38. См. выше, стр. 100 и д. 39. В зависимости должно быть от того, сидели ли священнослужители на горнем месте или в средней части храма. Дмитриевский А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X b. Каз. 1894, стро. 319. Мансветов И. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в гречи рус. церкви. М. 1885, стр. 154. 40. Ср. Апостольские Постановления VIII, 6 о литургии: «на каждое из возглашений диакона народ пусть говорит: «Господи помилуй» и прежде всех отроки (παιδα)». 41. Если можно перевести (с Красносельцевым) «встав», то это более отвечало бы древнему обычаю при всех молитвах священнослужителей стоять на коленях, откуда обычный возглас диакона на ектении: «возставше», «возстави Господи»: Апостольские Постановления VIII, 6. 8. 10. 36. 37; ср. Завещ. 1, 35. См. выше, стр. 90. 42. Паломн. §24. 43. Рукопись Моск. Синод. библ. ЧШМ в.л. 47 об. и мн. др. 44. Паломн. § 24. 45. Паломн. § 25. 46. Паломн. § 24: на воскресную утреню, «до пения петухов собирается все множество народа, какое может быть в этом месте, как бы в Пасху». «Когда начинается чтение Евангелия все поднимают такой крик и стон, проливается столько слез, что даже самый бесчувственный человек не может не быть тронут до слез, припоминая, что Господь претерпел за нас столько страданий». 47. Злат. На пс. 140. 48. Злат. На 1 Тим. бес. 6. 49. Подобное постановление делают испанские Соборы в Tarragona 516 г. Пр. 7 и в Barcelona 540 г. Пр. 2. 50. Пс. 5, 3. 4. 51. Пс. 50, 12–14. 52. Пс. 54, 18. 53. Деян. 3, 1. 54. Пс. 4, 5. 55. Деян. 16, 25. 56. Пс. 118, 62. 57. Пс. 118, 148. Васил. В. Правила пространные, вопр. 37. 58. Кассиан. Об уст кинов. III, 4. 6. 59. Кассиан. Об установлении киновий. III, 6. 60. Кассиан. Об установлении киновий. III, 4. 61. Васил. В. Пис. к неокес. клир. 63, по друг. 207. 62. Типик., понед. 1 седм. Великого поста. 63. Кассиан, Об установлении киновий. III, 8. 64. Кассиан, Об установлении киновий. III, 9. 65. По переводу еп. Феофана: «один за другим попеременно отвечают на достающийся стих» (Древние иноческое уставы, М. 1892, стр. 532).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

38. См. выше, стр. 100 и д. 39. В зависимости должно быть от того, сидели ли священнослужители на горнем месте или в средней части храма. Дмитриевский А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X b. Каз. 1894, стро. 319. Мансветов И. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в гречи рус. церкви. М. 1885, стр. 154. 40. Ср. Апостольские Постановления VIII, 6 о литургии: «на каждое из возглашений диакона народ пусть говорит: «Господи помилуй» и прежде всех отроки (παιδα)». 41. Если можно перевести (с Красносельцевым) «встав», то это более отвечало бы древнему обычаю при всех молитвах священнослужителей стоять на коленях, откуда обычный возглас диакона на ектении: «возставше», «возстави Господи»: Апостольские Постановления VIII, 6. 8. 10. 36. 37; ср. Завещ. 1, 35. См. выше, стр. 90. 42. Паломн. §24. 43. Рукопись Моск. Синод. библ. ЧШМ в.л. 47 об. и мн. др. 44. Паломн. § 24. 45. Паломн. § 25. 