Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОМАН БРЯНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Благоверный князь Роман Брянский Память в Соборе Брянских святых . Родился в семье святого князя Михаила Всеволодовича . Княжил в Чернигове, как полагают, после Всеволода (Лаврентия) Ярополковича . Роман Михайлович – единственный брянский князь, о котором сохранились более-менее обширные летописные сведения, да и то, в основном, благодаря его родственным связям с галицко-волынскими князьями. Он и сын его Олег Романович упоминаются в Волынской летописи несколько раз, но не как Черниговские, а как Брянские (или Дебрянские) князья. С 1246 г. Роман княжил в Брянске . В 1263 г. он начал войну с литовцами и отвоевал у них Чернигов . Он взял себе титул великого князя Черниговского, но вместо разоренного Чернигова остался сидеть в быстро развивавшемся Брянске. Период правления Романа Михайловича – это время наивысшего расцвета Брянска, который стал центром черниговской земли. В 1264 году князь Роман впервые упоминается в Ипатьевской летописи в связи с походом на его владения литовского князя Миндовга . Как раз в это время " бысть свадьба у Романа у князя у Бряньского и поча отдавати милую свою дочечь именем Олгу за Владимира князя сына Василкова внука великого князя Романа Галицкого " . Узнав о внезапном нападении литовцев, Роман Михайлович прямо со свадебного пира отправился навстречу врагам. Битва произошла где-то северо-западнее Брянска. Роман Михайлович " показа мужество свое " , был ранен, но наголову разгромил литовцев и " приеха в Бряньск с победою и честию великою " . Свадебный пир был продолжен, а затем княгиню Ольгу отправили в Волынское княжество. Сопровождал ее старший сын Романа Михаил со многими боярами. В 1274 году Меньгу-Тимерь дал князю Галицкому Льву в помощь против литовцев всех заднепровских князей, в том числе Брянских правителей - князя Романа с сыном Олегом. В том же году Олег Романович ездил во Владимир-Волынский к сестре своей.

