404. Слово по освящении храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Московском кадетском корпусе (Говорено октября 7-го; напечатано в Твор. Св. От.) 1846 год Благ Господь надеющимся на-Нь; души ищущей Его благо есть, и надеющейся с молчанием спасения Божия. Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей. ( Плач. 3:25–27 ). Слова сии взяты из печальной песни, которую пророк Иеремия воспел на развалинах Божия храма и града Иерусалима. Можете сказать: к чему здесь слова печальной песни, когда мы с радостью видим храм, некогда благочестивою волею созданный, и ныне благочестивым усердием возобновленный и украшенный? А я, вместо ответа на сие, могу предложить обратный вопрос: к чему были там слова, мною приведенные? Развалины храма и города о том ли говорили, что «благ Господь»? Однако, не можем не признать, что Пророк, говоривший Духом Божиим, говорил премудро и прилично, и что богодухновенное слово пророческое всегда и везде полезно и спасительно. Постараемся же понять, как слова Пророка приличны были там: и увидим, как они могут быть полезны здесь. «Благ Господь надеющимся на-Нь, души ищущей Его благо есть, и надеющейся с молчанием спасения Божия». К чему подлинно могли клониться сии слова, сказанные пророком на развалинах Иерусалима и храма? Могли клониться к вразумлению и назиданию Иерусалимлян. Слыша сию всеобщую истину, что благ «Господь надеющимся на-Нь», сей непреложный закон Провидения, что душе ищущей Господа должно быть благо, Иерусалимляне должны были заключить, что благим явился бы Господь и для них, если бы они Его искали, если бы надеялись на Него. Тогда благодать храма была бы покровом и охранением граду: Иерусалиму было бы благо. Если же постигло Иерусалимлян зло: то, конечно, потому, что не искали Господа, и не надеялись на Него. Таким образом оказывается, что на развалинах храма и города написан был урок: а Пророк пришел и читал и преподавал его. Какой урок? – Ищи Господа; и благо будет душе твоей. Надейся на Господа; и «вкусишь и увидишь, яко благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Ищи Его свободным движением сердца, и тем утверждай твое благоденствие. Берегись забывать Его, чтобы не разрушить твоего благоденствия. Но если, по несчастию, ты уже и впал в забвение Бога, и разрушено твое благоденствие: то вспомни, хотя теперь, что «благ Господь», и не отчайся; ищи Его сокрушенным сердцем; принимай бедствия и скорби с «молчанием» терпения; «надейся спасения Божия». Вместе с вразумлением, слова пророка могли относиться и к утешению. Когда Иерусалим поражен был гневом Божиим, и самый храм не пощажен: тогда могло казаться, что после сего поражения уже нельзя ожидать восстановления, что рана не исцельна, и печаль безутешна. Но нет, говорит пророк, «благ Господь надеющимся на-Нь, души ищущей Его благо есть»: следственно, надобно только искать Господа, сокрывшего благодать Свою; надобно только восприять надежду на Него: и Господь вновь явится благим к народу Своему; душам ищущим Его будет благо; Иерусалим восстанет; храм воскреснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в двадцать шестую неделю (Еф.5:9–19) Дух Святой, глаголавший чрез Пророков, не токмо предрек о Иисусе Христе, но и предвозвестил законоположения Евангельского нравоучения: отчего происходит совершенное согласие Пророческих и Апостольских учений. Видим мы оное и между ныне чтенном Апостольским посланием и поучительными словесами Царе-пророка Давида. Точию Давид, поелику поя и песнословя Бога, увещания давал человекам, посему с великою краткостию произрек основания всего Евангельского нравоучения: « уклонися », рек он, « от зла и сотвори благо » ( Пс.33:15 ). Поистине же на сем основывается и утверждается Евангельское законоположение и спасение всякого верного человека, на убегании, то есть, от всякого греха и на делании всякой добродетели. Не довлеет ко спасению единого бегания греха, но нужно и делание всякой добродетели. « Уклонися от зла и сотвори благо ». Сие рек Пророк Давид. Сие самое рек и Апостол Павел: но, поелику он собственно поучал Ефесеев, а чрез них и всю вселенную, нравственным Евангельским правилам, то сперва объявив именно, какое то есть зло; завещевал, чтобы мы совершенно воздерживались от оного. « Блуд же », сказал, « и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие или кощуны, яже не подобная » ( Еф.5:3–4 ). Потом показав поименно, какое есть благо оное, показав, то есть главные добродетели, благостыню, правду и истину, учил дивным образом отвращаться греха и творить