" Друг друга тяготы носите... " : впервые письменное наследие сщмч. Сергия Мечева опубликовано полностью/Новости/ЖМПиЦВ Свежий номер Журнала Московской Патриархии ЖМП Церковь Аналитика Новости Анонсы Общество Культура Интервью История Видео жизнь Церкви «Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны c IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.     14 марта 2024 г. 15:00 книги Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-bepcuя.     29 ноября 2023 г. 15:00 память Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-­реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно не­обыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-bepcuя.     14 февраля 2024 г.

http://e-vestnik.ru/news/sergiy_mechev_k...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь человека - неоценимый дар Божий. И зарождение ее - величайшее чудо на земле. " Мама " - первое слово, которое произносит ребенок; " мама " - в этом слове любовь, нежность и безграничное доверие маленького сердца. Но что значит быть матерью? На этот вопрос на страницах книги отвечают психологи и священники, матери и сами дети. 2009 ru Александр Микитенко http://www.Domstroy.eparchia.ru a-mikitenko@ya.ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 21.11.2010 OOoFBTools-2010-11-21-17-53-27-778 1.0 Святость материнства Сибирская Благозвонница г.Зеленогорск (возле Красноярска) 978-5-91362-152-8 Святость материнства ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Как это не раз бывало на рубеже веков, а тем более тысячелетий, сегодня в человеческом обществе происходит особое противостояние сил добра и зла. Наиболее пагубным и разрушительным образом эта борьба сказалась на основополагающем и в то же время очень ранимом общественном институте – на семье. В библейском понимании именно семья стояла у истоков человечества. В начале жизни первых людей – Адама и Евы – Бог благословил их и дал им изначальную заповедь: Плодитесь и размножайтесь и населяйте землю (Быт. 1, 28). В их лице Бог благословил первую на земле семью. Затем, когда зло на земле умножилось и Бог решил уничтожить грешный мир в водах Всемирного потопа, в лице Ноя и его родных спаслось не просто человечество, спаслась Семья. И вновь звучат слова: И благословил Господь Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). Итак, семья – ковчег спасения. Если на краю пропасти стоит семья – на краю пропасти стоит весь мир. Великий русский мыслитель М. В. Ломоносов сказал: «Величие, могущество и богатство Государства Российского состоит в размножении русского народа». Другой мыслитель Д. И. Менделеев, проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале ХХ века, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек. Нас сегодня почти в четыре раза меньше. (В начале ХХ века население России составляло 1/3 жителей Западной Европы, теперь нас осталось менее 1/10.) Прежде всего, из-за значительного сокращения количества детей – будущего страны, а также нежелания молодых людей создавать семьи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2295...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем потребовался новый перевод Библии? Протоиерей Алексий Масюк настороженно относится к созданию Института Библии 18.02.2011 2460 Время на чтение 3 минуты Недавно созданный Институт Библии , судя по его заявлениям, будет проникнут либерально-еретическим духом, всецело ориентируясь на обновленческие идеи о.Александра Меня и о.Георгия Чистякова. Может ли вызвать доверие новый перевод Библии, затеваемый с такими ориентирами? Не столь однозначную оценку вызывают подобные начинания Московской Патриархии в Межсоборном Присутствии РПЦ. Попытка нового русского перевода Священного Писания мотивируется необходимостью исправить неточности Синодального перевода 1876 г., приблизить язык перевода к современному литературному, учесть достижения библейской археологии и т.д. При этом оговаривается необходимость сопрягать работу над новым переводом со святоотеческим толкованием священных текстов, то есть не отступать от традиций, от Предания, что, конечно, можно только приветствовать. Но при всей заявленной глубине и компетентности подхода в соответсвующих документах Межсоборного Присутствия есть целый ряд настораживающих моментов. Сопряжение нового перевода с нынешними реалиями российской жизни, его якобы востребованность современным обществом для облегчения понимания библейских текстов опять возвращает нас к угрозе церковного модернизма: попыткам сокращения Богослужений, введения в Богослужение русского языка, отмены постов. Стремление взять за образец новые католические переводы Библии " la Bible de Jerusalem " указывает на тот же обновленческий курс. А ведь этот обновленный католический