46. Паломн. § 24: на воскресную утреню, «до пения петухов собирается все множество народа, какое может быть в этом месте, как бы в Пасху». «Когда начинается чтение Евангелия все поднимают такой крик и стон, проливается столько слез, что даже самый бесчувственный человек не может не быть тронут до слез, припоминая, что Господь претерпел за нас столько страданий». 47.  Злат. На пс. 140. 48.  Злат. На 1 Тим. бес. 6. 49. Подобное постановление делают испанские Соборы в Tarragona 516 г. Пр. 7 и в Barcelona 540 г. Пр. 2. 50. Пс. 5, 3. 4. 51. Пс. 50, 12–14. 52. Пс. 54, 18. 53. Деян. 3, 1. 54. Пс. 4, 5. 55. Деян. 16, 25. 56. Пс. 118, 62. 57. Пс. 118, 148. Васил. В. Правила пространные, вопр. 37. 58.  Кассиан. Об уст кинов. III, 4. 6. 59.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 6. 60.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 4. 61.  Васил. В. Пис. к неокес. клир. 63, по друг. 207. 62. Типик., понед. 1 седм. Великого поста. 63.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 8. 64.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 9. 65. По переводу еп. Феофана: «один за другим попеременно отвечают на достающийся стих» (Древние иноческое уставы, М. 1892, стр. 532).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Бесед. 15, л. 128 об. – – и зст – – испл ьни пльть подобн еи. Бесед. 17, л. 146 об – – къ вер. Бес. 28. л. 310 – лкь мои. Бесед. 35 л. 28. Аще плна даже до единого ръта сапожнаго възм вс твои. Бес. 56 л. 231. – – аблькы блгоханны. Бес. 57 л. 235 об. Жьзль лсковъ–и платановь. Бес. 67 л. 326. Жестокь обноситсе. и жестокь гнвливь. Там же л. 327. И на ихь да не настпить нога моа. Тамже. л. 329. – – стьбль избраньнь. На е гоже съвща вающе клеве таах. и навтов ах наиь своими стрлнами. См. также бес. 5 л. 54. Быт. 1:9 .; бес. 26 л. 474 об. 8:1.; бес. 67 л. 238 об. 49:13. В новом переводе приводятся и места из других св. книг, встречающиеся в беседах. Напр. бес. 8. л. 65 Ис. 9:6 ; л. 68 об. – 58:5–8; бес. 12. л. 104. – 56:10; бес. 1. л. 6 об. – Ам. 6:4. 6 .; бес. 4. л. 31 об. Зах. 7:5 .; бес. 2. л. 10 об. Деян. 17:25 .; бес. 28. л. 316 об. – 3:15. 16.; бес. 25. л. 263. Рим. 2:4 ; бес. 29 л. 323 об. – 9:3.; бес. 44. л. 133 – 12:18.; бес. 11 л. 97. об. 2Кор. 11:25 .; бес. 25 л. 269 – 4:17 ; в тойже беседе л. 268. Евр. 11:7 ; бес. 35. л. 27. – 7:5.; бес. 43 л. 123 – 13:4. Но встречается довольно мест и по переводу, помещённому в полных списках Библии. Правописание в обоих рукописях (как в беседах, так и в следующих за ними словах и житии) – Сербское, без всякого смешения с Болгарским; и нет. Особенности его можно усмотреть и в вышеприведённых выписках. Начертание буквы употребляется не только в чистых слогах, но и после л, иногда и после н: л. 3. глмаа, 5. тн. Часто употребляется ь; а) на конце вместо ъ: сь, кь, изь, бь, рдь, всь, нь (но); б) в средине, вместо е, о, и даже у: 4 об. кьждо, 5 об. льгькь, 20 об. гльбины, 24 об. погльтить, 28 об. тврьдь, 19 бльнь, 129 сьнь (сон); иногда же в таких случаях пишется ъ: 2 об. въсь, въсма, 20 об. любьзно и любъзно. Буква обыкновенно заменяется е, которая часто употребляется и вместо