на Еванг. Матф. 26:49–50 ст. ч. 3). Этот предательский поцелуй болезненно отозвался в сердце Богочеловека. И Он с кротким укором в последний раз обличил Иуду, сказав ему: „Иуда! целованием ли предаешь Сына человеческого?“ ( Лк. 22:48 ). В данный момент в сознании Иуды должны были озариться ярким светом все благодеяния и милости, оказанные ему Христом. Св. Церковь выражает это в своем песнопении так, – „Кий тя образ, Иуда, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? 0, коликих благ непамятлив был еси» (Служба вел. пятка, утр. седал. по 2 еванг.). Но душа Иуды была мрачна и находилась уже во власти сатаны ( Ин. 6:70–71, 13:2, 27 ; Лк. 22:3 ). 5 Своим ответом – «это Я», Христос поверг на землю всю вооруженную толпу, пришедшую взять Его ( Ин. 18:4–6 ). Ясно, что без соизволения Его, не могли бы взять Его. Он добровольно предал Себя в руки их. Но „сначала Он сделал все, что могло отклонить врагов от предприятия, и уже тогда, как они остались упорным в злобе и не имели никакого оправдания, предал им Себя» (Бес. на ев. Иоанна Злат. изд. 1902 г. ч. 2, стр. 556). 6 Исцеление Малха было последнее дело милосердия Спасителя во время земной Его жизни. Это чудо милосердия ко врагу было исполнением той заповеди о любви к врагам, которую Он дал всем Своим последователям ( Мф. 5:44 ). 11 По свидетельству Иосифа Флавия, пасхальных агнцев в одну Пасху продано было до 250.600. (Последн. дни земн. жизни И. Хр. Соч. Иннокентия. Изд. 1860 г. Одесса, стр. 491, прим. 1-ое). Так как по закону Моисея ( Исх. 12:4, 21 ), на каждого агнца полагалось не менее десяти и не более двадцати человек, что подтверждает и Иосиф Флавий (De Bello Iud.lib. VII, с. 9), то указанное число агнцев определяет число собравшихся на Пасху в Иерусалим до трех миллионов человек, как вычисляет Фаррар (Жизнь И. Хр., ч. 2, стр. 123). Флавий же показывает это число до 2.700.000 челов. (И. Флавий, Bell.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

537 Св. Иппол. муч. Толк. на кн. Притчей: Ламин. Полн. курс. патр. т. 10 с. 627. Пар. 1857. Св. Злат. Бес. на 1 п. к кор. 24: ч. 2 с. 39. Спб. 1858. Бсс. на п. к ефес. 3 с. 49. 50. Спб. 1858. Бес. на ев. Матф. 50 : ч. 2 с. 358. М. 1846. Бес. на п. к рим. 8 с. 183. М. 1855. Слов. прот. оставл. церк. собран.: хр. чт. 1841 г. ч. 1 с. 55. Бес. О пок. 6: слов. т. 2 с. 376. Спб. 1850 г. Св. Григ. двоесл. Собесед. кн. 4 гл. 58 с. 372–373. Каз. 1858. Бес. на еванг. 22: ч. 2 с. 21. Спб. 1860 538 Евсев. О жизн. бл. ц. Конст. кн. 4 гл. 45 с. 263. Спб. 1850. Св. Вас. вел. Литург. с. 141. К. 1856. Св. Кирил. иер. Тайнов. слов. 5 с. 374. М. 1855. Св. Злат. Литург. с. 135. К. 1859. Бл. Авг. Пис. к Бониф. чл. 9: тв. т. 2 с. 202. Антв. 1700. Св. Григ. двоесл. Бес. на еванг. 37: ч. 2 с. 358. Спб. 1860. Собесед. кн. 4 гл. 58 с. 372. Каз. 1858. VI всел. собор. прав. 28: кн. прав. с. 78. Спб. 1843. 539 Св. Кирил. иер. Тайнов. слов. 5 с. 374–375. М. 1855. Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: ч. 1 с. 390. Спб. 1856. Бл. Авг. Бес. на слова ап. 32: воскр. чт. XI, 466. Сн. Богосл. облич. т. 2 § 217. Каз. 1859. 543 Кроме сего, они принесли Ему дары: злато, как царю, ливан, как человеку, смирну, как Богу. Пр. Иерон. Толк. на ев. Матф.: тв. т. 4 ч. 1 с. 9. Пар. 1706. 544 По евангелию не видно, чтобы апостолы поклонились евхаристии на тайной вечери? Справедливо. Но поклонение не есть повержение на землю, которое составляет одно из проявлений его во вне: оно бывает, как справедливо говорят и лютеране, в духе; а что на тайной вечери апостолы поклонились евхаристии в духе, в этом мы не дерзаем сомневаться: ибо им подал Спаситель свое тело и кровь, а они исповедывали, что Он есть Христос, Сын Бога живого ( Мф. 16:16 ). 