496 Заметим, что это-то нарочитое приготовление мира для Спасителя, без сомнения, придавало особенную ценность приношению сей жены и в глазах учеников, так как о Марии, сестре Лазаря, они слышали от самого Спасителя, что она сберегла миро ( Ин. 12:7 ), быть может от погребения брата – «с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи“ (19:40)! 497 Можно еще находить разность и в самом образе помазания: одна жена, по свидетельству евангелистов Матфея (26:6) и Марка (14:3), помазала только главу Спасителя, а другая, по свидетельству евангелиста Иоанна (12:3), – только ноги Его. Но ни в том, ни в другом свидетельстве не выражается, чтобы помазание главы не допускало помазания ног, и наоборот. В этом мы совершенно согласны и с западными толкователями св. Писания (S.Script. curs. compl. in Matth. 26, 6., t. XXI, pag. 1100), хотя и не можем согласиться, чтобы по этому самому нужно было думать, что и у первых двух евангелистов, и у последнего – говорится об одном и том же помазании. Скажем только, что жене, помазавшей миром главу Спасителя, естественно было, в избытке усердия, помазать и ноги Его, тем более, если и прежде она это делала (Лука 7:38). Так и представляют нам ее помазание и св. Златоуст, – который говорит (бес. на еванг. Матф. 80, 1 ., ч. III, стр. 375), что она «принесла к ногам Христовым главу свою , и т.п., – и церковные песнопения в св. и Великую Среду, где постоянно указывается на то, что она помазала ноги Христовы, а иногда упоминается о помазании вместе и главы и ног: «изливающи жена миро чистое, Владычню и божественному и страшному верху, Христе, – следов Твоих пречистых коснуся, оскверненыма дланьма. (В. ср. на утр., трипесн. п, 8, тр. 1). А что и Мария помазала не только ноги, но и главу Христову, это можно видеть из того, что помазание головы гостю было в обычае ( Лк. 7:46 ), и в настоящем случае само собой предполагается. 498 «Как же, – замечает св. Златоуст, – другой Евангелист говорит, что так сказали все ученики ( Мф. 26:8 )? Правда, – ответствует на этот вопрос святитель: – и все (говорили это), и он; но другие (говорили) не по тому же побуждению . (Св. Злат., бес. на еванг. Иоанна 65, 2 ., ч. II, стр. 410). Тоже сравнение делает и блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в толковании на еванг. Марка гл. 14, ст. 4: «Бяху же неции негодующе, замечает Евангелист. А Иоанн говорит, что негодовал Иуда ( Ин. 12:4,5 ). Можно думать, что и другие Апостолы упрекали жену, так как постоянно слышали от Христа о милостыне. Но Иуда негодовал на жену не с той мыслью, как прочие, а по сребролюбию, ради гнусной корысти. По этой причине Иоанн и упоминает о нем одном, как о поносившем с лукавым намерением . (бл. Феофил., арх. Болг., Благовестн., ч. 2, стр. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Писания, напротив бесстыдные песни, исполнявшиеся в театре хором, отлично выучивают наизусть и с удовольствием повторяют и напевают их. См. Stäudlin, III, 248 и сл.; IV, 244 и сл. Из бесед Златоуста в особенности: слово 4-е об Анне, матери Самуила и слово 3-е о Давиде и Сауле (т. IV по русск. изд.), а также бес. 7-я на Еванг. Матф. (т. VII). 462 Ibid. 106–107, 135, 242, 528. Августин не допускает этого исключения, но за то говорит, что возможны случаи, когда самоубийство извинительно. 463 Стр. 65, 149, 219, 285. Некоторые отцы даже вообще всякий вред, причиняемый обидчику, считали неправом, равно как защиту жизни от нападающего вооруженного разбойника (Амвросий) и самозащиту путем ведения процессов ( Василий Великий ). Григорий Назианзин , различавший евангельские заповеди от евангельских советов, воздержание от процессов причислял к первым. 