а. Вместо тонких употребляются дебелые, именно вместо – а. Л. 2. всакь, 6. вса, 8. бра, 13 об. посати, 59 об. мора (моря), 64. цра; вместо ю–: 8 об. сьмотр, – въсд, 33 об. пр, 64. цр. Сп. 62 л 370 об. исправлн . В словах, следующих за беседами, часто употребляется ы вместо и, и на оборот: сп. 61 л. 390 заповды, 398 днмь, 399 сы, 403 об. сьтворы, 413 быраю и проч., посилаю, би, бисте. В слове пр. Ефрема ( 61 л. 406 и сл.) встречается несколько раз двукратное ьь на конце: л. 406 об. иачельь, л. 413. тробьь, л. 417 зьльь, об. богьь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В грамматическом отношении примечательны следующие формы: 61 л. 76 об. нашаа л. 6 об. 46 до грьтана, (дат. мн.), 412. камнными ножевы. 338 о члчьсцмь, сенаарсци, 4 злыи, 95 об. дховныимь (твор. ед.), 98 е вьсмь црква. н единое ил двю ил трехь, нь вьсмь; 311 дадохь (дах), 44 об. вд (1 л., но 44 вмь), 4. 236 об. и др. вид ли (видишь ли?), 283. осекн, об. ось " ше (иссякла, обсохла), 4. де и пить (сов.), 10 об. прострть (сов.), 31 въпаднеть (впадёт), 400 об. (возопи), 251 хотещом, 363 об. вльшомсе – и так всегда. Встречаются следующие ныне неупотребительные слова: бес. 6. л. 44. конское ( μιλλαν), бес. 17 л. 155 (и часто) зрокь ( εδος), бес. 1. л. 6. пище свнютсе ( τ τς τρυφς πιργρευται), бес. 2 л. 9. бес. 12 л. 104. и ( Ис. 56:10 . νεο), 401 ласкрьда дше. Бес. 25. л. 272 въжилаше ( νυρου), тоже бес. 66 л. 320; бесед. 26 л. 285 об. въ новь " вое стаменивсе ( ποκατασταθες), бес. 34. л. 11. въ покои стамене т ( καθστησι). В беседе 45. л. 142 к тексту внизу прибавлено замечание о дидрахме: е, к, сребрьн иць. ко би рекль, 63 (по преж. кат. 202) Олимпиодора Александрийского и других толкование на книгу Иова, в лист, полууставом, на бомбицине, 309 л. 1412 г. На об. последнего листа, почерком XVI в. написано: книга монатира стго павла. По листам, начиная с 2-го, внизу подпись: лта зрг. июн въ ке де присла сию кнгу нека пракедна аонские горы мнтр свтго павла великомчнка геоги ахимар т ( деонисей – последнее слово счищено и тою же рукою, и чернилами написано анань з братьею. Выше сей подписи, по тем же листам, следует вкладная запись патриарха Никона , в 7169 г. положившего сию книгу в Воскресенский монастырь. Л. 1. Предисловие переводчика. Нач. мнгыми различн ресе о сеи, когда и написасе. Здесь упоминается о прежнем переводе сокращённого толкования на сию книгу, которого невразумительность и побудила Хиландарского инока Гавриила перевесть оное в более полном виде. Предисловие говорит: ин же въ послна вр е мена и къ ко нчин, на слвенское издасе нкыи приснопаме т ны не вд, малн и тсноразмн , да падае т кори зча. и симь жело стрчюще лность наш, подвигохмсе сице прнести коже зде ин лежть аще ли кто нам коризн приложи т . съгласив во пръвописанню съ сю, разршить искомое. – Предисловие оканчивается стихами:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

