Мф. 27:31–33 ; Лк. 23:26–33 ; Мк. 15:20–22 ; Ин. 19:16, 17 Когда же наругались над Ним; сняли с Него багряницу, одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Крест, на котором Он должен быть распят, возложили на Него. Но, так как Он, будучи утомлен и долгим бдением, и вышеестественной молитвой, и двукратным бичеванием, изнемогал под его тяжестью, то воины, встретивши на пути одного Киринеянина, именем Симона, который шел с поля, захватили его, и возложили крест на него, чтобы он нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа, в том числе, и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Но Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: – «дочери Иерусалима! не плачьте обо Мне; лучше плачьте о себе и о детях своих. Потому что уже наступают дни, в которые будут говорить: – счастливы матери, у которых не было детей, которые не носили во чреве, и не питали их грудью! – Тогда начнут взывать к горам: – обрушьтесь на нас! – и к холмам: – покройте нас! – Потому что, если с зеленеющим деревом» (с человеком невинным, исполненным плодов святыни) так поступают; то с сухим (с тем, кто без веры и добрых дел, – с ним) что будет?» – Вели и еще с Ним на казнь двоих: это были преступники. Вывели их за город, и привели на Голгофу, то есть, на Лобное место. Мф. 27:34, 38, 35–37 ; Ин. 19:18, 23, 24, 19–22 ; Мк. 13:23–27 ; Лк. 23:33, 34, 38 Осужденным на смерть, перед совершением казни, у Иудеев давали вина с примесью веществ, способных помрачить сознание, дабы несчастные были менее чувствительны к ужасам смерти. Воины взяли такого вина, которое уже превратилось в уксус, перемешали его с горькой смирной, и поднесли Иисусу Христу; но Он, отведавши, не хотел пить. Еще был третий час, как стали распинать Его, и с Ним, двух разбойников, по ту и по другую сторону, так, что Иисус был посреди их. Таким образом, исполнилось, что сказано в пророчестве Исаии: и со беззаконными вменися ( Ис. 53:12 ). Когда же распинали Его, Он молился: – «Отче! прости им; они не понимают, что делают». – После распятия, воины взяли одежды Его, и разделили на четыре части, на каждого воина по части. Но хитона им не хотелось раздирать; потому что он был не сшитый, а тканый, весь, сверху до низу. Они порешили кинуть жребий, кому он достанется: (и он достался одному воину из Иверии, или нынешней Грузии, куда и был принесен им по окончании срока службы). Таким образом, сбылось, что сказано в книге Псалмов: разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий ( Пс. 21:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Надеясь, что бичевания будет достаточно для удовлетворения ненависти иудеев, Пилат приказал показать толпе одетого в багряницу Иисуса с терновым венцом на голове. Желая возбудить сострадание ко Христу и показать беспочвенность обвинений в притязаниях галилейского учителя на царскую власть, правитель воскликнул: « Се, Человек !» (Ин.19:5). Но первосвященники и старейшины иудеи вновь криком потребовали казни Иисуса. Раздраженный их упорством Пилат резко ответил: « Возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нем вины » (Ин.19:6), зная, что они не посмеют этого сделать. От бессилия первосвященники начали обвинять Христа в нарушении религиозных законов: « Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим » (Ин.19:7). Пилат был скептиком, но религиозное чувство ему не было чуждо. Новое обвинение против Христа внушило ему страх перед Подсудимым. Отношение Пилата было укреплено его женой, которая во время суда послала к мужу слугу, попросив не делать зла этому Человеку, потому что она много пострадала за Него во сне. Встревоженный Пилат наедине спросил Христа: « Откуда Ты ?» (Ин.19:9). Но Христос молчал. Тогда Пилат напомнил Узнику о своих полномочиях: « Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя ?» (Ин.19:10). Этими словами Пилат осуждает сам себя, т.