http://drevo-info.ru/articles/19151.html

Егор Агафонов отметил, что обычно представители династии Романовых связывали свою жизнь с армией. Князь Константин Константинович был военным, но имел и другие интересы - был директором Академии наук, писал стихи, стал одним из основателей Пушкинского Дома. Князь Олег унаследовал от отца гуманитарные склонности. Был внимателен к внутренней жизни. В год 100-летия со дня рождения Александра Пушкина он учился в Александровском, бывшем Царскосельском лицее. В 19 лет предпринял издание рукописей поэта. Оно вышло в 1911 году - факсимильное, с цветным воспроизведением особенностей бумаги, чернил. Когда началась Первая мировая война, у князя была возможность служить при штабе, но он ушел в действующую армию. Во втором бою получил тяжелое ранение, вскоре скончался, успев перед смертью повидаться с родителями. В публикациях его стали называть " светлый князь " . По его завещанию был похоронен не в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора , а в усадьбе Осташево под Москвой, принадлежавшей его семье. Гибель князя стала предвестником будущей трагедии Дома Романовых: трое его братьев были сброшены в шахту в Алапаевске вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Был показан видеоролик об усадьбе Осташево, затем выступила краевед из Москвы Марина Запорина. Более тридцати лет она изучает историю пребывания членов Дома Романовых в селе Осташево Волоколамского района, на берегу реки Рузы. Великий князь Константин Константинович приобрел это имение в 1903 году. Князь Олег Константинович 12-летним мальчиком приехал в Осташево, у него есть и стихи, и проза, посвященные этому месту. Марина Запорина рассказала, что сохранились три письменных свидетельства местных жителей о похоронах князя Олега. Над его могилой было решено построить храм-усыпальницу. До революции храм не был достроен и не получил посвящения. Восстановление храма-усыпальницы состоялось благодаря трудам протоиерея Игоря Бондарева (1938-2018), настоятеля Преображенского храма села Спас Волоколамского района, к которому в настоящее время приписан храм святого преподобного благоверного князя Олега Брянского.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Соответственно этому мы и разделим «первую часть» своей книги на следующие четыре отдела: Отделение первое, – с половины IX-ro века до 1015 г., куда относятся следующие святые угодники, находящиеся в духовном союзе и в ближайших отношениях с землею Волынскою: 1) святые равноапостольные братья Кирилл (869 г.) и Мефодий (885); 2) Святая блаженная княгиня Ольга (969) и 3) Святой равноапостольный князь Владимир (1015). Отделение второе – с начала XI-ro века до 1326 года; сюда относятся св. угодники Волынские и другие, проживавшие на Волыни и посещавшие ее пределы во времена удельной системы: 1) Преп. Варлаам Игумен Киево-печерский (1065), 2) Святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский (1086), 3) препод. Стефан Епископ Волынский (1094), 4) преп. Нестор Летописец (1114), 5) святитель Амфилохий Епископ Владимиро-Волынский (1122) 6) Святой благоверный князь Мстислав (1132), 7) пр. Никола Святоша, князь Луцко-Черниговский (1142), 8) Святитель Нифонт Новгородский (1156), 9) Св. Андрей Боголюбский (1174), 10) Блаженный Олег, князь Брянский (1285), и 11) Святитель Петр, Митрополит Киево-Московский (1326). Отделение третье – от первой половины XIV века до 1550 года, куда относятся святые, находящиеся в ближайших отношениях к земле Волынской во времена владычества Литовского и разделения Митрополии, как то: 1) Св. Феогност Митрополит Киево-Московский (1353), 2) Святитель Киприан, Митрополит Всероссийский (1406), 3) Св. Митрополит Фотий (1431), 4) Препод. Феодор, князь Острожский (1435) и 5) блаженная Иулиания, княжна Ольшанская (1550). Отделение четвертое и последнее – с половины XVI века до наших времен; сюда относятся святые угодники, просиявшие на Волыни и из Волыни во времена унии и латино-польского преобладания; 1) Преп. Иов, игумен Почаевский (1651), 2) Свят. священномученик Макарий, Архимандрит Овручский (1653), и 3) Наконец Святитель Иннокентий Иркутский (1731). К сему во «Второй части» мы присовокупляем несколько особенных изследований своих о Почаевской Лавре и ее святыне, как главнейшей святыне земли Волынской, вследствие чего читатели наши т. образом получают настоящий «Патерик Волыно-Почаевский,» на подобие Патерика Печерского Киевского, в коем содержатся, как известно, не только жизнеописания святых угодников Киево-печерских, но и сказание о создании Великия Печерския Успенския церкви, и другие статьи местного религиозно-нравственного содержания и характера. Соответственно основному содержанию означенных статей мы распределяем их в следующем порядке:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

2) От святого Владимира до подчинения Волыни владычеству князей Литовских: «время тяжелых смут и неурядиц удельного времени, сопровождаемых постоянными набегами диких орд и непрерывными покушениями со стороны латинян на подчинение земли Волынской незаконному владычеству папы Римского». 3) Время Литовского владычества или так называемый период Литовский, кончившийся окончательным разделением митрополий со смертью Всероссийского митрополита Ионы († 1461); и наконец 4) времена унии и польского преобладания, и открытого гонения латинян и униатов на веру православную от брестской унии до первых годов XVIII века и вообще до наших времен. Соответственно этому мы и разделим свое обозрение на следующие четыре отдела: Отделение первое – с половины IX века до 1015 года, куда относятся следующие святые угодники, находящиеся в духовном союзе и в ближайших отношениях с землею Волынскою: 1) святые равноапостольные братья Кирилл († 869) и Мефодий († 885); 2) Святая блаженная княгиня Ольга († 969) 3) Святой равноапостольный князь Владимир († 1015). Отделение второе – с начала XI века до 1326 года, куда относятся святые угодники Волынские и другие, проживавшие на Волыни и посещавшие её пределы во времена удельной системы, каковы: 1) Преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский († 1065); 2) Святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); 3) преподобный Стефан епископ Волынский († 1094); 4) преподобный Нестор летописец († княгин4); 5) святой благоверный князь Мстислав († 1132); 6) преподобный Никола Святоша, князь Луцко-Черниговский († 1142); 7) святитель Нифонт Новгородский († 1156); 8) святой Андрей Боголюбскиии († 1174); 9) блаженный Олег, князь Брянский (†1285); 10) святитель Петр, митрополит Киево-Московский († 1326). Отделение третье – от первой половины XIV века до 1550 года, куда относятся святые, находящиеся в ближайших отношениях к земле Волынской во времена владычества Литовского и разделения митрополий, как-то: 1) святой Феогност митрополит Киево-Московский († 1353);