545 Св. Амвр. мед. О Св. Дух. кн. 3 гл. 11: тв. т. 2 ч. 1 с. 794–795. Пар. 1845. «Смотрите, братия, чему повелевает нам псалмопевец покланяться (adorare). В другом месте Писаний говорится: небо престол мой, земля же подножие ног моих ( Ис. 66:1 ). Значит, он повелевает нам покланяться земле, потому что в другом месте сказано, что такое – подножие ног Божиих? Но как поклонимся мы земле, когда Писание ясно говорит: Господу Богу твоему поклонишися (adorabis: Втор. 6:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Ибо сие повелел нам сам Владыка: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ); чтобы при воззрении на образ воспоминали мы понесенные за нас страдания, возгорались любовию к Благодетелю, и ожидали вкушения будущих благ». Бл. Феодор. Толк. на посл. к евреям: тв. ч. 7 с. 609. М. 1861. 520 Аугсб. исп. ч. 2 гл. 3. Хемн. Обзор. собор. трид. ч. 2 с. 800. Шуберт. Урок. богосл. полем. ч. 2 с. 676–677. Иена и Лейпц. 1760. 522 Св. Злат. Бес. на ев. Матф. 50 : ч. 2 с. 357 (сиг. Бес. 82: ч. 3 с. 424). М. 1846. VI всел. собор. прав. 3: кн. прав. с. 66. Спб. 1843. Бл. Феодор. Толк. на п. к евреям: тв. ч. 7 с. 621. М. 1861. Св. Амвр. мед. О благосл. патр. гл. 9: тв. т. 1 ч. 1 с. 686. Пар. 1845. Св. Вас. вел. Литург. с. 113. К. 1856. Св. Злат. Литург. с. 102. К. 1859. Бл. Авг. О град. Бож. кн. 10 гл. 20: тв. т. 7 с. 195. Антв. 1700. 525 Лютер. О плен. вавил. гл. 1. Хемн. Обзор. соб. трид. ч. 2 с. 441. Голлац. Богосл. акр. с. 1096. Ульм. и Лейпц. 1741. 528 Св. Игн. бог. Посл. к смирн. с. 178. Каз. 1855. Собор. алекс. Окружн. послание: тв. св. Афан. вел. ч. 1 с. 206–207. М. 1851. 529 Терт. О венц. воин. гл. 3 и О покр. дев. гл. 9: тв. с. 104. 113. Венец. 1701. Прещ. прот. ерет. гл. 41: тв. ч. 1 с. 187–188. Спб. 1847. I всел. собор. прав. 18: кн. прав. с. 35–36. Спб. 1843. Св. Епиф. О ерес. 79 гл. 7: твор. т. 1 стр. 1060–1061. 1064. Кельн, 1682. 530 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1 гл. 13: тв. с. 60. Пар. 1710. Св. Епиф. О ерес. 49 гл. 2: тв. т. 1 с. 882. Пар. 1858. 531 Евсев. Доказ. еванг. кн. 1 гл. 10: тв. т. 4 с. 87. Пар. 1857. Св. Злат. Прот. иуд. слов. 7: сл. т. 3 с. 621. Спб. 1850. Бл. Авг. О град. Бож. кн. 17 гл. 20, Прот. Фавст. кн. 20 гл. 18 и О дух. и письм. гл. 11: тв. т. 7с. 366–367. т. 8 с. 245. т. 10 с. 63. Антв. 1700. Бл. Феодор. Толк. на пр. Малахию: тв. ч. 5 с. 159. М. 1857. Св. Лев. вел. Слов. 57: тв. т. 1 с. 130. Лион, 1700. 532 Св. Кипр. Пис. 63: тв. т. 1 с. 348. К. 1860. Евсев. О жизн. бл. ц. Конст. кн. 4 гл. 45 с. 263. Спб. 1850. Св. Григ. бог. Слов. 4. 5: тв. ч. 4. с. 116. 204. М. 1851. Св. Злат. Слов. о свящ. 6: хр. чт. ч. 47 стр. 325. Св. Кирил. алекс. Объясн. 11 анафем.: деян. всел. собор. т. 2 с. 45. Каз. 1861. Св. Григ. двоесл. Собесед. кн. 4 гл. 55 с. 364. Каз. 1858. 533 Св. Григ. бог. Слов. 4. 5. 25: тв. ч. 1 с. 116. 204. ч. 2 с. 268. М. 1851. Св. Злат. Бес. на п. к евр. 17 с. 286–287. Спб. 1859. 534 Св. Иппол. муч. Толк. на кн. Притчей: Ламин. Полн. курс. патр. т. 10 с. 627. Пар. 1857. Св. Кипр. Пис. 63: тв. т. 1 с. 349. К. 1860. Св. Амвр. мед. Толк. на ев. Луки: тв. т. 1 с. 1545. Пар. 1845. Св. Злат. Бес. на п. к ефес. 3 с. 46. 47. 52. Спб. 1858. Бес. о назв. кладбища: хр. чт. ч. 14 с. 41. Бл. Феодор. Толк. на пр. Малахию: тв. ч. 5 с. 159. М. 1857. Св. Григ. двоесл. Бесед. на еванг. 37: ч. 2 с. 258. Спб. 1860. 535 Св. Злат. Бес. на 1 п. к кор. 24: ч. 2 с. 29. Спб. 1858. Св. Григ. двоесл. Собесед. кн. 4. гл. 58 с. 372. Каз. 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

