Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на Святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он провел 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди для афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве. Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божшо преподобный Арсений поставил Крест доставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие». Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изучая воспитание благоверного князя Михаила Ярославовича Тверского по его житию, можно представить те духовно-нравственные ориентиры и ценности, которые старалась передать своему сыну его мать. Воспитание выстраивалось вокруг чтения святых книг и постижения скрытой в них премудрости. Стержнем воспитания было наставление в доброте, нищелюбии, страхе Божием, почитании людей духовного звания. Вне всякого сомнения, именно мать приучила Михаила часами читать Псалтирь, – книгу, с которой встретил князь свой смертный час (святой благоверный князь Михаил Тверской, супруг святой Анны Кашинской, был замучен в Орде вместе с сыновьями). Не будет ошибкой сказать, что святые супруги – Михаил Тверской и Анна Кашинская – взросли под заботливым попечением княгини Ксении. И все же наука любви к Богу и смирения перед Ним явно была не единственной, преподанной заботливой матерью своему единственному сыну. В жилах Михаила текла частица новгородской непокорной крови, и мать, как настоящая новгородка, взлелеяла в своем сыне гордый и пылкий нрав. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына «книгам и всякой премудрости», передала ему и «чисто новгородскую черту – склонность хранить и защищать свои законные права, убежденность в том, что законное право неотъемлемо». Мы уже говорили, что, провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя отроку Михаилу княгиня Ксения выбрала лучших и достойных мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона и знатных тверских бояр. Епископ Симеон, один из мудрейших людей своего времени, стал главным советчиком в трудных вопросах и для самой княгини. Их совместная деятельность способствовала распространению в Твери культа Архангела Михаила. При епископе Симеоне и не без участия княгини Ксении в Твери было положено начало летописанию, создан тверской список Хроники Георгия Амортала, начата кропотливая работа по обоснованию прав Тверского княжества на Киевское и Владимирское наследство. В 1285 г. при участии княгини в Твери был заложен Спасо-Преображенский собор («Спас Златоверхий»), первая каменная постройка на Руси после монголо-татарского нашествия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

– Имя Храброго запечатлело его устами современников на все веки, ибо, по выражению летописи, «от юности навык бяше не уполошитеся никогда же, но токмо Бога единого блюстися». Даже сыну его Мстиславу, как бы наследственно, сохранилось прозвание Удалого. – Вольный, надменный Новгород, по звуку веча менявший Князей своих, то Ольговичей, то Мономаховичей, смотря по тому, чей род возвышался или падал в Киеве, захотел сам быть отчиною Храброго и умолил его к себе на княжение; с восторгом присягал ему народ у св. Софии и со слезами прощался, когда в течение двадцатилетнего правления временно отходил устроят южные уделы. Страшен был при нем Новгород своим соседям, и горько плакала по нем вся земля Новгородская, когда ранняя кончина постигла Мстислава в 1180 году. С честью положили тело его при гробе храмоздателя Владимира, и неизвестно, когда обретены были мощи. – Нетленные руки его, столь славно владевшие мечем, крестообразно прижаты на мощной груди, бывшей щитом Новагорода; смертный покой его мнится быть кратким отдыхом воина и шестивековой сон легкою дремотой. И лице спящего подле него Епископа Никиты сохранило в нетленных чертах своих отпечаток духовного подвига и небесного мира, с каким заснул на земле. Четыреста пятьдесят лет сокрыты были св. мощи его и только в царствование Грозного было о них видение некоему благочестивому царедворцу, молившемуся в соборе. По тайному гласу сперва осенил он гробницу Епископа богатым покровом, и, когда после семилетнего запустения Новагорода прислан был Архиепископ Пимен, тот же богобоязливый муж объявил ему о своем видении; тогда открыли гроб древнего Святителя и с духовною радостью обрели его нетленное тело, источавшее много исцелений. С южной стороны собора в первых двух арках почивают открыто поверх земли: храмоздатель Владимир, осмьнадцать лет правивший великим Новгородом, которому оставил вечную по себе память построением св. Софии, и благоверная мать его, Княгиня Анна. – Дочь Олава, первого Короля Шведского, в язычестве называвшаяся Ингигердою, она обручена была другому Олаву, Королю Норвежскому; но, промыслом Божиим, вступила в брак с великим Ярославом и, всегда обитая с возлюбленным сыном своим, только двумя годами предупредила его раннюю кончину в 1050 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

