Святой Зигфрид лицом к лицу столкнулся с сильным колдуном и молитвой усмирил бурю, которую тот вызвал против него Период жизни святого Зигфрида в Норвегии был чрезвычайно насыщенным событиями. Он столкнулся лицом к лицу со «страшным сильным колдуном» и чудесным образом молитвой усмирил бурю, которую тот вызвал против него. Он также обнаружил нетленные мощи мученицы Суннивы (о ней поговорим позже) и установил ее официальное почитание. Затем Зигфрид совместно с преемником Олафа Трюггвасона – святым королем Олафом II Харальдссоном – немало потрудились в деле христианизации Норвегии. Когда король Швеции, тоже по имени Олаф, обратился к английскому королю с просьбой прислать христианских миссионеров для просвещения его страны, святой Зигфрид откликнулся на этот призыв. Здесь он будет трудиться до конца своих дней и совершит величайшее дело своей жизни. После явления ему ангелов он воздвиг крест и построил церковь в городе Векшё, который с тех пор стал его главной базой. Благодатной проповедью и чудесами Зигфрид обратил ко Христу 12 шведских вождей, что повлекло за собой целую волну новых обращений в истинную веру. Вскоре после этого сам король вместе со всем своим двором и семьей также принял Святое Крещение. Король Олаф Шведский был причислен к лику святых, как и его дочь Ингегерда, более известная как благоверная княгиня Анна Новгородская (о них поговорим позже). Святителю Зигфриду в миссионерских трудах умело помогали три его племянника: священник Унаман, диакон Сунаман и иподиакон Винаман (Unaman, Sunaman, Winaman; + ок. 1040; память: 15 февраля). Однажды, оставив их в Векшё, святой уехал проповедовать в Данию, а, вернувшись, обнаружил, что банда язычников в его отсутствие их жестоко убила и разграбила церковь. По его молитвам чудесным образом было открыто местонахождение мощей племянников. Когда их отрубленные головы подняли со дна озера, в которое их бросили, головы вдруг обрели дар речи и назвали имена своих убийц. Однако, когда король предложил казнить виновных, святой Зигфрид вступился за них, сказав, что им нужно сохранить жизнь. Человек Божий также отказался принять вергельд, то есть денежную компенсацию за убийство, несмотря на свое бедственное финансовое положение.

http://pravoslavie.ru/156366.html

Скачать epub pdf IX-XI века Святые благоверные великий князь Ярослав Мудрый, его супруга княгиня Ирина (Анна) Новгородская и их сын Владимир Новгородский Ярослав (Георгий, Юрий) Мудрый (родился около 980 г.) – великий князь Киевский (1019); сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде (в Крещении – Ирине). Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 г. после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 г. отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 г. он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 г. победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав – восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав становится «самовластцем» на Руси...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Приход преподобной Анны Новгородской (Тронхейм) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Приход преподобной Анны Новгородской не имеет собственного православного храма, поэтому местом совершения богослужений с декабря 2008 года является церковь Bakke kirke, расположенная в центре города. Содержание История [ править править код ] Приход преподобной княгини Анны Новгородской с центром в Тронхейме был образован как самостоятельное юридическое лицо 28 сентября 2014 года путем выделения его из состава прихода святой равноапостольной княгини Ольги в Осло для объединения чад Русской Православной Церкви в Центральной и Северной Норвегии в структурное подразделение Церкви. Между тем, православные богослужения проводятся в Тронхейме еще с 1997 года. С 2007 года в городе постоянно проживает священник Русской Православной Церкви. Современное состояние [ править править код ] В Тронхейме регулярные богослужения на церковно-славянском языке совершаются несколько раз в месяц. Приход не имеет собственного православного храма, поэтому местом совершения богослужений с декабря 2008 года является церковь Bakke kirke, расположенная в центре города. Кроме того, приходской священник, проживающий в Тронхейме, окормляет целый ряд общин в других городах Центральной и Северной Норвегии. В область пастырской ответственности прихода входят губернии Sør-Trøndelag, Nord-Trøndelag, Sogn og Fjordane, Møre og Romsdal, Nordland, Troms и Finnmark. Престольные праздники [ править править код ] Анна Новгородская, благоверная княгиня — 23 февраля Как добраться [ править править код ] Адрес: 7036 Trondheim, Sollia 27 Телефон: (+47) 73 93 26 21 , (+47) 911 82 847 Электронная почта: aleksandr@ortodoks.no Паломнику [ править править код ] В приходе святой преподобной княгини Анны Новгородской регулярно совершаются богослужения. Однако в силу того, что приходской священник окормляет около 10 других общин в Центральной и Северной Норвегии, Литургия в Тронхейме совершается, по крайней мере, два-три раза в месяц, чаще по субботам (а также — в отдельные воскресенья и в дни великих церковных праздников). Кроме того, периодически проводятся занятия в воскресной школе для детей и катехизаторские беседы. Язык богослужений: церковно-славянский и норвежский. При совершении общеправославных богослужений с участием духовенства и прихожан других православных общин используются также греческий, сербский, румынский и другие языки. Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма . По окончании богослужений в храме проходят общие чаепития, а также в храме проводятся катехизаторские и другие беседы со священником. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Приход_преподо...

