Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами. Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский (U 1053 г., память 21 октября) в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру (U 1015г., память 15 июля) — крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!». Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский (U 1042 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха). Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына — Новгородского князя Владимира.

http://pravicon.com/info-1778

Для опровержения данного тезиса начнём с первой по хронологии русской святой - равноапостольной княгини Ольги, принёсшей в X веке православную веру на Русь. Она была не просто женщиной-домохозяйкой, а великой устроительницей Земли Русской. Государственная деятельность княгини Ольги была направлена на сплочение разрозненных русских земель, на укрепление Киевской Руси. Не меч, а мудрость и ум служили ей орудием в осуществлении этого замысла. Затем внук её, равноапостольный князь Владимир, отец святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святого великого князя Ярослава Мудрого. Святая супруга князя Ярослава Ирина (в монашестве - Анна), дочь шведского короля Олафа Шетконунга (994-1022), получившая исключительное для того времени образование, уже при жизни прославилась своими добродетелями. Святитель Илларион Киевский упоминает о её благочестии в своем знаменитом «Слове о законе и благодати». Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей! Особенно известны её сыновья - святой благоверный князь Владимир Новгородский (+1042, память 4 окт.), великий князь Изяслав Киевский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха). Три её дочери стали супругами королей во Франции, Венгрии и Норвегии. Во время отсутствия своего супруга княгиня Ирина оставалась заведовать государственными делами в Киеве. Уделив большую часть своей жизни воспитанию детей, в конце жизни княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна в Великом Новгороде, где и скончалась в 1051 году и известна как святая княгиня Анна Новгородская. В её жизни ярко проявилось «творческое начало человеческой личности», она положила начало «соединению двух путей святости - святых благоверных княгинь и преподобных, то есть деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига» (1). Начиная со святой Анны, постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни, русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия!

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/15/...

