Содержание следующее. «Действие этого священнодействия есть совершение и преложение честных даров, так что они становятся телом и кровью Христа, а цель – освящение верующих, которые приобщаются их, получение оставлений грехов, наследование Царства, и освящение не приобщающихся только, но и всех, о которых приносятся дары, живых и умерших: потому что Христос умер и за живых и за мертвых. Такие действия и цель жертвоприношения. А пред совершением священнодействия и причащения бывают молитвы, псалмопения и чтения Священных Писаний, которые все суть некоторые предварительные действия и подготовления к совершению самого дела и к цели. Молитвы обращаются к Богу и испрашивают нам оставление грехов; подобно и псалмопения умилостивляют Его и низводят Его благоволение. Потому говорит: принеси в жертву Богу хвалу, и избавлю тебя, – и ты прославишь Меня ( Пс.49:14.15 ). А чтения Священных Писанй возвещают о благости Божьей и человеколюбии Его, равно о правде Его и суде, внедряют в души наши страх Божий, возжигают любовь к Богу и возбуждают великую готовность к исполнению заповедей Его. Все же это соделывает достойными к приобщению и принятию божественных даров как священника, так и предстоящих и молящихся с ним верных, что и есть цель священнодействия; частные же, это подготовляет душу священника с большею чистотою и благоговением, достойно совершать жертву, что и есть намерение тайнодействия, как сказано. Об этом и сам он во многих местах священнодействия молится, то есть чтоб чистыми руками, душею и языком послужить таинству (τ μυστηρ διακονσαι). А после совершения священнодействия и приобщения, то есть освящения честных даров и через их освящения служившего иерея и народа, следуют молитвы и песни, благодарственные и просительные. Благодарственные – за принятие святыни, просительные – о том, чтобы освящение пребывало в освященных. И это сказано вкратце о всем в совокупности священнодействии, а теперь нужно, по возможности, рассмотреть его по частям. И сперва – предварительные молитвы и песни, и чтения священные, потом само священподействие, само жертвоприношение, затем приобщение Святых Даров и освящение, которым освящаются души христиан, живых и умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

После всех, причастившись, младший священник причащает из чаши диаконов. Теплоту и антидор после причащения принимают все священнослужители, кроме тех, кто будет потреблять Святые Дары после литургии. Окончание литургии . При возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» предстоятель в царских вратах совершает чашей крест в воспоминание последнего благословения апостолов Господом Иисусом Христом на горе Елеонской пред Его вознесением на небо. Во время ектении «Прости приимше» предстоятель, поцеловав антиминс и губу, складывает антиминс. Священники же подают Святое Евангелие предстоятелю. Во время возгласа «Яко Ты еси освящение наше» предстоятель творит крест Евангелием над антиминсом, целует Евангелие и возлагает на антиминс. Заамвонную молитву обычно читает самый младший священник. Пред выходом он совершает крестное знамение, целует престол и кланяется предстоятелю. То же делает он, возвратившись в алтарь после прочтения молитвы. (Выходя на середину храма для чтения молитвы, он возглашает: «С миром изыдем».) Если после «Буди имя Господне» предстоятель говорит слово, то весьма прилично всем священникам выйти на солею и слушать слово предстоятеля. На отпуст выходят из алтаря на солею все священники. Отпуст с крестом в руке произносит предстоятель. Все сослужащие подходят ко кресту, а затем, возвратившись в алтарь, читают благодарственные молитвы и разоблачаются. При служении без диакона предстоятель совершает каждение во время чтения Апостола (по другой практике — младший священник), выносит Евангелие во время малого входа и читает Евангелие. Он же совершает каждение во время Херувимской. На великом входе предстоятель выносит чашу и дискос, а следующие за ним священники несут крест, лжицу и копие. Предстоятель произносит: «Великаго Господина» (поминая Святейшего Патриарха), второй священник поминает правящего епископа; заканчивает поминовение предстоятель возгласом: «Вас и всех православных христиан». Предстоятель творит все возгласы на евхаристическом каноне, начиная с «Мир всем» (после возгласа: «Милостию и щедротами») и до возгласа: «И да будут милости». Он же возглашает: «И сподоби нас, Владыко», выносит чашу, произнося: «Со страхом Божиим», и затем: «Всегда, ныне и присно». Заамвонную молитву читает младший священник.