Родившийся еще в XIX столетии, 28 мая 1883 года, и потому оказавшийся живым свидетелем и участником всех попущенных Богом нашему Отечеству испытаний ХХ века, отец Никита никогда не предавал и не отрекался от Той Святой любви, Которая есть Сам Бог (ср. 1 Ин. 4, 16). Ведь, как говорит апостол, Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Именно этой Божественной и обоживающей любовью старец непрестанно духовно наполнялся, даже при, казалось бы, абсолютно невыносимых житейских трудностях: в мучительных болезнях, в советских тюрьмах, в сталинских лагерях, под бомбежками Великой Отечественной, в годы хрущевских гонений, при тяжелой и наполненной физическим страданием кончине. Отец Никита всегда жил и дышал любовью к Богу, а также благодарностью к Нему – за все Им ниспосланное и попущенное в земном житии старца. Слова апостола Павла: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 18) – стали его духовным лозунгом и священным знаменем. Отец Никита всегда жил и дышал любовью к Богу, а также благодарностью к Нему При этом отцу Никите было присуще особое и удивительное, поистине детское смирение, а также осознание личного недостоинства в очах Божиих: «Благодарю Тебя, Творче мой, что до сего часа терпишь меня, ожидая моего покаяния и исправления!» – обращается он к Господу в духовных записях. И это совершенное христианское смирение было присуще старцу, при том, что отец Никита был свидетелем и непосредственным участником удивительных промыслительных событий, ниспосланных ему от Бога чудесных явлений, обладал даром отчитывать бесноватых и духовно их исцелять, близко знал таких великих русских святых ХХ столетия, как святой праведный Иоанн Кронштадтский и священномученик Вениамин Петроградский, спас от уничтожения немецкими оккупационными властями величайшие новгородские святыни – мощи таких угодников Божиих, как святитель Никита Новгородский, преподобный Антоний Римлянин, святая благоверная княгиня Анна и других, а незадолго до кончины сподобился явления преподобного Марка Псково-Печерского.