добродетели. Толкование святых его словес объяснит содержащиеся в них небесные мысли. Вы убо, кои желаете наслаждаться душевным вашим спасением, пригвоздите слух к слышанию, а ум к уразумению оного. Еф.5:8 . Братие, якоже чада света ходите. « Чада света », сказал Он, вместо, просвещенные, как и чада естеством гнева ( Еф.2:3 ), вместо, под гневом состоящие. Подобные же выражения находим и в Евангелистах, « сынове лукаваго » 18 ( Мф.13:38 ), вместо, злые, и, « сына геенны » ( Мф.23:15 ), вместо, в геенну определенного: и « да сынове света будете » ( Ин.12:36 ), вместо, да просветитесь. Поелику же выше сказал: « бесте бо иногда тьма, ныне же свет о Господе » ( Еф.5:8 ): для того приложил: « якоже чада света ходите ». Вы были, говорит он, прежде помраченные мраком неверия и идолослужения, ныне же просветились светом веры и благодати Господа Иисуса Христа: посему ходите не яко помраченные, но яко просвещенные. Помраченный чувственным в воздухе мраком падает в стремнины и пропасти: помраченный же умственным мраком неверия впадает в беззакония и неправды. Подобно, просвещенный вещественным в воздухе светом ходит по пути своему беспреткновенно: просвещенный же умным светом благодати ходит по пути добродетели безгрешно: « Ходите убо », говорит, то есть, соделовайте, добрые дела, « якоже чада света », то есть, яко просвещенные верою и благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Блага истинные Похотение зла есть лишение блага; благо же наше состоит в том, чтоб охотно делать всякое добро, которое угодно Богу всяческих (прп. Антоний Великий , 85, 91). ...Есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле должно назвать блаженным, и это есть Бог... Подлинно блаженно сие неточное добро, к Которому все обращено, Которого все желает, сие неизменяемое естество, сие владычественное достоинство, сия безмятежная жизнь, сие беспечальное состояние, в Котором нет перемен, Которого не касаются превратности; сей приснотекущий источник, сия неоскудевающая благодать, сие неистощимое сокровище (свт. Василий Великий , 5, 159). ...Истинное благо удобопостижимо разумом только чрез веру (ибо оно отделено от нас и око не видало его и ухо о нем не слыхало)... (свт. Василий Великий , 5, 165). Источник. ...Обладания достигнуть нам невозможно, если неразвлекаемая и сильная любовь не ведет к исканию оных и не облегчает нужного ради них труда (свт. Василий Великий , 9, 103). Если любишь благое и услаждаешься им, то и оно также содействует и помогает тебе. Но здесь человек приобретает оное только великою любовью и сильным стремлением, потому что оно есть Царство, не имеющее конца. Потому-то что многоценно, то редко; в чем с трудом приобретается успех, то славно и вечно (прп. Ефрем Сирин , 32, 316). Источник. Тебя должны мы искать вместо всего иного, и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет, и ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевство для язвленных, утешение для всех сетующих. Ты – мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты – полная благословений нива; кто обладает Тобою, тот не истаевает гладом (прп. Ефрем Сирин , 33, 337). Все блага заключены в любви и все вместе (в ней) содержатся, и стражем сокровищницы их является любовь (прп. Ефрем Сирин , 37, 277). ...Здешние блага быстро протекают, даются на час и, подобно камешкам в игре, перекидываются с места на место, и переходят то к тем, то к другим; ничего здесь нельзя назвать своим, все или время отнимет, или зависть переведет в чужие руки. Напротив, блага душевные постоянны и прочны, никогда не отойдут и не отпадут от нас, никогда не обманут надежд того, кто им поверил (свт. Григорий Богослов , 13, 21–22). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Добро – 1) одно из имён Бога , указывающее на Него как на Всеблагого и как на Источник всяческих благ; 2) то, что соответствует Божьему благоволению ; 3) исполнение человеком Божественной воли , ведущей его к духовному совершенству . Добро есть акт свободной человеческой воли, следующей за всесвятой волей Бога. Бог обладает совершенной святостью, Он совершенно чист от всякого греха, непричастен никакому злу, любит одно только добро. Он, Источник добра, Сам является наивысшим Добром для Своих созданий, ибо желает видеть их подобными Себе и вечно соединенными с Собой. Он имеет благо Своей Сущностью и любое благо, какое только можно себе мысленно представить, содержится в Нем. Он есть Добро по Самому Своему Существу и, Сам будучи Добром, на все распространяет лучи Своей благости. Наука о добре