http://pravoslavie.ru/2330.html

Сразу же после освящения Честных Даров священник продолжает чтение молитвы анафоры, в которой, среди прочего, говорится о «якоже быти причащающымся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение» . Целью освящения даров является участие верных в Евхаристии. Благодеяния, которые описывает молитва, приобретаются верными посредством причащения. Далее, в молитве перед «Отче наш», снова упоминается причащение: «(…) Сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, Сея священныя и духовныя Трапезы (…)» . В данном месте подразумевается, что все присутствующие в собрании верные будут причащаться. После молитвы Господней, которая имеет евхаристический характер, такое же прошение произносится и в молитве перед возношением святого Хлеба. В этой молитве священник умоляет: «(…) И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людем» . Здесь наиболее ярко показывается то, что весь народ будет причащаться. Кроме того, после возношения во время раздробления Ангца священник произносит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, Раздробляемый и Неразделяемый, всегда Ядомый и никогдаже Иждиваемый, но причащающыяся Освящаяй» . Побуждающее повеление священника «Со страхом Божиим и верою приступите»  обращено совершенно без всякого различия ко всем присутствующим мирянам и заявляет о том, что все приступают к Чаше. Сразу после причащения Пречистых Таин народ поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго (…)». И этот текст ясно свидетельствует, что все причастились. В завершение, последнее прошение «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа»  свидетельствует, что призываемые стать прямо, чтобы вознести благодарение, не иные от присуствовавших и причащавшихся верных собрания, к которым и обращена благодарственная молитва «Благодарим Тя (…), яко и в настоящий день сподобил еси нас Небесных Твоих и Безсмертных Таинств» .

http://bogoslov.ru/article/3594846

Следующий момент, пожалуй, самый трудный для перевода. На литургии мы слышим возглас: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся». До сих пор литургисты и филологи спорят о смысле выделенных слов. Скажем только, как нельзя их понимать: «О всех людях и за всех людей», или «повсюду и в благодарность за всё» (перевод В.Шолоха в параллельном издании текста литургии Златоуста, Киев: «Пролог», 2004). Это совершенно неверно. В греческом оригинале: «kata panta kai dia panta». Panta — «всё» среднего рода множественного числа. Буквально: «согласно всему и ради/вследствие всего». Эти слова являются частью анафоральной молитвы и могут быть поняты только без отрыва от нее, как «согласно всему и ради всего» — что было сказано ранее о делах Божиих в отношении мира и человека и о том, как Христос установил это спасительное таинство. Каждый из православных христиан несчетное множество раз слышал возглас «прости!» (ударение на «о») – либо в составе «Премудрость, прости», либо в начале благодарственной ектении после причащения: «Прости, приимше…» Все ли понимают, о чем идет речь? Сама практика совершения богослужения показывает, что, увы, нет. И лучшая иллюстрация тому — Литургия Преждеосвященных Даров. Во время этой Литургии после второго прокимна священник возглашает «Премудрость, прости!», а затем оборачивается к собранию, благословляет народ зажженной свечой и кадилом, произнося: «Свет Христов просвещает всех». При этом все молящиеся в храме, как правило, падают ниц. Но ведь возглас священника, прозвучавший только что, призывал всех, напротив, стоять прямо! По-гречески «прости» — orthoi. Это прилагательное orthos («прямой», а также «правильный», «истинный» — отсюда происходит всем известное слово ortho-doksia, православие) в именительном падеже множественного числа мужского рода. Поскольку в греческом это слово не имеет артикля, то на церковнославянский оно было переведено кратким прилагательным. В церковнославянском слово «простый» имеет несколько значений, и одно из основных — «прямой». Краткая форма его по-славянски – «прост» (сравните: мудрый — мудр, благийблаг, и т.д.). Множественное число – «прости» (он — мудр, они — мудри; он — прост, они — прости). Слово «прости» отвечает на вопрос «какие?» или «каковы?». Оно подразумевает призыв: «Будьте прости», или «Станьте/стойте прости», — то есть, буквально по-русски: «Стойте прямыми, прямо!». Как можно было бы исправить ситуацию с непониманием? Возможный вариант: добавить уточняющее слово: «Премудрость! Станьте прости».

http://azbyka.ru/klassicheskie-oshibki-v...

