VI, стр. 235); но через полтора года Грозный возвратился в Москву и Симеона Бекбулатовича удалил в Тверь с титулом Великого князя Тверского. Симеон Бекбулатович жил в Твери во дворце (бывшем доме Тверского архиерея). По смерти Грозного беды обрушились на князя Тверского (Симеона); он, по интригам Бориса Годунова, был сослан в с. Кушалино, за то, что он (Симеон) безбоязненно обличал временщика в убиении царевича Димитрия (в Угличе). При первом Самозванце Симеон Бекбулатович был пострижен в монашество с именем Стефана в Кирилло-Белоозерском монастыре, а затем сослан в Соловецкий монастырь, где и скончался. Тело его впоследствии, в 1616 г., было перевезено в Москву и погребено в Симоновом монастыре, близ могилы его супруги Анастасии, в монашестве Александры († 1607 г.). Думают, что несчастный Симеон Бекбулатович был ослеплен по распоряжению Годунова (о Симеоне Бекбулатовиче см. подробнее у М. Лилиева: «Симеон Бекбулатович». Тверь. 1881). – Памятником пребывания Симеона Бекбулатовича в Кушалине остаётся выстроенный им каменный о пяти куполах трёхпрестольный храм. Главный престол посвящён Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, а приделы – правый во имя св. великомученика Димитрия, в память царевича Димитрия, а левый – пр. Варлаама Хутынского. Местная икона в главном иконостасе Смоленской Божьей Матери, по преданию, принадлежавшая храмоздателю, Симеону Бекбулатовичу, свято чтится, и на поклонение ей приходит множество богомольцев. Под помостом этого храма – в подземелье – комната, в которой, по преданию, жил Симеон Бекбулатович. 53. Св. Благоверный князь Муромский Глеб Первый из русских святых, бывший в пределах нынешней Тверской епархии ещё до основания Твери, был св. благоверный князь Муромский Глеб, в св. крещении Давид, сын равноапостольного Великого князя Владимира. – Извещённый о тяжкой болезни отца, св. князь Глеб в 1015 году из Мурома без замедления отправился в Киев. Он направился к верховьям р. Днепра, по которому он думал доплыть до стольного города Киева. На этом пути он со своей свитой проезжал не в дальнем расстоянии от нынешнего г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Крещение Владимира было в 988 году по Р. Х.; около этого времени жили св. князья Борис и Глеб. Они – дети, достойные своего великого и равноапостольного, по делу введения и распространения христианства в России, родителя. У князя Владимира было двенадцать сыновей; по выражению блаженного нашего историка Нестора, между своими братьями, как две светлые звезды посреди темных, сияли они. Крестившись сам, когда решился переменить язычество на христианство , св. Владимир крестил и всех сыновей своих. При крещении Борис и Глеб переименованы Романом и Давидом, но сохраняют равно и те и другие имена. В начале наше отечество имело управление не такое, как ныне: так называемый великий князь, управляя главною и большею частью государства, всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племянниками. Это делали, быть может для того, чтобы великим князьям в сыновьях и родственниках иметь помощников себе в трудном деле правления. Так и Владимир, сам владея Киевом, сыновьям своим роздал прочие города Руси, – и Борису дан был Ростов, Глебу Муром. Борис и Глеб рождены от жены Владимира христианки; поэтому и потому, еще, что оставались по малолетству довольно долго при отце своем, тогда как прочие братья отправлены были на уделы, они росли и развивались в христианском благочестии, не тронутые заразою язычества. Оба они, как и праведный их отец, очень любили назидательное чтение: Священное писание, писания св. Отцов, жития Святых. Борис научен был грамоте, усердно читал книги, особенно же жития Святых; а Глеб слушал чтение брата с полным вниманием и наслаждением. Читая, прилагали читаемое к сердцу и к жизни, разгорались любовью к Богу, старались подражать жизни Святых, – и жизнь их была исполнена добродетелями. Чтения житий св. мужей и мучеников, пострадавших за имя Христово, отвергшихся всего земного ради любви к Господу Иисусу, возбуждало и их отрешиться от мира и искать успокоения в одном Господе; например, известно о св. Борисе, что он при таком чтении обливался слезами и молился так: «Господи Иисусе Христе! удостой меня участвовать во святом произволении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Ревнуя об утверждении Христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил до этого много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого Крещения. Но не удалось ему это сделать – его убили. После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало все большую силу. Кроме всего прочего, соседи-болгары, исповедовавшие тогда мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. «Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий», испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина с семьей, опасаясь за их жизни. Но Константин решился на все ради Святой веры Православной. И в 1092 г. князь Константин вместе со своими сыновьями, юными князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами, из Киева пришел на Рязанскую землю к Мурому. Он послал сына своего Михаила убедить муромцев открыть ворота города и принять его без сопротивления. Но упорные язычники убили княжича, бросили его тело за городскую стену и стали готовиться к бою... Вскоре князь подошел к городу со своей большой дружиной. Вид его воинства был столь устрашающим, что язычники отказались даже от мысли об обороне, испуганные, они смирились и согласились принять его, но заменить язычество на Православную веру не пожелали. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего, он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Не помня зла, князь не раз призывал к себе старейшин города и терпеливо убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем, но все было тщетно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