и зле находится в Священном Писании и творениях многих святых. Различение слов «благо» и «добро» представляет счастливую особенность русского языка, – предпосылку для отнесения «блага» к высшей метафизической реальности – Богу, а «добра» к этической характеристике. Исполнение всеблагой Божественной воли и есть постоянное возрастание человека в добре, ведущее к воспитанию человеческих добродетелей . Бог и добро Бог – источник добра. Невозможно совершенствоваться в добродетели, имея искажённые представления о её Источнике, или считая лишь себя источником добра. Бог сформулировал добродетели в Своих Заповедях . Добро человека Автономного от Бога добра не существует. Либо это бессознательное свойство образа Божьего (свойств души, дарованных Творцом Своему созданию при рождении, и направляемое данной Им совестью), либо это сознательное уподобление Богу, действие Его благодати в христианине. Если человек, отрицающий Бога, помогает кому-то, то он очевидно считает источником добра себя (других вариантов нет). Это питает его гордость, даже, если он этого и не осознаёт. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал:  Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает » ( Мф.12:30 ,  Лк.11:23 ). Внутреннее содержание поступка

http://azbyka.ru/dobro

Беседа 1 На слова апостола: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2)Действенность Слова Божия. — Нужно уметь пользо­ваться его языком. — О совершении брака. — Сопровож­дающие его злоупотребления. — Участие демона в этих злоупотреблениях. — К чему служит учреждение брака. — Опровержение общественного заблуждения каса­тельно прелюбодеяния. — Наказание прелюбодейному су­пругу в настоящем и будущем мире.   1. И сегодня хочу я вести вас к источникам меда, — меда, который никогда не производит пресыщения. Таково свойство Павловых слов; и все, которые наполняют сердца свои из этих источников, говорят Духом Святым, или — лучше — всю сладость меда превосходит удовольствие, получаемое от божествен­ных изречений. Это выразил и пророк, сказав: «как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103). И не только слаще меда, но и драгоценнее золота и вся­кого камня и чище всякого серебра удовольствие, получаемое от божественных изречений. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7). Поэтому и премудрый сказал: «есть много меду — нехорошо, почитать же подобает словеса славные» (Притч.25:27), по­тому что от первого часто рождается болезнь, которой не было, а последним мы можем освободиться и от того недуга, который был; притом мед, будучи сварен, портится, а божествен­ные изречения, когда переварятся, тогда делаются еще приятнее и полезнее как для тех, которые усвоили себе их, так и для многих других. И кто слишком много наслаждался тра­пезою чувственною, тот впоследствии, отрыгая от этого, делается неприятным имеющему с ним общение, а отрыгающий от духовного учения сообщает ближнему великое благовоние. Так Давид, постоянно насыщавшийся этою пищею, говорил: «излилось из сердца моего слово благое» (Пс.44:2), потому что можно отрыгать и злое слово. Как при трапезе чувственной от свойства яств за­висит и качество отрыжки, так точно по свойству изречений, какими питаются, производят и отрыжку многие из людей. На­пример, если ты пошел на зрелище и слушал блудные песни, то такие же слова ты непременно будешь изрыгать и пред ближним; если же ты, пришедши в церковь, участвовал в слу­шании духовных изречений, то и отрыгать будешь ими. Вот почему и пророк говорил: «излилось из сердца моего слово благое», показы­вая нам яства той трапезы, в которой он постоянно участво­вал. По тому же побуждению и Павел увещевает так: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф.4:29). А какое, скажешь, слово гнило? Если узнаешь «благое», то узнаешь и «гнилое», потому что первое он выразил для различения второго. А какое слово «благо», об этом ты не имеешь нужды спрашивать у меня, потому что сам Павел объяснил нам его свойство. Сказав: «только доброе», он прибавил: «для назидания в вере», — выражая, что благо то слово, ко­торое назидает ближнего. Поэтому как назидающее слово — «благо», так разрушающее — гнило и негодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 7. О СЛЕДСТВИЯХ ВЕРЫ Теперь нам надлежит рассмотреть следствия веры, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли страх следствием веры; 2) очищается ли верою сердце. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СТРАХ СЛЕДСТВИЕМ ВЕРЫ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что страх не является следствием веры. В самом деле, следствие не может предшествовать причине. Но страх предшествует вере, согласно сказанному [в Писании]: «Боящиеся Господа! Веруйте Ему» ( Сир. 2, 8 ). Следовательно, страх не является следствием веры. Возражение 2. Далее, одно и то же не может являться причиной противоположностей. Но, как уже было сказано (II-I, 23, 2), страх и надежда являются противоположностями, а между тем вера, как говорит глосса на [евангелие от] Матфея, порождает надежду Следовательно, страх не является следствием веры. Возражение 3. Далее, одна противоположность не может обусловливать другую. Затем, объектом веры является благо, каковое суть первая Истина, в то время как объектом страха, как было показано выше (II-I, 42, 1), является зло. Но действия получают свой вид от объекта, о чем также было сказано (II-I, 18, 2). Следовательно, вера не является причиной страха. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «...бесы веруют-и трепещут» ( Иак. 2, 19 ). Отвечаю: как было показано выше (II-I, 41, 1), страх – это движение желающей способности. Но в основе всех движений желания лежит схваченное благо или зло и, следовательно, началом страха, как и всякого движения желания, должно быть схватывание. Затем, благодаря вере в нас возникает схватывание некоторого подлежащего наказанию зла, каковое наказание налагается согласно божественному суду Таким образом, вера является причиной того страха, которым боятся кары Божией, и этот страх – рабский. Она также является причиной сыновнего страха, которым боятся отпадения от Бога и благодаря которому испытывают благоговение перед Ним, не допуская и мысли о том, чтобы [хоть в чем-нибудь] приравнивать себя к Нему И так это потому, что вера побуждает нас схватывать Бога как непостижимое и высшее Благо, отпадение от Которого есть наихудшее из зол, а приравнивание себя к Которому – [великий] грех.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Различные богословские и домостроительные главы 1. Едино сверхбезначальное и сверхсущностное Благо — Святая Триипостасная Единица, Отец и Сын и Святой Дух; беспредельное единство Трех Беспредельных. Смысл и образ бытия [Святой Троицы], что и какова Она есть совершенно недоступны для сущих. Ибо Она ускользает от всякого мышления мыслящих, никоим образом не выходит из Своей сокрытой природной сущности и беспредельно простирается за границы всякого ведения всех знаний. 2. То, что по сущности есть подлинное Благо, не является ни Началом, ни Концом, ни Причиной бытия; Оно не обладает по бытию и каким-либо движением к Причине. А не обладающее всем этим не есть в подлинном смысле слова и Сущее, которое имеет и Начало, и Конец, и Причину бытия, и обладает неким движением к Причине. 3. Если Слово предшествует творению сущих, то не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено ума или жизни, но обладает умом и жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, [также] существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним. 4. Един Бог, единого Сына Родитель, Отец, и единого Святого Духа Источник; Единица неслиянная и Троица нераздельная; Ум безначальный, единственный и сущностным образом [сущий] Родитель единственного и безначального Слова; Источник единственной и вечной Жизни, то есть Святого Духа. 5. Един Бог, потому что едино Божество. Единица безначальная, сверхсущностная, неделимая и нераздельная. Та же Самая Единица и Троица, и так далее. 6. Если всякая сопричастность постигается мыслью раньше сопричаст-вующих, то само собою разумеется и очевидно, что несравнимо и всяческим образом превосходит все сущие Причина этих сущих, существующая и мыслимая раньше их. [Однако это отношение их нельзя понимать] как [отношение] сущности к акциденциям, поскольку в таком случае Божество предстанет сложным и обладающим бытием сущих в качестве дополнения к собственному Существованию. [Это отношение скорее следует понимать] как отношение Сверхсущностного к сущности. Ведь если искусства [сами] изыскивают внешние формы тех [творений], которые [рождаются] ими, а общая природа [сама изыскивает] виды [существ], входящих в нее, то тем более Бог, как Сверхсущий, привел в бытие сущности сущих из не-сущих, а в силу положения о [Его] Сверхсущности Он еще более беспредельно превосходит [всё]. Ибо Бог сочетал умение с искусством для изыскания внешних форм [творений], Он даровал природе энергию, производящую виды, и установил само бытие сущих так, как оно есть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3632...