176. 177. 225. М. 1846. Св. Григ. д. Бес. на еванг. 7 и 20: кн. 1 с. 61–62. 202. 203. Спб. 1860. Сн. Илар. поат. Толк. на Матф.: тв. с. 148. Кельн, 1617. Св. Вас. вел. О Св. Дух. гл. 15 и Бес. 13: тв. ч. 3 с. 285. ч. 4 с. 225–226. М. 1846. Пр. Иерон. Разг. прот. люциф.: тв. т. 4 ч. 2 с. 293–294. Пар. 1706. Бл. Авг. Пис. 44, Ручн. кн. к Лавр. гл. 48–49, О крещ. прот. донатист. кн. 5 гл. 9–10 и Прот. пис. Петил. кн. 2 гл. 37: твор. т. 2 с. 79–80. т. 6 с. 157. т. 9 с. 99–100. 166–167. Антв. 1700–1. Св. Кир. ал. Толк. на Иоан. гл. 10: тв. т. 4 с. 110–111. Пар. 1838. Св. Лев. вел. Пис. 16 гл. 6: тв. т. 1 с. 235. Лион, 1700. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. с. 238. М. 1844. Бл. Феофил. Толк. на Матф. с. 73. Каз. 1855. Толк. на Лук. с. 323. 545. Пар. 1631. 349 Тертуллиан: «Крестили апостолы, как служители Иисусовы, по предсказанию Иоаннову, и они сообщали не иное крещение, как Иоанново. Не надобно полагать, чтоб они могли тогда преподавать какое-либо другое крещение. Сие другое крещение было единственно то, которое Иисусом Христом было установлено уже впоследствии, и которого ученики Его не могли в то время совершать; потому что Господь не достиг еще высочайшей своей славы, и что Он не утвердил еще действительности крещения своими страстьми и своим воскресением. Мы не иначе могли истребить в себе смерть, как Его страстями, не могли иначе восстановить в себе жизнь, как Его воскресением». Св. Златоуст: «Почему, скажешь ты, не крестил Он (Иисус Христос) сам? Еще прежде Иоанн сказал: той вы крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ); но Духа Св. Он тогда еще не подавал. Потому, конечно, и не крестил. Но ученики делали это, желая многих привести к спасительному учению. А если бы кто захотел узнать, имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников (Иисуса) пред Иоанновым? – мы скажем, что никакого. Ибо то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целию того и другого было только приведение крещаемых ко Христу». Терт. О крещ. гл. 11: тв ч. 1 с. 17–18. Спб. 1847. Св. Злат. Бес. на Иоан. 29 : ч, 1 с. 342. Спб. 1854. 350 Бл. Феодор. Толк. на п. к рим.: тв. ч. 7 с. 49. М. 1861. Св. Амвр. мед. Толк. на п. к рим.: тв. т. 2 ч. 2 с. 84. Пар. 1845. 351 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4 гл. 16: тв. с. 246. Пар. 1710. Св. Иуст. муч. Разг. с Триф. с. 173. 181. М. 1862. Терт. Прот. иуд. гл. 2: тв. ч. 3 с. 176. Спб. 1850. 352 Снес. Св. Кипр. Свид. прот. иуд. кн. 1: тв. т. 2 с. 20. К. 1861. Св. Амф. икон. Слов. в д. обрез. Госп. наш. И. Христ.: хр. чт. 1837 г. ч. 1 с. 6–9. Св. Епиф. О ерес. 8 гл. 4. 6, о ерес. 30 гл. 28. 33: тв. т. 1 с. 17. 19. 153–154. 160. Кельн, 1682. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 27. 39. 40: ч. 2 с. 86. 378–379. 381. 382. 383. 385. 397. Спб. 1852. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 10: тв. т. 6 с. 350. 351. 353. Пар. 1678. Бл. Феодор. Толк. на кн. быт. вопр. 68: тв. ч. 1 с. 67–69. М. 1855. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. кн. 4 гл. 25 с. 297–298. М. 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

