Основание такого единения людей между собою и с Богом заключается именно в Богочеловеке, как посреднике между Богом и человеком. Верующие так же тесно соединены с Иисусом Христом, как ветвь с лозой: они пребывают и живут только в Нем и с Ним ( Ин. 15:1 – 7 ). В свою очередь и Он пребывает в Них ( Ин. 17:23 ), и так как Отец пребывает в Нем (ст. 23), то чрез Него и люди пребывают в Боге. Верующие, исполняющие заповеди Иисуса Христа, пребывают в любви Его, а Он, исполняя заповеди Отца, пребывает в Его любви; Его возлюбил Отец, а Он возлюбил верующих. Любовь Отца к Сыну будет пребывать и в верующих. Таким образом с явлением Сына Божия на земле во плоти открылась для мира и в мире любовь к Нему Бога Отца и Его любовь к Богу Отцу; далее, любовь Его к людям и любовь людей к Нему; отсюда, наконец, любовь Бога к людям и любовь людей к Богу. Мы показали, что воплощение Сына Божия, Богочеловеческая жизнь Его на земле и все действия Его, из которых нами рассмотрены только главнейшие, со стороны Его составляют жертву, выражают Его послушание Отцу и любовь к Нему, обнаруживают в Нем любовь к людям. Будучи всем этим, они в то же время целью своею имели принесение счастья и спасения людям и действительно доставляют его желающим. Как послушание и жертва, они умилостивляют Бога за грехи людей и примиряют Бога с людьми и чрез это они уже составляют для людей величайшее благо. В связи с этим умилостивительным значением воплощения и жизни Богочеловека жизнь и деятельность Богочеловека есть величайшее благо для людей и в том отношении, что они представляют величайший и прекраснейший образец для подражания. Иисус Христос есть благодетель человечества, как провозвестник и образец чистой нравственности и святой любви и как основатель истинной религии. Что Иисус Христос принес жертву и принес ее из послушание и из любви к Богу Отцу, из любви к людям и ради их блага, это обнаружилось не только в воплощении и страдальческой жизни Его, но и в смерти, и даже в смерти с особенной силой. Смерть Его есть не только жертва, но жертва величайшая; она же составляет венец Его послушания Богу; она представляет цвет Его любви к Богу и к людям; она же есть величайшее благо для людей, потому что чрез нее преимущественно совершено спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Очистись и воротись к Отцу Небесному: худо тебе на стране далекой у жестокого хозяина – твоей позорной страсти. Поди ко Мне, говорит тебе Отец Небесный и Сын Его возлюбленный: у Меня хорошо. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы... иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть ( Мф. 11:28, 30 ). Верно, тебе твоя страсть не дает ничего в пищу, кроме рожец, яже ядят свиния ( Лк. 15:16 ); твое удовольствие болезненное, мнимое, поди ко Мне: у Меня всего довольно, у Меня и наемником избывают хлебы (ст. 17)» 50]. «Великое благо, великая добродетель – незлобие пред Богом и людьми: оно покрывает множество грехов. В Ветхом Завете были особенно возлюблены и прославлены Богом за эту добродетель: Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид богоотец, царь и пророк, и многие другие; а в Новом Завете бесчисленные праведники, подражавшие кроткому и смиренному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, глаголющему в Евангелии всем нам: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас питать зло на ближнего, а будем в простоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними, тоже по наущению врага. Никто да не мыслит зла друг на друга; никто да не увлекается злой подозрительностью касательно ближнего; ибо это прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь, заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин. 13:34 ), и слова апостола Павла: любяй бо друга закон исполни. Итак, исполнение закона любы есть ( Рим. 13:8, 10 )» 58]. «Так, братия, святые угодники Божии, которым нет числа, зовут и нас следовать за собою в Небесное Отечество, где сияет вечная слава Божия, – где нет никакой неправды, где – жизнь без трудов, скорбей и болезней, жизнь бесконечная. Последуем, непременно последуем за ними, с помощью Божиею: так Бог повелевает. Приидите, говорит Он, ко Мне все труждающиеся в борьбе с грехами и обремененные беззакониями, – приидите усердным покаянием и добродетелью, и Я упокою вас; возьмите иго Мое, иго святых заповедей