Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы. Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью. «С момента причастия Святых Христовых Тайн, — наставлял преподобный Никон Оптинский , — до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет» 62 . Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили: — Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех? — Нельзя, — ответил старец Сампсон. — Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия. — Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения? — Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие! Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова) : «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть „жирного“, а что-либо более „тонкое“, постническое. Здесь сказывается инстинктивное физическое „сознание“ несоответствия „плотского“ тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Это последнее явление Святых Даров изображает вознесение Иисуса Христа на небо, слова священника напоминают нам данное перед вознесением на небо обещание Иисуса Христа: невидимо и вечно быть с верующими. После отнесения Святых Даров на жертвенник священник возвращается к престолу, складывает антиминс в знак того, что уже кончилось то великое дело, для которого он раскрытым лежал на престоле, а диакон произносит малую благодарственную ектению, в которой верующие благодарят Бога за причащение Святых Христовых Таин. После ектении священник выходит за амвон и произносит молитву, в которой испрашивает у Господа благословение всем верующим. Эта молитва по месту своего чтения называется заамвонная молитва. По прочтении ее на клиросе три раза поют слова праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Этими словами мы выражаем желание вечно прославлять имя Божие. В некоторых храмах после этого пения читают 33-й псалом и молящимся раздают антидор. Так называются остатки той просфоры, из которой вынимается Агнец. Антидор раздается народу в воспоминание «вечери любви», которая совершалась в древности после литургии. По прочтении псалма священник благословляет народ к выходу из храма и совершает отпуст. Отпуст совершается так: священник, остановившись в царских вратах лицом к народу с крестом в руках, воспоминает Матерь Божию и святых угодников Божиих и выражает надежду, что Иисус Христос по их молитвам спасет и помилует нас. На клиросе поют многолетие Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Архиерею и всем православным христианам. Молящиеся подходят, к священнику, целуют крест и выходят из храма. Причастники остаются слушать благодарственную молитву Богу за причащение, по выслушании ее целуют крест и выходят из храма. Краткий порядок литургии верных: 1) Две краткие ектении, 2) Пение первой части Херувимской песни, 3) Великий вход, 4) Пение второй части Херувимской песни, 5) Первая просительная ектения, 6) Внушение диаконом мира и любви, 7) Пение Символа веры , 8) Благодарение Бога, 9) Воспоминание Тайной вечери, 10) Освящение Даров, 11) Поминовение живых и умерших, 12) Вторая просительная ектения, 13) Пение молитвы Господней, 14) Причащение священнослужащих, 15) Причащение мирян, 16) Последнее явление Святых Даров, 17) Благодарственная ектения, 18) Чтение заамвонной молитвы, 19) Отпуст, 20) Чтение благодарственной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе « Со страхом Божиим и верою приступите ». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой. После Св. Причащения До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой). В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется указанными по ссылке правилами . Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак (для болящих на практике делаются послабления), 9е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило 5е Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения). Цитаты о подготовке ко Святому Причащению «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словесах, а в силе ( 1Кор.4:20 ). Хорошо послушание во всем Матери Церкви, но с благоразумением, и если возможно, могий вместити – продолжительную молитву – да вместит. Но не вси вмещают словесе сего ( Мф.19:11 ); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».

http://azbyka.ru/kak-gotovitsya-ko-svyat...

