Иоанн свидетельствует, что нельзя слушать пророка и не изменить свою жизнь, что собственно и значит слово «покаяние». Иными словами, слушающий пророческое слово должен иметь тот же дух, что и возвещающий его. Это относится и к любому виду творчества в общепринятом смысле слова: творчество настоящего зрителя изобразительного искусства или настоящего слушателя музыкального произведения – явление одного порядка с творчеством создавших их авторов. Перед нами уже много тысяч лет стоит задача принятия или отвержения слова Божьего: «Жизнь и смерть предлагаю тебе ныне, благословение и проклятие… Избери жизнь» ( Втор.30:19 ). Сам по себе этот выбор жизни также является делом творчества. Узнать в предложенном явлении жизнь, пусть и в новых, непривычных формах, можно, только уже имея дар жизни в себе. Таким образом, становятся более понятными слова Спасителя, говорившего, что Он пришел всем преложить Себя как Жизнь Вечную. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:4 ). Тот, кто имеет ее в себе, всегда узнает ее и в других. Именно в способности различения жизни во всех ее аспектах и проявляется особенность библейской веры. Последняя не есть нечто эфемерное и неосязаемое, но всегда означает возможность узнать жизнь и выбрать ее. Полнота этой веры – приход Мессии, Который сказал, что «Я пришел для того, чтобы, имели жизнь и, имели, с избытком» ( Ин.10:10 ). Таким образом, способность увидеть в Нем полноту Жизни и выявляет саму полноту библейской веры, веры пророческой. Полнота веры Ветхого Завета есть вера в Иисуса как Сына Божьего. Эта вера есть также дар пророческий. Можно высказать и противоположное утверждение: каждый настоящий творец имеет отношение к пророческому дару. Те неожиданные открытия или, как их нередко называют, «озарения», с которыми знакомы все творческие люди в любых сферах жизни – явления сродни пророчествам. Пророчество есть непрекращающееся привнесение в этот мир творческого начала. Само оно, находясь вне мира культуры, является в то же время невидимым источником развития всей культуры. Без него иссякли бы все искусства и науки – все, что составляет творческое начало в жизни общества.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Они составили у себя совет, и постоянно каждый день триста двадцать человек совещаются обо всем, что относится до народа и благоустроения его. И каждый год одному человеку вверяют они начальство над собою и господство над всею землею их, и все слушают одного, и не бывает ни зависти, ни ревности между ними " (1Мак.8:14-16). Следовательно, нет основания думать, что, с библейской точки зрения, царская власть представляется безусловным и окончательным выражением и формой политического бытия. Необходимо также заметить, что в Евангелии Христос называется царем или иносказательно (например, Ин.1:49), или в насмешку, как римскими воинами и Пилатом. Сказанного, нам кажется, достаточно, чтобы понять относительность царского служения Иисуса Христа. Идея о пророческом служении Господа зиждется на словах Второзакония (18:15): " Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой - его слушайте " и т.д. Нужно признаться, что это служение самое высшее из всех видов библейских отношений к народу, больше всего может характеризовать жизнь и служение Христа. Но принять его вполне невозможно, ибо пророческое служение (в позднейшем смысле) только и возможно при ненормальном течении общественной жизни, когда обычные органы духовной власти не исполняют своего назначения. Пророки же более раннего периода (Моисей, Самуил) были главным образом высшими представителями и правителями народа. При нормальном течении жизни более позднего периода, их место занимали первосвященники (например, Илий) и цари (Давид). И вообще, оставаясь на библейской почве, нет возможности разграничить эти типы служения. Первый первосвященник Аарон в чине нашей проскомидии относится к пророкам; к сонму же пророков причисляется и Давид. Первосвященники, при условии верности своему назначению, являлись также пророками, а пророки Самуил и Илия собственноручно приносили жертвы. Вообще понятия первосвященника, царя и пророка разделились вследствие греховной жизни Израиля, и это разделение никак нельзя считать законным. Давид царь был и пророк, а пророки Иеремия и Иезекииль - священники. Христос, явившись человечеству, как Сын Божий, не мог быть ни царем, ни первосвященником, ни пророком в собственном смысле этих слов; самым удачным наименованием Христа, как духовного главы учрежденной Им Церкви - было бы, как кажется нам, наименование Пастыря. Ведь и