Он не сказал: прежде света, но: прежде востока (света), не прежде бытия его, — прежде бытия солнца ничего не было, — но прежде восхода солнца, чем и указывает на рассвет. В другом месте, когда говорится о бытии, солнца, не говорится: прежде востока, но: прежде солнца. Так, напр.: «пребудет с солнцем и прежде луны в роды родов» (Пс.71:5, 17). Таким обра­зом, не одно и то же означают выражения: прежде солнца и прежде восхода солнца; второе относится к деятельности солнца и означает рассвет, а первое к существованию его. Так точно и здесь, если бы пророк хотел означить ночь, то не сказал бы: «прежде денницы», но: прежде восхода денницы. С дру­гой стороны и сам Христос относит этот псалом не к плотскому Своему рождению, но к духовному. Когда Он спро­сил иудеев: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?.. и когда они отвечали: Давидов..., тогда Он привел этот псалом и сказал: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф.22:42-45)? Что же означают эти слова? Здесь изображается истинное Его рождение (от Бога Отца). Что же, не прежде ли только денницы Он существует? Нет. И в другом месте говорится: «пребудет с солнцем и прежде луны в роды родов» (Пс.71:5); но это не значит, будто только прежде луны. И об Отце говорится: «прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь» (Пс.89:3); но Он существует не от века только, но еще прежде века, и не до века только, но бесконечно. Не соблазняйся выражениями, но разумей их богоприлично. И посмотри на мудрость пророка: он не в самом начале псалма сказал: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя»; но прежде показал дела Его, и потом уже, когда изобразил Его в делах, прямо выражает божествен­ное достоинство Его. Так и сам Христос сказал: «если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин.10:37, 38). Это для того, чтобы ты, узнав, что Он седит одесную Отца, назы­вается Господом так же, как и Отец, имеет начальство в самом Себе, производит такую светлость и господствует среди народов, не изумлялся, когда услышишь, что Он есть Сын Божий и существует прежде всякой твари.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Изображая это, Исаия сказал: «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4). До пришествия Хри­стова все люди облекались в оружие, и никто не был свобо­ден от этого занятия, города воевали с городами и везде был слышен шум сражений; а теперь большая часть вселен­ной в мире, все безопасно занимаются ремеслами, возделы­вают землю, переплывают моря, и только небольшая часть но­сит звание воинов для охранения всех прочих. И в них не было бы нужды, если бы мы исполняли должное и не нуждались в напоминании посредством наказаний. «Огнем» пророк называет здесь гнев Божий и говорит, что они сожгут свое оружие и колесницы, одержав великую победу, что и случилось, как повествует Иезекииль (Иез.39:10). Любознательным известно это событие. «Успокойтесь и познайте, что Я есмь Бог: буду превознесен в народах, буду превознесен на земле» (Пс.45:11). Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «исцелитесь» и «разумейте». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «утихните, чтобы вам познать». В еврейском: «уарфу, уаду». Мне кажется, что пророк здесь вещает к язычникам и как бы так говорит: познайте силу Его и могущество, являющееся во всей вселенной; но для этого вы должны быть спокойными, должны иметь здравую душу. Слово — «успокойтесь» означает это самое: оставьте заблуждения, отстаньте от прежнего об­раза жизни, выйдите из тьмы окружающих вас злых дел, дабы, руководясь указанием чудес и имея спокойную душу, вы познали Владыку всех. Для этого недостаточно только знать чудеса, но нужно иметь и признательную душу. У иу­деев также были чудеса, и, однако, это нисколько не послужило к их спасению. Как лучи солнечные недостаточны для того, чтобы видеть, но нужен и глаз чистый и здравый, так и здесь одних чудес недостаточно. Вот почему про­рок, сказав о чудесах, желающим получить от них пользу внушает отрешиться от окружающих их зол, чтобы познать Бога всех. «Успокойтесь и познайте, что Я есмь Бог», а не идолы и истуканы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Утихните, и Я представлю вам много дока­зательств. Это означают слова: «буду превознесен в народах, буду превознесен на земле», т.