л. 60 об. или и 1 еще 2 пакость ти 3 творят, память принося 4 разданаго 5 деля имениа?» Не разумев же Феодор беса его 6 суща, мнев 7 : брат ему сиа глаголеть, к нему же отвеща блаженый 8 : « 9 Твоими, отче 10 , молитвами добре ныня спеет ми ся; тобою утвержен бых и не имам послушати бесовскых мыслий. Аще что велиши, со усердием створю, не преслушаюся тебе, зане 11 ползу обретох велику души твоим наказанием». Бес же, мнимый брат, приим дрзновение 12 , зане 13 не помяну Господа Бога. Глаголеть ему бес: «Другый совет даю ти, имже покой обрящеши и 14 скоро воздание приимеши 15 : 16 токмо проси у Него 17 , дасть ти 18 злата и сребра 19 множество; не дай же входити к собе никомуже 20 , ни сам исходи ис печеры своея». Печерник же яко 21 обещася. Тогда отъиде от него 22 бес. И се невидимо помышлениа приношаше ему проныривый 23 о скровищи, яко подвигнути сего на молитву, и да просит у Бога злата 24 , аще получит, то в милостыню раздася 25 . И се виде во сне беса, светла же и украшена, акы аггела 26 , являюща 27 тому скровище в печере, – и се многажды видев Феодор. И дьнем многым минувшим, пришед на показаное место и нача копати, обретеся скровище – злата и сребра множество 28 и сосуды многоцении. И в то время пакы приходит бес во образе брата и глаголеть печернику: «Где есть скровище, даное тебе? 29 Сей, явивыйся тобе 30 , тот 31 ми 32 // л. 61 сказа, яко 1 множество злата и сребра дасть ти ся по твоей молитве». Феодор же не хотя тому сказа 2 скровища. Бес же З яве убо 4 печернику глаголаше, втайне же тому помышлении влагаше, яко, вземши злато, отъити на ину страну. Глаголеть: «Брате Феодоре, не рех ли ти, яко вскоре отдание приимеши? Той бо рече: «Аще кто оставит дом, или 5 села, или имениа мене ради, стократицею приимет» 238 . Се уже в руку твоею богатство, сотвори о нем, якоже хощеши». Печерник же рече: «Сего ради просих у Бога, аще ми дасть, все в милостыню раздаю 6 , яко сего деля 7 дарова ми Бог». Супостат глаголеть: «Брате Феодоре, блюди, да не пакы враг стужит ти 8 раздааниа деля, якоже преже, но се дасть ти ся во оного место раздаанаго тобою 9 убогым. Велю ти, да, се взем, идеши на иную страну и тамо притяжеши села и еже 10 на потребу, можеши бо и тамо 11 спастися и 12 избыти бесовскых козний, и по своем отшествии дати сиа имаши, аможе хощеши, и сего ради память ти будет». Феодор же 13 рече 14 к нему 15 : «Да 16 не стыжу ли ся, яко оставив мир и вся, яже в нем, обещався сде живот свой скончати, в печере сей, 17 а 18 ныне бегун бываю 19 и 20 мирскый жителин? Аще ли 21 ти годе 22 есть, да в манастыри живу и все, елико же 23 рчеши ми, сотворю». Бес же, мнимый брат, рече: «Утаити не можеши сокровища, – увесть 24 и взято 25 будет, но приими мой совет, еже ти велю. //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

л. 61 об. Аще бы се 1 не угодно Богу, не бы тебе 2 даровал, ни мне 3 известил». Тогда печерник веру ем 4 , акы брату, готовит свое исхожение 5 , пристроив возы и ларца 6 , в них 7 же скровище сберет, да изидет, аможе бес повелить ему. Бог же, не хотя ни единому 8 погибнути от сего места, и сего спасе молитвами святых своих 9 . И 10 в то время прииде Василий 11 от посланиа игуменя 12 , иже преже спасый печерника от помышлении злаго. И прииде сий в печеру, хотя 13 в ней 14 видети живущаго, ему 15 брата 16 . Глаголеть