Заслуженный профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский родился 11 ноября 1843 года в Калужской губернии в семье сельского священника. Он окончил Калужские духовные училище и семинарию, затем в 1868 году – Московскую духовную академию. За сочинение „Святое Евангелие от Марка: против Баура” он был удостоен степени магистра богословия. Затем он был направлен преподавателем в Харьковскую духовную семинарию, однако в 1870 году переведён обратно в МДА, где определён преподавателем гомилетики и литургики в семинарии. Год спустя Учёным советом МДА Н. А. Елеонский был удостоен избрания доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, которую он занимал десять лет. В 1879 году он стал ординарным профессором богословия в Петровской земледельческой и лесной академии в г. Москве и после рукоположения назначен настоятелем её академического храма. С 1891 года священник Николай Елеонский состоял членом Московского духовно-цензурного комитета. В 1892 году он был определён профессором в Московский императорский университет и стал настоятелем университетского храма. В 1897 году отец Николай был удостоен звания заслуженного профессора. С 1898 года он являлся председателем Отделения педагогического общества при Московском университете по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания. Был возведён в сан протоиерея в 1904 году. Научная деятельность профессора протоиерея Николая Елеонского многогранна и содержательна. Основной сферой его деятельности было изучение Священного Писания , особенно – исагогических вопросов. Как и его учитель по МДА, профессор епископ Михаил (Лузин ; 1830–1887), протоиерей Николай Елеонский ставил задачу православного анализа западных теорий „отрицательной” (т. е. отрицающей традиционное церковное понимание богодухновенности Священного Писания ) библейской критики и выявления их несостоятельности. В своей магистерской работе он разобрал теорию Ф. X. Баура о якобы после-апостольском происхождении Евангелия от Марка и показал её тенденциозность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о недавних документах Парламентской ассамблеи Совета Европы 27 2006 р. 16:40 Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата распространил Заявление, в котором отдельные положения принятых ПАСЕ документов расцениваются как направленные на вытеснение веры из жизни общества. Текст Заявления приводится ниже. В начале октября 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию 1464 (2005) «Женщины и религия в Европе» и Рекомендацию 1720 (2005) «Образование и религия». Данные документы, как затрагивающие важные принципы религиозного мировоззрения, а также жизнь верующих в обществе и государстве, нуждаются в реакции Русской Православной Церкви. Наша Церковь разделяет содержащиеся в Резолюции 1464 идеи, направленные на обеспечение гражданских прав женщин, их равноправного положения в обществе и государстве. Мы всегда разделяли такой подход, исходя из библейского учения о равном достоинстве мужчины и женщины. В то же время ряд положений резолюции не может не вызвать принципиальных возражений. Пункт 6 документа гласит, что «борьба с религиозными стереотипами относительно предназначения мужчин и женщин должна вестись с самого раннего возраста, в том числе в учебных заведениях». Таким образом, религиозные убеждения, защищаемые согласно статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, называются не более чем «стереотипами», что по существу отражает презрение ко взглядам миллионов верующих. Из пункта 4 следует, что проявлениями «нетерпимости и дискриминации» являются патриархальные устои, «считающие роль жены, матери и домашней хозяйки идеалом для женщины». Документ призывает пересмотреть традиционные представления миллионов людей об идеальных категориях. Одновременно авторы документа не замечают целого ряда современных проблем, делающих несчастными многие тысячи женщин. Это сексуальная эксплуатация, торговля людьми, трудности самореализации женщин в семье и материнстве, во многом обусловленные экономическим и социальным положением в ряде стран. Между прочим, Церкви и другие религиозные общины активно участвуют в  разрешении этих проблем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202585...

