляет, потому и апостол Павел учит так: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении и с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:6 ). Нам заповедано любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением, и потому-то, – говорит нам Господь, – упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс. 45:11 ). Итак, отврати свой ум, собрат мой, от всех земных попечений и тогда уразумеешь, сколько благ Господь; тогда не будешь уже помышлять о земном, ни говорить, ни слушать о том, что человеческое, но только о том, что Божие, – будешь вспоминать Бога, призывать Его милость и взирать на Его благость. И будешь ты тогда подобен ангелам, всегда видящим лице Отца небесного (Ср. Мф. 18:10 ), и говорить, как Матерь Господа: возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем ( Лк. 1:47 ). «Добро есть, – говорит Марк Подвижник , – главнейшую содержати заповедь: ни о чем же умом пещися, ниже по виду молитися, но токмо искати Царствия Божия, иже внутрь нас есть». Благо есть душе, ищущей Господа, – сказано в Писании, – и надеющейся с молчанием спасения Божия, благо есть (Ср.Пл. Иер.3:25 ). Беспечалие ума есть первейшее дарование духовное; от него происходит внимание слову Господню и веселие Духа Христова внутри человека. Ибо так говорит Дух Господень: се стою при дверях; аще кто услышит глас Мой и отверзет двери (сердца), прииду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). Так вот достигает душа оправдания Божия и радости спасения, мира и радости во Святом Духе! Блаженно малое, как Господь сказал, стадо, которому благоизволил Бог дать Свое Царство, которое не собирает себе сокровищ на земле, но богатеет верою и любовью к Богу. Блажен, кто, подобно апостолу, говорит: все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа; для Него я от всего отказался и все считаю тщетным (Ср. Флп.3:8 ). Таков бывает тот, кто приходит в познание Христа Бога, в познание Божией истины, он уподобляется купцу, ищущему доброго бисера, – как сказано в Писании, – который, нашедши драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее ( Мф.13:44–46 ). Сей приимет благословение от Господа и великую милость от Бога Спасителя своего. Таков вот род ищущих Господа, желающих прилепиться к Богу всем сердцем и помышлением своим!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

На этом мы прощаемся с великим каппадокийским учителем св. Григорием Нисским . Точное истолкование его обрывается, и дальше мы пойдём за нашим странствующим философом уже без св. Григория. Святый отче Григорие, моли Бога о нас! Блж. Иероним даёт несколько толкований принципа среднего счастья Екклесиаста. Первое значение: умеренность в земных благах, а что сверх того – то на благо людям. «Человек поставлен поселенцем и пришельцем мира для того, чтобы он пользовался кратким временем жизни своей… и смотрел на всё, что есть у него, как бы имеющий отправиться в другое место; чтобы в жизни своей он делал добра столько, сколько может, и не мучился напрасно заботами из-за собирания богатства… Только то одно есть дар Божий , если что-нибудь из имения своего он употребит на добрые дела» 3, 12–12]. Второе значение – таинственное. «Так как тело Господа есть истинное брашно, и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его не только в таинстве (Евхаристии), но и в чтении Писаний» [там же]. Божьи дела пребывают вовек Ну, вот и успокоился Екклесиаст. Вместо философа-странника, ищущего высший смысл, некий заветный итрон, сидит никуда не спешащий и ничего не ищущий мещанин, человек, который ест и пьёт и видит доброе во всяком труде своём. Ох, обманулись! Хватило его совсем ненадолго, и вновь – могучий прорыв. Прорыв туда, куда не надо заглядывать желающему спокойной жизни. Почти успокоившись, он видит тайны Божии и вновь прозревает неисповедимые судьбы Божии. Еккл. 3:14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Еккл. 3:15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, и Бог воззовёт прошедшее. Ненадолго развлекли Екклесиаста еда с питием, недолго повеселился, да и делать доброе в жизни своей, не имеющей цели и смысла, как-то скучно. удовлетвориться всем этим – дар Божий, но не получил его наш философ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Нужно помнить, что все что есть, Господь делает не само собой, но Сам, из своей воли и свободы и любви. Тогда будешь благодарить Его и будешь припадать к Нему. Ведь Он личность и более того, Отец наш, поэтому иди к Нему быстрее, к Нему Одному. Только Он есть истинно самостоятельный всегда, и всякая свобода, и любовь только через Бога. Потому что сам человек не может себя отдать, ибо и не принадлежит себе, но любовь человека к человеку возможна именно через Бога, но для этого надо возлюбить Бога, своего Творца. Вот почему главные заповеди для человека: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. — Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Ведь не любя Того, Кто все для нас сделал, как сможем полюбить людей? А когда поймешь ты, что Господь ничего не сделал по принуждению, но все свободной любовью Своей к тварям, то узришь, что все делается на благо тебе, и никакое зло не может это благо закрыть. И узришь свои грехи, и что ты достоин всякого испытания, однако милость Господа безмерна. Существование всего и человека в первую очередь свидетельствует о любви Божией к нам. Вот признак любви, которую нужно увидеть. Жить и не задумываться о Творце и смысле жизни, но прозябать в мелких делах, самому себе измысля себя и других – не безумие ли это? Да и как не безумие, если очевиднейшим является, что мы не только не творцы мира, но и самих себя. Так как же мы живем как будто сами из себя, не спрашивая: откуда мы и не пытаясь узнать истину. Как можно, отдавая себе отчет, что не создал и пряди своих волос, не обращаться к Творцу своему? Почему все, что угодно делает человек, но не пытается быть единым с Богом, который Сам есть единство наше со всем. Но как обезумел человек, что уже и не ищет Творца своего, но считает себя в силах жить самому и не ставить ни во что силу создавшую его. И ограничивается человек в своих интересах не то что этой жизнью, этим миром, но даже этим днем. В себе ли этот человек? Пользуется ли он умом правильно? Ибо, не самое ли последовательное искать Творца, чтобы спросить у него и жить по Его законам, раз уж и жизнь эта не нами создана, то и законы ее не мы придумали.