е. посредством дел явлюсь вам великим и вы­соким. Существо Божие, нетленное и неизреченное, высоко и само по себе; но так как вы не видите этого, то я покажу вам это делами, не только в Палестине и в Иерусалиме, но и между вами — язычниками. Так Бог прославляется, преодолевая и побеждая, творя чудеса и в Вавилоне, и в Египте, и в пустыне, и во всей вселенной, чтобы они везде могли познать Его. «Господь сил с нами, заступник наш — Бог Иакова» (Пс.45:12). Этот Бог, везде великий, везде высокий, есть с нами всегда. Итак, не бойтесь и не смущайтесь, имея такого непобедимого Господа, Которому подобает всякая честь и слава, со безначальным Отцем и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Пс.46:1. В конец. Чрез сынов Кореевых. Псалом. Все народы, восплещите руками. Воскликните Богу гласом радости. Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле.Как нужно понимать призыв Псал­мопевца к рукоплесканию и восклицанию? — Объяснение слов Псалма в переносном смысле: предызображе­ние победы Христа. — Божественное Его величие в са­мом уничижении, затем — в распространении Его уче­ния по вселенной. — Почему Христос не помог Себе на кресте? — Божественная Его сила в делах Апосто­лов. — Пророчество об обращении иудеев, как достояния Божия. «Вознесся Бог при восклицании» (Пс.46:6). Призыв вселенной к разумному прославлению Господа. — «Избранники Божии на земле весьма превознесены» (Пс.46:10).   1. Этот псалом такого же содержания (как и предыду­щий). В нем пророк изображает победы и трофеи над вра­гами и призывает всю вселенную к прославлению совершив­шегося. Но, может быть, некоторым кажется недостойным начало увещания божественного Духа, и это повеление, — рукопле­скания, клики, шумные возгласы. Может быть, скажет кто-ни­будь: не собирающимся в это почтенное училище, а действую­щим на зрелищах и пиршествах свойственно рукоплескать и производить шум руками; людям, наставляемым благодатью Духа, прилично спокойствие и благочиние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Будем же и мы благодарить за все это человеколюбивого Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки ве­ков. Аминь.    Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры»    Другой переводчик (Акила) говорит: по­бедителю о лилиях сынов Кореевых. В еврейском, вместо слова: о лилиях, сказано: ал сосаним. Разума песнь к возлюбленному (Феодотион). Другой (Акила): «знающего песнь о дружбе». Третий (Феодотион): возлюблен­ным. В еврейском сказано: идофоф. А семьдесят толковников: «В конец. Об имеющих измениться. Сынам Кореевым. В научение. Песнь о Возлюбленном».    Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «извлекло». Третий (Симмах): «подвигнулось сердце мое словом благим».    в русском переводе этого слова нет Беседа 14 на псалом 45 Пс.45:1-3. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом. Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас. Посему не убоимся, когда потрясется земля и горы превратятся в морские глубины.Божественная помощь могущественнее всякой земной силы; она не исключает, однако внима­ния к обстоятельствам времени. — Под «горами» и «морскими глубинами» разумеются великие опасности, не наводящие однако страха на уповающих на Бога. — Божественное попечение об иудеях и скорая им помощь от «Го­спода сил». — Будущее водворение мира на земле; приме­нение слов Псалмопевца об этом к временам хри­стианским. — «Успокойтесь и познайте, что Я есмь Бог» (Пс.45:11).   1. Пророк, с свойственным ему любомудрием, отклоняет здесь слушателя от дел житейских и возводит к надежде высшей. Не указывай мне, говорит, на оружие, стены, ограды, богатство, воинское искусство, множество коней, луки, стрелы, брони, толпы соратников, отряды воинов, телесную силу, опыт­ность воюющих; все это слабее паутины и тени. Если ты хо­чешь видеть силу непобедимую, прибежище неизменное, кре­пость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибегни к Богу, обратись к Его силе. Хорошо сказал он: «Бог нам прибежище и сила», выражая, что иногда мы побеждаем убегая, а иногда показывая твердость и сопротивление.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Другой переводчик (Симмах) говорит: «когда шумят и мятутся воды и колеблются горы в прославлении его». Сказав, что мы не устрашимся, хотя бы все пришло в смятение, пророк говорит потом о силе Божией, что сила Его непобедима. По­этому справедливо говорит: «не убоимся»; и как всегда, так и теперь указывает силу Божию то в природе, то в событиях с людьми.    