Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Муромский Благовещенский мон-рь. Фотография. 2013 г. Муромский Благовещенский мон-рь. Фотография. 2013 г. (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Основан в сер. XVI в. на сев. окраине города, на территории т. н. Старого вышнего городища. Здесь стояла деревянная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, сооруженная, по преданию (ГИМ. Ф. 195. Д. 564. Л. 1), кн. Константином (Ярославом) Святославичем (см. Константин, Михаил и Феодор , святые благоверные князья Муромские). Церковная традиция связывает строительство Благовещенского храма с крещением Мурома. Св. кн. Глеб, сын св. равноап. Киевского кн. Владимира (Василия) Святославича (см. ст. Борис и Глеб ), получив во владение Муром, убеждал его жителей принять христианство. После того как в 1015 г. кн. Глеб был убит, Муром долгое время оставался без христианского князя. По преданию желая распространить христианство в Муроме, в 1092 г. в город прибыл кн. Константин вместе с семьей, ближайшим окружением и дружиной. Подойдя к городу, кн. Константин направил к муромцам своего сына Михаила с просьбой принять христ. веру. Горожане ответили отказом и убили посланника (Повесть. 1860. С. 231). Невзирая на недовольство муромцев, на «Старом вышнем городище» по приказу кн. Константина была сооружена княжеская резиденция с деревянной Благовещенской ц. ( Чернышев. 2008. С. 65-69). Рядом была воздвигнута др. ц. во имя святых Бориса и Глеба. Кн. Константин неоднократно приглашал к себе старейшин города, убеждая их принять христианство. Недовольные настойчивостью нового князя горожане поклялись с ним расправиться. Согласно Житию св. кн. Константина, однажды толпа язычников подступила к его дому, грозя смертью. Князь, уединившийся в Благовещенской ц., услышал голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою» (Повесть. 1860. С. 231). Князь вышел к мятежникам с иконой Богородицы (названной впосл. Муромской). Пораженные чудесным сиянием, исходившим от образа, муромцы раскаялись в содеянном и приняли крещение. Кн. Константин был похоронен в Благовещенской ц. рядом с сыновьями.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Утешением для всех, любивших старца, было то, что блаженный Кирилл скончался, «исполнь дний, в старости глубоце и в истинней добродетельной седине» 363 . Похоронив епископа, князья озаботились избранием ему преемника, который намечен был уже заранее. Еще в 1261 году «блаженный князь Александр, Борис и Глеб, волею Божиею и поспехом Св. Богородицы, благословением митрополита и епископа Кирилла взведоста архимандрита св. Богоявленья Игнатия» 364 . Этот Игнатий и был преемником Кирилла. Около этого же времени, по всей вероятности, Бог помог Александру Ярославичу привести к окончательному совершению давнишнее его желание – достроить женскую обитель в Суздале, в которой в 1262 году опочила добродетельная княгиня Мария Михайловна, принявшая пред кончиной иночество с именем Марфы 365 . Так среди великих правительственных забот Александр умел отзываться на все нужды своего народа, входить во все обстоятельства своего времени, всюду внося душевную теплоту и самое искреннее участие. 353 Борис Василькович неотлучно находится при Александре в самых затруднительных обстоятельствах. См.: Карамзин. История государства Российского, т. IV, 75, 77. Прим. 160. Подобно Александру, Борис и Глеб считали покорность татарам необходимою для избавления Руси от новых погромов. Борис скончался в Орде 16 сентября 1277 года. О Глебе в Троицкой летописи: «Сесь (Глеб) от юности своея по нахоженьи поганых татар нача служити им, и многи хрестьяны обидимы от них избави, и печальныя утешая, брашна своего и питья нещадно требующим подавая... и многи церкви созда и украси иконами и книгами... Тихо и мирно испусти душю, поболев 7 дней, а в 8 преставись. Дек. в 13... Вси люды града Ростова стекошась на двор, плачем великим плакаху...» Карамзин. Прим. т. IV, 97. 355 О св. Леонтии см.: «История русской церкви» пр. Макария, т. II, стр. 27 и 329. «Православный собеседник», 1858, «Исторические очерки» Буслаева, II, 98–103. О Ростове: Титов. Описание Ростова Великого, 1891. Также у гр. М.В. Толстого: «Древние святыни Ростова».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В то время как св. Князь Глеб скончался, Андрей Георгиевич был в Суздале. Получив известие о смерти своего сына, он немедленно прибыл во Владимир. Глубокая скорбь объяла душу Великого Князя, когда он увидел лежащего на смертном одре любимого сына своего. Припавши к нему на перси, он с горьким плачем возопил: «О, чадо мое возлюбленное! Свете очей моих! Почто мя оставил, рождшего тебе? Аз зря тя, веселился красотою лица твоего, яко Ангела Божия 37 . Ныне, по разлучении твоем, кто может скорби сердца моего утишити???...» Св. Князь Глеб погребен в Успенском соборе, подле Мстислава и Изяслава, старших братьев его. В 1238 г. Батый, овладев г.