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

О праздновании дня Покрова Пресвятой Богородицы. Проповедь: Протоиерей Димитрий Смирнов . О фарисействе. Ил.: Виктор Васнецов. «Радость праведных о Господе». Триптих (1885-1896); Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрации к книге «Библия в картинах» (1852-1860): Притча о фарисее и мытаре; «Распни Его!». Иисус перед Пилатом; Притча о милосердном самарянине//Фома. - – ноябрь 2009. – C.III-VII. - (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Проповедь »). Свидетель: Олег Саитов , заслуженный мастер спорта России по боксу, двукратный олимпийский чемпион: « Спорт не терпит гордецов ». Подготовила Елизавета Киктенко . Фото «РИА Новости»//Фома. - – ноябрь 2009. – C.VIII-IX. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Свидетель »). Имеются: биографическая справка « Олег Саитов » (C.VIII), информационная справка « Святой благоверный князь Олег Брянский » (C.IX) и « Любимая цитата из Писания » (C.IX). Дорога к храму: « Вцепиться в Церковь или пропасть »… Записала Мария Ермаченко . Фото Юрия Кавера, Андрея Близнюка//Фома. - – ноябрь 2009. – C.X-XI. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Дорога к храму »). Святые узники: Иоанн (Стеблин-Каменский). Письма из лагеря. 1925-1927 годы. Материалы предоставлены Фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Фото Елены Сысоевой//Фома. - – ноябрь 2009. – C.XII-XV. – (Специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Святые узники »). Дорога к храму: Алексей Соколов . Покров милосердия . О том, как 14 октября 2009 года в знаменитой московской тюрьме «Матросская тишина» проходила акция «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2009. – C.XVI-XVII. - (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Дорога к храму »). Послание Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся» //Фома. – – ноябрь 2009. – C.XVII. - (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Дорога к храму »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-79-...

Подобно Иову Многострадальному, сей князь сгнивал постепенно в течение четырех лет, но не роптал. Иноком Леонтием заканчивал свою жизнь князь Олег Романович Рязанский († 1280) в основанном им Петропавловском монастыре в Брянске. Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского († 1180), душа коего «всегда рвалась на дела великие». Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, ненавидевшего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью». Таким же, как мы читали выше, был и святой Василько, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил», – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 г. князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию», – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299. 20 мая), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину Православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междоусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит Землю Русскую», – смиренно говорил своему духовнику святой Великий Князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле», – говорил в 1596 г. благочестивый Царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Димитрий Святославович, князь Юрьева-Польского († 1269), принимавший схиму от епископа Ростовского, – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить Ему с верой и надеждой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Есть похожие примеры и в нашей истории. Равноапостольная Ольга, ее внук Владимир Великий и его дети, страстотерпцы Борис и Глеб. Преподобный Сергий Радонежский и его святые родители Кирилл и Мария. Черниговский князь-мученик Михаил, его дочь преподобная Евфросиния Суздальская, его сын благоверный князь Брянский Роман, а также внук – благоверный Олег Брянский. «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111:1–2), – пророчествовал псалмопевец. Как важно понимать нам, что наше благочестие или наши грехи влияют не только нашу душу, но и на духовное состояние тех, кто родился или родится от нас. Как склонность к праведной жизни, так и расположение к тому или иному греху могут передаваться из поколения в поколение. Существует некоторая генетическая предрасположенность к доброму или худому. Конечно, расположенность вовсе не программирует человека, ибо вместе с Господом христианин способен победить любой грех, и все в конечном счете зависит от свободной человеческой воли, от нашей веры. Но в то же время необходимо помнить, что человеку из грешного рода тяжелее будет победить в себе те греховные наклонности, которые культивировались его предками на протяжении многих поколений. Каждая наша страсть, как вирус опасной болезни, ложится на плечи наших детей и затрудняет им путь в Царствие Божие. И напротив – всякая наша победа над грехом очищает не только наше сердце, но и проливает свет в души тех, кто родится от нас или уже воспитывается нами. Поэтому так часто великие святые происходили из праведных семейств. Недаром одна из главных атак врага рода человеческого обращена сегодня на институт семьи. Повсеместное признание однополых браков ведущими мировыми государствами свидетельствует о глубочайшем кризисе самого понятия семьи. Уже далеко не для каждого человека семья – это брачный союз мужчины и женщины, в котором рождаются дети. Нет, теперь уже возможны разные варианты. Недавно знакомые из Англии рассказали мне такой случай. Англиканский епископ (женщина) попросила посетить ее для разговора представителя школы, в которой учатся дети моих знакомых. К ней приехала завуч (женщина) с ее мужем (женщиной) и двумя детьми (девочками), рожденными путем суррогатного материнства. Оцените картину: епископ-женщина встречает завуча-женщину и ее мужа-женщину с их двумя детьми. Тут уже нечего сказать – остается только перекреститься.… Вряд ли из таких семей выйдет новый Сергий Радонежский или Серафим Саровский. А вот антихрист – очень даже может быть.