Чины хиротоний (ординаций) имеют много общего с галликанскими памятниками и включают как литургические, так и канонические разделы. В древней редакции Г. С. имеются чины избрания пресвитеров, диаконов и субдиаконов (Гл. 20), «Капитул св. Григория папы» о хиротонии пресвитеров (Гл. 21), чины диаконской хиротонии (Гл. 22-24), чины поставления низших по рангу клириков - остиария, чтеца, экзорциста, субдиакона, а также чин помазания рук пресвитера св. миром (consecratio manuum) (Гл. 95-96). Особо выписаны молитвы мессы на годовщину хиротонии диакона и пресвитера (Гл. 97-98), а также молитвы епископской хиротонии и мессы епископа за самого себя в день хиротонии и на ее годовщину (Гл. 99-101). Кроме того, приводятся молитвы мессы за др. священника (Гл. 102) и галликанский чин посвящения дев (с благословением одежд - см. Velatio ) на праздник Богоявления или в понедельник Светлой седмицы (Гл. 103-107). Чин освящения нового храма также соответствует галликанской традиции (имеются молитвы на освящение алтаря), хотя в рукописи присутствуют и молитвы мессы на освящение, характерные для рим. практики (Гл. 88-92). Также имеются молитвы освящения места, где была синагога (Гл. 93), и освящения источника (Гл. 94). Среди дополнительных чинов: месса против язычников (prohibendum ab idolis) (Гл. 10); молитвы над начинающими покаяние (Гл. 15), вероятно, в период Великого поста, в т. ч. над совершающими публичное покаяние (начинается в среду седмицы перед Четыредесятницей, т. н. Quinquagesima) (Гл. 16-17); 2 чина принятия кающихся и смертно согрешивших в общение (reconciliatio) в Великий четверг (один - без длительного покаяния) (Гл. 38-39), в состав к-рых входят также благодарственные молитвы для покаявшихся после Причащения; формула «объявления поста» (Denuntiatio jejuniorum) в 4, 7 и 10-м месяцах (Гл. 82); служба 12 чтений в 1-м месяце (марте) (Гл. 19) и в 1-ю субботу 4-го месяца (июня) (Гл. 83) с молитвами в посты среды и пятницы в начале 4-го месяца; чин принятия еретиков (ариан и «прочих») (Гл. 85-86), а также тех, кто были перекрещены еретиками (Гл. 87).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Артос а (м.) — Квасной хлеб (в отличие от пресного ветхозаветного, освящаемый на Пасху и раздаваемый прихожанам в субботу светлой недели. Архидиакон, (архидьякон)(м.) — Почетный титул старшего, первого диакона в лавре, крупном монастыре; диакон, служащий при патриархе. Архиепископ (м.) — Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии. Архиерей (м.) — Общее название священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии (епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх); иерарх; архипастырь. Архимандрит (м.) — Высшее звание священника-монаха, почетный титул настоятелей мужских монастырей, ректоров духовных учебных заведений. Архипастырь (м.) — Наименование архиерея. Белое духовенство (мн.) — Священнослужители, находящиеся в браке (в отличие от черного духовенства -священнослужителей, принявших монашество). А Б В Г Д Е ЖЗ И К Л М Н О П Р С Т УФ ХЦ ХЦ Б начало Благовест (м.) — Колокольный звон в один колокол (в отличие от трезвона и перезвона) перед началом церковной службы. Благовещение (ср.) — Один из православных двунадесятых праздников, отмечаемый 7 апреля (25 марта по старому стилю) в честь принесенной архангелом Гавриилом «благой вести» о скором рождении Девой Марией Божественного Младенца — Иисуса Христа. Благодарение (ср.) — см.Евхаристия. Благодарственные молитвыМолитвы, читаемые священником в конце литургии и верующими после причащения. Благословение (ср.) 1)- Осенение кого-л., чего-л. крестным знамением, иконой, евангелием или крестом (обычно со словами молитвы) как знак передачи ему божественной благодати, одобрения его поступков или намерений.2) — Слова молитвы, передающей благодать.3) — Данное духовным лицом одобрение чего-л., поощрение какой-л. деятельности (обычно сопровождается крестным знамением). Благословить, (благословлять) 1)- Осенить кого-л. крестным знамением, иконой, евангелием или крестом (обычно со словами молитвы) как знак передачи ему божественной благодати, одобрения его поступков или намерений. 2)- Осенить крестным знамением стол, еду и т.п. 3)- Дать благословение (2 знач.) в знак одобрения чего-л., поощрения какой-л. деятельности. (см.Господи, благослови! (обращение верующих к Богу перед началом какого-л. дела).