Моих, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Ср.: Мф. 11:28–30 ), – то есть не так, как иго и бремя грехов и страстей ваших, которое претяжко, прелестно, бесплодно и гибельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Сама постановка вопроса, изумление и тревога, которые в нем слышатся, ясно раскрывает вечную правду о нас: мы боимся вмешательства Бога в нашу жизнь. Это одновременно и причина всей уродливости нашей жизни, и следствие первоначального падения. Ведь Адам знал волю Божию совершенно ясно, отчетливо, определенно – но он подумал (поверил навету), что вдруг Бог действительно скрывает от человека некое благо. В этом источник наших грехов, и это следствие нашего неверия. Вот, например, увидев новую машину соседа, мы начинаем думать, что наша собственная машина вовсе не так уж хороша, мощна, вместительна, комфортна и современна. Это не объективные данные, ведь до появления машины соседа нас все устраивало. Все, что мы имеем в настоящий момент, есть полнота доступных нам благ Божиих. Но наши желания, жажда обладания чем-либо другим вступают в противоречие с Промыслом и явлением Божественной любви и заботы. Именно потому, что мы представляем Бога несправедливым, нещедрым, лицеприятным и невсемогущим.      – Что же такое воля Божия ? Воля Божия есть то, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением – Это совершенное благо для каждого отдельного человека. Можно сказать так: это то самое, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением. Но в это нужно поверить. Богу нужно довериться ; как говорил преподобный Серафим Саровский: «Я предал себя Богу, как железо ковачу». А мы не доверяем Ему, боимся, что Он сделает нам больно, заставит делать неприятное, вмешается и отодвинет наше «Я» в сторону. Мы думаем о Нем не как об Отце, не как о Любви, не как о Возлюбленном и Желанном, а как о тиране, диктаторе, чья главная задача – заставить нас сделать так, как Он хочет. – Откуда же у нас возникает такое ощущение, ведь всем известно, что Бог есть Любовь?.. Грехопадение праотцев. Мозаика Равенны – Это то, чего добился от нас сатана. Он исказил наше представление о Боге в тот самый момент, когда внушал свои мысли Еве. Помните, змей приполз к Еве и спросил ее: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»? Это ложь и клевета на Бога. Но мысль уже запала Еве в сознание, потому что она продолжает говорить со змеем, вместо того чтобы возмутится и запретить ему. Именно по этой причине святые отцы всегда советуют не вступать в разговор с лукавыми помыслами, особенно теми, которые содержат хулу на Бога, – лучше молиться. Ева пытается растолковать змею его заблуждение: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», – и попадает в сеть, ведь змей ждет этого возражения и уже определенно и авторитетно заявляет Еве: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

http://pravoslavie.ru/87354.html

   Я знаю и путь к такому сокрушению сердечному: сказано ведь, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14:22).    Я читаю сейчас Златоуста, который учит меня: «Зная, что скорби наиболее приближают нас к Господу, если только мы будем бодры духом, и что тогда мы можем снискать Его милость, когда приступаем к Нему с сокрушенною душею и с горячими слезами, — зная это, не будем унывать в несчастьях; но, размышляя о пользе скорбей, станем благодушно переносить все случающееся с нами; научимся быть тихими и кроткими во всем вообще».    Я знаю это всё. Знаю и то, что скорбям моим нет числа.    Плачу вместе с пророком о бедствиях многогрешной души моей.     «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал, как вдова. ... Горько плачет ночью, и слезы его на ланитах его» (Плач. 1:1)...    Ты оделась во вдовьи одежды, душа моя, ты рыдаешь в себе, и слезы твои, как тяжелые камни, падают на землю духа твоего.     «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач. 3:27), — благо, потому что в юные годы есть много времени, чтобы освободиться от ига греховного покаянием; благо и потому, что есть время, чтобы научиться борьбе с игом греха, борьбе за жизнь свою, есть время приобрести опыт духовный.    Я растерял силы свои. Неосмотрительностью своей приобрел я болезни, которые придавливают тело мое к земле, которые висят на душе моей, как тяжелые железные якоря, зацепившиеся крепко за то, что окружает меня. Тело мое — брат мой, коему уготовано совместное с душою моею воскресение, — уже не помогает мне, но чем дальше, тем больше тяготит меня. Как обветшавший корабль, стою я у тихой гавани, но невозможно мне войти в нее.    