http://pravoslavie.ru/106131.html

Инок Александр (Невский)? Да, полгода я жил с этим именем. В монашестве стал Романом – в честь святого благоверного князя Романа Рязанского, о котором до этого ничего не знал. А когда узнал, каким был этот святой, поставленный Ордой перед выбором – принять страшную мученическую смерть или татарскую веру, то проникся, ощутил величие его подвига. Историю с моими именами – мирским, иноческим, монашеским – считаю промыслительной. По милости Божией вся моя жизнь окружена покровительством русских князей. Мой Небесный покровитель от Крещения – святой благоверный князь Олег Брянский, внук святого мученика князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами. Согласно летописным источникам, князь Олег был равнодушен к богатству и мирской славе. Его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому он (живший в XIII веке) уступил свой престол брату и постригся в монахи. Потом мне было дано имя в честь Александра Невского. Теперь ношу имя в честь святого из рода князей, которые во время татарского ига прославились как мужественные защитники христианской веры и Отечества. Ваш духовный отец архимандрит Серафим отошел ко Господу осенью 2015 года. Каким он был? За что его ценили братия, прихожане?      Главным качеством батюшки была настоящая христианская любовь. Да, порой он проявлял немалую строгость, но этого требовало воспитание. Допустил кто-то из нас ошибку, заленился – получи епитимью. Нет, многочисленные поклоны он никогда не давал – максимум с десяток, но всегда как-то мудро подводил к пониманию ошибки, и становилось очень и очень стыдно. Давал время на обдумывание и исправление. Ведь кнутом можно только в чувства привести, но не излечить... Всё это принималось как должное и заслуженное, потому что когда видишь результат от этих уврачеваний на себе, то не сомневаешься в квалификации врача. Ну, а самым, наверное, «страшным» и результативным было, когда батюшка просто закрывался в своей келье. Становилось больно от осознания, что ты каким-то своим непослушанием обидел его! И эта боль, этот стыд помогали в следующий раз «не наступать на те же грабли». Отличало отца Серафима и умение (оно шло от его личного опыта) давать мудрые наставления мирским женатым людям. Это многим тогда в жизни помогло, да и сейчас помогает. И, конечно, своим примером отец Серафим показал, какую веру надо иметь, чтобы даже на одре болезни – с осознанием, что земная жизнь подходит к концу, – оставаться крепким духом.