6 Дворец великокняжеский тогда находился со времён Ярослава I у Николаевского собора, названного по имени Ярославова дворца Дворищским. См. Истор. разгов. о древн. Великого Новгорода, 1808, стр. 12. 7 В рукописном сказании об обретении чудотворной иконы святителя Николая, хранящемся в Николаевском Дворищском соборе и приложенном к гравированной копии образа, благоверная княгиня Анна, содействовавшая князю в построении храма, названа бабою, т. е. бабкой, потому что первой супругой Мстислава была Христина, скончавшаяся в 1122 году (1 Новг. Лет. под 6630 годом), второй – Любовь , с 1122 года (Труды Общ. Ист. и Древн. Росс., кн. I, стр. 21). А в повести рукоп. «Чудо Св. Николы о князе Мстиславе» читаем: «Потом же князь Георгий (Мстислав), по завещанию св. Чюдотворца Николы, стяжая веру к цельбоподательному образу его, сотвори церковь каменну, с бабою своею благоверною княгинею Анною, на дедине Ярославля двора, прекрасну и пространну, во имя великого архиерея, и подписа ю стенным изуграфством, и чюдотворную ону икону тамо постави; тако же и на месте потока Липенского, идеже чюдотворная та икона обретеся, церковь воздвиже в его же святое и многочюдесное имя каменну же, и монастырь возгради, и братию собра, и селы одарова». Ист. Русск. Церкви преосв. Макария, т. II, прим. 172. 9 По вычислении 180 из 6800 лет выходит 6620, или 1112-й, год, в который полагается обретённой икона. 10 Подобное повторяется и в Соф. Летоп., ч. I, стр. 151. Равно и в рукоп. Летописце в 4-ку, составленном в царствование Императрицы Екатерины II и хранящемся в Никол. Дворищском соборе, на л. 6 записано: «В лето 6621 заложи князь Мстислав церковь каменну св. Николая Чудотворца в Ярославля Дворищи, понеже того года приплы из Киева образ, дска круглая, Николая Чудотворца, в Новгород, и пристал на Липне, идеже ныне стоит Николо-Липенский монастырь». А на 37 листе того же летописца: «В лето 6621 приплы образ Николая Чудотворца из Киева в Великий Новград при епископе Иоанне. Того же лета заложи князь Мстислав в Великом Новграде церковь каменную св. Николая Чудотворца на Ярославли Дворища, и образ Николая чудотворца постави в ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

557 Новг. I лет., стр. 86 под 1354 год. Новг. II лет. под 1353 год., стр. 132 и 181; III лет., стр. 228 под 1352 год. Ист. Росс. Иерарх., ч. 1, стр. 180, где отнесено событие к 1355 году. Всего вероятнее, что крестчатые ризы присланы из Царьграда в 1354 г. согласно с Новг. I летописью. При этих ризах была прислана и грамота с золотой печатью. По грамоте запрещалось преемнику облачаться в ризы, данные собственно св. Моисею. Проток. конст. патр. XIV века в Журн. Минист. Нар. Просв. за 1847 г. Велико-Новг. свят. кафедра Томилина, 1854 год., стр. 19. 560 Ризы сии записаны в описи Антон. монастыря за 1696 год, по в написании года устройства сотенная буква опущена: «Ризы камчатые мелкотравные брусничной цветъ; оплечье камка зеленая; а на ней шито золотом и серебром – Спас и Богородица и Предтеча; на другой стороне пречистая Богородица с превечным Младенцем и со Апостолы; а около венцев у Спаса и у святых низано жемчугом крупным; а около святых и подписи низано жемчугом мелким; а около ердани подпись шита золотом: лета 7(1)62 году, а круг оплечья шито золотом: союзом любве; подольник кутня полосатая; подпушка дорогильная двоеличная; подложены крашениной; крест и звезда шиты; по местам жемчуг осыпался». 561 Оплечье, шитое по бархату жемчугом, хранится в Знаменском соборе, а ризы полотняные и скатертные в Благовещенской церкви на Аркаже, крашенинные в Успенской церкви на Болотове. 565 Под Фотиевскими ризами должно разуметь ризы митрополита Фотия, присылавшего в 1410 году послание Новгородцам на имя арх. Иоанна. Акты Арх. Экспедиц. Т. I. 369. Но теперь переделанного из них саккоса нет. 567 Это было в год удаления и заключения первого московского патриарха Иова, при коем, вероятно, дано право носить саккосы новг. митрополитам. 570 Как думает преосв. Филарет в своей Истории Русск. Церкви, период патриаршества, 1847 года, стр. 151, прим. 264. 574 В описи за 1690 год изображения сии названы: «распятие Господа, снятие со креста, воскресение, вознесение на крест». 576 В описи омофор сей вписан под 1. На нём показаны вышитые московские чудотворцы: Пётр, Алексей, Иона и Филипп, Василий блаженный, Алексей человек Божий, Мария Египетская (два последние – Ангелы царя и царицы); а новгородские чудотворцы: Никита, Нифонт епископ, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион архиепископы, да благоверный князь Владимир и в. княгиня Анна, л. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Александро-Невском Монастыре празднование 30-го августа совершалось с 1734-го года, по словесному приказу архимандрита Петра, по напечатанной в 1725-м году особливой книге. Во всех же других церквах, по епархиям служба отправляема была, где были месячные Минеи, по месячной Мине!, а гд! их не было, по общей Минее, во многих же местах и по особливой книге, напечатанной в 1725-м году. И даже в Петербургских церквах служба отправлялась 30-го августа по всем трем видам 2842 . В некоторых епархиях 30-е августа считали не столько праздничным, сколько табельным днем, – днем заключения мира со Свейскою Короною 2843 . В 1740-м году Святейший Синод запросил всех епархиальных архиереев «о праздновании святому благоверному великому князю Александру Невскому, ежегодное августа в 30-м числе празднование повсюду во всех церквах бывает ли, и по месячным ли Минеям, или по учиненным о том особливым Службам, или по другим книгам, и каким именно, и каковым образом точно» 2844 . 25-го августа 1741-го года Новгородский архиепископ Амвросий объявил в Святейшем Синоде, что Ее Императорское Высочество благоверная государыня великая княгиня Анна, правительница всея России именным по докладу его преосвященства указом 28-го августа повелела: отныне нигде в церквах 30-го августа о заключении мира со Свейскою Короною установленного молебствия и торжества не отправлять, а празднование в тот день чинить точно святому Александру Невскому, для его пронесения святых мощей, по положенной в месячной Мине службе». 24-го сентября об этом были разосланы синодальные указы 2845 . По высочайшему повелению, в день Пасхи «ко всенощному бдению» благовест начинал в начале второго часа по полу ночи Троицкий собор. За ним благовестили все церкви и продолжали благовест до начала пушечной пальбы. В это время пели канон Великой Субботы, облачались в праздничные одежды и исправляли «литий надлежащую с хождением около церкви – в тот же благовест, не звоня отнюдь в прочие колоколы». Затем, дойдя до начала утрени, останавливались и были «во всякой готовности, ожидая пальбы из пушек, благовест продолжать непрестанно и твердо смотреть отвсюду, когда из пушек только станут палить, то в самый тот момент везде зазвонить во вся и священно-служителям начинать» пасхальную службу возглашением славы Святой Единосущной и Животворящей Троице и пением «Христос воскресе» 2846 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Еще одним характерным явлением никоновской реформации стала беспрецедентная в Православной Церкви деканонизация прежде прославленных святых. Она явилась немаловажным звеном в деле реабилитации греков и дискредитации русского дореформенного православия. «Глупы наши святые были и грамоте не умели», – так объясняли свои решения реформаторы. Так, в первые годы после церковного раскола была деканонизирована святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Следственная комиссия установила, что персты на нетленных мощах святой были сложены двоеперстно, что и послужило причиной исключения благоверной княгини из лика святых. Были деканонизированы преподобный Евфросин Псковский (в его Житии содержалось предание о «сугубой», двойной аллилуйи), преподобный Евфимий Архангелогородский, святой покровитель города Архангельска (деканонизирован в 1683 году за двуперстное сложение, с которым он изображался на иконах, и за «большую бороду» – один из внешних признаков старообрядцев), преподобный Максим Грек , преподобный Георгий, Шенкурский чудотворец, блаженный Симон Юрьевецкий. Были прекращены службы святому Нифонту, архиепископу Новгородскому, виленским святым мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. В новом богослужебном уставе был понижен статус службы многим русским святым: всенощное бдение праздника преподобного Сергия Радонежского было заменено обычной вечерней службой, точно так же лишились всенощной преподобный Феодосий Печерский и Димитрий Прилуцкий, был понижен статус даже первых русских святых – благоверных князей Бориса и Глеба. Список можно продолжать до бесконечности. Так официальная церковь , по словам историка Б. Кутузова, «потеряла инициативу в историко-национальном воспитании народа. Отечественную историю русский человек преимущественно уже будет познавать не с церковного клироса, а с оперной сцены, через картины мирских живописцев и книги светских писателей. Нетрудно понять насколько все это ускорило секуляризацию русского общества» 560 . И действительно, наиболее важным отрицательным последствием никоновской реформации явилось изменение в самом духе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