Золотой век истории человечества и мира, который у одних языческих народов предлагается в глубоком мраке седой древности, а другими более просвещёнными народами представляется в светлой дали отрадной сущности, – этот век есть отражение библейского верования на первобытное состояние мира до падения человека и на состояние мира вполне облагодатаствованного крестными заслугами Господа нашего Иисуса Христа. Представление о мире, когда в нём было всё «добра зело», когда в нём не было никаких нестроений и бедствий климатических, террестрических и т. под. уносит нашу мысль к начальным дням мира. Заря дней мира действительно была светлая и радостная, не менее светла – даже более, по слову Божию, будет и конечная его судьба. Но в промежутке между этими крайними пределами истории и жизни видимого мира находятся два события, которые каждое своеобразно и довольно сильно влияют на жизнь и историю мира, более или менее окрашивают своим колоритом явления этой жизни. События эти явление князя тьмы дьявола в образе змия праматери человечества Еве, сопровождающееся искусительным действием на неё, давшим превратное направление её свободной воле и затем произведшим нестроение во всей видимой природе, и – второе событие – принятие на себя плоти человеческой кроме греха Сыном Божиим во чреве Богоматери Марии, искупление Им падшего человечества и мира чрез свои крестные страдания и смерть, восхождение путём этих, страданий и по человечеству на ту степень славы, которую Он имел у Отца Своего «прежде мир не бысть». Незаменимые следы действия события второго и противодействие плачевным результатам события первого поддерживает и охраняет основанная Христом Церковь или общество истинно верующих в Него. Действие Церкви началось ещё во времена ветхозаветные, при начале истории и жизни мира. Первоевангелие, возвещённое Самим Богом нашим, прародителям вскоре после их падения и принятое ими с верою было первым проявлением действия и жизни Церкви, затем многочастные обетования и пророчества, многообразные явления Ангела Иеговы возбуждали и питали в Ветхом Завете веру в грядущего Мессию-Христа и тем знаменовали предварительную прошедшую жизнь общества Христова или Церкви. В Новом Завете Церковь Христова, вполне основанная Христом Спасителем, утверждённая и расширенная проповедническими трудами и примером святой жизни Апостолов Христа и их преемников продолжает жить и влиять на самые разнообразные отправления жизни семейной, общественной, государственной, общечеловеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

И.Ц. Миронович Лекция 14. Ожидание Спасителя. Песнь песней. Экклезиаст по теме «Рождество Христово», а сегодня тоже надо немножко сказать о Крещении. Посмотрите – Церковь совмещает эти события очень, можно так сказать, плотно. Ведь Он крестился в тридцатилетнем возрасте, а до этого был вообще неизвестен никому. И вот Его выход на общественную проповедь начинается с крещения от Иоанна: дабы Он явлен был (см. Ин. 1:31 ). И вот откройте все пророка Малахию. Это послепленный пророк, печать пророков. После Малахии по каким-то причинам Дух Божий отлетел от народа Иудейского, и пророческое служение в нём прекратилось, и пророков не было до Иоанна Предтечи. Это промежуток в пять столетий. Три пророка – Алтей, Захария и Малахия – называются послепленными: они появились после возвращения народа из Вавилонского плена. В 536-м году Кир Персидский издал указ, позволяющий иудеям вернуться. Седьмины Иеремии исполнились точно (см. Иер. 25:11 ). Как он сказал, что 70 лет будут пребывать в плену, так день в день и час в час исполнилось . И вот встаёт новый владыка вселенной, которого пророк Исаия – этого Кира – назовёт даже Христом – помазанником, мессией (см. Ис. 45:1 ). И вот он исполнит волю Божию и разрешит иудеям вернуться. Конечно, патриотизм за 70 лет во многих испарился; большинство (а богатым везде хорошо) привыкли к той городской цивилизации и жизни, обустроились, разбогатели, стали вести торговые дела, заимели имущества и связи, и вдруг, нате вот, – возвращаться! Куда? На эти руины, развалины, в эту нищету? Всё начинать опять с начала? Увольте. Пошли только те, сердца которых коснулся Бог. И вот первая партия с Зоровавелем, князем Иудиным, пришла и . Общее число их – 50000. Когда рассеялись по своим местам, в Иерусалиме и людей-то не видно. Пришлось просить, чтобы все оставили свои родовые имения и съехались, вот, в Иерусалим. С чего начинать? Надо, во-первых, . Храмовая гора поросла терновником, репейником, всё – как Навуходоносор разрушил, так всё и лежало – и быльём поросло. Надо было разгребать эти груды, следы пожарища, а с кем? С чем? Руки-то опустились