ему: « 17 Брате Феодоре 18 , како о Бозе пребывавши ныня?» Удивив же ся Феодор вопрошению, что вещает 19 тако, яко долго время не видевся 20 : «Вчера, и оном 21 дни, и всегда бе со мною и поучаа мя, и 22 се иду, аможе велиши ми». И рече Василий 23 : «Рци ми, Феодоре, что се 24 есть глагол, еже рече: «Вчера, и оном дни, и всегда бе со мною, поучаа мя?» Или 25 ты, поучаа мя, отходиши, еда 26 что бесовское приведение есть? Не утаи мене Бога ради». Феодор же оому со гневом рече: «Что мя искушаеши и почто 27 смущаа душю мою, овогда сице ми глаголя, а 28 овогда же 29 инако? И коему словеси 30 веру 31 яти?» И тако отгна и 32 от себе, словеса жестокаа дав ему. Брат же, си вся приимый 33 , иде в монастырь. Бес же 34 пакы во образе Василиеве прииде к нему: «Погубил ти, брате, окаанный 35 ум. Не воспомянух досады твоеа, еже от тебе 36 си ночь 37 // л. 62 1 приях, но ся 2 , изиди скоро в сию нощ 3 , взем обретеное». Сии 4 изглаголав, бес отъиде от него. Дьни же убо наставшу, прииде Василий 5 к нему, поим с собою некыя 6 от чернец 7 , глаголеть печернику: «Сиа 8 преведох в послушство, яко 3 месяци 9 отнележе ся 10 с тобо видех 11 , и се 12 3-й день 13 имам в манастыри. Ты глаголеши: «Вчера и оном дьни», – яко нечто бесовское действо. Но 14 тому приходящу 15 , не дай же ему беседовати с собою 16 , преже дай же молитву сотворит, тогда разумееши, яко бес есть». Сотворе же молитву запрещению, святыа призвав на помощ 17 и 18 иде во свою келию, утвердив печерника 19 . Бес же ктому не сме явитися 20 , 21 разумеся лесть диаволя Феодору 22 . Всякого же 23 приходящаго к нему преже нужаше 24 помолитися и 25 ти тако 26 беседоваше с ним. Оттоле же утвердися 27 на врагы и разуме пронырство их. Господь избави 28 его от мысленых зверий и 29 работну не 30 быти, якоже многым 31 случаеться, в пустыни пребывающим, или в пещерах, или в затворе живущим 32 особе 33 . 34 Велико утвержение 35 требе есть, да не погибнет 36 от бесов, якоже и 37 сего не погубят 38 хотяще 39 быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

176. 177. 225. М. 1846. Св. Григ. д. Бес. на еванг. 7 и 20: кн. 1 с. 61–62. 202. 203. Спб. 1860. Сн. Илар. поат. Толк. на Матф.: тв. с. 148. Кельн, 1617. Св. Вас. вел. О Св. Дух. гл. 15 и Бес. 13: тв. ч. 3 с. 285. ч. 4 с. 225–226. М. 1846. Пр. Иерон. Разг. прот. люциф.: тв. т. 4 ч. 2 с. 293–294. Пар. 1706. Бл. Авг. Пис. 44, Ручн. кн. к Лавр. гл. 48–49, О крещ. прот. донатист. кн. 5 гл. 9–10 и Прот. пис. Петил. кн. 2 гл. 37: твор. т. 2 с. 79–80. т. 6 с. 157. т. 9 с. 99–100. 166–167. Антв. 1700–1. Св. Кир. ал. Толк. на Иоан. гл. 10: тв. т. 4 с. 110–111. Пар. 1838. Св. Лев. вел. Пис. 16 гл. 6: тв. т. 1 с. 235. Лион, 1700. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. с. 238. М. 1844. Бл. Феофил. Толк. на Матф. с. 73. Каз. 1855. Толк. на Лук. с. 323. 545. Пар. 1631. 