466 Таково по крайней мере господствующее мнение в западной литературе. В нем много преувеличенного. Напр. Златоуст в 7-й бес. на Еванг. Матф, говорит: „я не воспрещаю жениться, не препятствую веселиться, но хочу, чтобы это происходило не без целомудрия, не с бесстыдством и бесчисленными пороками. Я не предписываю идти в горы и пустыни, но чтобы вел себя честно, скромно, целомудренно, живя среди города. Все законы у нас с монахами общи, кроме брака“. Последние слова не означают, что все подлежат правилам монашеской жизни (за исключением брака), а скорее и монашество Златоуст не представлял еще себе совершенно изолированным от мира, смотря на него, как на уединенный христианско-философский образ жизни, посвященный чтению, размышлению и молитве (см. напр. его „К Феодору падшему“, т. I по русск. перев.). Равным образом невозможно предположить, чтобы Василий В. считал составленные им правила монашеского общежития обязательными для всех христиан. Даже относительно последующего времени можно сомневаться в отожествлении монашеских идеалов с общехристианскими (см. мою реценз. примеч. Голля в „Визант. Временнике“, 1899, 3 й и „К истории нравствен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Ты составляешь предмет общего внимания и не можешь оставить в покое язык многоречивого злословия». (Бесед. на еванг. Матф. 3 т. 521 – 3 стр.). – «Такая женщина, говорил Златоуст, – выходя из церкви, ничего не выносит с собою, кроме ругательств, поношений и язвительных насмешек» (там же стр. 523 – 4). – « Церковь для того создана, – продолжал он, обращаясь в разодетой женщине, – чтобы ты выказывала в ней не украшения свои, а духовное богатство. А ты как-бы на зрелище приходишь сюда в таком украшении и, подражая на сцене играющим женам, одеваешься с такою величавостию». (там же, стр. 624). – Кроме того «от роскоши происходят прелюбодеяния мужей». (Бес. на пс. 2 т. 629 стр.). «Когда вы, говорил Златоуст женщинам, предающимся роскоши, побуждаете своих мужей не в любомудрию, а заставляете их находить удовольствие в том, чем украшаются любодейцы, они очень скоро уловляются. Ибо если бы вы научили их питать в этому презрение и утешаться непорочностью, благочестием, смирением; то они бы не так легко могли быть уловляемы любодеянием. Украшаться таким образом, и даже лучше, может и блудница, а облекаться добродетелями не ее дело. Итак приучите их находить удовольствие в таком украшения, которого они не могут видеть на блуднице». (Бес. на еван. Матф. 8 . т. 625 стр.). 191 Обличение роскоши. (Из творений св. Иоанна Златоустог о). Тем, которые «лежали, простершись на мягком ложе, св. Иоанн Златоуст советует представлять мучеников, которые лежали на железных решетках, где не постель была подослана, но подложены горячие уголья» (Слова к бес. на разн. сл. 1 т. 12 стр. и 2 т. 87 стр.); тех «которые жили в великолепных домах, в широких портиках, в пространных оградах,» он просит вспоминать о Христе, «Который не имел где главу приклонить» (там же); а тех, которые носили золотые украшения, он убеждал чаще вспоминать об апостоле Павле. «Ты хочешь носить украшения? – говорил он женщине, зараженной страстью к роскоши, – Приведи на память узы Павловы, и все это тебе покажется презреннее всякого грязного рубища.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

261 Истор. сведения об Иоанове изложены в одном рукописном сочинении, составленном по бумагам архива петербургской дух. Консистории. 266 Илья Иванович был наставником небольшой федосеевской общины в Москве до основания Преображенского кладбища, в начале царствования Екатерины II; ему обязан сокращением сам Ковылин. Истор. Преоб. кладб. в сборн. Кельсиева, т. I. 275 Обширное исследование по вопросу о браке представляет книга проф. с.-пет. ак. Ив. Ф. Нильского, в двух томах. Наша задача в этом случае более скромная, и сверх того такая, какой почтенный профессор не имел в виду. И при историческом изложении мы не будем забивать нашей главной полемической цели. 282 Так к источникам церковного предания они относят «Большой катехизис», «Книгу Кирилову» и «Книгу о вере». 