1240 г. Юный Князь Новгородский, Александр Ярославич, готовясь отражать вторгнувшихся в Русскую Землю шведов, горячо молится с дружиной в храме Святой Софии: «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже превеликий! сотворивший Небо и землю и поставивший пределы языкам, и жити повелевый, не преступая в чужие части... И ныне, Владыко прещедрый! слыши словеса гордаго варвара сего, похваляющагося разорити Святую Веру Православную и пролита хоща кровь христианскую. Призри с Небеси и виждь и посети нас, винограда Своего, и суди обидящих мя, и возбрани борющихся со мною, и приими оружие и щит, и стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем». Произнеся эту молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, Князь вдохновляет войска свои. Молитва его услышана. Старшина финского языческого племени водь, Пелгусий, в крещении Филипп, в ночь на 15 июля, следя при впадении Невы в море за шведами, видит на восходе солнца на море «насад» (ладью) с гребцами. Посреди насада стоят в алых одеждах, положивши на рамена друг друга руки, святые Борис и Глеб. Гребцы были «яко мглою одеяны». И говорит Борис: «Брат Глеб! вели грести, да поможем сроднику своему, Великому Князю Александру Ярославичу». На следующий день – 15 июля – Александр разбивает Биргера. Память святого благоверного Князя Александра Невского чтится 23 ноября и 30 августа. 1246 г. 20 сентября. Ставка Батыя. Князь Михаил Всеволодович Черниговский отказывает жрецам в поклонении кумирам. «Понимаешь ли, князь, – говорит ему ханский вельможа Ельдега, – что ты сам произносишь себе смертный приговор?» – «Да, – отвечал князь, – я готов страдать за Христа моего, пролить кровь за Него и веру чистую. Не хочу на словах только быть христианином, а дела творить языческие». Сбросив с себя княжескую мантию, князь Михаил воскликнул: «Прочь слава мира сего; хочу славы Небесной».– «Это великий человек», – сказал Батый, осведомленный об ответе князя. Но все же приговаривает его к смерти. «Я христианин»,– повторял, молясь, благоверный князь, медленно и жестоко убиваемый татарскими палачами, вместе с верным ему боярином Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В Ростовской Вознесенской Церкви замечательна икона Ростовских чудотворцев, на ней изображен святитель Кирилл. На упомянутой иконе, кроме прославленных угодников Божиих — святителей Леонтия (23 мая/5 июня), Исаии (15/28 мая), Игнатия (28 мая/10 июня), Иакова (27 ноября/10 декабря), Феодора (28 ноября/11 декабря), Димитрия (28 октября/10 ноября, этот святитель, как видно, приписан впоследствии), князя Василька (4/17 марта), прп. Авраамия (29 октября/11 ноября), царевича Петра (30 июня/13 июля) затворника Иринарха (13/26 января), блаженного Исидора (14/27 мая) и Иоанна Власатого (3/16 сентября) — изображены еще 10 местночтимых подвижников благочестия: Феодор и Павел, игумены Борисоглебские (22 октября/4 ноября), епископ Прохор († 1328; 7/20 сентября), Иоанн (вероятно 1-й; † 1024) и Кирилл 2-й, блаженные Пимен и Афанасий (или Стахий), Авраамий, Афанасий юродивый и Стефан. Святителю Кириллу приписывается много сочинений, из которых, по мнению преосвященного Филарета, принадлежат: житие святого Нифонта, пользовавшееся в старину большим уважением, слово о том, яко не забывати своих учителей, поучение «Духовное убо семя в наших душах уже и правое… всеял еси», слово «О первозданном» (о сотворении прародителей), слово «О страсе Божии», «О небесных силах», «О злых и неверных человеках», «О злых дусех» с упреками за языческое суеверие, и слово святого Кирилла о мытарствах. Вероятно, сему учительному пастырю принадлежит изданное древнее русское сочинение «В неделю 7-ю о Соборе св. отец на Ария еретика». По описи 1638 года в Ростовско-Богоявленском монастыре показана «книга Четья Кирилла епископа». Скончался святитель Кирилл 21 мая 1262 года. Константин, благоверный князь и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Благоверный великий князь Константин Святославич происходил из рода великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому назначен был во Владимире город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого крещения, но не смог этого сделать и два года жил вдали от него на расстоянии двух поприщ (12 верст) на реке Ишне. После того, как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без князя христианского, и язычество осталось там в силе. Между тем соседи, болгары, верою магометане, старались распространить свое влияние на Муром. «Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен и множество людей живущих в нем и богатством всяким кипящий», испросил у отца своего Святослава Черниговского этот город в удел себе. Отец не хотел отпускать его по сильному опасению, как бы не умертвили его. Но Константин решился на все для святой веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