НАДЕЖДА В деле СПАСЕНИЯ прежде всего необходима надежда Видишь, что земледелец первое полагает в сердце своем надежду о собрании плодов, и потом, такую положивши надежду, принимается за дело, котораго посредствием до такой надежды доходит, делает землю, пашет и сеет..., ученика надежда разума и мудрости учиться в школах и проч. убеждает, и в деле начатом не ослабевать увещавает. Так и христианам в деле спасения своего поступать должно. Надежда христианская есть вечная жизнь в будущем веке, якоже в Святом Символе глаголется: «чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Сию надежду потеряли мы во Адаме; но во Христе обретаем ее, когда в Него чистосердечно веруем, и веру нашу оказываем любовию и терпением (2:114–115). Надежда есть добродетель, подвизающаяся против врага и упования на себя Понеже всякому человеку природна немощь сия и слепота, что, чего сими глазами не усматривает, того и не надеется; и что чувства показывают, к тому и стремится; и враг не спит, но мечтания в мысли наши влагает различныя, и так от Бога тщится отвести нас: того ради не неприлично надежда назватися может такая добродетель, которая подвизается против диавольских козней, мечтаний, противу упования на самого себе, на свою силу, разум, благочестие, честь, богатство, предстателей, князей, сынов человеческих, словом: противу упования на все тое, что кроме Бога есть, – и в едином токмо человеколюбии, всемогуществе, истине Божией утверждаться тщится; или есть вера, отводящая сердце наше от надежды на нас самих и на прочия создания, и к единому Богу приводящая, и от Него терпеливо ожидать милости нас наставляющая и убеждающая (2:320). Единственная надежда для христианина – Бог Коль суетна надежда на все, кроме Бога; коль гнилой подпор на всякаго человека; и ложный щит на всякое создание. Сего ради, все оставивше, к сему надежному и непреоборимому да прибегаем щиту. «Благо есть надеятися на Господа, нежели на человека! Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» ( Пс. 117, 8 и 9). Пусть иные защищают себя хитростию и хитросплетенным словом, иные златом, сребром и прочим своим сокровищем, иные саном... обманет их надежда их. Мы именем Господним защитим себя, и не посрамимся. Смотри, христианине, буди только Божий: и имя Господне защитит тебя от всех навет вражиих (4:191).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Берем мы эти слова апостола для беседы с вами потому, что они имеют отношение ко времени, которое приходится переживать нам. Замечательные слова сии дают нам разуметь, что есть в роде человеческом некоторые темные подземные силы, которые ведут скрытую, но упорную и вековечную борьбу со светлыми началами добра, живущими в человеческих обществах. Борьба эта то меньшее, то большее принимает напряжение; ибо есть нечто в самых обществах людских, что сдерживает и ограничивает живущие в них злые начала, и охраняет общественное благо. Но настанет время, когда зло достигнет наивысшей своей напряженности в страшном и таинственном лице антихриста, после чего однако же последует полное его низложение и поражение и откроется новая жизнь человечества на новых и светлых началах. Это будет при конце сего видимого мира и по втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю. По толкованию богомудрых отцов церкви, – то, что сдерживает и тушит зло, таящееся внутри грешных обществ человеческих и рвущееся наружу, есть не что иное, как правительственная власть гражданская; так что по мере ослабления сей власти в обществах людских станет все больше и больше увеличиваться простор для темных сил. Время же антихристово не иначе нужно воображать, как полною анархией и окончательным попранием всякого гражданского права. Не станем гадать, далеко ли мы отстоим от сей ужасной развязки всемирной истории, – это ведомо единому Богу, положившему времена и лета во