Распятие, крестная казнь Распятие, крестная казнь ( Mф. XXIII:34, XXVII:31 и др.). Распятие от древних времен служило самой жестокой и вместе самой позорной смертной казнью и доселе еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самой позорной смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи ( Лk. XXIII, 2 ). Оно считалось проклятой смертью ( Bmop. XXI, 22, 23 , Гaл. III, 13 ). Ибо написано, говорит ап. Павел: проклят всяк, висящий на древе. Отсюда сила выражений в посланиях ап. Павла: к Коринфянам ( I Kop. I, 23 ), к Филиппийцам ( Флn.II, 8 ), Евреям ( Ebp.XII, 2 ). Как скоро произносился приговор: ты осужден на распятие, осужденный был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос ( Uc. LIII, 5 ), что уже одно нередко причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест или часть оного к месту казни. Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы тау – Т, четырехчастный – квадратный +, или продолговатый †, – и косвенный, вроде греческого X. Неопровержимое основание имеет для себя четырехконечная форма креста Христова, что только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из 3 дерев: из кипариса, певга и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах ( Uc. LX, 13 ). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 10 до 15 футов, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 4 фута. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 7 до 8 футов в длину. В середине или близ середины верхней части креста находилась перекладина, на которую преступника поднимали веревками; и вот, предварительно сняв с него одежды, его сначала привязывали к крестному древу и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Иные думают, что при распятии пригвождались только руки, а ноги просто привязывались веревками. Конечно, и веревки употреблялись для прикрепления ног, чтобы потом легче было их пригвождать. Но Сам Спаситель, уверяя учеников Своих в Своем воскресении, указывал им на язвы на руках и на ногах ( Лk. XXIV, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иконостас пятиярусный. Первый ярус составляют местные иконы Спасителя и Божией Матери, написанные на деке и приставленные к алтарной преграде в киотах; прочие ярусы написаны на самой преграде. Во втором ярусе находятся изображения: Тайной вечери, над церковными вратами, затем Благовещения, Рождества Христова, Крещения и Сретения. В третьем – Христос Вседержитель; по сторонам от него – Божия Матерь, Иоанн Креститель, два ангела и апостолы. В четвертом – Божия Матерь с младенцем Иисусом и лики пророков в медальонах. В пятом – Предвечный Совет и ветхозаветные патриархи. Выше Предвечного Совета – распятие Христа с предстоящими около креста Божией Матерью и Иоанном Богословом. Над клиросами и солеей на доске, соединяющей между собой концы арок, с одной из сторон, обращенной к алтарной преграде, представлены: двенадцатилетний отрок Иисус в Иерусалимском храме, Успение Божией Матери, Преображение Господне; прямо над солеей – Воздвижение Креста и Введение Дева Марии во храм. С другой – противоположной: Иисус Христос , Божия Матерь, Иоанн Креститель и двенадцать апостолов. Все эти изображения бюстовые и в медальонах. Стены южная и северная украшены изображениями событий из евангельской истории. Исключение представляет только часть около правого клироса, где представлено явление Бога Аврааму или ветхозаветная Троица. Между воспроизведенными событиями из евангельской истории на южной стороне можно различать: призвание апостолов на море галилейское, нагорную проповедь , исцеление слепого, исцеление расслабленных, вообще больных, изгнание легиона бесов и низвержение свиней в море, насыщение хлебами, исцеление кровоточивой, воскрешение дочери Иаира, изгнание торгующих из храма, тайную вечерю, моление о чаше, Иудино лобзание, Христос на суде первосвященника, допрос у Пилата. На северной стене храма: послание апостолов на проповедь, просьбу Саломии, укрощение бури, воскрешение сына вдовы Наинской, хождение по воде, лепту вдовицы, исцеление сухорукого, сына царедворца и др., Христа среди иудеев и фарисеев (несколько сюжетов), Христа под стражей, «се человек», предание Иисуса в руки врагов, бичевание и распятие. Пред левым клиросом – явление ангелов Иакиму и Анне, каждому отдельно, зачатие и рождество Богородицы здесь же, в окне, помещается «Благое молчание».