перевод был одним из ключевых деяний Второго Ватиканского Собора, стремившегося приспособить Католическую церковь к современным реалиям. Вновь цель подменяется средствами. Или предлагаемые средства даже отдаляют от цели, которая есть и будет – спасение душ человеческих для вечной жизни. Достижение этой цели требует всецелого вовлечения человеческих сил. Поэтому всякое упрощение и облегчение на пути спасения вступают в противоречие с целью, уводят от нее. Удобно и легко спастись невозможно. Результат этого приспособления для якобы миссионерских целей плачевен: опустевшие по сравнению с послевоенным десятилетием костелы, маргинализация католичества в общественной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/18/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Крестный ход меня радостно поразил» На молитвенном шествии произошло народное единение, образовалась живая связь между Церковью и клиром, Церковью и армией, государством и обществом 12.09.2022 1673 Фото: mitropolia.spb.ru Как сообщалось , сегодня после двухлетнего перерыва состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери. Своими впечатлениями о молитвенном шествии поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Крестный ход меня радостно поразил – после двух лет разобщения из-за ковидобесия на молитвенном шествии произошло народное единение и единодушие, образовалась живая связь между Церковью и клиром, Церковью и армией, государством и обществом. Единодушный церковно-народный праздник, посвященный нашему духовному отцу – святому благоверному великому князю Александру Невскому очень важен. И важен тем более, когда на Украине, которая была некогда братской, а стала русофобской и неофашистской, рушат памятники святому благоверному великому князю Александру Невскому. Кстати, в своё время Киевскому князю. Я думаю, что Господь найдёт этих варваров, богохульников и вандалов, если уже не нашёл, и они сполна ответят перед судом Божиим и человеческим за все свои злодеяния и кощунства. Что такое Александр Невский для нас? Это имя России, наша честь и совесть, призыв к нашему мужеству и к правде Божией и человеческой: Не в силе Бог, а в правде. Это высказывание Александра Невского затирается в общественном сознании. А вместо него всплывает Эйзенштейновское (на самом деле – библейское), которое мог произносить Александр Невский, но неизвестно говорил ли он эту фразу или нет: Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Любовь к правде Божией, которую через всю жизнь пронёс Александр Невский, это одна из ключевых максим, одно из наиболее злободневных его высказываний: Не в силе Бог, а в правде.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/12/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > О необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом Соборной клятвы 1613 года Открытое обращение к православным Пастырям, Архипастырям, монашествующим, ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, ко всем русским людям 24.07.2020 13028 Время на чтение 20 минут От редакции: В последнем номере газеты «Русский вестник» опубликовано обращение группы православных христиан о необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом соборной клятвы 1613 года. Один из главных инициаторов этого обращения известный русский общественный деятель Владимир Николаевич Осипов прислал это обращение к нам в редакцию с просьбой опубликовать, чтобы разделяющие взгляды авторов обращения православные люди также имели возможность подписаться под обращением. Оставить свою подпись под обращением можно в комментариях под этим текстом или в письме в адрес редакции с просьбой разместить Вашу подпись под этим обращением. Отцы, братья и сестры! Обращаемся к вам, нашим соотечественникам, – Россия на краю гибели. Против нас ведется безпощадная война. Наше общество деморализовано. «Элита» утратила доверие народа. Звучат прогнозы о приближающемся голоде библейского масштаба, войне, распаде страны и превращении ее в территорию. Такие тяжелые испытания пускаются Богом за грехи народа. И мы, русские православные люди, видим корень всех наших бед прошлого и нынешнего столетия в Русской катастрофе всемирного масштаба – всенародном отвержении от дарованного Богом России Царского Самодержавия и страшного, злодейского убийства Помазанника Божия Царя Николая II Александровича, Наследника Престола Цесаревича Алексея и всей Царской Семьи. Тем самым русский народ нарушил клятву, данную нашими предками Богу на Великом Московском Соборе в 1613 году – верно служить Дому Романовых до скончания века. И подпал под проклятие этого Собора. Поэтому сейчас мы должны возопить, как блудные дети, к Богу о прощении грехов, совершенных нашим народом. С читаем, что необходимо в ближайшее время созвать Собор Русской Православной Церкви, обратиться к священству и народу с призывом к покаянию в грехах против Царской власти, установить Чин и провести всенародное коленопреклоненное Соборное покаяние для всей полноты РПЦ МП.