ветхозаветные вожди народа, как Моисей и Самуил, были не только пророками, и вообще служение пророческое, более других напоминающее служение Господа, было чисто пастырским. Можно вполне определить главные обязанности Первосвященника и Царя: область первого религиозный культ, а второго - земные дела Израиля, но было бы несогласным с историей и с изображенным в священных книгах характером пророческого служения ограничить его только предсказанием будущего, как то пытается сделать автор " Православного Исповедания " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христианство содержит определенные утверждения о реальности, о правильном и неправильном, и оно никогда не выдавало себя за одну из каких-нибудь оздоровительных методик. Библейское Откровение возвещает истину о Боге, человеке, мире и вечном спасении, истину, которая не зависит от того, согласны Вы с ней или нет. Это не правила нашего христианского клуба требуют воздерживаться, например, от убиения младенцев. Этого требует Бог от всех людей, принадлежат они к нашему клубу или нет. Поэтому Вы не можете быть как гражданин либеральных воззрений выступать за грех, а как христианин — против греха. Деяние либо является объективно злым, порочным, пагубным — и тогда Вы должны его обличать, либо не является — и тогда это просто не грех. Нравственные суждения, которые содержит библейское Откровение и учение Церкви  относительно убиения младенцев во чреве, или гомосексуализма, или оккультных практик, либо объективно верны, либо нет. Если они верны — давайте так и скажем, хотя масса народу на нас жестоко обидится. Если неверны — то в каком смысле мы тогда «христиане»? Ведь Христианин — это ровно тот, кто с верою принимает Откровение. Попытка присягнуть обеим лагерям — это измена обеим. Например, с точки зрения либералов, признание брака исключительно союзом мужчины и женщины (и отказ признавать таковым однополое сожительство) является тяжкой несправедливостью. Если они правы, то Церковь в течении двух тысячелетий проповедует тяжкую несправедливость, причем эту несправедливость провозглашает непосредственно Христос в Евангелии: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.(Мар.10:6-9)» Попытка быть и нашим и вашим неизбежно кончится тем, что вы станете чужды обеим лагерям — как те либеральные церкви, которые стоят пустыми, потому что в них не желают идти ни христиане, ни либералы. Итак, активно одобрять, продвигать или поддерживать грех Христианин не может.

http://radonezh.ru/analytics/khristianin...

В " Основах социальной концепции " констатируется: " Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями " . Как справедливо сказано в представленном заключении Общества православных врачей, такая идеология приводит к " легализации торгово-денежных отношений в сфере репродукции человека " (в российском законе не запрещается вознаграждение суррогатной матери), к тому, что " материнство рассматривается как договорная работа, в которой преобладает стремление к личной выгоде " (число потенциальных суррогатных матерей в десять раз превышает число соответствующих заказов). Другой момент, отраженный в заключении Общества православных врачей: суррогатное материнство есть отрицание социальной значимости жертвенной материнской любви. Иными словами, разрушение естественных отношений между матерью и ребенком отрицательно сказывается на всех — и на родившей женщине, и на ребенке, и на обществе, в котором утрачивается традиционное понимание семьи, отношений между родителями и детьми (включая не менее важные отношения через поколение — между дедушками/бабушками и внуками). И наконец, еще один аспект проблемы (цитирую заключение): " Унижение человеческого достоинства женщин, которым разрешается законом использовать свое тело в качестве своего рода инкубатора " . Таким образом утверждается " биологическая проституция " . Каковы богословские аргументы против суррогатного материнства? Прежде всего, следует сказать о том, что человеческое естество, которому свойственны способность и естественная склонность к продолжению рода, является Божиим творением: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1:27-28). Искажение человеческой природы в результате грехопадения привело не к отмене брачных отношений и деторождения, но лишь к изменению их характера: Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Соответственно, внешнее медицинское вмешательство в процесс деторождения возможно лишь постольку, поскольку не нарушается сама природа деторождения, то есть — лишь в контексте брачных отношений между мужчиной и женщиной.