у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ц. Миронович Лекция 18. История Авраама Кланяюсь всем вам и приветствую. И вот посмотрите, Троица Единосущная и Нераздельная, но у Каждого Лица какие-то особые, как бы так сказать . И вот посмотрите, мы призываем и начинаем практически все последования, все богослужения с призывания Святаго Духа: Царю Небесный, Утешителю; призываем Третью постась Пресвятой Троицы, и это не случайное установление: именно Святой Дух со дня Пятидесятницы в жизни Церкви. И вот нам всем нужно прочитать работу протоиерея Николая Афанасьева « Церковь Духа Святаго». Действительно, в Сионскую горницу, где собрались Апостолы, на каждом из них в виде огненных языков почил Святой Дух. Вот такое было проявление. И Спаситель запретил Апостолам покидать Иерусалим, пока они не исполнятся силою свыше, то есть пока на них не снизойдёт Святой Дух. Вот тогда они могут идти во все концы земли и станут полномочными представителями. Хотя бы и Сам Господь Иисус Христос мог сообщить им все эти полномочия и дары, но Лица Святой Троицы, – как скажет Иоанн Златоуст , – находятся в послушании Друг у Друга, и каждому отводится своя . Так вот со дня Пятидесятницы особое действование Святаго Духа: Он освящает и ведёт Церковь , Он совершает таинства, Он вдохновляет пророков и все служения. И у Моисея пророка, и у Апостола Павла высказывается такое пожелание: я желал бы, чтобы все люди приобрели дар Духа Святаго, дар пророчества (см. Числ. 11:29 ; 1Кор. 14:1 ). И в первенствующей Церкви дары Духа Святаго были преизобильны, но вскоре, ещё в апостольское время, пошли раздоры, потому что человек вносит в Церковь не только своё хорошее, но и дурное. И вот это дурное, как закваска порока и лукавства, она портит всё дело, она стремится нейтрализовать самые благодатные дары и внести раскол в само христианское общество, чтобы нейтрализовать влияние Церкви на окружающий И вот когда мы видим такое дело в Церкви: нестроение, раздоры, которые никак люди не хотят мирно разрешить, впадают в такое высокоумие, настаивают на своём, не прислушиваются ни к Соборному голосу, ни к какому; и вот, может ли такая Церковь свидетельствовать себя привлекательной для внешнего невоцерковлённого который любит посудачить – это хлебом не корми, – какие христиане дурные и ничем не отличаются от нас? Чем они лучше нас? Вот эта задача выполняется нами, это очень грустно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

иеродиакон Вениамин (Юсупов) „Неотъемлемый характер жизни Истинно христианской есть трудничество, подвижничество.. христианин по назначению своему есть истинный философ». Св. Феофан. Начертание. 329, 474 стр. „Человек, усердно читающий Библию , сам собою делается философом и так или иначе обсуждает все явления жизни с точки зрения Божественного Промысла». Архиепископ Антоний Волынский Собр. лекций 40стр, 1909 г. Аскетика – наука о подвижничестве, необходимая для всякого человека, ибо каждый из людей в жизни несет какой-либо подвиг, именуемый в христианстве крестом или последованием Христу Богу Спасителю всего человечества. Преподобные и богоносные святые отцы науку о монашестве и науку о подвижничестве называли наукою всех наук. Посему Аскетика есть наука всех наук, так как без нее в жизни никто не обходится и каждый имеет нужду стремиться к лучшему бытию, т. е. подвизаться во всяком добре, как бы это благо и добро не понимаемо было, различно не толковалось бы. Христианская Аскетика есть Евангельское Любомудрие или истинная философия, руководящая к вечному бытию и бессмертию, к вечному блаженству небесному и райскому, а равно и к земному упорядочению житейского препровождения и устроению жизни общественной. Аскетизм весьма раннего и Библейского происхождения; каждый народ и всякая религия имеет своих подвижников и подвижниц от начала бытия своего. Христианское же подвижничество отличается от всех прочих многочисленных аскетических проявлений тем, что оно заключает в себе полностью все истинные их достоинства, кроме недостатков. Отсюда следует универсальность и всеобщность христианского аскетизма, универсальность науки христианской – Аскетики благодатной. Источники: 1) Библия Ветхого Завета и Нового Завета, т. е. Священное Писание . 2) Творения преподобных и богоносных святых отцов и учителей Церкви Христовой. 3) Сочинения писателей: богословов, философов, историков, литераторов и вообще светская письменность, так или иначе затрагивающая и трактующая об аскетизме. Книги Священного Писания Ветхого Завета раскрывают нам подвиги св. мужей и подвиги св. жен, праведно „ходивших перед Богом“, повествуя также и о борьбе добрых склонностей со злыми, в них обретавшихся. Самая характерная борьба грешного и праведного человека весьма детально и подробно и совсем полно изображена в Псалтири св. царя Давида песнопевца. В Псалтири Аскетика и подвижничество так рельефно и увлекательно изображены, что под влиянием ее вдохновения многие из подвизавшихся никогда не расставались с нею до самой смерти, нося ее всегда с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