Великия Новгородской соборной и апостольской церкви чудотворцев, в приделе св. Богоотец Иоакима и Анны, чудотворец Никита, епископ Новгородский, мощи ево положены в раце древне нетленны и всем видимы, а под спудом были мощи его, по преставлении У. И. лет (т. е. 450 л.), обрелись по видению, при державе блаженныя памяти царя Ивана Васильевича всея Руси и прославил Бог своего угодника Никиту епископа многими чудесы: разслабленным стягновение, слепым видение, хромым хождение и на враги побеждение дарует и при животе своем милостиею своего граду запаление угоси и празднуют ему чудотворцу в Нове городе три ж дни – на преставление – Генваря в 30, на обретение мощей – Апреля 30, да по обещанию всего града ему ж установлено празднество по неделе всех святых, во вторый пяток, внегда досматривал по своему неверному мнению, мощи святаго чудотворца Никиты князь и попове со гражданы. В приделе ж соборныя церкви Иоанна Предтечи, именуемаго в темнице, чудотворец Иван, архиепископ, – мощи лежат в гробницы из камене на верх земли, всем видим, прославлен от Бога в чудесех при животе и по смерти его молитвою избавила Пречистая Богородица Знамение древний град от расхищения нашедших врагов и хотящих разорити град, а обрели его мощи, по видению Новгородскаго архиепископа святаго Евфимия чудотворца, что на вежицах, да тутож, на другой стране, в каменной гробнице – мощи брата единоутробнаго Иванова чудотворца, Григория архиепископа. В соборной же церкви, в Корсунской паперти, на западной стране, лежат мощи создателей соборныя церкви святыя Софьи, князя великаго Володимира Киевскаго, крестившаго русскую землю, да мать его благоверная великая княгиня Анна, почтены от Бога нетлением, лежат в каменных гробех всеми видимы, а пение им не установлено, а исцеления бывают с верою приходящим, да тут же в пределе Архидиакона Стефана, лежит великая княгиня Александра Владимировна Ярославича, да от цолуденныя в Мартирьерской паперти, у Софии ж в приделе Рождества Пречистой лежат мощи в аспидном гробе наверх земли великаго князя Мстислава Ростиславовича, иж глаголют его в повестех вельми храбра на бранех и ходяща на Рим с бранию, мощи его нетленны и рука ж ево правая выспрь. Да в том же приделе, на другой стране благоверный князь другий Мстислав да князь Феодор Ярославич – родной брат великому князю Александру Невскому; его мощи нетленны, а принесены мощи его из Юрьева монастыря при немцах, повелением митрополита Исидора, по извещению немецких воевод, что де немцы в церкви Великомученика Георгия в монастыре, ищучи поклажей, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и вынув из гробницы, яко жива, поставили у церковной стены, а тропарей и канона ему не уставлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Имя княгини упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1556 г. о поминании государевых прародителей. В Чиновнике Софийского собора сер. XVII в. помещен чин совершения панихид у гробов основателей собора. В «Описании новгородской святыни» прот. Максима 1634 г. сообщается, что от нетленных мощей кн. Владимира и А. происходят исцеления, там же указано, что отдельных служб основателям собора не установлено. Память А. отмечена в «Описании о российских святых» после памяти св. кн. Владимира Ярославича: «Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве». 13 авг. 1654 г. Новгородский митр. Макарий перенес мощи святых Владимира и А. из Корсунской паперти в центральную часть собора, мощи княгини положили в новой каменной гробнице с левой стороны от входа, над обеими гробницами были построены каменные своды. Впосл. мощи неоднократно переносились, в кон. XIX в. они были поставлены в арке, отделяющей центральное пространство собора от Мартириевской паперти, куда их возвратили в 1992 г. В Минее (МП) под 10 февр. находятся тропарь и кондак А., в тексте службы Собору Новгородских святых А. упоминается в 5-м тропаре 5-й песни канона утрени. Ист.: НПЛ. С. 420; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271-272; Описание о российских святых. С. 32; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung/Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. Kap. VIII. 32, 33. S. 530; Минея (МП). Февраль. С. 333; Май. Ч. 3. С. 450. Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2. Прим. 34; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 40, 308; Гинзбург В. В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерды//КСИИМК. 1940. Вып. 7. С. 64-66; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 162-163; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 127-140, 221; Назаренко А. В. О русско-датском союзе в первой четв. XI в.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1990 г. М., 1991. С. 180-182; он же. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 137, 142-143, 193-196. Коммент. 99; Макарий. История РЦ. Кн. 3.

http://pravenc.ru/text/115550.html

Родившийся еще в XIX столетии, 28 мая 1883 года, и потому оказавшийся живым свидетелем и участником всех попущенных Богом нашему Отечеству испытаний ХХ века, отец Никита никогда не предавал и не отрекался от Той Святой любви, Которая есть Сам Бог (ср. 1 Ин. 4, 16). Ведь, как говорит апостол, Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Именно этой Божественной и обоживающей любовью старец непрестанно духовно наполнялся, даже при, казалось бы, абсолютно невыносимых житейских трудностях: в мучительных болезнях, в советских тюрьмах, в сталинских лагерях, под бомбежками Великой Отечественной, в годы хрущевских гонений, при тяжелой и наполненной физическим страданием кончине. Отец Никита всегда жил и дышал любовью к Богу, а также благодарностью к Нему – за все Им ниспосланное и попущенное в земном житии старца. Слова апостола Павла: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 18) – стали его духовным лозунгом и священным знаменем. Отец Никита всегда жил и дышал любовью к Богу, а также благодарностью к Нему При этом отцу Никите было присуще особое и удивительное, поистине детское смирение, а также осознание личного недостоинства в очах Божиих: «Благодарю Тебя, Творче мой, что до сего часа терпишь меня, ожидая моего покаяния и исправления!» – обращается он к Господу в духовных записях. И это совершенное христианское смирение было присуще старцу, при том, что отец Никита был свидетелем и непосредственным участником удивительных промыслительных событий, ниспосланных ему от Бога чудесных явлений, обладал даром отчитывать бесноватых и духовно их исцелять, близко знал таких великих русских святых ХХ столетия, как святой праведный Иоанн Кронштадтский и священномученик Вениамин Петроградский, спас от уничтожения немецкими оккупационными властями величайшие новгородские святыни – мощи таких угодников Божиих, как святитель Никита Новгородский, преподобный Антоний Римлянин, святая благоверная княгиня Анна и других, а незадолго до кончины сподобился явления преподобного Марка Псково-Печерского.