Владимиром, приказал зажечь соборную церковь ; но гробница Благоверного Кн. Глеба, бывшая поверх пола, к удивлению, от пожара нимало не повредилась. В 1411г приходил во Владимир Казанский Царевич Талыч, с Нижегородским воеводой Карамышевым, и произвел в городе и окрест его большие опустошения. Соборный храм был разграблен; осталось в сохранности только то, что успел скрыть в потаенном месте ключарь Патрикий, родом грек, за что он тогда же подвергся мученической смерти от татар 38 . Между тем, один из воинов, увидев гробницу св. Князя Глеба и думая найти в ней сокровища, открыл ее; но из гробницы в ту же минуту вспыхнул огонь. Это так устрашило татар, что они тотчас бросились вон из храма. В 1608 г. в царствование Вел. Кн. Василия Иоанновича Шуйского, литовцы, взяв города Суздаль и Юрьев, приступили к беззащитному в то время Владимиру, но овладеть им не могли по следующему обстоятельству: в полночь стражи соборного храма, заметив в нем какое-то необыкновенное освещение, дали знать о сем причетнику, жившему близ храма. Причетник не менее стражей был удивлен чрезвычайным светом в храме; отпер церковь , вошел и видит, что кто-то сидит у гробницы св. Князя Глеба. Причетник крайне изумился, но тот ему сказал: «Будь покоен, не удивляйся, человече. He предаст Господь град сей в руки врагов: ибо мы (т . е. св. Кн. Андрей, отец Глеба, и св. Кн. Георгий) соблюдаем его и молим всемилостивого Бога и Матерь Его Пречистую Богородицу. Но иди к протопресвитеру сея церкви; повеждь ему все, что я сказал тебе. Я лежу в этом гробе». Сказав это, св. Кн. Глеб стал невидим, с тем вместе и освещение в храме прекратилось. Между тем, литовцы в эту же самую ночь отступили от Владимира, устрашенные гневом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Через 120 лет после этого, перед Донской битвой, один инок во время ночной молитвы в храме увидел, как перед гробницей князя Александра зажглись свечи и к ней подошли два старца со словами: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию Иоанновичу!» Св. князь встал и стал невидим. На основании этого видения святые мощи его после Донской победы были открыты и найдены нетленными, причем было множество исцелений. Когда перед походом на Казань (1552) царь Иоанн IV Васильевич молился у раки св. благоверного князя Александра, то один из его приближенных получил исцеление, что и было всеми принято как залог помощи благоверного князя чудотворца.  В 1571 г., во время нападения на Москву крымского хана Девлет-Гирея, инок Антоний, высокой духовной жизни, видел, как к гробнице св. князя Александра подошли свв. князья Борис и Глеб со словами: «Встань, брат наш, князь Александр, поспешим на помощь сроднику нашему благоверному царю Иоанну Васильевичу!» Св. Александр встал, и к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над Девлет-Гиреем одержана была победа.  В 1491 г. видели во время пожара монастырского храма св. благоверного князя Александра, поднимающегося на коне к небу по воздуху. Святые мощи его остались невредимыми. В 1547 г. он был причислен к лику святых. Чудеса и исцеления, творившиеся от его святых мощей, неисчислимы, и перечислить здесь невозможно.  30 августа 1724 г. святые мощи благоверного вел. князя Александра были перенесены императором Петром I в созданную им в Санкт-Петербурге Александро-Невскую лавру. Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский (+ 1270) Память его празднуется 19 июля в день мученической кончины и 10 июня вместе с Собором Рязанских святых Св. князь рязанский Роман был обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил языческую веру.  Защищаться он отказался, и хан предал его мучителям. Но под пытками св. Роман не переставал проповедовать Христову веру; тогда озлобленные татары отрезали ему язык и потом всего его изрезали медленно по суставам. Когда же осталось одно туловище еще с искрами жизни, то мучители содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. В 1812 г., в день памяти св. князя Романа, одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память сего положено написать образ св. князя Романа на стене храма Христа Спасителя в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Жалостно было слышать, что его отец, честный князь Ярослав Всеволодович, и не знал о таком нападении на своего милого сына, великого князя Александра: не было у него времени послать весть к отцу, потому что неприятели уже приближались. Да и новгородцев собралось не много, потому что великий князь Александр Ярославич поспешил выступить против врагов. И пришел на