Смысл слов его следующий: Бог все потрясает, колеб­лет, изменяет по Своей воле; для Него все удобно и легко. Мне кажется, что пророк разумеет здесь толпу храбрых людей, искуснейших из врагов, бесчисленное множество против­ников. Но сила Божия, говорит, такова, что от одного мано­вения Его совершается все. Как же можем мы страшиться, имея такого Владыку? Διαψαλμα — перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): «постоянно». «Течения реки». Другой (Акила, Симмах, Феодотион): «разделения». В еврейском: «потоки» (фалагав). «Течения реки веселят город Божий: освятил селение Свое Вышний» (Пс.45:5). Другой (Симмах): «святилище селения Вышняго». «Бог посреди его, и он не поколеблется: поможет ему Бог с раннего утра» (Пс.45:6). Другой (Симмах): «около утра». Третий (Акила): «когда настанет утро». Сказав о могуществе и силе Божией, о том, что для Бога все легко, пророк переходит к промышлению Божию об иудеях, изображая в кратких словах оказанные им благодеяния. Он, столь сильный, столь могущественный и страшный, все держащий и носящий, все потрясающий и движущий, престав­ляющий и изменяющий, исполнил город наш бесчисленных благ. «Река» означает здесь обильное, беспрепятственное и щед­рое излияние высших благ. Пророк как бы так говорит: все блага изливаются на нас, как из источников. Как река, разделяясь на множество потоков, орошает страну, по которой протекает, так и промышление Божие окружает нас со всех сторон, обильно изливаясь, стремительно притекая и наполняя все. Оно не только доставляет нам безопасность и непреодо­лимую помощь, но и духовную радость. Поэтому пророк и гово­рит: «освятил селение Свое Вышний».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И то не малое благодея­ние — назвать это место своим селением.    2. Не напрасно сказал он: «Вышний». Существо столь высо­кое, необъемлемое никаким местом, неизреченное, удостоило назвать наш город Своим селением и со всех сторон охра­няет его. Таков смысл выражения: «посреди его», как и в дру­гом месте Он говорит: «Я с вами» (Мф.28:20). Бог объемлет его со всех сторон; поэтому он не только не потерпит никакого бедствия, но и «не поколеблется». А причиною то, что он получает помощь самую скорую, решительную и всегда готовую, — это именно значит выражение: «с раннего утра», помощь немедленную и не долго ожидаемую, но всегда готовую и действующую быстро и в надлежащее время. «Пришли в смятение народы, уклонились царства, Вышний дал глас Свой: поколебалась земля» (Пс.45:7). Другой переводчик (Акила) говорит: «собрались народы». Здесь пророк изображает силу помощи Божией. Не в маловажных опасностях, говорит, но когда цари и народы нападали со всех сторон, окружали и осаждали один наш город, он не только не потерпел от них никакого бед­ствия, но и победил, преодолел и рассеял нападавших. Это и значит выражение: «уклонились царства, Вышний дал глас Свой», т.е., как бы одним только гласом покорил города. Вы­ражение чувственное и человекообразное; Бог побеждает не гласом и восклицанием, а одним мановением и произволе­нием; однако он употребил здесь выражение возвышеннее прежних, желая возвести слушателя выше понятий чувствен­ных. Представляя Бога постоянно вооруженным, и желая по­казать, что все это сказано в смысле переносном, образном и приспособленном к нам, — ведь ни в чем подобном Бог не имеет нужды, — он теперь прибавил: «дал глас Свой: поколебалась земля», выражая, что не только города, народы и селе­ния, но и саму эту стихию Бог потрясает. Впрочем, землею Писание часто называет и людей, как, напр.: «на всей земле был один язык» (Быт.11:1). «Господь сил с нами, заступник наш — Бог Иакова» (Пс.45:8). В еврейском вместо «сил» сказано: «Саваоф». Смотри, как пророк от земли обращает речь свою к небу, к бесчисленным сонмам ангелов, к ликам архангелов, к высшим силам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что указываешь мне, говорит, на войска, на варваров, на людей побеждаемых? Представь силу Его в небесном царстве, сколько воинств невидимых сил Он имеет в своей власти. Справедливо он назвал их «силами», показывая их могущество, как и в другом месте говорит: «сильные крепостью, творящие слово Его» (Пс.102:20). Так один ангел некогда сошедши умертвил сто восемьдесят пять ты­сяч (4Цар.19:35). Если же Он столь силен, то неужели не захочет подать нам руку помощи? Не опасайся, говорит, этого; поэтому и прибавляет: «заступник наш». Бог и может и хо­чет этого: потому не бойся. А что, если мы недостойны? Но Он благоволил к отцам нашим. Поэтому и прибавляет «Бог Иакова», и как бы так говорит; так Он поступает всегда издавна, от начала. Διαψαλμα — перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): «всегда». «Придите и увидите дела Божии, чудеса, какие Он совершил на земле: Он прекратит брани до концов земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем» (Пс.45:9-10). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «сломил». «И щиты сожжет огнем». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «и колесницы сожжет огнем». Сказав о земле, море, горах, о духовном заступлении и помощи, оказанной им, пророк опять обращает речь к зрителям, указывая на эти трофеи, по великой радости и любви своей к Господу, и, возвещая победы, которые Он одержал для них. Хорошо пророк сказал: «чудеса», а не сказал: победы и трофеи. Действительно, эти события происходили не по обыкно­венному порядку вещей, победы одержаны не оружием и телес­ной силою, а мановением Божиим, и сами дела показывают, что сам Господь был их предводителем. Так как слабые побеждали сильных, немногие многих, притесненные притес­нителей, и все это совершалось сверх чаяния, то справедливо он называет это чудесами, как случившееся чудесно и распространившееся по всей земле.    3. Не погрешил бы тот, кто приложил бы это в пере­носном смысле и к настоящему времени. Христос прекратил жестокую войну с бесами и распространил по всей вселенной мир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) Места псалмов, в которых Златоуст отдает преимуще­ство переводу 70-ти. Во многих других местах Псалтири срав­нение между собою переводов приводит святителя к тому, что он отклоняет другие переводы и вместо них в основу толко­вания полагает перевод 70-ти. И в этих местах Златоуст, как церковный проповедник, а не школьный учитель, не вво­дил слушателей в свою черновую работу, не объяснял част­ных оснований, которые располагали его в пользу этого, а не других переводов; вместо этого он выражал только оконча­тельный свой вывод, которым служило самое толкование. Таких мест беседы на псалмы представляют также весьма значительное количество. Из многих приведем несколько. – Объясняя (на стр. 47) последние слова Пс. 6 -го, Златоуст приводит перевод 70-ти: «яко оружием благовения венчал еси нас», за тем – другой: «увенчаешь его» (разумеется праведника). Изложив смысл того и другого переводов, различающихся между собою тем, что божественная защита, по переводу 70-ти, есть дело совершившееся, притом – над теми, от лица которых говорит псалмопевец, а по другому переводу – есть дело, имеющее совершиться в буду­щем, именно над праведником, Златоуст в заключение сво­его толкования говорит: «Ты окружил нас безопасностью и славою» (стр. 48), чем выражается, очевидно, смысл перевода 70-ти. – В передаче последних слов псалма 122-го (стр. 381) древние греческие переводы представляют ту неодинаковость, что по 70-ти здесь выражается уверенность в унижении богатых и гордых («Поношение лобзующим и унижение гордым»), переведено 43 у 70-ти), а по другим переводам, с которыми, как и с еврейским текстом, согласуется в этом месте нынешняя сла­вянская Псалтирь 44 , псалмопевец указывает на переносимое его народом унижение со стороны богатых и гордых. В объ­яснении этого места святитель ясно отдает предпочтение пере­воду 70-ти и, выразив его смысл, говорит: «так часто и слу­чается; Бог обыкновенно делает это, смиряя высокомерных и унижая гордых, чтобы отклонить от пути, ведущего к поги­бели» (стр. 381–382). – Равным образом относительно 3-го ст. Пс. 143 -го между древними греческими переводами есть несход­ство в том, что высокое достоинство человека указывается – по 70-ти в том, что Бог открыл Себя ему («познался еси ему»), а по другим переводам – в том, что Бог знает человека или обращает на него внимание. Златоуст не отрицает сообразности смысла, выражаемого другими переводами, но наибольшее одоб­рение отдает переводу 70-ти, когда говорит: «велик должен быть тот, кто познает Бога или лучше – будет познан от Него, и не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Поэтому весьма хорошо сказали семьдесят толковников: «по­знался еси