http://pravoslavie.ru/134773.html

Когда против вел. князя Ярослава восстал брат его — князь тмутараканский Мстислав, вел. княгиня Ирина предложила Мстиславу решить спор единоборством с ней, но Мстислав ответил, что он с женщинами бороться не привык, и уступил брату. Вел. княгиня Ирина была матерью семи сыновей и трех дочерей. Из сыновей ее наиболее известны четверо старших: старший — св. благоверный князь Владимир Новгородский, причисленный к лику святых Русской Церкви (память его 4 окт.), и следующие за ним братья его: князь киевский Изяслав, князь черниговский Святослав (княжившие поочередно в Киеве), память которых местно чтилась в Киеве, и князь переяславский Всеволод — отец Владимира Мономаха, — родоначальник вел. князей и царей московских. Дочери ее были королевы: Анна Французская, Мария Венгерская и Елизавета Норвежская. О высокой христианской нравственности великокняжеской семьи свидетельствует знаменитая проповедь митрополита Киевского Илариона, который, обращаясь к покойному уже св. вел. князю Владимиру (+ 1015; память его 15 июля), говорит так: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют имя Христово». В Киеве св. Ирина основала первый женский монастырь во имя св. великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. Сохранилась часть стены одного из строений этого монастыря. Двор вел. князя Ярослава жил то в Киеве, то в Новгороде. В 1045 г. он отправился в Новгород на закладку каменного собора во имя Софии Премудрости Божией, воздвигаемого князем Владимиром, старшим сыном великокняжеской четы. В Новгороде же 10 февраля 1050 г. вел. княгиня Ирина скончалась, приняв постриг и имя Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме. Она покоилась рядом с сыном своим Владимиром, строителем собора, скончавшимся через 2 года после нее. Дни памяти ее (10 февр.; 4 окт. — вместе с сыном ее св. князем Владимиром) были установлены после знамения, бывшего архиепископу Новгородскому Евфимию в 1439 г. Письменный памятник XVII в. свидетельствует об обильных чудесах, истекавших от их святых мощей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436910/

Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей небесной покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, не только заботилась о монастыре, но и управляла им. Княгиня стала матерью большой семьи — у нее родилось семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они ее заботами получили прекрасное образование и стали достойными христианами. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 года), где автор, как бы обращаясь к Крестителю Руси, говорит: «...посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!» В 1045 году Ярослав и Ингигерда направились в Новгород на закладку Софийского собора. София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России По одной из версий, княгиня умерла в Новгороде 10 февраля 1050 года (или 1049–1051). По другой, она пережила своего супруга, почившего в 1054 году, постриглась в монахини с именем Анна и скончалась в Новгороде 10 февраля 1056 года. Если это так, то постриг Ирины-Ингигерды был первым в великокняжеском доме, с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Местная канонизация святой Анны состоялась в 1439 году в числе других новгородских святых. В «Описании новгородской святыни», сочинении 1634 года, сообщается, что от нетленных мощей княгини Анны происходят исцеления. Сейчас мощи святой Анны Новгородской доступны для поклонения верующих в Софийском соборе Новгорода. Загадки истории: святая Анна Новгородская — не княгиня Ингигерда? Ряд историков полагает Такая версия изложена А. В. Назаренко в Православной энциклопедии, Ю. Корпела в статье Анна Новгородская: факт и правда истории/Российская история 3, 2009, стр. 107-116 и другими, что святая Анна Новгородская — это не принцесса Ингигерда. Они исходят из того, что обычай принимать монашеский постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен лишь с рубежа XII–XIII веков, что в саркофаге князя Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве были обнаружены и другие останки, которые могли бы принадлежать Ингигерде, и некоторых других фактов.

http://foma.ru/blagovernaja-anna-novgoro...

