V. Великаго Новаграда святые 105. Святый и благоверный великий князь Владимир Ярославич преставився в лето 6560 месяца октября в 4 день и положен бысть в соборной церкве у Софии Внук святого равноапостольного Владимира, старший сын великого князя Ярослава I, в ранней юности поставлен от него князем в Новгороде. Успешно воевал по воле отца с Греками и усмирял Ям (Финнов). Храмоздатель Новгородского Софийского собора, освященного 14 сентября 1052 года. Преставился 4 октября 1052 года. Память в день преставления и 4 февраля. Мощи князя Владимира почивают открыто в посвященном ему приделе того же собора, в богатой серебряной раке, в которую переложены 7 сентября 1862 года, накануне торжества 1000-летия России. 106. Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве Св. великая княгиня Анна, супруга великого князя Ярослава I, дочь Шведского короля Олава. В своем отечестве называлась Индигердою, в православном христианстве Ириною. По кончине супруга, постриглась с именем Анны. В честь своего и ее имени Ярослав построил монастырь св. Георгия и св. Ирины. Ум. 1050 года в Великом Новгороде. Мощи ее почивают открыто в Софийском Новгородском соборе, где и память ее празднуется 10 февраля и 4 октября. 107. Святый и благоверный князь Мстислав Ростиславичь преставися в лето 6637 Внук св. князя Мстислава Великого, сын великого князя Ростислава Михайловича, начал княжить в Новгороде в 1179 году и за свои воинские подвиги получил прозвание «Храброго». По словам летописца-современника «украшен был всякими добродетелями и благонравием, ко всем имел любовь, прилежал милостыне, снабдевал монастыри, всегда стремился умереть за русскую землю; когда же видел христиан, плененных погаными, говорил дружине своей так: «братие, ничего не помышляйте в уме своем: если ныне умрем за христиан, то очистимся от грехов, и Бог вменит кровь нашу в мученичество; а если не умрем теперь, то не всячески ли должны умереть?» Был он любезен своей дружине, так как не собирал ни злата, ни сребра себе; но все ей отдавал, или раздавал церквам и убогим». (Лет. Киевск. у Карамзина т. III, гл. III). Во цвете лет сраженный внезапною болезнию ум. 1180 года 14 июня. Мощи его почивают в Новгородском Софийском соборе, в приделе Рождества Богородицы. Память его совершается 14 июня. 108. Святый благоверный князь Мстислав Мстиславич преставися в лето 6600

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анна Новгородская, прп. Описания иконы Анна Новгородская, прп. - житие Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская (память 10 февраля по старому стилю) Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приня[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Файл 4041.jpg:   Размер: 495x333, 0.16 MPix, 21 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (149) , (6) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4042.jpg:   Размер: 313x610, 0.19 MPix, 29 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (163) , (7) . Описание: Икона «Св. Роман мученик, Св. Анна, Св. Александра и Св. князь Роман Угличский», 30.5х26.5 см., дерево, масло, сусальное золочение Файл 14472.jpg:   Размер: 552x636, 0.35 MPix, 168 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (283) , (13) .

http://pravicon.com/icon-1203

Для опровержения данного тезиса начнём с первой по хронологии русской святой - равноапостольной княгини Ольги, принёсшей в X веке православную веру на Русь. Она была не просто женщиной-домохозяйкой, а великой устроительницей Земли Русской. Государственная деятельность княгини Ольги была направлена на сплочение разрозненных русских земель, на укрепление Киевской Руси. Не меч, а мудрость и ум служили ей орудием в осуществлении этого замысла. Затем внук её, равноапостольный князь Владимир, отец святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святого великого князя Ярослава Мудрого. Святая супруга князя Ярослава Ирина (в монашестве - Анна), дочь шведского короля Олафа Шетконунга (994-1022), получившая исключительное для того времени образование, уже при жизни прославилась своими добродетелями. Святитель Илларион Киевский упоминает о её благочестии в своем знаменитом «Слове о законе и благодати». Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей! Особенно известны её сыновья - святой благоверный князь Владимир Новгородский (+1042, память 4 окт.), великий князь Изяслав Киевский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха). Три её дочери стали супругами королей во Франции, Венгрии и Норвегии. Во время отсутствия своего супруга княгиня Ирина оставалась заведовать государственными делами в Киеве. Уделив большую часть своей жизни воспитанию детей, в конце жизни княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна в Великом Новгороде, где и скончалась в 1051 году и известна как святая княгиня Анна Новгородская. В её жизни ярко проявилось «творческое начало человеческой личности», она положила начало «соединению двух путей святости - святых благоверных княгинь и преподобных, то есть деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига» (1). Начиная со святой Анны, постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни, русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия!