них в воскресенье – в день, посвященный памяти святых отец, бывших на соборе в Халкидоне, святых Кирика и Улиты и святого великого князя Владимира, крестившего землю Русскую и нареченного во св. крещении Василием». О Пелгусии-ижорянине. Невская победа «Был один муж именем Пелгусий, старейшина земли Ижорской. Ему поручено было наблюдать стражу на море. Он принял святое крещение с именем Филиппа и жил среди своих соплеменников, остававшихся в язычестве, богоугодно, воздерживаясь от пищи по средам и пятницам. Поэтому Бог сподобил его страшного видения, о котором мы и скажем вкратце. Пелгусий имел великую веру и надежду на свв. мучеников Бориса и Глеба. Увидав неприятелей, он пошел к великому князю Александру Ярославичу, чтобы рассказать ему о силе варяжской и о расположении их стана. Случилось ему стоять на краю моря и наблюдать оба пути. Всю ночь провел он без сна. На восходе солнца ему послышался страшный шум на море – и вот он видит приближающийся насад. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах багряных; руки их лежали на раменах друг у друга; гребцы в насаде были одеты как бы мглою. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу». Пелгусий, увидав видение и услыхав такие речи святых мучеников Бориса и Глеба, в ужасе затрепетал и стоял неподвижно до тех пор, пока насад не скрылся от очей его. Потом он поспешил к своим, и вот встретил его великий князь Александр Ярославич. С радостью («радостныма очима») во взоре увидал он князя и рассказал ему одному о том, что он видел и слышал. Великий князь отвечал ему: «Не говори, друже, об этом никому». Тогда князь устремился на врагов, в шестой час дня, и была злая сеча с римлянами. И избил он бесчисленное множество римлян, и самому королю «возложил печать» на лицо своим острым мечом». О шести храбрых мужах

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Древнее почитание Ржевских святых, несомненно, подтверждается и тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров, а также древним преданием о том, что и по успении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Святые князь Владимир и княгиня Агриппина, согласно традиции, на иконах изображаются в паре, предстоящими в молении облачному Спасу. Князь Владимир с открытой головою, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная, поверх нижнего платья в красной ферязи, подбитой мехом; на княгине Агриппине надет красного же цвета плащ, голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи; нижняя часть у них одежда зеленого цвета и как та, так и другая разделаны золотом; внизу представлены цветы и деревья. Благоверные Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын Владимир Святой благоверный князь Георгий родился 27 ноября 1186 г. (по некоторым источникам 1189 г.) и был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. (Князь Всеволод-Большое гнездо (1154–1212 гг.) был, в свою очередь, вторым сыном князя Юрия Долгорукого и младшим братом князя Андрея Боголюбского. Во Святом Крещении великий князь Всеволод был наречен Димитрием. Прозвище Большое Гнездо утвердилось за ним потому, что он имел большую семью. Сыновей: Константина, Георгия, Бориса, Ярослава, Владимира, Святослава, Иоанна, Василия и четверых дочерей. После смерти старшего брата Андрея Боголюбского князь Всеволод стал править Владимиром. Следуя традициям своего старшего брата, который сделал Владимир политическим и духовным центром Руси, великий князь Всеволод приумножил величие и расцвет Владимиро-Суздальского княжества). Матерью же святого князя Георгия была дочь чешского князя Щварнова – Мария. Она была женщиной богобоязненной, воспитывающей своих детей в вере Православной и прививающей им всякую добродетель. Тяжко заболев и пролежав в немощи 7 лет, великая княгиня Мария, по согласию своего мужа, великого князя Всеволода, 2 марта 1206 г. приняла постриг в основанном ею Успенском монастыре с именем Марфа. Пробыв в обители 17 дней, она мирно отошла ко Господу 19 марта 1206 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами. Сказание о Борисе и Глебе Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвящен истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцем. Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089-1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба. Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия. Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли. За что канонизировали Бориса и Глеба Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется. Молитвы святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу Тропарь святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

http://foma.ru/6-avgusta-2013-svyatyie-b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010