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Но слугами Господа в прямом смысле этого слова они, конечно, не были, и если называли себя впоследствии рабами Иисуса Христа (как братья Господни Иаков (Иак 1:1) и Иуда (Иуд 1:1)), то только по глубокому смирению перед Ним. Беседуя с учениками во время Тайной Вечери, за считанные часы до ареста и менее чем за сутки до распятия, Спаситель называет их «не рабами, но друзьями», и объясняет: раб не знает, что делает господин его; но Я … сказал вам все, что слышал от Отца Моего  (Ин 15:15). Господь посвящает Своих учеников в самые сокровенные тайны, в суть Своих взаимоотношений с Богом Отцом ( Я в Отце и Отец во Мне ; Ин 14:11 и др.). Он дает им Самого Себя, Свои Тело и Кровь, в таинстве Причащения. Прежде чем возлечь В те времена, следуя обычаю римлян, в Иудее было принято принимать пищу не сидя, а полулежа, опираясь на левую руку на вечерю, Он моет им ноги и специально обращает внимание на это вопиющее несоответствие всем иерархическим нормам: … кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий  (Лк 22:27). И тут же объясняет, в чем дело: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу  (Ин 13:14). Читайте также: «Да вы же сами называете себя рабами!» — что верующему ответить на этот упрек Ученики то и дело порывались разобраться, кто из них главнее. А Господь настойчиво втолковывал им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих  (Мк 10:42–45). Вот в этом-то вся суть: Господь воплотился как человек и пришел на землю вовсе не для того, чтобы принять от сотворенных Им людей почести и призвать их к Себе на службу. Он Сам пришел  послужить и отдать душу Свою для искупления многих . Пришел послужить делу спасения людей, прожить тяжелую человеческую жизнь, потерпеть унижения, издевательства, бичевание и страшную смерть на Кресте — и, воскреснув, открыть людям путь к спасению от греха и смерти. Как сформулировал это апостол Павел, Сын Божий уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной  (Фил 2:7–8).

http://foma.ru/svjashhenniki-govorjat-ch...

Плоцкий, с 2 диаконами»; «Вознесение прор. Илии»; аллегорические фигуры Крепость и Убожество; мастер Риквин; «Адам и Ева» («Грехопадение»); мастер Аврам ; «Сотворение Евы»; мастер Вайсмут. На правой створке (сверху вниз и слева направо): Маэста Домини (Христос во Славе, с символами евангелистов); неизвестный в доспехах с надписью: «Sigere» (возможно, аллегория Мудрости); «Вход Господень в Иерусалим» (сцена разделена на 2 части); неизвестный в доспехах; сцена охоты на льва (изображение помещено на валике); неизвестный со свитком; неизвестный (возможно, Товия с собакой в руках или аллегорическая фигура Предательства с василиском); «Поцелуй Иуды»; неизвестный (на валике); неизвестный (возможно, Товит, обвитый рыбой, или аллегория Гедонизма, муж. фигура, опоясанная аспидом); «Христос в темнице» (или «Явление ангела ап. Петру в темнице»); маска льва; король; сцена охоты на оленя (изображение помещено на валике); царь Ирод; «Бичевание Христа»; прав. Никодим; «Распятие»; неизвестный (возможно, прав. Иосиф Аримафейский); «Жены-мироносицы у Гроба Господня»; «Сошествие во ад»; Вихман, еп. Магдебургский; «Вознесение»; неизвестный с мечом; воины делят одежды Христа (?) (или св. Маврикий со спутниками); «Избиение младенцев»; кентавр, стреляющий из лука. В рус. источниках с кон. XVI по XIX в. М. в. именовались Корсунскими. В наст. время Корсунскими вратами называют др. двери собора Св. Софии, отделяющие придел Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти. Первое письменное упоминание врат с названием «Корсунские» относится к 1571 г. и содержится в Новгородской II летописи (ПСРЛ. 1965. Т. 30. С. 165). Легенда об их привозе вместе с др. реликвиями вел. кн. Владимиром из Корсуни существовала в Новгороде и ранее, о чем свидетельствовал в 1517 г. С. фон Герберштейн ( Герберштейн. 1988. С. 150). Косвенным подтверждением бытования этого названия в XV в. может служить упоминание в Новгородской III летописи, восходящей к источнику XV в., в к-рой под 1450 г. значится: «Подписан бысть притвор у Святей Софии у Корсунских врат» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2561176.html