Тот же богослов Тимка год спустя на вопрос отца Виктора «Что надо делать после причащения?» (подразумевалось – читать благодарственные молитвы), дает радостный и от полноты души ответ: «Кушать!». В день памяти преподобного Серафима Саровского отец Виктор говорит с детьми о святых. «А какой он, святой человек?» — спрашивает он. «Ну, он такой… — поясняет десятилетняя Оля. — Он светится – не в темноте. Он полный – не в смысле толстый… ну, в общем, он такой, как Вы…». С ребенком не поспоришь, и отец Виктор промолчал. Наверное, каждый, встретившись с отцом Виктором, прежде всего, отмечал особую тишину, в которую он входил, благословенную тишину. Каждое богослужение в храме всегда оканчивалось таким безмолвием, из которого выходить снова в мир звуков и движений казалось невозможным. Мы с детьми рискнули и тоже стали практиковать минуту тишины после наших утренних и вечерних молитв. Отец Виктор доверил нам ключи от храма, и мы в его отсутствие молились всегда в нем. Однажды в такую минуту в храм тихо вошел батюшка и замер. А потом сказал, что пережил что-то особенное и очень просил нас сделать так, чтобы дети запомнили этот опыт молитвы. Как всякая тайна общения с Богом, это было очень трепетно и немного страшно – страшно хоть чуть ее выхолостить. Мы приготовили красивые маленькие складные открытки для записок, и только в последний день, вернее, вечер предложили детям после минуты молитвенной тишины записать то, что они сказали в этот раз Богу. И оставить себе на память. И, наверное, мы бы так и не узнали этих сокровенных тайн детской молитвы, если бы несколько человек, не поняв сказанного, не оставили их на ящике в храме. В те годы, еще не омраченные болезнью, главным делом батюшки было создавать круги общения. При этом самому оставаться в тени, хотя и неизменным участником. Ему было важно, чтобы каждый приезжающий смог обнаружить свой талант и им послужить – порадовать всех, просветить, научить, поделиться. Чтобы можно было передружить людей. Он даже специально приглашал на время нашего пребывания из дальних весей тех, для кого это было важно. И мы слушали прекрасные рассказы по истории Латвии, читали стихи и слушали музыку, ездили на хутора, на водяную мельницу к людям, которые живут как бы на отшибе, но многое умеют и рады этим поделиться. Ходили к местным мастерам керамики и плетения лозы. К сожалению, многое из накопленного с болезнью отца Виктора ушло, но, может быть, еще прорастет?

http://pravmir.ru/tishina-vne-formata-i-...