http://patriarchia.ru/db/text/3369207.ht...

Здесь мы очевидно находимся в пространстве библейского мифа. Однако, формулы, которые использует «Концепция», стремятся утвердить миф как реальность историческую: «Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья… государство сложилось не сразу. Государство постепенно складывается в эпоху Судей». Это о каком государстве идёт речь? Священную историю «ветхозаветного народа», согласно преданию Церкви, записал Моисей. Согласно тому же преданию, Моисей вывел созданный им народ из Египта. Однако, ко времени Исхода государство в Египте существовало, как минимум, уже пару тысяч лет! Тоже можно сказать о государствах Месопотамии (Шумер, Вавилон), более молодом государстве Хеттов и т.д. Должна ли «социальная концепция» Церкви, претендующая на то, чтобы являть взгляд ее на отношения с государством «здесь и сейчас» указать на этот очевидный факт? Может ли она этот факт просто проигнорировать? Читаем дальше: «В результате сложного исторического развития, которым руководит Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию государств». Здесь уже явно речь идет не только о «ветхозаветном народе». Перед нами разворачивается настоящий генезис духовного развития человечества. В начале «ячейкой человеческого общества» является «семья». Затем образуется «патриархальная родовая община». Потом, «в эпоху Судей», складывается государство. Наконец, «сложное историческое развитие» приводит к образованию государств. И вот триумфальное завершение духовного развития человечества: «В древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление». И лишь на следующей остановке Бытия в мир входит монархия. И да, это уже шаг с вершины вниз: «Однако по мере удаления общества от послушания Богу как устроителю мирских дел люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя. Господь, принимая выбор людей и санкционируя новую форму правления, в то же время сожалеет об оставлении ими богоправления: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними... Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар. 8:7, 9).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/18/hr...

Настаивая на соблюдении клятвы, в силу которой гаваонитянам сохранялась жизнь, начальники не забывают при этом и запрещения вступать в союз с ханаанскими народами, которое имело ту цель, чтобы последние не увлекли израильтян в идолопоклонство. Для предотвращения гибельного последствия от оставления гаваонитян в Ханаанской земле они принимают такую меру, которая вместе служила и наказанием за их обман. Они предложили именно возложить на гаваонитян обязанность рубить дрова и носить воду для всего израильского общества, причем последние, будучи низведены в рабское состояние ( Нав.9:23 ; Втор.29:11 ), не могли быть опасными для господствующего израильского населения. Это предложение князей было принято обществом. Слова «[И сделало все общество]» не находятся в еврейском тексте, равно как в Ватиканском и Александрийском, но читаются в Амвросианском и некоторых других списках ( κα ποησαν πσα συναγωγ), причем ход библейской речи получает большую ясность: без этого дополнения конечные слова «как сказали им начальники» были бы не совсем понятными, так как начальники, делая обществу предложение – в первой половине стиха, – не могли ссылаться на самих себя в такой форме; притом предложение сделать гаваонитян дровосеками и водоносами делается здесь в первый раз. При внесении, напротив, слов «[и сделало все общество]» в библейскую речь конечные слова стиха получают совершенно определенный смысл, выражая согласие общества с предложением начальников. Это согласие общества не было, однако, окончательным решением дела, которое принадлежало, как показывает дальнейшее повествование, Иисусу Навину. Что принятое начальниками решение относительно участи гаваонитян было правильно и согласно с божественной волей, это показали и одержанные вскоре после этого события победы над ханаанскими царями, при особенной божественной помощи, и впоследствии постигший израильскую землю и дом Саула гнев Божий за нарушение клятвенного обещания, данного гаваонитянам ( 2Цар.21:1 ). Нав.9:23 .  за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для [меня и для] дома Бога моего!