1701 года, в царствование Государя Петра I, мощи св. Князя Андрея обретены нетленными и положены в раку; в 1768 г. перенесены из главного храма в придел, во имя его устроенный, где и поныне почивают открыто в серебряной раке, сооруженной вновь в 1820 г. Память св. Благоверного Вел. Князя Андрея совершается 4 Июля, в день св. Андрея Критского . Примечание. Убийцы св. Князя Андрея казнены, одни Вел. Кн. Михаилом Георгиевичем, а другие Вел. Кн. Всеволодом Георгиевичем, который, как говорит предание, Кучковичей, как более виновных, приказал зашить в короба и, засмолив, бросить в воду. В 7-ми верстах на юго-западе от Владимира есть озеро в бору, называемое Пловучим. По местному преданию тут-то Кучковичи и утоплены. 2. Святой Благоверный Князь Глеб Андреевич 35 Св. Князь Глеб, меньший сын Вел. Князя Андрея Георгиевича Боголюбского 36 , родился в 1155 г. во Владимире. С двенадцатилетнего возраста, в Князе Глебе открылось сильное желание посвятить себя уединенной жизни. Вел. Князь не только не препятствовал благочестивому желанию сына своего, но еще предоставил ему все способы преуспевать более и более во внутренней духовной жизни. Любимым занятием Князя Глеба было: чтение священных книг, душеспасительные беседы с умными и благочестивыми людьми. С возрастом лет благочестивое это занятие открыло Кн. Глебу, что телесная красота, слава и честь мира сего непостоянны. Посему, нимало не прельщаясь благами мира сего, как суетными и скоропреходящими, он прилепился всею душой и всем сердцем своим к тому, что есть едино на потребу в жизни сей для каждого последователя Христова, то есть благоговейное размышление о том, как получить вечное блаженство, это было единою и благою частью св. Князя Глеба. Избрав сию благую часть, он, согласно с духом Евангелия, тело свое изнурял воздержанием, а душу укреплял и просвещал бдением и молитвами. Любя святую веру, чтил ее служителей. Следуя внушениям той же веры, каждый день раздавал щедрую милостыню бедным и неимущим. Незлобие его, кротость, целомудрие и смирение, привлекали к нему общую любовь и уважение. Но благочестивая жизнь сего Князя рано пресеклась; он скончался на 20 году возраста своего, месяца июня, в 20 день 1175 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Скачать epub pdf Память святого благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Феодора, муромских чудотворцев Память 21 мая Сей святой благоверной великий князь Константин Святославич происходил из рода великого князя Владимира, крестившего святым крещением землю Русскую. В 1192 году 3386 вместе с сыновьями своими князьями Михаилом и Феодором из славного города Шева он пришел в рязанскую землю к городу Мурому. В этом городе жили в то время язычники, не просвещенные еще познанием истинного Бога 3387 . Задолго еще до святого князя Константина родственник его, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому назначен был во владение город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого крещения, но не смог этого сделать и два года жил вдали от него на расстоянии двух поприщ 3388 , а потом Святополк обманом вызвал его к отцу, и на пути он был убит 3389 . И сей святой благоверный князь Константин с сыновьями и бывшим при нем войском вступил в битву с муромцами под самым городом, и произошло весьма большое сражение, в котором был убит благоверный князь Михаил. После сего он снова вступил в битву с жителями города и после одержанной над ними победы взял Муром во владение себе и стал в нем княжить. Прежде всего он построил в городе, в старой горной части его, первую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и похоронил здесь убитого сына своего, благоверного князя Михаила, а потом обратил горожан язычников в христианскую веру и крестил их святым крещением. Возблагодарив Бога за успех в этом деле, святой князь построил впоследствии много других церквей 3390 и учредил в своем городе епископскую кафедру. Проведши затем жизнь свою в истинной вере и непорочности во всем, являясь всегда защитником бедных и сирот, он вскоре отошел ко Господу. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца, и похоронили у построенной им церкви Благовещения, вблизи сыновей его, благоверных князей Михаила и Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По той же стране князь Михайло Юрьевич. Князь Борис Даниилович, внук великаго князя Александра Невскаго. Князь Борис Михаилович. Великаго князя Димитрия Всеволода дети: Святослав, Иоанн, князь Владимир. Князь Изяслав Глебович, внук Всеволож. Да великаго князя Ярослава сын Костянтин. По той же стране в угле лежат во плоти дети благовернаго великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго: Изяслав, Мстислав, Глеб 243243 . Един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся, аки нова. В той же велицей церкви на средних сводех придел священномученика Антипы. В той же велицей церкви стрелы железные с томары и с перьем. С томаром в стреле весу по семи гривенок, с перьем весу по пяти гривенок. И в Володимире внутри города в Рожествене монастыре 244244 , в велицей церкви мощи благовернаго великаго князя Александра Ярославича во иноцех Алексея Невскаго и Владимирскаго чудотворца 245245 . В Володимире ж в осыпи за торговыми вороты в Успенском новом девичьем монастыре в приделе Рожества Христова на правой стороне в стене гроб камень, и в нем лежит великая княгиня Евдокея во плоти; покров на ней во гробе камка желтая, круживо на нем шито золотом. У великия княгини Евдокии у сорочки ожерелье жемчужное пристежное с каменьем з дробницы. Дробницы серебрены золочены. В другом каменном гробе подле и лежать мощи неизвестно чьи. В том же пределе на левой стране в каменном гробе лежат мощи великия княгини Вассы в схиме, великаго князя Александра Ярославича княгини. В другом приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы на правой стране в стене гроб каменн, а в нем лежит благоверная великая княгиня Марья Шварновна в схиме. Да с нею же великою княгинею Марьею лежат другие мощи не велики, княгини Марии по плечи. На левой стране в том же приделе в стене в каменном гробу мощи великомученика Авраамия Болгарскаго. Над гробом висят вериги его, кладут их на болящих, кто изступит ума, и поют молебная. По совершении ж молебна мнози приемлют здравие. В Володимире ж за городом в Георгиевском монастыре 246246 в церкви лежит великая княгиня Феодосья во иноцех Евфросинья мать великаго князя Александра Ярославнча Невскаго, да брат его великий князь Феодор Ярославич, и сия роспись Владимирским чудотворцом до зде и о сем славлю всесильнаго Бога прославляюшаго своя угодники ныне и во веки аминь 247247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Благоверный князь Глеб, сын благоверного князя Андрея Боголюбского, родился во Владимире в 1155 году. Святой Глеб – живой пример тому, как много значит добрая жизнь родителей для судьбы детей. Жизнь князя Андрея во Владимире посвящена была преимущественно делам благочестия, – строению храмов и монастырей, делам благотворитель­ности и молитвам. И вот под влиянием примера и наставлений святого родителя образовался святой сын. Боговдохновенный мудрец говорит: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и со­старится ( Притч. 22, 6 ). Жизнь князя Глеба продолжалась недолго: он умер 20 лет. Но начиная с первого раскрытия самодеятельности, жизнь его посвящалась благочестию, а не греху: страх Божий располагал мыслями, чувствами, желаниями и поступками его; молитва низводила на него благодать небесную, тушившую страсти юности. Чистый, не­порочный князь блаженно почил 20 июня 1175 года. Чистое тело его положено было во Владимирском соборе. И дух и тело его, как непо­врежденные грехом, остались целы, – не боятся никаких неприязненных приражений. По надписи на гробнице князя, во время опустошения со­борного храма при Батые (1238 г.) «гроб св. благов. кн. Глеба от пожара никако повредился, яко же и самым супротивным ратником об этом дивиться». Другое чудо из известных ныне совершилось в 1410 году во время грабежа татар в соборе. Один из этих питомцев алкорана, увидя гробницу князя Глеба и думая найти в ней те сокровища, которых не от­крывал ключарь Патрикий, открыл гробницу; но из нее вырвалось пламя, и татары в ужасе выбежали из храма. В 1608 году ляхи делали два, три раза нападения на Владимир, почти беззащитный; но взять не могли. Во время этой осады, в самую полночь, сторожа собора заметили в соборе какое-то освещение и дали знать о том пономарю Герасиму. Он, отворив дверь, увидал свет, а у гробницы князя кто-то сидит и ему испуганному говорит: «Не бойся, я не привидение; – Господь не предаст сего города в руки врагов: мы храним его и молим за него Господа и Пречистую Матерь Его; иди и скажи протоиерею и причту, что сказал я тебе; я ле­жу в этом гробе». Герасим от страха едва пришел в себя и рассказал обо всем протоиерею и всем настоятелям обителей. В эту же ночь ляхи удалились от Владимира, гонимые страхом. Мощи благоверного князя открыты 30 ноября 1702 года. Тогда же написана служба ему, на 20 июня, и в честь его устроен в соборе придел. В 1818 году устроена прекрасная серебряная рака для мощей его. Мощи святого юного князя отличаются изумительною живостью, как ничьи другие: рука его свободно подни­мается, гнется, наклоняется, совершенно как у живого 951 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1238 году монголо-татарские орды хана