349 Тертуллиан: «Крестили апостолы, как служители Иисусовы, по предсказанию Иоаннову, и они сообщали не иное крещение, как Иоанново. Не надобно полагать, чтоб они могли тогда преподавать какое-либо другое крещение. Сие другое крещение было единственно то, которое Иисусом Христом было установлено уже впоследствии, и которого ученики Его не могли в то время совершать; потому что Господь не достиг еще высочайшей своей славы, и что Он не утвердил еще действительности крещения своими страстьми и своим воскресением. Мы не иначе могли истребить в себе смерть, как Его страстями, не могли иначе восстановить в себе жизнь, как Его воскресением». Св. Златоуст: «Почему, скажешь ты, не крестил Он (Иисус Христос) сам? Еще прежде Иоанн сказал: той вы крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ); но Духа Св. Он тогда еще не подавал. Потому, конечно, и не крестил. Но ученики делали это, желая многих привести к спасительному учению. А если бы кто захотел узнать, имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников (Иисуса) пред Иоанновым? – мы скажем, что никакого. Ибо то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целию того и другого было только приведение крещаемых ко Христу». Терт. О крещ. гл. 11: тв ч. 1 с. 17–18. Спб. 1847. Св. Злат. Бес. на Иоан. 29 : ч, 1 с. 342. Спб. 1854. 350 Бл. Феодор. Толк. на п. к рим.: тв. ч. 7 с. 49. М. 1861. Св. Амвр. мед. Толк. на п. к рим.: тв. т. 2 ч. 2 с. 84. Пар. 1845. 351 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4 гл. 16: тв. с. 246. Пар. 1710. Св. Иуст. муч. Разг. с Триф. с. 173. 181. М. 1862. Терт. Прот. иуд. гл. 2: тв. ч. 3 с. 176. Спб. 1850. 352 Снес. Св. Кипр. Свид. прот. иуд. кн. 1: тв. т. 2 с. 20. К. 1861. Св. Амф. икон. Слов. в д. обрез. Госп. наш. И. Христ.: хр. чт. 1837 г. ч. 1 с. 6–9. Св. Епиф. О ерес. 8 гл. 4. 6, о ерес. 30 гл. 28. 33: тв. т. 1 с. 17. 19. 153–154. 160. Кельн, 1682. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 27. 39. 40: ч. 2 с. 86. 378–379. 381. 382. 383. 385. 397. Спб. 1852. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 10: тв. т. 6 с. 350. 351. 353. Пар. 1678. Бл. Феодор. Толк. на кн. быт. вопр. 68: тв. ч. 1 с. 67–69. М. 1855. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. кн. 4 гл. 25 с. 297–298. М. 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

1167 1Кор. 2, 6 . – Св. Златоуст вели да свети апостол назива савршенима вернике (тамо, Бес. 6, 1; col. 55). Α назива и Христа, и крст, и (тамо, Бес. 7, 3; col. 57). Блаж. Теофилакт благовести: Свети апостол назива проповед ο Христу, и крстом. мудрост – уништити смрт Верне пак назива савршенима; савршени су они се не ни за шта, и ка небу (Тумач. 1 Κор. сар. 2, ν. 8; Ρ. gr. t 124. col. 588 C). 1170 1 Kop. 1. 24. 30. – вели: Апостол назива проповед ο Христу и крстом онога што под небом (Тумач. 1 Кор., Сар. 2, vers 6–8; Ρ. gr. t. 118, col. 660 D). 1178 вели: „онима га Ко су ти? Они Христа и извршено (Тумач. 1 Κор. сар. 2. v. 9; Р. gr. t. 118, col. 664 Α). 1179 Лк. 10, 23 ; Μτ. 13, 17. – Блаж. Теофилакт: Шта je Бог уготовио очима Га Христа, и Ко су они Бога? Верници (тамо, сар. 2, ν. 9; Ρ. cr t. 124, col 589 CD). 1185 апостолове речи: «да знамо шта нам даровано од Бога», Блаж. Теофилакт вели: «Дух Свети светлост, и ми примисмо светлост, да бисмо, и видели оно што досад било покривено. А то шта? Оно што Христов – τ κατ τ;ν οικονομαν του Χρστου: како умре за нас, како нас начини синовима како нас у Себи узнесе и посади с десне стране Оца. Но они Духа Светог, не то 1 Кор., сар. 2, vers 12; Ρ. gr. t. 124, col. 593 Β). 