И.В. Евсин Они служили в Летово... Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Архиепископ Глеб (Смирнов), Протоиерей Виктор Шиповальников Источник Вступление Победитель монголо-татар в Куликовской битве святой благоверный князь Дмитрий Донской, освободитель Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский, великий русский поэт Сергей Есенин, архиепископ Глеб (Смирнов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) ... Все эти имена прямо или косвенно связаны с почти исчезнувшим ныне селом Летово, находящимся в Рыбновском районе Рязанской области. Очень интересно своей историей это село. Одной из его тайн является происхождение названия. Оно имеет любопытные версии, связанные с исторически значимыми событиями, происходившими на рязанской земле. По народному преданию, раньше Летовом называли село Старолетово, существующее и доныне. Есть легенда, что при нашествии на Русь монголо-татар в этих местах целое лето простоял хан Мамай. Поэтому ближайшее к стоянке Мамая поселение получило название Летово. Но со временем рядом с ним возникло новое селение, причем название Летово перешло на него, а прежнее стало называться Старолетовом. Однако в «Рязанском топонимическом словаре» под редакцией А. В. Бабурина говорится, что «историю села Летово следует начинать со времени сооружения Большой засечной черты. По некоторым данным, Летово получило свое название по имени (по другим источникам – по прозвищу) казака Лета, основавшего деревню в середине XVI в., когда он находился на постройке, а затем на службе на засечной черте. Население деревни состояло из служилого люда и за счет него же пополнялось». Статус села оно получило в конце XVIII века. Засечная черта, одним из строителей которой был казак Лета, являлась тогда очень важным оборонительным сооружением для крепнущей Московской Руси. Эта черта сооружалась из порубленного, «засечного» леса. Из него делали завалы, а из заостренных бревен ставили ограду, препятствующую продвижению противника. Большая засечная черта на рязанской земле проходила вдоль бассейна речки Вожи. Время от времени она «поновлялась», то есть ремонтировалась. В 1614 году князь Дмитрий Пожарский, проверяя состояние засеки, захватывающей окрестности нынешнего села Летово, обратил особое внимание на ее неисправности в районе деревни Перекаль и лично сделал предложения по их исправлению. Такое внимание к Вожской засечной черте было связано с тем, что с южной стороны речки Вожи на московские земли нападали кочевники. Именно здесь в 1378 году проходила знаменитая битва войск князя Дмитрия Донского и примкнувших к нему рязанских полков с монголотатарскими ордами. Войско князя двигалось навстречу противнику как раз со стороны села Летово и вполне может быть, что Дмитрий Донской останавливался в нем станом. Но пока это является для нас еще одной тайной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба 29 августа 2015 г. 21:29 Вечером 29 августа 2015 года, после посещения Владимирского монастыря, расположенного в Сычевском районе Смоленской области на истоке Днепра, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Смоленск. У памятного знака, сооруженного на Смядыни в западной части Смоленска, где, по преданию, был убит князь Глеб, сын святого равноапостольного князя Владимира, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен святым страстотерпцам Борису и Глебу. Его Святейшеству сослужили митрополит Смоленский и Рославльский Исидор , секретарь епархиального управления Смоленской епархии , настоятель Борисоглебского храма г. Смоленска протоиерей Павел Петровский, духовенство Смоленской епархии . Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Успенского кафедрального собора г. Смоленска (регент — Елена Фролова) и хор студентов Смоленского межъепархиального духовного училища. На богослужении присутствовали и.о. губернатора Смоленской области А.В. Островский, глава города Смоленска Е.А. Павлов, глава администрации г. Смоленска Н.А. Алашеев, преподаватели и учащиеся Смоленской духовной семинарии и Смоленского духовного училища, Смоленского кадетского корпуса, представители органов власти и общественных организаций, жители города. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар Борисоглебскому храму г. Смоленска Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Завтра, 30 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Местность Смядынь впервые упоминается в летописи в 1015 году в связи с убийством князя Глеба. Когда князь Владимир умер в Киеве, его сын Глеб, проезжая через Смоленск, остановился в устье реки Смыдяни, впадавшей в Днепр. Там по приказу другого сына Владимира, Святополка, Глеб был убит.