Батыя опустошили область великого княжения. Великий князь Георгий с сыновьями и немногочисленным войском вынужден был отступить в Ярославский удел своего воспитанника Всеволода. Здесь, на реке Сити, их настигли отряды неприятелей. Произошла кровавая сеча, в которой погибли великий князь Георгий и князь Всеволод Ярославский, отец Василия и Константина. Василько Ростовский был пленен и мученически погиб за веру и отечество. К 1238 году относится первое упоминание в летописях о старшем сыне погибшего ярославского князя Василия (родился не позднее 1229 года), как об одном из князей, спасшемся от меча Батыева. Возмужание осиротевших юных князей пришлось на сложное, тяжелое время. Наследование княжения принял на себя старший брат Василий. Ему предстояло укреплять ослабевший дух своих подданных, вселять в них надежду, помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на реке Сити. Летописи свидетельствуют, что князь Василий Всеволодович в страхе Божием правил княжеством, не вступая в междоусобные споры с соседями. Им были восстановлены и обновлены разрушенные в Ярославских пределах монголо-татарами многие храмы. В 1239 году князь Василий Всеволодович впервые отправился вместе с другими князьями в Орду «про свою отчину», то есть для того, чтобы получить от хана утверждение на Ярославское княжение; он был отпущен, по свидетельству летописца, ханом Батыем «с честью». Позже Василий Всеволодович еще несколько раз ездил в Орду: в 1244 году с Владимиром Константиновичем, князем угличским; в 1245 году вместе со своим дядей великим князем Ярославом Всеволодовичем. По возвращении из последней поездки к хану он женился на княжне Ксении. У них было двое детей — дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Зимой 1249 году князь Василий Ярославский отправился во Владимир на Клязьме для встречи с родственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским († 1263 г.). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставлся ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюродные братья: ростовский и белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи вместе со своей матерью, а также сам великий князь Александр Невский — столь велико было их уважение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл в ярославском соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне которого был положен гроб с телом князя Василия Ярославского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святой Андрей сам участвовал в литературном и литургическом творчестве (50). Он принимал участие в создании «Службы Покрову», в составлении Владимирского летописного свода 1177 г., завершенного после смерти князя его духовником, священником Николаем. Ко времени княжения святого Андрея Боголюбского относится и создание окончательной редакции «Сказания о Борисе и Глебе», вошедшего в «Успенский сборник», древнейшую русскую Четью-Минею, принадлежавшую первоначально одному из храмов г. Владимира (51). Князь был глубоким почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса висел над его постелью В ночь на 30 июня 1174 г. святой князь Андрей Боголюбский погиб в Боголюбове от рук изменников. Младший любимый сын святого Андрея, святой благоверный князь Глеб, умер в 20-летнем возрасте незадолго до гибели отца. Старшие его сыновья, помощники и сподвижники, погибли в сражениях. Единственный сын, переживший отца, Юрий, женился (в 1180-х годах) на святой благоверной Тамаре, царице Грузинской. В 1395 г. 26 августа была перенесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно избавившая столицу от нашествия Тамерлана. Москвичи встречали ее на Кучковом поле (там был затем построен Сретенский монастырь), где когда-то была усадьба боярина Степана Кучки, на дочери которого женился в 1139 г. князь Андрей. В 1475 г. Митрополит Московский Филипп I и великий князь Иоанн III начали строительство Успенского собора в Московском Кремле, «храм великий весьма в меру храма Пресвятой Богородицы, что во Владимире, которую создал благоверный князь Андрей Боголюбский Юрьевич, внук Мономахов». XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский Тринадцатое столетие было переломным в истории Европы и христианства. Произошли события, изменившие ход мировой истории, затронувшие все стороны духовной, социальной и государственной жизни народов. Западный мистик аббат Иоахим Флорский, или Фиорский (1202), провозгласил наступающий век «веком Иоанна», идущим на смену «веку Петра», ожидались великие изменения в отношениях Восточной и Западной Церквей, стран Востока и Запада (51 а). В те годы в Русской Церкви прозвучала огненная проповедь преподобного Авраамия Смоленского (1221), одного из наиболее ярких представителей русского эсхатологизма. Очевидец княжеских усобиц, современник покаянного «Слова о полку Игореве» преподобный Авраамий со всей силой своего пророческого дарования обращал к людям великий призыв: «Кайтесь, ибо время близко!»