1191 ову апостолову благовест, Блаж. Теофилакт вели: Ми смо утолико од мудраца уколико су они научени од а оно што ми говоримо, «говоримо научени од Св. Духа (тамо, сар. 2, vers 13; col. 593 С). Нама нису потребни силогизми и логички докази (тамо, сар. 2, vers 13, col. 596 А). 1193 Св. Златоуст благовести: Телесни човек све подвргава хладним – τονς λοуα’μος τοις ψУχρος, и сматра да му потребна а то Бог нам даровао разум, да и примамо што од Бога, а не да разум сматра себе себи. Ето, и очи су дивне и користе, али ако би зажелеле да виде без светлости, онда им ни лепота ни властита снага не би биле од икакве користи, им нанеле штету. Τаκο и душа, ако узажели да види без Духа Светога, сама себи Обрати душа свагда и сама себи – οκρκεαυτη (Бес. на Посл. 1 Кор.; Бес. 7, 4. 5; Р. gr. t. 61,col. 60). – Блаж. Теодорит вели: Свети апостол назива телесним човеком онога коме само разум, не допушта Духа Светога, и не може да га позна (Тумач. 1 Посл. Кор. сар. 2,Yors 14; Ρ. gr. t. 82; col. 245A). благовести: Телесни човек све полаже на ум, и ништа не прима вером, нити сматра да му потребна с неба. Пошто умом не може да схвати Св. Духа, он сав сматра за будалаштину. – Телесан човек живи по телу, и ум му Духом, него има памет – μνην τν εμφυτον νθρωπνην cυνεςιν, Творац у сваку душу (Тумач. 1 Кор. сар. 2, Yers. 14; Ρ. gr. t. 118,col. 685 Β).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

596 Св. Киприан: infans recens natus nihil peccavit, nisi quod secundum Adam carnaliter natus contagium mortis antiquae prima nativitate contragit. Ep 64. ad. Fidum. p. 99 Тертуллиан : Homo a primordiis circumventus et propterea in mortem datus, exinde totum genus, de suo semine infectum, suae etiam damnationis traducem fecit. Detest, ani. c. 3. adv. Marc. 1, 5. c. 17. 1. 1. c. 22 de anim. c. 4 9. 21. 40. 41. Св. Иларий Enar. in Ps. 118 . uers 20 39. 115 in Ps 67 . § 9. Св. Амвросий на Лк. кн. 7. гл. 15. 597 Против гностиков Иустин апол. 1. § 43. Ириней adv. hær 1, 43. Мефодий περ αντεξ ου σι ου. Против манихеев Архелай adv. Man. desp. 3. Исидор пелус. φυσιχς ν μv τν η σεß ια Lib. 2. Ερ. 431. Манихеев имеет в виду св. Златоуст, объясняя посл. Рим. 7, 17. 18 . 598 Разг. с Трифоном § 23. 61. 111. В § 68 говорит: «род человечесий подпал Адамом смерти и обольщению змея». 599 Бес. Об Адаме и Еве. Выше он еще говорил: «преступление омрачает весь мир, соделавшийся питомцем греха; поскольку кто творит грех, раб греха; и всякий родившейся от сего родился повинным греху; поскольку раб раждает только раба». Бес. 10 на посл, к Рим. на 5 гл. 602 Св. Ириней: «неиначе могут спастись люди от древней язвы змея, как если уверуют». Прот. ерес. IV, 5. Сл. V, 16. 17. Феофил антиох. К автол. гл. 25. Св. Мефодий у Фотия в библ. с. 234. р. 295. de resur. с. 1 2. «Не в нашей власти волноваться или не волноваться желаниями нелепого ( τо ενθνμεισθα η μη ενθυμεισθαι), но в нашей власти исполнять или не исполнять пожелания. Только не можем мы препятствовать тому, чтобы не нападали на нас помыслы». 