Все, что повествуется в Евангелии святом об «Иоанне Крестителе», его «зачатии, рождении»..., аттестуется Толстым – как «легенды» (Толст. «Излож. Еванг.», стр. 212 – 213). Тем более граф не может примириться с евангельским рассказом о крещении Господнем,– что «отверзлись небеса», что был слышен «глас с небес глаголющий»... (Матф. Ill:16–17)... «Что может быть бессмысленнее того», – спрашивает он, – «что небо открылось и оттуда послышался голос» (Толст. «Что такое религ.», стр. 19)? «Нельзя верить», говорит он же, «что разверзлись небеса, которых для нас уже нет» (Т. «Обращ. к духов.», стр. 40–41)... Все, что не вмещается в голову недалекого российского «мудреца-философа», то и является-де «бессмысленным»... Что проповедуется новейшими, обычно слишком скоропреходящими, теориями, то-де лишь одно и истинно! «Для нас», – видите ли, – небес «уже нет»... Еще бы! Но, во всяком случае, преисподняя-то, ад-то с Веельзевулом еще остались и для Толстого! Дальнейшие события в жизни Спасителя нашего, в роде искушения Его от дьявола в пустыне ( Мф. 4:1:11 ), Толстым понимаются в обычном для него смысле: «разговор с дьяволом » – «сказка» (Т. «Обращ. к дух.», стр. 30). «Писатель», т. е., евангелист, здесь «заставляет говорить Христа с самим собою», – поучает граф, – «и он называет один голос – голосом Иисуса Христа, а другой-то дьяволом , т. е., обманщиком, то искусителем»... «Слова, приписываемые искусителю», – по Толстому, – «выражают только голос плоти» – не больше. «Все искушения суть» – де «самые обычная выражения внутренней борьбы, повторяющейся в душе каждого человека» – и только... (Толст. «Излож. Еванг.», стр. 125–130)... Почему так, – а не иначе..., – почему ясное повествование евангельское об этом, событии в жизни Спасителя должно быть понимаемо в толстовском смысле, в противоестественном..., – остается загадкой. Ясно лишь одно то, что, став на такую «произвольную» точку зрения, можно легко перетолковать всю историю так, как хочется кому угодно (пресловутый Шишко у всех еще «пред глазами»...), – можно даже и графа Толстого, пожалуй, превратить в «христианина» и чуть ли не в «последнего», после которого христиан уже и не осталось на свете (см. мою статью: «Последний христианин»; «Церковн. Вестн., 1911 г., 5–6)... Все можно доказать, кроме... одной «правды», но «эти» господа разве ею интересуются?..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

гл. 31, ст. 34), и по крещении даровал нам способ очищения грехов в покаянии. И в сем, поистине, Господь явил нам новое чудо своего милосердия. Ибо и в покаянии может ли человек сам собою, своими трудами и потами, представить кое-либо, тем паче достойное, возмездие грехов своих? Никакоже: ибо, по слову пророка, не оправдится пред Богом всяк живый. И се паки Господь предваряет нас и побеждает своим милосердием. Якоже в крещении, с верой приступающим к сему Таинству положил приимати очищение согрешений чрез троекратное с призванием имени Его погружение: тако и в покаянии, исповедующим грехи своя положил прииимати оставление чрез разрешение от лиц священных. Ибо апостолом своим и их преемникам даровал власть отпущати грехи: «приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им» (от Иоан. зач. 65); «еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (от Матф. зач. 67). Оле милосердия Владыки к кающимся грешникам! О силы и власти, данные от него священному чину! Божие есть, еже отпущати грехи; священником же сие дается (Благовест. от Иоан. зач. 65). И не токмо отпущати грехи апостолом и их преемником дадеся, но и держати грехи противящихся истине: «еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех» (Еванг. от Матф. зач. 67). И паки: «имже держите (грехи), держатся» (от Иоан. зач. 65). «Какая бы была власть больше сея? – пишет святый Златоуст. – Весь суд даде Отец Сынови; зрю же сию врученную им (священником) от Сына» (О священстве, сл. 2, гл. 4). И еще изрек сам Господь о своих апостолах и преемниках их: отметайся вас, Мене отметается. Сие непреложное слово Христово страшно для отметающихся священства: отметаясь священства, они отмещутся Христа Бога! Страшно пишет о них и апостольский наследник, святой Игнатий Богоносец , яко таковии безбожни суть (посл. 1 к Траллианом). Сказует же и причину, ради которой так называет их: понеже, рече, установление Божие (о священстве) умаляют. Какую же после сего могут иметь надежду спасения именуемые старообрядцы-беспоповцы, принося свою исповедь пред простолюдинами, не приемшими власть разрешати грехи? Исповедание грехов они совершают; но получить разрешения грехов не могут: ибо не имеют лица приявшего на сие власть от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