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/24/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Открывает ли дверь православная церковь? 21.11.2003 186 Время на чтение 4 минуты Диалог между православными и католиками, а также христианами других конфессий идет не всегда ровно, но постоянно. Заметными показались два события в ноябре: вторая встреча президента Владимира Путина с Папой Иоанном-Павлом II и начавшийся 18 ноября визит в Россию делегации Русской православной церкви За рубежом (РПЦЗ), которая размежевалась с Русской православной церковью (РПЦ) в 20-е годы минувшего века, когда революционные атеисты пришли к власти в стране " всерьез и надолго " . Однако эти события на самом деле не являются тем жестом, которым широко распахивают двери. Смысл визита Путина - скорее, проявление политического этикета. Напомним, что и первый президент Советского Союза Михаил Горбачев, и первый президент России Борис Ельцин посещали Иоанна-Павла II, что свидетельствовало о налаживании государственных, а не религиозных отношений. Хотя и это хорошо в нашем безумном мире. Событие второе - гипотетическое объединение двух русских православных церквей, на которое указывает само появление их контактов, может привести, напротив, к усилению их изоляции от остального христианского мира. Русская православная церковь За рубежом занимает консервативную позицию. Она объявила экуменизм ересью и подвергла его анафеме. По мнению некоторых наблюдателей, более широкий диалог с римско-католической, протестантской церквами - вот путь сближения русского православия с реалиями нынешнего дня. Отчего же Русская православная церковь предпочитает изоляционизм и сближение с РПЦЗ широкому диалогу с другими христианскими конфессиями? Священник храма Св. Козьмы и Дамиана (в Столешниковом переулке), настоятель храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, член правления Российского библейского общества, ректор Общедоступного православного университета, известный историк, богослов и общественный деятель Георгий Чистяков считает, что одна из главных причин связана с многочисленными русскими фобиями. И прежде всего с той, что Римско-католическая церковь стремится к поглощению православия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Проект нового православного катехизиса» В Москве пройдет Научная богословско-практическая конференция, участники которой обсудят вопросы отражения в Катехизисе состава Священного Предания, чистоты православного учения о спасении, христианского отношения к браку, реакцию на теологический модернизм 03.10.2017 978 Время на чтение 3 минуты По благословению Архиерейского Собора, проходившего 2-3 февраля 2016 года, а также Синодальной библейско-богословской комиссии, проводится широкое общецерковное обсуждение последней версии проекта нового православного Катехизиса. Как учат нас Святые Отцы, общая молитва и общая дискуссия (диспут) помогают православным достигать Истины, то есть приближаться к Господу нашему Иисусу Христу. В связи с этим православные общественные объединения проводят богословско-практическую конференцию, посвященную проекту нового Катехизиса, сообщили РНЛ организаторы. Основными темами будут вопросы отражения в Катехизисе состава Священного Предания, чистоты православного учения о спасении, христианского отношения к браку, реакции на теологический модернизм. В конференции с докладами планируют выступить: • игумен Кирилл (Сахаров); • протоиерей Константин Буфеев; • протоиерей Анатолий Чибрик; • протодиакон Владимир Василик; • диакон Илья Маслов; • Владимир Осипов и ряд других авторитетных пастырей, богословов, представителей православной общественности, в том числе авторы проекта. Запланировано принятие подробного итогового документа. Вопросы, предлагаемые на обсуждение на конференции: 1. История возникновения катехизиса в христианской Церкви. Писали ли святые отцы Православной Церкви катехизисы до XIX века? 2. Кому предназначен православный катехизис: членам Церкви или новоначальным? Как соотносится содержание православного катехизиса со Священным Писанием и Священным Преданием, с трудами святых отцов? 3. Почему в Православной Церкви катехизисы как таковые появляются только в XVII-XIX веках? Сегодняшнее отношение к православным катехизисам святителей Филарета Московского, Петра Могилы, Николая Сербского и к другим православным катехизисам, в том числе к учебнику Закона Божия протоиерея Серафима Слободского.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/03/pr...