своей власти, но – повторяем – мы не без намерения поставили во главе нашего слова вышеприведенные слова апостола Павла, ибо тайна беззакония уже в действии, как говорит он. Это мы можем чувствовать отчасти по тем глухим и зловещим отголоскам, которые слышаться время от времени в нынешних обществах людских, проявляются то в виде безбожных и материалистических учений, то в виде разных политических партий – с целию поколебать правительственную власть и низвратить вековечные законы гражданственности. К прискорбию, и в нашем родном крае стали дерзновенно подымать голову тайные деятели противу государственных начал и затеяли распространение этих антихристовых начал по преимуществу в нашем учащемся и только еще созревающем юношестве. Об этом возвестило нам само правительство, и всей читающей России уже известно, что несколько несчастных жертв из отуманенной и заблудшей среды юношества уже потерпели заслуженную кару от правосудия. Мы не имеем возможности определить, на сколько широко и успешно идет подземная работа, подкапывающаяся под наше общественное благо, но довольно и того, что она есть, о чем предупредить и вразумить нас находит нужным сама правительственная власть. Церковь православная не может оставаться равнодушною к этим прискорбным явлениям среди народа православного, и нам-ли пастырям духовным молчать об них, когда прямой наш долг – с словом врачевания и назидания отзываться на все, что может угрожать не только спасению, но даже и внешнему благоустройству наших пасомых?!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ СЛОВО МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИНГРАДСКОГО КИРИЛЛА В ХРАМЕ ВО ИМЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ Город Ванв (Франция) Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Иннокентий, Ваше Высокопреосвященство Владыка Анатолий, дорогие отцы, братья и сестры! Для меня составляет великую духовную радость и утешение совершить сегодня вместе с вами Божественную литургию, молитвенно прославляя подвиг Новомучеников и Исповедников Российских вдали от Родины во дни, предшествующие празднованию 70-летия Кафедрального храма нашей Церкви в Париже. Нынешний день одновременно как будто вполне обыденный для Церкви, но в то же время совершенно особенный. Ибо, согласно Православному церковному календарю, память святых мучеников празднуется практически ежедневно. Потому что верность Христу и Его Церкви во все времена и при любых обстоятельствах есть мученичество. Господь говорил об иге Его, налагаемом на всякого, кто последует за Ним (Мф. 11. 29-30). Таким образом, быть христианином - значит нести иго. Правда, Господь добавил, что иго Его - благо, и бремя Его легко, но иго есть иго, и бремя есть бремя. Но тогда возникает вопрос: зачем нужна такая вера, для чего необходима такая Церковь, которые призывают людей принять иго и бремя как благодать и радость? Ведь главная психологическая, мировозренческая, ценностная установка современного человека состоит в как раз в том, чтобы сбросить с себя всякое иго и освободиться от любого бремени, дабы обрести полную независимость от долга и обязательств, чтобы ничто не смущало его покой и комфорт, не бередило душу, чтобы человеческое существование в мире было делом простым, легким и приятным. Это стремление человека освободиться от какого бы то ни было бремени, от долженствования и самоограничения есть ядро современной культуры и современной цивилизации, для которых призвание христианина - поистине бремена неудобоносимые. А между тем Церковь призывает брать крест свой и следовать за Христом, покоряясь Его спасительному игу и почитая таковое за награду и благо. Какая же великая тайна христианства сокрыта за этим видимым противоречием? Это - великая Божия истина о человеке.

http://zavet.ru/kirill01.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010