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Князь Василий Всеволодович в 1245 г. вступил в брак с княжною Ксенею (чья дочь была Ксения, не знаем 35 . От брака этого были дети: дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним 36 . Князь Василий Всеволодович жил с супругой своей только четыре года. Зимой 1249 г. отправился он во Владимир для свидания с великим князем Александром Ярославичем (Невским), и там посетила его тяжкая болезнь, положившая предел земной жизни. Гроб князя Василия от Владимира до Ярославля провожал великий князь Александр Ярославич, Борис и Глеб Васильковичи, князья ростовские, и княгини, их матери. Так любили молодого летами, но зрелого духом, князя. Погребение его совершал Кирилл, епископ ростовский; тело князя положено в ярославском Успенском Соборе, на правой стороне 37 . В Воскресенской летописи сказано, что благоверный князь погребен 8-го февраля 1249 г. 38 После князя Василия Всеволодовича осталась супруга с малолетней дочерью Марией; Константин, младший брат Василия, принял в управление ярославское княжество. Тяжкое было время. Юный князь, сколько мог, старался устроить покой подданных: но покой то и дело был нарушаем татарами. Ватаги татар беспрестанно скитались по опустошаемой земле Русской, разоряя ее пределы; такое их полчище напало на Ярославль в 1257 году. В это время Константин Всеволодович явил все мужество и отеческую любовь к Ярославлю. Он с дружиной своей встретил врагов возле самого города, за рекой Которостлью, на горе. Здесь произошла кровавая битва ярославцев с татарами, в которой первые потеряли множество людей, но не могли одержать победы. Сам князь Константин Всеволодович положил здесь жизнь свою за покой отчизны. Это было 3-го июля. Гора, на которой происходило сражение и убит благоверный князь Константин, названа «Тугою или Туговою», как место туги (скорби) и слез, пролитых об убиенных. Тело благоверного страдальца отчизны погребено в Соборном храме Богоматери, подле брата его Василия 39 . И на Туговой горе и при гробах юных князей своих Ярославль сетовал словами Иова:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Монастырь находился около Десятинной церкви и назывался Феодоровским или Вотчь, т.е. Отчим. Главный храм был освящен во имя св. Феодора Тирона в 1122 г. Здесь были погребены основатель обители — св. князь Мстислав, многомятежный сын его Изяслав, братья его свв. Ростислав и Мстислав и многие другие. Преподобный Арефа Печерский (+ 1170) Память его празднуется 24 окт., 28 сенпг. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Арефа тайно хранил в своей келье большое богатство и никогда не помогал бедным. Но Господь, желавший по милости Своей привести его к покаянию, попустил ворам украсть все его имущество. Тогда Арефа страшно ожесточился, стал роптать, и даже тяжкая болезнь не вразумила его. Он лежал уже в беспамятстве, как вдруг воскликнул: «Господи, помилуй! Господи, прости! Все Твое, не жалею о сем». Придя в себя, он рассказал братии свое видение: «Пришли ко мне ангелы, пришел и полк бесовский, и начали они рассуждать об украденном у меня богатстве. Наш он, говорили бесы, потому что он хулил и роптал, вместо того чтобы благодарить Бога. Ангелы же сказали мне: „Если бы ты прославил Бога, потерянное богатство вменилось бы тебе в милостыню. Благодарение заменяет благое произволение " . Услышав это, я возопил слова, которые вы слышали. Бесы исчезли, а ангелы возрадовались, вменили мне потерянное серебро в милостыню и удалились».  С тех пор блаженный Арефа совершенно изменился, стал вести подвижническую жизнь и всегда благодарил Бога, говоря: «Господь дал, Господь взял, да будет благословенно Имя Господне».  Нетленные чудотворные мощи его свидетельствуют о том, что он угодил Богу. Святой благоверный Глеб, князь Владимирский (+ 1173) Память его празднуется 20 июня в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный князь Глеб был сыном св. благоверного вел. князя Андрея Боголюбского (память его 4 июля). Редкая кротость и глубокое благочестие отличали его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Воспрянул духом Князь. «Услышана молитва наша, – сказал он. – Ныне с нами наш Великий Князь Владимир. Се грядут посланные им его любимые чада Святые Борис и Глеб к нам в помощь». Усердно помолившись, он ринулся в битву на только что высадившихся на берег Невы шведов. Мало было его войско, но верил он, что «не в силе Бог, а в правде». С светлым