http://pravoslavie.ru/134773.html

Тверская земля в октябре и в начале декабря отмечает сразу две значимые даты в своей истории — 700 лет со дня мученического подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650 лет преставления его супруги — святой благоверной княгини Анны Кашинской. Муж и жена и после смерти остались неразрывно связаными в восприятии потомков. К ним обращаются (как и к святым благоверным Петру и Февронии) за помощью в устроении семьи. Они являются небесными покровителями Твери и Кашина. В городе, где княгиня Анна Кашинская провела последний год своей жизни, побывал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя. Елена Алексеева 19 ноября 2018 г. 15:05 Крупнейшему в России реставрационному центру, традиционно ориентированному на работу с провинциальными музеями, в этом году исполняется ровно век. К круглой дате здесь подготовили масштабную выставку «Век ради вечного», на которой представлены результаты работы реставраторов всех 13 профильных мастерских и трех региональных филиалов (архангельского, вологодского и костромского). PDF-bepcuя Дмитрий Анохин 12 ноября 2018 г. 09:58 В Российской Государственной библиотеке, в Доме Пашкова, при участии Совета Европы, впервые состоялась Международная конференция, участники которой обсудили вопросы продвижение культурного и духовного туризма в России и за рубежом, в частности проекта «Святыни неразделенного христианства».  Алексей Реутский 10 октября 2018 г. 14:21 Генеральный директор и генеральный продюсер телеканала Борис Корчевников характеризует сериал «Святыни России» как беспрецедентный на отечественном ТВ — и по жанру, и по содержанию. Первый сезон проекта включает 14 фильмов, девять из которых уже готовы к показу (о Ленинградской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Псковской и Тверской областях, а также о Карелии, Санкт-Петербурге и Подмосковье), а пять находятся в работе (о российской столице, Владимирской, Калужской, Нижегородской и Ярославской областях). Дмитрий Анохин 4 октября 2018 г. 15:58 В Смоленской епархии состоялись торжества, посвященные празднику иконы Божией Матери «Одигитрия», которая пребывает в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. В этот день, 10 августа в соборе служили три Литургии: ночью, в семь и десять утра, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься. На позднем богослужении свои молитвы к Владычице Небесной возносили восемь архипастырей из России, Беларуссии и Украины. А затем состоялся праздничный концерт и мастер-классы для детей по народному творчеству. Но уже накануне праздника, с вечера, к Смоленской Надвратной иконе Божией Матери «Одигитрия» выстроилась очередь из паломников и участников крестного хода Витебск-Смоленск.  Алексей Реутский 11 августа 2018 г. 13:45 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/svyatyni_152/pa...

Но Греки в этот раз были разбиты наголову; суда их (числом до 24-х) сожжены, полководец Мономахов был убит и с ним много людей и Владимир возвратился в Киев с богатою добычею и со множеством пленных. Таковы были воинские доблести благоверного князя Владимира. Но он не менее известен и по доблестям христианским. В Киеве Владимиру весьма понравился тамошний великолепный храм Софии-премудрости Божией, а потому он пожелал создать таковый же храм и в Новгороде. Для скорейшего же удовлетворения своему желанию, он немедленно вызвал строителей и художников из Царьграда и приступил к сооружению храма, подобно Киевскому, который был построен по образцу Византийского храма Юстинианова. В этом благочестивом занятии весьма много и усердно помогали князю – мать его благоверная княгиня Анна и блаженный епископ Лука. При их общем содействии и наблюдении подобный во всем Киевскому Новгородский Софийский собор сооружался только семь лет; так что, основанный в 1045 году, он был торжественно освящен 14-го сентября 1052 года. При любви и усердии к храму Божьему, князь Владимир был преисполнен и другими христианскими добродетелями, в особенности же набожностью и благочестием, почему и причтен был церковью к лику святых сразу по кончине своей, которая последовала 4-го октября 1052 года, – через три недели по освящении созданного им храма св. Софии-Премудрости Божией. По выражению св. церкви, благоверный князь Владимир, живший на земле 32 года и княживший в Новгороде 18-ть лет, был Божественный сосуд избран Богови и, в недолгие дни своей земной жизни, под руководством благочестивой матери, успел «и сласти страстные от души отгнать и Троице селением столь чистым быть», что благодатная жизнь духа открылась в нетлении тела, и оставить по себе вечный памятник благочестия в сооружении св. храма, который существует и доныне. Нетленные мощи св. благоверного князя Владимира