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

Вместо кадила у нас был ботинок Протоиерей Николай СОКОЛОВ, декан миссионерского факультета ПСТГУ, настоятель храма свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Первый священнослужитель в роду отца Николая был рукоположен 300 лет назад и с тех пор преемственность не прерывалась: - Я был первым ребенком, самым старшим в семье. Всего детей было пятеро: я, брат Серафим (будущий епископ Новосибирский и Бердский Сергий), брат Федор (ставший впоследствии протоиереем) и две сестры Екатерина и Любовь (они руководят церковными хорами). Мы ходили в храм Ильи Обыденного и в Богоявленский Елоховский собор. Хорошо помню, что никто меня в храме не одергивал и не делал замечаний, хотя я продолжал в храме жить своей детской жизнью и, возможно, мешал взрослым молиться. Очень важно не заставлять ребенка ходить в храм, не гнать его. Иначе потом он и вовсе не придет, когда повзрослеет! Господь призовет, когда это будет нужно, и никакого насилия со стороны родителей быть не должно. Мне " не идти сегодня в храм " не приходило в голову. Просто я знал, что " в воскресные дни и в праздники я буду в храме " , так же как " в обед я буду кушать суп " , а " летом поеду на дачу " . Церковная жизнь органично вписывалась в наш быт. Дома мы подражали церковным службам. Одевали на шею что-то наподобие епитрахили, на голову кастрюлю и махали ботинком на шнурке - как бы кадилом. Мы знали, что " в причастие " играть нельзя, а во все остальное играли. И родители не были против, наоборот, даже подсказывали, как и что лучше делать, а папа смастерил нам детское " кадило " из лампадки. Многим действиям, которые я сейчас произвожу как священник, я научился в детстве, вот в этих играх дома, а семинария только дополнила мое образование. Обязательной в семье была общая молитва. Хотя " обязательной " она была условно, просто нам, детям, даже в голову не приходило, что можно проснуться и не читать правило. Раз уж открыл глаза утром или садишься за стол кушать - надо помолиться Богу. Наше детское правило обычно возглавляла мама или бабушка, так как папа рано уходил в храм. Мы читали молитвы " Отче наш " , какую-нибудь одну молитву из утреннего (или вечернего правила), молитву Божией Матери, Ангелу Хранителю, а потом молились за близких. Так и говорили своими словами: " Помилуй, Господи, бабушку, маму, папу, братика Симу " - и так далее. Вспоминали друзей, родных, соседей, за кого хотели бы помолиться сегодня. Когда мы пошли в школу, к этому правилу добавилась молитва перед учением. Первые молитвы, которые я осознанно читал сам, были благодарственные молитвы после причастия. Лет в пятнадцать я постепенно начал понимать эти молитвы, а читать полное правило к причащению с канонами я стал только в студенческие годы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