15 октября — в день кончины. 3 августа — второе обретение мощей. 25 июня — обретение мощей (1650) и второе прославление (1909). Еще о святой Анне Кашинской читайте здесь . Другие известные святые с именем Анна: Анна Пророчица — мать пророка Самуила Анна долгое время была бесплодна, так что ее муж даже взял себе другую жену. Однажды Анна молилась, упав перед скинией и безмолвно шевеля губами. Первосвященник Илий принял ее за пьяную, но, когда она рассказала ему о своём горе, произнес: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое». Тогда Анна зачала и родила Самуила (букв. «испрошенный у Бога»). Когда мальчик подрос, Анна отвела его к Илию и посвятила Богу. Благодарственная песнь святой пророчицы Анны (1 Цар 2 :1–10) предваряет как мессианские пророчества Исайи, так и песнь Богородицы (Лк 1 :46–55). Анна Пророчица — благочестивая вдова Анна Пророчица, благочестивая вдова. Рембрандт Вместе с Симеоном Богоприимцем встречала Спасителя в Иерусалимском храме, куда на 40-й день после рождения его принесли Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник (Лк 2 :36–38).  Подробнее об Анне Пророчице . Святая Анна — мать Пресвятой Богородицы Ни одно Евангелие не упоминает имени матери Девы Марии. Оно известно из апокрифических «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо- Матфея». Анна была женой Иоакима. 50 лет супруги прожили в браке и не имели детей. Однажды первосвященник отказал Иоакиму в праве принести жертву: только великий грешник может быть бездетным. Иоаким удалился в пустыню. Там во время молитвы ему явился ангел с вестью о том, что у них с Анной вскоре родится дочь. Пророчество сбылось, родившуюся нарекли Марией. Иоаким и Анна пообещали посвятить младенца Богу, что и исполнили по достижении Марией трех лет. Святая Анна скончалась в возрасте 79 лет, проведя последние годы жизни при Иерусалимском храме, рядом с дочерью. Подробнее о святой Анне. Святая Анна Новгородская — святая благоверная княгиня Жена Киевского князя Ярослава Мудрого. Святая Анна Новгородская. История в картинках Интересные факты:

http://foma.ru/imya-anna.html

Стоит отметить, что в прижизненных и других ранних источниках Ингигерду ни разу не называют Анной — после принятия православия она была известна как княгиня Ирина. Благоверной Анной Новгородской ее стали называть уже после состоявшейся канонизации в более поздних русских источниках, начиная со времени Иоанна Грозного. В итоге Николай Карамзин, составитель знаменитой «Истории государства Российского» и предположил, что усвоение имени Анна связано с решением княгини перед кончиной принять иночество с переменой имени. Все сказанное не отменяет почитания благоверной княгини Анны Новгородской. Вполне возможно, что в образе святой слились личности двух жен Ярослава Мудрого: первой жены, норвежки по имени Анна, которая в 1019 году была захвачена польским королем Болеславом и скончалась в плену, и второй — шведской принцессы Ингигерды. За века, прошедшие с времени жизни князя и его жен, детали одной биографии могли наложиться на другую. День памяти Анны Новгородской Память святой благоверной княгини Анны Новгородской совершается в Соборе Новгородских святых (3-я неделя по Пятидесятнице) и 23 февраля (10 февраля по старому стилю). Икона Анны Новгородской Первые иконы святой Анны Новгородской появились в связи с ее канонизацией в первой половине XIV века. К концу XVII века сложились два извода (типа) иконографии Анны Новгородской. Первый — когда она изображается в царских одеждах (венец, нарядные ризы, крест в руке), во втором — в монашеском облачении. Именно этот вариант получил особенно широкое распространение. Тропарь Анны Новгородской Тропарь благоверной княгини Анны Новгородской, глас 1 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Русской земле принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи;/темже днесь всесвятую твою память празднующе,//грехов оставление молитвами твоими приемлем. Перевод: На западе воссияв, как звезда небесная, ты удостоилась принять православную веру, в ней же плод благословенный Русской земле принесла, святая благоверная княгиня Анна, Христа всем сердцем возлюбила ты, Его заповеди и законы храня, потому сегодня пресвятую твою память празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.

http://foma.ru/blagovernaja-anna-novgoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010