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/15/...

552 О распространении искаженных представлений об отце Иоанне среди нижних военных чинов свидетельствует также письмо к нему начальника Офицерской кавалерийской школы В. Безобразова, датированное 10 февраля 1907 г.: « В командуемой мною Офицерской Кавалерийской школе оказалось 14 человек солдат, которые составили себе особое понятие о Вас, не соответственное правилам нашей Православной церкви, а потому я счел необходимым направить их к Вам, чтоб они лично от Вас могли бы услышать увещевание и соответствующее наставление…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Он. 1. Д. 26. Л. 98–99). 554 Прп. Синклитикия Александрийская († ок. 350); память чтится 5/18 января. Свт. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский († 373); память чтится 18/31 января и 2/15 мая. В труде свт. Афанасия «Жизнь и наставления прп. Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV в.» говорится о том, что Господь прославляет «любящих Его ради исправления слышащих»: наставления прп. Синклитикии принесли большую душевную пользу приходившим к ней монахиням. Святая Синклитикия считается начальницей пустынного общежития для дев и жен. 555 Предыдущее служение отца Иоанна в Иоанновском женском монастыре состоялось 4 января (Вед. 1907. 11 янв., 8). 556 Температура воздуха в Кронштадте 9,10,11 января опускалась до 28° мороза (Котлин. 1907. 12 янв., 9). 559 Духонина по благословению отца Иоанна жила в Иоанновском монастыре с 16 октября 1903 г., но монашеский постриг не принимала. см. также письмо к Е. В. Духониной от 8 октября 1908 г. и примеч. к нему. 560 Первой в русском великокняжеском доме иноческое пострижение с именем Анна приняла Великая княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого, – святая преподобная благоверная княгиня Анна Новгородская († 1051). Среди святых русских жен – преподобные благоверные княгини Евфросиния Полоцкая († 1173), Феврония Муромская († 1228), Евфросиния Суздальская († 1250), Харитина Литовская, Новгородская, игумения († 1281), Анна Кашинская, Тверская, схимонахиня († 1368), Евфросиния Московская († 1407), София Суздальская († 1542) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы – святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 г. она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 г. и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына – Новгородского князя Владимира. Скажем немного и о нем, так как он тоже был канонизирован РПЦ еще в XV в. как святой великий благоверный князь. Старший (если не считать некоего Ильи, о котором нам практически ничего не известно) сын князя Ярослава Владимировича Мудрого и княгини Ирины. Родился в 1020 г. В 1036 г. (по другой версии, в 1034-м) отец сажает его на княжение в Новгород. В этом городе Владимир будет княжить до конца своей жизни. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята. Вскоре Владимир женится; имя его супруги – Александра – известно только из позднейших и не слишком надежных новгородских источников. В 1038 г. у восемнадцатилетнего князя родился первенец, сын Ростислав (в крещении Михаил) (дата рождения приведена в «Истории Российской» В. Н. Татищева). В 1042 г. Владимир во главе новгородского войска совершил поход на финское племя ямь (хяме, или, по-другому, тавастов). Русские войска одержали победу, однако в целом поход нельзя назвать успешным. «Пошел Владимир, сын Ярослава, на ямь, – рассказывает автор «Повести временных лет», – и победил их; и пали кони у воинов Владимировых, так что с еще дышащих коней сдирали кожу – таков был мор в конях». В следующем, 1043 г., Владимир, по повелению отца, совершил свой наиболее известный поход – на Царьград (Константинополь). Причины русско-византийской войны остаются не выясненными, а ход ее восстанавливается по показаниям как русских летописей, так и иностранных источников – греческих ( Михаил Пселл , Иоанн Скилица, Михаил Атталиат) и восточных (Ибн ал-Асир, Бар-Гебрей и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Особенно известны четверо: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха ). Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к любимому сыну Владимиру на закладку Софийского собора, который стал великой святыней не только Новгородской земли, но и всей земли Русской. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10/23 февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе, где и ныне почивают ее мощи. Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец День памяти 24 февраля Русский чудотворец Димитрий Прилуцкий родился в городе Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. Первыми его духовными наставниками были отец и мать. Отрок Димитрий охотнее всего посещал церковные службы и часто читал Священное Писание; он старался не только проникнуть в его смысл, но извлечь для себя уроки и примеры для подражания. В богатом родительском доме он не допускал, чтобы слуги ухаживали за ним. После смерти родителей молодой человек отказался от наследства в пользу брата и постригся в монахи в Успенском монастыре. Уже в то время иноки и простой народ полюбили его за простоту и смирение. Преподобный Димитрий был очень красив лицом, словно библейский Иосиф Прекрасный. Именно поэтому святой избрал еще более суровое, постническое житие, чтобы умертвить свою телесную красоту и суетные помыслы о ней. Но чем более он усугублял воздержание, труд и молитву, тем более просветлялось его лицо. Был у святого обычай всегда прикрывать лицо свое куколем, почти не беседуя с мирскими, кроме тех, кому это было духовно необходимо.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Святые правители Сейчас расскажем о трех святых северных земель, которые входят в число самых выдающихся представителей королевских и княжеских родов того времени и являются одними из ярчайших примеров православных святых правителей земель северной Европы за их историю. Святой Олаф Шведский, или Олаф Шётконунг (Olof Skötkonung), которого не следует путать с королем Норвегии Олафом Трюггвасоном и со святым королем Олафом Харальдссоном, был первым королем Швеции, принявшим христианство. Он является ключевой фигурой в истории страны того периода и важной частью ее духовного наследия. Различные политические союзы, походы, сражения и прочие события его жизни до обращения в веру не представляют духовного интереса, поэтому мы их не будем касаться в данной статье. Примечательно, что именно он пригласил святителя Зигфрида и попросил его вновь просветить эти земли. Впоследствии святитель Зигфрид его крестил. Святой Олаф Шведский проявил себя как ревностный христианин и оставался предан своей новой вере до конца жизни. Он хотел разрушить главное языческое капище в Упсале (Uppsala), но идолопоклонники все еще были слишком многочисленными и сильными и не позволяли ему осуществить свое желание. Поэтому король был вынужден применить более мягкий подход в деле обращения своего народа. Однако его усилия по христианизации Швеции постоянно сталкивались с мощным сопротивлением язычников. В итоге святой Олаф принял мученическую кончину в Стокгольме в 1022-м году. Дочь мученика Олафа, преподобная Анна Новгородская, является одной из замечательных фигур, связывающих Православную Церковь Запада с Церковью Востока, напоминая нам о нашем общем наследии. Благоверная княгиня, прп. Анна (Ингегерда) Новгородская Преподобная Анна при рождении получила имя Ингегерда. Вместе со своим отцом, его семьей и дружиной она приняла православное Крещение в местечке Хусаби – их крестил святитель Зигфрид. В 1019-м году принцесса Ингегерда (получившая в Крещении имя Ирина) была выдана замуж за святого благоверного князя Ярослава Мудрого (†1054). Таким образом, она стала Великой княгиней Киевской. Будучи высокообразованной, весьма начитанной (в частности, знала скандинавские саги) и обладая от природы многими другими талантами, Ирина стала верной помощницей своему мужу в государственных делах. Она оказала большое влияние на добрые отношения Киевской Руси со странами Северной Европы, с ее родной землей. Праведная княгиня также приютила изгнанных из Англии королевичей Эдуарда и Эдмунда Этелингов, сыновей короля Эдмунда Железнобокого (Edmund Ironside), после восшествия на престол датчанина Кнуда Великого (Canute) [позднее оба королевича переехали в Венгрию, а Эдуард перед самой смертью вернулся в Англию – примеч. перев.], что еще раз говорит о тесных связях между Востоком и Западом в ту эпоху.