Ярославича открыто почивают в богатой раке, сделанной из серебра, в коем весу 4 пуда 28 фунтов и 7 золотников. Рака же помещается в арке стены, отделяющей алтарь придела во имя сего князя от главного храма св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Имя Храброго запечатлело его устами современников на все веки, ибо по выражению летописи, «от юности навык бяше не уполошитеся никогда же, но токмо Бога единого блюстися». Даже сыну его Мстиславу, как бы наследственно, сохранялось прозвание Удалого. Вольный, надменный Новгород, по звуку Веча менявший князей своих – то Ольговичей, то Мономаховичей, смотря по тому, чей род возвышался или падал в Киеве, захотел сам быть отчиною Храброго и умолить его к себе на княжение. С восторгом присягал ему народ у Святой Софии и со слезами прощался, когда он в течение двадцатилетнего правления временно отходил устроять южные уделы. Страшен был при нем Новгород своим соседям, и горько плакала по нем вся земля Новгородская, когда ранняя кончина постигла Мстислава в 1180 году. С честью положили тело его при гробе храмоздателя Владимира и неизвестно, когда обретены были мощи. Нетленные руки его, столь славно владевшие мечом, крестообразно прижаты к мощной груди, бывшей щитом Новгорода; смертный покой его мнится быть кратким отдыхом воина и шестивековой сон легкою дремотой. И лицо спящего подле него епископа Никиты сохраняло в нетленных чертах своих отпечаток духовного подвига и небесного мира, с каким заснул на земле. Четыреста пятьдесять лет сокрыты были Святые мощи его, и только в царствование Грозного было о них видение некоему благочестивому царедворцу, молившемуся в соборе. По тайному гласу, сперва осенил он гробницу епископа богатым покровом, а когда после семилетнего запустения Новагорода поставлен был архиепископ Пимен, тот же богобоязливый муж объявил ему о своем видении. Тогда открыли гроб древнего Святителя и с духовною радостию обрели его нетленное тело, источавшее много исцелений. С южной стороны собора, в первых двух арках, почивают открыто поверх земли храмоздатель Владимир, восемнадцать лет правивший великим Новгородом, которому оставил вечную по себе память построением Святой Софии, и благоверная мать его, княгиня Анна. Дочь Олафа, первого Короля Шведского, в язычестве называвшаяся Ингегердою, она обручена была другому Олафу, Королю Норвежскому; но Промыслом Божиим вступила в брак с великим Ярославом и, всегда обитая с возлюбленным сыном своим, только двумя годами предупредила его раннюю кончину в 1050 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Дочери ее были королевы: Анна Французская, Мария Венгерская и Елизавета Норвежская. О высокой христианской нравственности великокняжеской семьи свидетельствует знаменитое «Слово о законе и благодати» святителя Илариона, митрополита Киевского (†ок. 1053; память 21 октября), который, обращаясь к покойному уже, святому равноапостольному великому князю Владимиру (†1015; память 15 июля), говорил так: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!» В Киеве святая Ирина основала первый женский монастырь во имя святой великомученицы Ирины, и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. Двор великого князя Ярослава жил то в Киеве, то в Новгороде. В 1045 году великий князь отправился в Новгород на закладку каменного собора во имя Святой Софии Премудрости Божией, воздвигавшегося святым князем Владимиром, старшим сыном великокняжеской четы. В Новгороде 10 февраля 1050 года святая благоверная великая княгиня Ирина скончалась, приняв постриг с именем Анны. Это был первый постриг в великокняжеском доме. Сын святой Анны, благоверный князь Владимир, преставившийся 4 октября 1052 года, был погребен вместе с материю. Дни памяти святой Анны, 10 февраля и 4 октября – вместе с ее сыном, были установлены после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию (†1458; память 11 марта) в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена также соборная память Новгородских святителей (4 октября и 10 февраля), погребенных в приделе Святой Софии. В Собор Новгородских святителей входят: святитель Иоаким Корсунянин, первый епископ Новгородский (988–1030); святитель Лука Жидята, епископ (1030; 1035?