ему», выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам от­крыл Себя нам» (стр. 513) 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Итак, Бог славы возгреме, Господь на водах многих . Воды - это святые, потому что из чрева их текут реки, то есть духовное учение, напояющее души слушающих (см.: Ин. 7, 38). И еще: они приемлют в себя воду, текущую в Живот Вечный, которая в хорошо приявших делается источником воды текущия в живот вечный (ср.: Ин. 4, 14). И на таковых водах - Господь. Припомни историю Илии, егда заключися небо три лета и месяц шесть (Лк. 4, 25), когда во время ясной погоды, на вершине Кармила услышал он голос вод многих, а за сим последовало и то, что гром был из облаков и потекла вода (см.: 3 Цар. 18, 42-45). Итак, Господь на водах многих . (4) Глас Господень в крепости . Как бывает глас в колесе, так глас Господень состоит в крепости, ибо кто вся может о укрепляющем Христе (ср.: Флп. 4, 13), тот слышит и исполняет заповеди Господни. Посему глас Господень не в немощной и расслабленной душе, но в той, которая с напряжением и крепостию творит добро. Глас Господень в великолепии . Великолепие есть доблесть особенно великая. Посему кто с благоприличием совершает все, что входит в какое-нибудь великое деяние, тот называется великолепным. Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней глас Господень . Кто имеет не тесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы тварей, возмог, по крайней мере несколько, постигнуть благость Божия Промысла и, сверх того, не щадит издержек, но щедр, когда потребно исправить нужды братий, тот великолепен. И в таковых вселяется глас Господень . Ибо в подлинном смысле великолепный презирает все телесное, признавая оное не имеющим никакой цены в сравнении с невидимым. Того, кто великолепен, никакое обстоятельство не оскорбит, вообще никакое страдание его не возмутит, проступки людей негодных и презренных не приведут его в движение, нечистота плоти не унизит его, он недоступен унизительным страстям, которые не могут возвести на него очей по причине высоты его мыслей. Приписывается же и Богу некоторое великолепие, например: взятся великолепие Твое превыше небес (Пс. 8, 2). Посему те, которые имеют о Боге великие представления, превозносят Его великолепие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

Действительно нужно делать то и другое, — иногда наступать, а иногда уклоняться. Так поступал и Павел, иногда уклоняясь, а иногда восставая на противящихся слову истины. Так и Христос поступал и научал нас. Так должно поступать и нам, — должно тща­тельно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, по слову Евангелия, а когда оно постигло нас, то не малодушествовать, а стоять мужественно. «Помощник в тяжких скорбях, постигших нас». Как я часто говорил прежде, так скажу и теперь: Бог не препятствует постигать нас скор­бям; но, когда они постигли, Он помогает нам, доставляя нам таким образом пользу и опытность. Слово: «зело» нужно отнести к слову: «Помощник». Подлинно, Бог помогает не как-нибудь, но обильною Своею помощью подает великое утешение в скорбях. Он подает нам не такую помощь, какая бывает нужна по свойству скорбей, но гораздо большую. «Посему не убоимся, когда потрясется земля». Видишь ли, как Он подает помощь большую и с великим преизбытком? Не сказал: не будем побеждены, не падем, но не потерпим и того, что во­обще свойственно человеческой природе: «не убоимся», не устра­шимся. Почему? Потому, что помощь Божия чрезмерна. Называя здесь землю, горы и сердце морей, пророк говорит не о сти­хиях, но под именем их разумеет невыносимые опасности. Хотя бы мы видели, говорит, все разрушающимся, хотя бы ви­дели невыносимое смятение, хотя бы случилось то, чего никогда не бывало, хотя бы вся природа, так сказать, восстала на саму себя, хотя бы горы подвиглись с своего места, хотя бы все по­колебалось в своем основании и смешались самые первые сти­хии, хотя бы произошло столь великое смятение, и тогда мы не только не будем побеждены, но и «не убоимся». А причиною то, что нам помогает, подает руку, содействует Владыка всего этого. Если же и в таком случае мы не устрашились бы и не впали бы в малодушие, то тем более не устрашимся, если враги нападут на нас и противники вооружатся против нас. «Шумели и вздымались воды их, тряслись горы от силы Его» (Пс.45:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010