к. свидетельствует, что у него была свобода выбора и он имел власть и возможность отпустить Невиновного. На вопрос Пилата Христос ответил, что не имел бы правитель над Ним власти, если бы это не было попущено свыше, но больше греха на тех, кто предал Христа в руки Пилата (Ин.19:11). Так, Спаситель указывает и на вину Пилата и на сугубую, более тяжкую вину иудеев. Когда первосвященники поняли, что Пилат намерен все-таки отпустить Христа, они решили добиться Его казни с помощью угроз. Как только Пилат появился из здания претории и вновь спросил иудеев: « Царя ли вашего распну ?», они, словно забыв, что ненавидят язычников и римскую власть, закричали: « Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю » (Ин.19:12). Угроза иудеев написать донос императору подействовала на Пилата и он уступил их желанию. Разбойник Варавва получил свободу, а Христос был приговорен к распятию. Пилат демонстративно умыл руки перед народом, сказав: « Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы » (Мф.27:24). На эту попытку самооправдания толпа отреагировала криком: « Кровь Его на нас и на детях наших » (Мф.27:25) – т.е. иудеи приняли на себя ответственность за смерть Христа. Подлинное значение этих безумных слов открылось вскоре, когда римляне потопили Иерусалим в крови и разрушили его, а также в дальнейшей истории еврейского народа, полной кровавых гонений и преследований. Крестный путь на Голгофу

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Наконец угасающий взор Его еще устремился к небу; но оно было мрачно, – ни одного луча света, ни одного утешения... «Елои, Елои», – воскликнул Божественный Страдалец, – «лима савахвани!» – Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? ( Мк.15:34 ). Это молитвенное восклицание выразило всю тягость мучений и внешних и внутренних, но для врагов Его оно послужило новым поводом к насмешкам. Изверги притворились не понявшими Его слов, и, основываясь на некотором сходстве звуков Елои с именем Илии, давали им такой смысл, как бы они обращены были к сему Пророку. «Смотрите, кричали один к другому: Он зовет Илию на помощь». (Мк.15:35). В это время Господь, изнемогая от смертельной жажды – предвестницы в распятых близкой смерти, воскликнул: «жажду!»... ( Ин.19:28 ). Один из воинов тотчас напоил уксусом губку, и, воткнув на иссоповую трость, приложил её к устам Иисуса. ( Ин.19:29 ). Но враги Его и здесь показали бесчеловечие. «Оставь Его, кричали воину. Он надеется на Илию; так посмотрим, придет ли Илия снять Его со креста» ( Мф.27:48,49 ). Господь же, вкусив уксуса, вновь воскликнул громко: «совершишася!» И потом возведши взор к небу, сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой! При сих словах глава Его преклонилась, и Он испустил дух... ( Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших Святых воскресли; и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град, и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:51–54 ). И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же знавшие Господа, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали, и смотрели на это ( Лк.23:48,49 ). LXIV. Знамения, возвестившие смерть Богочеловека Целая история рода человеческого должна служить изъяснением того, что совершилось теперь на малом холме – Голгофском; но одна только вечность раскроет это вполне. Апостол Павел, говорит, что на кресте расторгнуто рукописание грехов человеческих: оно расторгнуто в ту самую минуту, как Господь изрек: «совершишася!»

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ни один из них не осмеливался утверждать противное. Так твёрдо было всеобщее убеждение всего мира в этом отношении. Лишь в позднейшее время напали, в видах ниспровержения всего христианства, на счастливую мысль трактовать распятого Иисуса как не умершего в действительности. Что Иисус действительно умер, об этом свидетельствуют солдаты, которые посланы были перебить всем распятым голени. Святой Иоанн, который сам был очевидцем, пишет таким образом: «пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голени» ( Ин.19:32–33 ). Таким образом, о действительной смерти Иисуса свидетельствуют сами очевидцы. И это свидетельство должно иметь для нас более значение, чем утверждение наших новоязычников! Что Иисус действительно был мёртв, явствует и из природы вещей. После того как Иисус, вследствие жестокого римского бичевания и ужасного распятия, потерял очень большое количество крови, получает Он на кресте ещё одну, столь глубокую и широкую рану в боку, что можно было вложить в неё руку. «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин.19:34 ). Может ли быть здесь речь о кажущейся смерти, если находило здесь место такое поранение, такая потеря крови? Кроме того, святой Иоанн свидетельствует, что из этой боковой раны истекли «кровь и вода», чем уже ясно доказывается, что наступило уже разложение крови, а потому настала и смерть. Что Иисус был действительно умершим, свидетельствуют