АНГЕЛ. Бывает, что, по милосердому промыслу Создателя, самонадеянную душу посещает попустительное искушение, пока она, изнемогши, не познает своей немощи и не оставит своей гордыни и превозношения, отчасти же это и остатки в тебе прежнего недуга. Ты прежде сама искала суетной славы, а потому теперь и нехотя увлекаешься оною. Кто привык скорбеть и воздыхать о славе, когда ее нет, тот не может удаляться от нее, когда она приходит (Св. Григор. Кн. 2 нрав. гл. 26. Его же о Пастырства кн. 2 гл. 9). Ибо часто похвала человеческая, последуя благому делу, изменяет ум делателя, и хотя он не искал ее, но когда услышит похвалу, по немощи увеселяется ею, а когда этою тщеславною радостью ум делающего добро расслабляется, то он уже теряет всю внутреннюю силу благого намерения своего. СТАВРОФИЛА. Ты открыл язву мою, и я познаю козни кроющегося вблизи врага; ибо когда я стараюсь истинным намерением благоугождать Богу, то к этому намерению неприметно, и сама не знаю как, примешивается и желание славы человеческой. Замечаю же я это не вовремя, и поздно усматриваю, что я совсем не так совершаю дело, как его начинала. И потому часто случается, что намерение наше, как и Бог это видит, сначала бывает доброе, а потом неприметно само в себе изменяется, и как бы нечаянно встретив на пути славу, уловляется исканием оной. Так и пищу принимают для необходимого поддержанья жизни, но часто при употреблении пищи мы услаждаемся ею, так как незаметно примешивается тут страсть чревоугодия, и таким образом, то, что должно служить для подкрепления тела и для поддержания здоровья, мы обращаем в повод к сластолюбию (Св. Григор. Кн. 85 нрав. гл. 16). АНГЕЛ. Теперь ты сама уже понимаешь хорошо немощь свою, и потому надобно подумать о врачевании оной. Внимай, что сказал Господь, истинный врач душ человеческих: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф.6, 3 ). Здесь говорится не о членах тела, но о том, что творимое тобою добро не должно быть известно и близкому брату твоему, дабы, ища здесь мзды похвал, там не погубить плода воздаяния (Св. Амврос. Кн. 1 о должност. гл. 30). Даже всегда старайся, чтобы, если возможно и самой тебе не замечать, что доброго ни делаешь (Св. Иоанн Златоуст , бесед. 19 на Еванг. от Матф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Он был назначен на ответственный пост инспектора Академии ещё очень молодым. Естественно, что многие относились к нему подозрительно и недоверчиво, сомневаясь, чтобы он мог должным образом выполнять возложенный на него трудные обязанности. Об этих сомнениях и недоверии он знал, и эти сомнения сильно волновали и беспокоили его, волновали особенно, потому что он был болен. И вот, слыша голоса недоверия, чувствуя мучительную физическую боль, он работал так много и так плодотворно. Подобно евангельскому рабу, получившему 5 талантов, он не зарыл их в землю, а обратил в дело с великою пользой. Но его самого мы теперь должны зарыть в землю. Братие! Без сомнения Вам, как и мне, предносится вопрос: зачем, почему это? Если некогда сын наинской вдовы был возвращен к жизни ради слёз матери, то почему сей не сохранен для жизни ради слёз многих? И у него есть родственницы и родственники, которые горячо любили и горько оплакивают его, но кроме них у него было много чад по духу, которые много получали от его знаний и от его любви. Сколько бы пользы он принес людям, если бы прожил долго! Ведь, долгота его жизни равняется только 1/3 её естественной долготы. Зачем он умер так рано? Зачем закрылись эти добрые, ясные, проницательные глаза, зачем перестало биться это пылавшее такою горячею любовью к людям, сердце? Зачем? Братие! Не нам судить пути Всевышнего. «Кто разуме ум Господень; или кто советник ему бысть» (Посл. к Римл. 11, 34 ). Таинственные пути промысла для нас в большей части непостижимы. Будем подчиняться им со смирением. Один из лучших между нами отнят от нас. Это – удар. Будем скорбеть и молиться. Теперь в эти печальные, тяжелые минуты я не могу найти никакого слова утешения, с которым мог бы обратиться или к своему собственному смущенному духу или к сердцу других. Найти что-либо утешительное в смерти почившего нельзя. Она послана ему для наказания нас, она причиняет нам скорбь, и умножает и усиливает наши обязанности. Мы все, как и почивший, – хотя и различным образом и в различных положениях – служим делу утверждения и распространения истинной веры. Одного из добрых служителей этого дела не стало, но дело не уменьшилось, значит, обязанности каждого из нас увеличились. Вот, почему в смерти почившего мне слышится свыше обращённый призыв к усиленнейшему и ревностнейшему