http://pravoslavie.ru/146940.html

25. Мученики и Исповедники Михаил, князь Черниговский 26. и болярин его Феодор, чудотворцы (память 20 сентября/3 октября, 14/27 февраля, и в Соборах Московских и Тульских Святых). В XIII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 27. Благоверный князь Черниговский и Дебрянский Роман Михайлович (+после 1288, память 20 сентября/3 октября в Соборе Брянских Святых). Основоположник Свенского мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Именуется Благоверным князем в Русских летописях и агиографической литературе. Местно почитается Благоверным князем и одним из покровителей Брянской Земли. Преподобные: 28. Преподобный священномученик Кукша Печерский, просветитель вятичей, в Ближних пещерах (+после 1114, память 27 августа/9 сентября и в Соборах Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). Проповедовал в пределах Брянской Земли. 29. Преподобномученик Никон (+после 1114, память 27 августа/9 сентября и в Соборе Тульских Святых). Ученик Священномученика Кукши. 30. Преподобный благоверный князь Олег Брянский (+1331., память 20 сентября/3 октября). Сын Черниговского и Дебрянского князя Романа Михайловича. Основатель Брянского монастыря во имя Святых Апостолов Петра и Павла. 31. Преподобномученик Александр Пересвет (+1380, память 7/20 сентября и в Соборах Московских, Тульских и Радонежских Святых). Был боярином Брянским. 32. Преподобный Поликарп Брянский (+1499., память 23 февраля/8 марта). Подвизался на Брянской земле, основатель Брянского Спасо-Поликарпова монастыря. 33. Преподобный Тихон Карачевский (XVI в., память 16/29 июня). Город Карачев в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 34. Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; +1791, память 19 февраля/4 марта; обретение мощей 21 апреля/4 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни. 35. Преподобный Василиск Туровский, Сибирский (Гаврилов; +1824, память 29 декабря/11 января, в Соборе Екатеринбургских Святых), память установлена в апреле 2002 г . 36. Преподобный Зосима (Верховский; +1833, память 24 октября/6 ноября и в Соборе Московских Святых). Подвизался в Брянских лесах.

http://pravicon.com/info-1882

А. В. Кузьмин Иконография По сводному иконописному подлиннику XVIII в. О. Р. «подобием надсед, брада доле Власиевы, в схиме, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60). Иногда указывалось (под 27 июня и 10 нояб.), что в руках он держит церковь, очевидно как напоминание об основанной им брянской обители: «Надсед, брада доле Власиевы, не раздвоилась, в схиме, ризы преподобническия, в руках церковь» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. 1931. Л. 62 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 177 об.). К кон. XIX в. имя О. Р. оказалось почти забытым, и до 1893 г. в Петропавловском мон-ре Брянска не было икон с его изображением. Первый за долгие годы образ О. Р. был пожертвован вел. кн. Константином Константиновичем, к-рый в письме от 9 нояб. 1893 г. еп. Орловскому Мисаилу (Крылову) отметил, что, «соорудив икону Преподобного Князя Олега, Брянского чудотворца, Моя Великая Княгиня и Я желали бы поставить ее с неугасимою лампадою в Брянском Петропавловском женском монастыре, в предполагаемом месте упокоения Святых мощей благоверного Князя…» (цит. по: Житие. 2005. С. 8). По просьбе великих князя и княгини икону предполагалось установить 15 нояб., в день рождения их младшего сына Олега, чьим небесным покровителем был О. Р. Икона прибыла в Брянск 14 нояб. 1893 г. В газ. «Брянский вестник» 2 от 11 февр. 1894, разд. «Хроника») приводится описание образа: «Мерою он в длину полтора аршина, а шириною 12 вершков. Икона превосходной кисти. Князь-иеросхимонах изображен в рост, правая рука его у персей, левая слегка приподнята. Образ писан по лазоревому полю с орнаментом в строго византийском стиле. По обеим сторонам главы Преподобного надпись церковнославянскими буквами: справа - «Святый благоверный князь Олег», слева - «Брянский чудотворец». Обе подписи идут вертикально, как употреблялось древле изографами. Нимб вокруг главы святого князя-отшельника наложен золотой, но матовый, и только лишь внешний обод его сделан немного светлее. Лик преподобного строго-иконный, без поздней московской отживки, и чрезвычайно привлекательный. Взор у святого вдумчивый».

http://pravenc.ru/text/2578293.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010