и Его друзья. Никодим – начальник иудейский, Иосиф Аримафейский сняли тело Иисуса с креста и вместе с Марией – Матерью Иисуса, с Иоанною и другими благочестивыми женщинами омыли Его и приготовили к погребению. Уже отсюда с достоверностью нельзя ли наблюсти, действительно мёртв был Иисус или только казался умершим? Ужели, несмотря на эти многочисленные манипуляции, не могли убедиться в действительности Его смерти? Кто может этому поверить? Что Иисус действительно был умершим, свидетельствуют, наконец, и враги Его, ибо для чего запечатали они гроб Его и приставили к Нему стражу? Они сказали себе: «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого» ( Мф.27:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву [вот почему народ-то так кричал? Почему его сумели так убедить, и он так легко поддался?]. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем, итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженого за возмущение и убийство в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю. [Предал в их волю. Вот по законам того времени распятие на кресте было самой позорной казнью. Иудея полагалось побивать камнями (см. Втор. 21:21 ), а римлянину усекали голову. Римлянина, как свободного гражданина, нельзя было ни бить плетьми, ни, тем более, распинать на крестах. И когда хилиарх, тысяченачальник хотел бить и растянул уже на скамье Апостола Павла, ему достаточно было только сказать вот это слово: римского гражданина бить хочешь? – Как римского гражданина? Разве ты римский гражданин? Как ты приобрёл это римское гражданство? Я купил его за большие деньги. – А я и родился в нём. И поэтому требую суда кесаря (см. Деян. 22:23–30 ). И вот как исполнялись эти законы. Что, где это было сказано – поди, проверь, за тысячу вёрст от Рима, но было достаточно сказать, и – кончено: его от унизительного бичевания освободили и отправили на суд Кесарю. В Риме он и был обезглавлен – Апостол-то Павел. А тут предал Его в волю их]. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. [Вот теперь вопрос: какой был крест? Нёс ли он крест или только столб, а на месте прибили перекладину? Какой формы был этот крест – четвероконечный или восьмиконечный? Высоко ли над землёй висел распятый человек? Куда вбивали гвозди? В ладони или в запястья? Всё это является предметом безконечных разговоров, споров – тут и археология, тут и всё поднимают, и вы можете всё это почитать сами, но во всяком случае, на крестах распинали людей, а иногда и привязывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Но ни одного такого человека во всем Иерусалиме не нашлось. И вот, провели Его, но Он упал под тяжестью Креста, не смог донести его. Тогда принудили другого человека, Симона Киринейского, чтобы он нес Крест Его. А Иисус шел впереди, и над Ним смеялись все. Только некоторые женщины плакали. Он сказал: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших » ( Лк.23:28 ). И когда Его привели на распятие, Его пригвоздили ко кресту, пробили Его руки и ноги квадратными гвоздями и повесили Его на высоком холме, а рядом с Ним повесили двух разбойников. Зачем? Чтобы показать, что Он такой же разбойник. И над Ним сверху было обвинение. Какое? «Иисус Назарянин, Царь иудейский». Здесь удивительно, и на самом деле промыслительно, произошло то, что Пилат провозгласил Его Царем. Почему называют Иисуса Царем? Потому что Он умер на Кресте, а только Царь может умереть за Своих поданных. Президент не может, а Царь может. Это, действительно, величайшее благородство Христово. И в страданиях Его очень много промыслительного. В том, что Господь был обнажен на Кресте, Он вылечил обнажение Адама и Евы, которые после грехопадения увидели, что они наги. А то, что в Его голову впились шипы от терновника… Помните, что сказано было о земле? «… Терния и волчцы произрастит она тебе » ( Быт.3:18 ). Адаму было сказано, что земля вырастит терновник. И вот, исцеляя землю, Господь ранами Своими исцелил ее, позволил, чтобы в Его голову вонзились тернии венца. Бога, Христа били палкой по голове, тростью, и Он этой тростью написал отпущение грехов людям. Кстати, этот столб, к которому был привязан Спаситель для бичевания, он находится в Храме Гроба Господня. От этого столба, если к нему приложить ухо, до сих пор слышен свист бича, ужасающий свист бича, бьющего тело человеческое, и слышатся крики восторженной толпы. Я сам и многие другие люди слышали. И