е. св. мучеников, о которых ясно сказано: непщевани быша во очию безумных умрети, и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение: они же суть в мире ( Прем. 3:2,3 ). Они, как говорит сам Спаситель, живы Богу; ибо Бог несть мертвых, но живых». Св. Иоанн дам.: «Святые не суть мертвые. Ибо с тех пор, как Имеющий сам в себе жизнь и Виновник жизни причтен был к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него». Св. Кипр. Пис. к Фортунату: тв. т. 2 с. 335: К. 1861. Св. Григ. б. Слов. 21: тв. ч. 2 с. 176. М. 1843. Пр. Иер. Прот. Вигил.: тв. т. 4 ч. 2 с. 283. Пар. 1706. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 10: тв. т. 6 с. 339. Пар. 1638. Св. Иоан. д. Точн. изл. прав. Вер. с. 264. М. 1844. 863 «Граждане (царства духовного) суть все св. люди, как бывшие прежде, так и настоящие и будущие, и все св. духи, кои в горних селениях небесных с благоговейною преданностию повинуются Богу, будучи чужды нечестивой гордости диавола и его аггелов. Царь сего града есть сам Господь Иисус Христос, Слово Отчее, управляющее высшими ангелами, и соделавшееся человеком, дабы управлять и людьми и возвести их с собою в вечное царство мира». Бл. Авг. О т., как оглаш. люд. необразов.: хр. чт. 1844 г. ч. 3 с. 49. 864 Ориген : «Апостол называет нас общниками и святых. И не удивительно. Ибо если говорится, что мы имеем общение со Отцем и Сыном; то как не имеем его и со святыми, не на земле только, но и на небе находящимся, когда Христос кровию своею умиротворил небесное и земное, чтобы земное ввести в общение с небесным? Истину сего очевидно показывает Господь, когда говорит, что радость будет на небеси о едином грешнице кающемся ( Лк. 15:7 ), что в воскресении яко ангели Божии на небеси суть ( Мф. 22:30 ), и что вообще люди наследуют царствие небесное». Бл. Августин: «Души усопших благочестивых не отделяются от Церкви, которая и ныне есть царство Христово. В противном случае, их не воспоминали бы на алтаре Божием во время литургии… Ибо не потому ли это и бывает, что и усопшие верующие суть члены ее»? Ориг. Бес. на лев. чл. 4: тв. т. 2 с. 200. Пар. 1733 г. Бл. Авг. О град. Бож. кн. 20 гл. 9: тв. т. 7 с. 443. Антв. 1700. 866 Не вообще какие-нибудь два знаменитые мужа, подобные Моисею и Самуилу, как толкуют протестанты, но именно Моисей и Самуил. Св. Злат. Бес. на Матф. 5 : ч. 1 с. 95. М. 1846. Бес. на 1 п. к сол. с. 17. Спб. 1859. Слов. прог. иуд. 8: т. 3 с. 663. Спб. 1850. Пр. Иер. Толк. на Иерем.: тв. т. 3 с. 599. Пар. 1704. Св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 9 гл. 16: тв. т. 1 с. 300. Пар. 1705. Бес. на еванг. 28: кн. 2 с. 93–94. Спб. 1860. 867 В последнем из указанных мест говорится о посредстве человека-грешника? Но если принимал участие в судьбе братий своих, живших на земле, грешник: то не паче ли принимают участие в судьбе нас – христиан, братий же своих о Господе, святые?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

II. В пустынный скит, где жил преп. Виссарион, пришел бесноватый. Братия вознесли о нем молитву в церкви, но демон не выходил из несчастного. Тогда иноки стали рассуждать: «что делать? Никто не выгонит этого беса, кроме Виссариона, но как просить его об этом? Если начнем просить, он не пойдет в церковь . Разве вот что сделаем: приведем завтра бесноватого раньше всех в церковь и посадим на месте преподобного. И когда авва взойдет, скажем ему: «разбуди брата, отче!» Так и сделали. И вот когда Виссарион, вошедши в церковь, стал на молитву, иноки сказали ему: «разбуди брата, отче!» И преподобный сказал бесноватому; «встань и иди отсюда». И бес тотчас же оставил человека. (Патерик, скитск.). Однажды к некоторому старцу в Фиваиде пришли посетители; они имели с собою беснующегося, которого привели с тем, чтоб старец исцелил его. Долго упрашивали они старца и, наконец, он сказал демону: «выйди из создания Божия!» Демон отвечал: «выйду, но прежде дай ответ на мой вопрос: кто – козлища и кто – агнцы?» Старец отвечал: козлища – такие, как я, а кто – овцы, о том знает Бог». Демон, услыша это, воскликнул громким голосом: «выхожу по причине твоего смирения!» и вышел немедленно. («Отечник», епископа Игнатия, стр. 516). Неделя 5-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. 