сияющим лицом сражался он, сознавая, что творит Божие дело и что Сам Бог совершает через него суд над хотящими лишить русский народ Православия. Как молодой лев врывается он в ряды неприятелей, нанося им удары, и собственноручно своим копием «кладет печать на лице» воеводы шведского Биргера. Воодушевленные примером Князя также храбро сражаются русские воины, а разбитое наголову шведское войско спешно садится обратно в корабли, наполняет их мертвыми телами своих павших соратников и покидает пределы русские. Ликуют новгородцы, ликует с ними вся Земля Русская. Отражен гораздо сильнейший неприятель. Отвоевана свобода не только государственная, но Спасла Русь крепкая вера, вера Православная, которую принес на Русь Святой Владимир и выразителем коей в сей день явился Благоверный Князь Александр, с тех пор называемый «Невским». Он находился в тот день, день памяти просветителя Руси, в тесном духовном общении со своим Равноапостольным предком, и через него как бы действовал сам Владимир Красное Солнышко. Русские люди почуяли сердцем, что Солнышко Руси, зашедшее двести тридцать пять лет пред тем в Киеве, возсияло светло над Русью в сей день с берегов Невы. Несомненным стало для них, что Великий Князь Владимир не покинул Земли Русской, что он не только был, но продолжал еще и в большей степени быть ее защитником и хранителем. Благоверный Великий Князь Александр – сей достойнейший потомок и преемник Святого Владимира, имевший соратниками своими Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (1015, память 24 июля6 августа), стал как бы новым ее «Солнышком Красным», согревшим Русь в дни ее испытаний, во время нашествия на нее неприятелей с востока и запада. Вслед за шведами отразил он ливонцев и тевтонских рыцарей. Он утешал и укреплял сердца русских людей во время татарской неволи. Он был не только Великим Князем Руси, но и ходатаем за Землю Русскую. Подобно тому, как ему помог Святой Владимир через Святых Благоверных Бориса и Глеба в день Невской битвы, и сам Александр явился помощником позднейших Великих Князей Российских во время их борьбы с татарами и другими неприятелями. День Невской битвы утвердил на Руси почитание Святого Владимира как просветителя ее и крестителя. Тот же день выявил Благоверного Князя Александра Невского как ее нового защитника. Оба они ограждали некогда Русскую Землю от неприятелей внешних и утверждали ее внутреннее благосостояние. Оба ныне, предстоя Престолу Божию, они ходатайствуют за нее пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Кирилл Патриарх Александрийский; еще ниже под карнизом св. Благоверный Князь Глеб, держащий в одной руке крест, а в другой нож. В верху на сей арке к востоку, надпись: отыму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце плотяное и проч. Ниже сей надписи, по обеим сторонам арки, разные эмблематические изображения; за сей аркой, в верху на своде, в большой золотой звезде изображен Спаситель в Архиерейском облачении, благословляющий обеими руками; вокруг Спасителя надпись: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в меня во тьме не пребудет и проч., вокруг Спасителя Ангелы; ниже Ангелов, на правой стороне, Собор Святителей с надписью: Господи во свете лица твоего пойдем и проч.; ниже Святителей Собор Преподобных, над коими надпись: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и проч.; ниже под карнизами, на обе стороны пролетного на хоры окна, эмблематические изображения, а в сем пролетном окне, в облачном в верху сиянии, слово ο» Θες, по сторонам надписи: 1. Знаменася на нас свет лица твоего Господи, 2. Праведницы просветятся яко солнце и проч.; ниже под карнизом по сторонам св. Алексий, Митрополит Киевский и св. Петр, Митрополит Киевский, ниже пролетного окна под карнизом Второй Вселенский Константинопольский Собор; ниже собора Благоверный Князь Михаил Святополк Изъяславич, создатель церкви Золотоверхомихайловской, подле него, в пролетном большом окне, Благоверный Князь Всеволод Святославич, создатель церкви Кирилловской. На левой стороне, в верху ниже Ангелов, Собор Святителей с надписью: Похвала силы нашей ты еси Христе и во благоволении твоем вознесется рог наш; ниже сего Собор Преподобных с надписью: Восхвалятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих; ниже под карнизом, по обеим сторонам пролетного на хоры окна, эмблематические изображения, выбранные из Акафиста Иисусова, а в сем пролетном окне, в облачном в верху сиянии, Еврейские слова, означающие имя Бога; ниже сего по обеим сторонам надписи: 1. Веруйте во свет, да сынове света будете, 2. Тако да просветится свет ваш пред человеки; ниже под карнизом по одну сторону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010