труду. Почивший был человеком труда и этот труд теперь он завещал нам. Братие! будем стараться исполнять это завещание. Молясь об усопшем, будем помнить его и его заветы. А теперь помолимся о нём, да простятся ему все его вольные и невольные прегрешения и да услышит он голос Господа: рабе благий и верный, вниди в радость Господа твоего» (Еванг. Матф. 25, 21 ). Помолимся о нём, помолимся об отпущении и нам наших прегрешений, ибо постигшая нас утрата, в которой нельзя не видеть Божьего наказания, показывает нам, что наши прегрешения не малы. Аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В таком месте обитания праведников будет соответствующая восточным нравам обстановка для вполне беспечной, приятной жизни: праведники будут иметь шелковую зелёного цвета одежду. золотые и жемчужные запястья, седалища и постели, украшенные золотом, подушки и ковры, посуду для яств и кубки для питья, прислужников и мальчиков и вечно юных супруг-гурий (хурий). „Боящихся Господа своего толпами поведут к раю, и когда они подойдут к нему, отверзнутся врата его. Стражи 295 его скажут им: „Мир вам! Вы были добрыми; за то войдите в него, оставаясь в нём навеки”. – Они скажут: Слава Богу, верно исполнившему для нас обетование своё, давшему нам в наследие эту землю, чтобы нам обитать в раю, где ни пожелаем! (Коран 39, 73–74. Ср. Еванг. Матф. гл. 5, ст. 5 и гл. 25 ст. 34–40). „Истинно, для тех, которые уверуют и будут творить добро... истинно, Мы не дадим погибнуть награде того, кто делал благие дела... для них сады Эдема, по которым текут реки... Они, нарядясь в золотые и жемчужные запястья, облекшись в зеленые одежды из штофа и атласа, будут восседать на седалищах” (18, 29–30). Седалища их будут также украшены дорогими камнями (56, 15). Облокотившись на них и сидя друг против друга, они будут похваляться своими нарядами (44. 53). На седалищах будут рядами разложены подушки и расставлены кубки, а под ногами разостланы ковры (88, 13–16). „Тем, которые боятся Господа своего, будут два сада (какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным)!, обильные деревами. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным! В обоих (садах) по два текучих источника. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным! В обоих по два рода всяких плодов. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным!.. Они будут возлежать на постели, у которых подкладка из шелковых тканей, когда плоды обоих садов к ним близки. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В них будут скромным взором (хурии), с которыми прежде них не сообщались ни люди, ни гении. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Они подобны яхонтам и кораллам. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Награда за добро, не добра ли? Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Но кроме тех двух, есть ещё два сада темно-зеленые. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В обоих два многоводные источника. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В обоих плоды, пальмы, гранаты. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В них добротные, красивые (хурии). Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Черноокие, укрытые в шатрах. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! С ними прежде них не сообщались ни люди, ни гении. Какое из благодеяний Господа нашего вы почтёте ложным! Они будут опираться на зелёные подушки и на прекрасные габкарийские ковры. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Да будет благословенно имя Господа твоего, Владыки славы, величия” (55, 46– 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Геенна, т. е. долина Еннома, (Нав. 15:8. 18, 16. 4 Цар. 23:10. Неем. 11:30. Иер. 19:2), находилась с южной стороны Иерусалима. Здесь был поставлен идол Молоха, сирийского божества, которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31, 32, 35). Место было страшное, а посему оно в новом завете послужило образом вечных мучений грешников. (Winer, Bibl. Realw. В. 1. 8. 492).    И это наказание нельзя назвать слишком строгим и тяжким, потому что, но выражению блаж. Феофилакта, „поноситель, превращая любовь, прекращает все добродетели, и посему справедливо подлежит геенне огненной» („Благовестн.» ч. 1. стр. 104). Суд синедриона и геенна употреблены здесь Господом для более понятного иудеям разграничения степеней виновности гнева.     