27-е, гл VIII, 28–34 ст. гл. IX, 1 ст. 1. Исцеление двух бесноватых Однажды с учениками Своими Иисус Христос прибыл в страну Гадаринскую 35 . Когда они вышли из лодки, им навстречу выбежали двое бесноватых 36 . Они были весьма свирепы, так что никто не смел проходить тем путем, где их можно было встретить. Нечистый дух угонял их в горы, в пустыню и пещеры. Одного из них часто сковывали оковами и цепями, но он разбивал оковы и разрывал цепи. Теперь же он сделался до того диким, что всякий боялся приблизиться к нему, и никто не в силах был укротить его. Он всегда был днем и ночью в гробах и горах, кричал и бился о камни. Когда бесноватые увидели Иисуса, то прибежали к Нему и поклонились Ему. Иисус повелел нечистым духам выйти из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Оставив же их, следует теперь совершеннее наставить тебя к воспринято креста.    СТАВРОФИЛА. Ничего не может быть отраднее этого для меня. Ибо хотя я и готова воспринять крест, однако, не знаю, какой-то страх наполняет сердце мое, и сама вижу, что еще нуждаюсь в утверждении.    АНГЕЛ. Не без приготовления человек вводится на путь крестный. Не сказал ли Господь: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Лук. 9:23)? Хотя по-видимому здесь говорится об одном, но разумеются три действия: отвержение себя самого, взятие креста своего, и последование Христу (Св. Иоанна Златоуст, бесед. 55 на Матф.). Итак, первое необходимое условие для крестоносца отвержение самого себя, без которого никто не может воспринять креста, а если и воспримет, не может с постоянством понести. Всем, кто хочет последовать Господу Иисусу Христу, Он прежде всего повелел оставить все: «кто не отрешится от всего, что имеет, — сказал Он, — не может быть Моим учеником» (Лук.14:33). Но говоря об отвержении всего, Господь не исключил из сего и самого человека, т. е. Он хочет, чтобы человек о ставил не только все свое, и себя самого, и чтобы яснее это выразить, сказал: «да отвержется себя» самого. Не так трудно для человека оставить свою собственность, как оставить самого себя; и всякому легче отказаться от того, что он имеет, нежели от того, что он есть (Св.Григорий Двоеслов. Бес.23 на Еванг.).    АНГЕЛ. В примерах для тебя это будет понятнее. Один юноша, желая избавиться от преступной любви к некоторой блуднице, удалился в дальнюю сторону. Когда там любовь эта угасла в нем, он возвратился назад, и встретившись с прежнею возлюбленною, не обратил на нее никакого внимания. Удивившись этому, она подумала, что он ее не узнал, и подошедши к нему, сказала: я такая-то. «Но я уже не тот», — ответствовал юноша, и удалился от нее (Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии, кн. 2, гл. 10). Подобным образом разумей и то, как отвергался самого себя Апостол Павел, который говорил: «и уже не я живу» (Гал.2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