Но что делать, когда «исчезли дни мои, как дым, как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава» (Пс. 101:4, 12)? Куда бежать, когда неумолимо конец приближается?    К кому припасть «в оскудевании крепости моей» (Пс. 70:9)?    Я стою — как приблизится ко мне Спасающий меня?     «Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! Камни святилища раскиданы по всем перекресткам» (Плач. 3:1)...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Горе человеку, который угождает своему плотскому человеку, который волю плоти и плотских помышлений своих [творит]: его дух мертв, и он не имеет жизни вечной, в нем пребывающей [ 1Ин. 3, 15 ]. Благо человеку, который противится плотскому своему человеку и воюет с ним, хотя упорна, трудна и ожесточенна и болезненна эта война; благо тому, кто духом плотския деяния умерщвляет: он жив будет, по непреложному слову Божию 113 . Благо, когда плотской человек озлобляется 114 болезнями, бедами и скорбями. Тогда духовный человек получает силу и жизнь, а плотской подавляется и умерщвляется. Если ты сам не внимаешь своей молитве и не слышишь ее сердцем своим, то как ты можешь думать, что внимает ей Владыка и слышит ее? Мерзость Господу та молитва, которая совершается с жалением плоти, с неженьем ее. Во время молитвы распни плоть свою с ее страстьми и похотьми. Чревоугодниче! Посмотри на конец, какой ожидает тело твое и всякую пищу. Скупец! Посмотри, чего ты жалеешь для себя и других: не праха ли и не тления ли, не смрада ли? Для тленного тела жалеешь тленного, для бессмертного образа Божия жалеешь временного, для вечного – преходящего? Не пылинка ли одна весь мир в сравнении с бессмертным человеком? Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? [ 1Кор. 7, 16 ]. Премудрость Божия так устрояет наше спасение, что с неблагочестивою женою сочетовает благочестивого мужа или с неблагочестивым мужем благочестивую жену, так что Таинство Брака есть великое дело благости Божией, хотящей, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины [ 1Тим. 2, 4 ]. Он есть подлинно образ союза Христа с Церковью. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь ... Он же Спаситель тела [ Еф. 5, 25, 23 ]. После причащения Божественных Таин слабительного отнюдь не принимать, хотя бы и нечист и крепок был желудок, ибо принятие слабительного вскоре после причащения Божественных Таин есть поругание их, от которого избави Боже и всех врагов наших. Смотри, не искушаетли тебя враг чрез живот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Псалом 91 Благо есть прославлять благость и премудрость Господа вечного: ибо благочестивые благоденствуют в своей долголетней жизни, нечестивые гибнут как трава. 1. Псалом песни в день субботный. Сей псалом есть хвалебная песнь, назначенная для пения во храме в день субботний или в праздник субботы. Значению этого праздника вполне соответствует содержание псалма. Священный бытописатель, заканчивая повествование о сотворении мира и человека, говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, который Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.1:31;2:2–3 ). – Посему и псалмопевец прославляет творение Божие и благословляет Бога в своей песни. 2–4. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. – Благо для души праведника, если он исповедует – громко возвещает славу Божию и воспевает имя Божие, т. е. свойства и совершенства, как они проявлены Господом в Его творении и промышлении, и возвещает заутра – при утренней молитве милость, явленную Богом в предшедший день, и – истину Божию, т. е. истинное поклонение Богу во всякую ночь, возвещает все это на псалтири десятоструннем, как самом полнозвучном, или на гуслях в созвучии с песнью – псалмом. Так и еще учил Давид и говорил: «блажен муж, который о законе Господнем размышляет день и ночь», ( Пс.1:2 ), и так именно сам поступал. «Я вспоминал о Тебе, говорит Давид Господу, на постели моей, размышлял о Тебе на утренних стражах ( Пс.62:7 ). – Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:55,62 ). 5–7. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делах руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Со стороны озлобленных, нераскаянных грешников все будет выглядеть совершенно иначе: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17). Любовь Божия положит предел неисцельному злу, окажет последнюю милость тем, кто не дает оказать себе другой милости, даст им столько блага, сколько они в состоянии принять. Потому что существование — это благо, познание истины — это благо, быть остановленным на пути возрастания во зле — это благо. То, что сами злые будут воспринимать это как мучительную кару, будет результатом вовсе не того, что Бог их ненавидит и желает мучить — это ни в коем случае не так, а того, что грех настолько извратил их восприятие реальности.   Но обычно они вовсе не считают себя злодеями Из того, что Бог любит злодеев, никак не следует, что злодеи будут довольны — они как раз будут недовольны. Такова трагедия и чудовищная глупость греха. Но у злодеев есть еще одна особенность — обычно они вовсе не считают себя злодеями; чем в худшем духовном состоянии человек находится, тем труднее ему заметить, что с ним что-то не в порядке. Злодеи — это всегда другие, и когда нас неприятно царапает мысль о том, что Бог может любить злодеев, то это потому, что мы себя к таковым не относим. Библия говорит, что напрасно — мы все грешники, виновные, испорченные и глубоко мятежные. Но Бог неизменно любит нас и ищет спасти — то есть восстановить нас в отношениях с Ним и изменить нас так, чтобы мы стали райскими, а не адскими существами. Для этого нужно признать, что дурные люди — это не только они. Это мы тоже, и нам следует смириться, раскаяться, возложить свое упование на Христа и довериться Святому Духу в том, чтобы глубоко изменить нашу жизнь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/lyubit-li-bog-zlodeev/

Христианин одиноким быть не может в деле Богоугождения. Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице Кийждо нас ближнему да угождает во благое к созиданию ( Рим.15:2 ) Каждый из вас должен не себе, а ближему угождать во благо, к назиданию», слышим мы ныне слово апостольское. И, надо заметить, что советывал другим Апостол, то и самым делом сам же первый во всей точности старался исполнить он, как сам свидетельствует о себе: бых немощным, яко немощен, да немощные приобрящу. Всем бых вся, да всяко некие спасу ( 1Кор.9:23 ). Вот, братие, как бы следовало и нам держать себя в отношении к ближним своим. А мы как живем? Угождать ближним и мы любим; но только во благо ли и к назиданию своих ближних? Не ко вреду ли и разорению напротив? Так что, и стараясь угодить ближнему, в существе дела не себе ли самим угодить мы стараемся, себе пользу получить? Тогда как, но настоящему, вся наша жизнь, вся наша деятельность должна бы быть направлена именно во благо лишь ближним. И в самых даже невинных удовольствиях и развлечениях мы должны отказывать себе, если заметим, что они могут сопровождаться вредом для братий и соблазнить кого-нибудь. «Пища не приближает нас к Богу, пишет Апостол, берегитесь однакоже, чтобы сия свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:8–13 ). «Все чисто, он же пишет, но худо человеку, который есть на соблазн. А потому самое лучшее – не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется» ( Рим.14:20–21 ). Так и во всем. К сожалению, мы любим больше жаловаться, что в миру деться некуда от соблазнов и множества искушений, а о том, как бы помочь такой беде, не мыслим и не прилагаем старания. Мало того, – кто из нас и обязан-то заботиться о народной нравственности, и те не уклоняются ли большею частью от такой своей обязанности, говоря в свое оправдание: один что тут поделаешь? «Один?» Какая гордость – считать себя одиноким с своей ревностью о славе имени Божия, думать, что только и людей, что я один! А ты поищи, и найдешь, а нашел кого по сердцу, вот ты уже и не один; с вами притом Сам Христос, если во славу Его вы сошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