Второй пример. (Изъяснение седьмой заповеди). Слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем. Седьмая заповедь ветхого закона (Исх. 20:14), направленная против самого действия прелюбодеяния, изъяснена Господом в том смысле, что преступно не одно действие, но также и нечистое пожелание, зарождающееся в сердце от нецеломудренного взгляда и переходящее в страсть. „Спаситель не вовсе запретил смотреть на жен, но только запретил смотреть на них с вожделением, ибо любящий смотреть на красивые лица сам возжигает в себе пламя страсти и душу делает пленницею, а после сего скоро приступает и к совершению пожелания». (св. Иоанн Златоуст. „Бесед. на еванг. Матф.« ч. 1. стр. 344. 347). Такова же мысль и св. Исидора Пелусиота: „не одно и то же увидеть внезапно и уязвиться, и потерпеть то же тщательно гонящемуся за чужою красотою, потому что увидевший внезапно и уязвившийся может целомудренным помыслом и стрелу извлечь и рану залечить, – а кто непрестанно и со тщанием смотрит, тот, если и не соделает греха телом, то совершил его уже душою“. („Твор. св, отц.», М., 1860 г. т. 35. стр. 58. 59. 123).    Какую надобно соблюдать осторожность, чтобы не впасть в соблазн, Господь изъясняет в следующих словах, имеющих иносказательный смысл: аще же око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную: и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

501 Сберегла: по поводу этого выражения, преосвященный Иннокентий, покойный архиепископ Херсонский, размышляя о помазании Господа усердием Марии, сказал: «В доме ее оставался (вероятно, от погребения Лазаря) фунт нардового чистого мира. Что может быть лучше, думала она, как употребить его в честь дражайшего Гостя? – К такому изложению евангельского изречения преосвященный сделал следующее примечание: «К сей мысли располагает выражение Спасителя: сберегла (τετρηεν) и слова Иуды, который упрекает Марию не за то, что она купила, а за то, что не продала (прежде купленного) мира. (См. Посл. дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, стр. 84, и примеч. к статье: Воскресение Лазаря, 68, стр. 487). 504 Эта мысль выражена в следующей прекрасной церковной песни, в св. ж Великую Среду, от имени помазавшей Господа грешницы: «Како воззрю к Тебе Владыце? Сам бо пришел еси спасти блудницу: из глубины умершую мя воскреси, иже Лазаря воздвишувый из гроба четверодневнаго: приими мя окаянную, Господи, и спаси мя“ (на стих, ст. 3). 506 506 Заимствуем эти выражения у автора «Последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (изд. 2-е, стр. 86), – применяя однакож сказанное им о Марии, сестре Лазаря, к другой жене помазавшей Господа. 510 Quis enim credat, si quatuor tantum diebus ante eumdem Christus reprehendisset, tam cito in facto omnino simili, sit tamen non eodem, iterum fuisse murmuraturum? (V.S.Script curs. compl. in Matth. 26,6. t. XXI, pag.1100). 517 «Этим Господь дает нам знать, – говорит блаж. Феофилакт, – что упомянутая жена поступила так по особенному мановению Божию, прообразуя смерть Его и погребение тела Его. Итак Господь не попустил бы помазать Себя миром, если бы не хотел явить в этом какой-либо тайны. Но как Бог всеведущий, Он предсказал при сем будущее, то есть, что о поступке ее возвещено будет повсюду. (Благов., ч. 1, толк. на ев. Матф. гл. 26, стр. 454 и 455). 518 Блаж. Феофилакт товорит: «Господь упрекает Апостолов, что они неблаговременно удерживали усердие жены... А вместе и обличает Иуду, сказав: «она сделала это, приготовляя Меня к погребению и обнаруживает его бессовестность, как бы так говоря ему: «ты, предавая Меня на смерть, не укоряешь себя, а она ужели заслуживает от тебя укоризны за то, что для приготовления Меня к погребению принесла миро, и притом по особенному как бы внушению Божию? (Благов., ч. 1, толк. на еванг. Марк. 14:6– 9 , ч. 2, стр. 206, 207).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. от Марка 2:1-12 (зач. 7). Сравни Матф. 9:1–8; Лук. 5:17–26. Так некоторые толкователи заключают из слова «чадо», с которым обратился к нему Иисус Христос — Марк. 2:5, сравнивая смысл этого выражения с тем, в каком оно употреблено в Лук. 2:48 — ( И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя .) Друзья, очевидно, с готовностью отозвались на его просьбу, и сами веруя в силу чудотворения Господа, не отступили пред встретившимися препятствиями, а довели свое дело до конца, за что и сами удостоились внимания от божественного Учителя, Который, « видя веру их » (2:5), отнесся с особенным вниманием и к расслабленному. Их вера есть живой пример действенности веры тех, кто молится за своих немощных собратий. В евангелии Марка просто значится «Чадо!» но в еванг. Матфея 9:2, Христос говорит: «дерзай, чадо!»— как бы желая ободрить очевидно совершенно растерявшегося юношу, испугавшегося своей собственной смелости, с которой он вторгся в присутствие к Иисусу Христу. Иоан. 1:47–49, из евангельского чтения в первое воскресенье великого поста. Ев. Лука в своем повествовании об этом событии прямо говорит, что « сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима » (Лук. 5:17). Это свидетельство вместе с тем служит одним из многих доказательств того, как евангелисты-синоптики, повествуя исключительно о галилейском служении Христа, в то же время не упускают из вида и событий из служения Его в Иудее и в самом Иерусалиме. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