284 Царский путь, сочин. Павла (прусского); написано оно еще в то время, когда автор состоял наставником беспоповщинских скитов в Пруссии. Изд. 1870 г. Псков, См. о сем «Бр. слово» 1875 г. отд. III, стр. 51–56. 301 Еванг. толков, на введение во храм Бож. Матери; Соборн. гл. 61 ст. 5; благов. на Иоан. л, 66. 322 На Матф. зач. 76. Толкование блаж. Феофилакта архиепископа болгарского на четвероевангелие известно под именем «Благовестника». Благовестник в первый раз напечатан в Москве при п. Иосифе, в 1649 г. Издание это после незначительного исправления перепечатано было в 1698 г. и потом несколько раз в 18 стол. Новый перевод сделан при Казанской академии, начиная с 1855 по 1870 г. Блаж. Феофилакт в своих объяснениях наиболее следовал св. Златоусту и в некоторых местах был, можно сказать, его сократителем. Снес, в данном случае Злат, на еванг. от Матф. бес. 50. 323 Большой катехизис, гл. 25. л. 220 обор. Бол. катехизис написан корецким протоиереем Лаврентием Зиванием во время господства унии в западной России; но в первый раз он напечатан был в Москве при патр. Филарете, в 1627 г.; впоследствии он был не один раз перепечатываем в старообрядческих типографиях. Наиболее распространенное издание гродненское 1783 г. О Большом катехизисе ст. в Прав. Собес, за 1855 и 1856 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Подр. см. Kleuker, Uber die Apocriph. des, N. T. p. 501–508; Kramer. Beytrag gur. Beford. theol. Kentnis. p. 250 et. seqq. Известно, что во времена св. апостолов обратилось ко Христу великое множество палестинских иудеев, которые я впоследствии не переставали обращатвся в значительном числе от времени до времени. Известно также, что у этих иудеев, по крайней мере у тех из них, которые принадлежали к начальственному и особенно к свящ. сословию, были в большом, если не в преимущественном, употреблении еврейские списки ветхозав. писания. Нет никаких причин сомневаться, что подобные лица, вступая в недра христиан. церкви, приносили часто с собою и еврейские писания и, зная древний отечественный язык, занимались чтением и изучением их. Св. еванг. Лука говорит, что благомысленные из берейских иудеев, обращенные ко Христу, внимательно испытывали писания, чтоб узнать и убедиться, истинно ли то, чему их учили ( Деян.17:11 ). Ап. Петр хвалит иудеев рассеяния за то, что они внимали и поучались словам пророков Божиих ( 2Петр.1:19 ) и т. п. А при таком положении дела, справедливо замечает Лекень (L Antiquite des temps detrnit, ou Reponse a la defense de 1 Antiq. des temps, c. III. p. 77), столь важное преступление, каково повреждение ветхоз. писания, не могло долго скрываться от уверовавших иудеев, если бы соотечественники их на саном деле совершили его. – С другой стороны, не менее надежное средство к предотвращению преступных их слов против ветхоз. писания и не менее сильное оружие к отражению их, христиан. церковь имела в переводе LXX-mu, который, по словам св. Златоуста (бес. 5 на еванг. Матф.), вполне подтверждал веру, открытую учением, чудесами и воскресением Христовым (cf. Evseb. Praepar. Evang. Iib. VIII. c. I. et. al). Перевод этот пользовался у христиан таким же уважением, каким пользовался и у еллинистов, – его читали во всех церковных собраниях, как подлинный текст ветх. завета ( 1Тим.4:13 ; Ефес.5:19 ; Кол.3:16 сн. Иустин. муч. аполог.1:38); по нему изъясняли всегда этот последний; его приводили, как непреложный авторитет (Tertul. de monog. c. II; Iren. adv. haeres, lib. III e. 28; Hilar. praefat. in Psalm; Hieron. epist. ad Pammach; Iustinian. Constit. 146 et. caet). A при всеобщем распространении и знания перевода LXX-mu, во всем существенном согласного с еврейским текстом, как мог быть поврежден этот последний без всякой огласки? При повреждении же еврейского текста как мог оставаться и остается этот перевод по всем главном и существенном верным ему? Говорят некоторые, будто и перевод LXX-mu подвергся изменениям и повреждениям со стороны иудеев; но это явная нелепость, не заслуживающая и опровержения. –