Закрыть К патриотическому взаимотерпению, или О любви О культуре общения на форуме РНЛ 21.02.2017 855 Время на чтение 7 минут В преддверии 100-летия революции на Русской народной линии появилось много материалов, посвящённых событиям 1917 года, советской эпохе, политическим деятелям того времени. Это вызвало жаркие споры в комментариях к этим статьям, где оппоненты друг с другом, прямо скажем, не церемонятся. Большинство спорщиков на РНЛ, а то и все или почти все, причисляют себя к православным христианам. По отношению к Советскому Союзу их можно условно разделить на две основные группы: обвинители и защитники. И в пылу споров мы совершенно не помним о том, что являемся друг другу братьями и сёстрами во Христе. Ни о какой любви друг к другу речи вообще не идёт. И даже правило: «Не навреди!» мы не соблюдаем. И никакого желания по-человечески понять оппонента у нас нет. Прежде всего, хотелось бы обратиться к обвинителям СССР . Понимаете ли вы, что в душе у ваших противников, защищающих советский период? Вы ведь вполне отдаёте себе отчёт, что они отнюдь не считают хорошим делом ни убийство Царской Семьи, ни гонения на Церковь и веру, ни массовые репрессии. Им ничуть не меньше вас больно за всё это. И они совсем не предлагают восстановить Советский Союз в том виде, в каком он был. Руководит защитниками Советской России совершенно другое. Во-первых, тёплое отношение к стране, к обществу, к культурной среде, где они родились и выросли, научились тому, «что такое хорошо и что такое плохо» - причём научились, в основном, правильно. Это сродни отношению к родному дому, к своей семье. А осуждение её воспринимается ими как хамство в прямом библейском смысле - насмешка и осуждение Хамом своего отца, оказавшегося в неприглядном виде. Отметим и другую параллель с библейской историей. Ной перед этим провёл Ковчег со своей семьёй сквозь бурные воды Всемирного Потопа. Советский Союз и его руководство, прежде всего - Сталина, апологеты СССР воспринимают как своего рода Ноя, проведшего народ сквозь огонь Великой Отечественной войны, сквозь очень тяжёлые и опасные годы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/23/...

Закрыть Удар, откуда не ждали… В Польшу едет Константинопольский патриарх Варфоломей. Неужели и ППЦ признает украинских раскольников? 23.03.2022 4049 Время на чтение 4 минуты Фото: orthodox.pl Вчера Архиерейский Собор Польской Православной Церкви постановил обратиться к властям Российской Федерации с призывом остановить военные действия на Украине , сообщает « Союз православных журналистов » со ссылкой на официальный сайт Польской Православной Церкви. Польские архиереи убеждены, что «в результате вторжения российских войск в Украину наступило тяжелое время братоубийственных схваток, которое продолжается и по сей день». «В результате нарушена нормальная жизнь граждан, убито много невинных людей, прогрессирует деградация церковной и общественной жизни. Разрушаются материальные блага: храмы, памятники, объекты критической инфраструктуры и жилые дома», – говорится в постановлении Собора. Они сравнили события на Украине с тем, как Каин убил своего брата Авеля, и отметили, что не могут понять причины, по которым воюют друг с другом два братских православных и славянских народа. Поэтому призывали власти России остановить войну. «Как в Ветхом Завете, так и сегодня Бог взывает ко всем участникам военных действий: " Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли " (Быт. 4:10). Священный Архиерейский Собор Польской Автокефальной Православной Церкви, руководствуясь этой библейской истиной, призывает власти Российской Федерации во главе с президентом прекратить боевые действия в Украине, видя их злыми и непонятными», – говорится в постановлении Собора архиереев Польской Церкви. Читая такое миротворческое по виду заявление польских православных архиереев, не перестаёшь удивляться лукавству: вроде бы это обращение является призывом к миру, но почему-то оно обращено только к Владимиру Путину , а не к Владимиру Зеленскому одновременно. Фактически, «миротворческое» обращение, таким образом, превращается в обвинение России в агрессии. Получается, польские архиереи не понимают причин, которые привели к этому конфликту. Ну возможно они в Польше не замечали, как идеология укронацизма подчиняла себе Украину. Хотя это особенно странно в отношении поляков, что они не видят опасности в героизации приспешников фашистов – Бандеры и Шухевича. Ведь страшную «Волынскую резню» делали именно героизируемые ныне на Украине «херои» ОУН-ОПА (запрещена в РФ), и, казалось бы, именно поляков это должно особенно беспокоить. Но, видимо, мы, русские, чего-то не понимаем в психологии европейцев...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/ud...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010