иером. Евстафий (Халиманков) Предисловие Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса бакалавриата Минской духовной семинарии. В подборе источников для комментария на Послание апостола Иакова был принят комплексный подход, а именно: сочетание толкования Святых Отцов и современной библейской экзегезы. За основу взят текст 4-го издания греческого Нового Завета Объединенных библейских обществ 1 , подготовленный известными библеистами Э. Нестле и К. Алландом (далее – NA). В качестве русского перевода был выбран так называемый Синодальный перевод (далее – СП) как самый распространенный среди русскоязычного читателя Библии . Несмотря на такую распространенность, СП не является, конечно, идеальным переводом, поэтому в некоторых местах для сравнения были использованы популярные современные переводы на русский 2 и английский 3 языки. История этих переводов, а также текста NA, не входит в задачу исследования данного учебного пособия. Список использованной литературы приводится в конце пособия. Иеромонах Евстафий (Халиманков) Введение В состав «Апостола», кроме книги Деяний св. апостолов, посланий апостола Павла и Апокалипсиса, входят еще семь соборных посланий 4 : послание апостола Иакова, два послания апостола Петра, три послания апостола Иоанна Богослова и одно послание апостола Иуды. Соборными эти послания называются потому, что они были написаны не какой-то конкретной Церкви 5 или какому-то отдельному лицу 6 , а к Собору (т.е. группе) Церквей. Под соборными посланиями еще свмч. Климент Александрийский и Дионисий Александрийский имели в виду окружные послания 7 . Так, в Деян.15 повествуется о таком окружном послании Иерусалимского апостольского собора 49 г. Автором первого послания, которое мы будем разбирать, традиционно считают апостола Иакова, брата Господа Иисуса Христа 8 . Иаков уверовал во Христа уже после евангельских событий 9 . Очень скоро он становится предстоятелем, первым архиереем Иерусалимской Церкви. Это была первая по времени возникновения христианская община (состоящая практически из одних иудеев) и в этом смысле – Матерь- Церковь для всех остальных Поместных Церквей, возникших впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Кобрин Михаил Петрович 17 апреля 2006 г. исполняется 50 лет со дня кончины Михаила Петровича Кобрина (1871-1956), известного украинского богослова, общественного деятеля, расколоведа, переводчика и педагога. Имя этого ученого незаслуженно забыто в современной России, в то время как основные направления его деятельности актуальны сегодня так же, как и 50-100 лет назад. Однако не забывают о Михаиле Петровиче противники Русской Православной Церкви, которые пытаются перетолковать в свою пользу наследие знаменитого ученого, приписывая ему крайние националистические позиции. Но вся жизнь Михаила Петровича свидетельствует об обратном. Это был христианин, который искал прежде всего «Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 33), деятельностью которого руководили интересы утверждения Православия на зараженных униатством землях Западной Руси. Ко дню памяти Михаила Петровича редакция сайта Православие.Ru публикует биографический очерк о нем, в большей своей части основанный на жизнеописании ученого, составленном его дочерью Евгенией Михайловной Кобриной и внучкой — Марией Кулиняк. Фотографии из архива семьи Кобриных. Михаил Петрович Кобрин родился 21 октября 1871 года в семье малоземельного крестьянина Красноставского уезда Люблинского (ныне Холмского) воеводства. После окончания начальной школы среднее образование получил в Холмской Духовной семинарии, а в 1893 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1897 г. со степенью магистранта. За работу под названием «День очищения в Ветхом Завете» Ученый совет МДА присвоил М.П. Кобрину ученую степень магистра богословия. В журналах заседаний Совета МДА за 1900 г. было отмечено, что работа Михаила Петровича была единственной в русской библейской литературе монографией на данную тему, которая представляла собой глубокое библейско-археологическое исследование по истории еврейского народа . Молодому богослову предложили преподавательскую должность в Санкт-Петербургской Духовной академии или высокую духовную должность в Тифлисе.