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нет, отвечает Общество Сторожевой Башни. Данная фраза может и не указывать на место пребывания: речь идет о том, что эти люди находятся «в одобрении» у Бога. Общество говорит, что слова «пред престолом» буквально означают «в виду престола». Подобный оборот речи не обязательно означает, что великое множество находится на небесах. Оно находится попросту «в виду престола». Это вполне согласуется с тем, что Бог, как говорит Писание, с небес взирает на сынов человеческих ( Пс.10:4 ) 601 . Библейское учение. Беседу со Свидетелем Иеговы об Откр.7:9 Мэриан Бодин предлагает начать с нескольких ключевых вопросов. Спросите: Где в этом тексте говорится, что великое множество не имеет небесной надежды? Где в этом тексте говорится, что великое множество предопределено к жизни на земле? 602 В действительности, в тексте Откровения нигде не говорится, что великому множеству закрыт доступ на небеса. Эту мысль Общество Сторожевой Башни привносит в Писание. Попросите Свидетеля Иеговы прочитать 9-й стих вслух, задайте приведенные выше вопросы и дождитесь ответа. Далее, в Откр.7:9 ясно сказано, что великое множество стоит «пред престолом и пред Агнцем». Свидетели Иеговы пытаются доказать, что слова «пред престолом» означают попросту «в виду престола», однако смысл этого стиха совсем в другом. Здесь изображено великое множество, физически присутствующее перед небесным престолом Бога, – точно так же перед Его престолом присутствуют ангелы ( Откр.7:11 ). Греческое слово enopion, переведенное как «перед», встречается в Книге Откровение еще несколько раз, и речь в таких случаях идет о личностях, физически присутствующих перед престолом Бога. Например, это слово употреблено в Откр.5:8 , где мы читаем, что «четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых». Это же греческое слово употреблено и в Откр.7:11 : «И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу...». Наконец, это слово используется и в Откр.14:3 применительно к 144 000: «Они поют как бы новую песню пред престолом и пред четырьмя животными и старцами».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Но не будем более приводить доказательств в пользу возможной точности и других достоинств перевода Филарета, тем более, что желающий может найти их в сопровождающем перевод книги Бытия толковании. Мы теперь только скажем то, что перевод Филарета, бывший, повторяем, первым опытом в деле переложения св. книг с еврейского на русский язык, послужил великим и весьма важным подспорьем для трудившихся в переводном Комитете Библейского Общества при издании русского перевода Пятикнижия Моисеева, равно и для всех, по закрытии Библ. Общества трудившихся в переводе книги Бытия на русский язык, как напр. архим. Макария и переводчиков, трудившихся для издания Синодского (1868 и дал.). Так как из всех этих переводов более редким библиографически является перевод Библ. Общества, изд. 1824 года 691 : то, в видах показания зависимости его от перевода Филарета, мы приведем из него тот же отрывок, какой мы приводили из других переводов, именно Быm. I-II, 3 . I, 1. В начале Бог сотворил небо и землю 692 2. Земля же была необразована и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами 693 . 3. И сказал Бог: да будет свет; и стал свет. 4. Бог увидел, что свет хорош; и отделил Бог свет от тьмы. 5. И назвал Бог свет, днем; а тьму назвал, ночью. И был вечер, и было утро: день первый 694 . 6. Потом Бог сказал: да будет твердь посреди вод; и да отделяет она воды от вод: (и стало так). 7. И создал Бог твердь; и отделил воды, которые под твердию, от вод, которыя над твердию: и стало так. 8. И назвал Бог твердь небом; (и увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день вторый. 9. Потом Бог сказал: да соберутся воды под небесами в одно место; и да явится суша: и стало так. (И собрались воды под небесами в свои места, и явилась суша). 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морем: и увидел Бог, что это хорошо. 