Со временем сформировалось целое Последование ко св. Причащению, состоящее из мн. текстов, читаемых до Причащения, и неск. Б. м. и заключения - после Причащения. Согласно рукописи Hieros. Patr. 309. Fol. 209-210, XIV в., Последование заканчивалось 3 Б. м.: свт. Василия Великого (нач.: «Εχαριστ σοι, Κριε Θες μου, τι οκ πσω με τν μαρτωλν» -                      ; молитва является переработкой Б. м. литургии свт. Василия) и 2 свт. Иоанна Златоуста (молитвы Sinait. gr. 973 и упомянутого устава литургии), после к-рых следовали 30 раз «Господи, помилуй» и возглас «Молитвами святых отец…» (Там же. Т. 3. С. 202-203). В Псалтири с восследованием Vat. gr. 778, Fol. 559v, 2-я пол. XIV в., Б. м. уже 7: молитва, не имеющая атрибуции; молитва Симеона Метафраста, написанная ямбическим стихом (1-я строка: «Ο δος τροφν μοι σρκα σν κουσως» -            ); 2 молитвы свт. Василия Великого (та же, что в Hieros. Patr. 309, и еще одна, нач.: «Δσποτα Χριστ Θες, βασιλε τν ανων» -                ); 2 молитвы свт. Иоанна Златоуста; молитва к Богородице (нач.: «Παναγα Δσποινα Θεοτκε, τ φς τς σκοτισμνης μου ψυχς» -              - Красносельцев. Сведения. С. 35). В слав. рукописи РГБ. Ф. 236 (бывш. Попов А. Н.). 101 (М2447). Л. 46-47об., XIV в. 5 молитв: 1) надписанная именем свт. Кирилла Александрийского (нач. «                » - от греч. Τ σμ σου τ γιον, Κριε Ιησο Χριστ θες μν); 2) та же, что в Sinait. gr. 973; 3) та же, что в упомянутом уставе литургии; 4) Симеона Метафраста; 5) не имеющая атрибуции молитва в стихах «              ». В слав. рукописях XV-XVI вв. (напр., ГИМ. Син. 269, 350, 709, 713, 913) содержится 8 Б. м.- те же, что в РГБ. Ф. 236. 101 (кроме «      »), и, кроме того, 2 молитвы свт. Василия, молитва Пресв. Богородице (те же, что в Vat. gr. 778) и Б. м., написанная именем прп. Иоанна Дамаскина (нач.: «              »). К сер. XVII в. в Последование ко св. Причащению по рус. печатным книгам (напр., Часослов. Острог, 1612. Л. 288, 291об.) входили 9-10 Б. м.: те же, что в Vat. gr. 778, а также молитвы, приписываемые прп. Иоанну Дамаскину и свт. Кириллу Александрийскому; иногда встречается молитва к Богородице свт. Германа (К-польского?; нач.: «                            »; молитва отмечена уже, напр., в ркп. ГИМ. Син. 680. Л. 88, XVI в.). Затем «    », Трисвятое; после «Отче наш» - тропари дня или святого обители, «      :» «        »; Последование заканчивалось отпустом.

http://pravenc.ru/text/149307.html

Часть 3 1. Божественная Литургия Предварительные сведения Божественная литургия есть важнейшее христианское богослужение, средоточие всех прочих церковных служб суточного круга, по отношению к которому все они служат как бы подготовкой. Но литургия есть не просто богослужение, как все прочие службы суточного круга, а таинство, то есть такое священнодействие, в котором верующим подается освящающая их благодать Святого Духа. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится таинственная бескровная жертва за спасение людей, и под видом хлеба и вина, преподается верующим истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому она, преимущественно перед другими службами, называется «Божественной службой», или «Божественной литургией» (от греческого – Λειτοθργια, от «литос» λειτος – «общественный» и εργον – дело), как служба, имеющая важное общественное значение. Как благодарственное воспоминание божественной любви Господа к падшему человеческому роду, выразившейся в особенности в принесении Себя в жертву за грехи людей, литургия называется еще «Евхаристией» ευχαριστια, что значит в переводе с греческого «благодарение». Главная часть литургии, так называемый «канон Евхаристии», как раз и начинается с призыва священнослужителя: «Благодарим Господа». В обыкновенном разговорном языке литургию часто называют «Обедней», так как она совершается обычно в предобеденное время. В древности после литургии устроялись «вечери любви», так называемые «Агапы», на которых верующие вкушали от остатков хлеба и вина, приносимых, по древнему обычаю, самими христианами для совершения литургии. Происхождение Литургии Божественная литургия, на которой совершается Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, ведет свое начало от последней Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками, накануне Его крестных страданий за спасение мира. Таинство Причащения было установлено Самим Господом Иисусом Христом, как об этом согласно повествуют все четыре Евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а также и св. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам ( 1Кор. 11, 23–32 ). Взяв хлеб, благословив и преломив, и давая его ученикам, Господь сказал: «Приимите, ядите: сие есть тело мое», а потом, подавая чашу с вином, воздав хвалу Богу, сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Матф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24 и Лук. 22, 19–20 ). Св. Евангелист Иоанн, опуская по обычаю то, что рассказано первыми тремя Евангелистами, раскрывает нам подробно учение Самого Господа Иисуса Христа о необходимости причащения Его Тела и Крови для вечной жизни ( Иоан. 6, 39–48 ). А св. апостол Павел в 1 послании к Коринфянам ( 1Кор. 11, 24 ) добавляет к этому еще заповедь Господа: «Сие творите в мое воспоминание», и объясняет значение таинства, как постоянное напоминание о спасительной смерти Господа, указывая вместе с тем необходимость благоговейной подготовки для достойного принятия этого великого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» От Пасхи до праздника Святой Троицы (50 дней) • Молитва « Царю Небесный, Утешителю » не читается. • Отменяются земные поклоны . Кроме того: На Светлой седмице (7 дней от Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно) • Вместо вечерних и утренних молитв ( молитвенного правила ) поются или читаются Часы Пасхи . Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы. • Каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю заменяются каноном Пасхи . В “Правиле ко св Святому Причащению” (М., 1893) говорится: Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются . От Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней) • Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» . Далее читается « Трисвятое» . • Молитва « Достойно есть » заменяется на:  « Ангел вопияше Благодатней : Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие,   веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся,   Богородице, о восстании Рождества Твоего» . С праздника Вознесения Господня до Дня Святой Троицы (10 дней) • «Царю Небесный…» вместе с припевом «Слава Тебе, Боже наш…» не читается. Начальный возглас остается безусловно. • Молитва « Достойно есть » снова начинает читаться (не читалась 40 предыдущих дней). Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний) 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