– Что ты сделал со своим братом? Я тебе поручил его, – а ты вознерадел о нем; посредством тебя он должен был спасти душу свою, а ты погубил ее, Я от тебя его потребую, ты должен за него Мне ответствовать». Помышляя о сем, скажу словами св. Златоуста: «Обуздаем язык, перестанем быть жестокосердыми, прострем руку для подаяния милостыни и будем не только снабжать бедных имуществом, но и утешать словами, дабы избегнуть нам наказания за злословие и наследовать Царствие за благословение и милостыню» (Злат. бес. 35 на Еванг. от Матф.). «Умоляем... вас, братия, – просит ап. Павел, – вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» ( 1Фес.5:14–15 ). Все подобные дела столь украшают человека, что ради их забываются прежние грехи его. Св. ап. Иаков сказал: «Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Истинно блажен тот человек, который настолько утвердился в заповедях Христовых, что сам, делая добро, других научает; «тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ), как сказал Спаситель. 20 лет тому назад, по счастливому почину доброй христианки Бутлер, в Англии, дамы своими усилиями добились того, что в этой стране закон, поощряющий развращенность, изменен, – публичные дома закрыты, как явление, недостойное христианского общества. Того же достигли добрые люди в настоящее время в Швеции и в Норвегии, и далее («Неделя», 1890 г. Дело в том, что допущение явного разврата, такая как бы опека над падшими женщинами со стороны полиции, делает однажды падшую совершенно бесстыдной. Пасть же помогут многие злодеи, а подняться из этой глубины у нас никто не подаст руки. В Англии же существует множество обществ, цели которых состоят в том, чтобы отыскивать падших женщин (в больницах ли или в невольном заключении торгующих ими негодяев и т. п.), поддерживать денежными пособиями тех, которые пали по нужде, или вразумлять словом убеждения женщин, подобных Таисии, – изменить образ жизни и пр. И уже самая многочисленность этих обществ показывает, что эти благотворительные общества имеют добрый успех. Одно из подобных обществ существует всего год с небольшим, и, между тем, принесло уже немало пользы; оно успело за это время обнаружить множество случаев разного рода обманов и насилий и в некоторых из них не только наказать виновных, но и предупредить несчастье» (Янжул. Торговля людьми: Очерки и исследования). Да поможет Господь Бог и впредь добрым людям в борьбе со злом! (См. «Воскр. чт.» 1892 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Размыслим, братие, о подвиге преп. Даниила, взявшего на себя труд погребать умерших нечаянною смертию, и почерпнем отсюда назидание. Постоянно ныне объявляются известия то об убитых, то утонувших, замерзших, сгоревших и иных несчастных, умирающих без христианского напутствия. Невольно возникает вопрос: почему многих постигает такая страшная смерть, неестественная и насильственная? Обыкновенно смерть скоропостижную называют «напрасною». Это выражение, если принимать его в современном значении, не совсем точно. У Бога ничего не бывает напрасно. «Какие же могут быть причины ея?» а) Не всегда грехи тех, которые так несчастно умирают. Упала некогда в Иерусалиме башня, и осьмнадцать человек убила. Спаситель, указав на это несчастие, спросил окружавших Его иудеев: «или вы думаете, что те осьмнадцать человек виновнее были всех живущих в Иерусалиме?» Сим вопросом Он предупреждает и нас, чтобы мы не почитали как бы за отверженных Богом тех, которые умирают не естественною смертию: может она постигнуть человека, хотя и не безгрешнаго, но и не очень грешнаго, даже благочестиваго. На подобные случаи неповинной смерти святый Златоуст дает такое объяснение: «если увидишь, что праведник терпит злую кончину, не упадай духом, ибо ему несчастия уготовляют светлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнее наказание, или