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Православный Месяцеслов (с миссионерским описанием житий св. угодников Божиих) Январь I. Обрезание Господне. Новый год. Литургия Василия Великого . Молебен нового лета. Свят. Василия Великого , архиеп. кесар. м. Василия анкирского. В этот день св. Церковь вспоминает обрезание по плоти Господа И. Христа и наречение Ему имени Иисус, почему и воспевает: «Днесь Владыка плотию обрезася, Иисус наречеся». Имя Спасителя наречено ангелом на еврейском языке, мы же приняли это имя от греков, которые пишут его иногда сокращенно, но произносят всегда Иисус. В наших старопечатных славянских книгах встречается то полное начертание (с двумя и) Ic. Иис. Иис. Иисус, напр. Иис. Христово рождество сице бе (Еванг. 7114 – 1606 г., изд. По благосл. п. Гермогена, от Матф. зач. 2, а также Лук. зач. 8, 10 и 99); «никто же, Духом Божиим глаголяй, речет анафема Иисуса» (Бес. Злат. На 14 посл., изд. В Киеве в 1623 г., стр. 891, а также 3042, 1374 и др.); «Един бе Иисус», «заклинаем вы Иисусом» (Бес. Злат. На Деян. св. апост., изд. в Киеве в 1624 г., стр. 234 и 368) и мн. др. (см. свидет. в Вып. Озер. ч. II, ст. 71–141); то сокращенное: Ic., Ис. И даже Иисус. Очевидно, наши предки употребляли то и другое и относили их к одному и тому же Спасителю мира, а отнюдь не мудрствовали, как раскольники, что одно имя Христово, а другое – антихристово. Исполнение свящ. обряда обрезания над Богомладенцем Христом поучает, как должно свято хранить все священные обряды и как неправо поступают наши сектанты, отметающие все священные обряды новозаветной церкви Божией. Св. Василий Вел. (род. ок. 333 г., а ум. в 378 г.) был ревностным поборником православия, «учителем догматов», строгим карателем противников веры и более всего заботился о чистоте православия; однако изменения в чинах и обрядах не считал искажением веры, еретичеством, как думают раскольники. Напротив, когда неокесарийцы хотели отделиться от кесарийской церкви вследствие введение им особаго церковного чина, то он писал: «Если спрашивают их о причинах непримиримой вражды, они отвечают: псалмы и образ пения изменены у вас против давнего обыкновения и другое подобное выставляют, чего надлежало бы им стыдиться... Смотрите, не оцеживаете ли вы комара, занимаясь тонкими исследованиями звуков голоса, а между тем нарушая важнейшие заповеди» (Твор. Вас. В. посл. 24. Спб. 1787 г. л. 241). – Сектанты в творениях Вас. Вел., между прочим, найдут глубочайшее учение о необходимости для спасения руководствоваться не только свящ. Писанием, но и свящ. Преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Мария Магдалина . В Деяниях св. (Iul. V, die 22) пространное исследование, результатами не богатое; прежде решается вопрос: одно ли лице с Мариею Магдалиною грешница, помогавшая миром главу I. Христа и облившая слезами ноги его в доме Симеона, как повествует ев. Лука в 7 главе, далее Мария, сестра Лазаря, по евангелию Иоанна (гл. 11), помазавшая миром; Иисуса Христа и отершая власами ноги его пред страданиями есть ли Мария Магдалина? Издатели Деяний после длинного рассуждения о. сем склоняются в тому, что это одно лице: таково мнение и св. Августина (lib. 2 de eons. evangel. с. 72) и св. Григория Двоеслова (сн. бес. на еванг. 25 и 33). Еще Тертуллиан и Амвросий признавали жену грешницу и сестру Лазаря за одно лице. Но отцы и писатели восточные признают разных жен в указанных местах евангелий. Ориген прямо говорит: я более согласен признать трех жен (35 на св. Матф.). Того же мнения Феофилакт. Св. Златоуст (бес. 81 на Матфея) отличает Марию Магдалину от Мария сестры Лазаря. В греч. прологах и месяцесловах видится ясное различение Марии сестры Лазаря (18 марта) от Марии Магдалины 22 июля. Но различие Марии сестры Лазаря (18 марта) от жены блудницы, помазавшей миром Господа в дому Симеона прокаженного 21 марта, в стишном прологе не ясно. По видимому это одно и то же