Если присовокупить к мучительному удушью боль он ран, невозможность размять затекшие мышцы или хотя бы согнать мух и слепней, не говоря уже о позоре – это действительно кошмарная пытка, а не просто казнь. Римляне приберегали ее для мятежных рабов и самых отвратительных преступников. Ветхий Завет ( Втор 21:23 ) утверждал, что всякий, казненный через повешение на дереве, проклят – так могли поступить лишь с самым последним злодеем, в назидание другим. Да и то, Ветхий Завет требовал снять тело до окончания дня – значит, там имелась в виду быстрая казнь через повешение. Что же значило в те времена «нести свой крест»? Столбы обычно оставались на своих местах, а вот поперечные брусы (весом в несколько десятков килограммов) осужденные обычно должны были нести к месту казни сами как знак своего унижения и подчинения. Евангелия описывают, что Иисус, обессилевший после бичевания, не смог этого сделать, и римские воины заставили потрудиться случайного прохожего ( Мф 27:32 др.). Слова Иисуса означали для тех, кто их слышал тогда, примерно вот что: признай себя преступником, достойным самой мучительной казни, вынеси себе такой приговор и ступай за Мной, зная, что именно такую цену тебе и придется за это заплатить. Так оно, в конечном итоге, и случилось с апостолами: они умерли мученической смертью , и многие были именно что распяты. Это не пассивное «терпение скорбей», это призыв к самому активному и деятельному самоотречению. Человек призван заранее согласиться на самое страшное, позорное и мучительное, что только может себе представить – и если он не готов, значит, ему еще рано следовать за Иисусом. Но есть у этого призыва и еще одна сторона, которая не была понятна ученикам в момент произнесения этих слов и раскрылась перед ними позднее. Всякий царь или полководец может призвать своих верных слуг или воинов умереть за него, но здесь совсем не тот случай: первым на кресте оказался Сам Иисус. Он не просто посылает учеников на смерть, Он Сам идет на смерть ради победы над смертью , ничего не требуя ни от кого и не пытаясь Себя защитить. При этом он заранее предупреждает, куда ведет такая дорога. Он Сам идет впереди, он принимает удар на Себя (позднее Павел в своих посланиях подробно будет рассуждать о Его искупительной жертве), но кто хочет действительно встретиться с Ним, не может пройти мимо Голгофы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Именно в такой последовательности эти события упоминаются в тексте мессы праздника Епифании и в службе коронования. Откидная крышка была украшена 3 античными предметами: камеей Птолемея с изображениями Птолемея II и его супруги Арсинои II (украдена в 1574), инталией с изображениями Венеры и Марса (слева) и камеей с изображениями Нерона и Агриппины (справа), а также рядом др. гемм и камей. В соответствии с понятием «interpretatio chrismiana», введенным в научный оборот Э. Панофским ( Панофский. 1998. С. 73), Цвирляйн-Диль связывает все 3 изображения с 3 расами, к которым принадлежали волхвы ( Zwierlein-Diehl. 1997. P. 69). Автор подкрепляет свое мнение рядом примеров «христианизации» и даже почитания античных гемм и камей в Свящ. Римской империи (напр., гемма с профилем Медузы, украшавшая трон еп. Бернварда Хильдесхаймского, почиталась как изображение Девы Марии). Продольные стороны реликвария украшены рельефными изображениями царей Давида и Соломона , к-рые фланкированы фигурами пророков. В пазухах арок были представлены аллегории добродетелей, ныне перемещенные на 2-й ярус. На 2-м ярусе базилики в аркадах помещены изображения юноши-серафима со стороны царя Соломона (сопровождается надписью: «Seraphim ardens karitate») и херувима со стороны царя Давида и апостолов с моделями основанных ими церквей. Евангельские сцены, располагавшиеся в медальонах на скатах кровель боковых нефов базилики, утрачены. Однако о том, как они выглядели, можно судить по реликварию Божией Матери. На кровле базилики в 3-лопастных арках были представлены апокалиптические сцены (не сохр.). Торец тыльной стороны реликвария украшен сценами «Бичевание» и «Распятие» с изображением прор. Исаии между ними, выше находилась персонификация Терпения с ангелами. Т. о., мастер развивает в наглядной форме, ориентированной прежде всего на восприятие отдельной объемной фигуры, идею согласования ВЗ и НЗ, к-рая позднее будет воплощена в монументальной скульптуре (напр., в композиции «Апостолы на плечах пророков» в Княжеском портале собора в Бамберге, 2-я четв.