   (42, 1) Возможно ли, чтобы человек, одолеваемый телесными страстями, уподобился Господу или же достиг божественного знания? Удовольствие происходит из страсти, страсть же возникает от неудовлетворенности, являясь стремлением к чему-то недостающему. (2) Избравшие такой образ жизни, как мне кажется:    … к униженью лишь горе прибавят, -    как говорится в известном выражении, навлекая на себя беду ныне и в будущем. (3) Если бы все было позволено и не было бы опасности утраты последней надежды из-за неправедных дел, возможно тогда это оправдывало бы их дурные жизни. (4) Однако в заповедях мы постоянно встречаем примеры праведной жизни. И нам надлежит точно следовать им, избегая ошибочных толкований и опасаясь упустить какие-либо, даже малейшие, детали. Последуем же туда, куда ведет нас Слово, но если мы оступимся, следует знать, что в таком случае не избежать нам «бессмертного зла». (5) Последуем дорогой божественного писания, дорогой верных, и насколько это возможно, уподобимся Господу. И жить нам следует не безразлично к добру и злу, но, очистившись насколько возможно от желания наслаждения и страстей, позаботимся о своей душе, направив все усилия исключительно на божественные предметы. (6) Ибо если разум чист и свободен от всякого зла, он оказывается каким-то образом способным воспринять божественную силу и образ Бога водворяется в нем. «Всякий, имеющий эту надежду на Господа, очищается, — как сказано, — поскольку он чист». (I Io. 3:3.)    (43, 1) Пребывающие во власти своих страстей не в силах достигнуть божественного гносиса. А если они не достигли гносиса, следовательно, им неведома и надежда. Те же, кто дошли до этого предела, кажется повинны в незнании Бога, и незнание это проявляется в стиле их жизни. (2) Абсолютно невозможно чтобы человек, обладающий знанием, не испытывал бы стыда от того, что он не в силах справиться со своими телесными страстями. Их заявление, что высшее благо есть наслаждение, никоим образом не согласуется с [известным] положением о том, что красота есть благо (toU kaloUn a)gaqoUn). Красота такого рода возможна только в Господе, благо — только в Боге, поэтому только он является единственным достойным предметом любви. (3) «В нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». (4) «Так что если вы воскресли вместе с Христом, то ищите горнего, о нем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Все это слабо согласуется с сексуальной распущенностью, к которой они призывают. (5) «Умертвите ваши земные члены — блуд, нечистоту, страсть, злую похоть». Следует избавиться им и от «гнева, ярости, злобы, сквернословия», и «совлекши ветхого человека с делами его, облечься в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А что скорбь – благо, послушай Давида, который говорит: " Благо мне, что Ты смирил меня " (Пс.118:71). Если же скорбь есть великое благо для мужей великих и чудных, то тем более для нас. Если хотите, рассмотрим эту скорбь и саму по себе. Представим, что кто-нибудь чрезмерно радуется, ве­селится и заливается (смехом): что безобразнее, что безумнее этого? Другой кто-нибудь пусть печалится и скорбит: что любомудрее этого? Поэтому и Премудрый внушает: " сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья " (Еккл.7:3,4). Может быть, вы смеетесь над этими словами? Но вспомним, каков был Адам в раю, и каков после того; каков был Каин прежде (убийства), и каков после. Душа веселящегося не остается на своем месте; но, как бы каким ветром, увле­кается удовольствием, становится легкомысленной и не имеет ничего твердого. Она бывает легка на вымыслы, скора на обе­щания, и великая в ней буря помыслов. Отсюда – неуместный смех, безотчетная веселость, излишний поток речей и большое пустословие. Но что я говорю о прочих? Представим кого-ни­будь из святых и посмотрим, каков он был среди удо­вольствия и каков, в свою очередь, во время печали. Посмот­рим, если хотите, на Давида. Когда он жил в удоволь­ствии и радости по причине множества трофеев, побед, вен­цов, роскоши и самоуверенности, тогда, посмотри, что он сказал и сделал? " Я сказал в благоденствии моем: не поколеблюсь во век " (Пс.29:7). Когда же находился в скорби, то послушай, что он говорит: " а если Он скажет так: " нет Моего благоволения к тебе " , то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно " (2Цар. 15:26). Что любомудрее этих слов? Пусть будет так, гово­рит, как угодно Богу. Также и Саулу он говорил: " если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою " (1Цар. 26:19). Когда был в скорби, тогда щадил даже врагов, а после того ни друзей, ни тех, которые ничем не оскорбили его. Иаков, когда был в скорби, говорил: " если Господь Бог даст мне хлеб есть и одежду одеться " (Быт.28:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010