http://pravmir.ru/bog-est-chto-mozhet-by...

«Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?» Акила перевел яснее: «Кто у меня на небе? С Тобою и на земле не пожелал я никого». Речь вопросительная и имеет такой смысл: есть у меня надежда на небе. И ожидал, и ожидаю, что будешь благоволить ко мне на небе и на земле, потому что на небе не имею иного какого-либо Бога и попечителя, кроме Тебя, на земле никого не сравню с Тобою; но и на небе и на земле Тебя признаю Богом, и с любовию предаюсь Твоему владычеству. Пс.72:26 .  Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. «Исчезе сердце мое и плоть моя». Посему-то и желаю, и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи. «Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век». Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами. Пс.72:27 .  Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. «Яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе». Сами себя соделывающие далекими от Твоей попечительности и избравшие служить идолам, плодом отступничества будут иметь погибель. Ибо любодеянием называет здесь Пророк идолослужение. Так говорит Бог и чрез Иеремию: «поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, соблудиша тамо. И рекох: повнегда прелюбодействовати ей во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися» ( Иер. 3, 6–7 ); и еще: «и соблудила есть с древом и с каменем» ( Иер.3:9 ); то есть, оставив Меня – жениха, послужила богам не существующим. Посему и здесь служение идолам назвал Пророк любодеянием. Но сказал сие не о Вавилонянах, а о тех, которые за нечестие соделались пленниками. Ибо они, имев женихом Бога, любодействовали, возлюбив рабство демонам. Но, научившись опытом целомудрию, взывают: Пс.72:28 .  А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой]. «Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое». Испытав на самом деле, не отлучен буду от спасшаго Бога, и утвержусь упованием на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2. Да приидет Царствие Твое. Во втором прошении молитвы Господней говорится, во-первых, о царстве благодатном. «Царствие Божие, свидетельствует ап. Павел, есть праведность, и мир, и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Это царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло, если еще царствует грех в мертвеннем теле их ( Рим. 6:12 ). Оно и приходит-то сокровенно и внутренно. Спаситель Сам сказал: не приидет царствие Божие с соблюдением (приметным образом). Се бо, царствие Божие внутрь вас есть ( Лук. 17:20–21 ). Во-вторых, для христианина словами второго прошения может обозначаться и царство славы, т.е. будущее блаженство верующих, которое для него вожделенно. Святой ап. Павел говорит, что он имеет горячее желание разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1:23 ). 3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.Признавая Господа Бога своим царем, мы выражаем желание исполнять благую и совершенную волю Его. Посему мы заявляем, что все, что делаем, и что бывает с нами, происходило бы не так, как мы того желаем, а как это угодно Господу. Мы сознаем, что в своих желаниях нередко погрешаем, а Господь наш, по всеведению Своему и по благости, и желает нам, и знает и готов даровать всякое благо, если только не препятствуют этому наше своеволие и упрямство. Св ап. Павел восторженно говорит: «Тому, т.е. Богу, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем промышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф. 3:20–21 ). О небеси упоминается потому, что там ангелы Божии и все без исключения святые всегда и во всем исполняют волю Божию. В четвертом прошении мы просим у Господа Бога насущного хлеба. Под ним же разумеется все, что необходимо для нашего существования на земле: пища, одежда и жилище. Дозволено нам просить и того, что служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, но непременно с полной преданностью воле Божией: если получим, то станем Бога благодарить; если же не будет дано нам желаемое благо, не станем роптать. Но и необходимого-то хлеба заповедуется нам просить только на днесь, на нынешний день. Этим, конечно, повелевается не заботиться о будущем чрезмерно, а надеяться на Господа Бога, промышляющего о Своих рабах. Спаситель прямо сказал: не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его(довольно для каждого дня своей заботы). ( Мф. 6:34 ). Так как человек состоит из тела и души, и душа-то у него важнее тела, то и для неё нужен насущный хлеб, без которого она умирает с голода. Пищей для души служат: слово Божие и Тело и Кровь нашего Спасителя. Он ведь сам благоволил привести слова Писания в ответ на искусительное предложение духа лукавого: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих ( Мф. 4:4 ). А о св. Плоти и Крови Своей Спаситель сказал: плоть Моя истинно есть брашно (пища), и кровь Моя истинно есть пиво (питие) ( Ин. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010