http://azbyka.ru/molitvoslov/o-molitvenn...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 11. Как вести себя во время и после причащения Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский , надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. После причащения принято пить «теплоту» — теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить. Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они? Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали. Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам. Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Май 1882 г. 1 мая Большое смущение пред утреней, начавшееся дома по поводу любопытства домашних моих в писчий стол мой и иногда похищения вещей моих, действительного или мнимого; и дома, и в церкви долго боролся и молился об избавлении от этой мечты. Наконец избавился, и благодатный мир во мне воцарился пред исповеданием, но не надолго: во время чтения эксапсалмов 140 заметил, что над моей головой горит свеча вопреки моему приказанию, ибо она каплет на голову и на ковер царских врат, и опять смутился и не мог успокоиться, и ектению говорил крадучи, усеченно, концы возгласов; по окончании ее опять покаяние, и опять избавление; после сугубой ектении пред Христе, Свете истинный опять резкое искушение, опять победа и избавление; пред молебном Иверской Божией Матери злое упрямство, неохота служить, молитва о помощи и спасении – и опять избавление от злого упорства и мир сердца; потом во время чтения канона и молитвы причастницам ужасная смертная теснота несколько раз, опять молитва и припадание к святому престолу – и опять державное, всемилостивое избавление, спасение и помощь. По приходе домой новые искушения, и вновь по молитве двукратное избавление. После обедни. Жутко донял меня супостат сегодня пред самой обедней, во время ее, особенно пред причащением и по причащении причастниц женщин (из-за Параскевы Ивановны Ковригиной: зачем подходит первой и становится впереди всех, – а она не виновата в первенствовании, так как другие не подходят первыми), и когда я читал благодарственные молитвы пред царскими вратами, жутко мне тоже было от врагов, смертельно теснивших меня, однако же дочитал в тесноте и потом долго ежился пред Святой Чашей пред употреблением Святых Даров, доколе не помиловал, не избавил Господь от врагов, и я покойно употребил их. Домой пришел – опять беда: Пасынкова оказалась невнимательной ко мне, отворотив лицо, подавала руку. Опять молитва покаяния, и опять избавление. Слава Богу, не попустившему сатане поглотить меня. А уже было жутко, смертельно тесно. А каково в аду грешникам! Ужасно и подумать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010