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя (по роду и по подобию ея, и) дерева плодовитыя, приносящия по роду своему плод, в котором семя их на земле: и стало так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Особенно настойчиво внушается такое мнение в странах, где большинство населения крестится вскоре после рождения. Успешной проповеди подобных взглядов способствует укоренившийся в широких слоях общества взгляд на ребенка, как на безгрешное существо. «Как же милостивый Господь не спасет детей и без обрядов?» – часто слышим мы вопрос. Ведь и Сам Христос сказал: «Таковых есть Царствие Божие» ( Мф. 10:14 ). И Апостол Павел пишет: «неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим; иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» ( 1Кор. 7:14 ). Для правильного понимания этих мест Священного Писания необходимо вспомнить библейское учение о первородном грехе. Ведь даже большинство традиционных протестантских конфессий придерживаются мнения, что каждый человек повторяет грех Адама. Такая точка зрения опровергалась уже в Новом Завете: «…одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили … Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама…» ( Рим. 5:12,14 ). По слову Апостола, через грех смерть вошла во всех человеков, и действительно, все люди умирают, в том числе и младенцы, хотя они и не имеют собственных грехов, а также не могут и грешить, беря пример с Адама или с кого-либо. Из Писания видно, что через первого человека, грех вошел в мир, не остался в своем первоисточнике, но распространился, перешел из него во всех людей. Первый грешник родил грешников, подлежащих смерти. Та же мысль заключена и в следующих словах: «как в Адаме все умирают, то во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:22 ). Если все люди умирают во Адаме, то, значит, умирают одной с ним смертью, происшедшей вследствие его греха. В Ветхом Завете, а конкретнее в Книге Иова, мы находим подтверждение этим мыслям. Изображая бедствия человеческой жизни, праведный муж говорит: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ). В Септуагинте это место звучит по другому: «кто чист будет от скверны, никто, если и один день жизни его на земле» (τς γρ καθαρς σται π που λλ οθες, ν κα μα μρα βος ατο π τς) ( Иов. 14:4,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

7. Наконец, в переводе Нового Мира, присутствуют места, говорящие о единственности JHWH: «… говорит Иегова…это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не Будет» ( Ис. 43:10 ) 293 . «Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова воинств: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ) 294 . Христос, открываясь в этих образах перед Пророком Исаией, под именем JHWH, много позже говорил Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний» (γ τ λφα κα τ πρτος κα σχατος ρχ κα τ τλος) ( Откр. 22:13 ). Здесь можно сделать следующий вывод: Господь и Бог, открывавшийся в Ветхом Завете под именем JHWH, в Своем воплощении явился с Именем Иисуса Христа. 8. Бог в Библии открывается под разными именами, но в основном авторы Священного Писания используют слова: Элогим и Яхве (JHWH). Причем, если первое – Элогим, мы встречаем начиная с Быт. 1:1 и до Быт. 2:4 , то второе – JHWH в большинстве других Ветхозаветных стихов. Даже в официально принятом «Свидетелями Иеговы» библейском переводе архимандрита Макария Глухарева и в New World Translation of the Holy Scriptures, имя JHWH появляется начиная с этого ( Быт. 2:4 ) места. Господь являлся праотцу Адаму, Аврааму, Моисею и другим пророкам. В Ветхом Завете одно из Его имен было – Сущий, так как только Бог может обладать самодостаточным и по-настоящему самостоятельным существованием. Только Бог может сказать о Себе: «Аз есмь» (γ εμ). Так и говорит о Себе Господь наш Иисус Христос в восьмой главе Евангелия от Иоанна: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него…» (επεν ατος ησος μν μν λγω μν πρν βραμ γενσθαι γ εμ ραν ον λθους να βλωσιν π ατν ησος δ κρβη κα ξλθεν κ το ερο) ( Ин. 8:58–59 ). Иудеи совершенно правильно поняли, что означают эти слова. Ведь за полторы тысячи лет до Воплощения Второе Лицо Троицы сказало их Моисею при Неопалимой Купине: «…Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова… Я есмь Сущий…» (…γ εμι θες το πατρς σου θες Αβρααμ κα θες Ισαακ κα θες Ιακωβ … γ εμι ν …) ( Исх. 3:6,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010