603 Св. Ефрем обличение самому себе; слово о сокрушении. Св. Афанасий алекс. на Пс. 50 . § 7; слово 1 пр. ариан § 51; слово 2 прот. Ариан § 61. 65. 69. Василий в. писал: «человек сотворен по образу и по подобию Божию: но грех испортил ( ηχρειωσεν красоту образа Божия, увлекая душу в страстные пожелания: греховная скверна испортила красоту этого образа). Сл. о подвижн. твор. 5, 68. Сл. бес. 8 о гладе § 7. на Нс. 32 § 4. на Пс. 29 . § 5. Григорий нис. «от человека раждается человек: от подверженого порокам, страстям, похотям – подверженный тому же: от грешника – грешник, и посему грех существует с ним, раждаясь с ним». О блаж. слово 6. Слово о молитве Господней гл. 5. стр. 756. Св. Григорий наз. слово 14 о мире § 3. Слово 42 о пасхе § 2. Епифаний Hæres. 64. с. 60. 70. с. 2–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

46.  М. Филарет, Слова и речи, М. 1843, 2, 293. 47. 1 Кор 12:28–30, 8–10; ср. Еф 4, 11. 48. То, что в этот перечень входят апостолы и пророки, не говорит против того, что здесь речь прежде всего о совершителях богослужения: об Антиохийских «пророках и учителях», в числе которых был ап. Варнава, Дееписатель замечает, что они однажды служили (λειτουργοντων) Господу и постились (Деян 13, 2). Λιτουργεν — обычное слово о храмовом служении священников у LXX: Исх 28, 35. Числ 4, 39; Иез. 40, 46; Иудифь 4, 14; Евр 10, 11; ср. Рим 15, 27. О богослужебных отправлениях именно пророков и учителей это слово употреблено и в «Учении 12 ап.» (11 и 15). 49. Деян 13, 1–4. 50.  Лебедев А. Духовенство древней вселенской церкви (от времен апостольских до IX b.) М. 1905. (1. Харисматические учители первенствующей церкви), стр. 10 и д. 51. «Учение 12 апостолов» гл. 11. Пер. К. Попова, изд. 2, Киев, 1885. 52. Там же. 53. Деян 21, 11. 54. 1 Кор 14:24, 25. 55. Деян 13, 1; 15, 32; 21:9, 10. 56. 1 Кор 14, 3–5. 57. 1 Кор 14, 24–25. 58. Уч. 12 ап., 13. 59.  Лукиан. О смерти Перегрина, гл. 11, 16. 60. Уч. 12 ап., 10. 61. Уч. 12 ап. 11. 62.  Лебедев. Дух. др. вс. ц., стр. 21. 63.  Ирин. Прот. ер. V, 6, 1. 64.  Lange I. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Braune L. Die Korinther-Briefe, Biel. u. Leipz, 1876. S. 199. 65. 1 Сол. 5:19, 20. 66. 1 Ин 4, 1. 67. Еф 4, 11, 2 Тим 4, 5. Богдашевский, Посл. Ефес. 538. 68.  Голубев М. Обозрение послание св. ап. Павла к Коринфянам, т. I, Спб. 1861, стр. 212. Объяснение взято из св. Златоуста. Бес. на 1 Кор 12, 28. 69.  Лебедев, Дух. др. вс. ц. 23. 70. Иак 1, 3. 71.  Osiander, Commentar üb. 1 Brief an die Korinther, Stutg. 1847: V. Hoffman, Die Heilige Schrit II, 2, 1864. 72. Цитаты у Harnack и Hebhardt, Texte und Untersuchungen, B. 2. H. 1, 1884, S. 135–136. 73.  Игн. к Еф 2. Дион. Прп. 4. Лебедев, Дух. др. вс. ц. 9. 74.  Лебедев, Дух. др. вс. ц. 8. 75. ср. 1 Кор 12, 9–10 со ст. 28, где уже не упоминается дар веры. 76.  Иоанн Златоуст. Бес. на 1 Кор 12, 10. 77.  Евсевий, Цер. ист. V, 7. Ирин. Прот. ер. II, 31.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010