http://patriarchia.ru/db/text/4206836.ht...

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято–Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом Православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2/15 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято–Троицкой лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, свт. Иоасаф строго следил за благочинием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, свт. Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне своего преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 г. святитель преставился. Прославление свт. Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. Сентябрь 5 Глеб, благоверный князь Муромский Благоверный князь Глеб был сыном великого князя Владимира равноапостольного, от одной матери с Борисом. По глубокой и искренней любви к новой христианское вере, по нежной братской любви они были лучшими и любимыми сыновьями святого Владимира. Святой Глеб еще при жизни отца в удел получил город Муром, где с 1010 по 1015 гг. старался распространить христианскую веру среди упорных и грубых язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). 6 августа Русская Церковь вспоминает святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Князья Борис и Глеб были убиты в 1015 году по приказу их старшего брата Святополка в борьбе за власть. Братья были предупреждены о заговоре против себя, но предпочли смерть братоубийству. За свое вероломство в народе Святополк получил прозвище «Окаянный». В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Согласно летописям, от могилы братоубийцы исходил смрад. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-pamyati-s...

И святые русской земли, Богом прославленные, засвидетельствовали, что римская церковь не есть истинно-православная Церковь . В тринадцатом столетии, спустя два века после отделения западной церкви от восточной православной, в Новгороде был князем св. благоверный Александр, который получил титло Невского по следующему случаю. В 1240 году шведский полководец Биргер с сильным войском неожиданно вторгся в Новгородскую область. Он не сомневался в победе и вел с собой римских епископов, чтобы обращать побежденных новгородцев в римскую веру. Благоверный князь Александр собрал наскоро дружину; помолившись в храме Божьем, он сказал воинам: нас не много, но Бог не со многими, а с правыми. На 15 июля, на день памяти св. князя Владимира, благочестивый старшина ижорянин Пелгусий, наблюдавший за движениями шведов, видит утром: едет по взморью лодка; посреди ее стоят два мученика князья Борис и Глеб в красных одеждах, как изображались на иконах. Гребцы же покрыты были мглою, и Борис сказал: Брат Глеб! вели грести, чтобы нам помочь сроднику нашему князю Александру. Пелгусий немедленно поехал и рассказал об этом князю. Александр в тот же день ударил на врагов и разбил их на голову. Эта блистательная победа на берегах реки Невы и даровала ему наименование Невского. Об этом чуде говорит современный жизнеописатель, слышавший от самого князя об этой битве и от других участников ее. Итак, св. князья Борис и Глеб помогли Новгороду против врагов православия. Спустя некоторое время, римский папа прислал к князю ученых проповедников своей веры для рассуждения о вере и с обещанием временных выгод в случае принятия князем римского учения, но князь отвечал: мы знаем историю веры от начала мира, и не стал рассуждать о вере. Господь самого его прославил за подвиги по вере православной нетлением мощей и чудесами. Прошли века и вот шведы, некогда ревностные поборники папы, приняли протестантство, а мощи св. Александра Невского чрез 500 почти лет перенесены из Владимира в град святого апостола Петра на берега той реки Невы, на которой он поразил шведов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010