вот, распяли Его. Это был праздник, на горе Голгофе собрались вокруг толпы народа и ходили, над Ним смеялись и кричали: « Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Но ночь страданий продолжалась, и было второе заседание синедриона, где приговор был подтвержден, и Иисуса отвели к Пилату. Пилат долго не хотел осуждать Иисуса, но поддался шантажистам. На него надавили, он пытался свалить дело Иисуса на другого царя, на царя Ирода, но Ирод тоже признал Иисуса невиновным, посмеялся над Ним. Пилат решил избежать вынесения смертного приговора вот каким образом: он решил наказать Христа бичеванием, и Его привязали к столбу. Этот столб, мраморный столб небольшой величины, до сих пор находится в Иерусалиме. И Его бичевали плеткой, в которую вшиты крючки. Потом Его одели в царскую одежду, багряницу, потом одели Его голову, короновали его, и чем? Терновым венцом. Дали в руку палку, кланялись перед Ним и плевали Ему в лицо и били палкой по голове. Если вы будете в Сретенском монастыре в Москве, то можете увидеть точную копию Туринской плащаницы. Совершенно потрясающее изображение! Внимательно смотрите: там отчетливо видны страдания Христа. Патологоанатомы, которые изучали изображение на Туринской плащанице, насчитали двести девяносто шесть ран на Христе! И вот, Христа вывели, Пилат выводит Его на всенародное обозрение, одетого в терновый венец и багряницу и говорит: «Се, Человек! » ( Ин.19,5 ). А иудеи кричали: « распни, распни Его! » ( Ин.19:6 ). Он сказал: «Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины ». Они кричали: « если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю » ( Ин.19:12 ). Он говорил: « Царя ли вашего распну? » ( Ин.19:15 ), иудеи кричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря ». Пилат пытался отпустить Иисуса, наказав Его, отпустить ради праздника, но народ просил отпустить Варраву, разбойника, они выбрали убийцу. Народ иудейский предпочел убийцу Христу! И Христа предали на распятие. И вот, Его повели по улицам города. Действительно, стоит пройти по Крестному пути святого града Иерусалима. Если там будете, то пройдите по нему обязательно. Там есть Судные ворота. Любой человек мог, когда вели преступника сквозь эти ворота по Скорбному пути, выйти и сказать: остановите процессию, я знаю, что можно сказать в защиту этого человека.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Но они еще громче закричали: «Пусть будет распят!» 24. Видя, что ничего не помогает, но буйства делается все больше, взял воды и перед народом умыл руки, говоря: «Я неповинен в Его крови; ответ на вас!» 25. И весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших!» 26. Тогда он отпустил им Варавву, а Христа отдал после бичевания распять на кресте. 27. Тогда воины наместника, уведя Иисуса в преторию, столпились вокруг Него целой когортой; 28. раздев Его, они накинули на Него алый плащ, 29. и сплели венок из терния, и надели Ему на голову, и вложили Ему в правую руку тростник, и преклоняя перед Ним колени, насмехались над Ним, приговаривая: «Привет Тебе, о Царь Иудейский!» 30. И плевали в Него, и взяли тростник, и били Его по голове. 31. А когда натешились над Ним, сняли с Него плащ, и надели одежды Его, и повели Его на распятие. 32. Когда они выходили, им встретился человек из Кирены, по имени Симон, которого они понудили нести Его крест. 33. И когда пришли они на место, именуемое Голгофа, что означает Лобное Место, 34. давали они Ему пить вино, смешанное с желчью; и Он, отведав, не захотел пить. [ ] 35. А распяв Его, стали делить между собой одежды Его, бросая жребий; 36. и сев, стали Его там сторожить. 37. И поместили над головой Его надпись с указанием вины: «Это Иисус, Царь Иудейский». 38. Тогда распяли вместе с Ним двоих разбойников, одного по правую руку, другого по левую. 39. А кто проходил мимо, хулили Его, качая головами 40. и приговаривая: «Ты, что можешь разрушить Храм и в три дня восстановить его! Спаси Самого Себя, если Ты — Сын Божий, и сойди со креста!» 41. Подобным же образом глумились и первосвященники вместе с книжниками и старейшинами, говоря: 42. «Других спасал, а Самого Себя спасти не может! Это — Царь Израиля, пусть сойдет сейчас со креста, и мы уверуем в Него!». 43. «Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он Ему угоден!» «Он же сказал, что Он — Божий Сын». 44. Также и разбойники, распятые вместе с Ним, поносили Его. 45. А от шестого часа до часа девятого сделалась тьма по всей земле. 46. Но около девятого часа возопил Иисус громким голосом: [ ]