– Чрез это я ободрил душу его, чтобы он не был поглощен чрезмерною печалью». Так любили ближнего святые отшельники. (Из Скитск. патерика). Неделя 16-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. 105, гл. XXV, 14–30 ст. 1. Притча Господа о талантах, с назиданием не лениться и не зарывать в землю данного от Бога таланта Предложим в наше назидание притчу Спасителя о талантах. В этой притче наглядно разъясняется, что Бог наделяет человека неодинаковыми способностями, и что каждый должен развивать данные ему способности и употреблять их с пользою для других и для своей души. «Один господин, – так читается в евангелии, – отправляясь в дальнюю сторону, поручил свое имение рабам Своим: одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один, каждому по его силам, и сам отправился». Вы, конечно, и сами можете догадаться, что господин – сам Господь наш Иисус Христос, Творец и Промыслитель наш: а рабы – мы все, люди; под талантами разумеются различные способности, разные дарования и различные виды служения обществу. Всех нас Господь Бог наделяет известными способностями и дарованиями и предназначает к известного рода служению: один предназначается Богом для служения обществу в высоком сане, а другой в низком, одного Бог наделяет хорошим умом, другого – богатством, а третьего – искусством. И каждый из нас должен с пользою употреблять данные ему от Бога таланты, и каждый в своем звании должен благоугождать Богу. Но, к сожалению, не все из нас употребляют свои таланты с пользою для ближних и для своей души, как это видно из дальнейших слов притчи: «получивший от господина пять талантов пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел еще два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина, – т. е. всю жизнь провел в праздности и лености. Вернувшийся домой господин первых двух рабов похвалил, назвал их добрыми и верными рабами и наградил, а скрывшего талант в землю назвал лукавым и ленивым рабом и повелел бросить его во тьму кромешнюю. ( Мф.25:14–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

в Галицком Еванг. 1144 г.: довълеть бо днии злоба своя. Mamф. VI, 34 ; ср. Срезневский, 1, с. 1000). Однако до 30–40-х г. XIX b. выражение «злоба дня», как самостоятельная фразовая единица, не существовало в русском литературном языке. Оно лишь потенциально было заложено в церковной цитате: «довлеет дневи злоба его» ( Mamф. VI, 34 , т. е. довольно для каждого дня своей заботы) 132 . Например, в статье Д.  И.  Писарева «Цветы невинного юмора» (1864): «Сатира хороша только тогда, когда она современна. Что мне за охота и за интерес смеяться над тем, что не только осмеяно, но даже уничтожено законодательным распоряжением правительства? ”Довлеет дневи злоба его“, и ”пускай мертвецы сами хоронят своих мертвецов“». Поэтому нельзя найти отдельного выражения злоба дня ни в одном словаре русского языка до появления сборника М.  И. Михельсона «Ходячие и меткие слова» (с. 126) и «Словаря русского языка» Грота – Шахматова (1907, т. 2). В словарях же церковного («церковнославянского») языка объяснялись или своеобразное значение слова злоба («забота») (Дьяченко, Ц.-сл. сл., с. 203) в евангельском тексте «довлеет дневи злоба его», или смысл и происхождение этого библейского изречения в целом. Так, в «Церковном словаре» Петра Алексеева (1794, 1, с. 303) можно прочесть под словом злоба: «Инде значит труд, печаль, скуку, Матф. 6, 34 . Довлеет дневи злоба его. Ибо евреи все то, что весело и приятно, называют благом, а что скучно, трудно и досадно, злом или злобою именуют». Понятно, что в среде духовенства или в социальных кругах, идеологически привязанных к церковной культуре, слово злоба могло применяться в евангельском значении «насущная забота, неприятность». Например, у Мельникова-Печерского встречается в романе «На горах» лексическое видоизменение евангельского текста: «Год на год, век на век не подходят. Всякому времени довлеет злоба его» (сл. Грота – Шахматова, т. 2, вып. 9, с. 2663). По свидетельству Н.  Барсукова, в речи славянофила Ю. Ф.  Самарина встречалось такое словоупотребление: «За оградою церковною...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010