–1060; †15 октября 1060); святитель Герман, епископ (1078–1096); святитель Аркадий, епископ (1157–1162, память 18 сентября); святитель Григорий, архиепископ (1187–1193; †24 мая 1193); святитель Мартирий, архиепископ (1193–1199; †24 августа 1199); святитель Антоний, архиепископ (1212–1220; 1226–1228; †8 октября 1231); святитель Василий Калика, архиепископ (1331–1352; †3 июля 1352); святитель Симеон, архиепископ (1416–1421; †15 июня 1421); святитель Геннадий, архиепископ (1484–1504; память 4 декабря); святитель Пимен, архиепископ (1553–1571); Афоний, митрополит (1635–1648; †6 апреля 1653). Мощи этих святителей были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме святителя Германа, святителя Геннадия и святителя Пимена, поэтому в некоторых источниках и не названы их имена в числе Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Пасу ли скот, занят ли работой на монастырской молочной ферме или еще где нахожусь при деле, а хоть и в конюшне – книги всегда при мне. Евангелие, Псалтирь или «Жития святых» – только выпала свободная минута, достаю из-за пазухи, а если в поле, то из котомки с хлебом – и читаю... Поэтому и Святая София открыла молодому послушнику свои тайны. Софийский собор о. Павел знал, как свои пять пальцев: «Свято-Софийский собор в городе Новгороде зачали сооружать в 1045 году и закончили в 1052-м. Строили и украшали его цареградские мастера и художники, « церковь сиюустроиша весьма прекрасну и превелику». Матерьялом для собора служили булыжные камни, плита и кирпичи разных размеров. Стены собора имеют толщину 1,25 метра. В соборе восемь каменных четвероугольных столбов, на них утверждены верхние своды с куполом. » Несколько страниц занимает в тетрадях о. Павла подробное описание Софийского собора, которое заканчивается указанием местонахождения святых мощей князя Феодора Ярославича (†1232) и святителя Иоанна (†7 сентября 1186). «В юго-западном приделе находятся гробницы строителя собора князя Владимира, умершего в 1052 году и матери его Анны-Ингигерды, умершей в 1050 году, а также в соборе почивают под спудом многие угодники Божий», – добавляет о. Павел. Благоверный князь Владимир Ярославич, создатель Софийского собора, и мать его княгиня Анна, помощница и участница в созидании храма, открыто почивают под сводами собора, память их совершается местно 4 октября и 10 февраля – это одни из самых первых новгородских святых. Вообще древней Руси свойственна семейственная святость, что видно на примере многих княжеских семей, и не только княжеских, но и простолюдинов, из которых вышли такие светочи русского православия, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Ярослав с помощью новгородцев отмстил окаянному Святополку за убийство братьев, святых князей Бориса и Глеба, а граждане новгородские за свое мужество получили льготные ярославовы грамоты и право выбирать собственных властителей – то, что в последующие века называлось новгородской вольницей. Избранный народом князь «целова крест на воли Новгородской и на всех грамотах Ярославлих», а место, куда сходились новгородцы на вече для совета, с того времени и доныне называется Ярославовым Дворищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

И особенно во времена взаимных раздоров князей Киевской Руси пример св. страстотерпцев служил важным напоминанием о мире, любви и согласии, которых не было среди удельных князей; их рознь и предала Русь татарам. Каким отрадным светом сияют лики двух святых братьев; какою они озарены новою для Руси красотой — красотою смиренной и кроткой души! Их короткая жизнь и славная смерть показывают, как быстро и богато поднялось на русской почве посеянное их отцом семя. Немного и недолго потрудились для родной земли благоверные князья-мученики, но зато явились сильными и теплыми ходатаями за нее на небе, и забота их о русской земле, и помощь подтверждаются следующими знамениями. Когда великий князь Александр Невский боролся с немцами и должен был вступить с ними в бой на берегах Невы, один из военачальников его, стоя ночью на страже, имел такое видение. Лишь только забрезжил свет, появился на реке корабль; гребцы сидели как бы покрытые тьмой, а посреди корабля в блестящих одеждах стояли святые мученики Борис и Глеб. И сказал св. Борис: «Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику нашему князю Александру против немцев». И в тот день св. Александр одержал великую победу. Также, когда благоверный князь Димитрий Иоаннович боролся с нечестивым Мамаем, стоявший ночью на страже Фома Халцибеев видел следующее. В высоте показалось густое облако, и от полуденной стороны явились двое светлых юношей; в руках у них были зажженные свечи и мечи. То были святые мученики Борис и Глеб. И сказали они татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Наутро страж поведал видение великому князю Димитрию, и он молился: «Пресильный Боже, подай мне помощь молитвами святых мучеников Бориса и Глеба, как Давиду на Голиафа, как Ярославу на Святополка, как пращуру моему Александру на короля немецкого!» То был день Куликовской битвы, которая положила начало освобождению России от татарского ига. Семья Ярослава Мудрого. Св. великая княгиня Анна и св. князь Владимир Новгородские. Прп. Никола Святоша, князь Черниговский

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010