http://pravoslavie.ru/5420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни. Работа над составлением энциклики началась после чрезвычайной консистории коллегии кардиналов, посвященной факторам, угрожающим человеческой жизни (4-11 апр. 1991). В изданной после консистории декларации кардиналы обратились к папе с просьбой изложить католич. учение о ценности жизни «с учетом современных обстоятельств и угрожающих ей сегодня опасностей». 19 мая 1991 г. папа Римский направил письмо католич. епископам всего мира с призывом представить идеи и предложения по этому вопросу, к-рые были учтены при написании текста. Энциклика состоит из 4 глав: 1-я посвящена совр. опасностям, угрожающим человеческой жизни, во 2-й излагается христ. учение о ценности жизни, в 3-й предлагается трактовка заповеди «не убивай» (Исх 20. 13; Втор 5. 17) в связи с проблемами биоэтики (в т. ч. аборта и эвтаназии ), 4-я касается социального служения и обеспечения защиты жизни. Помещая понятие «Евангелие жизни» в основу Вести Господа Иисуса Христа, папа Иоанн Павел II отмечает, что, хотя данное словосочетание и не встречается в Свящ. Писании, оно «соответствует существенному аспекту библейской Вести», поскольку человеческая жизнь не ограничена рамками земного существования, но является «участием в жизни Самого Бога». Отсюда проистекают величие, святость и огромная ценность жизни человека от зачатия до смерти, осознание которых приводит к убеждению о праве всякого человеческого существа на «полное соблюдение этого своего первостепенного блага». Однако в связи с тем что в совр. обществе не только появляются новые опасности, угрожающие жизни людей и народов, но и формируется особая культурная обстановка, оправдывающая «преступления против жизни во имя права на свободу личности», а законодательство мн. гос-в подтверждает это право, папа по итогам консультаций с епископатом счел необходимым обратиться к католикам и ко всем людям доброй воли с призывом чтить и охранять всякую человеческую жизнь «ради построения подлинной цивилизации истины и любви».

http://pravenc.ru/text/180940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАГОЛЕВ Александр Александрович (14.02.1872, с. Покровское Тульской губ.- 25.11.1937, Киев), прот., проф. КДА, библеист. Род. в семье священника. В 1894 г. окончил Тульскую ДС, в 1898 г.- КДА, оставлен профессорским стипендиатом на кафедрах Свящ. Писания ВЗ и древнеевр. языка и библейской археологии. С 10 июня 1899 г. исполнял обязанности доцента на кафедре древнеевр. языка и библейской археологии, 15 нояб. 1900 г. назначен доцентом. 21 сент. 1900 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». Г. изложил учение ВЗ об Ангеле Господнем , об ангелах, а также о сатане и демонах. Рассмотрел все библейские места, относящиеся к теме, и раскрыл их смысл, критиковал спорные взгляды нек-рых зап. ученых. 2 нояб. 1902 г. на ежегодном годичном акте в КДА произнес речь «Древнееврейская благотворительность» (опубл.: ТКДА. 1903. 1. С. 1-83), показал религ. значение благотворительности библейского Израиля. 4 мая 1903 г. Г. был рукоположен во иерея, служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго) на Подоле, в мае 1914 г. возведен в сан протоиерея. В 1905 г., во время евр. погромов в Киеве, выступил в защиту евреев, старался успокоить общество. 20 июля 1906 г. Г. был утвержден экстраординарным профессором. Изучил 18 древних и новых языков. 6 сент. 1907 г. Совет КДА избрал Г. ректором (процедура избрания проводилась в академии впервые, согласно «Временным правилам» от 26 дек. 1906), но Святейший Синод не утвердил его кандидатуру, настаивая на выборе кандидата из монашествующих. Определением Святейшего Синода от 12-14 окт. 1910 г. Г. был назначен на 2-ю кафедру Свящ. Писания ВЗ, введенную новым академическим уставом с осени 1910 г. Этим же уставом было отменено обязательное изучение в академии древнеевр. языка. В марте 1912 г. совместно с проф. КДА В. П. Рыбинским Г. подал в Совет КДА записку о необходимости преподавания древнеевр. языка всем студентам на первом курсе, указом Синода от 15 мая 1912 г. это ходатайство было удовлетворено.

http://pravenc.ru/text/165061.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010