( Желтов, Правдолюбов. С. 487-491). В обряде accessus ad altare правильно разделены возгласы (слова Лк 1. 35b обращены к старшему священнику, а не к диакону), умовение рук еще не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии (см. Taft. Great Entrance. P. 165-177); в эпиклезе анафоры не указаны диаконские «Аминь» при благословении Даров и нет тропаря 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); указаны особая формула на преломление Св. Хлеба («Въ прломлнии хлеба...»; ср.: Орлов М. И. Литургия св. Василия Великого. СПб., 1909. С. 279) и молитвы до и после Причащения («Въ множеств грховъ...», «Даждь ми, Господи...»; «Тло и кровь, Юже прияхъ...», «Буди мне, Господи, отдание грховъ...»), характерные для периферийных рукописей Евхология ( Taft R. Byzantine Communion Rites: II. Later Formulas and Rubrics in the Ritual of Clergy Communion//OCP. 2001. Vol. 67. P. 275-372); не описан обряд вливания теплоты (хотя возглас диакона «Благослови и освяти [Так! - Ред.], отче, чашю сию» и ответ священника «Исполнние Святаго Духа...» указаны; см.: ibid. P. 441-502); священник вопреки древней традиции причащаться из рук другого ( Taft R. Byzantine Communion Rites: I. The Early Ritual of Clergy Communion//OCP. 1999. Vol. 65. P. 307-345) причащает сам себя; благодарственная молитва предстоятеля помещена на своем месте (после Причащения народа). На листах 1а и 10 об. находятся миниатюры - изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (проведенное в 1992 г. во ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря исследование показало, что ни миниатюры, ни заставки рукописи вопреки встречающемуся в лит-ре мнению не поновлялись); еще одна миниатюра должна была находиться между листами 19-20 (перед формуляром литургии Преждеосвященных Даров), но этот лист был вырван, видимо, потому, что там был изображен не свт. Григорий Двоеслов (имя к-рого в качестве творца литургии Преждеосвященных Даров указывается в рукописях только с XVI в.), а др. святой (рукописи старше XVI в. иногда указывают в качестве автора этой литургии святителей Епифания Кипрского, или Василия Великого, или Германа К-польского).

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

Вопрос: - Среду и пятницу не ем мясо, посты длительные соблюдаю, но что-то духовной пользы от этого не замечаю. о. Сергий:  - Это хорошо. Мы же ради Христа делаем. Среду и пятницу мы соблюдаем как само собой разумеющееся. Пользы от того, что ты переходишь на зеленый свет, нет никакой, просто тебя не сбивает машина. И пользы не замечаешь – делаешь то, что должен. Если бы мы замечали – вон польза-то, то было бы хуже. Это всё прикровенно. Мы делаем ради Христа, а Господь что-то дает. Не бывает, чтобы мы ради него, а Он никак не отреагировал. Вопрос: - Если в храме не прочитали молитвы благодарственные по Святом Причащении, а дома, знаю, что не сразу смогу это сделать, как приду, как лучше поступить? о. Сергий:  - Не всегда читают эти молитвы. Момент этот не уставной. Просто упростить жизнь. Но можно с собой взять молитвослов, в уголочке после креста прочитать и идти себе спокойно. Главное, себе поблажек не давать – я потом как-нибудь, потом, а возможность реально есть. Вопрос: - Если причащаться в Великий Четверг, то насколько нехорошо не быть в среду вечером на службе? А если пропустить утреннюю службу в Страстную пятницу – ничего страшного? о. Сергий:  - Это дело каждого. Частное дело. У всех разные обстоятельства. Один оперирующий хирург или воин, а другой просто думает, что ладно, без этого можно обойтись. Если есть возможность, в Страстную лучше посещать все службы. И пятница – по силам. Эти службы важные, сильные. Тут шторм, а Церковь – корабль.  Вопрос: - У каждого свой крест? о. Сергий:  - Конечно свой! Кто хочет по Мне идти, возьми свой крест и следуй за Мною. Не бери несколько крестов, возьми один, большой или маленький – разберутся. Делай свое дело, распинай своё. Я хочу, я распинаю себя, своего ветхого человека. Свой крест надо нести, тогда можно и ближним помочь. Вопрос: - Что такое просфора? о. Сергий:  - Специальный хлеб для Богослужения. Иногда из них вынимаются частички за живых и усопших. Одна – самая большая, Агнец, из которой на Проскомидии вырезается квадратная часть и во время Литургии становится Телом Христовым. Есть еще просфоры Богородичная, девятичинная, о живых и усопших. Частички, вынутые потом соединяются с Кровью Господней. Это важная святыня. Нам обязательно дома кушать просфоры натощак. Воду святую с молитвой можно когда угодно пить, а просфорки натощак.

http://radonezh.ru/2023/04/14/programma-...