http://pravenc.ru/text/2566098.html

XIII в.) в сочетании с введенными в программу аллегорическими персонажами, что характерно для предшествующей рейнско-маасской традиции. Особенностями программы реликвария Трех волхвов являются отсутствие ее непосредственной связи с реликвией и ее «имперский» характер, выраженный в идее коронования. Реликварий Божией Матери Царь Давид и прор. Даниил. Фрагмент реликвария Трех волхвов. 1191 г. (Кёльнский собор) Царь Давид и прор. Даниил. Фрагмент реликвария Трех волхвов. 1191 г. (Кёльнский собор) - последняя известная работа Н. В. (сакристия собора в Турне, Франция, 1205), к-рая дает представление о высшей точке развития его стиля; выполнена по заказу Стефана, еп. Орлеанского. Реликварий из Турне, как и кёльнский реликварий, изготовлен из позолоченной и посеребренной меди с включением гемм и эмалей, но отличается более скромными размерами (162×90×70 см). Программа декора, как и в кёльнском памятнике, слабо соотносится с хранящимися в нем реликвиями св. Элигия и Аманда. Название реликвария связано с посвящением Богоматери собора в Турне. Его композиция и иконографическая программа декора значительно проще, чем в предшествующих работах. Реликварий представляет собой предмет прямоугольной формы, с 2-скатной крышкой, украшенный сценами Новозаветного цикла. На длинных сторонах изображен цикл «Детство Христа», в 3-лопастных арках с одной стороны - «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество», и «Бегство в Египет»; «Принесение во храм», «Крещение» - с другой. На скатах крышки помещены в медальонах сцены Страстного цикла и цикла Воскресения: «Бичевание», «Распятие», «Сошествие во ад», «Воскресение», «Явление Марии Магдалине», «Уверение Фомы». Торцовые стороны украшены изображениями Христа во Славе с ангелами, держащими орудия Страстей, и сценой «Поклонение волхвов». Фигуры трактованы более рельефно, драпировки еще более пластичны по отношению к фигуре, чем в кёльнском реликварии. Реликварий Богоматери. 1205 г. (сакристия собора Турне, Франция) Реликварий Богоматери. 1205 г. (сакристия собора Турне, Франция) Творчество Н. В. явилось высшей точкой в развитии стиля и иконографии церковного искусства малых форм в Рейнско-Маасском регионе в переходный романо-готический период. Оно оказало влияние на др. виды искусства за пределами региона, в т. ч. в последующие эпохи ( Buschhausen. 1975. P. 119).

http://pravenc.ru/text/2566098.html

В горизонтальную ось креста и нижнюю часть помещены частицы мощей изображенных святых. 14. Крест Инв. 14889. Начало XIX века. Палех (?) Дерево, темпера; 109х80 см. Поступил в 1935 году из антирелигиозного музея искусств. Крест восьмиконечный, запрестольный, двусторонний. С лицевой стороны креста изображение Распятия занимает практически всю плоскость, слева и справа – поясные Богоматерь и Иоанн Богослов, в верхнем перекрестии – Господь Саваоф, Святой Дух, летящие Ангелы, солнце и луна. Оборот посвящен страстной теме: вокруг центральной композиции Воскресения (Сошествия во ад), сверху вниз раскрывается хронологический ряд евангельских событий: Моление о чаше, Умовение ног, Тайная вечеря, Лобзание Иуды, Приведение Господа к первосвященнику Анне, Приведение Христа к Каиафе, Приведение Христа к Ироду, Умовение Пилатом рук перед народом, Бичевание Христа, Возложение тернового венца, Несение креста, Снятие со креста, Положение во гроб, Жены мироносицы у Гроба Господня. Лицевая сторона        Оборотная сторона 15. Крест Инв. 20877. Конец XIX – начало XX века. Палех (?) Дерево, темпера; 49х33 см. Поступил в 1930-е годы из фонда московского отдела народного образования. Крест восьмиконечный, запрестольный, двусторонний. С лицевой стороны практически идентичный по иконографии кресту инв. 14889. На обороте композиции: Тайная вечеря, Моление о чаше, Умовение ног, Лобзание Иуды, Несение креста, Снятие со креста, Положение во гроб. Лицевая сторона                   Оборотная сторона 16. Крест 588 Инв. Др 1841. XVIII век. Дерево, темпера; 188х151. Поступил в 1966 году из села Горицы Горьковской области. Крест четырехконечный, односторонний. Особенностью креста являются фигурные завершения его сторон, напоминающие трехлепестковые разветвления. Центральному изображению Распятия Христа на кресте предстоят в рост слева Богоматерь и Мария Клеопова, справа – Иоанн Богослов и Лонгин сотник, вверху – Господь Саваоф. По пробам, сделанным на кресте, его возможно датировать концом XVIIbeka, но окончательные выводы можно будет делать только после раскрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Вост. сторону площади занимает греч. Авраамиев мон-рь, главный храм к-рого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа и жертвенного камня Авраама в совр. Иерусалиме принадлежит мусульманам (мечеть Куббат эс-Сахра (Купол скалы)), поэтому правосл. Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь ц. Воскресения. Др. монастырская ц. Двенадцати апостолов сохраняет память об одноименном мон-ре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям нек-рых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов). Часть нижнего этажа Авраамиева мон-ря принадлежит грекам. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвящ. Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама. К северу от монастырских дверей находится вход в арм. ц. ап. Иоанна Богослова. В сев.-вост. углу двора дверь между часовней св. Марии Египетской и ц. ап. Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете к-рой расположена копт. ц. арх. Михаила, на верхнем - эфиоп. ц. Четырех живых существ (Тетраморфа). Храм эфиопов соединен с террасой (уровень пола первоначальной базилики имп. Константина), посреди к-рой высится купол подземной ц. св. Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи мон-ря крестоносцев XII-XIII вв., заменившего в свою очередь древний Авраамиев мон-рь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются миниатюрные кельи эфиоп. монахов, вытесненных в букв. смысле слова «на крышу» в 1660 г., после утраты принадлежавших им св. мест внутри храма. За площадкой с эфиоп. мон-рем расположены здания Коптской Патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены копт. общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм мон-ря посвящен основателю христ. иночества прп. Антонию Великому, др. храм - св. Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне св. Елены - самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Г. Г. х.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Роспись алтаря: в апсиде Богоматерь, евхаристия (с теми же подробностями в изображении Иуды, как в лаврском параклисе св. Михаила, но с тою особенностию, что извергаемое Иудою имеет огненный цвет), строгие фигуры святителей. В своде алтаря вознесение и пятидесятница. В соответствии с изображениями новозаветными помещены здесь ветхозаветные пророки, скиния свидения с Моисеем и Аароном, несение кивота завета и смерть Озы. В малой апсиде с сев. стороны Иисус Христос во гробе, Св. Троица ветхозаветная (возле стола представлена корова, которую сосет теленок), жертвоприношение Авраама, Петр Алекс. и др., – с южной стороны Иисус Христос, агнец Божий на дискосе, который поставлен на престоле с киворием, святители, три отрока в пещи и др. Южная стена храма: рождество Христово, (Богоматерь на коленях), избиение младенцев вифлеемских (праведная Елизавета с Иоанном), брак в Кане галилейской, притча о делателях винограда, о впавшем в разбойники (разбойники в виде черных демонов с крыльями); торжество православия; внизу мученики. Северная сторона: притча о богатом и Лазаре, положение Иисуса Христа во гроб, воскресение, явление Иисуса Христа Марии Магдалине и ап. Фоме, Иисус Христос в Эммаусе; воздвижение честного креста (возле столпа). Западная сторона: недреманное око, успение Богоматери (апостолы летят на облаках), страсти Христовы (отчасти на сев. стороне) – Иуда берет сребреники, смерть Иуды на сучке, Иисус Христос исцеляет Малха, поругание Иисуса Христа, бичевание, несение креста и распятие; здесь же рождество Богородицы и благословение Ее иереями; внизу единоличные изображения преподобных. На предалтарных столпах благовещение пресв. Богородицы (Богоматерь с веретеном, возле Нее прор. Исаия со свитком, в котором написано известное пророчество о рождении Мессии от Девы: δο παρθνη etc.; возле архангела Давид со свитком: κουσον θγατερ etc). В притворе мучение апостолов и мучеников, лествица духовная, виды подвижничества, единоличные изображения преподобных и ктиторы. Во внешнем притворе апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010