лице; помазание совершено пред пасхою обеими: Мариею сестрою Лазаря 18 марта, а блудницею 21 марта; автор, не ведая, соединил в своем прологе два различных мнения о времени пасхи: одни из древних отцов полагали, что Христос пострадал 25 марта и следов. воскрес 27 (См. заметку о 25 марта); по другим Он пострадал 23 марта, а воскрес 25; потому и в синаксарях различно располагались события пред пасхою и после пасхи. Державшиеся второго мнения ставили в синаксарях помазание Господа Марией сестрою Лазаря, бывшее по евангелию за 6 дней до пасхи, марта 18, другие согласно с первым мнением ставили помазание жены блудницы, считая ее за Марию сестру Лазаря, 21 марта. Автор стишного пролога соединил показания разных синаксарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

3, 195 стр.). II. Св. Иоанн Златоуст так обличает жен в излишнем пристрастии их к нарядам. „Как ты, говорит он, обращаясь к разодетой женщине, можешь воздыхать? Как можешь плакать? Как можешь усильно молиться, будучи одета в такой наряд? Если и будешь плакать, то слезы твои покажутся достойными смеха для того, кто будет видеть их, потому что плачущей не следует носить золота, ибо это лицемерие и притворство. И в самом деле, как это не лицемерие, когда таже самая душа, от которой родились и это великолепие, и это тщеславие, — таже самая душа проливает и слезы!“(Бес. на 1-е посл. в Тимоф. 112 стр.). „Не думай, говорил Златоуст, обращаясь к разодетой женщине, — чтобы кто-нибудь удивлялся тебе, когда ты выходишь на зрелище, чтобы показать себя; напротив все смеются над тобою, как над щеголихою, как над женщиною гордою и заботящеюся только о теле... Ты составляешь предмет общего внимания и не можешь оставить в покое язык многоречивого злословия“. (Бесед. на еванг. Матф. 3 т. 521 — 3 стр.). — „Такая женщина, говорил Златоуст, — выходя из церкви, ничего не выносит с собою, кроме ругательств, поношений и язвительных насмешек“ (там же стр. 523 — 4). — „Церковь для того создана, — продолжал он, обращаясь в разодетой женщине, — чтобы ты выказывала в ней не украшения свои, а духовное богатство. А ты как-бы на зрелище приходишь сюда в таком украшении и, подражая на сцене играющим женам, одеваешься с такою величавостию». (там же, стр. 624). — Кроме того „от роскоши происходят прелюбодеяния мужей“. (Бес. на пс. 2 т. 629 стр.). „Когда вы, говорил Златоуст женщинам, предающимся роскоши, побуждаете своих мужей не в любомудрию, а заставляете их находить удовольствие в том, чем украшаются любодейцы, они очень скоро уловляются. Ибо если бы вы научили их питать в этому презрение и утешаться непорочностью, благочестием, смирением; то они бы не так легко могли быть уловляемы любодеянием. Украшаться таким образом, и даже лучше, может и блудница, а облекаться добродетелями не ее дело. Итак приучите их находить удовольствие в таком украшения, которого они не могут видеть на блуднице».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

По отшествии же Ее сделалось и оно невидимо. Но взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там. 7. Под образом апокалипсической жены, облеченной в солнце, большинство разумеет Церковь, а под солнцем — Иисуса Христа. В то же время сия жена могла изображать собою облеченную в Божественную, небесную славу Пресвятую Богородицу. 8. Столп Давидов, увешанный победоносными военными орудиями и щитами, прообразовал собою Пресвятую Богородицу, о чем речь далее. О сем знаменитом столпе Давидовом ничего более неизвестно из Св. Писания, кроме того, что он был воздвигнут на какой-то горе и что он создан в Фалпиофе, каковое наименование обозначает собою также укрепления. 9. Сион — юго-западная, самая обширная и высокая из четырех возвышенностей, на коих построен Иерусалим, почиталась у евреев священною и первоначально служила религиозным центром и твердынею Иерусалима. Посему Писание часто именует Иерусалим дщерью Сионовой, напр. см. Псал. 9, ст. 15. Исаии, гл. 1, ст. 8, гл. 67, ст. 11. Иерем., гл. 6, ст. 23. Еванг. от Матф., гл. 21, ст. 5. 