Се, третицею Господь спас меня сегодня от смятения, скорби, огня, тесноты. Благодарю за безмерную милость Спасителя моего. Аминь. Крайне тяжело было мне служить сегодня обедню из-за вчерашнего угощения после крестин у господина Бровцына – какая страшная теснота, какое подавляющее бремя! Какая грубость сердца! Ужасны были минуты служения обедни! Но поделом! Не прогневляй Господа идолопоклонством чревным! Цени пост! До того теснота была велика в душе, что не мог я читать благодарственные молитвы на молебне царском; да и заамвонную молитву на литургии не всю прочитал тесноты ради. И всё, всё это из-за чревоугодия! Сколько уроков – и всё неймется. Вчера на крестинах у Щеголева хлеба с селедкой поел более надлежащего. О, чрево! Тленный и гнусный бог! Зловонный демон! 7 октября Благодарю Господа за неизреченную Его милость ко мне в нынешний день, яко избавил меня в начале литургии от скорби и тесноты, бывшей от неприбытия к проскомидии диакона Софронова; я извинил, оправдал его делами житейскими, как семьянина и отца, попросил искренно прощения у Господа, и мир водворился в сердце. Опять совершал [обедню] благополучно, но чувствовал себя не совсем здоровым; после причащения чудно оживился, укрепился, исцелился; от несделанного отпуста (вследствие бесовского смущения) жене-родильнице Гречухиной – опять теснота, но животворящими Тайнами, на кои я положил надежду, Господь опять помиловал. И всё последование отпевания и проводов, отпустов совершил непреткновенно. По приходе из гимназии домой, огорчил меня протоиерей своим кляузничеством благочинному, придирчивостью. То, что я не подымал росписей о раскольниках 115 . Суди ему, Господи, по лукавству его вскоре. Господи, да не впаду в притчу противления! Господи! помоги мне! 115 Роспись (устар.) – письменный перечень чего-либо. Духовенство, помимо исповедных росписей, вело росписи о раскольниках, фиксируя сведения о не принадлежащих Православной Церкви. Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874/[над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Этим он привлек в храм не только свой приход, но и все село, и иногородних, приезжавших в Балаково по торговым делам. Созидая духовный храм в душах прихожан, о. Александр не мог оставаться равнодушным, видя бедность и ветхость деревянного Троицкого храма, в котором служил; он начал хлопотать о построении новой церкви. За то время, какое потребовалось для принятия решения, в удельном ведомстве сменилось несколько чиновников, занимавшихся этим вопросом. В 1861 году новая каменная, построенная из красного, " певучего " кирпича церковь, была освящена. В 1875 году она была расширена почти втрое, также трудами о. Александра на средства привлеченных им добровольных жертвователей. Сохранилось воспоминание о том, как по молитве о. Александра ожил почивший в Бозе усердный и добрый сельский плотник Мартемьян Фаддеич. С " дерзновенною верою " обратился батюшка к усопшему: " Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными " . Мертвый ожил, он был причащен, после чего, выслушав благодарственные молитвы и получив напутственное благословение о. Александра, упокоился навечно. Часто рассказывали, что по молитве батюшки останавливалось распространение пожара; он обыкновенно со святым крестом обходил горевшие здания. Дом Юнгеровых, стараниями о. Александра и, особенно, его супруги, Елизаветы Ивановны, славился своим страннолюбием - здесь находили приют многочисленные богомольцы. С почтением относились к о. Александру не только прихожане, но и окрестное духовенство именно его избрало в своем благочинии духовником. В 60-летнем возрасте о. Александр, ссылаясь на плохое здоровье, попросил уволить его за штат, но вместо этого получил назначение в Чагринский Покровский женский монастырь, бедный и малоизвестный. Многочисленные заботы, связанные с завершением строительства храма и с жизнью обители, после смерти игумении Серафимы (+ 1890) в основном выпавшие на долю о. Александра, потеря в течение одного года многих близких, подорвали его здоровье, и в апреле 1893 года он был уволен за штат.

http://pravicon.com/info-1704

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010