http://pravoslavie.ru/156392.html

и погребен в основанной им обители. Сей угодник одарен был даром пророчества; он предвидел многие бедствия, угрожавшие России и предсказал её величие и славу. Св. мощи преп. Кирилла, обретенные нетленными 7-го ноября 1649 г., открыто почивают в арке между соборною и придельною во имя преподобного церквами Кириллова – Новоезерского монастыря. Монастырь же сей находится в Белозерском Новгородской Епархии уезде на острове озера Нового или Нова-озера, называемом Красным, в расстоянии от Белозерска к Востоко-Северу в 30-ти, от бывшей Новгородской дороги к Югу в 6-ти, от Вологды в 190 вер., и от Новгорода в 636 верстах. Память препод. Кирилла совершается 4-го февраля. При монастыре каждогодно бывает 17 марта ярмарка, именуемая Алексеевскою, продолжающаяся несколько дней. См. прол. и чет. мин. февр. 4 Ист. Рус. Uep. IV 508 и истор. свед. о монастыре 1852 г. 10-го числа Святой Благоверной великой княгини Анны Св. Благоверная, великая княгиня Анна, супруга великого князя Ярослава 1, была дочь Шведского Короля Олава и в своей земле называлась Ингигердою. Первоначально она была обручена Королю Норвежскому, также Олаву – язычнику, но брак её с сим королем почему-то не состоялся, и Бог судил ей, по принятии в св. крещении православно-христианского имени Анны, быть супругою Ярослава I, бывшего тогда великим князем в Новгороде. Анна была матерью большого семейства; от неё Ярослав имел семь (7) сыновей и трех дочерей. Прибывши в Новгород со старшим сыном своим Владимиром, которого послал туда Ярослав на княжение, Анна ревностно участвовала вместе с сыном во всех делах благочестия до самой кончины своей. Когда же она почувствовала приближение сей кончины, то, по примеру вдовствующих цариц Греческих, пожелала постричься в монахини, какового пострижения до неё не принимала еще ни одна из княгинь Русских. Кончина Св. Анны последовала 10 февраля 1050 года. Никогда не разлучавшаяся в земной жизни с любимым сыном своим Владимиром, Св. Анна не разлучилась с ним и по смерти не только душою, но и телом. Ярослав, уступая просьбе сына своего, не велел перевозить тела своей супруги в Киев и нежный сын её Владимир положил драгоценные останки матери своей в том святом храме Св. Софии – Премудрости Божией, в создании коего и она много трудилась вместе с сыном своим, который скоро и сам был погребен подле неё. Обстоятельство, что Ярослав построил монастырь Св. Георгия и Св. Ирины в Старой Ладоге, полученной Анною в наследство от отца своего, привело историка Татищева к тому мнению, что сия великая княгиня, в язычестве Ингигерда, называлась христианским именем Ирина, хотя на древних иконах всегда изображалась с именем Анны. Карамзин же, желая согласить одно с другим говорит: положим, что Ярославова супруга именовалась в свете Ириною, но пред кончиною своею, как принявшая пострижение монашеское, названа Анною.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Супруга его королева Астриди также была известна своим умом и добротой. Святое Крещение королевская семья приняла в 1000 году. Святая Анна на своей родине носила имя Индигерды. Вопреки обычаю того времени воспитывать детей у родственников, она выросла в своей родной семье и получила исключительное для того времени образование: изучила литературу, историю и особенно Священное Писание . Она пользовалась с ранних лет большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей родины, путешествовала и принимала гостей. Это была молодая девушка, исполненная благодати, ума и смелости, и имевшая большое влияние на всех, кто с ней общался. В 1016 году она вышла замуж по воле своего отца, искавшего ей мужа, «который был бы достоин его дружбы» – за великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019 – 1054). Став русской великой княгиней с именем Ирины, она всей душой отдалась интересам своей новой родины и стала верной помощницей и советницей своего мужа. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и великим князем, она согласилась, но предупредила их прямо, что будет защищать своего мужа. Великая благоверная княгиня Ирина имела большое влияние на добрые отношения, установившиеся тогда между Скандинавскими странами и Россией. Она приютила у себя в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского, которого вернула на родину только тогда, когда убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права. Когда против великого князя Ярослава восстал его брат, князь Мстислав Тмутараканский, великая благоверная княгиня Ирина предложила Мстиславу решить спор единоборством с ней, но Мстислав ответил, что он с женщинами бороться не привык – и уступил брату. Святая великая княгиня Ирина была матерью семи сыновей и трех дочерей. Из ее сыновей наиболее известны четверо: старший – святой благоверный князь Владимир Новгородский, причисленный к лику святых Русской Церкви (†1052; память 4 октября), – и следующие за ним братья его: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский (княжившие поочередно в Киеве), память которых чтилась местно в Киеве, и Всеволод Переяславский – отец Владимира Мономаха – родоначальник великих князей Московских.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010