совсем освободить их от онаго» (О Лаз. бес. III, § 9). Здесь прилично воспомянуть об одном пустыннике, которого лев растерзал. Другой, знавший его жизнь, пришел в недоумение: какая же это справедливость, что живший неукоризненно и свято подвергся такой лютой смерти? – В следующую ночь является ему ангел, и говорит: «этот, растерзанный зверем, имел один тайный грех, за который он просил себе наказание у Бога, и послал ему Господь такую кончину, ради совершенного очищения души его». Так праведные «аще пред лицем человеческим и муку приимут, упование их бессмертия исполнено» (Пр. Сол. 3, 4). б) Между тем всегда гибель скоропостижно умирающих направляется Промыслом к вразумлению живых. Не отрицал Господь, что грешны те, которые башней были убиты; но их несчастием призывал живых к покаянию: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете». Поскольку же иерусалимляне не вразумились сим уроком, не исправились, во Христа не увероваля, а во время суда над Ним кричали: «кровь Его на нас и на чадех наших» ( Матф. 27, 25 ): то и сбылось над ними Его предсказание. Все упорные в неверии иерусалимляне погибли, когда Иерусалим, как город мятежный, взят и разрушен был римлянами (Феофил. Благовестн. на еванг. Лук., гл. 13). И в наше время, если иные умирают внезапно и насильственно, мы не должны думать, что мы безопасны, будто мы правы; напротив, Бог попускает около нас быть несчастным случаям, чтоб мы позаботились о своем исправлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

179 Объяснение слов И. Христа: «суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже и сказиша сами себе, царствия ради небесного. Могий вместати, да вместит» (Мф. XIX:12 — 13). Что значит оскопить себя ради царствия небесного? Посредством борьбы с плотскою похотью достигнут такою состояния, когда перестает давать себя чувствовать похоть полового влечения. А что здесь разумеется не самопроизвольное телесное оскопление себя, это ясно показывает связь речи: потерю члена тела может „вместить“ (т. е. вынести) всякий, — для этого не нужно даже особенного желания и расположения, — лишь бы операция отнятия члена произведена была искусно и силы подвергающегося операции не были истощены прежде. Если же о тех, иже исказиша сами себе, ради царствия небесного, сказано, что это действие доступно не для всех — не все вмещают его, что оно доступно только тем, коим дается как дар, — имже дано есть, и даже из тех, кому дано, может вместить и воспользоваться этим даром только „могий“, имеющий на то силу, то очевидно, что все это сказано не о телесном оскоплении, которое может быть сделано всяким острым орудием, может быть произведено врагом и злодеем, может зависеть от случая и болезни и которое может быть вмещено всяким. Свв. отцы самопроизвольное скопчество прямо называют дьявольским изобретением. Св. Златоуст говорит: „отсечение членов от начала было действие демонское и сатанинских козней. Это узаконил диавол“. (Бес. 62 на еванг. Матф.). И Василий Великий также пишет о скопчестве: „очевидно, что это есть произведение коварства диавола; как в древности скопцы были у язычников, так он — лукавый ввел их и у нас“. А правила святых апостолов и вселенских соборов относят самопроизвольных скопцев к разряду самоубийц и подвергают их церковному отлучению (см. прав. ап. 22 — 24; двукратн. соб. 8). 180 С порочным не дружись. (Рассказ). Как касаяйся смоле очернится, так приобщаяйся гордому точен ему будет , свидетельствует древний мудрец Иисус Сирахов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010