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

Но прежде чем привести в исполнение свое намерение, он изливает свою злобу на этих иудеев, которые наделали ему так много хлопот, в насмешках. Указывая на Иисуса, Он говорит: се, Царь ваш! И когда они закричали: возьми, возьми, распни Его! – он еще с большею насмешкою спрашивает: Царя ли вашего распну? Тогда первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели на Голгофу ( Ин.19:13–16 ). Смотрите, се, Царь ваш! Братие, не есть ли это слово как бы пророческое слово в устах язычника? Не есть ли оно то язвительно-насмешливое слово, которое с потрясающей силою еще и сейчас раздается в нашем грешном, во зле лежащем мире? Рассмотрим же его повнимательнее и напечатлеем поглубже в своем сердце то, что говорит оно всем чадам мира и сынам нашего века! Смотрите, говорит Пилат, се, Царь ваш! Но что же можно было здесь увидеть? Не что другое, как одно плачевное зрелище, которое он устроил иудеям. Предав Иисуса в руки врагов, он позволил не только заключить Его в оковы и подвергнуть бичеванию, но к этому телесному страданию присоединить и нравственные – язвительные насмешки и издевательство, причем они преклоняли в смехотворной форме пред Ним колени и говорили: радуйся, Царь Иудейский! ( Мф.27:29 ). При этом смех обнимал всех. Смеялась чернь, смеялись воины, смеялись старейшины и князья. В таком же насмешливом тоне и сам Пилат представил Его народу и сказал: се, Человек! ( Ин.19:5 ), – да, какой, в самом деле, жалкий человек! На лице Его следы плевков и ударов, с которыми они приносили Ему свою присягу, на главе, вместо царской короны, – терновый венец: в руке, вместо царского скипетра, – палка, которою они ударяли Его по лицу; на плечах, вместо царской одежды, – какая-то ветхая, солдатская хламида, в которою они одели Его в насмешку. Таков был этот человек, на Которого теперь еще раз указал Пилат и сказал: смотрите, се, Царь ваш! Поистине это был тот момент, когда исполнилось предсказание пророка о том, Который должен был прийти в мир: нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал, бы нас к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

С каких только точек зрения не исследуют! Например, смерть Иисуса Христа. Действительно ли правильно описывают апостолы Его смерть? Врачи читают, изучают, причем налицо такой подход: а может выдумали все это? Вот мы сейчас прочитаем и скажем, что этого не было. Вот как там описано все: время, предварительное бичевание Христа, то, как Он нес крест, в каком часу Он был распят, в каком часу Он умер, что потом произошло, когда пробили копьем ребра и когда из ребер вытекли вода и кровь – все это исследуется с медицинской точки зрения. И врачи в один голос приходят к выводу, что описано абсолютно правильно. Даже то, что из раны вытекли кровь и вода, означает, что абсолютно правильно показано, как наступает смерть от распятия. Если бы была иная смерть, скажем, от удушья, то вытекла бы только лишь вода. Если бы убили копьем, вытекала бы только кровь. А распятие приводит к тому, что это одновременно и удушье, и разрыв сердца. При разрыве сердца образуется вода, которая вытекает. Кровь вытекла не толчками, а просто написано: вылилось. Если бы Он был жив, и Его убили копьем, то кровь вытекала бы толчками. Но в этом случае она вылилась, потому что Он был уже мертв. Это правильно описано. Я еще раз повторяю: все описания отвечают абсолютно всем критериям. С любых сторон пытались опровергнуть Евангелие: с врачебной, исторической, филологической, т.е. с любых сторон абсолютно достоверно все описано. Как происходило бичевание? Археологические раскопки показали, каким образом происходило бичевание. Они открыли эти знаменитые римские девятихвостые плети. Что они собой представляли? Это плеть с девятью разделяющимися концами, на каждом конце или острый кусок кости, или кусок металла. Римские солдаты отличались своей жестокостью – это ни для кого не секрет. Бичевание было не такое, как несколько ударов палкой, это было такое бичевание, когда куски мяса вырывали просто до кости. Солдаты очень грубые, для них человека побить – ничего страшного. На казни сидят рядышком, метают жребий: кому достанется одежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/os...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010