10. Т.е. различные земные обстояния и искушения: в особенности же огненные стрелы лукавого, нападения со стороны дьявола, — сего исконного, страшного врага рода человеческого, попаляющие нас как бы смертоносным огнем. 11. В бес. на Псал.119.–Амвросий Медиоланский (Миланский, в Италии), — знаменитейший отец Западной церкви и христианский писатель IVb. (+ 397г.) Память его совершается 7 декабря. 12. Прп. Анастасий, игумен Синайской горы( + ок.685г); память его 20 апреля, в своих «Анагогических созерцаниях» шестоднева, кн.8. 13. Память ее совершается 1 апреля. 14. Господь, говорит по поводу сего прообраза святой Иоанн Дамаскин, «соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е.Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба: потому что глава Ее был Бог и Отец. 15. Выражение кондака Успению Пресвятой Богородицы. 16. Богоматерь справедливо уподобляется кивоту. В Ветхом Завете в скинии, а после в храме Иерусалимском находилось внутреннее святилище, «Святое Святых», доступное одному лишь первосвященнику, и то лишь один раз в год. В сем святилище хранился кивот завета — ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные для богоизбранного народа предметы. По бокам его осеняли «херувимы славы», золотые изображения сих высших и ближайших к Богу Небесных Сил. Сей кивот и прообразовал Божию Матерь, вместившую в Себе Самого Бога, почему и воспевается Церковью «одушевленным Божиим кивотом» (канон Благовещению, песнь 9). Как неотступная молитвенница за род человеческий пред престолом славы, Она является для нас кивотом, окруженным сонмом херувимских сил, охраняющих нас Своими молитвами от всяких бед и обстояний.

http://pravoslavie.ru/49246.html

   4) Тоже говорит о людях самого последнего времени св. Ефрем Сирин, именно: „мнози святии, елико тогда обрящутся, вкупе абие услышавше присутствие скверного, пролиют реки слез с воздыханием к Богу святому, избавитися от змия, и побегнут со тщанием великим в пустыню, и скрыются в горах и в вертепех со страхом " ’ Далее: «и по скончании трех времен... Господь Спаситель наш приидет, яко молния блистающися с небесе“. Несколько ниже: „тогда возрадуются святии радостию великою, и угодившии праведнии, и вси не приемшии печати антихриста лукавого и нечестивого“. И еще: „и вси, иже не приемшии печати антихристовы, и скрывшиися в вертепех и в пропастех, радуются с Женихом радостию неизреченною со всеми святыми“. („Ефрем Сир. в слове 105, об антихристе», стр. 276 и 277 на об.).    5) Тоже говорит о последнем времени св. Златоуст. Объясняя слова Господа: амин глаголю вам: не мимо идет род сей, дондеже вся сия будут (Мф. XXIV, 34), он спрашивает: „что Он (Господь) разумеет под словами: вся сия« и отвечает: „то, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристов, лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры, и все, что, как мы сказали, должно случиться до Его пришествия. Как же Он сказал: не прейдет род сей? Здесь говорится не о роде, тогда жившем, но о роде верных, ибо род означает не только время, но и образ служения и жизни. Так сказано: сей род ищущих Господа (Пс. XXIII, 6); сверх сего И. Христос прежде сказал: подобает бо всем сим быти, и еще: проповестся Евангелие сие. Тоже и здесь Он выражает, говоря, что все сие непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеуказанных бедствий. Разрушится Иерусалим, и погибнет большая часть иудеев: но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браний, ни лжехристы, ни лжепророки, ни прельстители, ни соблазнители, ни предатели, ни лжебратия, ни другие, подобные сим искупления» (Злат. на Еванг. от Матф. бес. 77-я в начале»). – (Извлеч. ир кн.: „Истинно древняя и истинно правосл. Христова Церковь», Григория, митроп. новгород. и с.-петерб. Ч. 1. Москва, 1883 г. стр. 43 – 46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010