3896 «В Рязани Семионъ поп мирскии на Коломне бывал, потом в чернцех был у митрополита» (Софийская Вторая лет. под 1481 г.; ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 312). «Рукоположен во епископа в 1481 году митрополитом Геронтием (1473–1489). После смерти митрополита Геронтия более года митрополичья кафедра оставалась незанятой, Новый митрополит Зосима (1490–1494) был из архимандритов Симонова монастыря и тайным последователем Новгородско-Московской ереси. Епископ Симеон присутствует на Соборе 1490 года, который осудил новую ересь, а еретиков отлучил от церкви и предал проклятью. В 1485 году рязанской княгиней Анной Васильевной соборный Успенский храм (ныне Христорождественский собор) передана пелена (воздух), где на тафте с помощью шитья разноцветными шелковыми и золотыми нитями изображена Тайная вечеря. Помимо высоких художественных качеств (подобные работы выполняли, как правило, монахини), на пелене шитьем сделана надпись, ценная и как документ, и как свидетельство высокого уровня образования местной высшей власти. Вот содержание этой надписи: «В лето 6993 (1485 Индикта 3, сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Переславле Рязанском замышленьем Благородные и Благоверные и Христолюбивые Великие Княгини Анны, и при ея сыне Благородном и Благоверном и Христолюбивом Князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при Епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончен сей воздух в лето 94 (1486) Сентемврия 30 дня на память Святаго Священномученика Григория Великия Армении». При епископе Симеоне в 1487 году произошло очень важное событие: явление чудотворной иконы Божией Матери Феодотьевской. Епископ Симеон скончался в конце 1496 года и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля» (Рязань Православная/Автор-составитель Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 138). 3897 «Рукоположен во епископа в 1496 году митрополитом Московским Симоном (1496–1511). Рязанской епархией управлял почти 20 лет. В 1500 году скончался великий князь рязанский Иван Васильевич, а в 1501 году скончалась мать его, великая княгиня Анна Васильевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоверная княгиня Анна Новгородская Благоверная княгиня Анна Новгородская , супруга великого князя Ярослава Мудрого, дала истинное христианское воспитание своим детям, отличавшимся крепкой верой в Бога, трудолюбием, правдивостью и ученостью. Сын ее Мстислав стал впоследствии великим князем Киевским, а дочери - королевами западно-европейских государств. Сама же княгиня, оставив мир, ушла в монастырь, где и окончила свои дни в строгом послушании и молитве в 1056 году. Иконописный подлинник Москва. 1970-е. Прп. Анна Новгородская. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1970-е гг. Россия. XVIII. Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909150.htm...

Ублажаем тя,/преподобная мати, великая княгине Анно,/и чтим святую память твою,/наставнице инокиням//и собеседнице Ангелом. Анне Новгородской, блгв. кн., глас 1 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Русской земле принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи;/темже днесь всесвятую твою память празднующе,//грехов оставление молитвами твоими приемлем. Перевод: На западе воссияв, как звезда небесная, ты удостоилась принять Православную веру, в ней же плод благословенный Русской земле принесла, святая благоверная княгиня Анна, Христа всем сердцем возлюбила ты, Его заповеди и законы храня, потому сегодня пресвятую твою память празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем. Борису и Глебу, во св. Крещении Роману и Давиду, блгвв. кнн., страстотерпцам, глас 4 Мученическою кровию порфиру окропивше светло,/украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному,/и, венцы славы от Него приимше,/молитеся стране нашей подати на враги одоление//и душам нашим велию милость. Перевод: Ярко окропив свои (княжеские) мантии мученической кровью, украшенные предстоите, мученики прославляемые, Бессмертному Царю и, приняв от Него венцы славы, молитесь о даровании стране нашей победы над врагами и душам нашим великой милости. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Днесь церковная расширяются недра,/приемлющи богатство Божия благодати,/веселятся русстии собори,/видяще преславная чудеса,/яже творите приходящим к вам верою,/святии чудотворцы Борисе и Глеб е,//молите Христа Бога, да спасет души наша. Перевод: Сегодня расширяются церковные недра, принимая богатство Божией благодати, радуются русские, собравшись, видя удивительные чудеса, которые вы творите для всех, приходящих к вам с верой, святые чудотворцы Борис и Глеб, молите Христа Бога, да спасет наши души.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010